Рефлексия как основной метод саморазвития
Рефлексия как механизм самопознания
Рефлексия — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.
Это то же самое, как с самим собой играть в шахматы или общаться с самим собой, используя методику двух стульев. (Человек садится на один стул и начинает, к примеру, нападать, обвинять, стыдить или хвалить себя же, якобы сидящего на другом стуле. Затем пересев на этот второй стул, сам же отвечает себе, якобы сидящему на первом стуле.)
Рефлексия— размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ
Проиллюстрировав понятие рефлексии, вернемся к нашей проблематике, а именно рассмотрим рефлексию как механизм самопознания.
Прежде всего необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого
человека и причинах его поступков;
личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и
качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;
интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности
анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно
возвращаться к условиям задачи.
Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то
таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть.
1. Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами
невозможно познать другого человека и самого себя.
2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект
рефлексирования, выделение его среди других объектов.
3. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых
4. Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства
объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и
обоснованно проверить рефлексивный анализ.
5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования
разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы
решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это
организует рефлексивное познание).
6. Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного
результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается
В заключение опишем действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания
в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой.
Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих
характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.
Возможен и несколько иной вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает
смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление.
В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты
самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во-первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я-познающим, Я-познаваемым, Я-идеальным и т.п., во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:
-признает данное качество как свою сильную сторону;
-вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты;
-в то же время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей
он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой.
Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе;
-отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, до сих пор сохраняются некоторые
трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;
-обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости
от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.
Понятно, что рефлексирование — это сложная работа, требующая времени, усилий,
определенных способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть
недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более
целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопокаянием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.
Итак, мы рассмотрели действие двух взаимосвязанных механизмов самопознания.
Идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, рефлексия — как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением причинно-следственных связей.
Рефлексия как основной метод саморазвития
Рефлексия привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в частности Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление». Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и т. д.
Рефлексия (от позднелат. гейехю — обращение назад) — это одна из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.
Рефлексию еще часто связывают с интроспекцией. Один из родоначальников метода интроспекции английский философ Дж. Локк считал, что существуют два источника всех человеческих знаний: первый — это объекты внешнего мира, второй — деятельность собственного ума.
На объекты внешнего мира люди направляют свои внешние чувства и в результате получают впечатления (или идеи) о внешних вещах. Деятельность же ума, к которой Дж. Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии.
Рефлексия, по теории Локка, — это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Он указывал на возможность «удвоения» психики, выделяя в ней два уровня:
- • первый — восприятие, мысли, желания;
- • второй — наблюдение или созерцание структур первого уровня.
В связи с этим под интроспекцией часто понимают метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения. Иными словами, всякая рефлексия, которая направлена на изучение закономерностей, свойственных психике каждого человека, является интроспекцией, а индивидуальное самонаблюдение, не имеющее такой цели, — только рефлексией.
В отечественной психологии вопросов рефлексии касались почти все авторы существующих психологических концепций. В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию:
- — осознания (Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, А. Н. Леонтьев, В. Н. Пушкин, И. Н. Семенов, Е. В. Смирнова, А. П. Сопиков, С. Ю. Степанов и др.);
- — мышления (Н. Г. Алексеев, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, А. 3. Зак, В. К. Зарецкий, Ю. Н. Кулюткин, С. Л. Рубинштейн, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.);
- — творчества (Я. А. Пономарев, С. Ю. Степанов, Семенов и др.);
- — общения (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.);
- — личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Л. С. Выготский, Б. В. Зейгарник, А. Б. Холмогорова и др.).
Л. С. Выготский, например, считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании».
Психологической концепцией, в которой рефлексии отводится ведущая роль в самодетерминации человека, является субъектнодеятельностный подход С. Л. Рубинштейна. Он подчеркивал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя».
С понятиями «рефлексия» и «самосознание» С. Л. Рубинштейн связывал определение личности. Давая ей различные определения, он указывал: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим “Я”. “Я” — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? — что я сделал? — кем я стал?»
Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С. Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными. В данной концепции рефлексия не только имеет функции анализа того, что было, но и представляет собой реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и в итоге — жизни человека.
По словам Я. А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, выступает основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.
Среди современных разработчиков теории рефлексивной деятельности следует отметить А. В. Карпова, И. Н. Семенова и С. Ю. Степанова.
В подходе А. В. Карпова рефлексивность выступает как метаспособность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы — как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка — синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности. А. В. Карпов пишет: «Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям».
В данном подходе рефлексия — синтетическая психическая реальность, которая выступает одновременно процессом, свойством и состоянием. По этому поводу А. В. Карпов отмечает: «Рефлексия — это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания».
Многие авторы указывают на то, что именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности и не сводится ни к одной из них.
Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие:
— позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления);
- — позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность;
- — рефлексия позволяет найти ответы задач, которые без ее применения решению не поддаются.
В работах А. В. Карпова, И. Н. Семенова и С. Ю. Степанова описывается достаточно много видов рефлексии. С. Ю. Степанов и И. Н. Семенов выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования.
- 1. Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма.
- 2. Коммуникативная рефлексия рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А. А. Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком.
- 3. Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного «Я» как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.
На взгляд Ю. М. Орлова, личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности. Личностный рост, развитие индивидуальности как сверхличностного образования происходит именно в процессе осознания смысла, который реализуется в конкретном сегменте жизненного процесса. Процесс же самопознания в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности с учетом особенностей ситуации.
• Интеллектуальная рефлексия — предметом ее являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения по решению типовых задач.
Н. И. Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии.
• Логическая — рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.
- • Личностная — рефлексия в области аффективно-потребност-ной сферы, связана с процессами развития самосознания.
- • Межличностная — рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.
Отечественные ученые С. В. Кондратьева, Б. П. Ковалев выделяют следующие виды рефлексии в процессах педагогического общения.
- • Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
- • Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я — глазами других»).
- • Личностная рефлексия — осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.
Е. В. Лушпаева описывает такой ее тип, как «рефлексия в общении», который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия».
Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.
Уровни рефлексии
А. В. Карповым выделены различные уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания:
- • 1-й уровень включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека;
- • 2-й уровень предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте;
- • 3-й уровень включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе;
- • 4-й уровень заключает в себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации.
Формы рефлексии
Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.
Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т. е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.
Опираясь на работы Б. В. Зейгарник, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова, А. В. Карпов выделяет три формы рефлексии, различающиеся по объекту работы:
- — рефлексия в области самосознания;
- — рефлексия образа действия;
- — рефлексия профессиональной деятельности, причем первые две формы являются основой для развития и формирования третьей.
Рефлексия в области самосознания — это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензитивной способности человека. Она различается тремя уровнями:
- 1) первый уровень связан с отражением и последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов;
- 2) второй уровень связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других;
- 3) третий уровень предполагает осознание себя как субъекта коммуникативной связи, анализируются возможности и результаты собственного влияния на окружающих.
Рефлексия образа действия — это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком. Этот анализ и есть рефлексия (в чистом виде), как ее представляют в классической психологии, когда непосредственно после какого-либо поступка рефлектирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках. Такой уровень рефлексии способствует «запуску» механизмов саморазвития (самопринятия и самопрогнозирования).
РЕФЛЕКСИВНЫЙ МЕХАНИЗМ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОБЛЕМНО-КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
В настоящее время наблюдается рост интереса к изучению рефлексии в различных направлениях общей, социальной, педагогической и инженерной психологии ([2], [5], [8], [10], [13], [16], [19], [20], [21], [22] и др. Многообразие разработок проблемы рефлексии делает необходимым выявить функции, в которых используются представления о ней, и определить ее психологическую специфику.
РЕФЛЕКСИЯ КАК ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Конкретизация представлений о рефлексии применительно к практически важным задачам обучения и воспитания служила необходимой предпосылкой создания средств их научного решения. «Разработка проблемы развития рефлексии в процессе самостоятельной работы учащихся, — подчеркивает Б.Г. Ананьев, — имеет большое значение для правильной постановки вопросов воспитания и самовоспитания ума» [3; 127].
Теоретически роль рефлексии в психическом развитии учитывается Л.С. Выготским , считающим, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании» [7; 141], и С.Л. Рубинштейном, подчеркивающим, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя» [14; 260].
В современных экспериментальных исследованиях представления о рефлексии используются не только в качестве одного из объяснительных принципов психического развития, но и в функции теоретического средства построения предмета изучения, когда рефлексия рассматривается как механизм сознания и важный компонент мышления. Так, понятие о рефлексии позволяет раскрыть представления о сущности абстракции [21], теоретического мышления [8] и реализовать их применительно к диагностике уровней его развития у школьников (А.З. Зак , 1982) и формированию действий контроля и оценки [5]. С другой стороны, исследование [15], [16] рефлексии как компонента творческого мышления, реализующего его личностную обусловленность, позволило выделить [18], помимо обычно изучаемой интеллектуальной рефлексии, также еще и личностную рефлексию. Это поставило проблему определения функций рефлексии во взаимосвязи интеллектуального и личностного в психике человека. Рассмотрим экспериментальные факты и теоретические основания, позволившие объединить тематику мышления и личности (традиционно исследуемых различными методами) в рамках единого представления о рефлексивном механизме организации творческого мышления и саморазвития личности.
РЕФЛЕКСИЯ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЕГО ЛИЧНОСТНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ
Одна из центральных проблем психологии творчества — как возникают психические новообразования в творческом процессе? Традиционно эта проблема механизмов новообразований ставится в контексте изучения продуктивности мышления и исследуется на материале решения задач на соображение как проблемных ситуаций ([11], [12], [13], [19] и др.), служащих необходимым условием для развертывания творческого процесса.
Многочисленные исследования творчества как мыслительного процесса ([6], [8], [11], [12], [13], [14], [19] и др.) установили, что его результатом являются интеллектуальные новообразования в виде открываемых субъектом знаний о способах разрешения проблемной ситуации. Вместе с тем была выявлена значимость личностной обусловленности мышления ([4], [6], [10], [19; 168—192] и др.). Ее изучение с позиций системного подхода привело к установлению важного факта разноплановости мыслительного процесса, что позволило представить его как сбалансированное движение мысли по иерархически организованным уровням: личностному, рефлексивному, предметному, операциональному [15]. При экспериментальной реализации этой концептуальной модели мышления были обнаружены феномены интенсификации рефлексии перед инсайтом [16] и ее доминирования среди остальных уровневых компонентов мышления при успешных решениях задач [9]. Анализ этих фактов вскрыл ведущую роль рефлексии в действенной реализации личностной обусловленности творческого процесса [2].
Это позволило переосмыслить классическую проблему критериев различения продуктивного и репродуктивного мышления с точки зрения их личностной обусловленности. Методически это решалось построением показателей динамики мыслительного процесса [9; 15], которые характеризовали его механизм через выделение помимо традиционно изучаемых интеллектуальных новообразований также еще и личностных. В частности, было обнаружено [9] изменение изначально занятой субъектом (по отношению к предстоящему поиску) репродуктивной личностной позиции на новую, продуктивную личностную позицию. Она является новообразованием, возникающим в результате личностной рефлексии (т. е. критического переосмысления испытуемым первоначальных представлений о себе как о носителе и реализаторе интеллектуальных стереотипов), которая приводит к построению нового образа «я», а именно: как субъекта творчества. Теоретический анализ [18] факта смены позиции вскрыл проблему экспериментального изучения роли рефлексии в возникновении личностных новообразований в качестве одного из механизмов развития (см.: Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 170) и детерминант организации творческого мышления.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ МЕХАНИЗМ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОБЛЕМНО-КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Развитие личности традиционно исследуется путем лонгитюдного наблюдения за ее онтогенезом, дополняемого биографическими и клиническими методами. Основной же массив экспериментальных работ ориентирован на изучение функционального проявления личности либо при тестировании, выявляющем лишь статичные, сложившиеся ее свойства, либо в стрессогенных ситуациях, определяющих динамику конфликтного состояния и поведения личности. В последних конфликтообразующим является неразрешимое задание, которое служит объективным условием актуализации защитных механизмов, проявляющихся в различных формах поведения, всегда завершающегося «личностными уходами» от выполнения задания. Неразрешимость задания блокирует саму возможность позитивного, развивающего личность преодоления конфликта, а следовательно, закрывает путь к изучению его механизмов. Поэтому экспериментальное исследование развития личности, и в том числе ее творческого саморазвития, требует использования такого рода заданий, которые, являясь конфликтообразующими , были бы вместе с тем разрешимыми, хотя и проблемными.
В исследованиях организации мышления и саморазвития личности [15], [17], [18] в качестве заданий, обладающих указанными свойствами — проблемностью и конфликтностью, использовались творческие задачи, традиционно применяющиеся для изучения инновационных процессов. Эти задания позволяют моделировать особые, уникальные по отношению к субъекту условия экспериментальной ситуации, в которых его личностный и интеллектуальный опыт не только оказывается недостаточным, но и служит своеобразным препятствием (а не только средством) к достижению поставленной цели. При этом проблемность творческой задачи раскрывается как интеллектуальное противоречие, актуализирующееся в виде столкновения известных испытуемому знаний и умений с теми особенными условиями предметной ситуации (описанной в форме задачи), в которой субъект осуществляет доступные ему способы действия. Вместе с тем при решении творческой задачи обнаруживается и ее конфликтообразующее свойство, т. е. противоречие личностного характера между сложившимися в ситуациях испытания формами поведения субъекта как личности (т. е. перед лицом другого человека, в данном случае экспериментатора) и теми реальными требованиями, которые предъявляет к нему как к испытуемому конкретная ситуация решения. Существо творческой задачи, таким образом, состоит в том, что в процессе ее решения возникает противоречие между ресурсами «я» (т. е. интеллектуальными и личностными стереотипами) и уникальностью условий и требований ситуации задачи. Самостоятельное преодоление испытуемым этого противоречия и выступает в итоге как творческое открытие принципа решения задачи и одновременно — как его личностное и интеллектуальное развитие, выражающееся в активной самоперестройке личности и реорганизации мышления.
Таким образом, порождение интеллектуальных новообразований (выступающих в виде открытия новых свойств и связей предметного мира, с которым активно взаимодействует субъект, конструируя средства его преобразования) в творческом процессе опосредствовано порождением соответствующих личностных новообразований, выражающихся в изменении человеком представлений о своем месте в социокультурном контексте, а следовательно, в конечном счете — ив преобразовании своей личности. Следовательно, творческое мышление может рассматриваться как процесс построения и действенной реализации нового целостного образа личности и ситуации задачи. Это становится возможным в силу последовательного и интенсивного осмысления (т. е. определения отношений «я» ко всем содержаниям) ситуации как целого, причем уникального относительно наличного опыта субъекта. Основанием для этого служит обнаружение в ситуации противоречий, которые при их осмыслении и порождают проблемность и конфликтность условий осуществления «я». В этом целом любая часть, каждый элемент с необходимостью имеет свой особый смысл (о трактовках смысла см. подробнее [4], [6], [10], [14], [19] и др.), который, как правило, не совпадает с очевидным и привычным содержанием данного элемента, когда он включен в другие, ранее сложившиеся интеллектуальные и личностные содержания или подструктуры «я». Для того чтобы отличить форму переосмысления (характерную для проблемно-конфликтных ситуаций) от осмысления, имеющего место в обычных, стандартных условиях жизни (в виде их простого осознания), назовем первую активной рефлексивной формой или просто — рефлексией. Переосмысление человеком в процессе мышления интеллектуальных содержаний (т. е. образов предметной ситуации задачи) и личностных содержаний (т. е. образов личности, с которыми отождествляет себя «я» во время переживания конфликта) является механизмом их изменения и, следовательно, порождения психических новообразований в проблемно-конфликтных ситуациях. Таким образом, переосмысление как способ идеального взаимодействия человека с миром, т. е. активного осуществления «я» в проблемно-конфликтной ситуации, определяет его самоизменение и саморазвитие, что и позволяет трактовать переосмысление как рефлексию (см.: БСЭ.— 3-е изд.— М., 1975, т. 22, с. 55).
Итак, понимание рефлексии как переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром (актуализирующихся в результате общения с другими людьми и активного усвоения норм и средств различных деятельностей), которое выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, реализующихся в виде соответствующих поступков, а с другой — в выработке более адекватных знаний о мире с их последующим воплощением в виде конкретных действий, является принципом не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа: «я» —ф изическое тело», «я» — биологический организм», «я» — социальное существо», «я» — субъект творчества» и др.). но и интеграции «я» в неповторимую целостность, нерасторжимую и несводимую ни к одной из ее отдельных составляющих, ни к их механической сумме. Необходимость методической реализации и экспериментальной апробации данных теоретических представлений предполагает разработку процедур анализа релевантной им эмпирической реальности, на материале которой возможно исследование такого предмета, как рефлексивные механизмы организации творческого мышления и саморазвития личности.
Дата добавления: 2021-04-05 ; просмотров: 64 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник https://studopedia.ru/11_214847_refleksiya-kak-mehanizm-samopoznaniya.html
Источник https://studme.org/413393/psihologiya/refleksiya_osnovnoy_metod_samorazvitiya
Источник https://studopedia.net/19_8586_refleksivniy-mehanizm-samorazvitiya-lichnosti-v-problemno-konfliktnih-situatsiyah.html