Средства обучения плаванию
2.2. Основные средства обучения плаванию
К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.
общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;
подготовительные упражнения для освоения с водой;
учебные прыжки в воду;
игры и развлечения на воде;
упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней.
Данные группы упражнений отличаются по условиям выполнения, направленности воздействия и поэтому применяются для решения разных задач на различных этапах обучения. Соотношение упражнений каждой группы на отдельно взятом уроке и на разных этапах обучения зависят от возраста, квалификации, стажа, уровня подготовленности занимающихся и условий проведения занятий.
1) Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше применяются в целях:
повышения уровня общего физического развития занимающихся;
совершенствования основных физических качеств, определяющих успешность обучения и тренировки в плавании (координация движений, сила, быстрота, выносливость, подвижность в суставах);
организации внимания занимающихся и предварительной подготовки к изучению основного учебного материала в воде.
Для повышения уровня общего физического развития занимающихся, способствующего быстрому и качественному освоению навыка плавания, используются самые разнообразные физические упражнения и занятия другими видами спорта: строевые и общеразвивающие гимнастические упражнения; спортивные и подвижные игры (волейбол, футбол, баскетбол); легкоатлетические упражнения (ходьба, бег, прыжки, метания); ходьба на лыжах; бег на коньках; гребля; езда на велосипеде.
Выполнение общеразвивающих упражнений на уроках плавания направлено главным образом на укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование мышечного корсета и воспитание правильной осанки – особенно у детей и подростков.
Спортивные достижения в плавании, так же, как сроки обучения, определяются уровнем развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, подвижности в суставах, координации движений. Основным движителем пловца в способах кроль на груди, на спине и дельфин являются крупные и мощные мышцы туловища, плечевого пояса и рук. Увеличение силы этих мышечных групп и освоение умения чередовать напряжение и расслабление при мышечной работе — основная задача каждого начинающего пловца (как и одновременное, целенаправленное совершенствование подвижности в плечевых, голеностопных и коленных суставах). Это достигается с помощью гимнастических упражнений общеразвивающего характера.
На первых этапах обучения, когда новичок не может еще проплывать определенные отрезки и дистанции в воде и таким образом совершенствовать выносливость, необходимо использовать другие виды физических упражнений (ходьбу, бег, спортивные и подвижные игры и т.д.), а также широко применять повторный и интервальный методы выполнения гимнастических упражнений (серии).
Для развития быстроты следует включать в занятия спортивные и подвижные игры; выполнение упражнений в максимальном темпе за короткий отрезок времени (10-12 с) — прыжков, метаний, стартовых ускорений в беге; специальных гимнастических упражнений и упражнений в воде (на первых этапах обучения — упражнений с движениями ногами, держась руками за бортик).
Избирательная направленность упражнений общеразвивающего характера на совершенствование тех или иных физических качеств в значительной мере условна. Поэтому, например, выполняя упражнения для развития силы, подвижности в суставах, быстроты и выносливости, занимающиеся параллельно совершенствуют и координацию движений. Чередование темпа выполнения движений (медленный – быстрый), изменение амплитуды (малая — большая) и величины прилагаемых усилий (минимальная — максимальная), т.е. контрастные по характеру действия, направлены на совершенствование двигательной функции.
Имитация на суше движений, сходных по форме и характеру с движениями, выполняемыми в воде, способствует более быстрому и качественному освоению техники плавания. С формой гребковых движений руками, как при плавании кролем на груди и на спине, новички знакомятся, выполняя на суше различные круговые движения плечами и руками (типа «Мельница») в положении стоя и стоя в наклоне. Также они предварительно знакомятся с необходимостью преодолевать сопротивление воды при выполнении гребков руками, применяя упражнения с резиновыми амортизаторами или бинтами. Величина сопротивления не должна превышать 40—50% от максимальной (для каждого занимающегося) величины, которая может быть определена при однократном выполнении этого упражнения. Наряду с динамическими используются статические упражнения с изометрическим характером напряжения работающих мышц: например, для ознакомления с мышечным чувством, возникающим при имитации скольжения (принять положение «скольжения» у стены и несколько раз напрячь мышцы туловища, рук и ног).
Совершенствование физических качеств пловца путем применения общеразвивающих и специальных физических упражнений осуществляется быстрее и эффективнее, чем с помощью средств плавания. Именно поэтому в подготовительную часть каждого занятия по плаванию обязательно включается комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений на суше, содержание которого определяется задачами данного урока. Выполнение такого комплекса подготавливает новичка к успешному освоению учебного материала в непривычных условиях водной среды. В период обучения плаванию упражнения комплекса необходимо выполнять ежедневно, во время утренней зарядки. При составлении комплекса необходимо учитывать условия для проведения занятий, а также физическую подготовленность занимающихся. Как правило, в комплекс включаются 10-15 упражнений, которые могут частично или полностью заменяться другими — в зависимости от задач очередного этапа обучения и уровня подготовленности занимающихся.
Принцип подбора упражнений комплекса следующий. Вначале выполняются разогревающие и дыхательные упражнения: ходьба в различном темпе с различными положениями и движениями рук; бег с прыжками и движениями руками; прыжки со скакалкой; спортивная или подвижная игра. Затем — упражнения широкого воздействия, в которых заняты большие группы мышц: приседания, наклоны, выпады с наклонами. Далее следуют упражнения, направленные на развитие различных мышечных групп: плечевого пояса, рук, брюшного пресса, спины, ног.
Как правило, упражнения силового характера предшествуют упражнениям на растягивание, так как без предварительного разогревания мышц могут произойти растяжения и болевые ощущения в мышцах и суставах. После силовой работы выполняются упражнения на расслабление.
Комплекс заканчивается имитацией техники плавания или упражнений, выполняемых в воде, которые являются связующим звеном между частями занятия, проводимыми на суше и в воде.
Содержание комплекса зависит от избранного способа плавания. Разработаны специальные комплексы, которые выполняются до и во время изучения данного способа; каждое упражнение комплекса повторяется от 6 до 20 раз.
Упражнения для развития силовой выносливости повторяются сериями, до ощутимой усталости тех мышечных групп, которые выполняют основную работу при плавании. Упражнения для развития гибкости выполняются до появления легких болевых ощущений.
Средства обучения плаванию
Средства обучения плаванию [ править | править код ]
В качестве основных средств при обучении плаванию используются физические упражнения.
Физические упражнения — двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития.
Существует несколько классификаций средств обучения плаванию, но наиболее распространенной является следующая:
- общеразвивающие и специальные физические упражнения;
- подготовительные упражнения по освоению с водой;
- игры и развлечения на воде;
- упражнения для изучения и совершенствования техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов;
- .
Общеразвивающие и специальные упражнения [ править | править код ]
Группа упражнений выполняется на суше (в зале) и содействует общему развитию занимающихся, развитию необходимых для успешного обучения плаванию физических качеств, более быстрому освоению техники плавания и др. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений выполняется в подготовительной части урока по плаванию и его содержание зависит от задач занятия. Комплекс упражнений готовит занимающихся к освоению учебного материала в непривычных условиях водной среды и включает в себя:
- общеподготовительные упражнения (бег, ходьба, упражнения стоя на месте — наклоны, приседания, повороты, упражнения на гибкость);
- специально-подготовительные упражнения (движения, сходные по координационной структуре и характеру нервно-мышечных напряжений плавательным движениям — упражнения для развития подвижности в голеностопных, коленных, тазобедренных, плечевых суставах, межпозвоночных сочленениях; упражнения для развития мышц, участвующих в гребке; упражнения для изучения чередования напряжения и расслабления мышц).
Применение этих упражнений способствует созданию необходимых условий для более быстрого и качественного овладения отдельными элементами техники плавания, а затем соединения этих элементов в целостное движение.
Подготовительные упражнения по освоению с водой [ править | править код ]
Эта группа упражнений применяется в целях формирования основных ощущений! соответствующих свойствам и условиям водной среды; устранения страха перед водой и психологической подготовки к обучению; освоения рабочих поз пловца и навыка дыхания в воде. В занятиях используются следующие подгруппы упражнений:
- контрастные упражнения;
- упражнения на передвижение;
- упражнения на погружение;
- упражнения на дыхание;
- упражнения на всплывание;
- упражнения на лежание;
- упражнения на скольжение.
Контрастные упражнения используются для ознакомления занимающихся с непривычными для них свойствами воды, а именно: вязкостью, плотностью, сопротивлением и температурой.
Упражнения на передвижение решают следующие задачи:
- развивать силу рук и ног для выполнения ходьбы, бега, прыжков в воде;
- разучить ходьбу, бег в воде с движениями рук и ног в различных направлениях;
- добиться самостоятельного выполнения в воде различных сочетаний движений с движениями рук в ходьбе, прыжках в изменяющихся условиях;
- проверить и оценить умение выполнять сочетание ходьбы, бега с движениями рук.
Для изучения упражнений на погружение тела под воду необходимо решить частные задачи:
- разучить задержку дыхания на вдохе;
- научить погружению под поверхность воды на задержанном вдохе;
- добиться уверенного и самостоятельного погружения под поверхность воды с открытыми глазами;
- закрепить умение погружаться под поверхность воды с открыванием глаз, в сочетании с другими движениями;
- совершенствовать умения погружаться под поверхность воды, открывать глаза и ориентироваться под водой;
- проверить и оценить погружение под воду с открыванием глаз.
Погружение под воду, как правило, с трудом осваивается людьми, страдающими водобоязнью, поэтому при работе с ними нельзя спешить.
Упражнения на дыхание в воду является наиболее важным элементом процесса обучения технике способов плавания. От того, насколько успешно идет освоение дыхания, зависит качество выполнения движений ног, рук и их согласование в любом способе плавания. К изучению дыхания необходимо приступать сразу после освоения погружений и продолжать его, чередуя с другими упражнениями.
При обучении дыханию необходимо решать такие задачи:
- учить выдоху в облегченных условиях;
- научить выдоху через рот при опускании лица в воду;
- разучить выдох через рот при погружении под поверхность воды;
- добиться самостоятельного выполнения выдоха при погружении под воду;
- научить выдоху с поворотом головы для вдоха (влево и вправо);
- закрепить и совершенствовать умения выполнять выдох в воду в изменяющихся условиях;
- проверить и оценить умения выполнять выдохи в воду.
Трудности при изучении дыхания в воду прежде всего связаны с тем, что при выдохе, когда голова находится в воде, в нос и в рот может попадать вода.
При изучении упражнений на всплывание решаются такие задачи:
- развивать умение задерживать дыхание на вдохе;
- разучить положение головы и ног для выполнения группировки;
- научить группировке в приседе на задержанном вдохе;
- добиться самостоятельного выполнения группировки и умения всплывать на задержанном вдохе;
- проверить и оценить умение выполнять всплывание к поверхности воды.
Наиболее распространенными упражнениями являются «поплавок» и «медуза». Необходимо помнить, что у некоторых людей при полном вдохе тело не приобретает положительной плавучести и не всплывает — им не следует выполнять это упражнение.
Упражнения на лежание изучаются в положении на спине и на груди («стрелочка» и «звездочка» на максимальном вдохе). При обучении этой подгруппы упражнений решаются следующие задачи:
- научиться лежать на груди (на спине) в облегченных условиях;
- разучить положение лежа на груди из положения группировки;
- добиться самостоятельного выполнения лежания на груди;
- научиться умению лежать на спине с посторонней помощью;
- разучить положение лежа на спине;
- добиться самостоятельного умения лежать на спине;
- добиться умения лежать на спине с различными движениями рук и ног;
- закрепить и совершенствовать умение лежать на груди (на спине) из положения группировки в сочетании с другими движениями;
- проверить и оценить умение лежать на груди и на спине.
Упражнения на скольжение создают у занимающихся ощущение движения тела в воде, формируют чувство встречного давления воды, поддерживающего тело у поверхности. Вначале изучают скольжение на груди. Наиболее простым упражнением является скольжение толчком от дна с предварительно наклоненным туловищем и вытянутыми вверх руками. Такое же движение выполняется и на спине, но из положения прогнувшись. При скольжении на груди необходимо, чтобы голова находилась между рук или ниже рук (на спине — между рук или выше рук).
В результате обучения должны быть решены следующие задачи:
- развивать силу ног для выполнения толчка при скольжении;
- разучить движения ног при выполнении толчка от дна в скольжении;
- научить постановке ног на борт для выполнения толчка при скольжении;
- научить положению головы и движению рук при выполнении скольжения;
- добиться самостоятельного выполнения скольжения на боку (правом и левом);
- добиться самостоятельного выполнения скольжения на груди, на спине и на боку;
- закрепить и совершенствовать умение выполнять скольжение на груди, на спине и на боку;
- проверить и оценить умение выполнять скольжение на груди, на спине и на боку.
Обычно при освоении подготовительных упражнений дается задание выполнять различные упражнения на дыхание.
Характеристика упражнений для изучения техники плавания, стартов и поворотов [ править | править код ]
Упражнения для изучения техники плавания, стартов и поворотов являются основой овладения техникой плавания. Изучение этих упражнений проводится в строгой последовательности:
- создание зрительного представления о технике изучаемого способа плавания;
- предварительное практическое ознакомление с положением тела, дыханием, формой и характером гребковых движений на суше и на воде путем выполнения имитационных и специальных упражнений, схожих по форме и характеру с изучаемыми движениями;
- изучение элементов техники и соединение их в целостное двигательное действие.
Техника изучается в такой последовательности: положение тела; движение ногами в сочетании с дыханием; движения руками в сочетании с дыханием, согласование движений рук, ног и дыхания. При обучении используются различные варианты дыхания — с произвольным дыханием, на задержке дыхания на вдохе, в согласовании с дыханием.
Каждый элемент изучается вначале на суше, а затем — в воде. На суше изучаемые элементы имитируются в положении стоя, затем — в положении сидя (кроме движений рук) и в положении лежа со зрительным и без зрительного контроля. При этом в положении лежа имитируются позы, которые затем будут выполняться в воде. Все движения изучаются вначале с произвольным дыханием, затем — на задержанном вдохе и только после этого — в согласовании с дыханием.
Обучение движениям ногами начинается на суше с имитаций по фазам рабочих и подготовительных движений. Упражнения выполняют из положений: стоя, сидя и лежа.
Обучение движению ногами на воде начинается у неподвижной опоры (поручень, край сливного бортика бассейна, дно водоема, партнер и др.). Затем движение ногами изучают с подвижной опорой (плавательная доска, круг, нудл и другие поддерживающие средства). В безопорном положении движения ногами выполняются с расположенными впереди руками (вдох вперед), то же на задержанном вдохе (5 — 10 с), с вытянутой вперед одной рукой и прижатой к телу другой. Если у занимающегося ноги тонут или нет существенного продвижения вперед, а иногда даже возникает продвижение назад, то в этом случае необходимо использовать поддерживающие или протяжные приспособления.
Обучение движению рук на суше начинается в положении полунаклона — одна рука опирается на согнутое колено одноименной ноги, другая вытянута вперед, выполняется имитация гребка и подготовительного движения.
Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного положения стоя на дне. В воде повторяются все имитационные упражнения, которые выполнялись на суше. Сначала выполняют упражнения с произвольным дыханием, затем на задержанном вдохе и в согласовании с дыханием.
Согласование движений рук, ног и дыхания изучается также сначала на суше, затем в воде.
Средство спортивной тренировки в плавании
Различают собственно средства спортивной тренировки — это разнообразные физические упражнения прямо или опосредованно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов, и дополнительные (технические) средства — тренажёрные устройства, специальные оборудования, диагностическая аппаратура и т. п., использование которых стимулирует темпы спортивного совершенствования.
Основными средствами тренировки в плавании являются разнообразные физические упражнения. По степени приближенности к основным соревновательным действиям их обычно подразделяют на 4 группы: общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Каждая группа упражнений отличается преимущественной направленностью воздействия и применяется для решения различных задач на каждом этапе тренировки.
Общеподготовительные упражнения направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие организма спортсмена. Для гармоничного развития всех мышечных групп пловца включаются элементы, заимствованные из других видов спорта: кроссовый бег, ходьба на лыжах, гребля, спортивные и подвижные игры, гимнастические общеразвивающие упражнения. Для начинающих пловцов данные упражнения являются основными и для подготовки в зале, однако с ростом спортивного мастерства подготовка приобретает все более целенаправленный характер.
Вспомогательные упражнения предполагают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.
Специально-подготовительные упражнения. Направлены на развитие тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку при плавании. К этой группе относятся упражнения, способствующие повышению силы и выносливости при работе на специальных гребковых тренажерах, плавание при помощи движений ногами или руками, с дополнительными отягощениями и тормозными устройствами. Эти упражнения являются основными для квалифицированных спортсменов.
Соревновательные упражнения. Включают в себя проплывание определенных дистанций основным способом в полной координации [11].
В.Н. Платонов в своей книге «Теория и методика спортивной тренировки» считает, что в практических целях все методы условно принято делить на три группы: словесные, наглядные и практические. При этом необходимо учитывать, что в процессе спортивной тренировке применяются все группы методов, в различных сочетаниях. Каждый метод применяется не в стандартных формах, а постоянно совершенствуется в соответствии с изменяющимися требованиями и специфическими особенностями спортивной подготовке.
Под методами, применяющимися в спортивной тренировке следует понимать способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества и способности.
Важнейшими показателями, определяющими структуру практических методов тренировки, является то, имеет ли упражнения в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или даётся с интервалами отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме. [6,11]
В процессе тренировки пловцов Булгакова Н.Ж. выделяет следующие методы: равномерный, переменный, интервальный, повторный и соревновательный (контрольный). Они отличаются друг от друга по длине дистанций, интенсивности плавания, количеству проплываемых дистанций и по характеру отдыха. При изменении перечисленных параметров нагрузки тренировка может приобрести преимущественную направленность на воспитание скорости, общей выносливости или специальной выносливости. Так, например, проплывание 6×200 м с интенсивностью 85-90 % от максимальной скорости с отдыхом 1,5-2 мин направлено на воспитание специальной выносливости, необходимой для плавания на средние дистанции.
Равномерный метод тренировки предусматривает плавание на дистанциях от 400 до 1500 и более метров с относительно равномерной скоростью прохождения их частей. Такое плавание содействует гармоничной работе всех систем организма и приучает пловца к более экономной работе в воде. Оно также приучает ритмично чередовать напряжение и расслабление работающих мышц. Пульс пловца обычно доходит до 20-25 ударов за 10 с.
Переменный метод тренировки заключается в чередовании нагрузок разной интенсивности. Проплыв отрезок (например, 50 м) с повышенной скоростью, спортсмен продолжает плыть со значительно меньшей скоростью. Проплыв спокойно определенное количество метров, начинает снова плыть энергично, затем плыть спокойно и т. д. Соотношение длины отрезков, проплываемых с повышенной скоростью и спокойно, зависит от подготовленности пловца. При средней скорости на отрезках, проплываемых с повышенной интенсивностью, этот метод содействует воспитанию общей выносливости, а при более быстром плавании — повышению специальной выносливости.
Интервальный метод тренировки характеризуется проплыванием серий отрезков заданной длины с определенной интенсивностью и интервалом отдыха между ними. Отдых подбирается так, чтобы обеспечить не полное, а частичное восстановление пульса. При этом стимул для совершенствования сердечнососудистой системы создается и во время отдыха, когда объем крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение, достигает высшего уровня.
В интервальной тренировке пловцов различаются две направленности-развитие общей выносливости и развитие специальной выносливости.
Интервальная тренировка, направленная на развитие общей выносливости, характеризуется следующим: длина проплываемых отрезков и дистанций — 50, 100 или 200 м; интенсивность «порций работы» — частота пульса 26-30 ударов за 10 с; продолжительность отдыха — от 5 до 45 с; повторение проплываемых дистанций у пловцов II спортивного разряда — 4-10 раз, у пловцов высокой квалификации — больше.
Интервальная тренировка, направленная на развитие специальной выносливости, характеризуется повышенной интенсивностью плавания, что придает ей анаэробный характер. Это обычно достигается увеличением скорости при сохранении продолжительности пауз отдыха. Количество проплываемых дистанций подбирается с учетом их длины, подготовленности спортсменов и интенсивности плавания.
Повторный метод тренировки заключается в повторении проплываемых дистанций 25, 50, 100, 200, 400 или 800 м с высокой интенсивностью (90-100 %). Паузы отдыха должны обеспечивать хорошее восстановление и иногда доходят до 10 и более минут. Количество повторений подбирается с учетом длины дистанции и подготовленности спортсмена. Этот метод позволяет спортсмену в течение одной тренировки выполнить большой объем работы с предельной и околопредельной скоростью. Для подготовки пловцов III-II разрядов к соревнованиям в плавании на 100 м тренировка обычно включает повторное плавание 6X25 м или 3X50 м с доступной для пловца интенсивностью и достаточно большими интервалами отдыха.
Соревновательный, или контрольный, метод тренировки — это прохождение основных дистанций в полную силу на соревнованиях или в условиях близких к ним (в группе под стартовую команду, с партнером). Этот метод обычно применяется перед соревнованием для проверки подготовленности спортсмена и для совершенствования прохождения дистанции (старт, поворот, равномерность прохождения, техника).
В процессе тренировок пловцов все перечисленные методы тренировки применяются как раздельно, так и в различных комбинациях.
В учебном пособии для ВУЗов «Плавание» под редакцией Булгаковой Н.Ж. приведена следующая классификация основных методов тренировки применяемых в спортивном плавании (рисунок 1.2)
Рисунок 1.2 — Основные методы тренировки.
В непрерывных (дистанционных) методах длина дистанции составляет обычно от 400 до 3000 м. Скорость плавания в равномерном непрерывном методе постоянна и значительно ниже соревновательной.
В переменном непрерывном методе есть несколько вариантов:
1) постоянное увеличение скорости. Например, 1200 м как 3×400 м; каждый последующий отрезок быстрее предыдущего: первые 400 м проплываются за 7 мин, вторые — за 6 мин 30 с, последние — за 6 мин;
2) ритмическое изменение скорости. Дистанция разбивается на отдельные отрезки, скорость плавания на которых различна. Например, 900 м как 9×100 м. На этих отрезках интенсивность изменяется так: 100 м — в 1/2 силы, 100 м — в 3/4 силы, 100 м — 90 % от максимума; 100 м как 10×10 м (первые 75 м свободно, последние 25 м быстро);
3) «фартлек» (игра скоростей). Произвольное сочетание ускорений и малоинтенсивного плавания.
4) «локомотив» («пирамида»). Чередование свободного и быстрого плавания; длина отрезков плавно нарастает или уменьшается.
Например, дистанцию 900 м проплывают так: 50 м быстро + 50 м свободно, 100 м быстрой — 100 м свободно; далее аналогично 150 + 150, 100+100,50 + 50;
5) чередование проплывания отрезков дистанции при помощи движений ногами, руками и в полной координации.
В контрольном методе дистанция равна или меньше соревновательной, скорость — максимальная.
Равномерный интервальный метод характеризуется постоянными величинами длины отрезка, интервалов отдыха и скорости плавания. Примером так называемых «прямых серий» могут служить 10 — 20×50 м, 8 — 15×100 м.
Переменный интервальный метод насчитывает большое количество вариантов:
1) постоянное увеличение скорости. Каждый последующий отрезок проплывается быстрее предыдущего;
2) ритмическое изменение скорости. Серия 12×50 м выполняется как 3x4x50 м с увеличением скорости от 1 — го отрезка к 4_му, от 5_го к 8_му и т. д.;
3) серийный (интервально-повторный). Серия 12×50 м выполняется как 3 серии по 6×50 м; интервалы отдыха между отрезками — 20 с, между сериями — 5 мин;
4) увеличивающиеся интервалы отдыха. Серия 18×50 м разбивается на 3 — по 6 отрезков в каждой: 6×50 м в режиме 50 с + 6×50 м в режиме 1 мин + 6×50 м в режиме 1 мин 20 с. Увеличение интервалов отдыха должно сопровождаться значительным приростом скорости;
5) сокращающиеся интервалы отдыха. Серия 20×50 м выполняется как 10×50 м в режиме I мин 30 с + 5×50 м в режиме 1 мин 10 с + 5×50 м в режиме 45 с. Этот вариант труднее предыдущего; в нем также нужно добиваться улучшения результатов — например, с 40 до 35 с;
6) «симулятор» (дробное плавание). Соревновательная дистанция разбивается на 3-4 отрезка с короткими (10-20 с) интервалами отдыха: а) 800 м = 400 + 200 + 100 + 100 м; интервалы отдыха — 15 +10 + 5 с; б) 400 м = 200 + 100 + 100 м; интервалы отдыха — 10 + 5 с; в) 200 м = 100 + 50 + 25 + 25 м; интервалы отдыха — 10 + 5 + 5 с; г) 100 м = 50 + 25 + 25 м; интервалы отдыха — 5 с. Применяется для отрабатывания оптимального графика прохождения соревновательной дистанции. Первый отрезок обычно составляет половину дистанции; каждый последующий либо равен предыдущему, либо меньше него;
7) «горка» (изменяющаяся длина отрезка). В таких упражнениях варьируются длина отрезка, скорость, а иногда и интервалы отдыха. Типичные примеры «горок»: а) 200 + 150 + 100 + 75 + 50 м; б) 4×400 м, интервалы отдыха — 20 с + 4×200 м, интервалы отдыха -10 с + 4×100 м, интервалы отдыха — 10 с; в) 100 + 200 + 300 + 400 + 300 + 200 + 100 м, интервалы отдыха — от 30 до 60 с, в зависимости от длины отрезка; скорость во второй половине серии выше; г) 2×400 м в режиме 5 мин 20 с + 4×200 м в режиме 2 мин 40 с + 8×100 м в режиме 1 мин 20 с + 16×50 м в режиме 40 с.
Занятия плаванием только в воде не могут подготовить спортсмена к достижению высоких результатов. Для того чтобы в наши дни добиться выдающихся результатов, необходимо посвятить много времени силовой физической подготовке на суше. В тренировках используются упражнения с отягощениями и сопротивлениями, которые направлены на достижение высокого уровня специальной силовой подготовленности и его поддерживание.
Задачей общей силовой подготовки является: укрепление мышечно-связочного аппарата; воспитание умения проявлять оптимальные усилия в широком диапазоне движений в единстве с ловкостью, быстротой, гибкостью; гармоническое развитие всей мускулатуры спортсмена [1,3,4,12,15].
Из методов физической подготовки применяется повторный метод с оптимальными усилиями при среднем числе повторений. Платонов В.Н., в своей книге «Специальная подготовка пловцов высших разрядов», рекомендует выполнять упражнения из различных исходных положений, в различном темпе, чередовать с упражнениями на расслабление, постановку дыхания. Упражнения не должны сопровождаться напряжением, закрепощением мышц. Их следует прекращать до наступления заметно выраженного утомления.
На тренировочных занятиях на суше используются:
* общеразвивающие упражнения в упорах и висах;
* общеразвивающие упражнения с партнером;
* одиночные общеразвивающие упражнения с отягощениями.
Тренировочные занятия на суше широко применяются во все периоды круглогодичной подготовки. Так в базовом и переходном периоде для развития общих физических качеств, применяются упражнения из других видов спорта: бег, лыжи, гребля, легкая атлетика, велоспорт, водное поло и различные виды спортивных и подвижных игры. На протяжении всего периода подготовки большое внимание уделяется силовым тренировкам на суше. В специально-подготовительном и соревновательном периоде силовые упражнения на суше имеют уже специальный характер и максимально приближены к двигательным действия в воде. Как говорилось ранее, в плавании большое значение имеет гибкость и подвижность суставов, поэтому на протяжении всего перед тренировками на суше или в воде спортсмены выполняют упражнения на развитие гибкости.
Внедрение различных тренажерных устройств, позволяющих значительно тоньше дифференцировать режим работы мышц, чем использование традиционных отягощений, привело к более дробному по сравнению с традиционным делению режимов работы мышц при выполнении силовых упражнений. В частности, в настоящее время принято выделять упражнения силовой направленности, выполняемые в таких режимах: 1) изометрическом (статическом); 2) изотоническом (динамическом) при постоянной величине отягощения и соче-тании работы преодолевающего и уступающего характера; 3) изотоническом при уступающем режиме работы мышц; 4) изокинетическом; 5) переменных сопротивлений.
Это деление не является достаточно строгим, поскольку все режимы, кроме изометрического, есть различные варианты работы динамического характера. Однако четкие различия в методике, тренажерном оборудовании и эффективности способствовали распространению такого подразделения и упорядочению процесса силовой подготовки квалифицированных пловцов, а также дали основание для выделения самостоятельных методов.
Изометрический метод. При использовании изометрического режима работы мышц прирост силы наблюдается только по отношению к той части траектории движения, которая соответствует применяемым упражнениям. Следует также учитывать, что сила, приобретенная в результате тренировки в этом режиме, не распространяется на работу динамического характера и требует периода специальной силовой тренировки, направленной на обеспечение реализации силовых качеств при выполнении движений специального характера. При тренировке в изометрическом режиме прирост силовых качеств сопровождается уменьшением скоростных возможностей спортсменов, что достоверно проявляется уже через несколько недель силовой тренировки. Это требует сочетания силовой работы с упражнениями скоростного характера.
Изотонический метод может быть подразделен на два самостоятельных: концентрический, основанный на выполнении двигательных действий с акцентом на преодолевающий характер работы и эксцентрический — предусматривающий выполнение двигательных действий уступающего характера с сопротивлением нагрузке. При выполнении упражнений в динамическом режиме с традиционными отягощениями (например, со штангой) сопротивление является постоянным на протяжении всего движения. В то же время силовые возможности пловцов в различных фазах существенно изменяются в связи с изменением величин рычагов приложения силы, и максимальное сопротивление мышцы испытывают только в крайних точках амплитуды движения.
Изокинетический метод. В основе метода — режим двигательных действий, при котором при постоянной скорости движения мышцы преодолевают сопротивление, работая с предельным напряжением, несмотря на изменение в различных суставных углах соотношения рычагов или моментов вращения.
Тренировка с применением этого метода предполагает работу с использованием специальных тренажерных устройств, которые позволяют пловцу выполнять движения в широком диапазоне скорости, проявлять максимальные или близкие к ним усилия практически в любой фазе движения. Это дает возможность мышцам работать с оптимальной нагрузкой на протяжении всего диапазона движений, чего нельзя добиться, применяя любые из общепринятых отягощений. Многие специалисты считают, что изокинетические упражнения должны быть основным средством силовой подготовки, особенно при развитии максимальной и взрывной силы.
Метод переменных сопротивлений. Выделение этого метода прямо связано с использованием различных тренажеров, конструктивные особенности которых позволяют изменять величину отягощений в разных частях движения с учетом реальных возможностей вовлеченных в работу мышц. В практике подготовки пловцов очень широкое распространение получил пружинно-рычажный тренажер «Мертенса-Хюттеля» для выполнения разнообразных упражнений, имитирующих гребковые движения руками при плавании всеми способами (рисунок 1.3). Конструктивные особенности тренажера, в частности изменение количества пружин, позволяют «приспосабливать» сопротивление к реальным возможностям мышц в различных частях гребковых движений [5,13,14,15,17,19,23].
Рисунок 1.3 — Силовые упражнения, выполняемые на тренажере «Мертенса-Хюттеля»: 1 — рама; 2 — пружины; 3 — штанга-рычаг; 4 — амортизатор.
Таким образом можно сделать вывод, что средствами и методами тренировки в подготовке пловцов специализирующихся на дистанции 200 метров вольным стилем являются общепринятые средства и методы спортивной тренировки, но имеющие свою специфику.
Источник https://studfile.net/preview/5765482/page:5/
Источник http://sportwiki.to/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E
Источник https://studbooks.net/659541/turizm/sredstva_metody_trenirovki_podgotovki_plovtsov_sushe_vode