Один ребенок? Почему так мало?

 

Как в индии семейные отношения

Индийская семья известна на весь мир как одна из наиболее крепких. Доля разводов в Индии намного ниже, чем в других странах. Индия — это страна нравственных ценностей и мудрых древних традиций, и хотя современная цивилизация во многом определяет уклад жизни современной Индии, особенно в крупных городах, тем не менее, особая духовная аура, окружающая представления о семье и семейных традициях, все еще сильна в индийском обществе и все еще формирует удивительно крепкие и гармоничные индийские семьи. Так как же создается крепкая индийская семья?

Браки в Индии до сих пор заключаются по воле родителей, а не по любви. При чем в таких древних и архаичных традициях, как ни странно, огромную роль играют современные технологии. Очень популярно подбирать жениха или невесту через Интернет. В поисковом запросе обычно вводятся каста и желаемая дата рождения, и на выбор родителей обязательно всемирная паутина предложит несколько вариантов. Кастовая система в обществе была отменена на законодательном уровне в середине ХХ века, однако разделение по кастам до сих пор определяет очень многие сферы жизни в Индии, и в том числе выбор спутника жизни. Кроме этого, индусы очень верят в силу гороскопов, и перед свадьбой родители будущих супругов тщательно сверяют все данные по звездам, чтобы точно удостовериться в счастливом исходе брака их детей.

Индийская семья

Обычно повышенную активность проявляют родители невесты, которые чаще всего и выступают инициаторами брака. В индийском обществе принято, что все расходы, связанные со свадьбой несут на себе родители невесты. Помимо этого, за невестой принято давать большое приданое. Размер приданого может варьироваться, он зависит от социального статуса жениха, уровня его образования, профессии, заработка и также, как ни странно, внешних данных. Чем больше зарабатывает жених, чем выше его социальный статус, тем больше дается приданое. Среднее приданое составляет порядка десяти тысяч долларов США, если жених престижный, то размер приданого может вырасти до двадцати пяти тысяч долларов. Невеста, за которой не могут дать большое приданое, вынуждена довольствоваться женихом более низкого статуса, имеющего малооплачиваемую профессию, или происходящего из низкой касты. Существует градация «удешевления» жениха по фактору его профессии. Так адвокаты и врачи ценятся довольно дорого, полицейские значительно дешевле, а вот рикша будет совсем уже дешевым женихом. В Индии принято играть пышные свадьбы на несколько сотен гостей, так что родителям невесты предстоят очень серьезные траты. Кроме того, если родители будущего мужа настаивают, то родители невесты покупают также бытовую технику и мебель в дом для будущей индийской семьи, также могут приобрести и машину. Деньги на приданое детям родители откладывают всю жизнь. Средняя зарплата в Индии составляет порядка 100 долларов в месяц, на 80 долларов обычно семья живет, а 20 откладывают в банк. Приданое, которое нужно отдать за дочерью, по индийским меркам это огромная сумма.

Кстати уже несколько десятилетий приданое в Индии запрещено законом, но, тем не менее, данная традиция никуда не исчезла: родители невесты продолжают его платить, родители жениха продолжают его принимать. Для будущих тещи и тестя приданое является лишним основанием надеяться, что в новой семье к их дочери будут относится хорошо. Однако поскольку, жених при таком раскладе чувствует себя товаром, не имеющим права голоса, то некоторые современные молодые люди отказываются от данной традиции. Кстати приданое не платится, если браки заключаются по инициативе молодых, то есть по любви. Такие случаи в Индии бывают, но крайне редко.

indian family4

В Индии считается, что невеста до свадьбы должна быть невинной, это же касается и жениха. Если мужчина нарушит это требование, это не несет для него каких-либо серьезных последствий, однако большинство молодых людей, действительно, сохраняют невинность до брака. Такое отношение молодого мужчины к институту брака свидетельствует в индийском обществе о его хорошем воспитании и высокой культуре.

Крепкие узы индийской семьи основаны на определенных моральных устоях, которые внушаются ребенку с детства. В противовес европейскому стремлению извлечь из брака выгоду для себя, индус с детства настроен на то, что в браке он будет делать что-то для другого. Воспитание в индийском обществе построено на том, что супруг — это человек, для которого нужно делать все, отдать себя без остатка, раствориться в нем, поэтому недопустимо растрачивать себя на других. Это касается не только женщины, в индийской семье супруги обязаны делать взаимные уступки, предвосхищать желания друг друга, жить друг для друга, и мужчина, также как и женщина должен идти навстречу жене и делать все для нее.

indian family3

После свадьбы в индийской семье невеста становится полноправным членом семьи своего мужа, она также считается членом семьи мужа и после смерти своего супруга. В браке индийская жена стремится делать все, как нравится ее мужу: она одевается в соответствии с его вкусами, готовит те блюда, которые он предпочитает и ведет себя так, как указывает ей муж. Муж же в свою очередь стремится все делать для того, чтобы жена ни в чем не нуждалась, чтобы дети были обеспечены. Измена очень осуждается в индийском обществе, потому как противоречит фундаментальным ценностям, на которых построено мировоззрение человека в Индии. Разводы также встречают крайнее неприятие со стороны общества, более того, развод трактуется как тяжелый грех, в индийских семьях разводы встречаются крайне редко.

В Индии до сих пор принято жить большими семьями и вести общее хозяйство. Индийская семья большая, под одной крышей часто вместе проживают три-четыре поколения. Старших очень уважают, спрашивают их совета, во всем слушаются. Дети воспитываются в благодарности родителям за то, что те дали им жизнь. На плечи детей ложится материальное содержание родителей по старости, так как пенсии в Индии выплачиваются только государственным служащим.

Один ребенок? Почему так мало?

Введите в поисковик слово «Индия» и вы получите в ответ: «Волшебная страна», «Сказочная и загадочная Индия», но как это ни печально, реальность порой оказывается далека от иллюзий, которыми питает восторженных иностранцев современная туриндустрия. Многие люди с Запада приезжают сюда в поисках великой культуры, с надеждой найти утешение и покой от раздражения и жестокости, пропитавших современное техногенное общество. Их так и называют «искатели», поскольку они как раз и находятся в увлеченном поиске ответов на самые глубинные проблемы души.

Читать статью  Законодательство и нормативные акты по семейному праву

Если следовать этой логике, то и сами индийцы должны отличаться особым умиротворением, так сказать, источать гармонию и красоту, душевное равновесие и благость. С этими ожиданиями приехала сюда и я, но увидела нечто неожиданное и озадачившее, даже заставившее обеспокоиться о будущем Индостана и, возможно, всей Азии.

На мой взгляд, в Индии есть две крайности или, даже можно сказать, особенности в отношении к детям.

Первая – традиционный подход.

Индийская женщина с ребенком. Воспитание детей в Индии

Исторически сложилось, что родительство, и в частности – материнство, у индийцев в глубоком почете. Женщина-мать – это идеал для каждой индианки, к которому она стремится всю жизнь. Чем больше детей, тем счастливее и увереннее мать. «У меня одиннадцать детей», – с гордостью говорит мне одна знакомая пожилая, но довольно активная жительница Варанаси – города с наиболее традиционным индуистским укладом. В ее глазах чувствуется многолетний опыт решения насущных проблем: чем прокормить, как одеть, вылечить, утешить, поддержать.

Узнав, что я тоже замужем, первым делом мои собеседницы спрашивают: «Есть ли у тебя дети? Сколько? Почему так мало?» Приходится всякий раз придумывать какой-нибудь интересный ответ, чтобы не обидеть добрых и заботливых индианок, для которых один ребенок – скорее несчастье, чем благословение. Мне довелось познакомиться с одной индийской мамой, у которой была всего одна дочка, и эта женщина сказала, что вряд ли у нее еще будут дети, поскольку ее тело слишком слабо для вынашивания детей. При этом глубокая скорбь сквозила из ее глаз и надежда, что этот единственный слабенький ребенок будет жить достаточно долго, чтобы продлить ее материнское счастье.

В некотором плане многодетным женщинам в Индии жить легче, так как сама культура страны поддерживает семейные ценности, верность в браке, уважение к родителям и ответственность старших детей по отношению к младшим. Стабильность, нерушимость семейного уклада, четкое разграничение ролей мужа и жены, высокий статус женщины-матери в обществе позволяют матерям спокойно и с достоинством заниматься воспитанием детей. Это приносит свои позитивные плоды: женщины более спокойны, меньше кричат на детей, приучают девочек вести домашнее хозяйство, а мальчиков – заботиться о домашних. Для детской психики подобное положение вещей является самой благоприятной средой для умственного и физического развития: небольшие трудовые нагрузки способствуют гармоничному развитию ума и тела, материнское спокойствие и уверенность в себе помогают детям испытывать чувство безопасности и целесообразности мирового устройства. Ласковые поглаживания, вкусная еда, приготовленная любящими материнскими руками, добрая улыбка и смех (а надо заметить, индийцы довольно улыбчивы по сравнению с россиянами) наполняют детство самыми радостными и счастливыми воспоминаниями. Но есть и проблемы в этой радужной картине жизни, о них тоже желательно упомянуть. Итак, отрицательными последствиями многодетности в Индии, по моему мнению, являются:

1. Усталость, раздражительность матери, оставленной «один на один» с шумливой толпой озорных ребятишек.

По этой причине индийские женщины зачастую крикливы и сварливы, требовательны к старшим детям, на которых возложена довольно значительная доля обязанностей по присмотру за малышами.

2. Частые роды приводят к истощению и болезненности женщин, а порой и к летальному исходу.

Не раз мне приходилось слышать индийцев, рассказывающих о своем детстве как о времени, когда мать часто болела и не уделяла достаточно внимания и заботы. Вот для примера история Селии из штата Тамил Наду, руководителя детских ясель эконом-класса для малообеспеченных семей. Молодая жительница Индии вот так рассказывает о своем детстве: «Мы были бедны, отец работал, но денег не давал никаких денег на пропитание семьи. Кроме того, что он не помогал финансово, он также старался эмоционально держаться подальше от нас. Мы не знали, что такое отцовская забота и ласка. Матери приходилось подрабатывать домработницей. Она уставала и часто болела. Мне и двум моим сестрам пришлось бросить школу в третьем классе в поисках работы. С каждом годом нам становилось все труднее выживать, пока однажды наша мама ни предложила трем моим сестрам, мне и брату покончить с жизнью, так как жить было просто не на что».

«По милости Божьей мы не умерли. Именно поэтому я и занимаюсь работой с маленькими детьми в наших яслях, чтобы помочь женщинам, живущим за гранью бедности. Помогая кому-то, я, возможно, спасаю чью-то жизнь», — объясняет свой жизненный выбор Селия, теперь уже замужняя женщина и мать.

3. Постоянная необходимость бороться за выживание.

Хронический недостаток финансовых средств часто подталкивает слабую женскую психику на принятие жестоких и трагических решений. К примеру, в Варанаси (индуистский город на севере Индии) я видела мальчишек, мать которых всего три недели назад покончила с жизнью, совершив ритуальное самосожжение. Оставив в недоумении мужа и двух сыновей младшего школьного возраста, женщина не смогла больше продолжать эту борьбу. На мои вопросы о том, были ли какие-то предпосылки в поведении матери детей о грозящей трагедии, никто не мог дать вразумительного ответа. Муж несчастной женщины был убит горем, поэтому не мог на тот момент заботиться о сыновьях. К тому же никто не решался сообщить мальчуганам о том, что их мама мертва. Дети все ждали ее из больницы, живя как сироты, грязные, полуголодные и напуганные.

4. Отстраненность отца в индийских семьях.

Мужчины в Индии в основном вынуждены все свое время отдавать работе, чтобы прокормить большую семью. По-моему мнению, это очень существенный недостаток, поскольку процесс воспитания возложен на обоих родителей. Внимание отца не менее важно, чем материнская забота и поддержка.

Тип отстраненного отца очень распространен в социально неблагополучных семьях Индии. Каждый день отец приходит домой и молча ужинает, отдыхает за просмотром телефильмов, стараясь найти уединение и покой после долгого трудового дня. И это логично, в Индии очень распространен тяжелый мужской труд, технические приспособления редко используются для облегчения работ. Ежедневно можно увидеть, как в жару и солнцепек худощавые мужские загорелые фигурки сгибаются под тяжестью камней, кирпичей на строительных площадках. Работа продавцом или моторикшей тоже нелегкое занятие – пыль и грязь дорог, духота и жара в продуктовых лавках. Способность работать в таких условиях за мизерную плату уже само по себе сродни героизму, поэтому ожидать ласкового внимания и активного вовлечения в жизнь многодетной семьи просто нелогично.

Читать статью  8 вещей, которые вы никогда не встретите в счастливых семьях

Отношение к детям в Индии. Образование и обучение детей

Как это ни грустно, но при таком воспитании дети получают серьезные психологические травмы из-за постоянного отсутствия внимания со стороны отца. Примером этого может послужить история детства молодой девушки по имени Лаки из горной деревни Дарджилига (северо-индийский штат). Я познакомилась с ней в Варанаси в реабилитационном центре для женщин, переживших сексуальное насилие или совращение в подростковом возрасте. Лаки работала там волонтером, общаясь и поддерживая своих сверстниц, там она и рассказала о своем детстве во время одной из дискуссий: «Когда я была ребенком, я была очень несчастлива. Моя мама была второй женой отца, потому что его первая жена умерла. Всего у меня двадцать братьев и сестер, моя мама родила ему трех детей: двух дочек и сына. Я родилась инвалидом, и поэтому больше всех в семье страдала от недостатка любви и заботы. Будучи ребенком, я никогда не ела сладостей, у меня не было хорошей одежды, мой папа не обнимал меня, и я не видела его улыбающимся. Он никогда не разговаривал со мной, я всегда его боялась как чужого и сердитого человека».

Честно сказать, слушая Лаки, я удивлялась, как она может сейчас любить и улыбаться, дарить любовь и надежду тем, кто пережил предательство и отверженность.

Трагедию этой девушки усугубляет и тот факт, что у нее врожденное нарушение строения позвоночника. Жуткий горб на спине Лаки прикрывает длинными кофтами и курточками свободного покроя. Увечье является дополнительной причиной ее страданий, так как внешняя красота и привлекательность в индийской культуре очень важна.

— «Мама, почему Бог сделал меня такой?» — спрашивала маленькая Лаки у умирающей матери. Тогда девочке было всего восемь лет.

«Господь это сделал, чтобы ты увидела то, как сильно Он любит тебя и заботится. Потому что тот, кто слаб, нуждается в большей заботе. Господь не оставит тебя после моей смерти», — нашла, что ответить, мудрая индийская женщина. Она любила свое уродливое дитя и верила, что ее дочь прекрасна не смотря ни на что.

Все смогла принять маленькая Лаки: и свой физический недостаток, и смерть матери, и ужасающую нищету, но только равнодушие отца до сих пор болезненно отзывается в ее треснутом сердце, и так нервно дрожит ее звонкий голосок, когда она говорит о своем отце и о том, что ей трудно поверить, что у нее будет любящий и заботливый муж.

Вторая крайность индийской действительности – современный подход к воспитанию детей.

Новый тип индийской семьи постепенно складывается в больших городах Индии, таких как Дели, Чаннай, Бангалор, Калькутта и других. Большой процент населения в этих городах может позволить себе хорошее образование, работу с высокими доходами, а значит, родителям не приходится прилагать столько усилий, чтобы прокормить семью. Многие живут в домах, пригодных для проживания с точки зрения современного человека: с водой в кранах, комфортной мебелью в комнатах, электротехническим приборами: телевизором, компьютером, холодильником и стиральной машиной. Да, да, именно стиральной машиной, поскольку ручная стирка пока в Индии – довольно распространенное явление.

Взаимоотношения матери и ребенка в богатых индийских семьях

Положение женщины матери тоже очень почетное в таких семьях. Матери, получив неплохое профессиональное образование, работали до рождения первого ребенка. Некоторые из них так и не возвращаются к работе, лишь иногда подрабатывают, например, открывая на дому группы продленного дня для младших школьников. Ракша из Бангалора, живущая в соседнем доме, работала медсестрой до замужества, два года назад родила сына, и теперь каждый полдень у нее во дворе шумит с десяток школьников – читают, пишут, играют.

Между современной образованной индийской матерью и ребенком складываются нежные, добрые отношения, так как образованные индианки понимают значимость крепких семейных связей, доброты и терпения. Родители стараются обеспечить все нужды и потребности ребенка в развитии, играх, развлечениях до школы, а во время школьного возраста – подбадривают и мотивируют детей добиваться самых высоких результатов в учебе.

Женщины, подобные Ракше, стремятся к порядку и чистоте, уюту и гармонии в доме. Одна из ее основных забот – приготовление вкусной еды для домашних. В Индии любят кушать много и вкусно. Еда и принятие пищи здесь вообще имеет огромное значение и является одним из основных удовольствий в жизни. Жизнь домохозяйки немного томит молодую Ракшу, поэтому она собирается все-таки вернуться к работе, после того как сын пойдет в школу.

Раннее начальное образование в Индии

В Индии дети в школу идут в три года. Звучит это немного странно для российского уха, но привыкнуть можно. В первых трех классах начальной ступени обучение больше похоже на игру и подготовку к более серьезным этапам школы. Детям нравится учиться, тем более в современном индийском обществе сформирована очень сильная позитивная мотивация к получению образования, как единственной возможности решить проблему бедности. Уже один факт того, что летние долгие каникулы длятся всего два месяца, говорит о неутомимой жажде маленьких индийцев к образованию. Но все-таки еще большой процент детей не имеет возможности посещать школу, несмотря на все усилия государства и благотворительных организаций сделать образование более доступным. Ведь многие семьи живут в трущобах – местах, не подходящих для гармоничного детского умственного развития. Часто простуженные, больные дети не в силах посещать уроки, а у родителей нет денег на трехразовое питание, не говоря уже об оплате школьных услуг и приобретении школьной формы, которая очень часто является единственной приличной одеждой ребенка из бедных районов.

В Индии большой выбор школ: от государственных до частных. Поэтому можно выбрать что-то подходящее по оплате и качеству преподавания. В основном в апреле, во время детских каникул, сотрудники школ ведут активную рекламную деятельность, разбрасывая яркие листовки во дворы обеспеченных индийцев. На каждом углу стоят рекламные стенды с информацией о возможности зачисления в ту или иную школу. У меня сложилось впечатление, что в Индии образовательный бизнес является одним из ведущих в сфере услуг, хотя возможно, медицина в этом тоже не уступает, так как госпитали, как и школы, – на каждом углу.

Раннее школьное образование помогает ребенку научиться жить в коллективе, что очень важно в такой густонаселенной стране как Индия, с ее самобытным укладом. Но, по моему мнению, ранний отрыв от матери и потребность находиться далеко от дома, в довольно суровых бытовых условиях, учиться обслуживать себя самому не всегда позитивно сказывается на когнитивных способностях ребенка и его психологическом развитии.

Читать статью  Как строить отношения, когда у женщины есть ребенок

Родители не всегда понимают это, заставляя детей вставать рано и идти в школу. Многие из них мучаются вопросом: «Как объяснить ребенку в три года, что ему нужно образование?»

Как-то в поезде я познакомилась с одним бизнесменом из Нью-Дели. Милый, добрый отец. У него – две дочери, у младшей проблема – не хочет вставать по утрам в школу, учится хорошо, но каждое утро – плач и рыдания, дочь просит дать ей лишний часок поспать.

Пытаюсь объяснить этому отцу, что может быть, дочери не хватает времени для сна, может быть укладывать ее пораньше. Но он видит проблему только в строптивости и испорченности характера собственного ребенка. Что ж, поживем – увидим.

Возможно, уже тут – в первых классах индийской школы – в четырехлетнем возрасте – зарождается проблема суицида студентов высших учебных заведений, не выдерживающих требовательного давления амбициозных родителей. Горькую пилюлю добавляют требовательность педагогического состава школ и большие учебные нагрузки: по девять уроков в день, порой сидя на полу.

Отношение к детям в Индии

В заключение хочу отметить общее доброжелательное отношение к детям в Индии. При виде милого детского личика взрослые стараются выразить свое внимание и восхищение, ущипнув, довольно болезненно, за пухлую щечку. Нашей дочери это культурная особенность явно не нравилась, и она старалась прятать свое лицо от тянущихся к ней рук. Но маленькие индийцы довольно позитивно относятся к тому, что какой-то прохожий щиплет их за личико и доброжелательно улыбается.

Дети до двух лет вызывают особо бережное отношение о родителей, ими восхищаются, дарят дорогие подарки, но к школьному возрасту – к трем годам – начинает формироваться новое отношение к детям – как к обузе и препятствию, поэтому школа выступает идеальным инструментом в решении данного вопроса.

Подарки детям – тоже особая тема в отношении к детям в Индии. Собираясь навестить родственников в другом городе или штате, заботливые индийцы стараются привезти с собой подарок ребенку, семью которого они будут навещать. Путешествуя в индийских поездах, очень часто можно увидеть огромных розовых медведей с надписью «I love you» на пухлых животах, бережно упакованных в прозрачную пленку и следующих к своему адресату – озорному маленькому индийцу с блестящими глазами и белозубой улыбкой.

Семейные традиции в Индии

В Индии, по сравнению с европейскими странами, очень сильно проявляются традиции и обычаи, которые должны соблюдать не только местное население, но и приезжающие туристы. Но сейчас хотелось бы затронуть тему не общественных правил поведения, а традиций, сформировавшихся исторически внутри семьи. Конечно, вся семейная жизнь в Индии строго регламентируется. До сих пор действуют обычаи, сформировавшиеся сотни лет назад.

Семейные традиции и обычаи Индии фото

Кастовый строй

В связи с разделением индийского общества на социальные касты , произошли и некоторые традиции, часть из которых соблюдается и по сей день. Например, отец семейства всегда должен был самостоятельно выбрать жениха для дочери (и браки, конечно, были ранние – еще до достижения дочерью половой зрелости).

Браки разрешались лишь между представителями одинаковых каст, причем зачастую муж должен находиться по социальному статусу выше жены. Разводы, равно как и повторные браки, в Индии были запрещены.

Свадьба в Индии

Свадьба всегда является значительным событием в жизни каждого индийца и, более того, свадьба является даже скорее обязанностью, чем простым желанием. Все еще родители устраивают браки своих детей, и, как и в прошлые века, большую роль играют и каста, и статус, и общественное положение человека. Подробнее о варнах дрейней Индии. Традиционно обычай оставлять приданое за невестой был характерен для высших слоев, однако, сейчас он получил огромное распространение.

Предварительно договариваются родители, затем молодые коротко встречаются друг с другом. Интересный факт: в день бракосочетания ни жениху, ни невесте ничего не положено есть, пока не начнется сама торжественная часть – церемония. Происходят различные обряды (а именно – обряд, связанный с желтым цветом, когда все красят лбы, а затем сыплют друг на друга порошок желтого цвета), а позже, вечером, начинают свадьбу отмечать, и чаще всего – в доме невесты. Перед этим также молодые проходят особую церемонию, которая совершается в специально обустроенном храме. Читайте про самые необычные обряды Индии.

Кстати говоря, бывает и такое, что молодожены увидят друг друга впервые только на самой церемонии!

Возможно, у кого-то существует стереотип, что индийские семьи всегда многодетны; но это не так – исключение могут составлять семьи, очень сильно ждущие мальчика (ибо рождение его – большая радость). Любопытно, что аборты в Индии не запрещены, а вот если гинеколог скажет родителям о поле будущего ребенка – это статья закона. Также очень интересен обычай выбора имени для младенца.

Детки уже с двух лет начинают ходить в детский сад, и вообще, образованию детей родители стараются уделять много внимания. В целом младшее поколение воспитывается в строгости и в полном повиновении отцу, отсутствии свободы воли и выбора (поэтому и так легко дети соглашаются на невесту/жениха, что выбрали родители). Однако дети всегда воспитываются в уважении и любви к родителям, во взаимопонимании и в благоприятной обстановке.

Семейная жизнь

semja

На первый взгляд может показаться, что понятие традиционной семьи настолько сильно укоренилось в сознании индусов, что никакой общественный прогресс и так называемое падение нравов не могут на нее повлиять. Это не совсем так.

Традиции, конечно, имеют огромное влияние (почтительное отношение жены к мужу, например, или мытье стоп мужа), но права женщин и гражданские браки постепенно укореняются в Индии.

Сегодня происходит плавное уравнение прав супругов, закрепляется то, что и жена, и муж имеют свои функции и ничьи права не должны ущемляться. Пускай исторически сложилось так, что один – добытчик, а другая должна создавать в доме уют – все равно, семья в Индии основывается на взаимопонимании, равенстве и искренней любви.

Источник https://family-abc.ru/etnografiya-semi/item/73-indijskaya-semya

Источник https://materinstvo.ru/art/8845

Источник https://indiada.ru/fakty-ob-indii/semejnye-tradicii.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Мойка двигателя ВАЗ 21124
Next post Как распечатать авиабилет, купленный через интернет