САМОВОСПИТАНИЕ КАК КУЛЬТУРА САМОРАЗВИТИЯ

 

Содержание

Саморазвитие — или смерть! Как родилась индустрия «личностного роста» и куда она нас привела

Раньше ради успеха в земной жизни нужно было продать душу, но сегодня можно обойтись банкнотами. Культ самореализации, погони за славой, деньгами и «лучшей версией себя» взвинтил ежегодный оборот мирового рынка тренингов по личностному росту до $ 8,5 млрд. Индустрия успеха достигла впечатляющих — и катастрофических масштабов. Как работает рынок позитивного мышления — и почему оно само не работает?

«Отцы-основатели» науки успеха

Многие полагают, что появление культа успеха напрямую связано с так называемой американской мечтой, что американская мечта — это и есть успех, воплощенный в деньгах. Однако это утверждение далеко от правды.

Впервые словосочетание «американская мечта» упоминается в «Эпосе Америки» — увесистой книге Джеймса Адамса, которую он написал в 1931 году. В ней автор пишет, что у народа США есть «американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает» .

Этот постулат восходит к тексту Декларации независимости, в которой сформулирован базовый принцип устройства жизни в Америке, где каждый гражданин наделен «определенными неотчуждаемыми правами», в том числе «жизнью, свободой и стремлением к счастью».

Это стремление к счастью — и есть американская мечта, и в этом всегда была ее красота — всё же счастье куда более глубокое и широкое понятие, чем возможность заработать побольше денег. Создатели Декларации независимости — религиозные люди, к слову, — это отлично понимали.

Свой прагматический смысл «американская мечта» приобрела позднее, когда США стали бурно развиваться, превратившись в страну возможностей, где каждый человек мог разбогатеть, если приложит необходимое количество усилий.

Имидж страны возможностей у Америки сохранился до сих пор: все мы знаем десятки историй известных людей, которые начинали с «доллара в кармане», а затем стали миллионерами. Эндрю Карнеги, Джордж Сорос, Опра Уинфри, Ральф Лорен — список можно продолжать едва ли не бесконечно.

Как стать богатым и причем здесь Бог

«Отцом-основателем» науки саморазвития и достижения заветных целей стал Уоллес Уоттлз, родившийся в 1860 году. Выходец из небогатой фермы в штате Иллинойс, он получил образование в американской сельской школе, где в начальных классах детей учили читать, считать и писать, а в средних классах давали знания по геометрии и истории США. Уоттлз был увлекающимся человеком и любил читать: по собственному желанию он познакомился с работами Декарта, Шопенгауэра, Гегеля, Сведенборга, Эмерсона и многих других философов.

Все это, как позднее писала его дочь, Флоренс, привело Уоттлза к пересмотру взглядов на жизнь: он примкнул к движению «Новая мысль», как раз набиравшему силу во второй половине XIX века. Идейная концепция этого полурелигиозного движения строилась на одном ключевом принципе: всё, что существует в нашем мире, — это и есть Бог или проявление Его божественной сущности.

Человеческая мысль — частица этой божественной энергии, а значит, каждый индивид может использовать мысль в качестве инструмента для достижения собственного блага.

Уоттлз, который всегда имел большие общественные амбиции, многое почерпнул из учения «Новой мысли» и после поражения на выборах 1908 года в Конгресс, куда он выдвигался от Социалистической партии США, написал книгу «Наука стать богатым». Она была опубликована в 1910 году, за год до его смерти, и в ней заметно, какое значительное влияние на Уоттлза оказала «Новая мысль»:

Мысль — единственная сила, способная создать реальные материальные богатства из бесформенной материи. Вещество, из которого состоит всё, — это материя, которая мыслит, и мысль о форме создает в этой материи форму.

Вселенная желает, чтобы у вас было всё, что вы хотите иметь. Природа одобряет ваши планы. Всё от рождения для вас. Поверьте в то, что это правда.

А вот, что он думает о развитии:

Цель всей жизни — развитие, и всё, что живет, имеет неотъемлемое право на всё развитие, которого оно способно достичь. Право человека на жизнь означает его право свободно и неограниченно пользоваться всем, что может быть необходимо для полнейшего умственного, духовного и физического развития; или, иными словами, его право быть богатым.

Книга «Наука стать богатым» имела такой колоссальный успех, что сделала имя Уоттлза знаменитым на всю страну, а его труд повлиял на многих авторов пособий по саморазвитию в будущем. Так, создательница нашумевшей книги «Секрет», Ронда Берн, неоднократно говорила, что текст Уоттлза вдохновил ее. Помимо нее, книгу хвалил также и Тони Роббинс.

Когда в 2007 году «Наука стать богатым» была переиздана, она мигом разлетелась по США тиражом в 75 000 экземпляров, став бестселлером даже 100 лет спустя.

Как родился культ успеха

Прямым наследником идей Уоттлза стал Наполеон Хилл, который начал работать над своей книгой «Думай и богатей» в 1908 году. Если верить легенде, которую рассказывал он сам, стартом его труда послужило желание провести ряд интервью с наиболее состоятельными американцами, чтобы позднее написать о каждом небольшой очерк и, возможно, найти что-то общее между ними. Начать он решил с первого в истории США миллиардера, Эндрю Карнеги, который, по словам Хилла, так загорелся его идеей, что предложил развить проект до «книги успеха» — то есть, проанализировав жизненный путь богатых людей, сделать пособие по зарабатыванию денег.

Правда это или нет, уже не так важно: главное, что книга Хилла, опубликованная в 1937 году, так же, как некогда труд Уоттлза, стала бешено популярной: к 1970 году в мире было продано 20 000 000 ее экземпляров. При этом ничего принципиально нового, само собой, он не говорил: по сравнению с тем же Уоттлзом его советы разве что стали еще более конкретными, а текст — ближе к реальному пособию.

  1. Определите точное количество денег, которое Вы хотели бы иметь. Недостаточно сказать: «Я хочу иметь много денег». Будьте педантичны. (Ниже, в соответствующей главе, поясняется, почему с психологической точки зрения так важна цифра.)
  2. Честно скажите себе, чем Вы готовы заплатить за богатство, которого желаете. (Бесплатно ничего не бывает, не так ли?)
  3. Наметьте срок, к которому Вы уже будете обладать этими деньгами.
  4. Составьте конкретный план выполнения Вашего желания и начинайте действовать немедленно, независимо от того, готовы Вы реализовать его или нет.
  5. Запишите всё: количество денег, время, к которому Вы хотите их иметь, чем Вы готовы жертвовать в обмен, план приобретения денег.
  6. Каждый день — перед отходом ко сну и утром — читайте вслух свои записи. Читая, представьте, почувствуйте и поверьте в то, что деньги уже Ваши.

Кстати, именно Хилл одним из первых основал фонд своего имени для популяризации собственных идей, где подготовленные им специалисты занимались обучением людей «науке успеха» — уже в пожилом возрасте, в 80 лет, он открыл и «Академию личных достижений». Также Хилл — автор знаменитого выражения «и бедность, и богатство рождаются в голове», которое так любят повторять различные гуру и коучеры в наши дни, упрекая бедных в их бедности.

Сторонником идеи, что многое в нашей жизни зависит от силы слова, был и другой мастодонт «школы успеха» — Дейл Карнеги, с трудами которого, кажется, знаком едва ли не каждый человек на планете.

Свой путь к славе он начал с обучения людей ораторскому мастерству — благодаря ему это занятие стало так популярно в Америке 1930–1940-х, что молодые люди буквально грезили о шансе пойти на подобные занятия. Без них, как думали многие, невозможно пробиться в лучшую жизнь. Культ ораторских курсов просочился даже в литературу. Так, в пьесе «Стеклянный зверинец» (1944) Теннеси Уильямс пишет, что важное достоинство Джима О’Коннора, перспективного жениха одной из героинь произведения, — как раз курсы ораторского мастерства, которые он посещает, — мать его потенциальной невесты говорит об этом буквально с придыханием.

В отличие от своих коллег, которые в основном советовали настраивать себя на удачу путем повторения неких «мантр», Карнеги не стал ограничиваться лишь этим и написал ряд книг, весьма полезных с чисто практической точки зрения — а уж для чего их применить, он предоставил решать читателю:

«Поступайте так, как если бы вы были уже счастливы».

«Никогда не женитесь, прежде чем не поцелуете Камень Лести. Хвалить или не хвалить женщину до женитьбы — это дело вашего желания. Но хвалить ее после женитьбы — это уже необходимость и даже, если хотите, вопрос личного благополучия. Супружеский кров не место для прямолинейности. Это поле для дипломатии».

«Тайна наших несчастий в том, что у нас слишком много досуга для того, чтобы размышлять о том, счастливы мы или нет».

Во время подготовки своих трудов он обращался к работам многих видных мыслителей своего времени — в частности, того же Виктора Франкла, который много работал со словом, но не с точки зрения некой «божественной энергии», а психологии.

Беда Карнеги заключалась лишь в том, что в человеке он видел некоего робота или даже куклу, которой можно управлять, дергая за определенные ниточки — с помощью жестов, поведения, набора слов.

Это полное отрицание души (простите за банальность) несколько раз сыграло с ним злую шутку: когда он писал книгу «Семь правил для счастливого брака», от него ушла его первая жена.

А когда он стал пропагандировать теорию о том, что большинство болезней у человека появляются от «накрученных мыслей», у него обнаружили болезнь Ходжкина, а многие друзья и родственники отвернулись от него, так что умирал он в одиночестве: некоторые даже утверждают, что причиной его смерти является самоубийство.

Однако Дейлу Карнеги удалось создать несколько нетленных мировых бестселлеров, а также основать компанию Dale Carnegie Training, которая успешно существует до сих пор и работает по всему миру. Если бы не он, сегодня полки магазинов не ломились бы от многочисленных книг по психологии «для чайников», которые так бодро сочиняют бесчисленные авторы, просто переписывая труды Карнеги.

Читать статью  Икигай, кайдзен, синрин-ёку: почему саморазвитие по-японски завоевывает мир

От продаж к личностному росту

В Европе мода на тренинги пришла уже после войны: восстанавливая Старый Свет, Америка импортировала на континент многие свои привычки. Первоначально речь шла только о профессиональных и финансовых тренингах — так уже в 1946 году Ханс Гольдман провел в Швеции свой первый тренинг с говорящим названием «Как продавать больше в послевоенной Европе». Ну а вслед за Старым Светом к новой моде подтянулся и весь мир.

Постепенно на смену специальным тренингам пришли занятия по личностному росту: как только развитие экономики позволило людям задуматься о чем-то еще, кроме восстановления своих разрушенных стран.

К слову, впоследствии Ханс Гольдман стал основателем одной из известнейших международных компаний по тренингам — Mercuri International: именно она в 1990-х первой пришла и на российский рынок, где эта ниша была еще никем не занята.

Своеобразного пика — и новый толчок к развитию — учение об успехе получило в 1960–1970-х годах, когда исследования Мартина Селигмана положили начало позитивной психологии . В ходе одного из экспериментов он поместил собак в клетки и после сильного звукового сигнала давал животным короткий и слабый разряд тока. Его собаки избежать не могли, что бы они ни делали. Затем Селигман перевел их в другие клетки, где их активность могла бы спасти их от удара током, однако в новых клетках они не стали пытаться предпринимать усилий для своей защиты, только лишь скуля после звукового сигнала в ожидании разряда.

Селигман, основываясь в том числе на этом эксперименте, ввел в психологию понятие «выученной беспомощности» — для ситуаций, когда животное (или человек) перестает пробовать улучшить свою жизнь, пройдя через несколько неудач.

В том числе и для развития в людях уверенности и прочих положительных качеств Селигман и занялся разработкой так называемой позитивной психологии. Она должна была пестовать лучшие свойства человека — в противовес привычной психологии, занимавшейся коррекцией негативных проявлений личности: депрессивности, раздражительности и т. д.

Спустя короткое время после рождения позитивной психологии сперва специалисты, а затем журналисты и различные эксперты-популяризаторы заговорили со страниц газет и журналов о пользе позитивного мышления, о важности радостного взгляда на мир, о необходимости прощать своих обидчиков в прошлом, чтобы с уверенностью смотреть в будущее. Подобный взгляд оказался столь популярным, что даже сегодня, через несколько десятков лет, открыв любой глянцевый журнал, мы сможем найти всё то, о чем говорила позитивная психология еще в 1970-х годах: «8 ценных привычек позитивного человека», «Думай правильно: как избавиться от негативных мыслей?», «5 простых шагов к успешной карьере» и т. д.

Вслед за таким успехом появились и новые авторы, которые с радостью стали раскрывать своим читателям секреты личностного и финансового роста.

Большинство подобных писателей видят причину чьего-то неуспеха в самом человеке, а не в обстоятельствах вокруг — вообще, это любопытно, как ловко культ индивидуализма обернулся против нас.

Коучи и гуру тренингов не дают человеку ни одного шанса для оправдания собственной неудачи обстоятельствами: ему внушают, что он и только он виноват в своих бедах. Так, Маршалл Голдсмит, труды которого переведены на 30 языков, пишет в книге «Триггеры. Формируй привычки — закаляй характер»:

«Мы большие мастера в поиске козлов отпущения и так же умело даем себе индульгенцию за свои недостатки. Мы редко виним себя за ошибки или плохой выбор, ведь так просто возложить вину на окружение. Как часто вы слышали, что коллега принимает ответственность за свои промахи со словами „Ну что за невезение!“? Вина всегда где-то снаружи и никогда внутри».

На этом поприще достаточно трудно сказать что-то новое, поэтому тот же Голдсмит, например, ввел новый термин “mojo” и даже написал целую книгу о том, что же это такое — «Mojo: как его получить, как его сохранить и как вернуть, если вы его потеряли».

Она написана по всем правилам подобных трудов, не зря ее раскупают, как горячие пирожки: как и положено, она начинается с предисловия с благодарностями близким и друзьям, которые демонстрируют зашкаливающий уровень счастья самого Годсмита. Жена и несколько детей обязательно «любящие», сотрудники издательства — «прекрасные», друзья — «замечательные», а обычные люди, помогавшие Голдсмиту советом, — «одухотворенные». После перечисления благодарностей автор, наконец, дает определение новому термину, который отсылает нас всё к той же позитивной психологии:

Моджо играет важную роль в нашем стремлении к счастью и смыслу, поскольку при этом достигаются две простые цели: вам нравится то, что вы делаете, и вы готовы это демонстрировать. Эти цели формируют мое операционное определение:

Моджо — это положительное отношение к тому, что вы делаете в данный момент, возникающее внутри вас и выплескивающееся наружу.

От личностного роста к росту капитала

Большим успехом в 1990–2000-е стали пользоваться и книги другого популярного мотивационного автора, Брайана Трейси. Как свидетельствует его биография, он родился в небогатой семье и даже не закончил школу — бросил ее, чтобы начать работать разнорабочим на пароходе, который совершал кругосветные путешествия.

После турне по миру он устроился специалистом по продажам в одну американскую фирму и вскоре стал ее вице-президентом. Попутно Трейси анализировал свой жизненный путь и путь своих коллег, вырабатывая принципы успеха, которые и легли в основу многих его будущих книг и семинаров.

В 1981 году он запустил обучающий проект The Phoenix Seminar, а в 1985-м на рынке появляются его кассеты под названием «Психология достижений». Курс прогремел на весь мир, поэтому не стоит удивляться, что Трейси решил монетизировать свою популярность: он написал порядка 60 книг, самой знаменитой из которых стала книга «Выйди из зоны комфорта», проданная тиражом в 1 250 000 экземпляров.

Наконец, в 1990-х начинается взлет и другого выдающегося тренинг-гуру, Тони Роббинса, о котором вся Россия узнала в 2018-м. Цены на его билеты достигли впечатляющих цифр — вплоть до 500 000 рублей за возможность лично прикоснуться к Тони — хотя принципиально он ничем не отличается от своих предшественников, разве что харизмой. Зато он куда агрессивнее: в одном из своих промороликов Роббинс убедительно произносит фразу, претендующего на лозунг «нового дивного мира»: «Саморазвитие — или смерть» . Звучит угрожающе.

Интересно, что в «нулевые» и уже в наши дни слава пришла к таким книгам, как «Секрет» Ронды Берн, где от человека уже даже не требуется выходить из той самой зоны комфорта.

Достаточно лишь правильно формулировать свой запрос во Вселенную. Совершив круг за сто лет, наука по достижению собственных целей вернулась к тому, с чего начинала, — то есть к трудам Уоллеса Уоттлза.

Справедливости ради стоит сказать, что не только с Запада приходят тренинг-гуру. Учат этому и гости с Востока — еще с 1960–1970-х годов. Мода на загадочных и глубокомысленных йогинов в наши дни докатилась даже до России: так, в прошлом году в «Сбербанке» гордились тем, что пригласили к себе на тренинг небезызвестного индийского мудреца Садхгуру. Он любит давать советы, с которыми уж точно не поспоришь, например: «Если вы не будете делать правильные вещи, то с вами не произойдут правильные вещи» .

Есть ли в идее саморазвития что-то конструктивное

Не стоит думать, что все разговоры о саморазвитии — это профанация чистой воды. На эту тему рассуждали многие выдающиеся мыслители.

В частности, Густав Юнг с его теорией индивидуализации видел всю важность стремления человека достичь целостности и баланса своего «я».

В какой-то степени продолжателем его мыслей был и Даниэль Левинсон, который ввел понятие «мечты» , подразумевая под ним личное развитие человека под влиянием собственных устремлений. Однако наиболее серьезный вклад в этой области принадлежит Абрахаму Маслоу: в своих размышлениях он оперировал другим термином: «самоактуализацией» .

По Маслоу, самоактуализацией можно назвать стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Именно его исследования послужили основой для будущего формирования позитивной психологии, однако он сам не призывал считать оптимистический взгляд на мир общей нормой — он понимал, что это было бы неправильным. Кроме того, само понятие нормы вызывало у него сомнения: «то, что мы в психологии называем „нормой“, на самом деле является психопатологией серости» , — говорил он.

Маслоу был уверен, что у всех людей — разные цели и ценности, и поэтому, например, зарабатывание денег не может быть предметом мечтаний для каждого человека:

«Я вижу большую опасность в возрождении, в новой и более изощренной форме, древней привычки отождествлять психическое здоровье со способностью приспосабливаться — к реальности, к обществу, к другим людям. То есть подлинным или здоровым человеком будет считаться не автономный, живущий по своим интрапсихическим, не зависящим от окружения законам; не отличный от своего окружения, независимый от него или противостоящий ему индивид, а индивид, способный, например, влиться в свое окружение, будучи адекватен и компетентен по отношению к нему, индивид, способный справляться с навязанными извне задачами, индивид, способный, хорошо воспринимая окружение, быть с ним в хороших отношениях и добиваться успеха, как его понимает окружение».

— Абрахам Маслоу, «Психология бытия»

«В моей практике было несколько случаев, когда я вынужден был признать, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, общая соматическая депрессия, интеллектуальная деградация, деградация вкусов и т. п.) у людей с достаточно развитым интеллектом была вызвана исключительно одной лишь необходимостью прозябать на скучной, тупой работе. Несколько раз я пробовал воспользоваться подходящими случаю методами когнитивной терапии (я советовал пациенту поступить на заочное отделение университета или сменить работу), и представьте себе, это помогало».

— Абрахам Маслоу, «Мотивация и личность»

При этом Маслоу отнюдь не считал, что способность самоактуализироваться есть у всех — согласно его теории, на это способны лишь 1 % от всего населения земли. Это значит, что потребность в бесконечном саморазвитии и некоем грандиозном успехе есть далеко не у всех.

В своих рассуждениях Маслоу значительно опередил свое время. Чем-то его взгляды можно связать с исследованиями французского философа и социолога Пьера Бурдье, который полагал, что человек, в общем, неплохо и сам понимает, какое положение в обществе он вполне честно может занять, а какое будет ему «не по зубам». Соответственно, счастливым его вряд ли сделает пресловутый совет «выйти из зоны комфорта». Он может поддаться ему под давлением общества, одержимого успехом, но в результате, скорее всего, достигнет лишь разочарования — свою-то зону комфорта он покинул, а вот до новой «тихой гавани» не добрался.

Кто еще критиковал позитивное мышление

Множество противников существовало не только у философии успеха но и у отдельных его эпигонов. Например, Эверетт Лео Шостром был ярым противником Дейла Карнеги и даже написал книгу «Человек-манипулятор», которую в народе прозвали «Анти-Карнеги».

Он указывал на то, что вечное движение вперед, равно как и восприятие мира сквозь розовые очки, приводит скорее к усталости и неправильным поступкам, а не к счастью.

Шостром в лучших традициях толстовства призывал едва ли не к недеянию как средству спасения для человека:

«С детства в нас воспитывают уважение к бурной деятельности, усилиям и тяжелой работе. Однако не будем забывать о ценности смирения и снятия усилия, что, безусловно, можно считать глубоко укоренившимся человеческим качеством, которое помогает человеку испытать немалое удовлетворение. „Снятие усилия“, или смирение, Джеймс Бугенталь определял как „добровольное согласие без усилия и старания, без нарочитой концентрации и без принятия решений“. Он считает, что „снятие усилия“ — важнейшее условие для актуализирования».

Под огонь критики периодически попадают и современные гуру тренингов. Так, в 2005 году Стив Салерно выпустил книгу «SHAM: Как движение самосовершенствования сделало Америку беспомощной», в которой он стремится разоблачить тренинг-индустрию с мировым оборотом средств в 8,5 млрд долларов.

Он указывает на то, что абсолютное большинство посетителей различных тренингов затем вновь и вновь возвращаются на шоу своего гуру, чтобы испытать душевный подъем — то есть человек, возможно, получает на подобных представлениях дозу адреналина, однако это никоим образом не решает его накопившихся проблем.

Не остались все эти тенденции и без внимания художественной литературы. Например, в 1999 году знаменитый английский писатель Кристофер Бакли выпустил отличную книгу под названием «Господин мой — брокер», полную сарказма и сатиры на всевозможные техники саморазвития. По сюжету главный герой, спившийся маклер с Уолл-стрит, решает отдохнуть от суеты в католическом храме. Однако и там ему не дают покоя: храм находится на грани разорения, и ему приходится использовать всё свое мастерство, чтобы превратить обитель в процветающее заведение. По пути он также решает написать книгу, в которой рассказывает о «семи с половиной законах духовно-финансового роста».

Вот, кстати, парочка из них:

«Важный вывод, непосредственно вытекающий из Второго закона: ЕСЛИ ВЫ ИДЕТЕ ПО НЕПРАВИЛЬНОМУ ПУТИ — ПОВЕРНИТЕ НАЗАД!»

«Последний закон, поправкa к Седьмому закону: „Единственный способ разбогатеть при помощи книги о том, как разбогатеть, это написать ее:“ VII 1/2 …ИЛИ КУПИТЬ ЭТУ КНИГУ».

Эпилог: мы так давно устали

Далеко не все готовы ринуться в погоню за самореализацией, да и вообще — не каждый хочет вмешиваться в эти споры коучеров, гуру тренингов и специалистов по мотивации.

Читать статью  ​«На обиженных воду возят», или Почему нам запрещено чувствовать?

К концу второго десятилетия XXI века люди устали: «быть лучшей версией себя», конечно, здорово, только вот в процессе погони за этим идеалом можно превратить свою жизнь в сущий ад.

И это касается не только непосредственно самореализации: бунт против норм и стереотипов начался по всем фронтам: постепенно крушатся основы даже модной индустрии, которая, казалось бы, последней должна была сдать свои позиции, подкрепляемые вливаниями денежных средств из индустрии красоты. Однако, как говорил один известный поэт, «ничего нельзя удержать — ни зеленого на лиловом, ни треугольный вырез футболки, ни сломанный край зонта», и поэтому сегодня по планете с торжеством идет бодипозитив и культ «принятия себя таким, каков ты есть».

Активные сторонники «здорового эгоизма», которые призывают наплевать на мнение окружающих и их представления об успехе, постепенно появляются по всему миру, и их слава быстро растет. На этот раз «пророки» есть и в нашем отечестве: в конце 2018 года книга психолога Павла Лабковского с говорящим названием «Хочу и буду» разошлась по стране тиражом в 550 000 экземпляров — для российского рынка это едва ли не беспрецедентная цифра.

Лабковский возглавил бунт против навязываемых стереотипов, однако идеал, который он нам рисует, тоже пугает.

После чтения его книги создается ощущение, что ничего важнее собственной персоны у человека просто быть не может — собственное «я» возносится на небывалую высоту:

Никогда и ни от кого не терпите то, что вам неприятно. Приучайте себя сразу говорить о том, что вам не нравится. Ведь любой компромисс вынуждает вас делать то, что вы не хотите и не любите. А значит, делает вас несчастным.

Наибольшего накала «проповедь» психолога достигает в момент, когда речь заходит о смысле жизни, которого, конечно, по Лабковскому просто нет, да и вообще такие мысли приходят в голову не от большого ума:

Вопросы о смысле бытия возникают не от большого ума и зрелости, а именно потому, что человеку всё как-то не живется. Мешают какие-то установки, комплексы, особенности психики. Здоровые, психически благополучные люди не ставят перед собой ни таких вопросов, ни рациональных целей. И уж тем более не пытаются реализовать их любой ценой. Они наслаждаются эмоциональной стороной жизни! Просто живут.

Вот так, легким движением руки Лабковский сметает со стола всех философов — с их веками споров, поисков, размышлений — и, кажется, сам плохо понимает, какую сомнительную услугу оказывает людям.

Забавно, но эта новая картина бытия, где человеческое эго подвешено посреди совершенно бессмысленной пустоты, способна напугать даже сильнее, чем мир условного Тони Роббинса и Брайана Трейси, в котором хочется чесаться от постоянного страха что-то упустить или куда-то не успеть. Погоня за ускользающим успехом давала жизни хоть какое-то, пусть и иллюзорное, наполнение, а теперь что же остается нам всем — просто жить. Не так уж и много, если подумать.

САМОВОСПИТАНИЕ КАК КУЛЬТУРА САМОРАЗВИТИЯ

Средством саморазвития личности выступает самовоспитание, которое обладает целенаправленностью и осознанностью под влиянием представлений личности. Самовоспитание — это сознательная и целенаправленная деятельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающими. В процессе самовоспитания человек анализирует свои поступки, выделяет положительные качества и недостатки, от которых нужно избавиться; ставит цели и разрабатывает программу деятельности по совершенствованию одних и устранению других качеств.

Как и любая деятельность, самовоспитание характеризуется потребностно-мотивационной основой, целями, способами и результатами. Мотивы самовоспитания широки и многообразны. Они возникают на основе самых различных потребностей:

  • ? в саморазвитии, самоутверждении, самосовершенствовании, самоактуализации;
  • ? связанных с неудовлетворенностью собой, своим нынешним положением;
  • ? личностно-престижного характера.

Необходимым условием возникновения мотивов самовоспитания является выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность. Это возможно только при наличии осознанно поставленных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание — это волевой процесс, требующий от личности мужества, самоотверженности, целеустремленности.

К способам самовоспитания относятся:

  • ? самостимулирование — процесс, в результате которого личность самостоятельно определяет себе мотивы для занятий самовоспитанием, взвешивает все положительные и отрицательные стороны достигнутых результатов. Эффективной формой самовоспитания является самоубеждение, когда используются логические доводы, убеждающие в необходимости самоизменений, вырабатывающие необходимую установку;
  • ? самопрограммирование, когда на основе создания собственной программы осуществляется акт планирования деятельности, направленной на достижение результатов;
  • ? самонаблюдение за процессом саморазвития и осуществления задуманного;
  • ? самоанализ и самоконтроль, которые в своей совокупности позволяют вносить необходимые коррективы как в ход самой деятельности, так и в программу саморазвития;
  • ? самоотчет и самооценка того, что было сделано, тех качеств и особенностей поведения, которые были приобретены.

Культура самовоспитания включает в себя индивидуально подобранные способы постановки целей, выбора средств и получения результатов, утверждения и преобразования себя, своих личностных качеств, психических процессов и особенностей деятельности и поведения. Другими словами, культура самовоспитания — это стремление к самоутверждению и самосовершенствованию в себе качеств личности и способов поведения.

Важным признаком культуры является системность самовоспитания, которая означает органическую связь и взаимообусловленность самопознания, самовоспитания и саморазвития, когда каждый элемент решает свою конкретную задачу. Если самовоспитание осуществляется время от времени, решает частные задачи, без определенной системы, без достаточной мотивации, такое самовоспитание не дает ожидаемого результата. Более того, если самовоспитание осуществляется под давлением других, то к нему прививается не любовь, а отвращение.

Структура культуры самовоспитания состоит из культуры выбора и постановки целей самовоспитания, культуры самопознания, культуры способов и средств самовоспитания, культуры условий, в которых осуществляется самовоспитание.

Культура выбора и постановки целей самовоспитания заключается в способности личности ставить адекватные настоящему состоянию цели самовоспитания, обусловленные этапом развития человека.

Культура самопознания органически включается в процесс самовоспитания и обусловливает его содержание и направленность. На базе выработанных мотивов самопознания личность приобретает способность к обнаружению, фиксации, анализу и принятию себя, своих качеств, когда у нее развиты механизмы идентификации и рефлексии.

Культура способов и средств самовоспитания — это умение на основе выраженной мотивации самовоспитания выбирать те средства и способы, которые помогают скорейшему достижению целей и получению положительных результатов.

Культура условий, в которых проходит самовоспитание, предполагает создание специальных условий, благоприятной атмосферы для его осуществления. Сложно заниматься самовоспитанием, если над этим никто не работает, ограничены возможности для самообразования, нет элементарных знаний о том, как осуществляется самовоспитание, нет учителя, который мог бы помочь в этом процессе. Создание соответствующих условий для развития самовоспитания является важной предпосылкой для решения сложных задач, которые помогают в формировании культуры самовоспитания личности.

Формирование культуры самовоспитания осуществляется при соблюдении общих принципов, к которым можно отнести следующие:

  • ? принцип свободы предполагает свободу всех участников образовательного процесса, который состоит в возможности выбора индивидуальных путей развития и личностного роста. Там, где возможности свободы нет, трудно говорить о саморазвитии;
  • ? принцип создания ненасильственной развивающей среды требует взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Это возможно только там, где сняты страх, тревожность, чувство ущербности, воспитание строится на основе доверия, самостоятельности и терпимости друг к другу;

? принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса означает признание за каждым участником образовательного процесса того факта, что каждый является субъектом своей собственной деятельности. Личностный подход означает признание за каждым права быть неповторимой индивидуальностью, иметь свои взгляды, потребности, устремления и интересы.

1. Культура как деятельность и саморазвитие человека.

2. Единство и многообразие культур. Материальная и Духовная культура.

3. Основные сферы Духовной культуры.

4. Этническое разнообразие культур.

1. Культура как деятельность и саморазвитие человека. Разговор о культуре следует начать с этимологии этого слова. В прямом переводе с латинского «cultura» обозначает возделывание, обрабатывание. А Так как возделывать и обрабатывать можно все что угодно, понятие «культура» употребляет по самым различным поводам. Достаточно сказать, что современный французский культуролог А. Моль в своей книге «Социодинамика культуры» насчитал 250 определений культуры, употребляемых в самых разных контекстах /значениях/. Понятно, что только одно их перечисление «Съело бы почти все время, отведенное для данной лекции. Поэтому мы пойдем другим путем. Отталкиваясь от этимологии слова «культура» как возделывание можно сделать первый вывод, что возделывать, т.е. создавать нечто новое, может прежде всего человек, а потому культура связана с его существованием в мире.

И в этом смысле культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Она как бы организует эту жизнь. А потому в жизни людей культура осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Существование же человека осуществляется в той среде, которую он сам возделал /создал/ — среде социальной, и эта среда, то что обычно именуется обществом и есть культура как противоположность естественной природе – натуре. Но создание социальной среды /культурного пространства/ было бы невозможно без специфически человеческой деятельности. Вот почему культура – это прежде всего способ человеческой деятельности и единства и многообразия исторически выработанных форм этой деятельности, отражающих степень «очеловечивания природы». Культура как степень «очеловечивания природы» — это ее предметная форма существования. Неважно при этом какие это предметы, ибо любой предмет: будь это табуретка, автомобиль, телевизор, научная теория, произведение искусства – все это есть результат человеческой деятельности, тем самым воплощает в себе /в разной степени/ определенные свойства, которыми наделил их создатель – человек.

С другой стороны, культура есть не только способ и результат человеческой деятельности, но и мера саморазвития самого человека. Ведь главной способностью человека является способность к предметной деятельности, способность создавать предмет, который воплощает в себе степень этой способности. А это означает, что предмет, создаваемый человеком, является для него «человеческим предметом» или «опредмеченным человеком».

Отношение человека к создаваемому им предмету – это в конечном счете его отношение к самому себе и к другим людям. И культура как мера саморазвития человека /развитие его творческих способностей/ — это личностная форма существования культуры. И если существование культуры в форме результатов человеческой деятельности есть внешняя форма ее существования, то действительным содержанием культуры оказывается процесс развития человеческих способностей, воплощающихся во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми предметной действительности, а также в отношении между людьми, в их общении друг с другом.

2. Единство и многообразие культур. Материальная и Духовная культура. Общий анализ культуры не может обойти такой вопрос как ее многообразие. Так, в реальной действительности нет человека абстрактного как такового, а существует конкретный человек как продукт развития или иного общества, то и нет общей культуры, скроенной на все времена и на все обстоятельства, а существует ее определенные разновидности. Мир культуры многолик. Отсюда возможна ее типология, которую можно осуществить в зависимости от того, что мы берем за основу такой типологии.

Если, к примеру, взять наиболее общий критерий /мерило/ — географический /региональный/, — то всю мировую культуру мы можем разделить на такие ее виды, как европейская, азиатская, африканская, латиноамериканская, североамериканская культуры. И естественно здесь будут определенные различия между ними, их непохожесть: африканская культура будет отличаться от азиатской, та в свою очередь от европейской и т.д. Можно разделить культуру и по другому критерию – вероучению, т.е. взять за основу существующие мировые религии. В результате мы получим христианскую культуру, исламскую, иудейскую, буддийскую, которые в свою очередь, тоже не однородны: то же христианство делится на православие, католицизм, протестанство.

Так как культура пронизывает все сферы общественной жизни, то в соответствии с этим мы можем классифицировать ее по роду деятельности и специфике отношений: культура земледелия, производственная культура, культура сферы обслуживания /сервис/, культура быта, культура застолья, культура поведения, политическая, правовая культуры и т.д. В каждом виде человеческой деятельности культура характеризует степень развития и проявления творческих сил человека.

Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную.

Различия материальной и духовной культуры исторически обусловлены конкретными условиями разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция. Так в ходе НТР /научно-технической революции/ возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры /развитие техники средств информации – радио, телевидения, компьютерных систем и т.д./, а с другой стороны – в материальной культуре возрастает роль духовной ее стороны /непрерывное «онаучивание» производства, постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества, возрастание роли производственной эстетики и т.д./; наконец, на «стыке» материальной и духовной культуры возникают такие явления, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной культуре в «чистом виде»/ например, дизайн – художественное конструирование и художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию окружающей среды человека/.

Но при всей относительности различий между материальной и духовной культурой эти различия существуют, что позволяет рассматривать каждый из этих видов культуры как относительно самостоятельную систему. Основание водораздела этих систем является ценность. В самом общем определении ЦЕННОСТЬ – это все, что имеет для человека то или иное значение /значимо для него/, а следовательно как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию» /культивированию/ самого человека.

Ценности подразделяются на природные /все, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека – это и минеральное сырье, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д. и т.п./ и культурные /это все, что создал человек, что является результатом его деятельности/. В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые в конечном итоге и определяют материальную и духовную культуру.

Читать статью  Как найти время на саморазвитие

Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек /общество/ производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.

Но эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека – это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амебы. Жизнь человека – это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум /сознание/ или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.

Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира /мира его сознания/. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество. Скажем, философским суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность как и в момент их высказывания – достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет.

3. Основные сферы Духовной культуры. Говоря о духовной культуре, следует отметить ее многообразие. К духовным ценностям относится философия, наука, религия, мораль, искусство. О сущности философии и науки более подробно разговор пойдет в следующем учебном году, когда будет изучаться такая дисциплина как «Философия». Если же вкратце, то философия по сути дела является основой духовной культуры. Она способствует формированию у каждого человека определенного взгляда на мир и на свое месть в этом мире, то что обычно называется мировоззрением Она дает человеку возможность задуматься о смысле своей жизни, позволяет тем самым осуществлять как бы общую ориентацию в окружающей нас действительности.

Неразрывно связана с философией наука, которая есть способ познания митра, имеющей своей целью рациональную реконструкцию его на основе постижения существенных закономерностей. Наука как явление духовной культуры есть, прежде всего, совокупность /система/ знаний о самых различных явлениях и процессах, происходящих в мире. Причем знаний наиболее объективных /соответствующих самой действительности/, благодаря чему используя их можно добиться поставленных перед собой целей, получать нужный практический результат.

Что касается религии, то некоторых ее особенностей мы будем касаться при рассмотрении в следующей лекции роли Православия в формировании русской духовной культуры. В данном же случае отметим, что религиозные ценности, в отличие от научных, опираются не на практический интерес и доказательства, а на принцип веры. Веры в некий Абсолютный Разум – Бога, который воплощает в себе высшее совершенство, могущество и смысл всего существующего в мире.

Другие сферы духовной культуры – нравственная, эстетическая и художественная, — являются предметом таких областей знания и учебных дисциплин как этика и эстетика, которые не включены в учебный план нашего вуза. Следовательно, поговорим об этих сферах духовной культуры более подробно. Итак, нравственная культура. Само понятие НРАВСТВЕННОСТЬ происходит от слова «нрав», что значит душевно-волевые качества человека. Основное предназначение нравственной культуры быть регулятором человеческих отношений.

Человек существует в обществе, т.е. в среде подобных, а следовательно, так или иначе вступает в определенное общение с ними. В общении человек ведет себя определенным образом, а поведение людей складывается из единичных поступков. Каждый наш поступок имеет свою мотивацию, которая определяется с одной стороны той или иной ситуацией /одна мотивация, скажем, будет определять линию нашего поведения при массовом общении – на улице, общественном транспорте, на рынке и несколько иная в обстановке интимно-личностного общения – с друзьями, близкими, любимыми… С другой стороны, мотивация нашего поведения зависит от уровня нравственной культуры человека.

Дело в том, что все виды взаимоотношения между людьми /общение/ так или иначе регламентируются /управляются/. Эта регламентация осуществляется такой формой общественного сознания как мораль. Она складывалась постепенно. Пророк Заратустра внушая огнепоклонникам в Персии 3000 лет назад: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы сними». Древнекитайский философ Конфуций проповедовал культуру человеческого общения 24 столетия назад. Будда проповедовал правила человеческого общежития на берегах священного Ганга за 500 лет до рождения Христа. Иисус Христос провозгласил свою заповедь – «не судите и не судимы будете» среди каменистых холмов Иудеи 20 столетий назад. Но в любых принципах определяющих культуру общения – главное заключается в том, что объективная взаимозависимость какого-то сообщества (семьи, коллектива, нации/ и отдельного человека на языке морали выглядит как вопрос о соотношении общественного и личного блага, где последнее понимается как положительная ценность, т.е. все, что идет на пользу человека.

Мораль как свод определенных норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов в конечном счете преследует обеспечение и интересов индивидуальных. Как отметил по этому поводу Белинский, «высочайший и священный интерес общества есть его собственное благосостояние, равно простертое на каждого из его членов». Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определенное ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.

В отличие от прочих регулятивных систем, действующих в обществе /например, право, которое опирается на силу конституционного закона/, мораль опирается на неофициальные санкции /общественное мнение, индивидуальные оценки/. Но какими бы глубокими общественными потребностями на порождались мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счете она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.

В сферу нравственной культуры личности входят: а) нравственные чувства /стыд, сострадание, сочувствие, симпатии и антипатии и т.д./; б) нравственное сознание /совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности, посредством которых индивид оценивает свои и чужие поступки/; в) нравственные привычки / автоматические стереотипы, схемы поведения в знакомых для индивида ситуациях/; г) нравственные поступки/, т.е. действия, основанные на сознательном нравственном выборе и воли чсе6ловека, на нравственной инициативе.

Другой важнейшей сферой духовной культуры является культура эстетическая. Само понятие ЭСТЕТИЧЕСКОЕ происходит от греческого слова «эстетикос», что значит чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Эстетическая ценность как основа эстетической культуры – это прежде красота. Любой предмет, существующий как единичный /конкретный/, имеет свое содержание, т.е. свой «родовой признак», который делает этот предмет отличным от другого. В то же время, это содержание определенным образом выражено. А способ выражения содержания есть форма . Так вот, наиболее совершенная выразительная форма того или иного предмета определяет его эстетические свойства, то что и принято называть красотой. В связи с этим возникает вопрос о пользе и целесообразности красоты.

Чтобы показать целесообразность красоты возьмем элементарный пример. Красив ли автомобиль с обтекаемым кузовом? Очевидно, большинство ответят на этот вопрос утвердительно. Но эта обтекаемость не есть выражение «чистой красоты». Она необходима /целесообразна/ для автомобиля. Чем более обтекаем кузов, тем больше автомобиль экономичен: он тратит меньше горючего на каждый километр пути, ибо обтекаемость уменьшает сопротивление встречных потоков воздуха, а это увеличивает скорость. Кроме того, такой автомобиль более устойчив в движении, что тоже немаловажный полезный признак.

Первейшей сферой эстетического воздействия на человека является природа. Вечная молодость природы, игра ее могучих сил, рождение и развитие все новых ее форм, разнообразие и красочность ландшафтов – все это волнует человека, захватывает его воображение, манит и увлекает, заставляет переживать все новые счастливые и радостные мгновения. Такие объективно присущие природе качества, как форма, цвет, порядок, ритм, симметрия в процессе их восприятия оцениваются человеком как эстетические.

Но как не велика роль природы, человек осуществляет жизнь и деятельность в культурном слое, в мире, созданном им самим. Все предметы, являющиеся творением человека, помимо своего утилитарного /полезного/ назначения так или иначе несут в себе и «эстетический заряд». А проблемой эстетизации жизненной среды человека занимается особая дизайнерская деятельность. Дизайнер создает соответствующие наиболее выразительные формы, и природным ландшафтам /паркам, скверам/, и строительным сооружениям /зданиям, мостам, виадукам/, и интерьерам /служебным кабинетам, квартирам, а также цехам, лабораториям, больницам, библиотекам и т.д./, и предметам быта /одежде, ювелирным украшениям, посуде…/.

Важнейшей составной частью дизайнерской деятельности является художественное конструирование, которое имеет своей целью создавать максимально удобные и столь же выразительные предметы массового назначения – автомобили, самолеты, телевизоры, холодильники, фотоаппараты и многое другое. Проектируя их, художник-конструктор использует различные средства изобразительности и выразительности, которые зависят как о назначения предмета, так и материала, который используется при его создании.

Естественно, живя в мире предметов, а тем более предметов наиболее выразительных /красивых/, человек невольно воспитывает у себя эстетический вкус. И хороший эстетический вкус означает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и красивого, потребность не только воспринимать, но и создавать красоту в производстве, в быту, в искусстве.

Высшей формой эстетического освоения действительности является художественная культура или искусство, своеобразие которого прежде всего определяется ее предметом и особым способом отражения действительности. Предметом искусства выступает действительность, но взятая не сама по себе, а через отношение к ней человека, когда она пропущена через его переживания и его оценку. Поэтому основная ценность искусства – человек, его жизнь во всех формах ее проявления. Что дает нам основание назвать искусство ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕМ. И в этом смысле искусство выступает как своеобразный воспитатель, как учитель жизни.

В то же время искусство есть ХУДОЖЕСТВЕННОЕ выражение действительности, т.е. оно осваивает мир в форме художественного образа, который является своеобразной «клеточкой искусства», а потому в этой «клеточке» заключены, все его противоречия, таинства и богатства. Само слово «образ» обозначает, что это некая копия, подобие, слепок какого-то предмета – оригинала. При этом образ может создаваться самым различным образом: фотография, рисунок, виртуальный образ на дисплее компьютера и т.д. Что касается художественного образа, то по своему содержанию он является специфическим для искусства способом воспроизведения действительности в живой, конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме.

Если обыденное и научное мышление выражает себя через понятия, которые общезначимы, то между предметом отображения /например, столом/ и понятием этого предмета /слово – стол/ нет дистанции: какова сущность предмета, таково и понятие этой сущности. Если я говорю – стол, то все окружающие понимают, что речь идет именно о данном предмете, а не о стуле, серванте и т.д. Искусство же не столько познает действительность, сколько воссоздает ее через сознание художника.

Но в самой действительности искусства вообще нет, оно явление многовидовое, поэтому есть архитектура, скульптура, графика, живопись, художественная фотография, музыка, хореография /искусство танца/, художественная литература, театр, кинематограф. Каждый из этих видов искусства отличается своим способом отражения действительности /своей спецификой художественной образности/, то художник – кто осуществляет художественное творчество, кто создает произведение искусства /архитектор, скульптор, график, живописец, музыкант, танцор, актер, режиссер и т.д./.

Художественно-образное выражение действительности создает особую художественную реальность, которая есть концепция жизни, но концепция условная. В художественной реальности существует своя логика, свои законы, отличные от логики объективной реальности. Так, в условном мире, созданном воображением художника, могут жить самостоятельной жизнью и нос майора Ковалева /повесть Н. Гоголя «Нос»/, и тень отца Гамлета /трагедия В. Шекспира «Гамлет»/, и белеющий в море парус /стихотворение М. Лермонтова «Парус»/, который «как мятежный ищет бури», и красный конь /картина Петрова-Водкина «Купание красного коня»/. Естественно, что в реальной жизни такого быть не может.

Результатом деятельности художника является произведение искусства /скульптура, картина, рисунок, роман, поэма, симфония, песня, балет, спектакль, кинофильм и т.д./, которое есть художественная ценность . Но как любая ценность произведение искусства только тогда становится ценностью, когда оно оценивается. Иначе говоря, истинное /реальное/ существование произведение искусства – это его существования для его потребителя /читателя, слушателя, зрителя/.

А само восприятие произведения искусства есть процесс, который обусловлен тремя факторами: объектом восприятия /произведением искусства, относящемуся к тому или иному виду, жанру, имеющему свое содержание и форму, несущему на себе отпечаток времени, когда оно было создано и индивидуальность художника, его создавшего/; ситуацией /временем, местом и условием восприятия произведения – одно дело воспринимать кинофильм в оборудованном и комфортабельном кинозале и другое – на экране черно-белого телевизора /и субъектом/ кто осуществляет восприятие художественного произведения/: уровнем его образованности в художественной сфере, степенью развития художественного вкуса, интересом и определенной системой установок на художественное восприятие.

Оценка воспринимаемого произведения искусства как художественной ценности должна быть по своему содержанию также художественной, т.е. оценивать надо именно художественную значимость того, что воспринимается. По своей направленности художественная оценка – это оценка содержательного смысла произведения, осуществляемая через конкретно-чувственные элементы его художественной формы – изобразительной структуры, выражающей данное содержание.

4. Этническое разнообразие культур. Вкратце познакомившись в различными видами духовной культуры мы подошли еще к одному вопросу, который напрямую связан с многообразием культуры – это ее дифференциация по этническому признаку. Этнос /от греческого – племя, народность/ — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и общим психологическим складом /менталитетом/, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Отсюда – сколько существует в мире этносов /племен, народностей, наций/, столько существует и своеобразных культур.

Когда мы говорим о той или иной этнической культуре, то главным /определяющим/ ее доминантой является менталитет /ментальность/. Ментальность – это глубинный уровень сознания того или иного народа, особая форма мышления, это совокупность способов ориентации в мире. Это образ мира, заданный языком, традициями, воспитанием. Это, наконец, особый образ жизни. Именно образ жизни выражает форму, способ активного присвоения индивидом общественных условий его жизни, иначе говоря, тех или иных культурных ценностей. Следовательно, менталитет того или иного этноса выступает как глубинная структура его культуры.

Рассмотрев вопросы, связанные с общей характеристикой культуры и ее функционировании мы в дальнейшем будем вести разговор о духовной культуре России. Но при этом следует сделать оговорку. Россия – многоэтническое общество, на ее территории проживают более сотни народностей и наций. Но определяющим этносом России является русская нация. Следовательно, правильней было бы назвать наш предмет не «Духовная культура России» /что вынуждает нас говорить о культуре всех российских народов/, а «Русская духовная культура». Но, как говорится, что имеем, то имеем – название дисциплины пусть останется таким как есть, суть будет другая.

Знакомство с русской духовной культурой мы будем поэтапно, т.е. в хронологической последовательности ее формирования и развития. Ибо, как сказал русский философ Н. Бердяев, «свободен духом тот, кто перестал ощущать историю как внешне навязанную, а начал ощущать историю как внутреннее событие в духовной действительности. Чувство истории – это ощущение себя в определенной культуре».

1. Что первоначально подразумевается под словом «культура»:

А) способы обработки земли;

Б) правила поведения в обществе;

В) интеллектуальные достижения человечества;

Г) создание искусственной природы?

2. Что такое культура как способ человеческой деятельности:

А) «вторая природа»;

Б) «очеловеченная природа»;

В) среда обитания человека;

Г) все вместе взятое?

3. Что прежде всего определяет культуру как меру саморазвития человека:

А) возможность осуществлять творчество;

Б) возможность удовлетворять свои потребности;

В) овладение широкими и глубокими знаниями /эрудицией/?

4. По какому принципу /критерию/ определяют материальную и духовную культуру:

А) ценностному /аксиологическому/;

Б) этническому /национальному/;

В) роду деятельности?

5. Какие взаимоотношения существуют между материальной и духовной культурой:

А) материальная и духовная культура находятся между собой в диалектической связи;

Б) между материальной и духовной культурой не существует связей, они существуют автономно друг от друга;

В) между материальной и духовной культурой существуют глубокие качественные различия, поэтому не может существовать глубокие качественные различия, поэтому не может существовать никаких связей?

6. Чем обусловлено многообразие духовной культуры:

А) разнообразием самой действительности;

Б) той или иной духовной потребностью человека и способом ее удовлетворения?

7. Что определяет специфику нравственной культуры как регулятора человеческих отношений:

Источник https://knife.media/evolve-or-die/

Источник https://bstudy.net/743176/sport/samovospitanie_kultura_samorazvitiya

Источник https://studfile.net/preview/8309821/

Previous post Кредитные карты в России
Next post Как определить какого поколения ГБО