2.2. Всестороннее формирование и развитие личности как цель воспитания

 

Содержание

Развитие личности как цель воспитания

Историко-педагогическая наука идею всестороннего развития и гармонизации личности как цель воспитания провозгласила вместе со своим рождением. Эта идея понимается как соразмерность и согласованность всех сторон развития личности. Педагог имеет дело с развитием человека не только в физическом, но и умственном и нравственном отношении, а в этой области, кроме физико-химических методов пользоваться надо еще и психологическими наблюдениями и самонаблюдениями; какими чувствами, усилиями воли, желаниями проявляется, а может быть и вызывается процесс развития внутри человека, в области его сознания и чувства, равно как и смутной области, стоящей на границе безотчетного, где только чуть-чуть брезжит сознание. Понятие развития лучшее объединяющее начало, на которое надо ориентироваться в воспитательной деятельности. Признаком развития личности является приобретение все новых и новых качеств, совершенствование их.

Факторы, Движущие силы и основные закономерности развития личности

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.

Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор(от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.

закономерности:

• развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;

• развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;

• развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;

• развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;

• развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов:

наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития личности (Б. Г. Ананьев).

Роль деятельности на развитие личности

Все качества личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т. е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, значит, формируются определенные склонности, способности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности.
В разнообразных видах своей деятельности человек вступает в многочисленные и разнообразные отношения с другими людьми. На производстве он может быть одновременно и начальником, и подчиненным; в семье он муж и отец, сын и брат; он к тому же сосед и товарищ, член спортивной команды и секретарь комсомольской организации.
Чем более разнообразными видами деятельности занят человек, тем в более многообразные отношения с другими людьми он вступает, тем более разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.
Через деятельность, осуществляемую личностью совместно с другими людьми, человек познает самого себя. Лишь в процессе труда, этой первой общественно полезной деятельности, человек мог оценить свои силы, свои ограниченные и вместе с тем огромные возможности, свои слабости. Сравнивая себя с другими людьми, смотрясь «в другого человека, как в зеркало» (К. Маркс), человек узнавал себя.
И в процессе развития ребенка его сознание формируется в совместной со сверстниками деятельности. Он научается понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.
Законы психического развития ребенка могут быть раскрыты лишь при изучении разных видов деятельности детей на всех ступенях перехода от младенческого возраста к подростковому и юношескому.

Читать статью  Как распознать плохого человека?

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 950 ; Мы поможем в написании вашей работы!

2.2. Всестороннее формирование и развитие личности как цель воспитания

Решение проблемы формирования и развития личности в процессе воспитания связано с проблемой определения его целей.

Цель – это мысленное представление конечных результатов. Цель воспитания есть определение (прогнозирование) тех положительных изменений, которые должны произойти в результате формирования и развития личности в ее социально-психологических качествах. Отсюда следует, что главной целью воспитания является всестороннее формирование и развитие личности. Такое содержание в цель воспитания вкладывал еще А.С.Макаренко: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания, решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться» 1 .

В учебных пособиях по педагогике рассматриваемые понятия зачастую трактуются как синонимы, да еще с добавлением слова «гармоничное». Однако, как показано выше, понятия «развитие» и «формирование» имеют различное значение. Поэтому, когда речь идет о всестороннем формировании личности, необходимо иметь в виду изменения, происходящие в ее знаниях, способах деятельности и качествах (интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических). Следовательно, всестороннее формирование личности – это процесс количественных и качественных изменений, происходящих при усвоении человеком социального опыта в его интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических качествах.

О всестороннем развитии можно говорить тогда, когда имеют место определенные изменения во всех сторонах личности (опыте, функциональных механизмах психики и типологических свойствах). Поэтому под всесторонним развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые непосредственно или опосредованно происходят в опыте личности, ее функциональных механизмах и типологических свойствах, т.е. во всех сторонах личности.

Гармоничность всестороннего формирования и развития предполагает наличие целостности, равномерности и одновременности в формировании качеств личности и изменений в ее всех сторонах. Такое в реальности никогда не может произойти. Следует заметить, что это понимали некоторые представители теории коммунистического воспитания, поэтому всестороннее и гармоничное формирование и развитие личности они называли идеалом воспитания, к которому должен стремиться человек, но которого никогда нельзя достичь.

Поскольку воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс формирования качеств личности, то всестороннее воспитание человека включает в себя следующие составные части:

Составные части всестороннего воспитания определяют общие направления организации учебно-воспитательной работы образовательных учреждений.

«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия. В статье представлен опыт работы по данной теме. Материал рекомендован для классных руководителей и воспитателей 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
koreshkova_e.v._-_statya.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБС(К)ОУ «Школа-интернат № 1 VII вида» г. Перми Пермского края

Корешкова Елена Владимировна, воспитатель,

Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия. В статье представлен опыт работы по данной теме. Материал рекомендован для классных руководителей и воспитателей 5-9 классов.

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то не приходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Читать статью  Профессиональное саморазвитие личности в условиях реализации ФГОС третьего поколения основа конструктивно-деятельностной технологии развития образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. Человек , как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи — век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется.

Современное общество испытывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным – рыночным отношениям; социально защищены, быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода отклонениям, соблазнам окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психически. И самое главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию.

Школьный возраст, с точки зрения социализации, чрезвычайно важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира

Подростковый возраст называют периодом «бури и натиска». Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному : для кого — то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что «почва уходит из-под ног». Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.

Учитывая все эти факторы, направлением воспитательной деятельности я выбрала тему по самосовершенствованию личности подростка.

Самосовершенствование — сознательная и систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретённых и формирования новых качеств личности, это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

За основу мной была взята технология Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности». Это технология саморазвития личности, в которой предусмотрено целенаправленное и системное обучение воспитанников основам теории самосовершенствовании личности, т.е направленность на самовоспитание и самосовершенствование.

Внеурочная деятельность подростков в школе должна удовлетворять их потребностям в саморазвитии, самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации с помощью методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию.

Целью программы является формирование положительной Я-концепции личности ребенка (т.е. системы представлений человека о себе: Я-знаю, Я-могу, Я-умею), обеспечение личностного и интеллектуального роста школьников через формирование потребности к самосовершенствованию.

Данная программа призвана решать следующие задачи:

  • осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;
  • обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;
  • создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.
  • оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков.
  • общепедагогическая технология, гармонично включается в систему личностно- ориентированного образования;
  • применима ко всем категориям и группам детей;
  • ведущая роль отводится формированию положительной Я- концепции, отслеживанию изменений и коррекции недостатков;
  • полноценный инструментарий в интересной и доступной форме для детей и взрослых.

Ценность этой программы заключается в том, что в ней учитываются возрастные рамки развития и выстраивается поступенчатое восхождение воспитанника к ценностям современной культуры путем постановки задачи-доминанты для каждого возрастного периода.

Программа «Самосовершенствование личности» представляет единое целое всех разделов и построена с учетом возрастных возможностей.

V кл. — Познай себя (психология личности);

VI кл. — Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл — Учись учиться (самообразование);

VIII кл. — Культура общения (самоутверждение);

IX кл. — Самоопределение;

X кл. — Саморегуляция;

XI кл. — Самоактуализация.

Кроме того, данная программа предусматривает введение в начальной школе с 1 по 4 классы «Начала этики (саморегуляция поведения)».

В. А. Сухомлинский сказал: «Главной целью воспитания должно быть воспитание, побуждающее к самовоспитанию. Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает».

Читать статью  Саморазвитие личности

Целью самовоспитания личности учащегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.

По теме «самосовершенствование личности» я работаю третий год, на данном классе – второй.

Цель:
Развивать сильные стороны и индивидуальные качества личности.

Задачи:
• побудить ученика к самовоспитанию;
• ознакомить с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание;
• формировать мотивы самовоспитания;
• раскрыть возможности человека в его стремлении стать лучше;
• помочь ребёнку овладеть приёмами самовоспитания, методами работы над собой;
• формировать первоначальные умения по самовоспитанию, постановке перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;
• пробудить в ребёнке веру в свои силы, в возможность стать лучше;
• создать у учащихся первый опыт самовоспитания.

На занятиях используются формы обучения: объяснение, выполнение упражнений и тестов, изучение рекомендаций, оценивание Я-концепции, мысли мудрых, ситуации-пробы, социально-приемлемые позиции, советы: почитать (книги), послушать (музыкальные произведения, песни), посмотреть (фильмы, картины).

  • индивидуальный подход, развитие индивидуальности каждого ученика;
  • создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;
  • обеспечение социальной защищенности ребенка — демократизм воспитательного процесса: равенство взрослого и ученика;
  • признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное участие, собственное мнение
  • сотрудничество.
  • Воспитание у подростков ответственности за свои поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей.
  • Наличие у учащихся знаний и умений о самовоспитании и саморазвитии.
  • Умение подростков совершенствовать свои нравственные, волевые, деловые, коммуникативные качества личности.
  • Использование полученных знаний и опыта в различных сферах жизнедеятельности.

Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе.
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдения;
  • беседы.

Для работы по теме мной разработаны занятия, методические пособия, которые я реализую в своей работе.

В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. На мой взгляд, задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал.

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал.

Родительское собрание на тему»«Единство семьи и школы в воспитании нравственных качеств личности».

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет.

Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы

Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям. В приложениях даны разработки занятий «Делать добро спешите», «Совесть».

Педагогический проект «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»

АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности» Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь.

Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности (кустовое методическое объединение)

Биология — наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы — непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое об.

Педагогический проект «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»

Актуальность избранной темы исследования заключается в формировании и развитии у студентов общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой .

Источник https://studopedia.net/2_53959_razvitie-lichnosti-kak-tsel-vospitaniya.html

Источник https://studfile.net/preview/5357341/page:5/

Источник https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/12/06/samosovershenstvovanie-lichnosti-vospitanie

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Полезные рекомендации, как подключить пароконвектомат к воде, электросети и канализации
Next post Samsung N9000 Galaxy Note 3