Формирование, воспитание, развитие и саморазвитие личности.
Саморазвитие личности в контексте реализации воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / КОНТЕКСТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / STUDENT’S INDIVIDUAL CHARACTERISTICS / ВОСПИТАНИЕ / SELF-DEVELOPMENT / CONTEXT OF ACTIVITY / EDUCATION / INDIVIDUALITY
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева О.В.
Рассматривается проблема саморазвития личности в контексте реализации воспитательного процесса.Основой самообучения, самообразования и саморазвития является самостоятельное приобретение знаний студентами. Выдвигается теория деятельности, в которой выдвигаются основные принципы саморазвития личности .
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева О.В.
Организационно-методические основы поликультурной самоорганизации студентов в условиях дополнительногоиноязычного образования
Текст научной работы на тему «Саморазвитие личности в контексте реализации воспитательного процесса»
Старший преподаватель, кафедра английской филологии, Институт зарубежной филологии и регионоведения, ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им.
САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рассматривается проблема саморазвития личности в контексте реализации воспитательного процесса.Основой самообучения, самообразования и саморазвития является самостоятельное приобретение знаний студентами. Выдвигается теория деятельности, в которой выдвигаются основные принципы саморазвития личности.
Ключевые слова: саморазвитие, личность, контекст деятельности, индивидуальные особенности студентов, воспитание.
Keywords: self-development, individuality,context of activity, student’s individual characteristics, education.
Формирование личности человека во все времена представляло собой сложный и противоречивый процесс. Становление личности в рамках того или иного общества задается некоторой общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека. В современном обществе в контексте реализации Болонского процесса особую актуальность приобретает проблема самообучения, самообразования, саморазвития личности студента.
Как известно, Западная система образования дает больше самостоятельности студенту в приобретении знаний, что дает огромный толчок саморазвитию личности студента.
Проблема саморазвития личности рассматривается нами в контексте теории деятельности Л. С.Выготского [1, 90], А.Н. Леонтьева [7, 164], С.Л.. Рубинштейна [10,89]. Данные авторы выделяют такие сущностные свойства деятельности как целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер, а также утверждают, что в деятельности люди работают в тесной взаимосвязи, и в этом процессе происходит обмен деятельности, что сама природа деятельности связана с воздействием людей друг на друга. Для педагогического процесса неоспоримое значение имеют труды Л.Н.Куликовой и выделенные ею принципы саморазвития личности как методологической основы воспитания и образования [6]. В ряде принципов выделяются:
1) принцип природосообразности педагогического влияния, согласно которому важно видеть и понимать собственную природу ребенка как его врожденные черты;
2) принцип культуросообразности воспитания содержит в себе идею воспитания как инкультурации, когда механизм социального наследования действует как освоение ребенком с помощью взрослых достижений человечества как его дальнейшего жизнедвижения;
3) принцип безоценочности, безусловности принятия ребенка в воспитании характеризуется как значимая для воспитания связь между отношением педагога к ребенку независимо от проявления тем своих достоинств и встречной активностью саморазвития;
4) принцип социосообразности воспитания отражает необходимость создания приемлемых социальных условий для успешного развития и саморазвития ребенка;
5) принцип свободосообразности базируется на необходимости создания условий свободы, в которой ребенок чувствовал бы себя свободным, то есть мог осуществлять
©© Афанасьева О.В., 2014 г.
свободный выбор деятельности и форм поведения, а также имел возможность независимого принятия решений;
6) принцип любви в воспитании как «Главнейший помощник воспитания — любовь. Любовь ребенка — безусловная гарантия его воспитуемости[1,76];
7) Принцип глубинного общения в воспитании, отражающий закономерную взаимосвязь между характером общения ребенка и уровнем его «воспитуе мости». Вышеизложенные принципы позволяют преподавателю обусловить индивидуальный подход к учащимся.
Студенты в процессе обучения иноязычному общению должны развивать собственную продуктивность, «самоэффективность» [6] и осознавать ценность собственной продуктивности в общении.
Общение как особый вид деятельности обслуживает все другие виды человеческой деятельноститакие как труд, учение и др. С социально-психологической и социальнофилософской позиции, понятие общение рассматривается в контексте деятельности и взаимодействия людей. А. А. Леонтьев определяет общение как процесс внутри определенно социальной общности, который возникает в силу потребности, необходимости и реализует общественные отношения [8, 67].
Раскрытие феномена общения в обучении иностранному языку исходит из коммуникативного подхода, разработанного Е.И.Пассовым [9, 91]. Данный подход предусматривает построение учебного процесса как модели общения, а урок иностранного языка, по Е.И. Сидяченко [11, 34], становится практикой межкультурной коммуникации. В действительности без языка культура такая, какой мы ее знаем, просто не существовала бы. Культура тесно связана и с лексикой, и с прагматикой языка. Язык также может играть важную роль как предсказатель поведения и характера личности людей, говорящих на многих языках. В этой связи вырисовывается новая тенденция — обучение межкультурному общению. В качестве наиболее значимого, результативного компонента содержания
иноязычной коммуникативной компетентности следует определить межкультурную компетенцию, под которой понимается комплекс умений, позволяющих ориентироваться и адекватно вести себя в культурно-пересекающихся ситуациях [5,18]. Обеспечение реального общения в сфере межкультурного взаимодействия зависит от уровня лингвистических, социолингвистических и межкультурных знаний и умений личности.
Общение в межкультурных ситуациях, даже в случае, если его участники владеют общим кодом, всегда присущи конфликты между знанием и незнанием, между чужим и своим, между готовностью понять и предубеждением [4, 19]. В процессе общения возникают дополнительные психологические проблемы, которые обычно не возникают при внутри культурной коммуникации. Желание разобраться в этих проблемах и преодолеть барьеры приводит людей на межкультурные тренинги, курсы по межкультурной коммуникации, к поиску ответов в научных исследованиях, научно-популярных статьях и т. д. Изучение практических нужд представителей различных культур для их успешного общения друг с другом становится целью межкультурной коммуникации [11, 68]. Следовательно, термин межкультурный мы относим к обмену знаниями, идеями, мыслями, понятиями и эмоциями, происходящий между людьми из разных культур.
Таким образом, в обучении иностранному языку реализуется воспитательный аспект через принципы саморазвития. Комплекс принципов саморазвития личности мы рассматриваем как подготовку к межкультурной коммуникации, во взаимодействии с социальными группами
1. Адлер А. Практики и теория индивидуальной психологии.- М., 1996.- 256с.
2. ВерещагинЕ.М., Костомаров В.Г. Языки и культура.-М.: Русский язык, 1990.
3. Выготский Л.С., Педагогическая психология. Краткий курс.-М., 1996.-С.282
4. Н.Д. Гальскова — Межкультурное обучение: проблемы целей и содержания обучения
иностранным языкам//Иностранный язык в школе.-2004.-№2.-С.17-20
5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии.-М., 1994.-219 с.
6. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности.-Благовещенск, 2001.-342 с.
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах/Под ред.В.В.Давыдова и др.-М.: Педагогика, 1983. -Т. 1.-391 с.
8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.-М., 1969.-193 с.
9. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: концепция развития индивидуальности в диалоге культур.-Липецк, 2000.
10. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности//Ученые записки высшей школы.-Т.2.-Одесса, 1992.-153 с.
11. Сидяченко Е.И. Приемы реализации интеркультурной направленности обучения при работе с грамматическими явлениями французского языка//Иностранный язык в школе.-2009.-№1.-С.33-37
Формирование, воспитание, развитие и саморазвитие личности.
Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с обучением и образованием. С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
Современный процесс воспитания должен основываться на следующих прогрессивных идеях:
1. Личность в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность.
2. Цель воспитания заключается в разностороннем гармоничном развитии самоактуализирующейся личности в условиях коллективной творческой деятельности.
3. Суть воспитания состоит в развитии отношений воспитанника к окружающему миру (родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому), т. е. в формировании им жизненной позиции, определении своего места в системе ценностных отношений.
4. Содержанием воспитания является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитательной деятельности.
5. Вся система образования (обучения и воспитания) ориентирована на личностный подход.
6. В современном понимании воспитания особую значимость приобретает идея педагогической поддержки.
7. Продуктивное обучение и воспитание строятся в режиме диалогового общения педагога и воспитанника.
8. Назначение и позиция воспитателя, по мнению Е. Н. Ильина, выражены в пяти определяющих глаголах – любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.
Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации.
Важнейшие общие закономерности воспитания:
· воспитание детерминировано культурой общества;
· воспитание и обучение – два взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;
· эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;
· эффективность и результативность воспитания зависят от цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу;
· действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости;
· результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.
Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при воспитательном или педагогическом процессе. Цель воспитательного процесса – ориентация учащихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.
Традиционными направлениями воспитательной работы являются: умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое. В настоящее время формируются новые направления – гражданское, правовое, экологическое, экономическое. Среди множества классификаций методов воспитания выделяют три основные группы:
· организации жизни и деятельности.
Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у воспитуемого. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек. Обычно выделяют четыре основные группы методов убеждения: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения.
К стимулирующим методам относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание.
Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе
Таким образом, основной идеей теории и методики воспитания является идея саморазвития ребенка (подростка): он есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Об этом писал еще один из основоположников отечественной педологии Л.С. Выготский: «Человек, в сущности, воспитывает себя сам. С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого». То есть педагог по собственному произволу не может сделать ребенка, ни хуже, ни лучше. Он может лишь создать условия, чтобы ребенок (подросток) сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в последние годы заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, Л.И. Новикова, В.А. Караковский. Вот почему в формулировке цели воспитания необходимо еще добавить — в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности, в которой реально растущий человек может реализовать всю гамму своих потребностей и потенциальных возможностей, может сформулировать черты самоактуализирующейся личности.
Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания. Она может быть сформулирована в идее о том, что САМОактуализирующаяся личность развивается, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основным условиям: 1) если воспитывающая деятельность будет инструментована как самодеятельность воспитанников; 2) если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс САМОпознания и САМОвоспи-тания.
Психологи выделяют два основных источника самовоспитания, реализуя которые воспитатель может стимулировать самоактуализацию личности школьника в воспитательном процессе:
J) внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия школьника;
2) внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий «Я реального» и «Я идеального», между целями растущего человека и возможностями их реализации, между осознанными недостатками и потребностью их искоренения. Блестящим примером этого являются дневники Л.Н. Толстого. Вот одна из записей: «Я дурен собой, неловок. скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и
то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собою. ; но есть вещи, которые я люблю больше добра, — славу» (СНОСКА: Толстой Л.Н. Дневники 1847—1894 гг. Соб.соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 19).
Нередко самовоспитание бывает сопряжено с противостоянием .социально-бытовому окружению, с которым взаимодействует подросток. В позитивном случае это усиливает устойчивость его жизненной позиции: «Я, действительно, являюсь той белой вороной, о которой мы сегодня говорили, так как я не потребляю спиртных напитков и никогда не страдала от никотиновой зависимости в отличие от своих одноклассниц. Но от этого я не страдаю, у меня все равно есть друзья и в компании я себя чужой не чувствую» (Наталья К.).
Понятие цели диалектично. Постановка цели заведомо влечет за собой ее конкретизацию — определение стратегических и тактических задач воспитания. Стратегические задачи позволяют педагогу на основе анализа условий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс, определить основные направления его деятельности, отобрать содержание и средства воспитания, наметить конкретную программу организации и развития ученического коллектива, «программу человеческой личности» применительно к каждому воспитаннику, выработать стратегию и тактику своего взаимодействия с малым педагогическим коллективом, с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, с родителями учащихся.
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-lichnosti-v-kontekste-realizatsii-vospitatelnogo-protsessa
Источник https://studopedia.ru/20_36826_formirovanie-vospitanie-razvitie-i-samorazvitie-lichnosti.html
Источник https://studfile.net/preview/2381184/page:37/