Манифесты эпохи: как и для чего работал режиссер Сергей Соловьев

17

Манифесты эпохи: как и для чего работал режиссер Сергей Соловьев

Он предпочитал снимать фильмы по собственным сценариям. Нередко они становились громкими манифестами эпохи. Многие вошли в учебники истории отечественного кино. В Москве на 78-м году жизни скончался народный артист России, режиссер Сергей Соловьев, автор «Ста дней после детства», «Ассы» и трех десятков других картин, передает телеканал «МИР 24».

Эта картина стала символом Перестройки. В своей «Ассе» Сергей Соловьев угадал, каких перемен требуют сердца советских граждан. А песня Виктора Цоя и вовсе стала манифестом нескольких поколений. Соловьев специально уговорил лидера группы «Кино» придержать премьеру песни до выхода картины.

«В какой-то момент Горбачев стал нашим помощником в процессе проведения премьеры «Ассы». Если я говорю «маленькая культурная революция», то это не мои измышления или шутки, а это вы можете выяснить, исторически посмотрев, что происходило на премьере фильма «Асса», на что это повлияло в результате, и какие события произошли в нашем государстве, обществе. Это не шутки и не самодовольство. Это анализ того, что сделал Соловьев», – рассказал художник, музыкант, актер Сергей Бугаев.

В фильмах Сергея Соловьева нет места пафосу, он любил свободу и чутко чувствовал любую фальшь. «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» и «Дом под звездным небом» – в этих лентах знаменитые советские и российские актеры были непохожи на себя. Такого драйва и абсурда ожидать от них было сложно, но у режиссера-бунтаря иначе играть было невозможно.

«Я называла его поэтом в кинематографе, это был очень образованный человек. Он прекрасно знал музыку, драматургию, пьесы, литературу. Чего он только не знал. Он все знал. Ой… работать с ним было интересно, конечно», – рассказала актриса Людмила Савельева.

Соловьев не терпел никаких шаблонов и не любил, когда ему диктуют.

«Всякая концепция – это сужение проблем жизни живой до такой утленькой концепции, которая тебе удобна. Жизнь шире любых концепций, этим она и ценна. Поэтому мой единственный принцип в жизни – будь антиконцептуальным. Я антиконцептуалист», – говорил режиссер.

Вот парадокс. Соловье был из семьи военного, его отец служил в Северной Корее советником при Ким Ир Сене. О том времени у Сергея Александровича остались особые воспоминания.

«Старинный храм корейский – я помню, упал с него со второго яруса башкой в землю. Получил сотрясение мозга».

До режиссуры он думал об актерстве. Не сложилось. После учебы во ВГИКе первая серьезная работа – «Семейное счастье».

В 1990-х он с головой уходит в театральную жизнь, изредка снимает фильмы. В «нулевых» снова в режиссерском кресле, снимает «Нежный возраст», «О любви», «Анну Каренину». К ним сам пишет сценарии. Как и раньше, он снимает ленты не только для зрителя, но и для себя, чтобы всегда оставаться довольным проделанной работой.

Манифесты эпохи: как и для чего работал режиссер Сергей Соловьев

Источник: mir24.tv

Читайте также: