Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

 

Как работать с перечнем товаров для СМП

Перечень товаров для СМП — это документ, который заказчики размещают в ЕИС, если они работают по 223-ФЗ и планируют осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Что это за документ и как его подготовить, расскажем в нашей статье.

Что такое перечень товаров, работ, услуг для закупки у СМП

Согласно ч. 5 ст. 3 223-ФЗ, участником закупочных процедур, осуществляемых по 223-ФЗ, может выступать любое юридическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели. Однако в соответствии с ч. 5.1 Положения об особенностях участия в закупках СМ и СП, утвержденного ПП РФ № 1352 от 11.12.2014, годовой объем заказов, которые заказчик должен провести с СМП, составляет не менее 18 % от СГОЗ.

Далее нам необходимо разобраться, должен ли заказчик размещать в еис перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства?

Для того чтобы организация-заказчик имела возможность приобретать необходимые товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства и выбирать заложенный ПП РФ № 1352 и плановой документацией объем закупок, она должна сформировать, утвердить и разместить в Единой информационной системе реестр ТРУ, заказ которых будет проходить у СМ и СП (п. 8 Положения). Если такой реестр в организации отсутствует, то заказчик лишается возможности закупать ТРУ у субъектов малого предпринимательства. Следовательно, размещение реестра товаров для СМП — это прямая обязанность организации-заказчика.

Организация-заказчик формирует такой реестр самостоятельно, исходя из своих потребностей. Реестр ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства, составляется на основании действующего классификатора ОКДП2. В него необходимо включить и наименование закупаемой продукции, и присвоенный ей в соответствии с классификатором кодовый номер (п. 9 Положения).

Согласно нормам ПП РФ № 1352, заказчик имеет право вносить изменения в реестр товаров СМП. Регламент проведения таких изменений необходимо прописать в положении о закупках организации. Если в опубликованном документе допускается возможность внесения изменений в реестр ТРУ, приобретаемых у СМП, то, при необходимости, заказчик вносит соответствующие коррективы в документ, утверждает его и повторно размещает в ЕИС.

Как разместить перечень для СМП в ЕИС

Сформированный и утвержденный список в обязательном порядке подлежит размещению в Единой информационной системе и на официальном сайте заказчика (п. 10 Положения).

Для того чтобы опубликовать готовый документ в ЕИС, заказчик должен выйти на главную страницу Единой информационной системы и войти в свой личный кабинет, а затем — на вкладку «Реестр перечней товаров, работ, услуг». Далее необходимо выбрать действие «Создать перечень».

Сведения об организации-заказчике заполняются автоматически. Исполнителю необходимо подготовить блок «Перечень ТРУ», заполнив таблицу соответствующими кодами ОКПД2. Все значения нужно выбирать из открывающегося справочника.

Аналогичным образом заполняется каждая строка таблицы. После того как все позиции из списка товаров для СМП заказчика будут внесены, необходимо прикрепить бумажную версию документа. Для этого нужно перейти в блок «Документы», нажать кнопку «Обзор», выбрать нужный файл и выполнить действие «Прикрепить».

Затем проект перечня ТРУ для СМП сохраняется и размещается в ЕИС. Для этого необходимо нажать клавишу «Разместить».

Для того чтобы просмотреть в ЕИС уже готовые и размещенные перечни, необходимо выйти на главную страницу ЕИС, перейти во вкладку «Осуществление закупок» и выбрать «Перечни товаров, работ, услуг (223-ФЗ)».

Порядок проведения закупок в соответствии с перечнем для СМП

Для того чтобы иметь возможность проводить заказы по 223-ФЗ, в том числе и у МСП, заказчик должен разместить в ЕИС свое положение о закупках (подп. «б» ч. 4 Положения). В свою очередь, чтобы осуществить закупку у СМ и СП, ему необходимо опубликовать реестр закупаемых у субъектов малого предпринимательства товаров (п. 8 Положения).

Все заказы у СМ и СП осуществляются только в соответствии с опубликованными положениями о закупках (подп. «б» ч. 4 Положения).

В том случае, если реестр был размещен, то при закупке ТРУ из данного реестра рассматриваются заявки только тех участников, которые относятся к СМ и СП. Заявки, поданные иными юридическими лицами, к рассмотрению не принимаются.

Если же организация-заказчик устанавливает требование об участии в тендере только СМП и предоставляет таким участникам определенные преференции, она имеет возможность на такое ограничение количества участников заказа, только если приобретает ТРУ из реестра для субъектов малого предпринимательства.

Читать статью  18. Какие виды осадочных пород используются в строительной индустрии (для производства каких стройматериалов? )?

Заказчик не вправе ограничивать количество потенциальных участников торгов в иных случаях. Это подтверждается как 223-ФЗ, так и ПП РФ № 1352.

Допускается ряд исключений из реестра ТРУ для СМП. Если в списке присутствуют ТРУ, объединяющие несколько позиций ОКДП2, при этом госзаказчик не все из них планирует закупить у субъектов МСП, то в реестровом документе можно оформить сноску, в которой будут указаны те позиции, которые организация исключает из своего списка ТРУ.

Существует также ряд случаев, при которых при приобретении ТРУ из перечня можно заключить контракт не с СМП по окончании срока приема заявок (п. 21 Положения):

  1. Если по итогам процедуры СМ и СП не подали ни одной заявки на участие в тендере.
  2. Если все заявки, поданные субъектами МСП, отозваны либо признаны несоответствующими требованиям закупочной документации.
  3. Если субъекты МСП подали лишь одну заявку, и она признана несоответствующей требованиям ЗД.
  4. Если заказчик, опираясь на положение о закупках, принял решение о том, что контракт не будет заключен.

Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Поставка строительных материалов для субъектов малого предпринимательства

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Готовые решения. Вопросы применения ст. 30

1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2021 N 277-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В 2022 и 2023 г. определенными заказчиками в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки или все заявки были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи преимущество и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пункта 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик (за исключением заказчика, включенного в перечень, предусмотренный пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона) обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

Читать статью  Достоинства и недостатки древесины как строительного материала

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

8. Утратил силу с 1 мая 2022 года. — Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ.

Преимущества в закупках для субъектов МСП

Преимущества в закупках для субъектов МСП

Для некоторых организаций в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предусмотрены определённые особенности:

  • организации малого и среднего бизнеса;
  • организации инвалидов;
  • социально-ориентированные некоммерческие организации;
  • предприятия уголовно-исполнительной системы.

ФЗ «О контрактной системе» и «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливают преимущества при закупке для разных категорий организаций. Это нужно учитывать.

По ст. 1 ФЗ » от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» МСП – это субъекты малого и среднего предпринимательства, в качестве которых могут выступать ИП, КФХ, хозяйственные общества, товарищества, партнёрства, производственные и потребительские кооперативы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

По Закону № 44-ФЗ заказчики должны устанавливать «особые условия» представителям малого бизнеса, а Закон № 223-ФЗ предусматривает преимущества для представителей как малого, так и среднего бизнеса.

Преимущества участия в закупках для МСП:

  1. Закупки проводятся только для представителей малого и среднего бизнеса.
  2. Единая (общая) регистрация участника закупок (в ЕРУЗ).
  3. Особый размер обеспечения закупок.
  4. Вместо обеспечения исполнения контракта, можно предоставить сведения по наличию опыта.
  5. Сокращение сроков оплаты по договорам.

Рассмотрим подробнее преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса в закупках.

1. Закупки только для МСП

Доля закупок, проводимых для МСП, от общего совокупного годового объёма закупок заказчика устанавливается 44-ФЗ и 223-ФЗ. В 2022-ом она увеличится до 25 % у СМП и СОНКО (44-ФЗ) и МСП (223-ФЗ) (См. подробнее: “Доля закупок государственных компаний у субъектов малого“).

Читать статью  Легкие бетоны в частном строительстве

Также по новой редакции ПП РФ №1352 все заказчики, осуществляющие деятельность по 223-ФЗ, обязаны размещать закупки для участников из числа МСП.

Обратите внимание: до 2022-го эта обязанность предусмотрена не для всех заказчиков.

Процедуры закупок, проводимых для малого и среднего бизнеса, по 223-ФЗ имеют унифицированный характер. Они схожи закупками по 44-ФЗ (См. также: “Изменения в закупках по 44-ФЗ“).

В документах к закупке (в том числе в извещении) только для субъектов МСП должно быть соответствующее обозначение. Например, «Запрос котировок, проводимый для участников из числа МСП». (См. также: “Запрос котировок в электронной форме“).

В извещении и документации заказчик указывает, что закупка размещена для определённой категории поставщиков, а это фактически означает невозможность участия в такой процедуре представителей других организаций.

Сейчас участнику закупки в составе заявки по процедурам 44-ФЗ нужно декларировать свою принадлежность к МСП. С 2022-го будет проходить автоматическая проверка на соответствие участника данному требованию – для этого он должен числиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Единая регистрация в ЕИС

Любому поставщику для участия в закупках по требованиям Закона «О контрактной системе» необходимо зарегистрироваться на сайте единой информационной системы (ЕИС), после чего его внесут в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Только тогда он сможет участвовать в закупках на восьми федеральных электронных площадках. Это означает, что после регистрации в ЕИС поставщик автоматически получит аккредитацию на федеральных электронных площадках.

Чтобы участвовать в закупках, по 223-ФЗ может потребоваться отдельная регистрация на площадке, на которой непосредственно проводится закупка. Однако МСП – исключение из этого правила. Чтобы участвовать в такой закупке, поставщику достаточно пройти единую регистрацию в ЕИС (как и при регистрации для участия в закупках по 44-ФЗ). Для МСП закупки проводятся только на федеральных электронных площадках.

Если по 223-ФЗ в закупках «для всех» допускается применение «индивидуальных» правил проведения закупок согласно положению о закупке конкретного заказчика, то закупки для МСП должны проводиться строго по общим правилам, изложенным в ст. 3.4 223-ФЗ.

3. Особый размер обеспечения закупок

При проведении закупок в общем случае заказчик может установить:

  • обеспечение заявки;
  • обеспечение исполнения контракта;
  • обеспечения гарантийных обязательств.

По 44-ФЗ заказчик обязан установить в проводимых для СМП закупках преимущества для СОНКО:

  • закупки для СМП и СОНКО проводятся с начальной максимальной ценой до 20 млн руб.;
  • размер обеспечения заявки на участие в конкурсе либо аукционе определяется для СМП и СОНКО по «льготным условиям» и должен составлять от 0,5% до 1% НМЦК (ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не от НМЦК (как в общем случае), а от цены, по которой заключается контракт (44-ФЗ).

4. Предоставление сведений по наличию опыта вместо обеспечения исполнения контракта

Ещё одно существенное преимущество для участников закупок, которые проводятся для СМП и СОНКО, по 44-ФЗ: победитель может не предоставлять обеспечение исполнения контракта (включая обеспечение гарантийных обязательств), если данное требование установлено в извещении закупки. Вместо денежных средств или банковской гарантии (с 2022-го – вместо независимой гарантии), участник вправе предоставить сведения о наличии у него необходимого опыта.

Порой для СМСП и СОНКО по 44-ФЗ данная возможность – определяющий фактор участия в закупках. Она распространяется и на закупки (конкурсы, аукционы), по которым применяют антидемпинговые меры (когда начальная максимальная цена контракта снижается на 25% и более).

Обязательные требования, которые предъявляются к опыту поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Не менее 3 контрактов должно находиться в реестре контрактов единой информационной системы.
  2. Сумма цен данных контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки и документации по закупке.
  3. Правопреемство не учитывается.
  4. Не принимаются для подтверждения опыта контракты, по которым применялись штрафные санкции, пени.
  5. Контракты должны быть исполнены в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке. Допускается, к примеру, предоставить все контракты за 1 год.
  6. Сведения необходимо предоставить при подписании контракта.
  7. Требуемый статус контракта – «Исполнение завершено» без неустойки. Порой для подтверждения опыта допускается предоставить контракты со статусом «Исполнение прекращено», но тогда нужно учитывать объём исполненных обязательств (оплаченную заказчиком сумму), а не общую сумму заключения контракта.
  8. Требования о релевантности предмета контракта отсутствуют. Важно наличие у кандидата опыта участия в закупках в целом.
  9. Если поставщик предоставляет опыт, а не обеспечение исполнения контракта, гарантийные обязательства по контракту можно не предоставлять.

5. Сокращение сроков оплаты по договорам для СМСП

Срок оплаты по государственному контракту на данный момент составляет:

  • 30 дней – для «обычных» закупок;
  • до 15 рабочих дней – для контрактов с СМСП.

С 1 января 2022-го сроки оплаты по контрактам для СМСП сократятся и составят (до 31.12.2022 включительно) с даты подписания заказчиком документа о приёмке:

Источник https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-rabotat-s-perechnem-tovarov-dlya-smp

Источник https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/3cd4512b8c634f543d68d0da993c1bcb17a24bb8/

Источник https://zakupki-kontur.ru/news/preimushhestva-v-zakupkax-dlya-subektov-msp/

Previous post Какую мощность развивает двигатель автомобиля, движущегося со скоростью 90 км / ч, при силе тяги двигателя 30 кН?
Next post Вклады ОТП Банка