Бензин в СССР. Какой он был, и сколько стоил
Бензин в СССР. Какой он был, и сколько стоил
Небольшой очерк о ценах на бензин во времена, когда он стоит, как говорят, дешевле чем газировка. Так это было или нет я не берусь утверждать, просто не знаю стоимость газировки пол века назад, но стоимость бензина смотрится смехотворной, в сравнении с сегодняшними ценниками.
В СССР все заправки, понятное дело, были государственные и на всех действовал единый прейскурант цен. Государственным комитетом ценообразования при Госплане СССР 29 ноября 1968 был утвержден прейскурант цен № 882, согласно которого с 1 января 1969г. устанавливались следующие розничные цены на бензин в СССР:
А-66 -ГОСТ 2084-67- 0р.60коп.
А-72- ГОСТ 2084-67 -0р.70коп.
А-76- ГОСТ 2084-67 -0р.75коп.
АИ-93-ГОСТ 2084-67 -0р.95коп.
АИ-98-ГОСТ 2084-67 -1р.05коп.
Авиационный Б-70 — ГОСТ 1012-54 — 1р.20коп.
Топливная смесь — ВТУ 30-8-63 — 0р.80коп. Экстра ВТУ НП 67-60 — 1р.00коп. Это смесь топлива и масла для мотоциклов и всяких двухтактных моторов.
Цены – в рублях за 10 литров. Цены были едиными для всех покупателей в рознице, разве что частникам бензин продавался за наличку, а государственный транспорт заправлялся по талонам. Действовали почти по всей территории СССР кроме отдалённых северных районов, там стоимость топлива, впрочем как и всего остального, была немного выше. Качество бензинов в целом соответствовало ГОСТам. Цена за 10 литров, а не за литр, устанавливалась потому как тогдашние механические бензоколонки имели градацию счётчиков в 5 литров. К тому же заправок было мало, и раз уж выезжал автовладелец заправиться, то заливал полный бак, а порой и пару канистр в запас. У дедушки, помню, вообще бочка на 200 литров в гараже стояла, оборудованная краником внизу, пополнялась время от времени «про запас».
Через несколько лет, в начале 70-х, бензин немного подорожал, в среднем на 5 коп, а низкооктановый А-66 начал выводиться из продажи. К середине 80-х был выведен из продажи и А-72, а так же смесь для двухтактных моторов мотоциклисты мешали на заправки уже сами, в металлическом ведре которое было на заправке специально для этих целей, там же можно было купить и масло.
Резкое подорожание произошло в 1978 году, и следующее за ним – в 1981 году. Цены выросли вдвое, 10 литров семьдесят шестого стали стоить уже 3 рубля, а этилированного АИ-93 – 4 рубля. Больше цены на бензин не поднимались до самого распада СССР, но стал наблюдаться дефицит топлива на заправках.
Середину 80-х я уже застал, хоть был тогда еще ребенком, но помню как часто на заправках, их тогда было немного, заправочные шланги были обмотаны вокруг колонки, означали они отсутствие топлива. Наличие же топлива было видно издалека – по очереди машин и мотоциклов, выстраивавшихся у заправок. Мы тогда жили на Донбассе, в небольшом городе, возможно в других регионах и в крупных городах ситуация была получше.
Еще помню интересный момент, не знаю с чем связанный. В 90-м, или в 91-м на заправках появился один вид бензина и почти всегда он был в наличии. Этилированный АИ-93. Остальные отсутствовали, для нашей «Волги» 24-10 это было неплохо, ездила она на нем замечательно, а вот техника постарше нуждалась в настройках, поскольку никакого другого бензина не было, этим, «ядовитым» заправляли даже старые ЗИЛы и Газоны. Этилированный АИ-98 (примерно соответствует современному А-95) я не то, что не припоминаю в продаже, я про его существование даже не знал тогда, да и какие машины ним в СССР в 70-х и 80-х можно было заправлять – тоже сложно представить.
Что можно сказать, подытожив. Цены на бензин в 70-х действительно были копеечными, и сравнимыми наверное, со стоимостью сладкой газировки с сиропом, но и зарплаты пропорционально, были не многотысячными.
zen.yandex.ru/media/oldti…-5af4b1583dceb7e6a6b9376f
Марки топлива, которые заливали в бак водители СССР
Это мы с вами привыкли заправляться 92-м, 96-м, 98-м. Еще и сотый бензин появился. Многие автомобилисты уж и забыли, что был еще не так давно 76-й, пришедший к нам из советских времен. А каким бензином заправлялись наши отцы и деды в СССР?
Для лета или Крайнего Севера
Сразу после войны на АЗС продавались следующие марки топлива — А-56, А-66, А-70 и А-74. Когда промышленность оправилась после Великой отечественной войны и начала бурно развиваться, процветал не только автопром, но и нефтянка. Поэтому уже в 1960-е годы советским автомобилистам стали доступны такие виды бензина, как А-66, А-72, А-76, Аи-93 и Аи-98.
Например, 66-й бензин характерного оранжевого или красного цвета выпускали специально для АЗС Сибири или Крайнего Севера. Благодаря своему особому составу оно могло применяться только при низких и экстремально низких температурах.
А вот 76-й был летним бензином, как и 98-й. Топливо с другой маркировкой можно было заливать хоть круглый год. Более того, при плановой экономике зимой вы и не могли бы купить летнее топливо — его поставляли строго по календарю. Летний бензин приезжал на заправки не раньше апреля и до начала октября.
Цвет опасного топлива
В советские времена топливо, которое выпускали под маркой А-76 и АИ-93, в своем составе содержало специальное вещество — антидетонатор. Вполне логично, исходя из названия, она призвана была повысить антидетонационные свойства бензина. Но в присадке было ядовитое вещество, сильнодействующее и очень опасное. Именно поэтому, чтобы предупредить водителей, 76-й бензин красили в зеленый цвет, а вот АИ-93 окрашивали в синий.
Сколько стоил бензин в СССР?
Кстати, по данным на 1969 год литр 76-го бензина стоил 7.5 копеек, 93-го — 9.5 копеек. Правда, покупать нужно было сразу по 10 литров, так как старые советские колонки не могли отмерять меньшее число литров. Водители заправлялись до полного бака, еще и канистры с собой наполняли. Ведь сети заправок не были так распространены, как сейчас. Вот и представьте, много ли это было, если зарплата была в среднем 120 рублей.
Марки бензина в СССР: какие они были?
Предлагаем немного поностальгировать и вспомнить, какие существовали марки бензина в СССР. Сразу уточним, все заправки в тот период были государственными, соответственно, стоимость топлива оставалась единой по всей стране. А еще, горючее тогда отпускалось, минимум, по 10 литров. Просто, колонки были механические, с минимальным шагом счетчиков – 5 литров.
Автомобилей в то время было несравнимо меньше, чем сейчас. Соответственно, и АЗС тоже было немного. Это в наши дни, проживая в городе, водитель может быть уверен, что в любой момент «на лампочке» успеет доехать до ближайшей колонки. Да еще и может выбрать лить брендированное топливо или жидкость для простых смертных. А вот во времена СССР каждый уважающий себя автовладелец обязательно возил в багажнике полную канистру бензина про запас.
Марки топлива в СССР
Хотите знать, бензин каких марок существовал в СССР за весь период? Стоит упомянуть, полноценный расцвет нефтеперерабатывающего сектора начался после ВОВ. Однако, в довоенный период заправки, конечно, тоже существовали. Вот какие советские марки бензина можно было найти в период с середины 30х до начала 50х:
- А-56. Им заправляли грузовые авто ЗИС и ГАЗ;
- А-66. Подходил как для легковых авто, так и для грузовых.
- А-70. Таким горючим заправляли иномарки, ЗИМы и ЗИС-110
- А-74. Предназначался для легковых машин.
29.11.1968 года Госкомитетом ценообразования при Госплане были приняты и утверждены следующие марки топлива:
- А-66. Был выведен из продажи к 1970м годам.
- А-72. В СССР считался самым ходовым топливом;
- А-76. Второй по популярности вид горючего;
- АИ-93. Появился, примерно, в начале 80х и встречался на трассах в курортные города и отдаленных регионах. После распада СССР именно его переименовали в востребованный сегодня АИ-92;
- АИ-98. Неизменный и по сей день;
- Авиационный Б-70;
- Экстра – для мотоциклов и двухтактных движков;
- Сланцевый;
- Топливная смесь – состав из 25 частей бензина А-72 и 1 части тракторного масла. Применялась для заправки двухтактных двигателей.
Интересной особенностью является факт, что бензины марок А-76 и А-98 не продавались в зимнее время (с ноября по март). А еще, любому водителю, родом из СССР, хорошо знаком сигнал – колонка, обмотанная шлангом. Это означало, что топлива на заправке нет. Ну, и, соответственно, очередь из скопившихся машин, наоборот, всегда свидетельствовала о том, что топливо завезли.
Какие были цены?
Теперь вы знаете, какие марки бензина были в ходу в СССР. Далее, поговорим про цены, о которых водители старшего поколения сегодня вспоминают с большой тоской.
За весь период существования Державы, цены поднимались всего несколько раз. Предлагаем изучить табличку ниже:
Марка топлива | Цена за 10 л по ГОСТу от 29 ноября 1968 г. |
Авиационный | 1 р. 20 коп. |
Экстра ВТУ НП 67-60 | 1 р. |
АИ-93 | 95 коп. |
А-66 | 60 коп. |
А-72 | 70 коп. |
А-76 | 75 коп. |
Сланцевый | 60 коп. |
Топливная смесь ВТУ 30-8-63 | 80 коп. |
АИ-98 | 1 р. 0,5 коп. |
Цены в розницу были едиными, по всей стране. Разве что, в отдаленных северных и сибирских регионах — немного выше. Это было связано с дополнительными тратами на доставку. Частники покупали топливо за наличные деньги. Госсектор – по талонам. Были попытки ввести талоны для всех категорий покупателей, их стали реализовывать в продовольственных магазинах (рубеж 60-70х и начало 80х), но инициатива не прижилась.
Кстати, АИ-98 и Экстра марки частным лицам не продавали.
- В начале 70х цены на весь бензин, кроме А-76, поднялись, в среднем, на 5 копеек.
- В 1978 произошло удорожание стоимости топлива в 2 раза.
- В 1981 случился еще один скачок, снова увеличивший ценники на 100%.
В 1980 году в СССР многих старых марок бензина уже не было, их вывели из продажи. Таким образом, в 1981 году ценовая картина выглядела следующим образом:
Марка топлива | Стоимость топлива в 1981 году после повышения |
А-76 | 3 р. |
АИ-93 | 4 р. |
АИ-98 | 4р. 40 коп. |
Сланцевый | 2 р. 60 коп. |
Авиационный | 4 р. 80 коп. |
Топливная смесь | 3 р. 40 коп. |
Кто в СССР устанавливал цены и следил за качеством?
Качеством своего бензина СССР очень гордился, несмотря на то, что, практически, все марки были этилированными (с добавлением металлсодержащих присадок).
Контроль соответствия ГОСТам осуществлял Госкомитет ценообразования при Госплане. Наказание за мошенничество, установленные факты разбавления бензина и прочие преступления, было суровым. Как правило, топливо в СССР было качественным, строго соответствующим утвержденным стандартам.
Цены также устанавливал Комитет ценообразования, утверждая их сразу на целый год вперед.
Ну что же, теперь вы знаете, какие марки бензина были в Советском Союзе и сколько они стоили. К слову, после 1981 года тарифы больше не поднимались, вплоть до распада страны. Однако, постепенно стал формироваться дефицит, как и во всех других сферах того времени.
Нынешние цены на бензин, конечно, гораздо выше советских. Но не стоит забывать и об уровне заработной платы, который также возрос. А потому, предлагаем встряхнуться и улыбнуться! Давайте жить настоящим! У нас сейчас свое разнообразие в топливе (хоть среди марок бензинового, хоть дизельного).
5 комментариев “ Марки бензина в СССР ”
тут по интернету ходят ещё масса однотипных статей.где написано что 93 бензин был синего цвета,но такого цвета он никогда не был,всегда был приятно розового цвета
93 это не 92,это совсем другой бензин
«Далее в таблице цен на бензины в 1981 году надо было упомянуть, что это цена за 1 л, а не за 10 л как в предыдущей таблице»- Ха. тогда и госпереворот в этом-же году бы случился! Сколько можно купить бензина 3 руб. за литр на зарплату 120руб.? А жить тогда на что.
Какие 3 рубля за литр? АИ-93 стоил все время до 1990 года 10,5 копеек за 1 литр неизменно до Павловский реформы в 1990 году, а А-76 — 6,5 копеек за литр!.
В целом статья интересная, но есть масса неточностей, в том числе и принципиальных – так, автор утверждает, что бензин сорта А-66 «был выведен из продажи к 1970-м» [кстати, дефис при таком речевом расширении ставить надо], но сам же далее приводит образец топливного талона на бензин А-66 образца 1975 года (!). Тогда так и надо писать: не «к 1970-м», а «в 1970-е»! Так что вопрос, когда же в СССР прекратили использовать массовый сорт бензина А-66 так и остался нераскрытым. Далее вопиющая ошибка, про то что высокооктановый бензин марки АИ-93 якобы появился не «примерно, в начале 80-х», а гораздо-гораздо раньше, ведь на нём изначально работали двигатели: УЗАМ-412 для «Москвича-412» (выпуск которого на Уфимском заводе автомобильных моторов начался ещё в 1967 году!), ЗМЗ-Д24 для ГАЗ-24 «Волга»и все моторы ВАЗа, начиная с ВАЗ-2101 «Жигули». Т.е. данный сорт бензина был в продаже уже со второй половины 1960-х, а не с 1980-х! Далее в таблице цен на бензины в 1981 году надо было упомянуть, что это цена за 1 л, а не за 10 л как в предыдущей таблице (это к качеству оформления статьи). Далее вообще не упомянут АИ-95, а таковой бензин по ГОСТу все же был, хотя и импортный – им обеспечивали иномарки дипкорпуса в Москве и продавался он только за специальные талоны, покупаемые иностранцами за валюту, его в частности продавали на АЗС возле Аэровокзала на Ленинградском проспекте. В широкую продажу данный сорт бензина (по прежнему, кстати, импортный!) пошёл только с 1990-х, когда в страну хлынул поток иномарок. Далее АИ-98 был в СССР двух сортов: обычный этилированный АИ-98 и безсвинцовый АИ-98 «Экстра». Так, что «тщательнее надо – тщательнее», – как говорил М.М.Жванецкий.
Источник https://www.drive2.ru/b/501856415531401545/
Источник https://www.drivenn.ru/journal/novosti/marki-topliva-kotorye-zalivali-v-bak-voditeli-sssr-id27129
Источник https://avtodigitals.ru/marki-benzina-v-sssr/