Семейная психология
Екатерина Бурмистрова
Современная семья. Психология отношений
Название «Современная семья: психология отношений» может скрывать любое содержание – от весьма специального до популярного. Эта книга достаточно универсальна и, на наш взгляд, может заинтересовать широкий круг читателей – как тех, кому небезразлично состояние семьи в России, интересны размышления о том, что вообще такое семья, так и тех, кого беспокоит состояние собственной семьи, а также и специалистов – социологов, культурологов, психологов.
Созданная авторами, имеющими большой практический семейный опыт (Екатерина и Михаил Бурмистровы воспитывают 11 детей. – Прим. ред.), книга отличается от чисто теоретических трудов, зачастую нацеленных на исследование семьи как объекта и вовсе не побуждающих изнутри решать какие-то экзистенциальные вопросы. С другой стороны, она имеет отличия и от чисто популярных изданий из серии «Как сделать так, чтобы не ругаться с мужем?», «Как сделать так, чтобы дети не кричали?». Соприкасаясь, в силу нашей профессиональной и общественной деятельности с множеством семей, мы имеем возможность говорить о том, что такое семья в самом широком спектре интересов и решаемых задач. Тем самым мы предлагаем читателю исследование, связанное не только с собственным опытом, но и с попыткой осознания опыта множества семей, с которыми мы в течение двух десятков лет имеем дело.
Семейная психология – наука молодая. Она начала активно развиваться после Второй мировой войны. Назвать это большим приобретением нельзя, ведь когда что-то начинают изучать – это знак, что проблема перестала быть живым и естественным феноменом. То, что семью стали изучать и подходить к ней с научной точки зрения, пытаться на нее воздействовать, – это, с одной стороны, закономерно в рамках общей научной исследовательской парадигмы, а с другой стороны, тревожно, потому что семья становится исчезающим элементом, как фольклор или детство, которое стали изучать еще раньше. Детство перестало быть спонтанным, оно обросло огромным количеством норм, на которые родители должны ориентироваться. Семейная психология, помимо пользы, может принести семьям всякие неоднозначные вещи. Можно много пользы почерпнуть при посещении психолога, но можно утратить ощущение, что ты сам в силах справляться с ситуацией, руководить жизнью ребенка и знать, как ему нужно расти.
Семья – это организм, который проходит этапы роста и, как любой организм, бывает в какие-то моменты более уязвима (молодые деревца нужно подвязывать и обрабатывать, нежные растения укрывать на ночь). Например, все знают, что нужно очень много носиться с детьми в первые годы жизни, без заботы они вообще не могут развиваться. А про семью ничего не известно. Считается, что образование семьи – это не процесс, а момент: пошли, расписались или повенчались, или состоялся гражданский брак, – и вот уже семья. Отчасти – да, потому что решение жить вместе – это действительно момент, когда семья начинается, это мощнейшая вещь. Но во многом молодая семья – это семечко, и во что оно вырастет и вырастет ли, будет ли дерево кривым, какая у него будет крона, сколько на нем будет плодов, – это неизвестно. Это зависит и от самих людей, и от обстоятельств их жизни, и от того, что они наследуют. Момент заключения брака – это история, которая только начинается. Семья нуждается в любой поддержке, должно быть ощущение, что ты можешь поговорить с кем-то, кто понимает, про свои проблемы.
Семья – это нечто большее, чем просто сумма, просто люди, ее составляющие. В ней есть нечто, что неуловимо. Семья, скорее, организм, чем механизм, и обладает зигзагообразным свойством роста. Одно из понятий семейной психологии – это кризис. «Кризис» – от греческого «перестройка», «изменение». У нас с вами, в силу культурных особенностей, слово «кризис» воспринимается только рядом с понятиями «экономический», «политический», – ничего хорошего. На самом деле, кризис – это перестройка, изменение, переход от чего-то одного к чему-то другому. Открылись некие ворота, пройден некий порог – и вы оказываетесь в другом пространстве, психологическом в частности. Но у нас есть богатый пласт фольклора, где знали много о кризисах семьи. Это называлось по-другому, но четко отмечались годовщины свадеб: первая свадьба полотняная, потом деревянная, потом 5 лет – железная… В разных культурах отмечались по-разному («Культурный мир детства» М. Мид, «Золотая ветвь» Дж. Фрезера). Это то, чего мы сейчас лишены, – поддержки народных, культурных, семейных традиций. Семью ничего не поддерживает. Зато есть множество вещей, семью расшатывающих.
В чем существенное отличие современного отношения к построению семейной жизни? Какие-то базовые знания ранее передавались без всяких книг, без всяких руководств, сами собой в течение множества поколений, никто ничего не читал, все это и так знали (или не знали). Сейчас вырастают поколения, которые, как это ни кажется странным, вычитывают в книгах о том, с какой стороны подойти к мужу или жене, что делать с ребенком. То есть люди с книгой в руках идут через семейную жизнь. Мы считаем, что анализ множества ситуаций, ненавязчивый характер рекомендаций и советов могут помочь пробудить в людях собственную энергию, собственную мысль, собственные способности, желание интуитивным образом, отталкиваясь от верных наблюдений, все-таки самим попытаться вникать в эту жизнь, в это семейное пространство, самим находить путь, потому что ни по каким книгам, конечно, невозможно научиться ни любить, ни детей воспитывать, ни семью создавать. Это путь, который человек должен проходить и понимать сам.
Среди множества семейных ситуаций, которые исследуются в книге, большое количество конфликтных, проблемных, кризисных. Конфликты, с нашей точки зрения, не есть что-то катастрофическое, катастрофическими они могут стать, если не разрешаются, становятся хроническими. Конфликты, с одной стороны, – это двигатель, мотор. Когда «машина» едет, значит, семья развивается: сначала это конфликты стадии притирки, потом это кризисы прохождения каких-то срединных этапов пути, потом это, возможно, кризис выпускания из гнезда детей. Как только появляются новые задачи, как правило, возникают и конфликты, – это реакция на изменившуюся ситуацию. И люди должны учиться их разрешать.
Наша книга может оказаться не столько учебником, сколько, как сейчас принято говорить, «дорожной картой». Очень важно иметь представление о том, что бывает и какие есть варианты развития разных ситуаций. Это не описание того, что обязательно должно случиться. Возможно, какие-то проблемы вас минуют, на каких-то вы застрянете. Очень важно отметить, что эта книга составлена во многом на материале занятий групп для родителей, посвященных, конечно же, конфликтным сложным ситуациям, отсюда концентрация на разборе проблем. Так же как на курсах вождения учат разбирать правила дорожного движения и типичные сложные ситуации на дорогах. Это не скорая помощь, не пошаговое руководство, но более развернутое, дискуссионное, побуждающее к размышлению исследование. Понятно, что тем самым вовсе не исчерпывается содержание семейной жизни, ведь люди образуют семьи в любви, для созидания и творчества, надеясь найти счастье. Это верно, однако для вхождения в полноту семейной жизни нужен большой труд, и иногда все дается очень непросто.
Семья – это путь жизни. Давайте пройдем по этому пути несколько шагов вместе.
Екатерина и Михаил Бурмистровы
Название получилось довольно академичным, но содержание нашей книги не претендует на универсальность, энциклопедичность. Хорошие «универсальные руководства» если и пишут, то в более позднем возрасте.
Эта книга – скорее путевые заметки, наброски путешественников в пространствах жизни семьи. И она может быть полезна тем, кто начал это увлекательное путешествие позже, чем мы с Михаилом (нашему браку в 2016 году исполняется 23 года – даже и не серебряная свадьба, но все же). Господь дал нам 11 прекрасных детей. Никто из них еще не построил собственных семей. С нашей точки зрения, окончательный вывод о том, правильны ли наши тезисы и выводы, может быть сделан лишь тогда, когда правнуки станут достаточно взрослые. Вряд ли мы до этого доживем. Но время – лучший судья.
Также мы надеемся, что люди, которые стоят на «вершине сорокалетья», посмотрят на свою семью с бо́льшим пониманием.
Бабушкам и дедушкам эта книга, возможно, поможет понять или вспомнить, что же происходит в молодых и зрелых браках.
«Точка зрения авторов может не совпадать с реальностью и вашими представлениями». Тогда наши аргументы и тезисы могут вас разозлить или раззадорить, и вы сформулируете собственную позицию, свой взгляд на те или иные вопросы. А это самое главное – формирование авторской позиции. По отношению к собственной жизни.
В этой книге вы не найдете вранья или вымысла, теорий не проверенных или не имеющих отношения к жизни.
Здесь все выверено жизнью.
Екатерина Бурмистрова
Введение
Направление семейной психологии – довольно молодое. Психологию семьи, как отдельного объекта исследования, начали изучать совсем недавно, около пятидесяти лет назад. Причем изначально семья изучалась в связи с профилактикой психических заболеваний или с недостатками семейного воспитания. И только постепенно пришло понимание чрезвычайной сложности и многомерности семьи, семейных отношений. Случается, что начало изучения какого-либо культурного или социального объекта означает удаление его из разряда само собой разумеющегося, данного. Так, раньше воспитание детей в семье, отношения мужа и жены, родственников были во многом процессом естественно-традиционным: почти никто не задумывался, не фиксировался на том, как же все это должно происходить (если же такой вопрос возникал, то он мог быть решен отсылкой к священному тексту). Это не значило, что было лучше или хуже, – все шло традиционным образом. Потом, начиная с эпохи Просвещения, возникает и развивается огромная область педагогики и детства, возникает новое понимание мужских и женских ролей. Нечто подобное происходит и с семьей в целом: то, что раньше казалось простым и естественным, сейчас таковым быть перестало.
Связано это с тем, что институт семьи во всем мире переживает глобальный кризис. В результате глубоких социальных трансформаций многие структуры, которые раньше поддерживали семью, сейчас поддерживать перестали: около ста лет назад разрушился общинный строй, непомерно разрослись большие города, ослабла связь между частями семьи. Поменялось само понятие «семья». Раньше под семьей понималось что-то большое, многопоколенное, с теснейшими связями между людьми, с дальними и близкими родственниками, причем это было и в России, и в Европе. Существовала клановость, при этом ощущалось очень много взаимной поддержки, хотя и сложности тоже возникали, поскольку структура была иерархическая и степень взаимозависимости очень высокая. Классический пример из тех, давно ушедших недавних времен: пока ложку не возьмет дед, никто другой ложку взять не может. Но тот же дед (взрослый, у которого были свои дети и внуки) бегал от прадеда, который гонялся за ним с табуреткой и хотел его поучить чему-то. Связи были плотные, их может не хватать сейчас, но в то же время нельзя думать, что это был полный рай – были другие особенности.
Многим представляется, что семья – это некая от века заданная структура и ничего нового в этой области более выдумать нельзя. Действительно, ну что еще столь же традиционно, сколь семья? Если открыть любую из книг основных религий или любое из классических произведений мировой литературы разных жанров, везде ключевое понятие – это семья. Можно вспомнить известные всем произведения русской классической литературы. В «Евгении Онегине» А.С. Пушкин, сам находящийся в процессе поиска спутницы жизни, перебирает самые разные варианты семейной жизни. Весь роман в стихах по сути представляет собой вереницу семейных укладов, ситуаций, наполнен размышлениями романтического героя, которого одновременно притягивает и отталкивает тихая семейная гавань. А «Война и мир», где среди многих коллизий участия человека в историческом процессе явно выделяется базовый слой – образования семьи, выбор, семейные отношения.
И все же, при некотором размышлении, такое впечатление может показаться обманчивым. Потому что под семьей, под семейными отношениями, под участниками семьи, под их ролями, под конфигурацией семьи в разные эпохи у разных народов понимались совсем разные вещи. Что такое семья? Из чего она состоит? Если находиться в русле библейской мысли, достаточно вспомнить семьи ветхозаветных патриархов, отношения с наложницами, многоженство, которые никак не укладываются ни в христианские, ни в современные мерки понимания семьи. Семья в античном понимании – это сложная структура, хозяйственно-экономическая единица, зачастую состоящая из сотен людей – в семью входят рабы, родственники, неженатые, престарелые… Что такое семья до сих пор во многих восточных странах? Это тридесятые колена дядей, теть, братьев – в сущности, род.
Для европейской культуры на протяжении веков традиционной была модель христианской моногамной семьи с верностью до гроба, сохраняющей прочные связи со старшим поколением. И очень важно понимать соотношение между традиционными установками семьи, которые мигрировали из века в век, и очень большой изменчивостью понятий, которая чрезвычайно усилилась в последние 100–200 лет.
Можно констатировать, что в ХХ веке начал происходить массовый переход от традиционной семьи к семье атомарной, городской. Разные страны находятся на разных стадиях этого движения, но основная тенденция такова, что большинство населения сосредоточивается в городах, с особыми ритмами жизни, своими ценностями, особыми требованиями к образованию и профессиональной деятельности. К концу ХХ века атомарная семья, т. е. мама-папа-дети, становится ведущим типом. В России, конечно, есть свои особенности, отличающие нас от Европы и, естественно, отличающие от Индии или Китая. Но если говорить о ситуации среднероссийской, то при сохраняющейся определенной степени близости между старшим поколением бабушек-дедушек и семьей «родители и дети» общий вектор, конечно, также направлен в сторону обособления индивидуального пространства. Хотя зачастую на ситуацию могут влиять какие-то внешние факторы вроде наличия или отсутствия жилплощади. Важно тут подчеркнуть основной вектор, тенденцию: постепенно бабушки и дедушки все меньше и сами хотят и могут вмешиваться в жизнь семей с внуками. Бабушки и дедушки все больше хотят жить для себя, своей личной, общественной, рабочей жизнью, и все больше семей хотят дистанцироваться, жить своим умом, своими ресурсами, выстраивать свою собственную жизнь. Поэтому сейчас в России семья – это прежде всего родители и дети. Можно говорить о том, что в разные моменты жизни бабушки и дедушки могут приближаться-отдаляться, дети будут вырастать и уходить, но базовым, центральным понятием семьи сейчас является ячейка «папа, мама и дети».
Очевидно, что современная атомарная семья – папа, мама, дети, загнанные в городскую клетку на 17-м этаже, – будет отличаться от семьи в традиционном патриархальном понимании. Родители бегают по работам, детей сдают в детский сад, видят все друг друга очень мало.
Мы уже не говорим про то, что после метафизических, философских, культурных сломов и переломов XIX и XX веков постепенно меняется представление о человеке и его социальной роли. А когда человек экспериментирует со всем, в том числе и со своим телом (искусственные органы, трансплантация, клонирование, смена пола), в этой ситуации, естественно, и понимание семьи меняется. От атомарной семьи, которая родилась у нас в России условно в 60–70 гг., а на Западе раньше, уже тоже идет переход, появляются какие-то иные варианты семьи, которые и вообразить было трудно, например, в годы нашей юности, тем более в годы юности наших родителей.
Таким образом, размышление о семье должно происходить в контексте того времени, в котором мы находимся. Сейчас можно констатировать, как бы мы к этому ни относились, что христианская, моногамная семья с верностью до гроба, традиционная для европейской культуры, для русской культуры на протяжении веков, становится, скорее, одним из вариантов, возможно даже исчезающим.
Почему же тогда внутри этой подвижной ситуации возникают отсылки к традиционным представлениям? Прежде всего, это важно постольку, поскольку в нас самих живет опыт наших предков и их жизненные установки. Известно, что на протяжении нескольких поколений можно отслеживать влияние критических семейных ситуаций. Кроме того, на нас влияют и общие культурные, нацио нальные установки, причем некоторые могут быть чрезвычайно устойчивы и составлять малоподвижную часть идентичности современного человека. К тому же можно наблюдать, как в условиях резких перемен возникает вполне понятное желание остановки и даже возвратного движения назад. Таким образом, реальная картина еще более усложняется, включая в себя много различных, иногда противоположных тенденций. Сохранится ли и дальше такая ситуация? Этого нельзя сказать с полной уверенностью.
Глава 1. Нормативные кризисы семьи – обзор ситуаций
Семья как система
Расцвет семейной психологии совпал с развитием кибернетики, и многие из терминов семейной психологии пусть и не заимствовались из кибернетики и информатики, но созвучны этим пониманиям. Например, первое базовое утверждение семейной психологии, с которым авторы абсолютно согласны, что семья – это система. Семья – это не сумма отдельных личностей, а нечто большее, нечто значительно большее. В семье все ее члены связаны между собой, и вот эта связь, эти отношения – это именно то, что будет в фокусе книги.
Хотелось бы объяснить, как мы понимаем, что такое система. Есть один иллюстративный пример: семья – это система сообщающихся сосудов. Скажем, если один из супругов в минусе или на нуле, то все остальные члены семьи для того, чтобы каким-то образом помочь ему и выровнять его эмоциональное состояние, будут предпринимать те или иные сознательные или бессознательные усилия, и, возможно, настроение того, кто в минусе, повысится, но те, кто помогал ему, могут тоже немножечко понизить уровень собственного эмоционального комфорта.
Когда обучают студентов-психологов и психотерапевтов, им показывают замечательное упражнение, которое изобрела американский психотерапевт Вирджиния Сатир. Для того чтобы понять, насколько члены семьи взаимосвязаны и что такое семейная система, присутствующим на занятии людям предлагают простое упражнение: им связывают одной веревкой ноги, а другой – руки. И если один из участников этого упражнения резко взмахивает ногой, как вы понимаете, ноги всех остальных тоже не остаются в покое. И если кто-то другой делает резкие движения рукой или руками, то руки всех остальных тоже выходят из состояния покоя. Так же и в семье (мне кажется, это прекрасная иллюстрация): если кто-то совершает резкие движения, резкий рывок, например, подросший ребенок готовится к поступлению в вуз или переходит на следующую ступень школы, жена находится в сложном физическом состоянии из-за токсикоза или у мужа должен быть какой-то карьерный скачок на работе, все остальные тоже теряют равновесие и должны вкладываться в это движение, в это напряжение.
Семейная система состоит из подсистем
Основным энергетическим котлом, ядром семейной системы семейные психологи считают супружеские отношения, отношения в паре «муж и жена». Это так называемая подсистема супружеская или подсистема родительская.
Вторая подсистема – это подсистема сиблингов, подсистема братьев и сестер, подсистема детская.
Третья подсистема – это подсистема прародительская.
Считается, что в большинстве случаев полную картину понимания того, что происходит в семейной системе, семейном организме, дает картина именно этих трех поколений, и именно в отношениях в трехпоколенной семье часто можно найти объяснение тем или иным процессам, происходящим в браке или с детьми. Это такой торт из трех коржей с очень мощной связью, и поэтому нельзя сказать, что детские проблемы отдельно, что в супружеских отношениях никак не принимают участия дети, что проблемы родителей отдельно, и дети о них ничего не знают, или что от отношений с прародителями вообще ничего не зависит. Нет, все это зависит именно в силу того, что это части подсистемы, составляющие единую систему, а в системе части между собой связаны.
Для того чтобы лучше понимать, что происходит с вашей семьей, с вашим браком, часто полезно посмотреть на соотношение всех трех уровней и понять, в каком месте в данный момент напряжение, на какой из пластов нужно обратить внимание, кто нуждается в поддержке, опоре, кто находится в минусе.
И мы надеемся, что то, что вы дальше прочитаете в этой книге, поможет вам лучше, быстрее понимать то, что происходит в вашей семье как системе, подскажет какие-то варианты возможностей.
Семейная психология
Человеческие отношения, пожалуй, самая сложная вещь во Вселенной. Если объекты материального мира можно купить или же починить, если они сломались, то наладить отношения между людьми, в том случае.
Эгоизм в человеческом обществе считается пороком. Однако быть эгоистом и просто хорошо относиться к себе – это совершенно разные вещи. К сожалению, многие люди не понимают это, делая таким образом.
Каждый из нас хочет быть любимым. Но что, если из страха потерять любовь партнера вы страдаете от чувства недостойности, стыда, одиночества, ревности и тревожности? Эти болезненные эмоции часто.
Измена – это не конец отношений, это показатель того, что в отношениях что-то идет не так. Очень сильно не так. И, скорее всего, очень давно не так.
Эта книга – для всех, кто столкнулся с.
Эта книга поможет найти почву под ногами, когда вас изматывают переживания и боль после тяжелого разрыва отношений. Горе нужно пережить, найти опору в себе и устремиться в новую – на этот раз по вашим.
Питер Хоуп — психотерапевт и гинеколог. Он научит вас, парни, доставлять женщине невероятное удовольствие от куннилингуса.Книга «Куннилингус. Лучшее руководство для мужчин» содержит 4 полезных.
Что бы мы хотели знать в детстве? Что бы мы хотели, чтобы знали наши дети? Что так важно обсуждать, но кажется рановато в шесть и может быть поздно в двенадцать, в период процесса сепарации. За.
Артём Янович Субботин
Здравствуйте, друзья! Моё имя Артём Субботин, мне 35 лет, я психолог межличностных отношений с приличным практическим опытом, и, если вас заинтересовал заголовок моего учебного пособия, значит ты.
Мэри Ламия, Мэрилин Кригер
В этой книге мировые эксперты в области психологии отношений подробно рассматривают понятие «синдром белого рыцаря». В легендах и сказках белый рыцарь вызволяет из беды девицу, потом влюбляется и.
Давлатов Саидмурод Раджабович
Книга поможет построить свои отношения с будущим спутником, посмотрев на это без «розовых очков», семейным парам – разобраться в конфликтных ситуациях и упрочить свой союз. Книга предлагает вам метод.
Что для вас самое важное в отношениях с близкими? Получаете ли вы желаемое? Какие конкретные шаги вы готовы предпринять, чтобы сделать ваши отношения более счастливыми и гармоничными? Это основные.
Друзья и родные считают его замечательным. Но когда вы наедине, он критикует любую вашу инициативу, самые безобидные реплики выводят его из себя, а вспылив, он быстро отходит и напрочь забывает об.
Машкова Диана Владимировна
Быть родителем непросто, и этому, к сожалению, не учат в школе. У взрослых нередко накоплен свой «багаж»: детские обиды, психологические травмы и другой негативный опыт, который мешает строить.
Очень часто в отношениях матери и дочери есть сложности, но об этом не говорится открыто. Из-за табу на открытый разговор о болезненных отношениях с матерью сценарий, заложенный материнской травмой.
Вас ждет только смелая правда о сексе и отношениях с развеиванием распространенных мифов.Наталья Касарина – сексолог, психолог и матерь оргазмов – объясняет, что такое хороший секс и как к нему.
Нарциссизм глубоко разрушителен для тех, кто подвержен его искажениям, манипуляциям и ярости.Как распознать нарцисса? Что происходит в нарциссической семье? Каковы проблемы со здоровьем, связанные с.
Москаленко Валентина Дмитриевна
В этой книге многие узнают себя. Вступая во взрослую жизнь, мы надеемся на счастье. Однако, сами того не зная, начинаем повторять проблемные жизненные сценарии родителей, бабушек, прабабушек. Здесь.
Огромное количество женщин во всем мире ежеминутно имитируют оргазм, но большинство мужчин об этом даже и не догадываются. Более того, по статистике каждая третья девушка считает это нормой, а это.
Семейная психология
Жизнь наполнена событиями и людьми. Каждый человек – это искра сознания, которая существует как сама по себе, так и во взаимодействии с другими, такими же, как мы, частицами мироздания. Почему мы, как слепые, бредем по жизни, ссылаясь на фатальную предопределенность нашего существования? Почему мы бежим то в церковь, то к гадалкам, пытаясь определить свое будущее и найти виновников неудач. Просто иногда поразительно ведут себя умные интеллигентные люди, которые ищут кого-нибудь для снятия сглаза, в поисках приворотного зелья и тут же записывают, сколько раз следует плюнуть на перекрестке… Это какая-то варварская смесь суеверий, вырванных текстов из церковных наставлений и черной магии.
Это все можно частично объяснить тем же самым синдромом поиска бесплатного сыра, который заставлял людей вкладывать средства в МММ, несмотря на то, что природу и цель этой игры довольно ясно представляли все. Так велика жажда человека получить влияние, любовь, счастье, здоровье такими способами, при которых не нужно прилагать усилий и совершенствовать мыслительный аппарат, оттачивать чувства. С таким же упорством необразованный человек стучит по телевизору, потому что когда-то он от такого удара заработал.
Вторая часть объяснения состоит в том, что внутри у нас есть такие механизмы познания себя и других, которые, так же, как совесть, любовь, ненависть, предчувствие, непонятны до конца нам самим. Если не быть материалистом и признать, что наша душа знает еще до рождения, что есть добро и что есть зло, то придется отвечать самому себе за все неблаговидные поступки в жизни. Без этого как-то проще. Вот и получается, что часто мы предпочитаем свалить все на несчастливую судьбу, на влияние посторонних людей, на рок и родовые проклятья. Возможно, все эти вещи и имеют место, но речь идет о том, что слишком многое можно списать на эти причины, тем самым, снимая с себя ответственность за неудачи в своей жизни.
Никто не заходит в этом настолько далеко, чтобы винить судьбу за промоченные ноги, если надеть дырявую обувь. Точно также многие наши неудачи являются причиной нашего непонимания или нежелания понять окружающий мир. Мы удивительно безграмотны и невнимательны. Мы часто убеждаем себя в том, что нам бы хотелось видеть, игнорируя очевидное и закрывая глаза. Мы бредем в темноте, потому что хотим быть слепыми и боимся реальной жизни.
Ведь если посмотреть открытыми глазами вокруг себя и не заменять действительное желаемым, придется признать свою ответственность за многие события и осознать свое влияние на них. Нам трудно это сделать, и мы прячем головы в песок, как страусы, надеясь на то, что кто-то другой будет решать проблемы, и неудачи не лягут на нашу девственную совесть тяжелым грузом.
Каждую минуту мы проходим мимо множества знаков, которые даже не хотим замечать. Все хотят быть понятыми, но очень немногие хотят понять ближнего. Типичный пример – женщина после десятка лет совместной жизни узнает об изменах мужа. Это может означать только одно – она не хотела видеть тех знаков, которые сказали бы об этом раньше. Или родители удивляются, когда дети попадают в секту после того, как ребенок в течение длительного времени проводит там все свое время. Как можно было не увидеть, что что-то не так!
Конечно, мы очень заняты добыванием хлеба насущного, и часто у нас нет сил на то, чтобы разобраться в чем-то настораживающем, пока «вроде бы пока все нормально».
Но жить с закрытыми глазами еще более опасно, чем идти над пропастью. И всего-то нужно сказать себе: я на самом деле хочу знать, что происходит.
Мы посланы в эту жизнь для того, чтобы жить, впитать в себя впечатления, воспитать свою душу и сделаться мудрее. То, что мы создаем, должно быть настоящим, а не казаться таковым.
Как будто Воланд вернулся в нашу действительность. Кто-то навязывает нам, что любовь – это разновидность секса, что семейное благополучие – это любым способом добытые деньги, что успешность в материальном плане – единственно достойная цель в жизни. Особенно тревожно просто-таки насаждение различных оккультных практик. Да еще всяческие рассуждения о том, что они, в лучшем случае, полезны, а в худшем – комичны. Если вспомнить Булгакова, одна из проделок темных сил, которые пытаются овладеть человеком, состоит в том, чтобы казаться не страшным, а комичным. Мы все в душе посмеиваемся над некоторыми суевериями и расплодившимися потусторонними практиками. Это и есть цель. То, что не вызывает опасения, мы впускаем к себе, не сознавая истинного зла того, что именно мы к себе впустили. Пока мы снисходительно смеемся, с нами происходят перемены. Вы не заметили, что слова «Любовь», «верность», «дружба», «честность» выглядят чужими в нашей жизни и уже почти не употребляются. Этого не скажешь о том потоке брани и понятий, отражающих самые темные стороны человеческой души.
Так же, как и развал и ограбление общества под видом безалаберности и глупости, наши души калечатся и обедняются под видом «приближения к народу». Наш народ никогда не был глуп или порочен. Наивен и потерян – да. Рискую предположить, что происходит очередное оболванивание людей и процесс нивелирования под самые неприглядные образцы, и все это представляется как достижения демократии. Мы смутно подозреваем, что нас в очередной раз дурачат, но почему-то, устав от борьбы за выживание, поддаемся зомбированию и глотаем полную несуразицу от полуграмотных гадалок и откровенных проходимцев.
Но среди всей этой братии есть те, кто совершенно точно знает, что делает. Эти люди не ленятся изучать психологические приемы воздействия на людей, а преследуют цели намного серьезнее, чем уличные цыганки. Никто не воспринимает это всерьез, а зря. Мы уже не замечаем, как нами манипулируют, и только изредка испытываем нечто вроде глухого раздражения. А те, кто постоянно ведут разговоры о судьбе, внушат мысль о том, что ее можно изменить только с помощью оккультных практик и сомнительных теорий, применяя при этом классические приемы гипнотического и подсознательного внушения, разве не должны вызвать хотя бы тени недоверия у разумного человека?
Власть над психикой – это очень заманчивая цель, но она не всем по плечу. Понять и не использовать для достижения личных целей другого человека доступно не всем. Манипуляторство в наше время становится очень большой проблемой, которую почему-то замалчивают на пропагандистском уровне, хотя было бы естественно освещать обе стороны проблемы – с одной стороны, естественную потребность узнать об окружающих людях больше и сделать общение между людьми более полноценным и результативным. С другой стороны, всячески протаскивается мысль о том, что есть возможность влиять на поступки другого человека с помощью различных практик и приемов. Обычно это окутывается такой загадочной оболочкой таинственности, чтобы не так было видно, из чего это состоит. А состоит оно обычно из жуткой смеси психотерапевтических приемов, мракобесных языческих ритуалов без понимания их сути, снабжено псевдонаучными терминами и обязательно включает упоминание Бога. Вот уж что удивительно. Бедного Иисуса, пострадавшего ради освобождения человечества от ритуалов, смысл которых утерян, от вербальных формул, содержание которых непонятно. Зачем упоминать имя того, кто сказал: Бог во всем, и в каждом человеке целый мир, и призывал к бескорыстию проповедников, и предупреждал от создания кумиров, предугадал появление множества лжепророков. Он говорил, что молиться следует своими словами из души, где угодно. Он говорил: смотрите, и увидите. Просто смотрите.
В человеке скрыто много возможностей. Он вполне может жить честно, и любить достоин так, как в Песне Песней, которая на древнееврейском звучит еще красивей, чем в современном переводе. Кто не читал, пусть попробует найти. Это будет сложнее, чем собрать каталог всех возможных сексуальных извращений. Вполне достойно стремиться к тому, чтобы не красть, даже если нет денег, отказаться от недостойных предложений…, в общем, не придумано за несколько тысяч лет ничего нового. Поддаваясь чужому влиянию, мы постепенно сдаемся и переходим на более упрощенное выражение чувств. Происходит какая-то странная подмена. Тело и душу нельзя разделить, а мы в своем сознании все дальше и дальше отодвигаем друг от друга эти понятия.
Как-то подозрительно это все укладывается в одну схему. С одной стороны, наши физиологические параметры обсуждаются все более открыто, а сфера духовной жизни отдается на откуп «специалистам». Это нечестно. Конечно, можно самим интересоваться материалом, но здесь успешно срабатывает рефлекс хватания того, что ближе.
Еще в детстве следовало бы знакомить детей с психологическими и поведенческими аспектами общения, в таком случае наши дети не чувствовали бы себя настолько потерянными и не были бы такими неприспособленными и трудными в общении. Правилам хорошего тона, конечно, следует учить, но в первую очередь следовало бы учить искусству нахождения общего языка. Понимание мотивов и поступков научило бы их понимать и учитывать окружающих. Изучение природы своих чувств помогло бы научится управлять ими без моральных травм и стрессов. Культура чувств важнее, чем чистка зубов на ночь. Потому, что человек, который не хочет раздражаться и комплексовать из-за запаха изо рта, сам додумается до того, чтобы их почистить. И если понимаешь, что за столом не всем нравятся хлебающие и чавкающие звуки, и самому нравится получать эстетическое удовольствие, то найдешь способ вести себя за этим столом прилично.
Если бы неверные супруги способны были бы ощутить боль преданных им людей, наверное, физическое влечение к случайной знакомой было бы преодолено. Этот список можно продолжить.
Так подробно останавливаюсь на этом предмете, потому что мотивация к тому, чтобы научиться понимать невысказанное, может быть разной. Иногда она превращается в манипуляторство. Власть над людьми – это сильнейший наркотик сам по себе.
Манипуляторы процветают в основном только лишь потому, что кто-то позволяет манипулировать собой. Самое мерзкое и недостойное – это манипулировать теми, кто тебе доверяет и не пытается защищаться. Быть ведомым опасно, потому что тот, кто ведет, не всегда знает, что хорошо для Вас на самом деле. Человек не меняется. Но его отношение к миру меняется постоянно, только потому, что прожит еще один день.
Возможность манипулировать – труднопреодолимый соблазн. Те из педагогов, кто избежал его, на самом деле любят детей. Только любовь и понимание того, что нельзя принести пользу насильно, может удержать от него. Мне иногда кажется, что замена в школе уроков психологии суррогатами вроде странного предмета «Человек и общество», или так называемой этикой, которая не затрагивает действительно значимых понятий, подменяя их вторичными, происходит от подсознательного, или, наоборот, осознанного нежелания открывать «карты», с помощью которых недобросовестные учителя добиваются послушания и авторитета.
Тот, чьи помыслы честны, не станет скрывать знаний. Ту же фразу можно применить ко многим шарлатанам, которые с помощью якобы приходящих к ним откровений пытаются перенаправить наше сознание. Сомневаюсь, чтобы высшим силам нельзя было бы найти сосуд для откровений, который мог бы донести их более содержательно и вразумительно. Но никто не может запретить попытки управления людьми тем, кому этого хочется.
Если люди будут более образованы и внимательны, их труднее будет обмануть и также труднее будет ими манипулировать.
Равноправное взаимопонимание – самый оптимальный вариант общения.
Есть такой фантастический рассказ, когда на пороге третьей мировой войны было придумано абсолютное оружие. Оно заключалось в том, что люди стали слышать мысли друг друга. После довольно короткого периода сумбура и растерянности очень быстро оказалось, что не имеют смысла ни обман, ни тайны, выяснились настоящие причины вражды, открылись все секреты, война не состоялась.
Если не хотеть быть слепой овцой, следует просто открыть глаза и увидеть мир и людей вокруг себя. Никто не сказал, что все, что мы увидим, нам понравится. Но это хотя бы будет правдой. Пропустим ее через фильтр снисхождения и понимания того, что ни один человек на свете не считает себя злым или плохим, научимся доносить до людей свои мысли и чувства – и Ваше мнение о людях и о мире станут лучше. Если мы научимся понимать мотивы человеческих поступков, и отношение к себе – нами некому будет манипулировать.
С выходом в свет знаменитой книги Дейла Карнеги о том, как стать приятным для окружающих и тем самым добиться успеха в жизни, то есть о том, было снято табу на эту тему.
Стало приличным говорить о том, как пользоваться людьми. Некоторое время спустя появилась книга о том, как не дать собой манипулировать. И далее, по спирали. Смысл многих советов заключается в способах обмана восприятия собеседника. Степень пользы от таких советов измеряется степенью доверчивости и желанием попасть на крючок того, с кем это проделывают.
Эта практика может быть кратковременно успешной в труде коммивояжера или в условиях деловой игры с людьми, внутренний мир которых нам безразличен. Но что касается семьи, эти советы скорее могут принести вред, нежели пользу.
Конечно, выстраивание отношений – это само по себе манипуляторство. То есть, в каждом человеческом поведенческом акте присутствует элемент провокации на определенное действие. Но мы предлагаем вариант добровольного участия в двухстороннем процессе – узнавая друг друга, взаимно совершенствоваться. Это подразумевает элемент доброй воли с обеих сторон, а не одностороннего скрытого управления.
Так все же – как справиться с проблемами в семье и своем окружении наилучшим способом?
Для того чтобы познать окружающий мир и людей, следует ознакомиться с инструментом познания – своей собственной персоной. Человек – существо социальное, поэтому ему свойственно постоянно оценивать себя, сравнивать с другими. И это сравнение начинается уже с раннего детства, когда мама говорит малышу, который раскапризничался: «Посмотри, на тебя же все смотрят. Разве можно так кричать? Вот мальчик меньше тебя, и не капризничает». И чаще всего это продолжается постоянно до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу. А там начинается новый виток сравнений – отметочный. И чаще всего отношение к ученику и оценка его окружающими не выше той отметочной планки, которую он заработал за прилежание. А ещё в школе есть традиция брать с кого-нибудь пример или равняться на положительного героя. Вот и получается, что нас с детства приучают видеть себя с точки зрения других.
Мы стараемся, примеряем на себя чужие роли, но, скорее делаем это из послушания или потому, что не видим другого способа увидеть свое «Я», кроме как в зеркале чужого сознания. Но ведь такое зеркало является кривым и подавляет нашу волю и самостоятельность.
А ведь можно на себя посмотреть и по-другому. И увидеть то, что Я – есть. В этом и заключается истинная реальность. И если существует единая Человеческая Сущность, то каждый из нас – это индивидуальное её проявление. Индивидуальное – это значит ни на кого не похожее. Поэтому наша задача – творить свою жизнь, творить не похожей ни на чью другую, чтобы она была яркой, насыщенной эмоциональными переживаниями и впечатлениями. Пусть жизнь станет для Вас учителем, зеркалом, отражающим Ваши победы и неудачи, взлеты и падения.
Современная психология предлагает много методов самопознания, которое необходимо, если мы хотим с помощью своего интеллекта и эмоций познать близких людей и тех, которые встречаются нам на жизненном пути.
Но прежде чем приступить к этому, следует определить для себя цели такого познания. Поскольку мы, конечно же, в процессе изучения окружающих, особенно близких людей, делаем это в первую очередь для их блага (или нам так кажется), пусть читателю не покажутся тривиальными некоторые правила, которые следует усвоить для того, чтобы наше вмешательство было благотворным, и не вызывало бы неприятия или возмущения тех, кто нам дорог.
Мы – частицы единой человеческой сущности, и не должны творить вопреки неделимому закону всего сущего: Я, Истина, Любовь, Совершенство, Жизнь.
Проблемы человеческих взаимоотношений сродни болезням.
Мы все живем в материальном мире, в мире вещей и все больше делаем себя зависимыми от них. Мы окружаем себя предметами, содержим в чистоте то пространство, в котором постоянно находимся, пытаясь достичь состояния внутреннего комфорта. Да, конечно можно добиться гармонии эмоционального внутреннего состояния и материального окружения и получить огромное удовлетворение. Именно для этого мы делаем ремонты, периодически переставляем мебель в квартире, еженедельно устраиваем уборку, делаем покупки. И это очень для нас важно. Но для полной гармонии, единения Вашего внутреннего мира с миром вокруг Вас одной красоты вещей недостаточно. Для этого прежде всего необходимо настроить гармонию вокруг себя.
Говорите правду как можно чаще, так как она освобождает, а ложь, напротив, связывает, сковывает ваше сознание. Лгут только слабые люди и трусы, сильные – не лгут. Так будьте же сильными и делайте сильным мир вокруг Вас!
Любите и проявляйте только любовь, так как только она является основой всего живого. И если в вашей жизни любовь не является основой, то вы попросту зря тратите время.
Не дарите любовь, в надежде получить со временем дивиденды, воспользовавшись этим человеком для достижения своей цели.
Будьте щедры, отдавайте. Любое накопительство заводит в тупик. Для того чтобы работала энергия, необходимо создать цепь, например, зерно – почва – урожай (преумноженное зерно). Если вы хотите что-то получить, отдайте это и оно к Вам вернется. Например, хотите иметь дружбу, дарите дружбу; хотите иметь деньги – давайте деньги; хотите любви – дарите любовь.
Будьте благодарны. Благодарность также увеличивает вашу внутреннюю энергию. Для того, чтобы внутренняя энергия увеличивалась и накапливалась, нужно отказаться от: обиды, ненависти, сомнения, бессмысленной убежденности в своей правоте и стремлении доказывать, жадности, ревности, тщеславия, обвинения, недоверия к людям.
Вообще-то мы уже дошли до того, что понимаем, как сложно пользоваться этими советами в жизни. Начните с семьи, где каждый человек Вам дорог.
Учитесь прощать. Прощение облагораживает Вас, возвышает, увеличивает внутреннюю энергию.
Учитесь жить и наслаждаться жизнью сейчас.
Нашу жизнь можно рассматривать как бесконечное множество мгновений. В данном случае каждое мгновение уникально и прекрасно, только нужно научиться это чувствовать.
А можем ли мы это?
Узнавание и понимания окружающих и самопознание – это взаимосвязанные вещи.
Каждый видит себя умным, не злым и желающим добра окружающим. Никто не говорит о себе: «Я плохой человек». И это так и есть. Но насколько наше мнение о себе совпадает с мнением окружающих? И имеет ли оно значение? Разумеется, имеет. То зеркало, в которое мы смотримся дома, показывает, как мы выглядим. Но ни первое, ни второе обычно не является правдой. Истина оказывается где-то посередине. И потом, человек присваивает себе разные роли, то есть ему хочется, чтобы в разных местах к нему относились по-разному. Эти роли могут нам по-разному удаваться. Но поверьте, что есть вещи, которые следует знать тем, кто желает знать, с кем живет.
Это очень старые простые истины:
Каждый считает себя хорошим человеком.
Каждый считает, что может давать советы.
Каждый знает, как лучше.
Никому не нравится давл
ение.
Вы не всегда правы.
Принимать решения трудно.
Критиковать легче.
Ничего нельзя дать насильно.
Обманывать – плохо и хлопотно.
Прочитайте их еще раз. Вы думаете, что остальным они неизвестны?
Теперь самый главный вопрос – так откуда же конфликты внутри семьи, если все ее члены не чужие люди, не находятся в состоянии войны, и практически понимают, что ссоры мешают жить?
Ответ прост – потому что не умеют понимать друг друга, не видят сигналов и имеют разное мнение насчет решения проблем.
Почему это происходит? Во– первых, требования, которые мы предъявляем к близким, часто либо непонятны им, либо неосуществимы, либо нет договоренности и выработки общей точки зрения. Значит, то, что мешает взаимопониманию – это непонимание или нежелание понять друг друга, неприятие чужой точки зрения, излишняя авторитарность, безразличие и неумение высказаться. Самой распространенной причиной непонимания является то, что нам трудно учесть психологические особенности близкого человека, нам трудно понять, что врожденные качества нервной системы другого человека могут быть не такими, как наши.
Врожденные характеристики и свойства человека и их значение – это тот каркас, на который наслаиваются все позднейшие приобретения – воспитание, жизненный опыт, социальная среда.
Темперамент, как отражение особенностей нервной системы – один из инструментов восприятия и реакции.
В психологии темперамент подразделяют на четыре типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Кто же вы?
Люди, которые относятся к холерическому типу темперамента отличаются быстрой возбуждаемостью, импульсивной реакцией. Их движения и чувства отличаются стремительностью, речь – эмоциональностью, пылкостью.
Холерики прекрасные работники. Они умеют ставить перед собой ясную цель и добиваться её исполнения. Люди этого типа отличаются работоспособностью и инициативностью, они очень любят свою работу и готовы для достижения профессиональных целей пойти на все, преодолеть любые трудности. Они отличаются быстрой мыслительной деятельностью и быстрой сменой чувств и эмоций.
Холерики любят творчество, проявляют интерес ко всему новому и интересному. Они стремятся к самостоятельности, в том числе и в работе.
Из за своей возбудимости холерики – несдержанные собеседники, они не прислушиваются к мнению других.
Люди сангвинического типа темперамента отличаются уравновешенностью, сдержанностью. Благодаря подвижности нервных процессов, сангвиники активно мыслят и чувствуют. Сангвиников отличает живая, эмоциональная речь, быстрая реакция.
В работе сангвиники не терпят монотонности и однообразия. Однако это не говорит о том, они плохие работники
Благодаря своей уравновешенности, легко восстанавливают свои силы после напряженной работы.
Флегматики спокойны, уравновешенны, работоспособны, медлительны. Люди флегматичного типа темперамента медлительны, предпочитаю спокойную, привычную обстановку. Нервные процессы протекают медленно, поэтому у них длительная, но глубокая реакция.
У флегматиков все медленно, но верно; долго, но прочно. Может создаться впечатление, что они не способны на проявление чувств, бурных эмоций. Однако, несмотря на терпеливый характер, они способны на эмоциональные взрывы, и тогда их очень трудно успокоить. Поэтому всегда нужно стараться избегать конфликтных ситуаций с флегматиками.
Для меланхоликов характерен слабый тип нервной системы. Это люди эмоциональные, они плохо переносят нервные нагрузки, поэтому им необходимо оказывать постоянную психологическую поддержку, давать возможность регулярно отдыхать.
Источник https://fictionbook.ru/author/ekaterina_burmistrova/sovremennaya_semya_psihologiya_otnosheniyi/read_online.html
Источник https://avidreaders.ru/genre/semeynaya-psihologiya/
Источник https://bookz.ru/authors/valeria-ivleva/semeinaa_273/1-semeinaa_273.html