2.2. Всестороннее формирование и развитие личности как цель воспитания

 

Содержание

Развитие личности как цель воспитания

Историко-педагогическая наука идею всестороннего развития и гармонизации личности как цель воспитания провозгласила вместе со своим рождением. Эта идея понимается как соразмерность и согласованность всех сторон развития личности. Педагог имеет дело с развитием человека не только в физическом, но и умственном и нравственном отношении, а в этой области, кроме физико-химических методов пользоваться надо еще и психологическими наблюдениями и самонаблюдениями; какими чувствами, усилиями воли, желаниями проявляется, а может быть и вызывается процесс развития внутри человека, в области его сознания и чувства, равно как и смутной области, стоящей на границе безотчетного, где только чуть-чуть брезжит сознание. Понятие развития лучшее объединяющее начало, на которое надо ориентироваться в воспитательной деятельности. Признаком развития личности является приобретение все новых и новых качеств, совершенствование их.

Факторы, Движущие силы и основные закономерности развития личности

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.

Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор(от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.

закономерности:

• развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;

• развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;

• развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;

• развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;

• развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов:

наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития личности (Б. Г. Ананьев).

Роль деятельности на развитие личности

Все качества личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т. е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, значит, формируются определенные склонности, способности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности.
В разнообразных видах своей деятельности человек вступает в многочисленные и разнообразные отношения с другими людьми. На производстве он может быть одновременно и начальником, и подчиненным; в семье он муж и отец, сын и брат; он к тому же сосед и товарищ, член спортивной команды и секретарь комсомольской организации.
Чем более разнообразными видами деятельности занят человек, тем в более многообразные отношения с другими людьми он вступает, тем более разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.
Через деятельность, осуществляемую личностью совместно с другими людьми, человек познает самого себя. Лишь в процессе труда, этой первой общественно полезной деятельности, человек мог оценить свои силы, свои ограниченные и вместе с тем огромные возможности, свои слабости. Сравнивая себя с другими людьми, смотрясь «в другого человека, как в зеркало» (К. Маркс), человек узнавал себя.
И в процессе развития ребенка его сознание формируется в совместной со сверстниками деятельности. Он научается понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.
Законы психического развития ребенка могут быть раскрыты лишь при изучении разных видов деятельности детей на всех ступенях перехода от младенческого возраста к подростковому и юношескому.

Читать статью  САМООБРАЗОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОРЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 950 ; Мы поможем в написании вашей работы!

2.2. Всестороннее формирование и развитие личности как цель воспитания

Решение проблемы формирования и развития личности в процессе воспитания связано с проблемой определения его целей.

Цель – это мысленное представление конечных результатов. Цель воспитания есть определение (прогнозирование) тех положительных изменений, которые должны произойти в результате формирования и развития личности в ее социально-психологических качествах. Отсюда следует, что главной целью воспитания является всестороннее формирование и развитие личности. Такое содержание в цель воспитания вкладывал еще А.С.Макаренко: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания, решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться» 1 .

В учебных пособиях по педагогике рассматриваемые понятия зачастую трактуются как синонимы, да еще с добавлением слова «гармоничное». Однако, как показано выше, понятия «развитие» и «формирование» имеют различное значение. Поэтому, когда речь идет о всестороннем формировании личности, необходимо иметь в виду изменения, происходящие в ее знаниях, способах деятельности и качествах (интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических). Следовательно, всестороннее формирование личности – это процесс количественных и качественных изменений, происходящих при усвоении человеком социального опыта в его интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических качествах.

О всестороннем развитии можно говорить тогда, когда имеют место определенные изменения во всех сторонах личности (опыте, функциональных механизмах психики и типологических свойствах). Поэтому под всесторонним развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые непосредственно или опосредованно происходят в опыте личности, ее функциональных механизмах и типологических свойствах, т.е. во всех сторонах личности.

Гармоничность всестороннего формирования и развития предполагает наличие целостности, равномерности и одновременности в формировании качеств личности и изменений в ее всех сторонах. Такое в реальности никогда не может произойти. Следует заметить, что это понимали некоторые представители теории коммунистического воспитания, поэтому всестороннее и гармоничное формирование и развитие личности они называли идеалом воспитания, к которому должен стремиться человек, но которого никогда нельзя достичь.

Поскольку воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс формирования качеств личности, то всестороннее воспитание человека включает в себя следующие составные части:

Составные части всестороннего воспитания определяют общие направления организации учебно-воспитательной работы образовательных учреждений.

«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия. В статье представлен опыт работы по данной теме. Материал рекомендован для классных руководителей и воспитателей 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
koreshkova_e.v._-_statya.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБС(К)ОУ «Школа-интернат № 1 VII вида» г. Перми Пермского края

Корешкова Елена Владимировна, воспитатель,

Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия. В статье представлен опыт работы по данной теме. Материал рекомендован для классных руководителей и воспитателей 5-9 классов.

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то не приходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Читать статью  Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил развития общества.

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. Человек , как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи — век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется.

Современное общество испытывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным – рыночным отношениям; социально защищены, быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода отклонениям, соблазнам окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психически. И самое главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию.

Школьный возраст, с точки зрения социализации, чрезвычайно важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира

Подростковый возраст называют периодом «бури и натиска». Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному : для кого — то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что «почва уходит из-под ног». Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.

Учитывая все эти факторы, направлением воспитательной деятельности я выбрала тему по самосовершенствованию личности подростка.

Самосовершенствование — сознательная и систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретённых и формирования новых качеств личности, это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

За основу мной была взята технология Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности». Это технология саморазвития личности, в которой предусмотрено целенаправленное и системное обучение воспитанников основам теории самосовершенствовании личности, т.е направленность на самовоспитание и самосовершенствование.

Внеурочная деятельность подростков в школе должна удовлетворять их потребностям в саморазвитии, самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации с помощью методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию.

Целью программы является формирование положительной Я-концепции личности ребенка (т.е. системы представлений человека о себе: Я-знаю, Я-могу, Я-умею), обеспечение личностного и интеллектуального роста школьников через формирование потребности к самосовершенствованию.

Данная программа призвана решать следующие задачи:

  • осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;
  • обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;
  • создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.
  • оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков.
  • общепедагогическая технология, гармонично включается в систему личностно- ориентированного образования;
  • применима ко всем категориям и группам детей;
  • ведущая роль отводится формированию положительной Я- концепции, отслеживанию изменений и коррекции недостатков;
  • полноценный инструментарий в интересной и доступной форме для детей и взрослых.

Ценность этой программы заключается в том, что в ней учитываются возрастные рамки развития и выстраивается поступенчатое восхождение воспитанника к ценностям современной культуры путем постановки задачи-доминанты для каждого возрастного периода.

Программа «Самосовершенствование личности» представляет единое целое всех разделов и построена с учетом возрастных возможностей.

V кл. — Познай себя (психология личности);

VI кл. — Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл — Учись учиться (самообразование);

VIII кл. — Культура общения (самоутверждение);

IX кл. — Самоопределение;

X кл. — Саморегуляция;

XI кл. — Самоактуализация.

Кроме того, данная программа предусматривает введение в начальной школе с 1 по 4 классы «Начала этики (саморегуляция поведения)».

В. А. Сухомлинский сказал: «Главной целью воспитания должно быть воспитание, побуждающее к самовоспитанию. Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает».

Читать статью  32 важнейших направления саморазвития человека

Целью самовоспитания личности учащегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.

По теме «самосовершенствование личности» я работаю третий год, на данном классе – второй.

Цель:
Развивать сильные стороны и индивидуальные качества личности.

Задачи:
• побудить ученика к самовоспитанию;
• ознакомить с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание;
• формировать мотивы самовоспитания;
• раскрыть возможности человека в его стремлении стать лучше;
• помочь ребёнку овладеть приёмами самовоспитания, методами работы над собой;
• формировать первоначальные умения по самовоспитанию, постановке перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;
• пробудить в ребёнке веру в свои силы, в возможность стать лучше;
• создать у учащихся первый опыт самовоспитания.

На занятиях используются формы обучения: объяснение, выполнение упражнений и тестов, изучение рекомендаций, оценивание Я-концепции, мысли мудрых, ситуации-пробы, социально-приемлемые позиции, советы: почитать (книги), послушать (музыкальные произведения, песни), посмотреть (фильмы, картины).

  • индивидуальный подход, развитие индивидуальности каждого ученика;
  • создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;
  • обеспечение социальной защищенности ребенка — демократизм воспитательного процесса: равенство взрослого и ученика;
  • признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное участие, собственное мнение
  • сотрудничество.
  • Воспитание у подростков ответственности за свои поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей.
  • Наличие у учащихся знаний и умений о самовоспитании и саморазвитии.
  • Умение подростков совершенствовать свои нравственные, волевые, деловые, коммуникативные качества личности.
  • Использование полученных знаний и опыта в различных сферах жизнедеятельности.

Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе.
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдения;
  • беседы.

Для работы по теме мной разработаны занятия, методические пособия, которые я реализую в своей работе.

В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. На мой взгляд, задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал.

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал.

Родительское собрание на тему»«Единство семьи и школы в воспитании нравственных качеств личности».

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет.

Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы

Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям. В приложениях даны разработки занятий «Делать добро спешите», «Совесть».

Педагогический проект «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»

АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности» Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь.

Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности (кустовое методическое объединение)

Биология — наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы — непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое об.

Педагогический проект «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»

Актуальность избранной темы исследования заключается в формировании и развитии у студентов общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой .

Источник https://studopedia.net/2_53959_razvitie-lichnosti-kak-tsel-vospitaniya.html

Источник https://studfile.net/preview/5357341/page:5/

Источник https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/12/06/samosovershenstvovanie-lichnosti-vospitanie

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Полезные рекомендации, как подключить пароконвектомат к воде, электросети и канализации
Next post Samsung N9000 Galaxy Note 3