Статья 24. Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца
О некоторых вопросах расторжения брака военнослужащим
Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) закрепляет равенство и свободу супругов во всех вопросах семейной жизни (п. 3 ст. 1, ст. 31 СК РФ), в том числе и в сохранении и расторжении брачного союза. Однако в некоторых случаях возможно также и наложение правовых ограничений, которые не позволяют осуществить расторжение брака. Одним из таких случаев будет являться невозможность расторжения брака при беременности супруги, если отсутствует ее письменное согласие. При этом абсолютно не важно, является ребенок общим для супругов или нет. По нашему мнению, в этом случае не в полной мере реализуется принцип равенства супругов в семье, который закреплен в семейном законодательстве Российской Федерации. Статья 17 СК РФ предусматривает отказ мужу в его единоличном решении о подаче заявления на расторжение брака с беременной женой, тем самым вступая в противоречие со ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому гражданину судебную защиту своих прав. Также в данном случае имеется противоречие в законодательном воплощении абстрактных принципов законности как основы правопорядка[1] и защиты слабого участника правоотношения как основы всего семейного законодательства.
Таким образом, исследование правовых вопросов, связанных с невозможностью для мужа расторжения брака с женой, беременной не от него, является актуальным, так как законодатель в таких случаях существенно ограничивает права мужа.
Названный запрет распространяется на весь срок беременности, а также действует в течение года после появления ребенка на свет, даже мертворожденного или не дожившего до года. В судебной практике присутствует достаточно много случаев, когда муж подает иск о разводе в момент нахождения жены в состоянии беременности. В случае подачи мужем заявления о расторжении брака в органы ЗАГС заявление возвращается. Суд может принять исковое заявление, однако по ходатайству жены, представившей справку в подтверждение своего положения, также возвращает его.
Таким образом, СК РФ защищает женщину в сложный для нее период беременности и обеспечивает материальную базу для рождения и дальнейшего воспитания ребенка[2]. Мы считаем, что такой подход абсолютно правильный и справедливый в случаях, когда ребенок является общим для супругов. Но что же делать мужу, если его жена беременна от другого мужчины? Кроме того, даже в случае, если супруги расторгли брак, но ребенок родился в течение трехсот дней со дня расторжения брака, согласно п. 2 ст. 48 СК РФ отцом ребенка признается бывший супруг. Более того, в данном случае действует установленная указанным пунктом презумпция отцовства мужа матери ребенка, которая хотя и является оспоримой, но защищает в первую очередь именно права самого ребенка, пусть даже и в ущерб третьим лицам: в данном случае мужчине, не являющемуся биологическим отцом данного ребенка. Такому мужчине приходится обращаться в суд с иском об оспаривании отцовства, в процессе рассмотрения требований которого «суд… устанавливает, соответствует ли действительности сделанная органами ЗАГС запись о родителях. Суд принимает во внимание любые представленные сторонами доказательства, которые могут подтвердить происхождение ребенка, самым неоспоримым из которых является результат геномной экспертизы, получение которого в настоящее время возможно только в добровольном порядке»[3]. В случае же смерти мужчины (а военнослужащие, как уже отмечалось, проходят особый вид государственной службы и осуществляют специфический вид деятельности человека[4], в силу чего более иных категорий граждан подвержены такому риску) с требованием об оспаривании отцовства в суд будут вынуждены обратиться родители или действительно родные дети погибшего военнослужащего с целью исключить небиологического ребенка из числа наследников. Такие споры, как показывает практика, являются наиболее продолжительными и трудными для всех их участников, а также затрудняют само наследственное преемство.
Статья 17 СК РФ не делает исключений даже в тех случаях, когда факт злоупотребления правом со стороны женщины налицо. Суд не принимает исковое заявление от мужа в тех случаях, когда к заявлению прилагаются доказательства, которые свидетельствуют о том, что супруг, например, бесплоден, или другие сведения о том, что жена забеременела не от него. Более того, презумпция отцовства мужа матери ребенка в принципе неоспорима, если ребенок родился мертвым[5]. В данном случае также невозможно ничего сделать, ведь право супруга на обращение в суд с исковым заявлением о расторжении брака ограничено законом сроком в один год, а на практике этот срок может быть еще больше в случае, если жена родит следом еще одного (не факт, что только одного) ребенка[6].
Семейный кодекс Киргизской Республики по-иному регулирует данный вопрос. Статья 18 данного Кодекса гласит, что муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения их общего ребенка. Как мы видим, в данной норме семейное законодательство Киргизии наряду с правами жены старается защитить также права мужа, чего, к сожалению, мы не наблюдаем в российском законодательстве.
Если бы российский законодатель указал в ст. 17 СК РФ условие, что ребенок должен быть общим для супругов, удалось бы избежать проблемы содержания чужих детей, у которых есть свои биологические отцы, по логике и по совести обязанные их содержать. Отсутствие в семейном законодательстве данного условия может породить ряд следующих проблем: мужу придется выплачивать алименты на чужого ребенка до момента вступления в законную силу решения суда, которым супруг (бывший супруг) матери ребенка признан не его отцом, либо до достижения ребенком совершеннолетия, если оспорить отцовство оказалось невозможным в силу каких-либо причин; придется платить алименты жене (бывшей жене) до достижения ребенком трех лет; чужой ребенок по факту может претендовать на наследство.
Также нередки случаи, когда супруг, желающий расторгнуть брак с женой, беременной не от него, является военнослужащим, жизнь и здоровье которого могут быть подвержены рискам, связанным с военной службой. Исполняя свой воинский долг, он должен быть уверен в том, что в случае гибели его права и права членов его семьи, например родителей и родных детей, будут защищены государством, даже если не соблюдены требуемые законом формальности по юридическому установлению правовой связи между ним и ребенком жены[7]. Ведь в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», выгодоприобретателями являются несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях. Таким образом, если военнослужащий погибнет, не успев расторгнуть брак с супругой и оспорить отцовство, то жена и чужой ребенок, который должен родиться или уже родился (при этом закон не всегда допускает применение генно-молекулярной (геномной) экспертизы для оспаривания отцовства, хотя и признает ее наиболее доказательственной[8]), будут иметь абсолютно законное право на получение страховой суммы в равных долях с другими выгодоприобретателями в ущерб родным детям военнослужащего, если таковые имеются, родителям и в некоторых случаях бабушке и дедушке. В целом состав членов семьи военнослужащего, установленный военно-социальным законодательством, существенно отличается от круга членов семьи, установленного СК РФ[9], что осложняет как правоприменение, так и толкование конкретных норм семейного и военно-социального законодательства.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что российским семейным законодательством мужчина, и в частности мужчина-военнослужащий, его семейные права и законные интересы не в полной мере защищены от злоупотребления правом со стороны женщины. Иначе к этому вопросу подходит законодатель Киргизии, где семейное законодательство позволяет мужу расторгнуть брак с беременной не от него женой, а также с женой, уже родившей ребенка от иного мужчины.
Принимая во внимание все изложенное выше, мы считаем целесообразным внести изменения в ст. 17 СК РФ, изложив ее в следующей редакции: «муж имеет право без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ею ребенка только в случае, если суду будут представлены доказательства, свидетельствующие о факте беременности жены не от мужа», что обеспечит защиту прав и законных интересов обоих супругов, а не только супруги, а также реализацию закрепленного законом равноправия супругов.
Библиографический список
1. Антокольская М.В. Семейное право. М.: Юстицинформ, 1996. 136 с.
2. Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» / под ред. д. ю. н. Е.Н. Холоповой. М.: Специально для системы ГАРАНТ, 2017.
3. Кудашкин А.В., Аксенова Т.Г. Члены семьи военнослужащего — кто они? (К вопросу о конкуренции правовых норм в жилищных отношениях с участием военнослужащего) // Военное право. 2016. N 1 (37). С. 31 — 40.
4. Кудашкин А.В. Военная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации // Государство и право. 2000. N 3. С. 12.
5. Нечаева А.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М.: Юрайт, 2012. 331 с.
6. Слепко Г.Е. Актуальные проблемы установления правовой связи между ребенком и отцом-военнослужащим // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2017. N 1 — 2 (234 — 235). С. 24 — 25.
7. Стражевич Ю.Н., Слепко Г.Е. Виды семейно-правовых презумпций, устанавливающих правовую связь между родителем и ребенком // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 14: В 2 т. М.: Юрист, 2014. Т. 2. С. 204 — 207.
8. Чекмарев Г.Ф. Законность как фундаментальная категория правоведения // Юридический форум: Межвузовский сборник научных трудов. М., 2016. С. 58 — 70.
Также рекомендуется Вам:
[1] Чекмарев Г.Ф. Законность как фундаментальная категория правоведения // Юридический форум: Межвуз. сб. науч. тр. М., 2016. С. 58 — 59.
[2] Антокольская М.В. Семейное право. М., 2012. С. 24.
[3] Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) от 23 августа 2016 г. по делу N 2-5511/2016.
[4] Кудашкин А.В. Военная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации // Государство и право. 2000. N 3. С. 12.
[5] Стражевич Ю.Н., Слепко Г.Е. Виды семейно-правовых презумпций, устанавливающих правовую связь между родителем и ребенком // Научные труды. Рос. акад. юрид. наук. Вып. 14: В 2 т. М., 2014. Т. 2. С. 206.
[6] Нечаева А.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2012. С. 45.
[7] Слепко Г.Е. Актуальные проблемы установления правовой связи между ребенком и отцом-военнослужащим // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 1 — 2. С. 24 — 25.
[8] Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» / Под ред. д. ю. н. Е.Н. Холоповой. М., 2017.
[9] Кудашкин А.В., Аксенова Т.Г. Члены семьи военнослужащего — кто они? (К вопросу о конкуренции правовых норм в жилищных отношениях с участием военнослужащего) // Воен. право. 2016. N 1 (37). С. 31 — 40.
Статья 24. Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца
1. Члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
1.1. В случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы по контракту, признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим супруга (супруг), при ее (его) отсутствии проживавшие совместно с указанным военнослужащим совершеннолетние дети, законные представители (опекуны, попечители) либо усыновители несовершеннолетних детей (инвалидов с детства независимо от возраста) указанного военнослужащего и лица, находившиеся на иждивении указанного военнослужащего (в случае недееспособности или ограниченной дееспособности указанных лиц их законные представители (опекуны, попечители), в равных долях, а в случае, если указанный военнослужащий не состоял в браке, не имел детей или иных лиц, находившихся на его иждивении, не находившиеся на его иждивении родители в равных долях имеют право на получение:
денежной компенсации, предусмотренной для соответствующих категорий военнослужащих в абзаце втором пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, причитающейся указанному военнослужащему и не полученной им ко дню гибели (смерти) или на день вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
денежной компенсации взамен продовольственного пайка, предусмотренного для соответствующей категории военнослужащих в абзаце третьем пункта 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, причитающегося указанному военнослужащему и не полученного им ко дню гибели (смерти) или на день вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, в размере, определяемом Правительством Российской Федерации;
денежной компенсации, предусмотренной в абзаце втором пункта 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, причитающейся указанному военнослужащему и не полученной им ко дню гибели (смерти) или на день вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
1.2. Порядок выплаты денежных компенсаций, предусмотренных пунктом 1.1 настоящей статьи, определяется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
2. Члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3.1. Денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) предоставляются:
членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего;
членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы, имевших основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы в случае, если основания для признания таких членов семей нуждающимися в жилых помещениях, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникли вследствие рождения в этих семьях детей после гибели (смерти) указанных военнослужащих, в отношении которых отцовство установлено в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации;
членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы.
Лица, указанные в абзацах втором — пятом настоящего пункта, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
При этом лицам, указанным в абзацах втором — шестом настоящего пункта, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом во внеочередном порядке.
На лиц, указанных в абзацах втором — пятом настоящего пункта, распространяется действие абзаца шестнадцатого пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.
4. Абзац утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 08.12.2010 N 342-ФЗ.
Члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате:
пользования жилым помещением (платы за наем), содержания жилого помещения (платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме), взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
коммунальных услуг (платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (в том числе за его доставку) при наличии печного отопления, платы за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами) независимо от вида жилищного фонда;
установки квартирных телефонов по действующим тарифам, услуг местной телефонной связи, оказанных с использованием квартирных телефонов, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами;
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 01.03.2020 N 29-ФЗ.
Порядок и размеры компенсационных выплат, предусмотренных настоящим пунктом, определяются Правительством Российской Федерации.
Абзацы восьмой — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.01.2022 N 4-ФЗ.
Право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи и санаторно-курортному лечению (с оплатой 50 процентов стоимости путевки в санаторно-курортные организации федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), а также право на проезд на безвозмездной основе один раз в год железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту санаторно-курортного лечения и обратно предоставляется следующим категориям граждан:
членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца;
родителям, достигшим пенсионного возраста, и родителям-инвалидам старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы;
родителям, достигшим пенсионного возраста, родителям-инвалидам и членам семей старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
Родителям, супругам и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставляется преимущественное право на социальное обслуживание и медицинское обеспечение.
5. За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, за исключением социальных гарантий и компенсаций, указанных в пунктах 2 — 4 настоящей статьи, в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца сохраняются другие социальные гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
За вдовами (вдовцами) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющими право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные пунктами 2 — 4 настоящей статьи, указанное право сохраняется до повторного вступления в брак.
Жилищная субсидия военнослужащим, её раздел и права членов семьи
В последнее время актуальными являются ситуации, когда военнослужащему предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия), в том числе на членов семьи, который отказывается приобретать жилое помещение, или не наделяет права собственности членов его семьи.
Типичными являются ситуации, когда семенные отношения между супругами прекращены. Также, когда военнослужащий отказывается предоставить жилое помещение или денежные средства, которые были выплачены ему с учетом членов семьи.
Учитывая изложенное, возможно рассмотреть несколько ситуаций.
Ситуация 1.Жилищная субсидия предоставлена военнослужащему в браке.
В случае если во время брака за счет средств жилищной субсидии было приобретено жилое помещение, указанное имущество подлежит разделу, как совместно нажитое.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Право военнослужащих на жилище в рамках указанного закона реализуется в форме предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
В силу статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество (далее – СК РФ), нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу, является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу статей 128, 129, пунктов 1 и 2 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или кем внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Раздел общего имущества супругов производится по правилам, установленным статьями 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации и статьей 254 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В статье 36 СК РФ приводится перечень оснований, при наличии которых имущество считается принадлежащим на праве собственности одному из супругов.
Таким имуществом является имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), оно является его собственностью. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата.
Следовательно, определяющими в отнесении имущества к раздельной собственности супругов (имущество каждого из супругов) являются время и основания возникновения права собственности на конкретное имущество у каждого из супругов.
По мнению автора, жилое помещение приобретается в период брака с военнослужащим по договору купли-продажи, то есть по возмездной сделке. Передача квартиры, регистрация перехода права собственности на нее за покупателем, и оплата ее стоимости состоялась также в период брака.
Каких-либо ограничений для членов семьи военнослужащего в режиме и порядке пользования жилым помещением, в том числе, приобретенном за счет жилищной субсидии военнослужащих, названными выше законами не предусмотрено.
Таким образом, приобретенная сторонами в период брака квартира за счет средств жилищной субсидии, предоставленной одному их супругов, является их совместной собственностью и подлежит разделу.
Ситуация 2. Жилищная субсидия, предоставленная военнослужащему (с учетом членов семьи), который не приобрел жилое помещение, и отказывается передать её часть членам семьи.
Следует отметить, что в настоящее время судебная правоприменительная практика по вышеуказанным вопросам не однозначная.
При этом, практически все судебные органы приходят к единому мнению о не возможности выплаты военнослужащим членам семьи, причитающихся им доли жилищной субсидии.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 утвержден Порядок предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
Согласно пункту 3 указанного Порядка, предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Кроме того, в силу абзаца 3 пункта 16 статьи 15 Закона № 76-ФЗ предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Анализ приведенных положений статей 15, 16 Закона № 76-ФЗ и названного выше Порядка свидетельствует о том, что обеспечение жильем военнослужащих является одной из социальных гарантий, установленной им государством.
Члены семьи военнослужащего защищены этой гарантией, при условии их совместного проживания. То есть, их право в данном случае на обеспечение жильем производно от права на его получение самим военнослужащим.
В то же время положениями действующего законодательства, регулирующего вопросы жилищного обеспечения военнослужащих и совместно с ним проживающих членов семьи, не предусмотрено выделение доли жилищной субсидии в денежном выражении одному из членов семьи получателя субсидии. Предполагается, что субсидия предоставляется на семью военнослужащего с целью приобретения жилья для дальнейшего совместного проживания всех ее членов, а не обеспечение отдельным жильем каждого из них.
Вместе с тем, автор считает необходимым обратить внимание на то, что отдельные кассационные суды общей юрисдикции, излагали правовую позицию согласно которой военнослужащий, не выполнивший свою обязанность по обеспечению жильем членов семьи, должен обеспечить их жилым помещением стоимостью эквивалентной их доли жилищной субсидии.
Также, следует отметить, что в случае приобретения военнослужащим жилого помещения за счет средств жилищной субсидии и препятствия последним во вселении членов семьи, они не лишены возможности обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. При этом судебные инстанции с наибольшей долей вероятности, удовлетворят исковые требования о вселении членов семьи военнослужащего.
1. Жилое помещение, приобретенное во время брака за счет средств жилищной субсидии, является совместно нажитым имуществом супругов и подлежит разделу.
2. Выделение доли жилищной субсидии в денежном выражении одному из членов семьи получателя субсидии, действующим законодательством не предусмотрено.
3. В случае не приобретения военнослужащим жилого помещения за счет средств жилищной субсидии, возможно в судебном порядке возлагать на военнослужащего обязанность приобрести членам семьи жилое помещение исходя из полагающийся им доли.
4. В случае отказа военнослужащего в предоставлении членам семьи права пользования жилым помещением, приобретенного за счет средств жилищной субсидии, они имеют право обращаться в суд с исковым заявлением о вселении и устранении препятствий в пользовании.
Юридические услуги Крым и Севастополь. Личные консультации оказываются на платной основе. Составления документов юридического характера удалённо. Возможно возмещения затрат клиента на юридические услуги.
Источник https://urfac.ru/?p=2207
Источник https://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/24/
Источник https://www.9111.ru/questions/7777777771337951/