Семья и брак: этапы становления

 

Развитие брачно-семейных отношений в истории общества

1. Семья– важнейший феномен, причем, представляющий собой не простую сумму её членов, а систему, где существует сеть взаимоотношений между родственниками и членами семьи (психолог М.Я. Соловьёв).

2. А.Г. Харчев (философ) считал, что семья– это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми как малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Читайте также: Упражнения, направленные на знакомство участников, создание работоспособности в группе, снятие тревожности.

1. Харчевым брак понимается «как исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности».

2. А.И. Антонов считает, что брак – это лигитивное признание отношений между мужчиной и женщиной и тех их форм сожительства и сексуального партнёрства, которое сопровождается рождением детей.

Эволюция семейных отношений в историческом контексте.

1.Брак в древности.Первые письменные законы о браке появились в древнем Вавилоне. В то время брак являлся экономической сделкой (жених выкупал невесту у её отца за деньги). В древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Поэтому, чтобы не делить наследство в брак вступали братья и сёстры. В период Матриархата, наследование шло по женской линии, поэтому древние

египетские фараоны женились не только на своих сёстрах, но и на дочерях. В древнем Риме жена считалась частью имущества мужа. Закон предписывал жёнам полностью приспосабливаться к характеру мужей, а мужьям предписывалось управлять жёнами.

2.Европейский брак в средневековье.В средние века рыцари должны были жениться на дамах своего круга, и брак тоже расценивался как экономическая сделка. Девушка «продавала» свою действенность, а

мужчина брал обязательство обеспечивать её и будущих детей. В средние века супружеские измены были очень распространены, как со стороны мужчины, так и со стороны женщины (не было понятия супружеской верности).

3. Семья в библейские времена.В древне еврейской семье муж был хозяином своей жены и имел абсолютную власть над потомством. Невесты он абсолютно не видел до тех пор, пока брак не заключён. Инцест был запрещён. И существовало чёткое разграничение между мужчиной и женщиной. Мужчина обладал большей значимостью для общества. А у женщины социального статуса не было вообще. Общественным идеалом являлась покорная, смиренная женщина.

4. Языческая семья (христианский период).Для семьи была характерна большая свобода как до брака так и в браке. Если женщине чего-то не понравилось, то она могла вернуться к отцу (фактически существовал развод). Семьи жили большими кланами (по 20-30 человек) в обной избе. В такой семье главную роль играла «большуха» — старшая, наиболее опытная женщина. Все младшие мужчины подчинялись ей.

5. Христианская модель семьи.Глава рода, отец семейства – это патриарх. Он же выполняет функции вождя.

Наш отечественный исследователь Кочубен отмечал, что здесь сливаются воедино социальные роли отца, вождя, учителя. Члены семьи повинуются отцу, как все люди повинуются Богу, Отцу Небесному. Отцу семьи предписываются функции монарха, а государственному правителю и Богу – функции отца (опосредовала социальные роли через христианские обычаи). Христианским законам оба супруга должны созидать свой брак. Для этого надо бороться с грехами, работать над собой, углублять духовную жизнь. Мужу необходимо на себя взять первое место: ответственность, быть главой. А жене следует смиренно занять второе место: никогда не роптать, выполнять совместно волю Божью.

6. Семья по домострою.Домострой – письменный документ 17 г. Главное место в семье принадлежит

мужу. Социальный статус женатого мужчины в обществе выше, чем у одинокого. Домострой рекомендует жене угождать мужу, приноравливаться к нему. В семейных отношениях осуждаются сквернословие, блуд, гнев, ярость, злопамятство. Семейные отношения следовало ограждать от сплетен, пересудов, поэтому для окружающий людей семья всегда демонстрировала свои благополучные стороны. Считалась очень хорошей стороной соблюдать уверенность во всём. Главная обязанность детей – любовь к родителям и абсолютное послушание. Родителям не возбранялось физически наказывать детей. Виды брачно-семейных отношений тоже эволюционировали:

1. Семья, состоящая из группы родственников, т.е. женщины и дети принадлежат всем мужчинам группы.

2. Сегментарная семья – глава семьи

имеет отдельных жён, а у братьев имеются общие жёны, а сёстры имеют общих мужей.

7. Индивидуальная семья.Общность жён уничтожена, но каждый мужчина имеет одну или несколько жён

(моногиния, полигиния). А женщины имеет несколько мужей (полиандрия).

8. Моногамный брак в его современном виде.Возникла проблема частной собственности и проблема супружеской верности-неверности. Когда мужчина начал владеть имуществом, он должен был быть уверенным, что дети – его дети (а не соседа). С этого момента мужчина начал жёстко пресекать супружескую неверность (на мужчин это не распространялось).

Стадии супружеских отношений

Проблемы в супружеских отношениях — одна из наиболее частых тем обращения к психологу. Недопонимание между супругами может возникать в силу разных причин, но одна из них — неодновременное прохождение разных стадий отношений. Семья — изменяющаяся система, и у нее есть свои законы развития. Зная эти законы, можно лучше понять партнера, осознать причины разногласий. Рассмотрим этапы развития, которые проходит каждая семья.
Первая стадия — симбиоз — время накала чувств, «Я влюбилась в него по уши», «Мы — одно целое». Это такое сильное слияние, что оно доходит до взаимопоглощения личностей, жизней. Цель этой стадии — образование сильнейшей привязанности. Сходство между двумя любящими превозносится, различия не замечаются. Страсти накалены. Очень высока степень заботы друг о друге, взаимные «даю» и «беру» процветают. Требования к партнеру минимальные. Обычно каждый прилагает усилия, чтобы приспособиться к партнеру и доставить ему удовольствие. Каждый чувствует себя настолько хорошо, что не рискует выставить какое-то требование, быть эгоистичным, не рискует не быть дающим, не быть чувствительным к нуждам другого. Каждый партнер испытывает достаточно большую заботу о себе, и отношения получают солидную основу.

Если эта основа создана, можно двигаться к следующей стадии — дифференциации, если нет, то пара может длительное время пребывать в состоянии симбиоза, но союз грозит стать дисфункциональным, негармоничным. Будет преобладать стремление к слиянию, желание избежать конфликтов, тенденция преуменьшать различия. Возникнут отношения типа «стоячая волна». Возможен противоположный по поведению вариант — откровенная враждебность, гнев, конфликты, то есть отношения типа «два узника в одной камере».

Дифференциация — следующая фаза отношений, время «снятия божества с пьедестала». Теперь каждый может сказать: «Жизнь без всяких проблем — это не жизнь». Эта стадия редко бывает легкой! По мере ее прохождения может возникнуть желание иметь больше пространства для себя. Хочется расширить свои внутренние границы. Пара начинает замечать различия, партнеры чувствуют, что они не хотят так много времени проводить вместе. Хочется побыть наедине с собой, что может вызывать чувство вины. «Что случилось? Почему я больше не чувствую себя так, как обычно я себя чувствовал(а) с этим человеком?» Между прочим, чувство вины возникает совершенно напрасно. Желание побыть в одиночестве, даже без любимого человека, исключительно необходимо каждому, кто хочет не прерывать процесса самопознания. Мы уже говорили, что изучение себя — пожизненный процесс. Позитивная самооценка нам всем необходима. А как же мы сможем оценить себя, если не уединимся? Само слово дифференциация означает разделение, расчленение, различение, способность отличать. В этой стадии отношений партнеры начинают замечать, что они и чувствуют, и мыслят несколько по-разному. У каждого появляется желание отстоять свою индивидуальность. Иллюзия симбиоза поколеблена, появляются драматические неожиданности. Для одних дифференциация — это медленный и постепенный процесс, для других — это период бурного крушения надежд, развенчания иллюзий.

Практикование — стадия отношений, когда энергия человека направляется на деятельность, не связанную с партнером. Это может быть и работа в доме, но на себя, и вне дома. При этом могут завязываться новые знакомства. Партнеры уже более не настроены улавливать желания друг друга. Каждый сконцентрировался на себе. Внимание каждого направлено на внешний мир. Главное теперь независимость, автономия, индивидуализация. Развитие своего «я» становится важнее, чем развитие близких отношений. На первый план у каждого выступают проблемы самооценки, своего достоинства: «На что я лично гожусь, что мне по силам, чего я стою?» Между партнерами могут возникать конфликты, а примирение снова приводит к кратковременным эмоциональным сближениям. Некоторые люди называют этот период жизни «одинокий скиталец», другие «путешествие за тысячу километров».

Возобновление дружеских отношений. После того, как каждый из партнеров четко определил свою индивидуальность, реализовал себя вне семьи, у него появляется потребность в интимности, эмоциональной подпитке, психологической поддержке. Теперь можно стремиться к возобновлению дружеских отношений со своим супругом. Снова обостряется ранимость, уязвимость. Партнеры ищут комфорт, поддерживают друг друга. Периоды особо счастливой интимности сменяются периодами восстановления независимости. Несмотря на тревогу, возникающую временами, и трения в отношениях, конфликты улаживаются быстрее, становится возможным обсуждение трудностей, не то, что было в период дифференциации. Теперь уже каждый из партнеров не боится быть поглощенным личностью другого, как это было в период симбиоза. Устанавливается разумный баланс между «я» и «мы». Каждый партнер узнает себя глубже как дарителя радости другому партнеру. Возникает глубокая приверженность супружеству, постоянство.

Читать статью  Как сохранить отношения в браке, когда кругом только бытовуха?

Взаимозависимость — фаза дальнейшего укрепления постоянства. Теперь каждый из партнеров убедился, что его любят. Настало время постоянства в отношениях, когда образ совершенного избранника — идеализированный и невозможный — мирно вытесняется реальным образом супруга. Две личности, разрешившие сомнения относительно самоценности, имевшие возможность проявить себя во внешнем мире, находят удовлетворение в совместной жизни. Появляются глубокая привязанность и взаимное удовлетворение. Отношения развиваются больше в сторону роста и совершенствования «мы», чем «я».

Подобные стадии свойственны нормальным, здоровым интимным отношениям. Не следует думать, что только у страдающих неврозами людей бывают трудности в супружестве. Трудности бывают у многих людей, может быть, даже у всех. Больным или инфантильным, незрелым людям здоровые отношения строить, как правило, сложнее.

Хорошо, когда оба партнера проходят все стадии одновременно, почти синхронно. Трудности возрастают, если один партнер еще живет в стадии симбиоза, а другой уже вступил в стадию дифференциации. Конфликты обостряются, когда один партнер еще хочет проявить себя во внешнем мире, реализовать все свои способности, а другой с нетерпением стремится к возобновлению близких отношений.

Подробнее о стадиях супружеских взаимоотношений можно прочитать в книге И. Москаленко “Когда любви слишком много”.

Эволюция семейных отношений

Тема, несомненно, актуальная, но неоднозначная, и позиции в ее обсуждении часто бывают непримиримо полярны. Я предлагаю попробовать рассмотреть ее по возможности объективно, не скатываясь в оценочные категории «это хорошо и правильно», «это совершенно недопустимо», «ведет к деградации» и т. д.

Начнем издалека, с зоологии. Ни у кого из высших приматов, кроме человека, нет выраженной парной семьи: одного самца, одной самки и рожденных ими детей. Видимо, на определенном отрезке эволюции людям так оказалось удобней вести хозяйство и воспитывать детей (у человеческого детеныша всегда было очень длинное детство, конечно, не такое длинное как сейчас, но все же…). Никакого отношения к любви это не имело. Эволюция вообще заботится лишь о выживании и процветании вида (популяции), к благополучию же и даже жизни отдельной особи она вполне равнодушна.

Стало быть, любовь и счастье наших предков были под вопросом, однако разделение семейных ролей уже отчетливо присутствовало и выглядело вполне традиционным. Мужчина выполнял «мужскую» работу, женщина — «женскую» (в чем бы она ни заключалась в данной общине). Список «мужского» и «женского» был совершенно условен и определялся сначала целесообразностью, а уже впоследствии — традициями. Например, у многих народов рыбалка — мужское дело, но у некоторых — сугубо женское. У европейцев при переселении на новое место основные тяжести несли мужчины, а у австралийских аборигенов — женщины. У нас ковры выколачивают мужчины, а у чукчей шкуры — только женщины. Любому понятно, что чем устойчивее жизнь общины в целом и меньше взаимопроникновение общин с разным укладом, тем легче соблюдать традиционное для данной общности разделение ролей. При этом во многих общинах всегда сохранялась пластичность: при образовавшемся недостатке мужчин женщины всегда брали на себя их роли — пахали, охотились, даже воевали (например, при полном истощении мужских ресурсов России в Первой мировой войне были сформированы женские батальоны). При возникновении дефицита женщин в общине у тех же чукчей шаман «назначал» женщинами (проведя несложный обряд) несколько мужчин, и они благополучно выколачивали эти самые шкуры и выполняли другую женскую работу. Именно эта ролевая пластичность позволяла общине (народу, этносу) пережить трудные времена.

Всем известно, что последние триста-четыреста лет взаимопроникновение различных общественных и семейных укладов шло все ускоряющимися темпами. А в последние годы в виртуальном пространстве вообще сформировалось что-то вроде плазмодия (организм, представляющий из себя слившиеся клетки с множественными ядрами. — Прим. авт.), в который на правах очень приблизительных автономий влились едва ли не все уклады, существующие на планете в данный момент.

Отразилось ли все это на семейных ролях? Безусловно, да. В первую очередь это коснулось западной цивилизации, за которой понемногу (с периодическими откатами в «возрождение традиционности») тянутся и все остальные. Стимулируя присущую мужчинам изобретательность и постепенно обустраивая себе с их помощью все более комфортную площадку для жизни и воспитания детей, европейская женщина довольно долго (без малого триста лет) вела планомерный захват плацдарма «мужских» ролей и весьма в этом преуспела. Но эволюция не дремлет. Пока женщины торжествовали победу, мужчины тоже начали перестраиваться, и традиционный, отстоявшийся в сагах, литературе и женских мозгах образ «настоящего мужчины» начал стремительно, прямо на глазах изумленного общества размываться.

Что же стало с семьей? Какое-то время (у нас чуть ли не с 20-х годов и до конца XX века) она существовала вполне в соответствии с захваченными женщинами полномочиями: женщина и работала наравне с мужчиной, и выполняла «традиционные женские» обязанности («я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик»). А мужчины спокойно приходили домой с работы и усаживались с газетой перед телевизором (садились к компьютеру). Потом этот перекос начал выправляться: мужчины тоже перестроились и начали не только посуду мыть и детей в кружки водить, но и в декретный отпуск уходить. Одновременно (вполне сцепленные вещи) начали массово ходить к психоаналитикам «поговорить о чувствах», пользоваться косметикой, виагрой и делать пластические операции для улучшения внешности.

— А где НАСТОЯЩИЕ мужчины? — дружно завопили женщины («убьет и освежует мамонта, защитит семью от любого врага, за ним как за каменной стеной…»).

— А где настоящие женщины? — парировали мужчины. («поддержит своего мужчину в любой ситуации, утешит, приголубит, в Сибирь поедет, ноги помоет…»)

Договориться невозможно, так как жизнь изменилась категорически. Девочкам всегда лучше удавались «ролевые игры», поэтому многие женщины могут сыграть «настоящую», правда, ненадолго. Мужчины (если, конечно, актерство — не их профессия и дело происходит не в зоне) могут сыграть «настоящего мужика» только на выбросе тестостерона в момент завоевания.

А что же современная семья?

Мне кажется, современная семья — это содружество равных, без всякого четкого разделения ролей. Как договорятся.

Всех ли устраивает? Разумеется, не всех. Как и всегда. Еще американские колонисты, помнится, женились на индейских скво (не болтает, не суетится, слушает, что ей мужчина говорит). Еще средневековые дамы часто предпочитали нежных и поэтичных менестрелей брутальным рыцарям, упакованным в ржавые консервы доспехов.

Стоит ли нервничать и кричать о «деградации семьи»? По-моему, совершенно не стоит. Всего лишь эволюция, дамы и господа, всего лишь эволюция…

Понимаю, что многие со мной не согласятся. Поэтому приглашаю к обсуждению.

Семья и брак: этапы становления

Эволюцию института семьи и брака хорошо изучил Т. Веблен (1857-1929). На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет — беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением.

Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет — половые отношения между кровными родственниками, скажем между матерью и сыном, братом и сестрой. По существу, таков первый и важнейший в истории вид социальных норм.

Позже появились и другие нормы. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией.

Семьяактивное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей, — так писал Морган (1818-1881).

Начатки семейной жизни появились в эпоху перехода человечества от Homo habilis (человек умелый) к Homo sapiens (человек разумный). Охота на крупных диких животных была мощным фактором в формировании первобытного коллектива. Дележ добычи шел на местах стоянки первобытного человека, где проживал род, включающий одну или несколько групп мужчин и женщин. Ведущей формой брака в ту пору был групповой брак. Постепенно из него удалялись наиболее близкие родственники.

С переходом человечества к скотоводству и земледелию появились новые формы брака и семьи: многоженство и парный брак. Детерминированы были эти формы брака накоплением богатств у мужчины и, следовательно, необходимостью определения родства по отцовской линии. Это стало настоящей революцией в брачно-семейных отношениях и всемирно-историческим поражением женщины.

Первый результат установления в семье единовластия мужчин обнаруживается в патриархальной семье. Ее главная характерная черта — отцовская власть. Венчает эту форму семьи римская семья. Она означала переход к моногамии. Моногамная семья основана на господстве мужа: происхождение детей не должно вызывать сомнения, так как они потом вступают в право наследства отцовского имущества. Рядом с единобрачием шло и прелюбодеяние, запрещенное, строго наказуемое, но неистребимое.

В буржуазном обществе “две проституции составляют одну добродетель”, так как брак, как правило, заключался по расчету. В социалистическом обществе во многом нашли воплощение идеалы мыслителей прошлого, их мечты о браке. Но и “пролетарская семья” несла на себе печать прошлых веков и тысячелетий. Законодатели, специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак — добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. По мнению И. Канта, мир должен царить в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.

Читать статью  8 правил счастливой многодетной семьи

Двадцатое столетие для русского, как и для других народов мира, принесло крупные демографические перемены, коснулись они и брачно-семейных отношений. Если еще в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то уже к середине в результате больших миграционных перемещений сельских жителей в города на первое место выходят малочисленные городские семьи.

“Сегодня уже около 90% всех семей в России проживают в городах. Это малые нуклеарные семьи, по размерам близкие европейским семьям, лишь чуть более 10% из них насчитывают 5 и более членов семьи. Сельские семьи тоже резко сократились и стали близкими к городскимсредний размер3 человека и всего чуть более 12% составляют семьи из 5 человек и более” [1] .

Модернизация семьи на этом не закончилась. Изменяются почти все основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т. д. Сегодня большинство россиян (88%), проживают в семье, а каждый десятый человек в стране — вне семьи. В основном это либо молодые люди, которые служат в армии или учатся, либо пожилые одинокие люди. По мировым стандартам это считается нормальным.

“В большинстве развитых стран доля одиноких в общей численности населения составляет от 11 до 14%. Доля семей с одним несовершеннолетним ребенком составляет более 50% (в СШАчуть больше 40%). Около 32% приходится на семьи с двумя детьми и лишь 6% имеют трех и более детей. Поскольку есть немало семей, которые не родили вообще ни одного ребенка, в среднем на семью приходится чуть более одного ребенка” [2] .

Это дает основание полагать, что естественная убыль населения сохранится и в перспективе, даже несмотря на то, что в наиболее активные детородные возрасты начинают вступать дети тех матерей, которые принадлежат к поколению 50-х гг. рождения — времени относительно высокой рождаемости. Это, однако, не будет означать повышения числа рождений, так как почти все социально-демографические группы населения ориентированы на 1-2-детную семью, что дает основание прогнозировать в ближайшее десятилетие естественную убыль населения.

Статистика показывает катастрофическую убыль населения современной России, особенно русского населения. Рождаемость русских в России уверенно опускают по кривой вниз. Социальное самочувствие общества за годы “реформ” значительно ухудшилось. Этому способствуют навязываемые народам России западные ценности, в частности так называемая сексуальная революция, активно пропагандируемая электронными СМИ.

Демографический спад напрямую угрожает национальной безопасности России. Чтобы прекратить вымирание населения РФ, правительству надо предпринять ряд энергичных мер. В частности, использовать опыт Японии, Франции, скандинавских стран, где выстроена целая система поддержки семей с детьми. В Японии мама после рождения первого ребенка сразу же получает 1 млн иен (это более 10 тыс. долл. США). Во Франции, в скандинавских странах, материальная поддержка позволяет мамам рано возвращаться к профессиональной деятельности, повышать свою квалификацию, пользоваться услугами нянь и детсадов, дефицита которых там нет. Существуют национальные кассы семейных пособий, которые выплачивают семейные дотации, страхуют здоровье, оказывают финансовую помощь безработным, пенсионерам, помогают приобретать жилье и т. п. Среднестатистическому россиянину копить на скромную квартиру надо 20 лет, во всем себе отказывая. На материнский капитал в больших городах, не говоря о столице, можно приобрести разве 5—7 квадратных метров жилья [3] .

Демографические перемены коснулись не только состава семьи, но и внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному идет процесс формирования брачносемейных отношений, заключения и прекращения браков, появления детей в семье. В новой социально-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора.

Это прежде всего выражается в снижении брачности, которая за последние годы снизилась на треть (с 9,7 чел. на 1000 населения до 7 чел.). При этом в городах число заключенных браков выше, чем в селе [4] .

Снижение брачности обусловлено несколькими причинами. Одна из них — экономическая. Молодые люди в нестабильной социально-экономической обстановке отказываются от создания семьи или откладывают браки из-за нежелания брать на себя ответственность за семью.

Важная составляющая расходов российской семьи—траты на продукты питания, оплата счетов ЖКХ: в 2010-2011 годах цены на продукты питания “подскочили” на 30-50%. Особенно на гречневую крупу, картофель, говядину. Импорт говядины только в 2010 году вырос на 33%. Кончиться это может повторением 90-х годов, когда Россию завалили дешевыми “ножками Буша”, разорив отечественное птицеводство, после чего цены на окорочка подскочили в 2-3 раза [5] .

Траты малоимущих на питание до повышения цен (начало 2010 г.) превышали 50% от общих расходов. В конце 2010 года они составляли 60-80% всего заработанного [6] .

Следующая причина снижения брачности — существенное изменение в половозрастной структуре населения. С одной стороны, резко сократилось число женщин в возрасте 15-30 лет, а с другой — женщины оказались в невыгодном для себя положении — их сверстников было меньше.

В определенной мере на снижение брачности повлияло и новое отношение к браку “по западному образцу”. Молодые люди предпочитают свободные добрачные отношения, а брак откладывают на неопределенное время. Сегодня средний возраст вступления в первый брак в стране составляет 24,3 года для мужчин и 22 года для женщин. При этом мужчинам в сельской местности сложнее жениться, так как сельские невесты предпочитают по окончании школы переезжать в города, а женщинам сложнее найти жениха в городах, потому что вместе с переехавшими сюда сельскими невестами их здесь больше. Это и обусловило более высокую долю мужчин, состоящих в браке, в городах, а в сельской местности более высокую долю в средних и старших возрастных группах женщин.

Из этого беглого ретроспективного обзора видно, что институт семьи — одно из важных условий функционирования общества. Эта возможность предопределена теми функциями, что выполняет семья. Семья — активный элемент и агент социальных изменений. Итак, семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы.

Тема №9. Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества

1. С точки зре­ния современной социальной антропологии в истории семьи выде­ляют следующие этапы.

Промискуитет (характерен для низшей ступени дикости) – это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы, т. е. существовали неограничен­ные половые отношения между всеми членами общества. Посте­пенно происходило ограничение полового общения и начали вы­деляться отдельные группы, между которыми такое общение раз­решено, что привело к возникновению особой формы семьи – кровнородственной.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто при­надлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья являет­ся эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколе­ния, принадлежащего к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуалыюй.

3. Пуналуальная семья возникает тогда, когда из полового общения исключаются сначала ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу се­мьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это – брак ме­жду людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являют­ся группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказы­ваются устойчивые и продолжительные связи между одним муж­чиной и одной женщиной. Это – первый шаг к появлению парно­го брака.

Синдиасмическая семья является переходным историческим ти­пом. Она появляется на рубеже дикости и варварства. В такой се­мье один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия (т. е. многобрачие или, в данном случае, многоженство — полигамия) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного био­логического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и по­явления частной собственности.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моно­гамной семьи были появление частной собственности и стремле­ние ее защищать, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в генезисе человека как мыслящего существа он, развивая свои про­изводительные силы и устанавливая множество отношений в обще­стве, все больше стремился найти в своем половом партнере лич­ность, а не только объект для продолжения рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности в отдельные периоды развития об­щества и в отдельных социальных общностях.

2. Можно выделить три исторических типа семьи: патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный), су­пружеский (постсовременный).

Патриархальный тип семьи базируется на двух основных принципах: жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избира­тельности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования – подчинения: авторитарной вла­сти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, — абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания. Отражение пат­риархального способа организации семейных отношений мы видим, на­пример, в патрилинейной традиции наделять жену при заключении брака фамилией мужа; общепринятости института «сватовства» как способа вы­бора брачного партнера; «двойной морали» для мужа и жены при опреде­лении допустимости добрачных и внебрачных сексуальных отношений. Что касается детско-родительских отношений, то, по словам Н.И. Костома­рова, в них царил дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархаль­ных отношений.

Читать статью  2. Брачно-семейные отношения (понятие, содержание).

Детоцентристский тип семьи основан на приоритетности ее воспита­тельной функции, относительном равноправии супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей и детей. Личностная интимность, взаимопонимание и доверие становятся ядром отношений мужа и жены. Воспитание детей – главный смысл жизни семьи. Детоцентристская се­мья – малодетная. Время рождения и количество детей планируется супру­гами, репродуктивный период ограничивается малым сроком (5 – 10 лет), ребенок становится в семье желанным и ожидаемым. Родительская любовь и привязанность составляют непременную характеристику детско-роди­тельских отношений. «Ребенку – лучшее» — девиз детоцентристской се­мьи. Оборотная сторона такой родительской любви – потворствование дет­ским прихотям, «заласкивание» ребенка и чрезмерное следование родительскому долгу, ограничивающее свободное личностное развитие как самого родителя, так и ребенка.

Супружеский тип семьи – новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Это прогрессивный тип семьи, где на первый план выступает забота о развитии каждого из супругов (и детей!) как автоном­ной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, симмет­ричных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и са­мореализации всех членов семьи. По мнению С.И.Голода, супруже­ская семья характеризуется двумя отличительными признаками: 1) неинституциональностью характера связи супругов и симметричностью их прав и обязанностей; 2) включением в ценности семьи автономии личнос­ти, свободы выбора и уважения права партнера на этот выбор.

3. Специфика современной семьи определяется по меньшей ме­ре четырьмя особенностями:

1. Особая роль родительства. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой: есть примеры инфантицида, передачи детей на воспитание в другие семьи, с целью обучения какому-либо ремеслу, использование детского труда как в семье так и на производстве. Коренная перестройка социального предназначения вос­питания и смысла родительства является завоеванием второй половины XX в., когда особое значение в детско-родительских отношениях приобрета­ют эмоциональная и духовная близость, эмпатия, а родительская любовь ста­новится приоритетной ценностью семейной жизни. Воспитание преобразу­ется в диалогический процесс, в котором оба субъекта общения равноправны и не только родители «учат детей», но и родители «учатся» вместе с детьми и у детей. В современном обществе в условиях, когда период детства удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обуче­ние детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответствен­ность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества – до окончания школы, а в определенных аспек­тах — и до завершения высшего образования.

Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное приня­тие и поддержка. Еще в XIX в. любовь считали желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится – слюбится», соглашаясь с тем, что «браки заключаются на не­бесах». Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, го­товы – еще одна крайность – разорвать семейные узы даже при относи­тельно благополучном функционировании семьи и наличии детей. Инте­ресно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака теперь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заклю­чения повторного брака относительно мала.

Семейная система является достаточно открытой – в современном обществе легко вступить в брак, но так же легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для растор­жения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно опре­делять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов.

Современная семья изменилась и по составу – произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья — родители и дети — ста­новится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместе с тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширенной семьи. Расширенная (многопоколенная) семья включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширенной семьи определяются в основном этническими и культурными особенностями. На фоне доминирования нуклеарного типа се­мьи у нас нередко встречаются «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приоб­рели финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родите­лями и в значительной мере полагаются на их помощь.

Психологические особенности российских семей:

•высокая степень материальной, психологической, эмоциональной за­висимости членов семьи друг от друга;

•спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцирован-ность и согласованность;

•дистанцированность и низкая эмоциональная включенность мужа в жизнь семьи;

•борьба за власть между поколениями вследствие совместного прожи­вания и неясности границ семейной системы.

4. Можно выделить ряд тенденций в развитии семьи, отчетливо проявив­шихся в последние десятилетия:

•переход от многоядерных расширенных семей традиционного (патриархального) типа к нуклеарным семьям;

•снижение рождаемости – характерная особенность российского обще­ства конца XX в. Причина­ми снижения рождаемости в России являются экономическая нестабильность общества; низкий уровень социальных гарантий для молодых семей; слабая социальная защищенность детей и подростков; реальное возраста­ние как «цены образования» так и удельного веса платного сектора образо­вательных услуг; неудовлетворительный уровень здравоохранения, в первую очередь охраны здоровья матери и ребенка; низкий престиж мате­ринства;

•диспропорция в продолжительности жизни мужчин и женщин. В по­жилом возрасте и старости наблюдается значительное преобладание жен­ского населения, много вдов, обремененных особой психологической про­блемой – как пережить утрату супруга и самоопределиться в новых условиях;

•увеличение числа разводов. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируется лишь спустя 1 – 3 года;

•возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с родителями и близкими взрослыми (сироты, воспи­танники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д.). Эта тенденция характерна для российского общества, а также для стран с низким жизненным уровнем, переживающих значительные социальные потрясения, войны, перевороты, революции;

•демократизация и эгалитаризация отношений в семье, прежде всего в супружеских отношениях, переход от жесткой фиксации ролей к взаимоза­меняемости супругов, партнерству, помощи и взаимной поддержке;

•возрастание числа несовершеннолетних родителей — подростковое родительство. В ряде стран, например в США, государством и обществен­ными организациями оказывается значительная социальная и психологи­ческая поддержка беременным школьницам и матерям-подросткам. В Рос­сии предпринимаются только первые шаги по созданию социальной и психологической службы помощи несовершеннолетним родителям. В силу этого у нас много «отказных детей», т.е. детей, от ответственности за воспи­тание которых матери отказываются еще в родильных домах;

•рост числа преступлений на семейно-бытовой почве. Акты насилия и агрессии в семье перестают быть экстраординарными явлениями, часто превращаясь в ужасающую реальность повседневного существования се­мьи. В зависимости от степени благополучия общества психологи предлагают причислять к жестокому обращению широкий спектр проявле­ний родительского поведения: от прямой физической агрессии, сексуаль­ного насилия, неудовлетворения основных жизненных (витальных) по­требностей ребенка до холодного к нему отношения, недостатка эмоциональной близости и привязанности;

•увеличение числа бездетных семей, что является сознательным выбором супругов. Нередко их отложенное решение иметь детей, обусловленное задачами завершения профессионального об­разования, осуществления карьеры, трудным финансово-экономическим положением семьи или жилищными проблемами, перерастает в оконча­тельное решение жить без детей, «ради себя», что в итоге приводит к осо­знанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису.

•наконец, тенденция, не столь явно пока еще выраженная в российском обществе, но все более и более набирающая силу, — это появление так на­зываемых «двухкарьерных» семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональ­ной карьеры, роста и самореализации. В таких семьях особое значение при­обретают характер распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидер­стве, демократизм и взаимозаменяемость, общность семейных и личностных ценностей, наличие ресурсов поддержки семьи в воспитании детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи и т.д.

Основные особенности российской семьи заключаются в том, что она, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной, тяготея к тради­ционному типу, где материально-экономическая и психологическая зави­симость членов семьи друг от друга очень велика. Причиной преобразова­ния нуклеарной семьи в большую трехпоколенную зачастую становится необходимость совместного проживания в одной квартире, когда молодая семья оказывается финансово неспособной самостоятельно «потянуть» покупку или аренду жилья. Такое положение чревато спутанностью се­мейных ролей, снижением эффективности семейного функционирования, ростом конфликтности, семейной тревоги и эмоциональной напряженно­сти. Примером неадекватного распределения ролей может служить хоро­шо знакомая всем ситуация с бабушкой, принявшей на себя всю полноту ролевой ответственности матери и по сути являющейся «функциональной мамой». Сама же мама выполняет в семье функцию старшей сестры ребен­ка. Нередко это находит отражение в таком симптоме, как называние ре­бенком матери и отца по именам вместо конвенциональных «мама» и «па­па», приводит к искажению формирования привязанности в детском возрасте, конкуренции и конфликтности в подростковом.

Источник https://spbliders.ru/psihologiya/evolyuciya-semejnyh-otnoshenij.html

Источник https://studref.com/509576/sotsiologiya/semya_brak_etapy_stanovleniya

Источник https://studfile.net/preview/8600869/page:14/

Previous post Опасности, разрушающие семью. От чего возникают супружеские конфликты?
Next post Приспособления для посадки рассады: виды, принцип работы, особенности самостоятельной сборки