Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

 

Сущность саморазвития и самосовершенствования педагога

Сущность профессиональной деятельности человека предполагает его непрерывную работу по саморазвитию и самотворчеству в пределах личных возможностей. Продуктами ее являются, во-первых, рефлексивные способности, развитые до уровня высочайшей саморегуляции и проявляющиеся в деятельности по самосовершенствованию; во-вторых, способности предвидения как сущностная характеристика интеллигента, живущего в настоящем, но ориентированном в будущее; в-третьих, развитая способность организовать время своей жизни как пространство непрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования [59, 228 – 229].

Работа над собой как способ самосовершенствования представляет собой основу профессионального саморазвития, которое предполагает осмысленную деятельность по развитию своей личности как профессионала: приспособление своих индивидуально-психологических характеристик к запросам педагогической деятельности, непрерывное увеличение профессиональной компетентности и вырабатывание морально-нравственных и других качеств личности.

Профессиональное саморазвитие располагает достаточно сложной организацией мотивов и источников активности. Движущим фактором саморазвития является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Такую потребность обычно стимулируют как внешние источники активности, так и внутренние.

Процесс профессионального саморазвития включает в себя три общих взаимосвязанных этапа:

Самообразование педагога.

В профессиональном саморазвитии большое значение имеет самообразование педагога (самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, знаний, технологий обучения и воспитания). Процесс развития у будущих специалистов самообразовательной деятельности весьма сложный и довольно длительный. Ученые-педагоги отмечают в нем три этапа: ситуативное самообразование > ситуативно-инициативное самообразование > инициативно-зрелое самообразование.

Последнее характеризуется сознательным обращением их к самообразовательной работе. И наблюдается оно далеко не у всех получающих диплом специалиста по окончании вуза.

Схематически технологический процесс формирования готовности человека к самообразовательной деятельности можно представить в следующем виде:

№ п/п Компоненты самообразования Решаемые задачи
Создание эмоционально-личностного аппарата 1.1. Научиться целеполаганию в самообразовании; 1.2. Сформировать потребность самостоятельно реализовать социально значимые задачи; 1.3. Научиться ставить и решать в соответствии с этими задачами личностно-значимые цели своего самообразования.
Овладение технологией усвоения знаний, умений и навыков 2.1. Овладеть умениями целостного представления содержания изучаемого; 2.2. Сформировать понимание роли изучаемого отражении объективной картины мира; 2.3. Сформировать понимание роли изучаемого в профессиональной деятельности.
Овладение методикой работы с источниками информации 3.1. Сформировать основы опыта познавательной деятельности для самостоятельной работы с источником информации; 3.2. Научиться рациональному применению в самообразовании разнообразных источников; 3.3. Научиться умениям рационально находить, извлекать информацию из источников, сохранять и актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности.
Овладение организационно-управленческими умениями 4.1. Сформировать умения рационального планирования самообразования; 4.2. Научиться обязательности выполнения плана самообразования; 4.3. Научиться оценивать достигнутые в самообразовании результаты и ставить новые задачи.

Источники самообразования педагога:

· Научная, научно-методическая, научно-популярная и психолого-педагогическая литература, периодическая печать, СМИ, Интернет

· Обучение на курсах (освоение различных образовательных программ)

· Работа по основной и/или сопутствующим специальностям

· Хобби (занятия спортом, искусством, туризмом и т.п.)

Содержание самообразования: психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, спроецированная в сферу профессиональной деятельности и т.п.

Таким образом, саморазвитие, самообразование и самосовершенствование – важное условие самосовершенствования и достижения педагогического мастерства.

Вопросы и задания:

1. Завершите фразу: «Самообразование – это…»

2. Чем обусловлена необходимость непрерывного самообразования современного педагога?

3. Какова взаимосвязь между самообразованием и обучением в учебных заведениях?

4.Каковы внутренние и внешние условия для формирования готовности к самообразованию у школьников в процессе преподавания вашего учебного предмета?

Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

профессиональное саморазвитие / педагог / непрерывное образование / психолого-педагогическая поддержка / тренинг. / professional self-development / teacher / continuous education / psychology and pedagogical support / training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. А. Боброва, О. В. Чурсинова

В данной статье анализируются понятие профессионального саморазвития педагога , его структура, а также факторы, влияющие на данный процесс. Кроме того, авторы рассматривают основные способы и направления профессионального саморазвития педагога , обеспечивающие непрерывность его образования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. А. Боброва, О. В. Чурсинова

Диагностика готовности субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических работников к профессиональному саморазвитию

Формирование опыта педагогической рефлексии у студента как основы непрерывного саморазвития в будущей педагогической профессии

Читать статью  Как медитация влияет на человека?

Профессиональное саморазвитие студентов в контексте компетентностно-деятельностного подхода к обучению

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT of the TEACHER AS CONDITION OF ITS CONTINUOUS EDUCATION

In this article the concept of professional self-development of the teacher , his structure, and also the factors influencing this process are analyzed. Besides, authors consider the main ways and the directions of professional self-development of the teacher providing a continuity of his education.

Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО

И.А. Боброва, канд. пед. наук, доцент О.В. Чурсинова, канд. психол. наук, доцент

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия, г. Ставрополь)

Аннотация. В данной статье анализируются понятие профессионального саморазвития педагога, его структура, а также факторы, влияющие на данный процесс. Кроме того, авторы рассматривают основные способы и направления профессионального саморазвития педагога, обеспечивающие непрерывность его образования.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, педагог, непрерывное образование, психолого-педагогическая поддержка, тренинг.

В современном обществе достаточно актуальна проблема непрерывного саморазвития педагога с целью повышения уровня его профессионального мастерства. Поиск новых подходов к решению обозначенной проблемы задает необходимость проектирования процесса личностно-профессионального саморазвития педагога.

Важным условием педагогической профессии является непрерывность образования, осуществляющаяся в течение всей жизни, обеспечивающая целостность и единство системы образования, создание условий для саморазвития и самообразования педагога [1].

Профессиональное саморазвитие педагога можно охарактеризовать как непрерывный процесс качественного, самостоятельного, целенаправленного раскрытия педагогом своих потенциальных возможностей и способностей, позволяющий наиболее эффективно осуществлять различные виды профессиональной деятельности.

На профессиональное саморазвитие педагога оказывает влияние ряд факторов. Так В.Л. Блинова и Ю.Л. Блинова в своем исследовании выделяют 2 группы факторов:

1. Факторы, способствующие процессу саморазвития педагога: эмоциональная устойчивость, навыки конгруэнтного взаи-

модействия, мотивация достижений, ас-сертивность, мотивация саморазвития, открытость новому опыту, наличие социального интеллекта, поведенческая гибкость.

2. Факторы, препятствующие саморазвитию педагога: отсутствие ответственности, ригидность мышления, способности к самопознанию, личностная тревожность и страх новизны, наличие психологических защит, барьеры, создаваемые другими людьми [2].

В структуре профессионального саморазвития педагога можно выделить следующие компоненты:

— Самосознание, включающее отношение педагога к себе как к профессионалу своего дела, осознание себя, своих интересов и переживаний;

— Самооценка, характеризующаяся осознанием личных и профессиональных качеств, их объективной оценкой;

— Самоорганизация, проявляющаяся в оценке, контроле, корректировки педагогом себя как субъекта деятельности; регуляции действий, целесообразности их проявления; постановки целей и выбором соответствующих практических действий для их достижения;

— Самоуправление, включающее рефлексию собственной педагогической деятельности и прогнозирование результатов

Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи, дополняя, и оказывая влияние, друг на друга.

Определим основные способы профессионального саморазвития педагога:

1. Помощь методических объединений отдельным педагогам в проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории с учетом стажа, уровня профессионализма, координации деятельности по реализации проекта саморазвития, обеспечение доступности профессионально-развивающих ресурсов, организации мониторинга процесса саморазвития на основе сравнения самодиагностики и экспертных оценок, обобщение результатов саморазвития в продуктах педагогического творчества и др.

2. Реализация психолого-педагогической поддержки, представляющей собой систему социально-психологических и психолого-педагогических способов и методов, способствующих самоопределению педагога в процессе формирования его способностей, ценностных ориентаций и самосознания.

Основные направления психолого-педагогической поддержки — психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое сопровождение. В рамках психолого-педагогической поддержки применяются такие методы как просвещение, консультирование, диагностика, тренинг, коррекция.

Рассмотрим подробнее данные методы:

— Психологическое просвещение направлено на формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, создании условий для полноценного удовлетворения познавательных интересов в сфере психологии, а также своевременного предупреждения возможных профессиональных деформаций и психологических срывов.

— Психологическое консультирование, сопровождающееся оказанием помощи педагогу в самопознании, формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, про-

фессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию.

— Диагностика профессионального саморазвития педагога, осуществляемая для выявления ресурсных возможностей педагога, выявления проблем профессионального саморазвития. С этой целью формируется банк специализированных методик, тестов и анкет (методика «Измерение мотивации достижения» А. Мехрабиана, тест «Готовность к саморазвитию, методика «Оценка реализации потребности педагога в самореализации», методика «Изучение удовлетворенности педагогами своей профессиональной деятельностью» Н.В. Жу-рина, Е.И. Ильина, тест САТ (самоактуа-лизационный тест) и др.).

— Тренинговая работа, позволяющая в относительно короткий срок смоделировать и включить педагога в специально смоделированные интерактивные ситуации, способствующие апробации имеющегося опыта, его рефлексии, посредством получения обратной связи от других участников, мобилизации личностного потенциала, приобретению и отработке новых элементов опыта, пересмотру взглядов, установок и др.

Так «Тренинг профессионального саморазвития педагога» включает в себя такие методы как: групповые дискуссии, метод мозгового штурма, ролевые и деловые игры, мини-лекции, упражнения и др.

Тренинг состоит из нескольких блоков:

Читать статью  Тема 9. Творческий потенциал и саморазвитие личности.

а) «Профессиональная направленность педагога» («История о белом медведе» и

б) «Самопознание» направлен на осознание педагогом своих индивидуальных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности («Кто я?», «Ищем секрет», «Конверт откровений», «Ода себе»);

в) «Саморазвитие» направлен на осознание педагогом себя в системе педагогического общения и оптимизацию межличностных отношений с субъектами образовательной деятельности («Превращение

проблем в цели», «Перекрестный допрос»).

— Психологическая коррекция, направлена на исправление тех особенностей индивидуально-личностного и профессионального развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели профессионала. Кроме того, психокоррекция применяется в ситуациях преодоления различного рода барьеров, встающих перед педагогами при выполнении профессиональной деятельности.

3. Курсы повышения квалификации,

действенный способ профессионального саморазвития педагога.

4. Создание индивидуальных программ саморазвития: портфолио педагога, план саморазвития педагога, банк педагогического опыта, аттестация учителей, конкурсы профессионального мастерства.

Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога включает в себя как самообразовательную деятельность, так и осуществляется современной системой образования, предоставляющей все необходимые возможности для непрерывного образования педагога.

представляющие собой эффективный и

1. Балева В.В. Профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. — 2016. — Т. 2. — №1. -С. 58-65.

2. Блинова В.Л., Блинова Ю.Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2009. — 222 с.

3. Чудина Е.Е. Концепция профессионального саморазвития учителя как условие реализации профессионального стандарта педагога // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — Волгоград: Инновационный центр развития образования и науки. — 2015. — С. 93-95.

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT of the TEACHER AS CONDITION OF ITS

I.A. Bobrova, candidate of pedagogical sciences, associate professor O.V. Chursinov, candidate of psychology sciences, associate professor

Stavropol regional institute for the development of education, training and retraining of educators

Abstract. In this article the concept of professional self-development of the teacher, his structure, and also the factors influencing this process are analyzed. Besides, authors consider the main ways and the directions of professional self-development of the teacher providing a continuity of his education.

Keywords: professional self-development, teacher, continuous education, psychology and pedagogical support, training.

Профессиональное самосовершенствование педагога

Бабаева, М. Э. Профессиональное самосовершенствование педагога / М. Э. Бабаева, Л. В. Краснюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66707/ (дата обращения: 02.11.2022).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА

Бабаева Милвара Эраксовна, студент;

Краснюк Людмила Владимировна, доктор экономических наук, профессор

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности.

Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической профессии и составляющие профессионализма педагога.

Результаты: в рамках данного исследования была выявлена высокая значимость саморазвития в профессии для современного педагога и востребованность в современном обществе педагогов, которые постоянно повышают свою квалификацию, изучают и применяют на практике новые методы обучения и воспитания детей. Так же, была установлена тесная взаимосвязь профессионализма с саморазвитием, постоянное самосовершенствование выступает обязательным условием профессионализма. Не смотря на множество факторов, влияющих на профессионализм педагога (личное отношение к профессии, опыт и многие другие), решающим признаком профессионализма, мною было выделена. способность педагога к творческому подходу в решении педагогических проблем.

Ключевые слова: саморазвитие, профессионализм, личностное развитие, педагог, учитель, саморазвитие.

Основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что до тех пор, пока учиться. Многие ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многогранность феномена саморазвития и самообразования. Но необходимо выделить факт, что саморазвития в профессии напрямую связана с личностью педагога и необходимости постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию [3, с. 188].

Профессионально-личностное развитие педагога выступает главная цель педагогического образования. С одной стороны, педагог выступает как личность, а с другой стороны-педагог выступает носителем информации в практической его деятельности. Это говорит о том, что, для того чтобы развить и нравственные ценностные качества в ребенке, необходимо эти же качества развития и в самом педагоге. Но развитие личности педагога напрямую зависит от его способности к саморазвитию, а значит, и в успешном профессиональном становлении. Это говорит о тесной взаимосвязи профессионализма и саморазвития в профессии.

В педагогической литературе выделяют 4 стадии профессионального роста педагога:

Профессиональное самоопределение, в процессе которого происходит поиск и нахождение личностного смысла в осваимовой трудовой деятельности.

Профессиональная самореализация представляет самой собой реализацию существующего потенциала и имеющихся в способности в профессиональной деятельности.

Профессиональное самосовершенствование, представляет собой совокупность психологических и личностных изменений, происходящих в педагоги в процессе овладения длительного выполнения деятельности, обеспечивающая качественно новый, высокий уровень решения профессиональных задач.

Читать статью  7. Культура как мир человека, как способ самопознания и саморазвития личности. Внутренняя и внешняя культура человека и общества. Феномен “образованщины” в нашем обществе.

Саморазвитие, представляет собой и сознательный процесс личностного и профессионального самосовершенствование в профессии.

Идеальный выбор профессии для человека должен включать в себя два фактора, быть источником дохода, и быть средством личностной самореализации. Саморазвитие в профессии педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формирование себя как личности. Однако, в современном мире непрофессионализмом напрямую зависит ли размер дохода, а это требует развитие определенных качеств и навыков.

Профессиональное саморазвитие учителя предполагает использование специально разработанных методик, использование которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. В число стандартных методов входят:

  1. Курсы переподготовки;
  2. Курсы повышения квалификации;
  3. Предметные комиссии и методологические ассоциации;
  4. Школы передового опыта;
  5. Семинары для молодых учителей;
  6. Творческие сообщества;
  7. Педагогические чтения и многое другое.

Для того, чтобы стать настоящим профессионалом в своей области, одних только семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математика, естественные науки, русский язык или любой предмет), невозможно повысить эффективность своей работы без систематических самостоятельных занятий.

Важность саморазвития человека определяется его регулирующей функцией. Человек принимает то или иное решение именно на основе учета его субъективных отношений с разными сторонами окружающей действительности. В его сферу также входит отношение к себе как к субъекту общественных отношений и как к личности в целом. Степень зрелости выражается в способности принимать собственные решения и сознательно принимать решения в трудных ситуациях. Известно, что человек, который самостоятельно выбирает профессию, на основе сложившейся системы отношений и ценностей, исходя из социальных требований, быстро и легко адаптируется к условиям труда, испытывает удовлетворение своей работой. В связи с этим проблема профессионального саморазвития личности является одной из наиболее актуальных проблем педагогики.

Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а это означает, что его собственная личность является мощным «рабочим инструментом», и чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост выступает основным условием достижения профессионализма.

Профессионализм — степень, в которой индивид осваивает профессиональные навыки, а профессионал — индивид, основным занятием которого является его профессия; специалист в своей области с соответствующей подготовкой и квалификацией.

Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями и навыками, сколько неописуемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием реальности в целом и сложных жизненных ситуаций.

Таким образом, саморазвитие является результатом профессионального творчества, а не просто увеличения знаний, навыков.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые методы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие учителя является движущей силой на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

Как отмечает Надежда Ростиславовна Битянова (автор трудов о личностном росте и саморазвитии), настоящий глубокий и широкий профессионализм (а это тот фактор, который демонстрирует мастерство многих выдающихся людей) не может вырасти из исследований человека только одним видом деятельности, которому он посвятил себя, особенно если этот вид деятельности сложен по своей природе [4, с. 32].

Высокий профессионализм невозможен без развития особых способностей человека, которые как по своему содержанию, так и по форме будут тесно связаны с требованиями конкретной деятельности, а без знаний и навыков, соответствующих этим требованиям невозможно и их развитие. Развитие также обязательно является необходимым условием для достижения такого профессионализма, так как человек обладает общими способностями и превращением общечеловеческих ценностей в свои ценности, что означает нравственное воспитание его личности.

В дополнение к этому, другие условия играют важную роль в приобретении профессионализма:

  1. Личное отношение к профессии;
  2. Понимание их личных ограничений и ресурсов профессиональной деятельности;
  3. Личный жизненный опыт в целом, а не профессиональные требования (определяет отношение к вариантам саморазвития);
  4. Особенности индивидуального видения средств деятельности (являются основным содержанием формирования личности специалиста);
  5. Проблемные ситуации, цели и методы профессиональной деятельности;
  6. Методические указания и нормы профессионального мышления (возникают у человека в результате рефлексивного развития профессиональной деятельности).

Решающим признаком профессионализма учителя является его готовность творчески решать педагогические проблемы. В реальной педагогической деятельности трудно отделить норму от творчества. Творчество не характерно для всех педагогов — это отличительное качество личности.

  1. Багаева И. Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя / И. Д. Багаева — Усть-Каменогорск, 2011. — 338 с.
  2. Квашко, Л. П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность? / Л. П. Квашко. — М.: Владивосток: Дальневосточный университет, 2016. — 260 c.
  3. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 509 c.
  4. Трунцева, Т. Н. Аттестация педагогов. Проектирование программы саморазвития. 1–11 классы / Т. Н. Трунцева. — М.: ВАКО, 2016. — 160 c.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессия, саморазвитие, личное отношение, личностный рост, педагогическая профессия, профессиональное саморазвитие учителя, современный мир, современный педагог, тесная взаимосвязь профессионализма.

Источник https://allrefrs.ru/3-4653.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samorazvitie-pedagoga-kak-uslovie-ego-nepreryvnogo-obrazovaniya

Источник https://moluch.ru/archive/294/66707/

Previous post Кредитные карты банка «Возрождение» 2022 – 2023 года
Next post Занимаюсь спортом и правильно питаюсь, но не худею. Рассказываем – почему.