2. Воспитание и формирование личности
«воспитание школьника, как личность самореализации
учебно-методический материал
На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее, и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка . Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля.
На сегодняшний день задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В связи с этим, для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников необходимо изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить те цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений и навыков, а в воспитании его личности в процессе учебной деятельности , то есть учебный процесс должен максимально способствовать самореализации школьника.
Самореализация составляет одну из сторон жизнедеятельности человека и занимает значимое место в развитии и становлении личности. Она воплощается в деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой, в основе которой лежат противоречия между возможностями личности и степенью их востребованности в актуальной деятельности. Самореализация личности не может рассматриваться как автономное явление, оно органически вплетено в общую ткань жизнедеятельности человека и присутствует в каждом ее проявлении.
В свою очередь, воспитание личности младшего школьника являет собой создание условий для его самореализации индивида как социального субъекта. Ее воспитательная ценность самореализации заключается в деятельностном проявлении потенциальных возможностей личности младшего школьника, их актуализации и дальнейшего развития. Следовательно, важнейшим условием самореализации личности в педагогически организованном процессе является многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок может включиться.
Возможность и эффективность педагогического влияния на процесс самореализации личности младшего школьника определяется стилем педагогической деятельности, формой взаимодействия с ним учителя. Здесь следует отметить, что особенностью социальной ситуации развития младших школьников является то, что в их жизни появляется чрезвычайно важная фигура — учитель, которая подчас затмевает еще недавно таких близких людей, как родители. Его влияние на самореализацию младшего школьника определяется применяемыми способами организации деятельности коллектива, инициируемой формой общения с учащимися, методами оценки и стимулирования активности личности.
На мой взгляд, высокая степень эффективности педагогического влияния на ученика достигается при демократическом стиле педагогической деятельности, высшей формой проявления которого является диалогическая форма общения, характеризуемая как субъект-субъектные отношения, сфокусированные на предмете деятельности или проблеме обсуждения. В свою очередь, авторитарная, манипулятивная форма общения снижает эффект педагогического влияния, проявляя себя в отношении к личности как к объекту воспитательного воздействия.
Поэтому, изменение отношений учителя и ученика с субъект-объектных на субъект-субъектные позволяет говорить о личностно-ориентированной модели образования.
Целью личностно ориентированного образования, как отмечает, не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Следовательно, в условиях личностно-ориентированной модели образования изменяются роль и функции учителя. Он теперь выступает не только как носитель информации (предметно-дисциплинарных знаний), хранитель норм и традиций, но и как помощник в становлении и развитии личности ученика.
Образовательная программа в рамках личностно-ориентированной модели образования должна быть строго индивидуализирована, приспособлена к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. Для того чтобы в ней действительно реализовывалась индивидуальная избирательность школьника к содержанию, виду и форме учебного материала, а также к характеру познавательной мотивации, необходимо, во-первых, предъявить ученику содержание образования в его системно-структурном виде, во-вторых, что особенно важно для достижения успеха в усвоении учебного материала, обеспечить различные формы представления содержания образования (словесная, графическая, знаково-символическая, смешанная) и, в-третьих, обеспечить ученику возможность выбора той формы учебного материала, с которой ему легче работать, а также возможность применения разнообразных способов учебной работы.
На мой взгляд, эффективными педагогическими средствами в рамках личностно-ориентированной модели образования выступают: организация педагогом различных видов деятельности , в которых ребенок может быть успешен, создание возможностей для ребенка «пробы сил» в различных ситуациях, организованных взрослым совместно с ребенком, учет внешкольных интересов ребенка и включение их в жизнь школьного класса, коллективная творческая деятельность.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, стиль педагогической деятельности учителя начальной школы: установление субъект-субъектных отношений взрослого и ребенка как равнозначных партнеров по отношению к предмету коллективной деятельности является условием процесса успешной самореализации младшего школьника.
Во-вторых, организация образовательного процесса, позволяющая каждому ребенку реализовать свой потенциал, предъявляет требования по подготовке педагога, который должен владеть различными технологиями организации педагогического процесса, кроме того, личностно готового к организации такого педагогического процесса.
В-третьих, гуманное отношение к ребенку создает условия для актуализации стремления самой личности младшего школьника к дальнейшему развитию своих потенциальных возможностей.
Методы самореализации школьника
Творчество личности — это реализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности.
Актуальность исследования. Усиление внимания к проблеме самореализации сопряжено с пониманием её определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, информационная перегруженность вызывают необходимость адекватного увеличения интеллектуальных усилий, что нередко приводит к нарушению нормального развития, эмоционального и физического здоровья человека. Поэтому проблема развития и использования личностного потенциала приобретает в современных условиях качественно новый уровень.
Ориентация современной школы на дифференцированное , профильное обучение также требует создания условий, позволяющих ученику раскрыть и реализовать внутренний потенциал.
Развитие современного общества не могло не отразиться на изменении, требований к образовательному процессу, в основу которого положены идеи; гуманизации требующие создания педагогических условий способствующих формированию активной, самостоятельной, творческой личности. Личности, способной не только адаптироваться, но и перестраивать жизненные условия, управлять собственной жизнью, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье, нацеленной на саморазвитие и самореализацию.
Учебная деятельность играет значительную роль в жизни школьника и служит важной сферой его самовыражения.
Школа является местом, где ребёнок проводит большую часть времени. По мнению психологов и учителей; внутренней причиной разочарований, неудач в учёбе зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности. Особенно остро перед современной школой встаёт проблема отсутствия у многих учащихся внутренней мотивации к учению.
Регламентация учебного времени и жёсткие требования учебных программ ведут к снижению активности, самостоятельности и творчества учащихся, следовательно, и возможности самореализации. Основной целью образовательного процесса становится усвоение и воспроизведение знаний.
Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между:
— требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребёнка, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определённой суммы знаний;
— потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения;
— осознанием важности и необходимости процессов саморазвития и; самореализации со стороны школьников и учителей и отсутствием в практике необходимых для них педагогических условий;
— необходимостью использования активных форм работы, способствующих развитию творчества и самореализации школьников и стереотипами профессионального поведения учителей.
Разрешение данных противоречий мы связываем с организацией творческих самостоятельных работ в системе развивающего обучения, которая опирается на внутренние условия развития ребёнка и активную самостоятельную деятельность учащихся на всех этапах процесса обучения.
Развитие ребёнка определяется его включением в определённый вид деятельности и систему межличностных отношений. Поэтому сегодня необходимо выявить и активно использовать те виды учебной деятельности, которые способствуют процессу самореализации. Актуальным и практически значимым является не только реализация школьником своего интеллектуального начала, потребности в знании, но и ценностно-мотивационное и действенно-практическое выражение себя.
Оригинальность мышления, творчество и одаренность школьников наиболее ярко проявляются в разнообразной учебно-исследовательской деятельности. Среди направлений ее развития следует назвать такую форму организации работы с учащимися как исследовательские самостоятельные работы, исследовательские проекты. Основные требования, которые к ним предъявляются, следующие:
• Наличие значимой (социальной или личностной) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решений;
• Теоретическая или практическая значимость предполагаемых результатов
• Организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся
• Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
• Использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из нее задач
Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия; реализации; таких решений и т. д. — писал .
Один из возможных путей обеспечения процесса самореализации; связывается с организацией творческих самостоятельных работ. В системе развивающего обучения творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности; и таланты, обеспечивает возможность, самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.
Выполнение творческих самостоятельных работ и процесс самореализации взаимосвязаны. Творческие самостоятельные работы являются условием и результатом самореализации учащихся, в свою очередь, самореализация, как процесс, обеспечивается выполнением творческих самостоятельных работ.
Творческие самостоятельные работы способствуют самореализации личности учащегося при условии их выполнения в системе развивающего обучения, основой которого является процесс формирования системных обобщённых знаний — и способов деятельности.
Организация творческих самостоятельных работ как условия самореализации учащегося осуществляется в логике изложения узловых проблем содержания учебного предмета.
Самореализация как процесс сопряжена с усложнением содержательной и Таким образом, мы отмечаем противоречие между реально осуществляющейся самореализацией индивида в процессе ее личностного становления и игнорированием этой реальности в практике организованного воспитания младших школьников. Названное противоречие определило проблему исследования: какие педагогические условия необходимы, чтобы самореализация личности органично включалась в воспитательный процесс, организуемый в младшем школьном возрасте.
2. Воспитание и формирование личности
Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с обучением и образованием. С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
Современный процесс воспитания должен основываться на следующих прогрессивных идеях:
1. Личность в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность.
2. Цель воспитания заключается в разностороннем гармоничном развитии самоактуализирующейся личности в условиях коллективной творческой деятельности.
3. Суть воспитания состоит в развитии отношений воспитанника к окружающему миру (родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому), т. е. в формировании им жизненной позиции, определении своего места в системе ценностных отношений.
4. Содержанием воспитания является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитательной деятельности.
5. Вся система образования (обучения и воспитания) ориентирована на личностный подход.
6. В современном понимании воспитания особую значимость приобретает идея педагогической поддержки.
7. Продуктивное обучение и воспитание строятся в режиме диалогового общения педагога и воспитанника.
8. Назначение и позиция воспитателя, по мнению Е. Н. Ильина, выражены в пяти определяющих глаголах – любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.
Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации.
Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную цель.
Важнейшие общие закономерности воспитания:
– воспитание детерминировано культурой общества;
– воспитание и обучение – два взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;
– эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;
– эффективность и результативность воспитания зависят от цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу;
– действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости;
– результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.
Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются: принцип научности, принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип ненасилия и толерантности, принцип связи воспитания с жизнью, принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности и др.
Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при воспитательном или педагогическом процессе. Цель воспитательного процесса – ориентация учащихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
Воспитанность личности определяется не отдельными качествами, а их совокупностью, нравственным содержанием и направленностью, уровнем развития. Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию, когда он освобождается от влияния воспитывающих его окружающих и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельно продуманного воздействия на самого себя в целях саморазвития.
Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.
Традиционными направлениями воспитательной работы являются: умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое. В настоящее время формируются новые направления – гражданское, правовое, экологическое, экономическое. Среди множества классификаций методов воспитания выделяют три основные группы:
– организации жизни и деятельности.
Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у воспитуемого. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек. Обычно выделяют четыре основные группы методов убеждения: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения.
К стимулирующим методам относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание.
Цель методов организации жизни и деятельности – научить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. К методам организации жизни и деятельности относятся: педагогическое требование, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, пример. К средствам воспитания относят все то, что использует человек в процессе движения к цели: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, природа и др.
Формирование, воспитание, развитие и саморазвитие личности.
Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с обучением и образованием. С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
Современный процесс воспитания должен основываться на следующих прогрессивных идеях:
1. Личность в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность.
2. Цель воспитания заключается в разностороннем гармоничном развитии самоактуализирующейся личности в условиях коллективной творческой деятельности.
3. Суть воспитания состоит в развитии отношений воспитанника к окружающему миру (родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому), т. е. в формировании им жизненной позиции, определении своего места в системе ценностных отношений.
4. Содержанием воспитания является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитательной деятельности.
5. Вся система образования (обучения и воспитания) ориентирована на личностный подход.
6. В современном понимании воспитания особую значимость приобретает идея педагогической поддержки.
7. Продуктивное обучение и воспитание строятся в режиме диалогового общения педагога и воспитанника.
8. Назначение и позиция воспитателя, по мнению Е. Н. Ильина, выражены в пяти определяющих глаголах – любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.
Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации.
Важнейшие общие закономерности воспитания:
· воспитание детерминировано культурой общества;
· воспитание и обучение – два взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;
· эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;
· эффективность и результативность воспитания зависят от цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу;
· действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости;
· результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.
Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при воспитательном или педагогическом процессе. Цель воспитательного процесса – ориентация учащихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.
Традиционными направлениями воспитательной работы являются: умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое. В настоящее время формируются новые направления – гражданское, правовое, экологическое, экономическое. Среди множества классификаций методов воспитания выделяют три основные группы:
· организации жизни и деятельности.
Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у воспитуемого. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек. Обычно выделяют четыре основные группы методов убеждения: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения.
К стимулирующим методам относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание.
Источник https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2020/01/30/vospitanie-shkolnika-kak
Источник https://studfile.net/preview/5613784/page:2/
Источник https://studopedia.ru/20_36826_formirovanie-vospitanie-razvitie-i-samorazvitie-lichnosti.html