Какую водопропускную трубу под дорогой проложить – виды, особенности, преимущества материалов
Как выполняется прокладка труб методом прокола: технические правила и советы специалистов
Если подземные коммуникации пересекают дорожную трассу или железнодорожные пути, демонтаж таких объектов может быть крайне затруднителен, а часто и вовсе невозможен. Решить проблему поможет прокладка труб методом прокола. Этот способ значительно проще и дешевле в реализации.
Желающим узнать, как прокладываются трубы в земле без нарушения наземных покрытий, сноса построек, перемещения мобильных объектов, мы раскроем специфику технологии. У нас вы узнаете, какое оборудование используется в ходе работ, каким способом осуществляются проколы.
Кроме титульной методики мы описали альтернативные варианты прокладки труб в земле по бестраншейной технологии, приложили схемы, фото-подборки и видео-материалы.
Что из себя представляет метод прокола?
Методом прокола называют технологию, при которой можно получить отверстие без разработки и выемки грунта путем его уплотнения.
Такой способ подходит для прокладки стальных конструкций. Диаметр может варьироваться в пределах 100-500 мм, длина отверстия – 30-50 м. Прокол под дорогой — это один из самых востребованных методов бестраншейной прокладки коммуникаций.
Таким образом устраивают подземные ветки водопровода, канализации, подводят к участку магистральный газ.
Управляемый прокол используют для прокладки:
- коммуникаций из металла и пластика;
- футляров, в которые затем укладывают газовые и водопроводные трубы;
- футляров для силовых, телефонных кабелей и т.п.
Прокол используется не только в тех случаях, когда необходимо безболезненно пересечь трассу или железнодорожные пути.
Метод подходит для прокладки отверстий в колодец (при условии, что диаметр этого колодца не менее полутора метров), подвал дома, при необходимости провести провода под каким-либо относительно небольшим объектом и т.п.
Технология прокола в устройстве подземных коммуникаций позволяет значительно ускорить и удешевить цикл проведения работ
Методом прокола могут быть протянуты только коммуникации в стальных трубах Ø 100-500 мм при использовании их в качестве основных каналов или в качестве кожухов
Выполнение прокола для укладки трубопровода возможно только в суглинках, способных держать стенки после механического воздействия. Прокол производится либо наращиваемым металлическим стержнем с конусным стальным наконечником, либо струей воды под большим напором
Установки, выпускаемые для производства прокола в грунте, подразделяются по осуществляемым технологиям, габаритам и мощностным характеристикам
Используя технологию прокола, можно проложить трассу протяженностью не более 50 м. Оптимальной длинной подземного участка, сделанного проколом, считают 30 — 35 м
Небольшие, мобильные, легко перемещаемые установки могут использоваться на участках, на которые не способен заехать транспорт
Во время производства работ данной категории важно соблюдать горизонтальность и обеспечить станку устойчивое положение
Применение технологии прокола позволяет существенно сократить объем земляных работ. Для укладки трубопровода не нужно разрабатывать траншеи, достаточно двух небольших котлованов в стартовой и финишной точке трассы
Чаще всего управляемый прокол выполняют в толще глинистого грунта под различными дорогами, например, под автотрассой или железнодорожным полотном. Для этого используют насосно-домкратный нажимной агрегат, например, такой как установка Ditch Witch P80.
Кроме того, понадобится набор расширителей, штанг, головок и другого инструмента, с помощью которого выполняют буровые работы.
Обязательно используют гидравлическую станцию. Необходимое силовое воздействие обеспечивает гидроцилиндр, приемлемая мощность агрегата составляет порядка 36 тонн. Работу станции должен обеспечивать двигатель внутреннего сгорания. Для наблюдения за ходом работ в толще грунта применяют средства беспроводной локации.
В качестве примера можно рассмотреть порядок работы локационного устройства Eclipse. В буровую головку помещают зонд, который передает сведения о ходе буровых работ.
Управляемый прокол — это один из наименее затратных способов бестраншейной прокладки коммуникаций под дорогой или другими похожими объектами (+)
Информация поступает на локатор. Здесь данные анализируются, в результате чего определяется точное расположение бурового инструмента в толще грунта, угол наклона буровой головки, соответствие ее движения составленному ранее плану работ. Одновременно контролируется состояние батареи зонда, с которого поступают сведения.
Буровая головка устроена таким образом, что часть ее поверхности скошена. Это улучшает производительность, но отражается на качестве работ.
Из-за скоса при продвижении в толще грунта положение головки будет постоянно отклоняться от вектора воздействия. Оператор должен постоянно корректировать траекторию движения головки, сверяясь с результатами локации.
Чтоб инструмент двигался строго по прямой, его необходимо вращать с постоянной скоростью. Первую стадию выполнения прокола начинают в стартовом котловане, а завершают — в приемном. Здесь вместо буровой головки на установку закрепляют конусный расширитель.
Это устройство проходит образовавшуюся горизонтальную скважину в обратном направлении, что позволяет расширить ее и уплотнить стенки.
Для выполнения бестраншейной прокладки труб методом прокола необходимо предварительно сделать два котлована: стартовый и финишный (или приемный)
После этого в получившееся длинное отверстие вставляется труба необходимого диаметра или футляр для прокладки коммуникаций. В зависимости от ситуации можно прокладывать не одну, а несколько труб. Дальнейшие действия состоят в том, чтобы эти коммуникации проложить и подключить к общей системе.
Во время подготовительных работ также необходимо продумать место хранения труб, которые должны находиться рядом с местом проведения бурения.
Обычно площадку для труб предусматривают рядом со стартовым котлованом. Размеры площадки для хранения зависят от длины труб, которая может достигать шести метров. Желательно, чтобы выбранные для прокладки трубы хранились в горизонтальном положении. Это упростит монтаж и снизит вероятность повреждения конструкции.
Кроме того, нужно обеспечить подъездные пути к стартовому котловану, чтобы беспрепятственно доставлять материалы и необходимую для проведения работ технику.
Метод управляемого прокола позволяет успешно укладывать в металлическом кожухе и пластиковые, и металлические трубы. Сначала выполнятся пилотный прокол, затем производится уплотнение в обратную сторону, введение кожуха, затем прокладка труб
Сначала выполняется предварительное обследование места проведения работ на местности. Специалисты при этом используют проектную документацию, основываясь на которой, а также на результатах анализа объекта, составляется план выполнения прокола.
Если необходимо выполнить прокол под объектом, испытывающим серьезные транспортные нагрузки (трамвайные пути, автотрасса, железная дорога, метро и т.п.), трубы укладывают в специальных футлярах.
Если нужно проложить под дорогой несколько кабелей, сначала укладывают трубу или футляр, диаметр которого позволяет вместить все необходимые коммуникации
Такой футляр должен иметь диаметр, превышающий размеры труб примерно на 15-20 см. Сначала кладут футляр, затем в него монтируют трубы, а пространство между этими коммуникациями заливают раствором, для которого можно использовать недорогой цемент М-100. Футляры уменьшают нагрузки на подземные коммуникации и снижают риск их повреждения.
Гидро-, вибропрокол и продавливание
Различают гидро- и вибропроколы. В первом случае в качестве инструмента для продавливания грунта используют водяную струю, которая под большим напором бьет из специального наконечника.
Этот метод особенно эффективен на несвязных песчаных грунтах, легко размываемых под воздействие струи. Он позволяет проделать отверстие диаметром около 50 см за минимальное количество времени. Но максимальная длина скважины при гидропроколе – 30 м.
Вибропрокол, как понятно из названия, осуществляется с помощь вибрационного воздействия. В устройстве для выполнения прокола используются ударно-вибрационно-вдавливающие установки с возбудителями продольно-направленных колебаний.
Статическое вдавливание сочетают с воздействием на грунт ударных импульсов вибромолота. Метод применяется на водонасыщенных и маловлажных песчаных грунтах как для прокладки труб, так и для их извлечения. Диаметр скважины может достигать 50 см, а ее протяженность – 60 м.
Метод продавливания осуществляется с помощью домкратов, как и прокол. Но в этом случае труба направляется в грунт открытым концом. В процессе продвижения конструкции в трубе образуется плотная пробка из грунта, которая затем удаляется.
Для выполнения этого типа работ используют от двух до восьми мощных (на 200-400 тонн) гидродомкратов, для работы которых необходим монтаж упорной стенки с рамой и наголовником.
Продавливание грунта — это бестраншейный метод прокладки труб, который выполняется с помощью специальных гидравлических установок высокой мощности
За смену такое устройство может пройти до 10 метров грунта, а общая длина скважины обычно не превышает 80 метров. Если требуется проложить более длинную трассу, ее разбивают на отдельные участки не более 80 метров.
Этот метод также требует устройства начального и финишного котлована, в которых и устанавливают необходимую гидравлику.
Проходку каждого участка выполняют дважды: в прямом, а затем в обратном направлении. Контроль работы механизмов и качества продавливания ведет оператор, который находится в котловане.
Технически этот метод сложнее, чем обычный прокол, но его можно применять практически на любых грунтах. Диаметр конструкции может достигать 172 см. Выборка керна, сформировавшегося внутри трубы, может производиться вручную или механизированными средствами.
Преимущества метода прокола
Востребованность метода прокола объясняется его значительными преимуществами по сравнению с другими вариантами выполнения работ этого типа. Например, прокол доступен в любое время года, высокая или низкая температура наружного воздуха и грунта большого значения не имеет.
Одно из преимуществ метода управляемого прокола состоит в том, что работы могут проводиться и на участках с повышенным уровнем грунтовых вод
Работа установки не требует использования бентонитового раствора, подачи в скважину воды или бурового раствора. Это компактный и мощный агрегат, который оснащен надежной системой электробезопасности. Его не сложно доставить к объекту и установить. При этом компактные размеры не мешают устройству работать с высокими показателями мощности.
Бестраншейные методы прокладки труб, такие как управляемый прокол, можно с успехом применять и в летний, и в зимний период
Сроки работ также меньше, чем при применении других методов. Даже если на участке, где выполняется прокол, наблюдается повышенный уровень грунтовых вод, нет необходимости проводить мероприятия по отведению воды с участка.
Во время прохождения расширительного конуса производится и уплотнение стенок траншеи, поэтому дополнительные работы в этом отношении не требуются.
Выполнение прокола на разных объектах
Сложность и скорость работ этого типа во многом зависит от условий, т.е. от местности и характеристик объекта, под которым выполняется прокол. Для бурения под железнодорожным полотном обычно требуется достаточно серьезное оформление. Сначала нужно согласовать бурение с целым рядом служб железной дороги.
Использование метода управляемого прокола в черте города позволяет сохранить целостность дорожных трасс, чтобы минимизировать затраты и не нарушать движение транспорта
В России нужно обратиться в подразделения ЭЧ, ШЧ, РЦС НОДГ, ПЧ и другие службы ОАО “РЖД”. В обязательном порядке оформляются договора на ведение технадзора, а также на установку страховочных пакетов. Вся исполнительная документация должна быть согласована и предоставлена органам железной дороги.
В дистанцию пути передается пакет документов по окончании цикла работ по прокладке труб. В городах прокол под дорогой очень востребован при прокладке новых коммуникаций, особенно в местах с историческими достопримечательностями.
Метод позволяет не только сохранить обычное движение на дорогах, но и предотвратить разрушение старинной мостовой, когда необходимо проложить трубы под такими участками.
Реставрация подобного объекта может быть сложной, а порой и невозможной. В коттеджных поселках прокладка коммуникаций методом прокола позволяет выполнить все работы с минимальными повреждениями уже готовых объектов: дорог, изгородей и т.п.
Оценка альтернативных вариантов
Помимо метода управляемого прокола существуют и другие варианты устройства коммуникаций в толще грунта без устройства траншей. Иногда альтернатива может оказаться более приемлемой, чем прокол, все зависит от конкретной ситуации.
Горизонтально направленное бурение, которое также называют наклонно-направленным, используется для прокладки напорных и безнапорных трубопроводов. Бурение этим способом выполняется с поверхности земли. Диаметр отверстия следует взять на 30-50% больше, чем размеры труб, которые предполагается в нее уложить.
Отверстие расширяют не сразу, а в несколько этапов. При этом используется бентонитовый раствор, который смешивается с взрыхленным грунтом и облегчает его удаление из ствола. Кроме того, эта рабочая жидкость используется для охлаждения бурового инструмента, а в дальнейшем она образует на стенках шахты слой, который защищает их от разрушения.
Для откачивания отработанного бентонитового раствора используют илосос. После откачки ненужный раствор нужно отвезти на свалку для дальнейшей утилизации. Если работы выполнены правильно, в результате получается чистая скважина с прочными стенками.
Буровые установки для выполнения работ этого типа обладают различными характеристиками, такими как крутящий момент и тяговое усилие. От этого зависит длина труб, которые будут уложены в толще грунта, которая может достигать 1000 метров.
Допустимый диаметр труб — 120 см. Путем горизонтального направленного бурения можно укладывать и металлические, и пластиковые трубы.
Бурение выполняется по предварительно рассчитанной траектории, движение бурового инструмента контролируется с помощью системы локации. Угол забуривания может варьироваться в пределах 26-34 градуса.
Еще один важный показатель при использовании ГНБ — изгиб штанг, который может составлять 6-12 %, это зависит от их типа. Еще одна популярная методика бестраншейной прокладки труб — бурошнековое бурение. Для ее выполнения используют специальную гидравлическую установку, действующую как домкрат.
Сначала делают стартовый и финишный котлованы. Глубина каждого из них должна быть на один метр глубже, чем уровень прокладки трубопровода. В стартовый котлован опускают гидравлическую установку, которая вращает шнек и трубы продавливания. В результате часть грунта удаляется и получается скважина для трубы.
Затем внутрь устанавливают трубы, футляры и т.п. Максимальная длина прокладки обычно составляет всего 100 метров, но диаметр коммуникаций может достигать 172 см, показатели во многом зависят от типа грунта, на котором проводится бурение.
Метод продавливания стальных футляров часто применяют, если необходимо проложить с помощью бестраншейных способов трубы или футляры большого диаметра
Для контроля над проведением работ во время бурошнекового бурения используют лазер, который обеспечивает правильный угол наклона бура, а также позволяет отслеживать направление бурения с высокой точностью. После того, как шнек достигает финишного котлована, его выводят из получившейся скважины в обратном порядке.
Микротоннелирование — это высокоточный метод бестраншейной прокладки коммуникаций, который выполняется с помощью специального проходческого щита.
Для перемещения устройства используется домкратная станция высокой мощности. Она оказывает воздействие на колонну из ж/б труб, которые присоединены к щиту. Постепенно длина скважины наращивается, поэтому длину колонны увеличивают путем наращивания железобетонных конструкций.
Для прокладки железобетонных и стальных труб используют метод микротоннелирования. Его выполняют с помощью специального проходческого щита, который рыхлит грунт
Этот метод также требует предварительной подготовки двух котлованов, расстояние между ними может варьироваться в пределах 50-500 метров. Домкратную установку нужно опустить в стартовый котлован на глубину, которая соответствует уровню прокладки коммуникаций. Если длина скважины превышает 200 метров, обычно используют промежуточную домкратную станцию.
Проходческий щит разрыхляет грунт, который вымывается водой или бентонитовым раствором, поступающим по подводящим линиям. Отработанная жидкость, смешанная с частичками грунта, перемещается в отстойник по отводным линиям. После того, как проходческий щит попадает в финишный котлован, работы можно считать оконченными.
Бестраншейные методы прокладки коммуникаций выполняются с применением специального оборудования высокой мощности. Точное соблюдение технологии обеспечит надежную скважину
Оборудование разбирают и удаляют. Методом микротоннелирования можно устанавливать не только железобетонные, но и стальные трубы. Для контроля правильности выполнения работ используется навигационная система, состоящая из лазера, мишени и измерительного колеса.
Для длинных участков (более 200 м) эффективной считается электронная лазерная система, снабженная гидростатическим уровнем, который дает точные сведения о глубине прокладки труб независимо от температуры воздуха внутри конструкции.
Тонкости выбора подходящего способа
Способ прокладки коммуникаций с помощью горизонтального бурения выбирают еще на стадии проектирования конкретного процесса. Если бестраншейная прокладка труб будет выполняться в рамках строительства какого-то объекта, например, жилого дома, то работы могут стать частью общего строительного проекта.
При проектировании учитываются следующие сведения:
- длина коммуникаций, которые необходимо уложить бестраншейным способом;
- диаметр футляра или трубы;
- материал, из которого изготовлены коммуникации;
- глубина, на которую необходимо уложить трубы;
- тип трубопровода (напорный или безнапорный);
- возможность для монтажа стартового и финишного котлованов подходящей глубины;
- подъездные пути к месту проведения работ;
- наличие достаточно просторной площадки для хранения материалов, техники и т.п.;
- уровень пролегания грунтовых вод;
- другие геологические особенности участка;
- план расположения уже имеющихся на участке коммуникаций.
В процессе строительства иногда необходимо изменить уже составленный проект. Это может быть вызвано желанием сократить расходы, используя, например, пластиковые трубы вместо стальных. Кроме того, план расположения подземных коммуникаций на объекте не всегда оказывается достаточно точным.
Диаметр трубы — один из показателей, которые учитывают при выборе методов бестраншейной прокладки коммуникаций. Скважина должна быть немного больше
При выполнении работ могут обнаружиться такие неучтенные трубы или кабели. Все эти моменты могут потребовать изменений в проекте, а это может сказаться и на решении о способе бурения.
Если глубина прокладки коммуникаций невелика, возникает опасность просадки верхнего слоя грунта, особенно, если при бурении использовался бентонитовый раствор. В таких случаях лучше отдать предпочтение горизонтальному шнековому бурению.
Очень часто метод бурения определяется тем, какая именно техника имеется в распоряжении организации, выполняющей заказ.
Например, если строители располагают домкратами или установкой для горизонтального направленного бурения, то ему и будет отдано предпочтение перед методом прокола. Чаще всего такие изменения продиктованы соображениями экономической выгоды.
Выводы и полезное видео по теме
Наглядно процесс работы установки для выполнения управляемого прокола представлен в видеосюжете:
Управляемый прокол — высокоточный и относительно недорогой способ проложить коммуникации под дорогой или другим объектом. При этом важно правильно спроектировать все работы и точно соблюдать технологию.
Хотите сообщить об интересных фактах, связанных с прокладкой труб по технологии прокола? Появились вопросы в процессе ознакомления с представленной информацией? Пишите, пожалуйста, комментарии в блоке под текстом статьи.
Какую водопропускную трубу под дорогой проложить – виды, особенности, преимущества материалов
Водопропускные трубы, расположенные под дорогой – это нечто вроде альтернативы мостам, поэтому при отсутствии необходимости в последних можно воспользоваться такой заменой. К тому же, в некоторых ситуациях возведение моста попросту невозможно – например, если дорога расположена слишком низко.
Конструкция водопропускной трубы – это канал, проходящий через дорожную насыпь. Для обустройства водопропускного канала используются трубы такого диаметра, чтобы его было достаточно для транспортировки большого объема атмосферных осадков. Кроме того, нередко такие трубы используются при создании крупных дренажных систем и подземных переходов. В данной статье речь пойдет о водопропускных трубах и особенностях их применения.
Виды водопропускных труб
На современном рынке стройматериалов водопропускные трубы представлены очень разнообразно. Основным параметром, по которому классифицируются такие трубы, является материал изготовления.
Согласно такому способу классификации выделяют следующие виды водопропускных труб:
- Железобетонные;
- Пластиковые;
- Металлические гофрированные.
Каждый материал имеет свои особенности.
Железобетонные водопропускные трубы
Одним из главных достоинств железобетонных конструкций для отведения воды является возможность их создания на том месте, где они будут устанавливаться. Процесс обустройства в данном случае предполагает установку армированной опалубки, в которую будет заливаться раствор бетона.
Описанное выше качество можно назвать достаточно полезным, но у него есть серьезный недостаток – железобетонная водопропускная труба под дорогой устанавливается очень долго. Конечно, у такой проблемы имеется решение, которое заключается в приобретении готовых железобетонных конструкций и доставке их к месту монтажа. Главное качество такого материала – способность выдерживать воздействие различных внешних факторов. Читайте также: «Виды железобетонных труб, характеристики и применение».
Пластиковые водопропускные трубы
Различные варианты полимерных изделий для обустройства водопропускных каналов являются хорошим решением. Пластиковые трубы хорошо выдерживают внешние нагрузки, но для этого их приходится дополнительно усиливать при помощи бетонной арки, которая заливается по наружному краю трубы, причем слабая сопротивляемость бетона подвижкам грунта в данном случае не имеет никакого значения.
При необходимости можно снизить нагрузку на систему, используя специальные металлические короба, заполненные камнями. Установленная таким образом водоотводная труба под дорогой сочетает в себе надежность и долговечность – срок службы пластикового водопропускного канала может достигать 50 лет.
Металлические трубы и СМГК
Водопропускные трубы из металла – это неплохой вариант решения проблемы отведения воды, но только если рассматривать его с одной стороны. Металлические конструкции имеют лучшие показатели прочности по сравнению с аналогами, но это достоинство полностью нивелируется слабой устойчивостью к коррозии. Из-за этого металлические трубы используются для обустройства водопропускных каналов только временно.
Впрочем, есть еще одно применение изделиям из металла. Их часто используют для проколов дорожного полотна. Дело в том, что возможность ремонта водопровода, проходящего под дорогой, есть не всегда, поэтому труба расчищается при помощи внешней дренажной системы, позволяющей провести ремонт или качественную очистку системы.
Неплохим решением является использование металлических труб в качестве внешнего защитного кожуха, обеспечивающего защиту основного трубопровода. Обычно для этих целей применяются трубы, используемые для армирования стенок буровых скважин.
Чтобы создать надежный и качественный водопропускной канал, лучше всего использовать СМГК – сборные металлические гофрированные конструкции. Согласно общей классификации, обычными трубами такие конструкции не являются – цельная система становится таковой только в том месте, где необходимо выполнить монтаж водопропускных труб.
СГМК имеют массу положительных качеств, которыми обделены простые трубы. Основное достоинство сборной конструкции заключается в возможности обустройства сложных конструкций, которые способны прослужить несколько десятков лет и при этом спокойно переживать воздействие сейсмических сдвигов. Гофрированная дорожная труба, помимо всего прочего, обходится почти на треть дешевле, чем альтернативные варианты.
Монтаж водопропускных труб под дорогой
Технология обустройства водоотводных каналов под дорогой включает в себя несколько этапов:
- Подготовка котлована.
- Заливка фундамента.
- Укладка трубопровода.
- Обустройство дорожной насыпи.
Первым делом необходимо выкопать котлован, размеры которого совпадают с рассчитанными в ходе проектирования. Также важно учитывать грунт, который преобладает на участке – неподходящая почва может помешать обустраивать тяжелую конструкцию. Кроме того, тип грунта напрямую влияет на то, как будут обустраиваться стенки котлована. Читайте также: «Виды водопропускных труб, способы и сферы использования».
Создание котлована осуществляется традиционным образом:
- Сначала извлекается верхний слой грунта;
- Первая ступень разрабатывается;
- Операция повторяется на каждом уровне грунта, вплоть до расчетной глубины.
Глубина котлована не должна быть меньше, чем уровень промерзания почвы в данном регионе, иначе водопропускная система попросту придет в негодность из-за воздействия вспучившегося грунта. Чтобы отвести воду из котлована, применяются обычные дренажные системы или насосы. Это важный момент – водопроводящие каналы чаще всего проходят по влажным участкам, поэтому необходимо позаботиться о качественной дренажной системе, которая позволит конструкции нормально функционировать.
Для укрепления стенок котлована и насыпи используются габионы – специальные модули, заполненные обычными камнями. Чтобы система получилась максимально надежной, под ней укладывается гидроизоляционный материал.
Фундамент, как основа
Следующий шаг – создание фундамента. Естественно, почва должна выдерживать фундамент вместе со всей конструкцией, поэтому базовым опорным слоем является смесь из песка и гравия. Засыпка такого слоя позволит предотвратить повреждение элементов водопропускного канал при пучении грунта.
Сам фундамент может выполняться по одной из двух схем:
- Блочный фундамент. Процесс укладки в данном случае начинается с блока, расположенного прямо под оголовьем трубы. Этот блок укладывается примерно на 30 см ниже уровня промерзания почвы. Далее устанавливаются последующие блоки. Возникающие высотные перепады компенсируются за счет песчано-гравийной смеси, а при большой разнице высот используются сваи. Укладка блоков фундамента начинается с заднего конца трубы.
- Монолитный фундамент. Такой тип фундамента знаком даже тем, кто не занимался строительством. Для монтажа устанавливается съемная опалубка, выставленная на слое гидроизоляции. Заливать монолитный фундамент нужно с одного прохода, поэтому перед работой придется тщательно рассчитать необходимый объем.
Блочная конструкция фундамента отличается быстротой обустройства, а монолитная – высокой механической прочностью, которой достаточно для сопротивления сильным подземным толчкам. Перед созданием фундамента нужно точно знать, какие виды оголовков водопропускных труб будут использоваться – этот фактор может повлиять на конструкцию фундамента.
Когда фундамент застынет, на него можно будет устанавливать водопропускные трубы. Сначала нужно установить бровку грунта, потом сформировать выходы для труб, после чего приходит пора монтировать СМГК или железобетонные изделия. Все свободное пространство от фундамента до стенок труб должно заполняться смесью песка и гравия.
Фиксация СМГК осуществляется посредством заклепок или защелок, а верх конструкции усиливается специальной стяжкой, добавляющий системе надежности. Железобетонные конструкции тоже укрепляются цементной стяжкой, но монтаж арок осуществляется прямо на плиты без какой-либо подсыпки.
Финальный этап работы – укрепление водопропускных труб при помощи габионов или бетона, после чего их можно засыпать грунтовым слоем, толщина которого напрямую зависит от прочностных показателей трубы. Когда перепускная труба под дорогой установлена, можно спокойно приступать к обустройству самого дорожного полотна.
Заключение
Использование водопропускных труб позволяет перемещать влагу под дорожным полотном. Конечно, такие системы актуальны далеко не во всех ситуациях, но иногда они являются единственным вариантом отведения воды.
Какую водопропускную трубу под дорогой проложить – виды, особенности, преимущества материалов
Как делают прокол под дорогой для прокладки труб
Нередкий случай — когда на пути прокладываемых под землей коммуникаций возникает препятствие. Например, железная дорога, автотрасса, озеро или еще какие-то объекты, которые невозможно обойти. В этих ситуациях выручает прокладка труб под дорогой методом прокола — бестраншейный метод. Он позволяет работать с разными типами грунта, в том числе твердыми (например, скальной породой).
Прокол под дорогой методом ГНБ обычно делают, когда есть необходимость сделать длинную скважину (более 50 м), а диаметр трубы больше 600 мм.
Сферы применения метода
Прокол выполняют, когда есть необходимость прокладки под асфальтом, под автомобильной дорогой:
- кабельных линий;
- газопровода;
- теплотрасс;
- водопровода;
- канализационных труб;
- промышленных трубопроводов, нефтепроводов.
Проведение проколов на сложных участках
Прокол под дорогой в городе
Прокол под автодорогой для прокладки трубопровода — незаменимое решение, когда речь идет о работах в черте города, особенно в историческом центре, где, как правило, высокая плотность застройки и есть ограничения по использованию техники. Горизонтальное бурение через дорогу не потребует ограничивать движение транспорта. Кроме того, прокладка коммуникаций методом проколов — более экономичная и точная, чем траншейный метод.
Прокол в коттеджном поселке
Гармоничный ландшафт, продуманное благоустройство территорий — характерные признаки современных загородных поселков. Рытье траншей для прокладки коммуникаций может нарушить сложившуюся гармонию, поэтому обычно предпочтение отдается закрытому методу. Проколы под землей выполняют для укладки кабелей, водопровода и канализации, газопровода. При этом клумбы, тротуары, подъезды к домам, переходы через дорогу остаются нетронутыми.
Прокол под железной дорогой
ГНБ — оптимальное решение для прокладки коммуникаций под железнодорожным полотном. Технология используется стандартная, но есть нюансы в плане согласований — проект потребуется утвердить не только на уровне заказчика, но и со службами РЖД. Нужно будет заключить договор на установление страховочных пакетов и ведение технадзора.
Данным способом прокладывают трубы диаметром от 100 до 800 мм под железной дорогой.
Виды проколов
Прокладка труб под землей выполняется несколькими способами. Конкретное решение выбирают исходя из типа трубопровода, типа грунта, особенностей ландшафта.
Максимальная длина прокола в этом случае составляет 650 м. Диаметр — 1000 мм. Отверстие расширяют поэтапно, грунт из скважины достают специальным устройством — илососом. Чтобы укрепить стенки скважины, используют бетонитовый раствор. Для контроля породоразрушающего инструмента используют локационную систему.
Бурошнековый метод
Данный метод применяют при прокладке труб из полиэтилена и стали. преимущества метода — высокая точность (отклонения не превышают 30 мм). В работе используют шнековые буровые машины. Можно проложить трубопровод диаметром до 1720 мм, длиной до 1000 м. Установки оснащают буровыми головками либо штангами с двойной стенкой.
Микротоннелирование
Данный метод подходит для прокладки стальных и ж/б труб. Можно использовать в работе с твердыми породами, вплоть до скальных. Скорость выполнения работ — до 15 м в день. Для контроля работ используют лазерную систему с гидростатическим уровнем.
Если длина скважины превышает 200 метров, потребуется установка дополнительной домкратной станции.
Источник https://sovet-ingenera.com/kanaliz/truby/prokladka-trub-metodom-prokola.html
Источник https://trubaspec.com/montazh-i-remont/kakuyu-vodopropusknuyu-trubu-pod-dorogoy-prolozhit-vidy-osobennosti-preimushchestva-materialov.html
Источник https://prokol-gnb.ru/kak-delayut-prokol-pod-dorogoj-dlya-prokladki-trub/