Программы тренировок по плаванию: образцы и рекомендации
Программа по плаванию УТГ 1 года
рабочая программа на тему
В программе прописаны теоретическая и практическая подготовка, цели и задачи, нагрузки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_obrazov._progr._titulnyy_list_osnovnye_zadachi_podgotovki4.doc | 33.5 КБ |
planirovanie_godichnogo_tsikla_v_utg_2g.o.zadachi.doc | 24.5 КБ |
tipovoy_nedelnyy_mikrotsikl_dlya_utg_2_god.doc | 43 КБ |
trenirovochnye_nagruzki_na_etape_1_god_utg.doc | 27 КБ |
uprazhneniya_dlya_sovershenstvovaniya_tehniki_vsemi_sposobami.doc | 34 КБ |
uchebnyy_plan_grafik_utg_1-go_2015-16g.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва»
Рассмотрена на заседании Утверждаю:
Педагогического (методического) Директор МБОУ ДОД СДЮСШОР
Совета, протокол №_____ г.Советский
0т «___»__________2015 г. _______________С.А.Бардина
Рабочая образовательная программа
дополнительного образования детей по плаванию
для учебно-тренировочной группы 1-го года обучения № 37.
Возраст детей: 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Ф.И.О. составителя: Серебрякова
тренер-преподаватель МБОУ ДОД
г. Советский 2011 г.
Данная программа для учебно-тренировочной группы 2-го года обучения, возраст занимающихся 11-12 лет.
В программе определены основные задачи подготовки. Итоговые
контрольно-переводные нормативы за первое полугодие и на конец
В методической части описаны основные тренировочные
нагрузки по макроциклам. Представлен типовой недельный микроцикл.
Цели и задачи подготовки.
Цель подготовки – на основе разносторонней базовой подготовки
воспитать юных пловцов массовых спортивных разрядов, способных
регулярно заниматься избранным видом спорта.
— совершенствование техники всех способов плавания, стартов, поворотов;
— формирование правильного навыка техники плавательных движений, которые непосредственно не связаны с физическими качествами (движения туловища, головы, подготовительные упражнения и др.);
развитие скоростно-силовых возможностей преимущественно
неспецифическими средствами, путем развития двигательного усилия
в условиях преодоления относительно небольшого ( 20% от
— развитие общей выносливости при использовании преимущественно
подвижных игр и средств обучающего характера из арсенала
спортивных игр, лыжных кроссов, гребли и др.;
— развитие подвижности в суставах, ротации позвоночника и
— выявление способностей к спринтерскому плаванию.
Предварительный просмотр:
Планирование годичного цикла в учебно – тренировочных
группах 1-го года обучения.
Цель и задачи подготовки.
Цель подготовки – на основе разносторонней базовой подготовки воспитать юных пловцов массовых спортивных разрядов, способных
регулярно заниматься избранным видом спорта.
Задачи подготовки УТГ 1 г.о.:
— совершенствование техники всех способов плавания, стартов и поворотов;
— формирование правильного навыка техники плавательных движений,
которые непосредственно не связаны с физическими качествами (движения туловища, головы, подготовительные движения и др.); развитие
скоростно-силовых возможностей преимущественно неспецифическими
средствами, путем развития двигательного усилия в условиях
преодоления относительно небольшого (20% от максимального)
-развитие общей выносливости при использовании преимущественно
подвижных игр и средств обучающего характера из арсенала
спортивных игр, лыжных кроссов, гребли и др.;
-развитие подвижности в суставах, ротации позвоночника и
-выявление склонностей к спринтерскому плаванию.
Предварительный просмотр:
Типовой недельный микроцикл для учебно-тренировочной
группы 1-го года обучения.
1) разминка 3х100 к/пл
2) 300 м, совершенствование техники плавания кроль н/сп
4) 4х50 м, совершенствование техники плавания способом кроль на груди
5) 200 м кроль, акцент на технику движений и дыхание
6) совершенствование поворотов при плавании способом кроль на спине
7) совершенствование в скольжении на дальность в положении на спине
Всего — примерно 1200 м
1) разминка 3 х 100 к/пл ( в обратной
2) 8 х 25 м, совершенствование способа баттерфляй
3) 10 х 50 (25 м бат + 25 м н/сп) акцент на технику движений и дыхание
4) 300 м кроль, акцент на технику движений и дыхание
5) 4 х 50 м Н кролем
6) совершенствование техники передачи
Всего — примерно 1200 м
1) разминка 300 м н/сп
2) 12 х 25 м, совершенствование техники брасс
3) 200 м брасс на скольжение
4) 6 х 50 м (25 м н/сп + 25 м брасс)
5)2 х 50 брасс с наименьшим количеством гребков
6) эстафета по 25 м на ногах (с доской в руках)
Всего — примерно 1200 м
1) разминка 3 х 100 м к/пл
2)12 х 25 м, совершенствование обтекаемого положения тела с гребковыми движениями кролем на спине, брассом
3)150 м н/сп + 100 м брасс + 100 м кроль + 50 м бат, внимание на технику движений
5)старты с низкого бортика, тумбочки
Всего — примерно 1400 м
1)разминка 300 м кроль ,акцент на правильное дыхание
2)6 х 50 м, совершенствование техники способами кроль, брасс
3)4 х 75 м кроль, брасс, н/сп на технику
4)400 к/пл (50 н + 50 в полной координации)
Всего – примерно 1300 м
1)разминка 100 м к/пл + 100 м н/сп + 100 м брасс + 100 м кроль
2)8 х 25 м, совершенствование техники плавания баттерфляй
3)50 м бат, соревнование на оценку техники плавания
4)игра водное поло
Предварительный просмотр:
Тренировочные нагрузки на этапе 1-го года
Учебные занятия охватывают 43 учебных недели, которые
составляют 2 макро-цикла: осенне-зимний (18 недель), зимне-
весенний (25 недель).
Основной особенностью занятий в первом макро-цикле 1-го года обучения является доступность учебного материала для пловцов разного уровня подготовленности. Тренировочные занятия на суше направлены
на разностороннюю физическую подготовку. Занятия на воде направлены
на совершенствование техники четырех способов плавания, стартов
и поворотов, постепенное увеличение длины дистанций, проплываемых
каждым способом без ошибок. Формирование правильного навыка
Во втором макро-цикле подготовки постепенно повышается
плотность занятий, увеличивается длина проплываемых дистанций
и количество повторений в тренировочных сериях. Объем плавания за
одно занятие увеличивается примерно до 3000 м (широко используются
элементы синхронного и прикладного плавания, игры с мячом и
развлечения в воде, учебные прыжки в воду). Основу плавательной
подготовки продолжает составлять работа над техникой 4-ех
способов плавания, стартов и поворотов, повышение точности и
экономичности движений, воспитание базовой выносливости.
На суше доминируют упражнения на гибкость, эмитационные
упражнения для совершенствования элементов техники плавания,
упражнения для укрепления основных звеньев опорно-
двигательного аппарата, спортивные игры и эстафеты.
Также одним из разделов подготовки является судейская и
инструкторская практика. Юные пловцы учатся наблюдать за техникой
плавания товарищей, фиксировать и объяснять ошибки в технике;
самостоятельно составлять простейшие комплексы упражнений
для утренней зарядки, разминки на суше; выполнять отдельные
функции помощников судьи, участников и секретаря своей группы.
Еженедельная нагрузка в учебно-тренировочных группах
1-го года обучения составляет 10 часов в неделю.
Предварительный просмотр:
Упражнения для совершенствования техники способа
1. Плавание с помощью движений ногами кролем на груди, на боку и на спине с различным положением рук (обе впереди, одна впереди, другая у бедра; обе у бедер), а также с доской в руках.
2. Ныряние в длину на 10-12 м с помощью движений ногами кролем, руки впереди.
3. Плавание с помощью движений ногами и гребков одной рукой, другая впереди или у бедра ( вдох в сторону руки выполняющей гребки либо в сторону прижатой руки).
4. То же, но с заданием коснуться кистью подмышки во время проноса руки. Локоть при этом должен находиться в подчеркнутом высоком положении.
5. То же, но с заданием коснуться пальцами бедра в конце гребка.
6. Плавание кролем с помощью движений руками (с поплавком между бедрами), с заведением руки после выхода ее из воды за спину (задание коснуться пальцами поплавка или ягодиц).
7. Плавание кролем «с подменой». Выполняются поочередно 3 гребка правой и три гребка левой рукой при непрерывной работе ног.
8. То же, но во время выполнения гребков одной рукой, другая находится у бедра.
9. Плавание кролем с высоко поднятой головой.
10.То же, но с движениями ног дельфином.
11.Плавание кролем на груди на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.
12.Плавание кролем с задержкой дыхания, с различным количеством гребков, приходящимся на один вдох, с дыханием в обе стороны.
Упражнения для совершенствования способа
1. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем , одна рука вперед по поверхности воды, другая вверх.
2. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем, одна рука вперед по поверхности воды, другая у бедра. Пловец встречными маховыми движениями по воздуху меняет положение рук, повторение после небольшой паузы.
3. Ныряние в длину (6-8 метров) с помощью движений ногами кролем на спине и дельфином, руки вперед, кисти вместе, голова затылком на руках.
4. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем и подчеркнуто длинного гребка руками до бедер одновременно.
5.Плавание кролем на спине с помощью движений ногами и одной рукой, другая вытянута вперед или прижата к бедру.
6.Плавание кролем на спине на «сцепление».
7. Плавание на спине с помощью движений ногами дельфином и одновременных гребков руками.
8. Плавание на спине на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.
9. Плавание на спине с лопаточками на руках.
10.Плавание кролем на спине с чередованием попеременных и одновременных движений.
11.Плавание кролем на спине в ластах.
Упражнения для совершенствования техники
плавания способом брасс.
1. Плавание (руки у бедер или вытянуты вперед) с помощью движений брассом на груди или на спине, с доской или без.
2. То же, но на наименьшее количество отталкиваний ногами, сохраняя заданную скорость на отрезке.
3. Ныряя на 10-12 м с помощью движений ногами брассом, руки вытянуты вперед.
4. Стоя в вертикальном положении в воде без опоры одно ногами, руки за головой, приподняться из воды за счет непрерывных движений ногами вниз брассом.
5. Плавание с помощью непрерывных и нешироких движений ногами брассом, лежа на груди, руки у бедер, подбородок на поверхности воды.
6. Предыдущее упражнение, но руки вытянуты вперед.
7. Плавание с помощью непрерывных движений руками брассом и ногами дельфином.
8. Предыдущее упражнение, но внимание обращается на своевременное выполнение позднего вдоха (вдох на каждый цикл).
9.Плавание с помощью непрерывных движений руками с поплавком между бедрами.
10.Предыдущее упражнение, но без поплавка, ноги у поверхности воды и расслаблены.
11.Плавание брассом, согласуя два гребка руками с одним толчком ногами.
12.Плавание брассом, согласуя один гребок руками с двумя толчками ногами.
13.Плавание брассом на наименьшее количество гребков, сохраняя заданную скорость на отрезке.
Упражнения для совершенствования техники
плавания способом дельфин.
1. Плавание на груди с помощью движений ногами дельфином на груди и спине с различным положением рук: обе вперед, одна вперед, другая у бедра, обе у бедра.
2.Плавание с помощью движений ногами дельфином в положении на боку, нижняя рука вперед, верхняя у бедра.
3.Плавание с помощью движений ногами дельфином, руки вперед, голова приподнята над водой (подбородок на уровне поверхности воды).
4. Ныряние на 10-12 м с помощью движений ногами дельфином.
5. Плавание с помощью движений ногами дельфином и поплавком между бедрами, дыхание через цикл.
6. То же, но без поплавка, ноги расслаблены и вытянуты у поверхности.
7. Плавание с помощью движений руками дельфином и ногами кролем.
8. Плавание дельфином с различными вариантами дыхания, вдох через один, два или три цикла движений рук.
9. Плавание дельфином с помощью движений ногами и чередованием трех различных вариантов движений руками: гребок левой рукой (правая вытянута вперед), гребок обеими руками, гребок правой рукой (левая вытянута вперед) и т.д. в ритме двухударной слитной координации.
10.То же, но число однотипных гребковых движений увеличивается до 3-5.
11.Плавание дельфином в слитной двухударной координации с задержкой дыхания и дыханием через 1-3 цикла движений руками.
12.Плавание дельфином на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.
Программы тренировок по плаванию: образцы и рекомендации
В любом деле, а особенно в спорте, очень важно понимать, к чему ты стремишься и правильно ли ты действуешь – для этого и нужен план.
В этой статье мы приведем общие рекомендации для составления программы тренировок по плаванию, а также рассмотрим конкретные планы тренировок.
План занятий в бассейне
Расписание
В первую очередь, необходимо отметить, что универсальной схемы тренировок не существует – все зависит от индивидуальных особенностей, возможностей и целей каждого человека.
Если выводить “средний” рекомендуемый план занятий для начинающих, то он может выглядеть следующим образом:
- количество тренировок: 3 раза в неделю;
- продолжительность:по 30-60 минут;
- чем заниматься: постановка техники, развитие выносливости, силовых и скоростных качеств (см. подробнее ниже).
Интенсивность
О негативных последствиях закисления сердечной мышцы мы подробно писали здесь.
Потому следует обязательно контролировать пульс – рассчитать свою максимально допустимую ЧСС (220 минус свой возраст), а от нее брать 50-80 % и не превышать этого уровня, либо также посчитать ЧСС по формуле Карвонена (приведена все в той же статье).
Силовые упражнения
Если вы хотите плавать быстро, добиваться серьезных результатов, то помимо занятий в воде рекомендуются также тренировки для пловцов на суше – с тем, чтобы подготовить соответствующие группы мышц, задействованные в плавании.
Очень хорошо об этом рассказано в данном видео:
Программа для начинающих
Далее мы рассмотрим конкретные варианты программ для начинающих (ниже по тексту статьи есть также и программы для среднего уровня).
1. Постановка техники
Если вы только начинаете заниматься, в первую очередь вам необходимо развивать:
- правильную технику;
- выносливость.
Новичкам рекомендуется в первую очередь тренировать кроль, который считается наиболее легким для освоения стилем.
Обязательно посмотрите и попробуйте поделать упражнения из этого видео:
Если Вы уже обладаете правильной техникой (хотя бы на каком-то уровне), тогда можно приступать к ее усовершенствованию, развитию выносливости – для этого переходите к перечисленным ниже программам.
2. Подсчет гребков
Подсчет гребков на один бассейн – эффективный способ улучшить свою технику (чем меньшее количество гребков вам требуется – тем лучше техника).
Дистанция – 600 метров, плавание кролем:
- дважды по 50 метров в качестве разминки;
- четыре раза по 25, считая число гребков – нужно стараться совершать одинаковое число гребков на каждом отрезке;
- четыре раза по 50, с отдыхом в 30 секунд после каждого отрезка;
- четыре раза по 25, считая гребки;
- дважды по 50 для заминки – расслабленно.
3. Выносливость и правильное дыхание
Дистанция – 600 метров, направленность – на развитие выносливости и построение правильного дыхания, поэтому последнему следует уделять наибольшее внимание.
- 100 в качестве разминки с отдыхом между отрезками;
- четыре раза по 50 с 30-секундным отдыхом после каждого отрезка – скорость плавания должна быть одинаковой на всей дистанции;
- четыре раза по 25 со сменой дыхания – на первых двух отрезках делать вдох на четвертом гребке, на последних двух отрезках делать вдох на втором гребке;
- дважды по 50 любым стилем с тридцатисекундным отдыхом между отрезками;
- 100 вольным стилем в качестве заминки – расслабленно.
4.Кроль и один другой стиль
Дистанция – 800 метров. Плавание:
- разминка кролем 150 с отдыхом;
- 4 по 50 со сменой стиля каждые 25 и перерывом между расстояниями;
- 4 по 25 вольным стилем с подсчетом гребков;
- 4 по 50 одним из стилей по собственному усмотрению с перерывом между дистанциями;
- заминка 150 расслабленно.
5. Контроль дыхания
Дистанция – 800, плавание кролем:
- разминка 150 метров с отдыхом;
- 8 х 25 быстрым с 30-секундным перерывом;
- 100 с подсчетом гребков на отрезке и уменьшением их количества на следующем;
- 4 х 25 быстрым с попыткой задержки дыхания на каждом отрезке с 30-секундным отдыхом между заплывами;
- 100 с подсчетом гребков на отрезке и уменьшением их количества на следующем;
- заминка 150 метров.
Средний уровень
1. Контроль дыхания и выносливость
Дистанция – 900 метров, тренировка кролем:
- разминка 2 по 100 метров с одним перерывом в середине;
- 4 х 25 быстрым кролем с 30-секундным отдыхом между отрезками;
- 4 х 50 с тремя ударами на каждом гребке и 15-секундным отдыхом после каждых 50 метров;
- 4 х 25 быстрым с задержкой дыхания на отрезке и 30-секундным отдыхом после;
- 4 х 50 с тремя ударами на каждом гребке и 15-секундным отдыхом после каждой половины сотни;
- заминка 100 метров.
2. Все стили
Дистанция – 900 метров, план:
- разминка кролем 2 по 100 с отдыхом по усмотрению;
- 4 по 25 на спине с перерывами в 15 секунд;
- 4 по 25 брассом с перерывами;
- 4 по 25 баттерфляем с перерывами;
- 2 по 100 поочередно – по 25 каждым стилем с перерывом в 30 секунд после сотни;
- заминка кролем 200 метров.
3. Кроль + комплекс
Дистанция – 1000 метров, план:
- разминка 200 без перерыва;
- 4 по 50 вольным стилем с чередованием скоростей каждые 25 метров и отдыхом по 15 секунд;
- 4 по 100 поочередно – по 25 метров каждым стилем с перерывом в 30 секунд после сотни;
- заминка 200 метров.
4. Кроль + комплекс № 2
Дистанция – 1000 метров, план:
- разминка кролем 100 метров без перерыва;
- 4 по 50 поочередно баттерфляем и кролем каждые 25 метров и 30-секундным перерывом после каждых 50 метров;
- 4 х 50 – спина и кроль;
- 4 х 50 – брасс и кроль;
- 4 х 50 вольным с чередованием скоростей каждые 25 и отдыхом;
- заминка кролем 100 метров.
5. Выносливость, ритм дыхания, техника поворотов
Вариант 1
Дистанция – 1200 с добавлением поворотов, план:
- разминка кролем 300 метров без отдыха;
- 4 х 50 кролем со сменой дыхания – вдохом на 4-ом гребке на первых 25 метрах и на 2-ом гребке на следующих 25 метрах с отдыхом в 15 секунд;
- 200 кролем с последующими 10 поворотами после каждого второго гребка;
- 4 х 50 любым стилем по усмотрению с перерывом;
- заминка вольным 300 метров.
Вариант 2
Дистанция – 1200 с добавлением поворотов, план:
- разминка кролем 200 без отдыха;
- 200 кролем с последующими 4 поворотами после каждого четвертого гребка;
- 4 по 100 кролем, делая вдох на четвертом гребке и отдыхая 15 секунд после отрезка;
- 4 поворота после каждого четвертого гребка;
- 4 по 50 любым стилем по усмотрению с коротким перерывом;
- заминка 200 метров кролем.
Как увеличить скорость кроля
Уэйн Голдсмит – известный американский тренер по плаванию
Вот пять рекомендаций по увеличению скорости от Уэйна Голдсмита:
- Сокращение времени между плаванием привычным стилем и на ногах (Killer Kick Set).
Состоит из двух частей:
- Поиск лимита скорости – для этого нужно проплыть 50 метров стилем и прибавить к времени 15 секунд, затем проплыть это расстояние на ногах за меньшее общее время, после чего следует отнимать по одной секунде и стараться выплыть из установленного времени.
- на первом отрезке – 8 мощных гребков и более спокойный темп до конца;
- на втором отрезке – 10 и затем, как и на последующих отрезках, аналогично более спокойно;
- на третьем отрезке – 12
- на четвертом – 14;
- на пятом – 16;
- 100-200 метров заминки.
Программу рекомендуется повторить пару раз, причем комбинацию гребков можно подобрать самостоятельно.
Что пить во время занятий?
Как и во время других аэробных тренировок, во время плавания человек теряет жидкость.
Вместе с этим, ее потери не так велики по сравнению с бегом и плаванием – это обусловлено тем, что во время плавания у человека появляется дополнительное охлаждение за счет окружающей его воды.
Тем не менее, поскольку потери жидкости идут, рекомендуется их восполнять.
Какого-то единого подхода здесь нет, но в целом можно придерживаться следующего:
- Если вы начинающий пловец и ваши тренировки не очень интенсивны, то достаточно взять бутылку воды и в ходе тренировки сделать из нее несколько небольших глотков. Много не пейте – Ваш организм не теряет так много жидкости при неинтенсивной тренировке, а излишняя вода в желудке может вызвать дискомфорт.
- Если у вас более интенсивная тренировка (но все еще не выматывающая), то можно также пить воду, просто в чуть большем количестве.
- Если у вас интенсивная, длительная и выматывающая тренировка – тогда организм теряет больше жидкости и ее можно восполнять изотоническим напитком, содержащим соли и электролиты (так как они также теряются и их нужно восполнять). Такой напиток можно сделать и самостоятельно: смешать воду с компотом, добавить щепотку соли.
Излишнее повышение жидкости во время тренировки ведет к повышению нагрузки на сердце (требуется перекачивать больше крови), ее недостаток – к тому же самому (требуется перекачивать слишком густую кровь). Потому соблюдайте “золотую середину” исходя из интенсивности ваших занятий: не стоит пить слишком много или слишком мало.
Занятия при травмах
Плавание укрепляет здоровье и положительно влияет на процесс выздоровления при различных травмах, потому оно рекомендуется при лечении спинальных травм, разрывах мениска, переломах конечностей, многих других видах травм.
Если у Вас была травма, то перед первым походом в бассейн необходимо проконсультироваться с врачом и получить его рекомендации.
Реабилитация после получения травм подразумевает постепенную адаптацию в воде. Как правило, рекомендуется начинать с 20-30 минут простых упражнений с плавным переходом к более сложным тренировкам.
Грыжа
Здесь хорошо рассказано, как плавать с грыжей позвоночника:
Спинальная травма
Аналогично, здесь показан вариант упражнения при спинальной травме:
Возможный план занятий
Если Вы ранее занимались плаванием и у вас травма, вот пример возможной тренировки при сколиозе или грыже позвоночника (уточните у врача ее допустимость в Вашем случае!):
Рабочая программа по плаванию для обучающихся 1-5-х классов
Пограма составлена для учащихся начальных классов первого года обучения, посещающих кружок по плаванию.
Просмотр содержимого документа
«программа по плаванию Алутин.»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 92 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Рассмотрено
Согласовано
«____» _________ 2019 г.
________ Приказ от
«___» ______2019 г. №___
Рабочая программа
дополнительного образования
кружка по плаванию
для обучающихся 2-5-х классов
на 2019-2020 учебный год
Составитель прграммы:
СОДЕРЖАНИЕ
Результаты освоения учебного предмета ………………………………………..
Учебно — тематический план ………………………………………………….
Приложение1. Методическое обеспечение образовательной программы …….
Приложение 2. Материально техническое обеспечение ………………………..
пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей по плаванию в системе дополнительного образования относится к программам физкультурно-спортивной направленности.
Плавание —- один из самых популярных видов спорта. Оно жизненно необходимо для человека и тесно связанно с трудовой деятельностью отдельных профессий. Огромный плюс плавания заключается также в том, что оно практически не имеет побочных эффектов и противопоказаний. Плавание способствует развитию гибкости тела, повышению выносливости, увеличению работоспособности, поднятию настроения и эффективной борьбе со стрессовыми ситуациями.
Это олимпийский вид спорта, в котором спортсмены показывают свое техническое мастерство и скорость. Плавание, как вид спорта, как массовое физическое воспитание, оздоровительное и гигиеническое средство представлено в государственных программах по физической культуре в средних образовательных школах.
Рабочая программа дополнительного образования по плаванию составлена на основе программ:
— Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Физическая культура. 1-4 кл.» / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Гречановская В.О. и др. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 125 с.
— Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Физическая культура. 5-9 кл.» / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Негода Е.А. и др. – 4-е изд. Перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 241 с.
— Типовая сквозная программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина 2006г.
— Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
Настоящая программа по плаванию для 2 — 5 классов создана на основе следующих нормативно – правовых документов регламентирующих образовательный процесс:
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи».
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016г. №815 «Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики»;
Приказ МОН ДНР от 16.08.2017г. №832 «Концепция развития непрерывного воспитания детей и молодежи Донецкой Народной Республики».
Актуальность программы. Для современных детей, ведущих малоподвижный образ жизни, важную роль играет вовлечение в различные секции и спортивные кружки. Это формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия. Занятия в кружке, секции, тренировки в неформальной обстановке способствуют повышению самооценки, раскрепощению, раскрывает его потенциальные возможности.
Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться плаванием тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «плавание» в школе, а также способствовать вниманию к вопросу воспитания здорового образа жизни.
Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования по плаванию, направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и развитии двигательной активности организма.
Программа разработана на основе спортивного плавания и предназначена для школ, которые имеют материально-технические возможности для обучения плаванию в условиях бассейна.
В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся в условиях бассейна. Регулярные занятия детей и подростков плаванием –это активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного общества.
Занятия по плаванию проводятся из расчёта 3 часа в неделю: всего 99 часов .
Программа рассматривает следующую цель: Создание условий для развития физических и личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся, формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям плаванием, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
Программа решает следующие задачи.
Образовательные :
Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием.
обучить учащихся техническим приемам и видам плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).
Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.
дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
дать необходимые дополнительные знания и умения в области раздела физической культуры и спорта – плавание;
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.
Развивающие:
развить координацию движений и основные физические качества;
способствовать повышению работоспособности учащихся;
развивать двигательные способности;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями .
Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном
уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную трениро-ванность.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
способствовать снятию стрессов и раздражительности;
способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.c
Программа рассчитана на более полное изучение, закрепление, совершенствование полученных школьных навыков и расширенное освоение (в отличие от школьного курса) более глубоких приёмов избранного вида спорта в течение 1 года, по следующим разделам:
1. Общие основы плавания .
2. Изучение и обучение основам техники различным видам плавания .
3 . Основы физической и специальной подготовки пловца .
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа предназначена для детей 7 — 11 лет.
Сроки реализации программы — 1 год . Количество часов в год — 111 ч.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.
Формы и режим занятий:
Наполняемость учебной группы по годам обучения:
Группа 1 года обучения комплектуется в количестве не менее 15 человек,
Форма организации детей на занятии: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгруппах.
Форма проведения занятий: учебно-тренировочная, соревновательная.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий плаванием;
организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе ее выполнения;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов стилей плавания, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
изложение фактов истории развития плавания, характеристика ее роли и значения в жизнедеятельности человека;
представление о том, какие стили плавания;
представление о том, что такое основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений;
представление об измерении уровня развития основных физических качеств;
измерение индивидуальных показателей физического развития, развитие основных физических качеств;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организация и проведение со сверстниками плавания и соревнований, бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения занятий;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения плавания и соревнований;
выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях;
выполнение технических действий из стилей плавания, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
в доступной форме объяснять правилу (технику) выполнения двигательных действий анализировать и находить ошибки, эффективно их исправляя.
ожидаемые результаты
По окончании первого года обучения обучающиеся должны:
Овладения учащимися навыками здорового образа жизни , активное участие в общественной жизни школы.
Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей.
Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания.
знать общие основы плавания;
научиться правильно распределять свою физическую нагрузку;
уметь проплывать 25 м. двумя видами по плаванию .
Формы и способы проверки результативности
Основной показатель работы секции по плаванию — выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно — качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа подготовки. Контрольные заплывы . игры на воде проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры, заплывы незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Источник https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/06/19/programma-po-plavaniyu-utg-1-goda
Источник https://iplav.com/kak-nauchitsya/trenirovki-po-plavaniyu.html
Источник https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/planirovanie/rabochaia_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniia_kruzhka_po_plavaniiu_dlia_obucha