Промывка двигателя при замене масла: на пользу или во вред?
Чем лучше промыть двигатель перед заменой масла
Чтобы получить максимальный эффект от смены автомасла, после слива отработанной смазки мотор необходимо очистить от остатков и осадка. И в этом случае возникает вопрос о том, чем лучше промыть двигатель перед заменой масла.
Но стоит ли промывать двигатель, когда после этой процедуры остатки чистящего средства, как ранее отработанного масла, могут остаться внутри? Согласно статистике, после промывки ДВС внутри остается от 5 до 20 процентов жидкости.
Так, в зависимости от качества выполненных работ, в силовой установке объемом 1,8 литра, к примеру, может остаться до 400 мл промывочной жидкости. Поэтому вопросы о том, какая промывка двигателя лучше и чем стоит промывать мотор после раскоксовки, чтобы не нанести вреда автомобилю, весьма актуальны.
Чем помыть двигатель от масла
При выборе средства для очистки двигателя от масла необходимо исходить из того, что данное вещество должно оказывать минимальное негативное воздействие на свежее моторное масло.
Активные компоненты и присадки последнего способны вступать в реакцию с различными ингредиентами промывки, вызывая снижение вязкости и вспенивание смазки.
Все это сказывается на эксплуатационных характеристиках масла, которые могут значительно «просесть», что, в конечном итоге, негативно скажется на работоспособности и ресурсе силового агрегата.
Споры по поводу целесообразности очистки двигателя обострились на фоне увеличения продаж подержанных авто, а также общего замедления обновления автопарка в РФ.
Часто приобретение транспортного средства с пробегом — это кот в мешке, а очистка ДВС кажется разумной, ведь определить состояние моторного масла практически невозможно.
Когда следует чистить
Если вы купили машину с сомнительной историей прохождения техобслуживания, то впору подумать о промывке силового агрегата. Нередки случаи, когда после приобретения вожделенного транспорта новые владельцы обнаруживают неприятные сюрпризы, в виде внушительных отложений в верхней части ДВС.
Поэтому, присматривая авто на вторичном рынке, не поленитесь проверить маслозаливную горловину. И лучше для этого воспользоваться фонариком, дабы рассмотреть те части, которые не смог по-быстрому зачистить ушлый продавец.
Покупка автомобиля с пробегом
Вопрос о том, какое средство выбрать и как пользоваться промывкой двигателя, актуален и в случае смены старого масла на смазку с другим типом основы. Речь идет, прежде всего, о переходе с минеральных масел на синтетические аналоги.
Варианты очистки ДВС
Сегодня силовые агрегаты авто очищают от старой смазки различными способами.
Пятиминутная промывка
Это средство вливают в мотор непосредственно перед сменой моторного масла, смешивая с «отработкой». После этого запускают ДВС, функционирующий на холостом ходу в течение 5-10 минут. Далее следует традиционный слив отработанного состава, смена фильтра и вливание новой смазки.
Промывочное масло
Здесь используется специализированная моторная смазка, которую вливают после удаления отработанного состава. Мотор некоторое время работает с этим маслом на холостом ходу, после чего вещество меняют на свежее автомасло, и чистят фильтр.
Промывки, с которыми ездят
Подобный вариант позволяет проехать с очищающим средством определенное расстояние. Специальное вещество добавляют в старую смазку примерно за сотню километров до очередной замены масла, и вплоть до этого момента эксплуатирую автомобиль корректно и аккуратно. Когда приходит время ТО, то масло для двигателя меняют по стандартной процедуре.
Лишняя порция смазки
Этот вариант рекомендуется использовать при смене смазки на состав с иной основой, или же для промывки очень грязных моторов. Для начала следует слить отработанную смазку, и влить состав, который будет использован в последующей эксплуатации авто.
Количество свежего масла может достигать лишь пары литров. Двигатель работает на холостом недолго. После этого вся смазка вновь меняется на свежую, и ставится новый фильтр.
Это и есть ответ на вопрос о том, какая промывка двигателя лучше отмывает.
Лучшая промывка для системы охлаждения мотора
Для охладительной системы ДВС хорошо подходит промывка водой. Такой способ позволяет решить проблему быстро и с минимальными затратами.
Использовать рекомендуется дистиллированную воду, поскольку она не содержит никаких агрессивных веществ, которые могут повредить резиновые детали. Данный метод эффективен лишь в случаях, когда загрязнение незначительно.
Использование кислот более действенно. Такой вариант предусматривает применение лимонной или же ортофосфорной кислоты, которые разведены в дистиллированной воде в пропорции 100 г на 1 л.
Жидкость, залитая в систему охлаждения, остается там минимум на три четверти часа. Данной процедуре должна предшествовать промывка обычной водой, которая повторяется после слива кислоты из системы. Финальная промывка водой подразумевает 4-5 полных циклов, чтобы полностью нейтрализовать кислотную среду.
Нередко автолюбители прибегают к промывке укусом. В таком случае формируется водный раствор в пропорции 1 к 10. Чтобы чистящее средство функционировало хорошо, после заливки раствора в его систему прогревают примерно до 100 градусов по Цельсию.
После этого её оставляют в системе примерно на 10 часов. Если при сливе раствора в нем нет грязи и/или накипи, значит времени было недостаточно, и процедуру следует повторить.
Промывка содой также находит свое применение, но исключительно для очистки элементов двигателя из меди и/или латуни. Для этих целей 50 грамм соды разводят в литре обычной воды. Этот состав дешев, но отлично справляется с поставленной задачей.
Общие рекомендации
В каждом случае промывки мотора, которые описаны выше, необходимо контролировать давление масла. В первую очередь это касается «движков» с наддувом и дизелей, для которых недостаток смазки критичен и недопустим.
В компаниях автолюбителей говорят, что промывка ДВС дизтопливом весьма эффективна и экономична. Для этих целей люди используют и чистое ДТ, и смесь с моторным маслом в пропорции 1 к 1.
Специалисты же, отвечая на вопрос, чем лучше промыть дизельный двигатель, предлагают один из способов, описанный выше. К тому же, следует понимать, что соляра способна разрушать различные резиновые уплотнители и конструктивные элементы.
Промывка двигателя при замене масла: на пользу или во вред?
Ожесточенные споры сторонников и противников промывания двигателя при замене масла в последнее время обострились из-за того, что новых автомобилей в стране сейчас продается намного меньше, чем подержанных. То есть граждане продают автомобили друг другу, а обновление парка, на которое все так надеялись, значительно замедлилось. Между тем подержанный автомобиль, как известно, — кот в мешке. Каков возраст и качество субстанции, что плескалась в двигателе на момент продажи, — одному Богу известно.
Отсюда сразу следуют тезисы о необходимости промывки.
Когда промывка не требуется?
- Вы — первый и единственный владелец своего автомобиля;
- Вы всегда меняли моторное масло в срок (а лучше — чаще);
- Вы уверены в сервисе, в котором проводились работы (сервисмены не схалтурили, не заменив масло вообще или заменив его на свое, более дешевое);
- В дальней дороге вам никогда не приходилось доливать что попало.
Когда лучше мыть?
О промывке следует задуматься, приобретая автомобиль с рук, да еще и с непрозрачной сервисной историей. Встречаются экземпляры двигателей, у которых отложения из верхней части двигателя можно выгребать буквально лопатой. Для этого желательно заглянуть с фонариком в маслозаливную горловину, причем в бок: ушлые продавцы вполне могут протереть тряпочкой видимые участки деталей головки блока цилиндров.
Другой случай — смена типа масляной основы, например при переходе с минералки на синтетику.
Варианты промывки
Промывать двигатель можно несколькими способами.
Пятиминутная промывка. Ее заливают в двигатель перед заменой масла, смешивая таким образом с уже отработанным маслом. Далее дают двигателю поработать на холостом ходу пять (или десять) минут, сливают отработку, заливают свежее масло и ставят новый фильтр.
Промывки, с которыми можно проехать некоторое расстояние. За 100 км пробега до предполагаемой замены масла заливают препарат, и в течение этого пробега стараются особо не лихачить. Далее — стандартная замена масла и фильтра.
Промывочное масло. При этом способе сливают отработанное масло и вместо него заливают специальное промывочное. Дают двигателю поработать на холостом ходу и сливают промывку. Ставят новый фильтр и заливают новое масло.
Так называемые «мягкие очистители двигателя» заливают незадолго до плановой замены масла. Мотор с залитой присадкой лучше не перекручивать по оборотам и не перегружать.
Так называемые «мягкие очистители двигателя» заливают незадолго до плановой замены масла. Мотор с залитой присадкой лучше не перекручивать по оборотам и не перегружать.
Лишняя порция масла. Способ, особенно рекомендуемый при смене типа масляной основы, например, при переходе с минерального на синтетическое. Его также можно рекомендовать для изрядно грязных двигателей, промытых одним из трех вышеприведенных способов. Слив старый продукт, заливают то масло, на котором предполагается дальнейшая эксплуатация двигателя.
Количество масла при этом может быть минимальным (литра два), только чтобы погасла лампа давления масла. В этом случае также рекомендуется погонять мотор на холостом ходу. Затем этот объем заменяется новым маслом с установкой нового фильтра. Для особо заботливых хозяев есть модификация этого способа: заменить масло и фильтр новыми, поездить непродолжительное время, а затем провести еще одну замену. При этом на промежуточной стадии масла потребуется заливать не меньше чем по нижнюю метку.
Общие советы при промывке
Следите за давлением масла при работе двигателя на всех вышеописанных коктейлях, разве что кроме случая заливки лишней порции масла. Будьте особенно осторожны при промывке дизельных и наддувных двигателей — у них удельные нагрузки обычно несколько выше и масляное голодание совершенно недопустимо.
Дешево — сердито
В интернете на многочисленных форумах предлагается промывка двигателей дизельным топливом, причем как чистым, так и разбавленным пополам с моторным маслом. Я придерживаюсь мнения, что топливо — это топливо, а промывать двигатель лучше одним из вышеперечисленных способов. Солярочная баня может быть очень неполезна сальникам и прочим резиновым уплотнениям двигателя. Жидкость сия весьма агрессивна.
Несколько полезных советов при замене масла в сервисе
- Старайтесь не выпускать из виду свой автомобиль во время этой процедуры. Так вы будете уверены, что вам залили новое масло и установили новый масляный фильтр.
- Если не удалось выполнить предыдущий совет, то при приемке автомобиля посмотрите уровень масла на щупе. Масло должно достигать верхней метки и быть достаточно светлым. Хотя в бензиновых двигателях даже после непродолжительной работы оно может несколько потемнеть, а в дизелях даже почернеть. И все же оно будет куда светлее, чем до замены.
- Постарайтесь определить, заменили ли фильтр. На одних автомобилях он виден сверху, на других доступен только со снятием брызговика или защиты двигателя. В этом случае убедитесь, есть ли на этих элементах следы демонтажа.
Из личного опыта
Приобрел я как-то у хорошего знакомого Рено Логан. Пробег — около 100 тыс. км. Историю машины я знал очень хорошо, так как часто помогал с ремонтом. Были неисправности подвески (подшипники и амортизаторы), задние тормозные цилиндры «засахарились», было просижено сиденье водителя. Но вот, став владельцем, решил я в двигатель заглянуть, клапаны отрегулировать. Зазоры пришлось трогать только на нескольких клапанах и то по чуть-чуть. И главное: меня потрясло полное отсутствие отложений под клапанной крышкой. Детали лишь немного были покрыты легким золотистым налетом. А я-то еще подкалывал прежнего владельца, что он масло меняет чаще, чем бензобак заправляет.
Выводы
Лучше всего менять масло не реже чем в 7,5 тыс. км, то есть в два раза чаще, чем рекомендует большинство автопроизводителей. В этом случае независимо от условий эксплуатации (город или село) вы гарантированно избежите ускоренного износа деталей мотора. Только у кого автомобиль «с новья», то следует сразу соблюдать это правило, а владельцам second hand сначала провести промывочные операции, как указано выше, а потом соблюдать те же рекомендации.
Больше информации о моторном масле и присадках — в подборке публикаций «За рулем» «Моторное масло: какое и зачем лить?».
Уважаемые читатели! В комментариях расскажите о своем отношении к промывке двигателя. Нужна ли она, по вашему мнению? Проводите ли?
Как правильно промывать двигатель перед заменой моторного масла
Промывка двигателя при замене масла – популярная процедура на многих СТО в России, которую предлагают при разных протоколах техобслуживания. Обычно она считается критически важной для сильно подержанных авто, но специалисты авторемонта имеют на этот счет несколько разные мнения.
Обычно спорность промывки движка объясняется тем, что машина с пробегом требует индивидуального подхода и осторожных решений при проведении сервиса. Давайте попробуем разобраться в вопросе более детально.
Промывать или подождать?
Масло смазывает пары трения в механизмах двигателя, а также удаляет грязь, шламы, посторонние частицы механического износа, несгоревшее топливо. Изношенные моторы очищаются хуже и задерживают грязь из-за механических повреждений трущихся деталей, использования разных (не унифицированных) марок моторных масел и несвоевременной их замены.
В то же время, качество, сроки и корректность использования масел — не единственная причина загрязнения двигателя. Оно возникает также из-за:
- конструктивных особенностей мотора;
- естественного износа механизмов;
- уровня нагрузок и режимов вождения;
- своевременности технического сервиса, ремонта узлов и качества комплектующих.
Поэтому решение о промывке движка в подержанном автомобиле должно приниматься только на основании глубокой предварительной диагностики конкретной силовой установки.
Помните! Если износ или повреждения моторных механизмов слишком велики – промывка не поможет. Необходима профессиональная дефектовка деталей, сложная очистка поверхностей, либо полный ремонт в СТО.
Чем засоряются моторы?
Загрязнения в двигателях эксплуатируемых авто накапливаются постепенно и могут быть нескольких основных видов:
- Нагары – высокотемпературные углеродистые отложения, которые оседают на поверхностях камеры сгорания, форсунках, поршнях и клапанах. Их появление ведет к потере мощности, снижению компрессии, хлопкам и перерасходу моторного масла, а, в конечном итоге, к быстрому износу цилиндров и слому силовой установки.
- Шламы – окисловые, сажевые и смоляные низкотемпературные и высокотемпературные химические и водянистые суспензии, появляющиеся из-за снижения качества и текучести масла, появления воды и окислов, продуктов горения. Загущают масло и закупоривают смазочные каналы.
- Лаки – химический налет на поршнях, шатунах, пальцах, клапанах при среднетемпературных нагрузках. Приводят к перегреву механизмов, исчезновению защитных пленок на деталях, снижению прочности и выходу из строя цилиндров.
Причины и технические условия появления каждого вида загрязнений различны. Удаление этих веществ из механизмов двигателя также различны и выявляются именно в процессе диагностики. Промывка в большинстве случаев помогает решить проблему, но в сложных случаях бесполезна.
Когда промывка обязательна
Самый сложный «случай»: полное отсутствие информации о соблюдении регламентов сервисного обслуживания, то есть сервисная история непрозрачна или неизвестна. В этом случае, двигатель купленного автомобиля, конечно, лучше сразу промыть «от греха подальше», чтобы исключить любые риски.
Кроме того, специалисты рекомендуют промывку мотора, если:
- автомобиль эксплуатировался достаточно экстремально (например, только в городском цикле или на бездорожье);
- моторное масло заменялось несистемно (не в соответствии с регламентным ТО);
- заливались масла с разными техническими параметрами (тип масляной основы, класс вязкости, присадки, производитель);
- заливалось некондиционное топливо или дешевые масла;
- слишком долго не менялось масло (повышенная кислотность);
- регулярно применялись неунифицированные антикислотные добавки к маслам.
В редких случаях промывка двигателя может понадобиться и относительно новым автомобилям, которые эксплуатировались очень интенсивно (например, коммерческий транспорт или такси), вышли за пределы гарантийного периода, либо обслуживались не на СТО официальных дилеров, а «кустарями». Диагностика двигателей — желательна: она позволит установить уровень износа механизмов, признаки использование некачественных технических жидкостей и наличие углеродистых отложений.
Что даст промывка в перечисленных случаях? Полную очистку и улучшенную смазку поверхностей трущихся деталей, сохранение качества, характеристик и эффективности нового масла, улучшение рабочего цикла двигателя, снижение износа, исключение аварийных ситуаций.
А когда промывка не нужна? Естественно, она не требуется, если вы – первый и пока единственный владелец автомобиля, контролируете интенсивность и режимы его эксплуатации, заливаете и своевременно меняете качественное масло одного типа (желательно, синтетику) и обслуживаетесь исключительно в сертифицированных и профессиональных автосервисах.
Промывочные средства
Промывать мотор авто перед заливкой нового масла можно жидкостями трех категорий:
«Мягкие» промывочные масла
Полноценные маловязкие моторные масла с высоким содержанием моющих присадок и нейтрализаторов кислот (кальций). Затекают в любые полости деталей и смывают практически любые серьезные отложения (сажа, нагар, шлам, продукты горения, лаки, крупные металлические частицы). Сначала необходимо полностью слить отработанное моторное масло из двигателя, затем залить масло-«промывку», прогнать двигатель на холостом ходу, слить промывку, установить новый масляный фильтр и залить новое масло.
Оптимальное использование таких масел: автомобиль с непрозрачной историей техобслуживания, высокое содержание отложений на поверхностях, снижение компрессии, замена минерального масла на синтетическое, с другим уровнем вязкости или от другого бренда .
Промывочные «пятиминутки»
Высокоактивные жидкости с агрессивным составом (растворители, сольвенты, сульфонат кальция) для быстрого и простого удаления больших объемов загрязнений и нагара. Предварительно сливать отработанное масло не нужно – «пятиминутка» просто добавляется в него, двигатель запускается на 5-10 минут холостого хода, после чего масло нужно слить, сменить фильтр и залить новое масло.
Недостаток такой промывки: активное разрушительное воздействие на металл двигателя, высокий уровень токсичных веществ в остающейся в моторе отработке. Рекомендуется применять только по рекомендации специалистов СТО.
Жесткие долговечные промывки
Химические агрессивно-активные составы, интенсивно воздействующие на поверхности деталей двигателя и быстро снимающие любой нагар и технические наслоения. Добавляются в масло, после чего необходимо проехать на машине до 100 километров на щадящих режимах, затем слить отработку, сменить фильтры и залить новое масло.
Недостатки долговечных промывок – те же, что и у «пятиминуток»: вредное воздействие на металл и высокая токсичность отработки .
Способы промывки мотора: мнение экспертов Driver-Helper
Итак, промывка двигателя при смене масла – процедура, имеющая свои «плюсы» и «минусы». Применять ее необходимо в тех случаях, когда есть точная диагностическая информация о состоянии, уровне износа и загрязнения силовой установки. Отношение к процедуре у сервисных специалистов неоднозначное, однако мы бы хотели поделить своим опытом ее применения.
- Если вы гарантированно знаете, что в двигатель всегда заливалось одно и то же моторное масло – промывать чаще всего ничего не нужно, так как в любом масле всегда есть небольшое содержание профилактических промывочных присадок. Но визуально оценить наличие/отсутствие отложений на деталях следует обязательно.
- Если промывки не избежать, то оптимальный выбор – именно минеральные промывочные масла. Они очищают медленно, но надежнее, экологичнее и безопаснее для человека и механизмов двигателя.
- Для промывания двигателя можно также использовать само моторное масло, которое вы планируете залить для эксплуатации. Но после нескольких тысяч километров пробега его желательно слить и залить новую порцию.
- При заливке немасляных промывок, давать нагрузки на двигатель категорически не рекомендуем – либо холостой ход, либо движение на небольшой скорости.
- Если вы хотите промыть сильно загрязненный движок, который уже ранее промывали, или перейти с минерального на синтетическое масло, можно использовать способ «лишней порции»: слить отработку, залить 1-2 литра нового масла, дать мотору поработать на холостых оборотах, еще раз слить отработку, заменить фильтры, и залить полную порцию нового масла.
- При промывке турбированных или дизельных установок, контролируйте уровень залитого промывателя и нагрузки при запуске – эти двигатели очень чувствительны к «масляному голоданию».
- Промывать мотор дизельным топливом, как рекомендуют некоторые «спецы», мы бы не рекомендовали – солярка разъедает резину сальников и уплотнителей.
Отдельная тема – сервис на СТО. Настоятельно рекомендуем обязательно присутствовать в процессе процедуры замены масла и фильтров, чтобы видеть, что вам заливают. Необходимо также проверить щупом качество и уровень масла (светлое и по верхнюю метку). И меняйте масло в два раза чаще, чем рекомендуют его производители – не ошибетесь!
В заключении отметим, что бережная эксплуатация автомобиля и своевременная регламентная замена масла в двигателе авто (каждые 7.500 км пробега) и использование масел одного типа и качества – это почти 100%-ная гарантия сохранения работоспособности и увеличения срока работы любого двигателя. В этом случае процедура промывки силовой установки от нагара и углеродистых отложений вам вряд ли потребуется.
Если же вы купили автомобиль с пробегом и подозреваете, что в него заливались качественные топливо и технические жидкости, машина использовалась «на износ» и не обслуживалась правильно и профессионально, то двигатель лучше промыть перед сменой масла. Для этого лучше использовать специализированные промывки (масла и технические жидкости), а лучше обратиться на СТО, где авто пройдет диагностику, и будет выбран оптимальный способ обслуживания движка.
Автор: Киселев Я.Л.
Источник https://autoshas.ru/chem-luchshe-promyt-dvigatel-pered-zamenojj-masla.html
Источник https://www.zr.ru/content/articles/905586-promyvka-dvigatelya-pri-zamene/
Источник https://www.driver-helper.ru/text/sovetiy/kak-praviljno-promyvat-dvigatel-pered-zamenoj-motornogo-masla