История создания электронных билетов

 

Электронные билеты в гражданской авиации

Lowcosts.ru Электронные билеты Электронные билеты в гражданской авиации

Впервые электронные билеты появились у американских и европейских авиакомпаний еще в середине 90-ых 20 века, однако по-настоящему широкую популярность они получили лишь несколько лет спустя.

Первенство в этой области оспаривают две американские бюджетные авиакомпании. Так, достоверно известно, что Southwest Airlines стала предлагать своим пассажирам оформлять электронные билеты в 1994 году, в то время как по некоторым данным авиакомпания ValueJet стала делать это еще в 1993 году.

Основной причиной роста продаж авиабилетов через интернет стало увеличение пользователей интернета в этот период. Клиенты авиакомпаний по достоинству оценили все плюсы самообслуживания при покупке авиабилетов, когда на поиск рейса и оформление билета можно потратить всего несколько минут без необходимости обращаться в авиакассы.

Летом 1999 года официальные источники сообщили, что ровно половина мест в самолетах была продана по электронным билетам. Авиакомпании заполучили пассажиров даже из тех стран, где у них не было своих представительств.
Сейчас доля электронных билетов в общем объеме продаж приближается к 100%.

К сожалению, в России процесс внедрения электронных билетов тормозило несовершенное законодательство, не принимавшее электронные билеты за документы вообще. Хотя по электронным билетам на рейсы зарубежных компаний вполне можно было улететь из России, русские авиакомпании по-прежнему выписывали своим пассажирам бумажные билеты через обширную сеть авиакасс и турфирм. Кроме того, весьма значительная часть пассажиров, летающих за счет компаний (командированные) не могли пользоваться электронными билетами, поскольку те не принимались к учету бухгалтерами. Лишь в 2006 году были приняты соответствующие нормативные акты, которые узаконили использование электронных билетов в России. Дальнейший толчок в развитии технологии электронных билетов в России дало указание IATA в обязательном порядке перейти на электронные билеты к 1 июню 2008 года. В настоящее время подавляющее большинство российских авиакомпаний имеют собственные системы оформления электронных билетов, однако не многие полностью отказались от бумажных билетов старого образца, предпочитая использовать оба варианта.

История создания электронных билетов

Информационные технологии пришли в гражданскую авиацию еще в начале 60-х годов прошлого столетия, когда американские авиакомпании впервые стали использовать вычислительную технику для отслеживания информации о расписании полетов, наличии свободных мест на рейсах, а также тарифах. А уже в следующем десятилетии началось активное развитие глобальных дистрибутивных систем (GDS), которые позволяли туристическим агентствам осуществлять бронирование авиаперелетов. В этот момент выкристаллизовалась следующая схема: авиакомпании хранят сведения о ресурсе мест (свободных местах на своих рейсах) в собственных или централизованных базах данных, получивших название инвенторных систем. Также существует база тарифов, в которой публикуются актуальные тарифы по различным классам бронирования. Наконец, для доступа туристических агентств и билетных касс к этой информации используются дистрибутивные системы, которые также сопряжены с аналогичными системами отелей, сервисов по аренде автомобилей и т.д. Преимущества такой схемы очевидны: информация о свободных местах может быть получена любым агентом, подключенным к системе, также любой агент может продать перевозку по цене, выставленной авиакомпанией. Конечно, не обошлось и без проблем — в то время вычислительные ресурсы были весьма дорогими, оборудование — громоздким и сложным Электронный билет [Электронный ресурс] // Использован материал с сайта «Авианис». Режим доступа: http://www.avianis.ru.

Читать статью  Авиабилеты из Перми в Красноярск

Процесс оформления перевозки выглядел следующим образом. Пассажир приходил в офис авиакомпании либо туроператора и сообщал кассиру о желаемом маршруте и дате полета. Используя информацию о наличии свободных мест на доступных в эту дату рейсах, кассир предлагал клиенту один или несколько вариантов (если в этот день было несколько рейсов), а также называл стоимость перевозки. Если были предусмотрены специальные тарифы, например льготные, пассажир мог выбрать один из них. После чего, подтвердив дату и время вылета, пассажир давал согласие на бронирование. В инвенторной системе авиакомпании появлялась отметка о том, что на выбранном рейсе число свободных мест сократилось на одно. Далее процедура зависела от того, в каком офисе приобретался билет — авиакомпании оформляли перевозку на собственных бланках билетов, а агенты могли использовать и так называемый нейтральный бланк, выпущенный одной из клиринговых систем. Однако ключ к созданию электронного билета лежал именно здесь: информация о ресурсе мест и о билетах, выпущенных с использованием GDS, уже хранилась в электронном виде, а бумажные бланки использовались как договор о перевозке, заключаемый с пассажиром, а также как бланк строгой отчетности (фискальный документ).

О бумажных бланках стоит рассказать отдельно. Наиболее привычный для российского пассажира билет представляет собой «книжку», в которой отпечатаны условия договора перевозки, включая правила перевозки, ответственность авиакомпании перед пассажиром и т.д. Также он имел два или четыре отрывных купона установленной формы, в графах которых располагалась информация о пассажире, рейсе, тарифе и другие сведения. Бланки печатались типографским способом с высокой степенью защиты от подделки, и каждый из них имел уникальный номер. Вписывать информацию на него можно было вручную (обычной ручкой), при этом специальный красящий слой на каждом купоне наносил отпечаток на следующий лист. Однако более совершенной была автоматическая билетопечать на специальных матричных принтерах, когда заполнение бланка билета авиапассажира было сопряжено с передачей данных в систему бронирования. Электронный билет [Электронный ресурс] // Использован материал с сайта «Авианис». Режим доступа: http://www.avianis.ru

После заполнения билета, бланк начинал постепенно «худеть». Первый отрывной купон доставался продавцу, второй вырывали на регистрации, а к концу перелета у пассажира должен был остаться только «корешок». На основании первого купона продавец (будь то агент или собственная касса авиакомпании) отчитывался перед авиакомпанией о совершенной продаже, а второй купон был подтверждением того, что пассажир совершил полет. Все купоны стекались в авиакомпанию, где они вручную обрабатывались и пересчитывались. Наконец, на основании этих купонов перевозчики отчитывались и перед налоговыми органами.

Читать статью  Подробно о способах бронирования мест в самолёте по электронному билету

Надо отметить, что в Европе и США был внедрен в обращение новый тип бланка авиабилета — с магнитной полосой, наличие которой упрощало машинную обработку билетов и повышало степень защиты. Однако даже столь высокотехнологичный билет не был лишен всех недостатков, которые присущи бумажной технологии.

Рекомендуется иметь маршрут-квитанцию при себе на протяжении всего Вашего путешествия. Особенно важно это при вылете за границу, так как при прохождении процедур в иммиграционной службе и службе безопасности на территории иностранного государства может потребоваться подтверждение Вашего дальнейшего маршрута или обратного вылета.

Авиационные билеты: 100 лет истории

Самолёт Илья Муромец

12 февраля 1914 года на борт деревянного воздушного судна поднялись 16 пассажиров и собака, чтобы совершить несколько кругов над Санкт-Петербургом и пригородами. А уже спустя несколько месяцев, 16 июня, этот самолёт отправился в свой первый дальний рейс из Санкт-Петербурга в Киев и обратно. Помимо спальных мест в самолёте были туалет и ванная. Так в России стартовали коммерческие пассажирские авиаперевозки.

Билет с аукциона

Тогда же, в 1914 году, появился и первый авиационный билет – просто напечатанный на машинке документ.

Первый авиационный билет

Его приобрёл на аукционе житель города Санкт-Петербурга, только не нашего, а американского, в штате Флорида. Не простой житель, а мэр города – тёзки нашей северной столицы, Абрам Фейл (Abram Pheil). На необорудованном самолёте (сидеть пассажиру приходилось за спиной пилота) мэр пролетел 18 миль в соседний городок и заплатил за билет 400 долларов – огромную по тем временам сумму.

Первый американский коммерческий полёт

Унифицированные, т. е. определённого образца, авиабилеты появились много позже, в 1920-е годы, когда появились и первые авиакомпании, и первые регулярные авиарейсы. Почти одновременно и в США, и в Европе появилась услуга бронирования авиабилетов по телефону. А сами билеты представляли собой сброшюрованную пачку отрывных купонов. Это объяснялось характером авиаперевозок в то время: из-за ограниченной дальности перелётов приходилось делать много пересадок. Поэтому и продавались такие билеты-книжки, в которых купоны отрывались за каждый участок перелёта. Во многих авиакомпаниях мира такие авиабилеты просуществовали до 1990-х годов.

В США в 1940-е годы были широко распространены своего рода авиационные абонементы — предварительно оплаченные билеты, напоминающие чековые книжки, ими пользовались те, кому приходилось много летать. Клерк авиакомпании перед очередным полётом вырывал из книжки необходимое число страниц. Именно тогда впервые стали использовать для оформления билетов копировальную бумагу.

Компанию American Airlines считают пионером в создании систем централизованного бронирования авиабилетов. В начале 1950-х годов все офисы компании начали в режиме реального времени получать сводки о наличии посадочных мест на рейсы. Это был прообраз современных компьютерных систем, хотя до внедрения самих компьютеров было ещё далеко. Впоследствии массовое внедрение компьютерных технологий довело процесс резервирования и продажи билетов до полной автоматизации.

Читать статью  Как поменять билет на самолет Аэрофлот на другую дату

Летайте самолётами «Аэрофлота»!

Первый, выпущенный в 1932 году отечественный авиабилет единственной в СССР пассажирской авиакомпании «Аэрофлот», называвшейся тогда «Добролёт» (на Украине — «Укрвоздухпуть») выглядел очень скромно – крошечный квадратик бумаги.

Первые авиабилеты СССР

В него от руки вписывались дата и время отправления, номер рейса, фамилия пассажира и цена билета. Такой билет украшался множеством штемпелей – пункт отправления, назначения, пересадок, штемпели служили и своего рода защитой от подделок.

Первые авиабилеты России

Добролёт в СССР

Процесс получения авиабилета в советское время был для пассажиров непростым. Прежде чем оформить билет, кассир должен был запросить у диспетчера по телефону данные об отправлении самолёта и наличии мест, иногда это приходилось делать по несколько раз. Затем вручную заполнялся билет, и на нём вручную из специальных столбцов вырезалась сумма, обозначавшая стоимость билета. Длинные очереди в авиационные кассы были обычным делом, особенно после 1978 года, когда у авиапассажиров при покупке билетов стали требовать паспорта. В курортный сезон билетные кассы были переполнены людьми, ждавшими своей очереди по несколько часов, а иногда и суток. Внедрение принтеров и другой оргтехники мало что меняло — сам процесс печати и оформления авиабилета на бумаге был трудоёмким и дорогостоящим.

Победа электроники

Первый в мире электронный билет был выписан в 1990 году американской авиакомпанией United Airlines. Через несколько лет такие билеты уже использовались большинством американских авикомпаний. А переход на электронные билеты во всемирном масштабе произошёл в 2004 году, когда Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) была запущена программу Simplifying the Business. Последние препятствия на пути к окончательному переходу на электронные билеты были устранены в 2008 году, после завершения проекта E-ticketing.

В нашей стране пионером в области внедрения электронных билетов можно считать компанию «Владивосток Авиа», в 2006 году на свой страх и риск продавшую первый электронный билет на рейс Владивосток — Сеул. Соответствующая юридическая нормативная база отсутствовала, и для отчёта пассажиру при посадке вручали и бумажный билет.

Реализация электронных билетов сегодня — обычная практика в работе всех российских авиакомпаний. Бумажные билеты ушли в прошлое, а в будущем, возможно, станут предметом коллекционирования как исторические раритеты. Поэтому не следует торопиться выбрасывать случайно найденный старый авиабилет, лучше сохранить его, как память о воздушном путешествии и как историческое свидетельство эпохи.

Источник https://lowcosts.ru/e-tickets/history.shtml

Источник https://studwood.net/2169072/tehnika/istoriya_sozdaniya_elektronnyh_biletov

Источник https://tourweek.ru/articles/transport/283022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Обзор и характеристики лучших смартфонов
Next post Прицел на жучков: боремся с коррозией до наступления морозов