Характеристика спортивной подготовки в синхронном плавании
Как стать звездой синхронного плавания
Многие дети мечтают о красивом, эффектном спорте. Один из лидеров здесь – синхронное плавание. Мы попросили тренера молодежной сборной России по синхронному плаванию Юлию Митеву рассказать читателям блога Декатлон, как готовят звезд-синхронистов.
— Юлия, расскажи, почему ты выбрала именно синхронное плавание. Мечта детства?
— Свой спортивный путь я начала довольно поздно. Сейчас никто бы не принял девочку в 12 лет, у которой нет и малейшего представления, что такое синхронное плавание. Этот путь выбрала для меня моя мама и ни капельки не прогадала. Она решила отдать меня в синхронное, так как я была довольно высокой и всегда любила воду. Естественно, ключевую роль на первом этапе каждого спортсмена играют именно родители.
— Что дали тебе занятия синхронным плаванием?
— Занятия спортом в целом формируют множество положительных качеств для жизни – дисциплинированность, умение работать в команде и не забывать про свою индивидуальность. Меня всегда интересовало творческая сторона нашего вида спорта – поиск образа и постановка программы.
— Было ли сложно бороться за звание мастера спорта, покоряя спортивные вершины?
— Спортивная дорога состоит из препятствий и умения их преодолевать. Я уже сказала, что в спорт пришла поздно, а девочки уже занимались по 5-7 лет, поэтому было не так просто стоять с ними в одних программах и выступать на одних соревнованиях.
— В синхронное плавание приходят в детстве и остаются на всю жизнь? Или в этот спорт приходят и взрослые?
— Конечно, такой спорт, как синхронное плавание подразумевает ежедневные тренировки с раннего возраста. В нашем виде спорта ты должен уметь держаться на воде (плавательная подготовка), задерживать дыхание, иметь хорошую физическую подготовку (акробатическая подготовка) и растяжку. Здесь без специальной подготовки никуда.
— Расскажи о деятельности в Олимпийском центре синхронного плавания Анастасии Давыдовой. К каким соревнованиям сейчас идет подготовка?
— Сейчас в нашем комплексе проходит подготовка юношеской сборной. Самая младшая сборная – девочки 13-15 лет. Они готовятся к COMEN CUP. Сейчас идет подготовка команды из 8 и 10 человек, соло (1 девочка) и дуэт (2 девочки). За дуэт отвечаю я, за соло – Давыдова Анастасия. А две групповые команды ведет наш тренерский состав, два молодых тренера. Это будет их дебют.
Все остальные детишки – малыши. Они уже отзанимались в июне и сейчас ушли в отпуск. Им тоже нужно чуть отдохнуть, потому что в августе возобновляется сезон.
— Есть ли среди твоих воспитанников восходящие звезды синхронного плавания?
— У нас с Давыдовой общие спортсменки. В старшей сборной тренируется Голядкина Марина, она стоит в составе группы под руководством Покровской Татьяны Николаевны. В юниорской сборной – две спортсменки, Базлова Антонина и Соловьева Полина. В юношеской – тоже две девочки, Полякова Елизавета и Коссова Екатерина.
— Что тебе дает тренерская деятельность?
— Тренерская деятельность очень многогранна. Это моя любимая работа, я каждый день расту над собой, стараюсь обучить девочек большему мастерству. Мы оттачиваем каждый пальчик, ведь нет предела совершенству.
— Есть ли у вас любимые места тренировок и выступления на соревнованиях?
— Любимые места тренировок – это, естественно, Олимпийский центр, грандиозное сооружение. Это единственный такой огромный центр в Москве, который дает возможность тренироваться, расти над собой, выдавать максимальный результат каждый день.
По поводу соревнований – каждая страна, каждый город пытаются удивить, стараются помочь. Все гостеприимные и любвеобильные. И, конечно, при этом каждый город разный, соответственно, и бассейны разные. И мы всегда с радостью приезжаем в новые места.
— С чего начать родителям, мечтающим, чтобы их дети занимались синхронным плаванием. Куда обратиться? Какое снаряжение/экипировка понадобятся?
— Чтобы начать, родители должны вначале определиться, куда им удобно возить ребенка. Затем – насколько профессиональной должна быть школа, в Москве очень много клубов и школ, вся информация есть в Интернете. Определившись с этим, родители записывают детей на просмотр, и тогда директор или тренер (смотря, как это в школе установлено) отбирает детей в группы.
Чтобы привезти ребенка на отбор, нужны обычные лосины, маечка, носочки. В основном приводят маленьких детишек, которые не умеют плавать. Если ребенок уже умеет плавать или занимался спортом, то лишь купальник, шапочка и очки.
— А как спорт влияет на личные достижения в жизни? Мы слышали, что твоя сестра Милена решила добиться вершин на новом поприще, учится в престижном ВУЗе и работает в Госдуме. Может, спортсмены знают какой-то секрет успеха?
— В раннем возрасте мы воспитываем в девочках целеустремленность, настойчивость и обязательно трудолюбие. Мне кажется, эти качества важны как для достижений спортивных целей, так и жизненных.
Спортивное плавание в процессе обучения и тренировки в синхронном плавании
Плавательная подготовка занимает одно из центральных мест в тренировке спортсменок, специализирующихся в синхронном плавании. Плавательный навык, техника спортивных способов плавания являются тем базовым двигательным навыком, на основе которого формируются двигательные навыки, специфические для синхронного плавания. Высокое качество начального обучения и предварительной плавательной подготовки обеспечивает безопасность юных спортсменок при заня тиях синхронным плаванием, создает предпосылки для технического и физического совершенствования.
Для того чтобы овладеть всем техническим многообразием своего вида спорта, спортсменки-синхронистки должны уверенно владеть всем многообразием техники спортивных способов плавания, включая подготовительные и специальные упражнения для обучения и совершенствования техники спортивных и прикладных способов плавания, техники поворотов и стартовых прыжков, ныряний и т.п. Опыт спортивного плавания показывает, что обучение общим основам техники плавания требует примерно 2-3 месяца, однако становление «взрослой» техники плавания требует 2-3 года. Поэтому объем плавательной подготовки в тренировке юных синхронисток на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации должен достигать значительных величин.
Тренеры и спортсменки должны ясно представлять себе, что синхронное плавание является прежде всего видом спорта и в качестве такового требует проявления и на соревнованиях, и иа тренировках высокого уровня физических и психических усилий. Плавательная подготовка является основой для развития физических качеств, функциональных возможностей, для повышения психической устойчивости девушек-синхронисток и для воспитания таких необходимых в спорте качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, сила воли и др. Плавательная подготовленность сильнейших российских спортсменок-синхронисток находится на уровне нормативов кандидата в мастера спорта и мастера спорта по спортивному плаванию.
Для того чтобы достичь такого уровня физической и функциональной подготовленности, необходима правильно спланированная многолетняя плавательная тренировка. Очень важно заложить хорошую функциональную базу до окончания полового созревания девушек — то есть до 13-14 лет, так как в более старших возрастах без высокого уровня двигательной активности будет трудно противостоять приросту избыточной массы тела. Кроме того, раннее начало спортивной тренировки при условии постепенного повышения физических нагрузок оказывает положительное влияние на становление специфических функций женского организма.
Специальная работоспособность спортсменок, специализирующихся в синхронном плавании, в значительной степени определяется уровнем развития аэробной и анаэробной производительности и долговых способностей (под термином «долговые способности» понимают способность выполнять динамическую работу или статические усилия на фоне острой гипоксии). Высокий уровень аэробной производительности является функциональной базой для освоения больших объемов тренировочных нагрузок, способствует развитию аппарата внешнего дыхания, повышению адаптационных возможностей организма к работе анаэробного характера и к длительной гипоксии. Аэробная производительность определяется способностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем и системы крови извлекать кислород из атмосферного воздуха, доставлять его к работающим мышцам и органам и использовать кислород в тканях для ресинтеза аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Чем интенсивнее в организм поступает кислород, тем выше его аэробная производительность. Аэробный ресинтез АТФ протекает двумя путями: первый — за счет окисления липидов при длительной работе низкой интенсивности продолжительностью от 15 мин до 2-3 ч, на частоте пульса 120-140 уд./мин; второй — за счет аэробного гликолиза — распада гликогена, депонированного в мышцах и печени, до пировиноградной кислоты и включения этого продукта гликолиза в цикл три карбоновых кислот. Этот путь ресинтеза АТФ является ведущим при выполнении работы на пульсе 140-180 уд./мин. Нижняя граница этого пульсового диапазона соответствует так называемому порогу анаэробного обмена (ПАНО), когда в энергообеспечение работы подключаются анаэробные процессы. Верхняя граница этого пульсового диапазона соответствует уровню максимального потребления кислорода (МПК) на фоне значительного участия в энергообеспечении работы анаэробного гликолиза, доля которого в рссинтсзс АТФ достигает 40-50% [6, 15, 16, 17].
Способность длительно выполнять работу на пульсе 120-160 уд./мин характеризует аэробную емкость организма. Скорость плавания, на которой достигается ПАНО, является показателем аэробной эффективности, а МПК (максимальное потребление кислорода) — показателем аэробной мощности. Аэробная емкость организма определяется запасами липидов и гликогена в организме, капилляризацией мышц и способностью нервной системы противостоять запредельному торможению в результате длительной импульсации. Уровень ПАНО зависит от согласованной деятельности вегетативных систем и состава мышечных волокон и характеризуется минимальной мощностью работы, при которой начинают развертываться анаэробные процессы. За уровень ПАНО принимают скорость плавания, на которой концентрация лактата в крови достигает 4,0 ммоль/л. МПК зависит от мощности сердца, эффективности внешнего дыхания, кислородной емкости крови и от интенсивности тканевого дыхания. Так как продукты гликолиза являются «топливом» для аэробного ресинтеза АТФ, то МПК достигается на фоне высоких показателей анаэробного обмена — высокого уровня лактата в крови (до 10-11 ммоль/л). Аэробная емкость и ПАНО являются хорошо тренируемыми показателями. Уровень МПК имеет возрастные и генетические пределы. У девушек максимальные величины МПК на килограмм веса достигаются в возрасте 13-14 лет, после чего МПК на килограмм веса может даже снижаться вследствие увеличения жировой массы. Поэтому относительно большие объемы аэробных нагрузок в тренировке девушек до 14 лет будут способствовать развитию МПК, а после 14-15 лет — препятствовать чрезмерному увеличению массы тела [6].
В плавании для развития аэробных возможностей организма используют дистанционный, переменный, интервальный и повторный методы [6, 12, 14, 15].
Дистанционный метод заключается в равномерном проплывании длинных отрезков от 400 до 3000 м и более. Он способствует увеличению капилляризации мышц, количества митохондрий и ферментов биологического окисления в мышечных волокнах. Дистанционное плавание на отрезках 800-3000 м на пульсе 140— 160 уд./мин способствует повышению аэробной емкости, а на отрезках 400-1000 м на пульсе 170-180 уд./мин — повышению МПК, аэробной и анаэробной емкости.
Переменный метод характеризуется приплыванием длинных дистанций с периодическим чередованием ускорений и свободного плавания. Резкая смена мощности работы в процессе прохождения дистанции стимулирует быструю активизацию систем дыхания и кровообращения. Во время ускорений в организме образуется умеренный кислородный долг, накапливается молочная кислота, которая окисляется в процессе свободного плавания.
Интервальный метод, направленный на повышение аэробных возможностей, способствует в первую очередь повышению МПК, т.е. аэробной мощности. Метод заключается в чередовании интенсивного плавания с паузами отдыха. При этом частота пульса на рабочих отрезках должна быть на уровне 170-180 уд./мин, а во время пауз отдыха она нс должна падать ниже 120-130 уд./мин. В этом случае и во время работы, и во время интервалов отдыха сердце работает с максимальной мощностью, обеспечивая максимальный ударный объем каждого сокращения. В работе данной мощности интенсивно расходуется гликоген мышц и печени. Увеличение количества отрезков в интервальных сериях способствует исчерпыванию во время тренировки гликогенного депо с последующим его сверхвосстановлением. Наиболее эффективными отрезками для повышения МПК являются отрезки со временем их преодоления от 60 до 120 с (100-200 м) с интервалами отдыха 30-60 с (при больших интервалах пульс снижается ниже 120-130 уд./мин).
Повторный метод в тренировке аэробной направленности включает повторное проплывание серий средних и длинных отрезков (от 400, 800, 1000 м) с отдыхом до полного восстановления пульса со скоростью плавания, максимальной для данных отрезков. Частота пульса при этом достигает 170-180 и даже 185 уд./мин. Такие упражнения способствуют повышению МПК и аэробной емкости.
Анаэробные возможности организма определяются мощностью ферментов анаэробного гликолиза, емкостью гликогенного депо, буферной емкостью крови и способностью центральной нервной системы (ЦНС) переносить нехватку в организме кислорода. При работе субмаксимальної! и максимальной мощности (на частоте пульса 185-230 уд./мин) основным путем ресинтеза АТФ является анаэробный гликолиз и алактатно-анаэробный процесс. Длительность работы в гликолитическом режиме достигает от 30 с до 3-3,5 мин, а в алактатном режиме -до 20-30 с.
Анаэробные и долговые возможности составляют основу специальной работоспособности девушек-синхронисток, так как длительность произвольных композиций составляет 3-5 мин, а их выполнение сопровождается длительными задержками дыхания и активными перемещениями по всей акватории бассейна. Главным фактором утомления при выполнении субмаксимальных нагрузок является значительный сдвиг pH крови в кислую сторону (pH достигает 7,00—6,96 при уровне покоя 7,44-7,38), этот сдвиг является результатом накопления в крови продуктов гликолиза (лактата, СО2), сопровождающегося ощущениями удушья и болевыми ощущениями в мышцах. При выполнении максимальных алактатных нагрузок основным фактором, вызывающим утомление, является чрезвычайно высокая частота нервной импульсации. (По данным А.Р. Воронцова и В.Р. Соломатина.)
Тренировка анаэробной направленности имеет в качестве задач повышение скорости распада макроэнергических веществ — гликогена и креатинфосфата КрФ -в мышцах, повышение емкости гликогенного депо, повышение буферной емкости крови и выработку способности «терпеть» дефицит кислорода и высокую степень закисления в организме.
При выполнении работы гликолитической направленности различают три тренировочных режима, критериями которых являются такие показатели, как pH крови, концентрация в крови лактата, и дефицит буферных оснований (BE):
- 1) работа за счет механизма гликолитической емкости — плавание на отрезках со временем преодоления от 2 до 3,5 мин (150-200 и 300 м) при частоте пульса 180-185 уд./мин, pH = 7,28-7,20, BE = -8, -12 мэкв/л, лактат = 12 ммоль/л;
- 2) работа за счет гликолитической мощности — плавание на отрезках со временем преодоления 1-2 мин, на пульсе 220-230 уд./мин, pH = 7,20-7,14, BE = -16, -18 мэкв/л, лактат = 12-16 ммоль/л;
- 3) работа в зоне «максимального уровня гликолиза» — на отрезках со временем преодоления от 45 с до 1-1,5 мин, на пульсе до 220-230 уд./мин, при pH = 7,14-6,95, BE = —24, -30 мэкв/л, лактат = 20-26 ммоль/л. К алактатным нагрузкам относится плавание с максимальной скоростью на отрезках со временем преодоления от 5 до 20-25 с. Основным источником энергии является реакция расщепления креатинфосфата 16, 15].
Для развития анаэробных гликолитических способностей используются интервальный, повторный и повторно-интервальный методы.
В вариантах интервального метода развития гликолитических способностей используются отрезки, время преодоления которых составляет от 30 с до 3-3,5 мин, скорость преодоления отрезков составляет 90-95% от максимальной скорости плавания, пульсовой диапазон составляет от 185-190 до 200-210 уд./мин, интервалы отдыха между отрезками равны или несколько меньше времени преодоления отрезков, количество отрезков от 10 до 15-20. Увеличение скорости плавания и длительности интервалов отдыха между отрезками будет стимулировать в большей степени развитие гликолитической мощности, а сокращение длительности интервалов -развитие гликолитической емкости. В повторной тренировке гликолитической направленности используются отрезки 50, 75, 100, 150, 200 м с интервалами отдыха между отрезками, в 2-3 раза превышающими время преодоления отрезков, количество отрезков обычно от 4 до 8, каждый отрезок преодолевается с предельной мобилизацией физических и психических сил. Частота пульса достигает 195— 210 уд./мин. Такая тренировка способствует развитию гликолитической мощности.
Повторно-интервальный метод или, как его еще называют, «метод дробных серий» заключается в повторном преодолении дистанций, расчлененных на несколько отрезков. Например, 400 м проплывается в виде серии отрезков 8×50 м или 4х 100 м, с короткими интервалами (5-10 с) с максимально возможной скоростью или 200 м разбивается в виде 4×50 м или 100+50+50 м, 100 м в виде 50+50, или 50+25+25, или 4×25 м с коротким отдыхом или в «жестких режимах» (при длительности отдыха от 3-5 до 8-10 с). В тренировочном занятии может быть 3-5 таких «дробных серий». Частота пульса в таких упражнениях достигает своих максимальных величин и доходит до 220-230 уд./мин. Отдых между сериями составляет 5-10 мин, то есть отдых должен обеспечивать относительно полное восстановление физиологических функций и ликвидацию сдвигов в крови в кислую сторону. Это позволит выполнить все серии с высокой скоростью и добиться максимального тренировочного эффекта. (По данным А.Р. Воронцова, В.Р. Соломатина.)
В последнее время большое внимание в тренировке пловцов уделяется использованию так называемой «гипоксической тренировки», т.е. плаванию с задержкой дыхания (с дыханием через 3, 5, 7 и 9 циклов плавательных движений). Этот метод можно рекомендовать для развития специальной выносливости спортсменок-синхронисток. «Гипоксическая тренировка» позволяет добиться более высоких сдвигов во внутренней среде организма на меньших скоростях плавания, чем в обычной плавательной тренировке. Плавание на невысоких скоростях при длительной задержке дыхания способствует повышению утилизации кислорода в работающих мышцах и способствует повышению МП К и ПАНО. «Гипоксическая тренировка» на высоких скоростях плавания на отрезках 50-200 м приводит к повышению долговых возможностей организма, так как дефицит кислорода на фоне работы высокой мощности приводит к накоплению больших величин кислородного долга.
Алактатные анаэробные способности составляют функциональную основу скоростных и скоростно-силовых качеств. Они не являются специфическими для синхронного плавания, но тренировка алактатной направленности будет способствовать развитию специальной силы. Тренировка алактатной направленности включает проплывание коротких отрезков от 10 до 25 м с максимальной скоростью и большими интервалами отдыха. Основной метод тренировки — повторный.
Плавательная подготовка является важной формой развития силовых способностей девушек-синхронисток. Хотя силовые способности в меньшей степени проявляются в синхронном плавании, чем в спортивном плавании, все же они обеспечивают качественное выполнение обязательных фигур синхронного плавания и произвольных композиций. Оптимальной формой развития силовых способностей для синхронисток является выполнение плавательных тренировочных программ с использованием дополнительных сопротивлений. В качестве сопротивлений можно рекомендовать плавательные лопаточки, утяжелители (пояса) или тормозные устройства в виде надетых на ноги резиновых кругов, а также плавание в двух купальных костюмах. Плавание с дополнительными сопротивлениями может включаться в тренировки как аэробной, так и анаэробной направленности, что позволяет осуществлять сопряженное развитие силовых качеств и функциональных возможностей организма. Применять дополнительные сопротивления рекомендуется после того, как у спортсменок установится стабильная техника спортивных способов плавания — примерно с 12-13 лет.
При проведении занятий функциональной направленности большое значение имеет контроль за физиологической направленностью плавательных упражнений. Наиболее доступный способ — контроль по частоте сердечных сокращений. На уровне сборных команд можно привлекать для контроля нагрузок данные биохимического и физиологического тестирования. В настоящее время в спортивном плавании используется классификация тренировочных упражнений по их физиологической направленности, основанная на частоте сердечных сокращений, уровне потребления кислорода и уровне лактата крови. Эта классификация приводится в табл. 1 [6, 15].
Классификация тренировочных упражнений по зонам физиологической направленности
Чем прекрасно синхронное плавание и зачем отдавать туда ребенка? Рассказывает синхронистка-чемпионка мира
Возможно, многие ответят, что это балет на воде, кто-то скажет, что там девочки плавают с прищепками на носу. Кто-то почешет голову и спросит: разве это не то же самое, что обычное плавание?
Сегодня я расскажу вам о синхронном плавании и том, как тренируются синхронистки. Возможно после моего рассказа вам захочется больше следить за этим видом спорта, а кто-то даже решит отдать своего ребенка в секцию синхронного плавания.
Спорт с двумя названиями: переименовали, чтобы повысить популярность
Прежде всего, давайте разберемся с названием. Сейчас этот спорт называется «артистическое плавание» – его переименовала в 2017 году Международная федерация водных видов спорта, чтобы повысить популярность. Но я, посвятив всю свою жизнь синхронному плаванию, не могу называть его по-другому. Было много недоумений и вопросов, зачем понадобилось менять название. На мой взгляд, смена названия не оправдывает себя, так как больше не передает одну из важнейших ценностей этого спорта – синхронность исполнения движений.
На протяжении многих лет российские синхронистки были и остаются законодателями в этом спорте: никому не удается делать элементы так же синхронно. Тем более, что артистичность можно отнести к субъективным критериям, а синхронность видна даже обывателю.
Так что возможно, убирая из названия главное и фундаментальное определение, федерация хотела снять важность синхронности в выступлении и позволить другим странам догнать и даже перегнать российских спортсменок.
Как тренируются синхронистки: 11 часов в день в зале и на воде, акробатика, плавание всеми стилями
Синхронное плавание считается одним из самых тяжелых видов спорта: трехминутное выступление можно приравнять к целому футбольному матчу. Многие сейчас возмутятся, но тренировки синхронисток сравнимы с подготовкой спецназа.
Ежедневно средняя спортсменка проводит в воде 6 часов, плюс 1-2 часа работы в зале. В сборной команде спортсменки тренируются по 9-11 часов ежедневно, из которых 9 часов – тренировка в воде.
Чтобы достичь высокого профессионального уровня, синхронистки работают над многочисленными аспектами. Подготовка – как часовой механизм, где каждая шестеренка необходима для результата. Именно поэтому каждый тренировочный день включает в себя множество незаменимых элементов.
Помимо самого синхронного плавания, синхронистки занимаются балетом, акробатикой, ОФП, развитием силы, выносливости, гибкости, также в зале отрабатываются произвольные программы, которые зритель видит на соревнованиях. Именно в зале нарабатывается синхронность и четкость исполнения движений. В воде же большое количество времени уделяется плавательной подготовке: для наработки выносливости и скорости синхронисток тренируют тренеры по спортивному плаванию.
В самом начале спортивного пути синхронистки приобретают и отрабатывают правильную технику плавания всеми существующими видами и плавают наравне со своими ровесниками-пловцами. Очень часто юные синхронистки участвуют в детских соревнованиях по плаванию, даже были случаи, когда синхронистки выигрывали у своих сверстников-пловцов. Конечно, такое возможно только на начальном этапе, в дальнейшем синхронистки отдают много времени другим составляющим своего вида спорта, а пловцы сильно набирают скорость и мощь, что делает невозможным дальнейшие состязания.
Также, помимо всего перечисленного, тренировки включают в себя техническую подготовку для чувства воды, себя в воде и отработки техники исполнения элементов синхронного плавания. То, что исполняется с такой легкостью во время соревнований, требует огромной работы и серьезной технической и силовой подготовки. Даже вертикальное положение в воде с идеальной линией требует многих часов ежедневной работы. Все должно быть четко и идеально геометрично. Плечи, бедра, живот, руки, голова требуют правильного положения, иначе будет невозможно переходить на более сложные технические элементы: выталкивания (скоростной выход ногами из воды, когда спортсменки остаются всем телом над водой), вращения и винты (повороты в положении с ногами вверх, которые могут быть как на одном уровне, так и с выходом/уходом).
Важно также уделять время акробатике, чтобы создавать те самые полеты во время программ, которые сначала отрабатываются в зале, а в дальнейшем переносятся на воду, где помимо самого прыжка вырабатывается правильная схема и построение, по которым будет осуществляться подготовка к выбросу и сам толчок. Тут важна не только сила броска, но и захват и положение каждой спортсменки на своем месте. Кто-то выступает «ногами» или «столбом», это та спортсменка, на которой строится вся поддержка и с которой осуществляется дальнейший прыжок, более сильные девочки толкают в центре, другие выступают «доталкивателями». Важно, чтобы все спортсменки были синхронизированы в своей работе – именно на это идет упор в акробатических тренировках.
Дальше дело доходит до произвольных программ. Для четкости и синхронности исполнения необходимо работать над всеми программами ежедневно (у нас их сейчас насчитывается 8, еще две программы микст-дуэта). Синхронность очень быстро уходит, уже после одного дня отдыха приходится наверстывать пропущенный день.
Программы требуют кропотливой и постоянной работы. Сначала каждая программа отрабатывается небольшими частями, для наработки четкости и точности исполнения и искоренения ошибок и асинхронов. В дальнейшем эти части увеличиваются до тех пор, пока дело не дойдет до прохода полной программы без остановок, что нарабатывает силу и выносливость, без которых невозможно достичь высокого уровня исполнения.
День в сборной команде может выглядеть так:
6:30 – подъем и пробежка;
8:00 – тренировка в зале на ОФП и растяжку или хореография;
9:00 – проход «сухой» тренировки программ;
10:00 – плавательная подготовка;
10:45 – техническая работа;
11:30 – произвольные программы;
14:30 – обед и отдых;
17:00 – вторая тренировка на воде, например, акробатика;
17:30 – произвольные программы;
21:30 – просмотр видеозаписей с тренировки и отдых до утра.
Основная часть работы в синхронном плавании проходит в воде наедине со своим телом и его ощущением в воде, поэтому даже один пропущенный день негативно сказывается на чувстве себя в воде и технике. Поэтому тренировки должны быть постоянными с перерывом на один выходной. Длительные праздничные паузы или отпуски не допускаются.
Сама же специфика спорта – это скоростно-силовая работа с высокой концентрацией на четкость выполняемых движений, что еще усложняется тем, что спортсменки работают с сильным понижением кислорода и постоянной задержкой дыхания, а вся надводная часть продолжается в скорости и на максимальной мышечной работе, что не способствует восстановлению.
А зритель видит только легкое скольжение по воде и беззаботно улыбающихся спортсменок, которые несмотря на всю сложность, потемнение в глазах, удушье и полный отказ мышц продолжают следовать ритму и показывать легкость и высокий артистизм.
Стоит ли заниматься синхронным плаванием, если оно такое сложное. Что этот спорт дает ребенку
Моя жизнь в этом спорте была напряженной. Приходилось бороться с усталостью, болью в мышцах, с собой и своими желаниями. Но даже после этого тернистого пути я благодарна синхронному плаванию и тому, каким человеком меня сделал спорт в целом.
На мой взгляд, спорт просто необходим людям и, в особенности, детям. Он закаляет характер, повышает уверенность в себе, учит дисциплине. Это те качества, которые просто необходимы в обычной повседневной жизни каждому человеку. Спорт – это школа жизни, а спортсмены – уверенные и самостоятельные люди, которые умеют отвечать за себя и свои поступки и справляться с любыми трудностями.
Синхронное плавание прекрасно подходит для физического развития детей. Несмотря на большие нагрузки и серьезную физическую подготовку, у девушек развивается гармоничная фигура. Существует миф, что у синхронисток огромные плечи, но это не так. У них развитая мускулатура, но спорт в целом не влияет на развитие массивного плечевого и спинного каркаса. Скорее это индивидуальная особенность – у девушек с изначально широкими плечами, они будут такими всегда, а с накаченными мышцами плечи будет смотреться мощнее.
Синхронное плавание дает гармоничное развитие также потому, что помимо силовых тренировок спортсменки уделяют много времени развитию гибкости и балету, это помогает поставить правильную осанку.
Еще один позитивный момент – развитие интеллекта. Это спорт не только для мышц тела, но и для мозга. Только представьте: чтобы достичь синхронности, необходимо каждую долю секунды следить за ритмом музыки, помнить ошибки и думать об углах, положениях рук, ног и пальцев и следить краем глаза за своими коллегами, за расстоянием до них, за рисунками (положением спортсменок в воде по отношению к друг другу).
В движении, на большой скорости, под водой и над водой рисунки должны оставаться четкими и легко просматриваемыми. Даже небольшой поворот плечей одной спортсменки может привести к излому всей линии. Эти рисунки очень важны в синхронном плавании. Ценится быстрая и неожиданная их смена, а судьи записывают какое количество перестроений за программу выполнила та или иная команда, чем больше перестроений, тем больше сложность программы.
Так же с перестроениями: есть отдельные от движений и те, что выполняются во время движений, – они, само собой, ценятся больше. И над, и под водой нужно держать глаза широко раскрытыми и следить за коллегами по команде, контролируя их положение краем глаза без поворота головы. Очень часто одновременно приходится следить за двумя или тремя сторонами рисунка, то есть держать линию впереди себя, справа или слева, а еще следить за диагоналями, что пересекают перестроение. Если у спортсменки не развито внимание и страдает интеллект, становится просто невозможным контролировать такое количество вещей одновременно, к тому же в состоянии гипоксии и усталости.
Синхронность нарабатывается бесконечным количеством повторений одного и того же действия, до тех пор, пока не наработается мышечная память. Чем сообразительнее спортсменка, тем меньше повторений приходится делать, таким образом голова спасает тело. Чтобы сократить работу на воде, многие движения руками отрабатываются в зале перед зеркалом и просчитывается вслух музыка, что необходимо для запоминания и нахождения акцентов, на которые в дальнейшем спортсменки будут опираться при работе в воде. Для работы над ритмом часто проводят тренировки с уменьшением громкости музыки, спортсменки продолжают держать ритм в голове и при увеличении громкости должны четко синхронизироваться своим счетом с музыкой. Это показывает, насколько верно они продолжали держать ритм в отсутствии музыкального сопровождения.
Мозг, как и мышцы, тренируется, поэтому ежедневные тренировки делают синхронисток умнее и сообразительнее, развивают координацию и концентрацию.
Синхронное плавание – спорт с высокой концентрацией внимания, поэтому спортсмены быстро учатся контролировать эмоции и собираться в нужный момент – без этого невозможны хорошие результаты.
Это также эстетический вид спорта, поэтому важно сохранять стройную и точеную фигуру, постоянно контролировать вес. Но тут дело не доходит до крайностей: голодовки противопоказаны синхронисткам, так как отсутствие полноценного рациона негативно скажется на тренировках, уровне энергии и восстановлении мышц.
С самого детства спортсменки учатся дисциплине в питании, которая в дальнейшем становится полезной привычкой на всю жизнь. Я могу с уверенностью сказать, что из многочисленных спортсменок, которые попрощались со спортом, только единицы набрали вес. В основном все бывшие синхронистки придерживаются здорового образа жизни и правильного сбалансированного питания.
Многие спрашивают как обстоят дела с простудами, особенно в холодное время года. Обычно в первый год тренировок юные спортсменки сталкиваются с частыми простудами, это нормально. Должна пройти адаптация и выработаться иммунитет. Когда дети начинают ходить в сад, в первое время повышается риск заболеваний – здесь тоже так. В дальнейшем при соблюдении простых правил (высушить волосы и уши, насухо вытереть ноги, носить шапку) простуды сокращаются. Более того, «водные» люди болеют довольно редко.
В каком возрасте отдавать детей в синхронное плавание
Синхронное плавание – достаточно молодой вид спорта. Спортсменки в среднем заканчивают карьеру в 25-30 лет. Многие сильные спортсменки берут перерыв, рожают детей, как Наталья Ищенко и Светлана Ромашина, а потом вновь возвращаются в спорт. Это физически очень тяжело. Мало кто может пройти через это. Поэтому заниматься синхронным плаванием начинают очень рано – в 5 лет. Очень важно вовремя развить гибкость, пока мышцы и связки еще мягкие и податливые.
Оглядываясь назад, на всю мою спортивную карьеру, я не жалею о потраченных годах. Синхронное плавание многому меня научило, дало необходимые для жизни качества, помогло стать дисциплинированным и целеустремленным человеком. Даже если не всем удается достичь максимума и золотых олимпийских медалей, я точно знаю, что люди, прошедшие спортивную школу, всегда смогут достичь своего максимума и выиграть где-то вне спорта, в реальной жизни.
Источник https://blog.decathlon.ru/sovety/kak-stat-zvezdoj-sinhronnogo-plavaniya.html
Источник https://bstudy.net/866420/sport/harakteristika_sportivnoy_podgotovki_sinhronnom_plavanii
Источник https://sport.sevastopol.su/chem-prekrasno-sinhronnoe-plavanie-i-zachem-otdavat-tuda-rebenka-rasskazyvaet-sinhronistka-chempionka-mira/