Стас Намин вспомнил поездку Сергея Соловьева с Ди Каприо

17

«МК» продолжает собирать венок воспоминаний о Сергее Соловьеве, чей земной путь оборвался 13 декабря 2021 года. О выдающемся режиссере рассказывают его близкие друзья и коллеги, вместе создавшие целый пласт уникальной культуры.

Легендарный музыкант, создатель группы «Парк Горького» Стас НАМИН рассказал о дружбе с Соловьевым протяженностью в четыре десятка лет и кубинских приключениях с участием Ди Каприо:

— Мы с ним дружили где-то с середины 80-х. В последний раз разговаривали перед моим днем рождения. Он должен был прийти 8 ноября и спросил: «Если можно, я буду на коляске». Я ответил: «Конечно». И после исчез — не подходил к телефону, видимо, ему было плохо. Он абсолютно удивительная личность того века, который уже не вернется. Это высший уровень врожденной, генетической интеллигентности — образованием эту интеллигентность не заменишь. У него был необыкновенный талант — не только кинематографический, но и сценарный, и литературный. От того, что он писал, невозможно было оторваться. Но главное — это его удивительное доброе сердце. Все грелись его теплом. В кино, которое тогда было зацензуренным и формальным, он тоже открыл как режиссер человеческое тепло.

— Какой эпизод вам больше всего запомнился?

— Мы путешествовали вместе. Я его пригласил в один проект в 90-е, когда непонятно было, какие у нас отношения с Америкой. Я договорился с Леонардо Ди Каприо и канадской певицей Аланис Мориссетт. С нашей стороны пригласил Сережу Соловьева и Леню Сорочана (его уже тоже нет в живых), и мы такой компанией поехали на Кубу. Ди Каприо только что снялся в «Титанике», но его еще никто не узнавал. Мы нелегально покупали сигары, попадали в какие-то странные ситуации. Снято видео, где Сережа Соловьев рассказывает сумасшедшую криминальную историю о подпольных цехах. Он был потрясающий выдумщик и рассказчик.

Кинооператор Сергей АСТАХОВ («Брат», «Брат-2», «Метро», «Салют-7») тоже рассказал о режиссерском таланте Соловьева:

— Он относился к редкому типу режиссеров, которые очень ценили изображение. Не просто как способ повествования, но его эстетику — и живописную, и фотографическую. Он в этом хорошо разбирался и не работал абы с кем. Клименко, Лебешев, Мальчинский… Я как бы затесался в эту компанию. Сергей Александрович многое мог дать человеку, стоящему за камерой. Он всегда предоставлял оператору возможность самовыразиться. В «Анне Карениной» мы сотрудничали частично. Работали параллельно с Юрой Клименко. В «2-Ассе-2» я снимал несколько эпизодов. Но дело не в этом — мы дружили с момента знакомства по самый последний момент. Это не просто было: он режиссер, а я оператор. Нет, я был его младшим товарищем!

— Рок впервые прозвучал в «Ассе», во многом предопределив роль музыки в таких кинолентах, как «Брат» или «Война». Так ли это?

— Музыка в кино была всегда. Возьмите хотя бы «Два бойца», где две потрясающие песни вполне могут быть саундтреком. Но Соловьев продолжил и развил это. В «Ассе» музыка — более эмоциональная вещь, работающая на полифонию образа. А то, что это рок, — продиктовало время. Раньше был шансон, теперь — рок.

Музыкант и актер Сергей БУГАЕВ (участник рок-групп «Кино», «Аквариум», «Звуки Му» и исполнитель роли Бананана в обеих частях «Ассы») выразил надежду, что студенты Соловьева станут его последователями и продолжат поэтизацию кино.

— Он был ценителем поэзии. Настаивал на том, чтобы Станислав Говорухин в «Ассе» долго читал «Евгения Онегина», хотя не все одобряли такие «отклонения».

По словам Бугаева, несмотря на давление тогдашнего Госкино, Соловьев проявлял смелость и находил неожиданные художественные решения. Он смог разглядеть актуальный пласт рок-культуры и осознать визуальные тенденции, связанные с искусством, — и влить результат этого осмысления в фильм.

— Говорухин не сразу поверил Соловьеву, что Цой и другие ребята — это мощь мощная.

Рок-музыка (и рок-поэзия) вырвалась из андеграунда во многом благодаря Сергею Александровичу. А это делает его фигурой не просто бесконечно масштабной, но и эпохальной.

Источник: www.mk.ru

Читайте также: