Методика обучения плаванию.

 

Методы тренировки в плавании
статья по физкультуре на тему

Особенности применения различных методов в обучении плаванию (равномерный, переменный, интервальный, повторный, соревновательный (контрольный), игровой.

Скачать:

Вложение Размер
Методы тренировки в плавании 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Методы тренировки в плавании

по плаванию» г.Абакан

Методы, используемые в плавании — это способы достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы спортивной тренировки направлены на формирование и совершенствование умений и навыков, а также воспитание физических качеств спортсменов. Метод дает ответ на вопрос: как надо применять средства в процессе тренировочного занятия. Поэтому в работе тренера-преподавателя необходимо умение использовать комплекс всех методов для достижения максимального результата

В процессе тренировки пловцов применяются следующие основные методы:

Они отличаются друг от друга по длине дистанций, интенсивности плавания, количеству проплываемых дистанций и по характеру отдыха.

Равномерный (равномерно-дистанционный) метод предусматривает преодоление средних и длинных дистанций (400–1500 м и более) в равномерном темпе. Используется плавание с умеренной (65–75 %) и большей (75–85 %) интенсивностью. Равномерно-дистанционный метод применяется главным образом для воспитания базовой выносливости и функциональных основ специальной выносливости спортсменов. Одной из разновидностей равномерно-дистанционного метода является плавание с умеренной и большей интенсивностью в течение заданного времени.

Переменный (попеременно-дистанционный) метод включает чередование быстрого и медленного плавания (игру скоростей) на средних и длинных дистанциях. Характер воздействия метода на организм спортсменов зависит от длины отрезков проплывания с большой, субмаксимальной (85–95 %) или максимальной интенсивностью, от продолжительности малоинтенсивного плавания (отдыха).

Например, 400 м комплексное плавание с помощью движений одними ногами (смена способов через 100 м) в виде 8 серий (15 м максимальной интенсивностью и 35 м свободно) или 800 м кролем в виде 8 серий (75 м с умеренной интенсивностью и 25 м с субмаксимальной интенсивностью). Переменное плавание смягчает воздействие скоростной работы, позволяет совершенствовать и тактическое мастерство — умение распределить силы, переключаться с одной скорости на другую. Применение этого метода решает задачи развития базовой и специальной выносливости, а также скоростных возможностей.

Интервальный метод заключается в проплывании серий дистанций или их отрезков (например, 50, 100, 200 метров) с различной интенсивностью, сравнительно непродолжительными и строго регламентированными паузами отдыха (в среднем 10–30 секунд). Интервал отдыха характеризует сам метод тренировки и является основным показателем метода, т. к. именно ограниченный по продолжительности отдых между отрезками ставит спортсмена в условия, когда каждый последующий отрезок выполняется на фоне усталости (недовосстановления).

Например, 12 раз по 50 м (по три повторения каждым способом в порядке комплексного плавания) с интервалами отдыха 10–20 секунд. Или 10–12 раз по 100 метров комплексное плавание с интервалами отдыха 30 секунд. Или 12–16 раз по 50 м избранным способом с интервалом отдыха 15 секунд. В некоторых случаях интервал отдыха между отрезками может последовательно изменяться в сторону уменьшения или увеличения, например, первый интервал отдыха — 10 секунд, потом 15 секунд, 20 секунд и т. д.

Интервальное плавание применяется для воспитания базовой и специальной выносливости пловцов. Однако при большом объеме упражнений и особенно при значительной интенсивности этот метод может стать причиной переутомления. Поэтому данный метод следует с большой осторожностью применять на этапе начальной подготовки.

Повторный метод предусматривает проплывание серии отрезков от 15 до 200 метров и более с максимальной и субмаксимальной скоростью (близкой к соревновательной) и сравнительно продолжительными паузами для отдыха. Отдых должен быть продолжительным для восстановления организма с тем, чтобы спортсмен мог качественно выполнить очередные отрезки спортивной работы. Основная направленность метода — воспитание специальной выносливости и скоростных способностей.

Например, 10–16 раз по 15 м или 4–6 раз по 25 м со старта в полную силу одним из способов, отдых между повторениями не менее одной минуты; 4–8 раз по 50 м со старта с соревновательной скоростью, по одному повторению каждым способом в порядке комплекса, отдых между отрезками 2–3 минуты.

Контрольно-соревновательный метод предусматривает однократное или повторное прохождение в полную силу основной соревновательной или контрольной дистанции. Преимущественная направленность метода — воспитание специальной выносливости, а также скоростных возможностей в случае, если старты выполняются на коротких дистанциях.

В практике плавания широко используется и так называемый комбинированный метод, при котором сочетаются все вышеперечисленные методы. Одной из разновидностей этого метода является применение различных «горок». Например, 400 м комплексным плаванием, далее 300 м кролем на груди, 200 м брассом, 100 м на спине, 50 м баттерфляем — все с отдыхом одна минута (на первых трех дистанциях интенсивность умеренная, на предпоследней большая, на последней субмаксимальная).

Или 800 м, 400 м, 200 м кролем на груди или комплексного плавания, отдых между отрезками две минуты, интенсивность плавания постоянно увеличивается.

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Игра является не только средством физического физическом воспитании (т. е характерной системой физических упражнений), но и эффективном методом обучения и воспитания. Поэтому понять природу игрового метода возможно только на основе раскрытия сущности игры вообще.

Методика обучения плаванию.

При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: — укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;— изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;— всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;— ознакомление с правилами безопасности на воде

Содержание программы начального обучения плаванию зависит от задач, стоящих перед курсом обучения; контингента занимающихся, их физической подготовленности и возраста; продолжительности курса обучения; условий для проведения занятий. Все перечисленные факторы тесно связаны между собой.

От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети от 10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени — из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.). Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю, продолжительности каждого занятия. Условия для занятий — естественный или искусственный водоем, глубина и температура воды, климатические и погодные условия — также оказывают существенное влияние на подбор упражнений и методику проведения занятий. Таким образом, содержание программы — учебный материал и методические указания — должно соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.

Обучение детей плаванию проводится в форме групповых занятий. Такие занятия более эффективны, им присущ элемент соревнования. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость. Однако, занимаясь с группой, инструктор должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика как личности, а также его способности к плаванию. В связи с этим методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Детей, как правило, обучают технике спортивного плавания, потому что, во-пёрвых, контингент юных пловцов является резервом для отбора спортивное плавание; во-вторых, предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание занимают больше времени; в-третьих, дети быстро теряют интерес к обучению «непрестижным» способам плавания. В связи с этим в программах по плаванию предусматривается одновременное обучение плаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Разнообразие упражнений не только развивает моторную обучаемость, но и стимулирует активность и интерес на занятиях плаванием, что является необходимым методическим требованием работы с детьми.

Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа.

1. Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.) Таким образом у новичков создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям. Если позволяют условия (наличие мелкого места), то инструктор разрешает новичку попробовать плавать показанным способом.

2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде. Занимающиеся выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, имитирующие технику плавания, также упражнения для освоения с водой.

3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений; При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца). Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:— ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершёнствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;

— изучение движений в воде с, неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема и т. д. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;

— изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);— изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.

Последовательное согласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией. Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.

4. Закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1

При обучении плаванию применяются общеразвивающие, специальные физические упражнения, упражнения для освоения с водой, для изучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде. Некоторые из этих упражнений используют в течение всего периода обучения, другие — на каком-то определенном его этапе. Так, например, упражнения для освоения с водой применяются только на первых, занятиях и почти не используются в дальнейшем. А вот общеразвивающие, специальные физические упражнения и большинство упражнений для изучения техники плавания выполняются на протяжении всего периода обучения.

Если говорить о пользе общеразвивающих и специальных физических упражнений, то прежде всего надо сказать, что они способствуют общему физическому развитию, воспитывают ловкость, координацию движений, силу и подвижность в суставах то есть качества, необходимые для успешного освоения плавания. Общеразвивающие физические упражнения, укрепляя мышцы туловища, вырабатывают правильную осанку, развивают силу рук и ног, что очень важно для пловца. Специальные физические упражнения по форме и характеру движений близки к технике плавания. Они развивают в основном группы мышц, выполняющих основную работу при плавании. В практике плавания составляется специальный комплекс общеразвивающих и специальных упражнений. Он включает учебный материал, предназначенный для выполнения в воде. Обычно комплекс начинается с разогревающих и дыхательных упражнений различные виды ходьбы, бега с прыжками и движениями руками. Затем идут упражнения для развития мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног — наклоны, приседания, круговые движения туловища и таза, отжимания и т. д. Маховые и рывковые движения руками и ногами с большой амплитудой и упражнения на гибкость нужно выполнять после того, как мышцы разогреются. В комплекс включаются также упражнения, имитирующие технику плавания на суше, — например, движения ногами и руками отдельно и в сочетании с дыханием. По характеру движений они близки к технике плавания и подводят занимающихся к ее освоению в воде, поэтому каждый комплекс обычно заканчивается имитационными упражнениями. Например, комплекс общеразвивающих и специальных упражнений на суше во время обучения кролю на спине и груди так как эти способы предусмотрены в программе по обучению плаванию в летних оздоровительных лагерях. Комплекс 1. (выполняется до начала обучения и на первых 5—6 уроках по обучению кролю на груди и на спине).1. Ходьба, бег, наклоны, приседания.2. И. п. — сидя, одна нога согнута. Взяться руками за пятку и носок стопы и крутить ее вправо и влево. Проделать 20 раз каждой ногой.3. И. п. — сидя, упор руками сзади; ноги прямые, носки оттянуты. Проделать сначала скрестные движения ногами, а потом — как при плавании кролем. Упражнение выполняется в быстром темпе, от бедра, с небольшим размахом стоп.4. И. п. — стоя, руки вверху, кисти соединены (голова между руками). Подняться на носки, потянуться вверх; напрячь все мышцы рук, ног и тела; затем расслабиться. Повторить напряжение 5—6 раз. Это упражнение подводит к правильному выполнению скольжения и умению держать туловище при плавании напряженным (рис. 23, а).5. И. п. — стоя, руки согнуты в локтях, кисти к плечам. Круговые движения руками вперед и назад. Сначала одновременно, затем попеременно каждой рукой. Проделать 20 раз.

Читать статью  Программа по плаванию для учащихся 1–11-х классов

6. «Мельница». И. п. — стоя, «одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. Круговые движения руками вперед и назад вначале в медленном, а затем в быстром темпе. Во время выполнения упражнения руки должны быть прямые.7. Й. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой), одна рука впереди, другая сзади у бедра. В этом положении круговые движения руками вперед («мельница»). Выполнять в течение 1 мин.8. Упражнение 7 выполняется с закрепленными резиновыми амортизаторами (приучает преодолевать сопротивление воды на суше).9. Упражнение с резиновыми амортизаторами для кроля на спине.Комплекс 2 (выполняется во время обучения кролю: на груди и на спине).1. Проделать упражнение 4 комплекса -1 в положении лежа на груди (или на спине); руки вытянуты вперед.

2. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой); одна рука упирается в колено, другая вытянута вперед. Движения свободной рукой, как при плавании кролем.

3. To же упражнение с остановкой руки в трех положениях: рука впереди, в середине гребка, в конце гребка. Во время каждой остановки не меньше 3 раз напрягать мышцы руки и плеча.

4. Упражнение 5 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой и бегом.5. Упражнение 6 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой на месте.6. Согласование дыхания с движением одной рукой, как при плавании кролем. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, одна рука упирается в колено, другая — в положении конца гребка у бедра. Повернуть голову в сторону вытянутой руки и посмотреть на нее. Сделать вдох и начать движение рукой с одновременным выдохом. Следующий вдох выполняется, когда рука заканчивает гребок у бедра. Проделать 15—20 раз каждой рукой

7. .Движения руками. кролем в сочетании с, дыханием. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, одна рука вытянута вперед, другая — назад. Повернуть голову в сторону вытянутой назад руки и посмотреть на нее. Сделать вдох и начать гребковые движения руками с одновременным выдохом

8. «Стартовый прыжок» И.п. — стоя, ноги на ширине стопы. По команде «На старт» согнуть ноги в коленях, наклониться вперед, руки опустить вниз. По команде «Марш!» сделать мах руками вперед-вверх, оттолкнуться ногами и сделать прыжок вверх. В полете соединить руки над головой и убрать голову между руками. Приземлиться на носки и встать в положение смирно. Повторить 5—6 раз

Эти упражнения выполняются одновременно с изучением простейших элементов техники плавания. Основа хорошей техники — правильное положение тела в воде и правильное дыхание (с выдохом в воду). Упражнения для освоения с водой выполняются в течение первых 5—6 занятий. Осваивая их, занимающиеся учатся погружаться с головой в воду и открывать глаза, всплывать и правильно лежать на поверхности, выдыхать в воду и скользить по поверхности, сохраняя горизонтальное положение тела, характерное для техники спортивного плавания.

Подготовительные упражнения выполняют на мелком месте, стоя по пояс или по грудь в воде: большинство из них делается с задержкой дыхания на вдохе. Как только занимающиеся освоятся с водой, почти все подготовительные упражнения исключаются из программы занятий. Постоянно выполняются и совершенствуются, только упражнения на скольжение и выдох в воду.

Упражнения, знакомящие с плотностью и сопротивлением воды. Упражнения этой группы воспитывают у занимающихся чувство опоры о воду ладонью, предплечьем, стопой и голенью (что необходимо для постановки гребковых движений), приучают не бояться воды.1. Движение в воде туда и обратно, вначале шагом, а потом бегом.2. Ходьба с поворотами и изменением направления

Всплывание и лежание на поверхности воды Эти упражнения позволяют занимающимся почувствовать состояние невесомости и научиться в горизонтальном положении лежать на поверхности воды на груди и на спине.

1. «Поплавок». И. п. — стоя по грудь в воде. Сделать глубокий вдох и, приседая, погрузиться в воду с головой. Поджать под себя ноги и, обхватив руками колени, всплыть на поверхность. В этом положении задержать дыхание на 10—15с, затем вернуться в и. п.

2. «Медуза». Сделав вдох, задержать дыхание и лечь на воду. Согнуться в пояснице и расслабить руки и ноги. Встать на дно (рис. 26, а).

3. Всплыть «поплавком». Затем принять положение лежа на груди (руки и ноги прямые). Мысленно сосчитать до десяти и встать на дно (рис. 26,6).

4. Стоя по пояс в воде, присесть так, чтобы подбородок оказался у поверхности воды; руки развести в стороны. Отклонить голову назад, погружая затылок в воду и все меньше и меньше опираясь ногами о дно. Медленно поднять сначала одну ногу, затем другую и принять положение лежа на спине, помогая себе только движениями кистей. Если ноги начнут погружаться, то надо приблизить руки к бедрам и поддерживать тело в равновесии с помощью небольших гребков кистями.

5. Упереться руками о бортик или дно бассейна и лечь на грудь. Поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Повторить упражнение несколько раз (рис. 26, в).Выдохи в воду

Умение задерживать дыхание на вдохе и выполнять выдох в воду является основой для постановки ритмичного дыхания при плавании.

1. «Умывание». Побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.

2. И. п. — стоя на дне. Наклонить туловище вперед так, чтобы рот оказался у поверхности воды, ладонями упереться в колени. Сделать через рот глубокий вдох, опустить лицо в воду и медленно выдохнуть в воду. Плавно поднять голову в и. п. и снова сделать вдох. Поднимание головы и опускание лица в воду сочетать таким образом, чтобы рот показывался из воды во время окончания выдоха в воду. Это упражнение повторяется в ритме нормального дыхания; на первом занятии — 10—15 раз, на последующих занятиях— 20—30раз подряд (с поворотом головы для вдоха влево или вправо).

3. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, руками упереться в колени. Голова в положении вдоха, щека лежит на воде. Открыть рот, сделать вдох, повернуть лицо в воду — выдох.4. Опираясь руками о бортик или дно, лечь на грудь и принять горизонтальное положение. Вдохнуть и опустить лицо в воду. В этом же положении сделать 10— 15 выдохов в воду с поворотом головы в сторону для вдоха.

3. Скольжения. Скольжения на груди и спине с различными положениями рук помогают освоить рабочую позу пловца — равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально выскальзывать вперед после каждого гребка, что является показателем хорошей техники плавания.1. Скольжение на груди. Стоя по грудь в воде, наклониться так, чтобы подбородок коснулся воды. Вытянуть руки вперед, соединив большие пальцы. Сделать вдох, плавно лечь на воду лицом вниз и, оттолкнувшись ногами от дна или бортика бассейна, принять горизонтальное положение. Скользить с вытянутыми ногами и руками по поверхности воды.2. Скольжение на спине. Встать спиной к берегу, руки вдоль туловища. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину. Поднять выше живот и прижать подбородок к груди. He садиться (следует помнить, что устойчивому положению на спине помогают легкие гребковые движения кистями около туловища; ладони обращены вниз).3. Скольжение на груди с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра.4. Скольжение на спине с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра.5. Скольжение на груди с последующими поворотами на спину и грудь

Обучая плаванию детей, необходимо включать в занятия игры и развлечения на воде. Они помогают понять характер ребенка, приучают его к самостоятельности, инициативе, взаимовыручке, товариществу. Кроме того, игры проводятся с целью повторения и совершенствования элементов техники плавания. На занятиях по плаванию используются игры трех типов: простейшие, игры с сюжетом и командные. Простейшие игры включают элемент соревнования и не требуют предварительного объяснения. Это игры типа «Кто быстрее спрячется под воду?», «У кого больше пузырей?, «Кто дальше проскользит?» и т. д. Соревновательный элемент пробуждает у ребят стремление лучше выполнить задание, делает занятия более эмоциональными, повышает интерес к плаванию.

Игры с сюжетом — основной учебный материал на уроках по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того, как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.

Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты. Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. Инструктор должен не-медленно пресекать грубость, нарушение правил, нетоварищеское поведение. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны.

Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частях урока, в течение 10—15мин. Выбор игры зависит от задач урока, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся. В каждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно проводить игры с движениями, выполняемыми в быстром темпе.

Игры с преодолением сопротивления воды «Кто выше?» Стоя в воде, присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть как можно выше из воды.«Переправа». Ходьба с помощью гребков руками.«Кто быстрее?» Бег в воде с помощью гребков руками.«Море волнуется». Стоя в одной шеренге, играющие по команде «Море волнуется» расходятся в любом направлении (их разогнал ветер). По команде «На море тихо» быстро занимают свои места. При этом инструктор считает: «Раз, два, три — на место встали мы». Опоздавший лишается права продолжать игру. «Волны на море». Играющие выстраиваются в шеренгу. Затем берутся за руки и, присев, опускают их на воду. Выполняют движения обеими руками вправо влево, поднимая волны. «Рыбы и сеть», Выбирают двух водящих. Остальные играющие разбегаются. Водящие, держась за руки («сеть»), стараются поймать «рыбу»— для этого им нужно замкнуть руки вокруг пойманного игрока. Пойманный игрок присоединяется к водящим, образуя с ними «сеть». Игра кончается, когда все «рыбы» пойманы.

Игры с погружением в воду

«К.то быстрее спрячется под воду?» По сигналу инструктора дети приседают и погружаются в воду.«Хоровод». Играющие берутся за руки и идут по кругу. Сосчитав вслух до десяти, они делают вдох и погружаются в воду. Затем встают, и хоровод движется в противоположную сторону.«Поезд и тоннель». Играющие выстраиваются в колонну и кладут руки на пояс друг другу, образуя «поезд». Двое играющих становятся лицом друг к другу, взявшись за руки (руки опускают на поверхность воды), — это «тоннель». Чтобы «поезд» прошел через «тоннель», его «вагоны» поочередно подныривают. После того как весь «поезд» прошел «тоннель», изображающие «тоннель» заменяются ребятами из «поезда».«Сядь на дно». По команде инструктора дети садятся на дно, погружаясь с головой в воду.«Насос». Играющие стоят парами лицом друг к другу и держатся за руки. Поочередно они погружаются с головой в воду: как только один появляется из воды, другой приседает и скрывается под водой.«Лягушата». Играющие встают в круг. По команде «Щука!» «лягушата» подпрыгивают вверх, по команде «Утка!» — прячутся под воду. Неверно выполнивший команду выходит на середину круга и продолжает игру вместе со всеми.

Игры на всплывание и лежание на воде

«Пятнашки с поплавком». «Пятнашка» старается осалить кого-нибудь из играющих. Спасаясь от «пятнашки», они принимают положение «поплавок». Если «пятнашка» дотронется до играющего раньше, чем он принял это положение, они меняются местами.

Игры с выдохом в воду

«У кого больше пузырей». Играющие погружаются в воду и делают длинный выдох. Инструктор определяет победителя по количеству пузырей на поверхности воды.

«Ванька-встанька». Играющие делятся на две шеренги, встают друг против друга и попарно берутся за руки. По первому сигналу инструктора игроки одной шеренги опускаются под воду и делают глубокий выдох (глаза открыты). По второму сигналу в воду погружаются игроки второй шеренги.

Читать статью  Как ребенку или взрослому начинать обучение плаванию: в группе или индивидуально с тренером?

Игры с открыванием глаз в воде

«Найди клад». Инструктор бросает на дно какой-нибудь предмет. По его команде играющие погружаются в воду и пытаются найти и достать этот предмет.«Морской бой». Играющие делятся на две шеренги и встают лицом друг к другу на расстоянии 1 м. По сигналу инструктора они начинают брызгать водой друг другу в лицо. Выигрывают те, кто не отворачивался и не закрывал глаза. Во время игры нельзя сближаться и касаться друг друга руками.«Брод». Играющие поочередно передвигаются по дну бассейна в заданном направлении. Ориентиром движения могут быть полоса, идущая по середине бассейна, или предметы, разложенные на дне. Чтобы не сбиться с пути и лучше разглядеть ориентир, играющие опускают голову в воду.

Игры со скольжением и плаванием

«Скользи вперед». Играющие встают в шеренгу и выполняют скольжение на груди и на спине.

«Торпеды». Играющие по команде инструктора, выполняют скольжение на груди с. движением ногами кролем. Затем они проделывают то же на спине «Кто победит?» Плавание (при помощи рук) кролем ^ на груди и брассом на спине.

«Эстафета». В игре участвуют две команды. Играющие могут плыть любым способом. Если они освоили все спортивные способы плавания, инструктор проводит комбинированные эстафеты, где участники плывут разными способами при помощи ног.

«Борьба за мяч». Играющих делят на две команды. Игроки одной команды, плавая в любых направлениях, перебрасывают мяч друг другу. Игроки второй команды стараются отнять мяч; Как только мяч будет пойман, команды меняются местами.

Волейбол в воде». Играющие располагаются по кругу и, ударяя по мячу, передают его друг другу. При этом они стараются, чтобы мяч как можно дольше не падал в воду.

«Мяч тренеру». В игре участвуют две команды. Первая выстраивается по одну сторону бассейна, вторая — по другую. У каждой команды — тренер. Он участвует в игре, стоя на противоположном от своей команды бортике бассейна. Игроки стремятся завладеть мячом, находящимся в центре поля, и, перебрасывая ёго двумя руками, стараются отдать мяч в руки своему тренеру. Выигрывает команда, которой удалось сделать это большее количество раз.

Развлечения в воде

«Кто найдет брошенный на дно предмет?» «Кто проскользит у поверхности воды 5 (6) м?

«Мяч no кругу». Играющие стоят на дне и перебрасывают мяч друг другу.«Чехарда». Играющие встают в колонну по одному на расстоянии 2м друг от друга и наклоняются вперед. Игрок, стоящий последним, перепрыгивает через каждого, стоящего впереди.

Кто перетянет?. Двое игроков, захватив друг друга ногами, гребут что есть силы руками, стараясь. протащить за собой партнера.«Летающий дельфин». Стоя на дне, играющие выпрыгивают из воды вверх-вперед и, выбросив руки вперед, снова входят в воду. При этом они стараются выпрямить тело и проскользить под водой вперед. Наиболее оптимальными способами обучения плаванию является кроль на спине и груди Кроль на груди На суше1. Движений ногами кролем. Сесть, уперевшись руками сзади, отклониться назад (ноги выпрямить, носки оттянуть). Движения ногами под счет инструктора: «раз», «два», «три» и т. д. Движение выполнять от бедра с небольшим размахом.2. Движения ногами кролем в положении лежа на груди.3. Движения руками кролем в положении стоя с наклоном. Выполняются вначале одной рукой, а затем двумя руками.4. Согласование движений руками с дыханием. Выполняется вначале одной, а затем двумя руками.

В воде1. Движения ногами кролем в положении опоры о дно или бортик бассейна. Лечь на грудь, опереться Руками о дно или бортик бассейна; тело выпрямить носки оттянуть. Выполнять движения ногами кролем; стараясь создать фонтан брызг 2. Плавание с доской при помощи движений ногами кролем.3. Скольжение на груди с движениями ногами кролем и разными положениями рук (вытянуты вперед; одна впереди, другая у бедра; вдоль бедер) 4. Выдохи в воду в положении стоя с наклоном и поворотом головы на вдох.5. Движения руками кролем. Стоя на дне наклониться вперед (подбородок у воды; одна рука впереди, другая сзади у бедра). Выполнять движения руками, как при плавании кролем 6. To же с передвижением по дну.7. Согласование движений руками кролем с дыханием в положении стоя на дне с наклоном вперед. Вначале выполняется одной рукой, а затем двумя 8. Скольжение с движениями руками кролем (с задержкой дыхания 10—15с).9. Плавание кролем с задержкой дыхания.10. Плавание кролем с постепенным увеличением расстояния. Кроль на спинеНа суше1. Движения ногами кролем в положении сидя.2. «Мельница» — выполнение круговых движений руками в направлении назад.3. «Мельница» с притопыванием (на один «гребок» рукой три шага). В воде1. Сидя на бортике бассейна, опустить ноги в воду. Выполнить движения ногами кролем.2. В .положении на спине взяться за бортик (руки на ширине плеч). Выполнить движения ногами кролем.3. Скольжение на спине с движением ногами кролем. Руки в положении у бедер. Вначале можно поддерживать тело гребковыми движениями кистей.4. Скольжение на спине с движениями ногами кролем (руки вытянуты за головой).5. Плавание на спине при помощи ног с различными положениями рук: за головой, у бедер, одна впереди, другая у бедра.6. Плавание на спине при помощи ног и раздельных гребков руками. Исходное положение рук: одна впереди (за головой), другая у бедра. Сделать гребок одной рукой и пронести вперед по воздуху другую руку. Пауза, сопровождаемая движением ногами. Затем сделать гребок второй рукой и пронести первую руку по воздуху в и. п. — и т. д.7. Плавание кролем на спине на расстояние 5 (10) м с задержкой дыхания на вдохе.8. Плавание кролем на спине с постепенным увеличением расстояния.

При обучении плаванию применяются три основных группы методов — словесные, наглядные, практические). Используя объяснение, рассказ давая указания, оценку действии и др., дает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов. Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, — помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и др. инструктор проводит на суше — до или после занятий в воде. Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох — «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и. »Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.

Все задания на уроке выполняются под команду; она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения. Команды делятся на предварительные и исполнительные. С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями. Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения — для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз-два-три, раз-два-три» и т. д. —: при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох и длинным «выдох» — при освоении выдоха в воду. Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае; если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя

Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться нужных движений’ при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений — наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны; быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет; избежать типичной ошибки для всех начинающих — излишнего сгибания ног и рук.К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных наглядных пособий, кинофильмов, а также применение жестикуляции. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно в выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2—3 раза напрягать мышцы руки по 3—5 с. Однако выполнением техники плавания по частям увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде — занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:1) инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки; 2) занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.

Практические методы. При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение cпoсобом плавания в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество Разучивание в целом применяется на завершающе: этапе освоения техники плавания. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений

Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий. Метод непосредственной помощи применяется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему, несколько раз правильно воспроизвести движение.

Таким образом при обучении плаванию решаются следующие основные задачи: — укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;

— изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;— всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;

— ознакомление с правилами безопасности на воде.

Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет. способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность.

При обучении плаванию применяются общеразвивающие, специальные физические упражнения, упражнения для освоения с водой, для изучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде.

Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Техника и методика обучения плаванию

Плаванье является одним из самых полезных видов спорта, поэтому он показан как детям, так и взрослым любого возраста. Во время занятия снижается нагрузка на опорно-двигательный аппарат. При этом работают все группы мышц, что способствует их укреплению, качественному питанию кислородом. Научиться плаванью несложно, как некоторым людям может показаться. Существуют различные методики обучения плаванью. Основные из них будут рассмотрены далее.

Что нужно учитывать?

Рассматривая теорию и методики обучения плаванию, можно подобрать оптимальный подход к этому процессу. Нужно понимать, какие задачи и цели преследуются в ходе проведения занятий, как заинтересовать определенный контингент учащихся. Этот вид спорта позволяет укрепить здоровье, закалить организм, а также привить гигиенические навыки.

Читать статью  Упражнения для спинистов

методика обучения плаванию способом кроль

Для некоторых людей овладение разными техниками плаванья может оказаться жизненно важным. Бывают ситуации, когда по стечению обстоятельств человек попадает в воду далеко от берега. Умение плавать может спасти жизнь человеку. Занятия этим видом спорта развивают силу, гибкость, а также выносливость организма. Человек становится более ловким, быстрым. Для этого нужно изучить в теории и уметь применять на практике методики начального обучения плаванию. Также важно ознакомить группу с правилами безопасности на воде.

Существует несколько факторов, которые влияют на выбор методики:

  • Условия, которые окружают людей.
  • Цель получения навыка плавания. Это может быть потребность просто научиться плавать или достижение спортивных результатов, высот.
  • Особенности учеников.
  • Возраст всех членов группы.

Методика обучения детей плаванию отличается от подхода, который тренер выбирает при общении с группой взрослых людей. Нужно уметь не только заинтересовать, но и подобрать оптимальную нагрузку, которая позволит получить максимальную пользу от занятия. Учитывается физическая подготовка людей, их цели и стремления.

Для детей может быть интересно покорение спортивных высот, участие в соревнованиях. Взрослые, как правило, ходят на плаванье для укрепления иммунитета, поддержания себя в форме, снижения веса или в профилактических либо лечебных целях (при патологиях опорно-двигательного аппарата).

Научиться плаванью можно практически в любом возрасте. Но особенности каждой группы тренер обязательно учитывает. Сложнее обучить малышей до 5 лет. Поэтому методика обучения плаванию детей дошкольного возраста значительно отличается от подхода, который применяется к школьникам. Сложность состоит в том, что малыши не готовы выполнять осознанно задания, которые дает тренер.

Оптимальным возрастом для освоения азов плаванья является период с 6 до 10 лет. Дети быстро получают новые навыки, умения. При этом в таком возрасте еще не сформирована неправильная память движений. Взрослых людей научить правильной технике гораздо сложнее. Если человек всю жизнь плавал неправильно, переучить его очень сложно. Хотя обучение все же возможно в любом возрасте. Однако научиться плаванью с нуля гораздо проще, чем переучиваться.

Методы и средства

Определенные методики обучения плаванию детей школьного возраста, дошкольников или взрослых людей проверены многократно на практике и обоснованы в теории. Поэтому их применяет каждый тренер в своей деятельности.

методика обучения плаванию кроль и брасс

Существует три типа методик:

  • Вербальные. Подразумевает проведение объяснений, пояснений, а также разбор, указания. Тренер разбирает тонкости техники, дает указания и команды в процессе занятия.
  • Наглядные. Упражнение нужно показать группе. Движения будут правильными, если тренер покажет, как правильно двигаться в воде. Также в эту категорию методов входят изучение учебных материалов в теории, наглядные материалы в виде фотографий, фильмов, видео. Это может быть жестикуляция, а также демонстрация тренером определенных тонкостей.
  • Практические. Это упражнения, которые проводит группа, игры и прочие занятия, направленные на развитие общей координации или отдельных навыков, алгоритмов и элементов.

Рассматривая существующие техники и методики обучения плаванию, стоит сказать также и о средствах, применяемых в ходе учебы. К ним относятся:

  • физические упражнения без снарядов и дополнительных средств;
  • тренажеры;
  • приспособления, например, круги, плавательные доски и т. д.;
  • средства визуальной информации, например, видео, плакаты, фотографии и т. д.;
  • природные или искусственные условия.

Виды упражнений

методика обучения плаванию способы кроль и брасс

Методики обучения плаванию детей и взрослых включают в себя ряд упражнений. Они делятся на три категории:

  • Общеразвивающие. Проводятся на суше, что позволяет правильно отработать движения.
  • Подготовительные. Могут выполняться как на суше, так и в воде.
  • Специальные. Их проводят исключительно в воде.

Чтобы повысить уровень физической подготовки участников группы, тренер применяет общеразвивающие упражнения. Они позволяют подготовить организм к освоению основных стилей плавания. Кроме того, такие физические нагрузки улучшают осанку и общее состояние опорно-двигательной системы.

К этой категории упражнений относится бег, ходьба, прыжки, гимнастика, которые помогают быстро адаптироваться к нагрузкам. Это значительно повышает продуктивность тренировки в воде.

Подготовительные упражнения обладают большей специализацией. Акцент делается на способностях тела, умениях, которые нужны для плаванья. Это довольно специфичные методики обучения плаванию. Кролем можно научиться плавать только в воде, но на суше проводится имитация движений, которые выполняет спортсмен в воде. Так можно выполнить коррекцию техники. Но затягивать с водными тренировками нельзя. Поэтому подобные упражнения ограничены, должны выполняться ограниченное количество времени.

С чего начать?

методика обучения плаванию способом брасс

Методики обучения плаванию строятся по единой схеме. Она применяется для людей разных возрастов и включает такие шаги:

  1. Дыхание.
  2. Работа ног. Причем требуется достичь слаженности работы конечностей с правильным дыханием.
  3. Движения рук.
  4. Тренировки по обучению скоординированных движений ног, рук и дыхания.

Все перечисленные пункты учащиеся осваивают постепенно. Нельзя переходить к следующему этапу, если не был освоен предыдущий шаг. Спешка здесь неуместна. Причем постепенно задачи усложняются. Нельзя осваивать работу ног без правильного дыхания и т. д. Если же поспешно перебегать от одного пункта к другому, может развиться неправильный стереотип.

Например, в процессе плавания человек работает только ногами, а голова при этом находится над поверхностью воды. В этом случае дыхание не будет освоено. А это основной элемент. Оно обязательно должно координироваться с работой рук и ног. Если этого не освоить, при движении в воде человек будет следить за дыханием, но работа рук и ног буде малоэффективной.

Очень важно научиться комфортно дышать во время плавания. Выдох делается в воду, а лицо должно находиться в воде. При этом во время вдоха на лицо будут попадать брызги, от которых человек инстинктивно уворачивается. Это увеличивает не только физическую, но и эмоциональную нагрузку. Это особенно заметно при длительных заплывах.

Поэтому этому вопросу уделяется особое внимание во всех методиках обучения плаванию. Способы кроль и брасс, а также иные техники человек начинает осваивать только после овладения умением правильно дышать во время заплыва. Физическая нагрузка во время плавания высокая. Работают практически все группы мышц. В это время организм нуждается в большом количестве кислорода. Эту потребность можно удовлетворить только при помощи правильного дыхания.

В начале обучения нужно плыть медленно, вырабатывая нужные навыки. Только после этого скорость увеличивают. Только скоординированное, ритмичное дыхание поможет человеку стать пловцом.

Этапы освоения

Существует 4 этапа подачи нужных элементов учащимся, которые описываются в методике обучения плаванию. Кроль и брасс являются основными техниками, которые осваиваются в ходе этого процесса. Существующие этапы также применимы к освоению процесса в целом, а не только к отдельным движениям или техникам.

методика обучения детей плаванию

На первом этапе у учеников складывается общее впечатление о процессе. Для этого применяют наглядные материалы. На втором этапе разучивают отдельные элементы, а затем их соединяют в комбинации. Здесь, как было сказано, усваивают правильное дыхание, а затем работу рук и ног и т. д. Поэтапно комбинации усложняются, нагрузка повышается.

На третьем этапе материал закрепляется, проводится исправление ошибок. Здесь уже требуется добиться слаженного действия всех полученных навыков в условиях нагрузки. Постоянно отрабатываются и исправляются воспроизводимые движения. Это позволяет избежать закрепления правильных навыков.

На третьем этапе обеспечивается понимание существующих закономерностей, например, при обучении плаванию кролем. Методика эта также предполагает оттачивание общей динамики. При этом учитывают индивидуальные особенности каждого учащегося. Устраняются ошибки, которые возникают на каждом этапе обучения. Вариации движений становятся интуитивными.

На последнем этапе производится углубление полученных навыков, совершенствование техники. Здесь человек уже начинает стремиться к идеалу, чтобы стать лучшим. Техника на этом этапе закрепляется до автоматизма. Для этого меняются условия, нагрузка, вплоть до максимально возможной для человека.

Каждый пловец индивидуален. Он должен оттачивать свою индивидуальную технику, которая зависит от общего физического развития. Сформированный стереотип движений закрепляется, а диапазон вариаций расширяется, что зависит от внешних условий. На этом этапе человек уже начинает выполнять скоростные упражнения. Они должны быть короткими, но интенсивными. Отрабатываются как отдельные элементы, так и движения в целом. Нагрузка при этом постепенно повышается.

Кроль на груди

Перечисленные принципы применяются в любой методике обучения плаванию. Способ кроль является одним из наиболее простых, поэтому ему обучают в первую очередь. Длительность обучения зависит от физической подготовки, навыков и умений человека. Этой техникой можно овладеть только при комплексном подходе. Тренинг включает в себя общеразвивающие и подготовительные упражнения.

методика обучения плавания кролем

Проводят ряд обучающих тренингов на суше и в воде. В спортзале выполняются такие упражнения, как бег на месте, но ноги не отрываются от пола. Диапазон движений при этом маленький.

Сидя на каремате, нужно выполнять усиленные махи ногами, имитируя плаванье. Далее ученики ложатся на живот, руки вытянуты вперед. Спину нужно выгнуть, но руки при этом нужно видеть. В таком положении имитируется стиль кроль.

Дальше методика обучения плаванию предполагает проведение тренировки в воде. Двигательная и дыхательная техники соединяются. В воде выполняют энергичные движения ногами. Руками при этом держатся за бортик. Дальше это движение повторяется, но уже без опоры, скользя в воде.

Вырабатывается алгоритм дыхания. В этот момент обе руки находятся возле бедер или одна из них направлена вверх, а вторая направлена вдоль туловища. Голову при вдохе нужно поворачивать, но не поднимать. Выдох осуществляется в воду.

Во время упражнения используют доску. Дыхание должно быть ритмичным, сочетаться с отсчетом махов. Нужно плыть с доской, держа ее то в левой, то в правой руке.

По такой же системе осваиваются иные элементы этого стиля. Нужно крутить руками, делая махи вперед. Сначала работа проводится на суше, а затем в воде. Тренируется общая динамика тела. По отдельности отрабатывается правильность движений верхних и нижних конечностей. Дальше в воде выполняют упражнения, проплывая короткие дистанции до 12 м. Все упражнения варьируются, подстраиваются под особенности организма пловца. Акценты делают на ошибках, слабые стороны отрабатываются особенно тщательно.

Брасс

Существуют некоторые особенности у методики обучения плаванию способом брасс. Это более сложная техника. Здесь важно овладеть алгоритмом работы ногами. Последовательность движений довольно сложная. Нужно правильно выполнять действия на каждом этапе. Важно соблюдать при этом симметричность и слаженность работы ног. Чтобы понимать все тонкости таких движений, нужно вспомнить, как плывет лягушка. Она выполняет задними лапками точно такие же движения, как спортсмен, плывущий брассом.

теория и методика обучения плаванию

Ноги подгибают, происходит разворот стоп, а затем разгибание. Спортсмен отталкивается от воды. Тренировки проводятся на суше и в бассейне.

В спортзале участники группы приседают, опираясь о стену. При этом носки нужно развернуть максимально сильно. В процессе приседания пятки не отрывают от пола, а колени максимально разводят в стороны.

Дальше выполняют подобное упражнение, но после приседания спортсмен как бы выпрыгивает.

Следующее упражнение выполняют сидя. Нужно упереться на руки, которые отведены назад. Ногами имитируют движение в стиле брасс. Ноги подтягивают, разводят колени в стороны, пятки остаются на полу. Дальше разворачивают стопы, а затем выпрямляют ноги. Все движения сначала контролирует тренер. Спортсмен повторяет движения, лежа на скамейке на животе.

Брасс. Тренировка в воде

Методика обучения плаванию брассом дальше предполагает выполнение упражнений в воде. Сначала приседают на мелководье, держась за бортик. Стоя на одной ноге, второй делают гребок. Следующее упражнение предполагает выполнение прыжков, сомкнув пятки и разведя носки врозь.

Держась за бортик, отрабатываются движения ног. Только после этого можно пробовать скользить по воде. Причем нужно переворачиваться то на спину, то на живот. Выполняется плаванье с доской.

Брасс. Движение рук

Методика обучения плаванию в процессе освоения брасса предполагает проведение отработки движения рук. Нужно наклонить тело и выполнять гребки двумя руками. Их разводят на ширину плеч. Далее нужно сделать движение, будто руками надавливают на какой-то объект, сгибая их в локтях. Постепенно руки сводят ладонями вместе. Их разворачивают вперед и выталкивают от себя. Руки снова разводят, возвращаясь в исходное положение. Перед повтором делается небольшая пауза.

Дальше нужно выполнять такое же упражнение, но уже с эспандером. Добавляют дыхание. В момент гребка делают вдох, а при выпрямлении рук с сомкнутыми ладонями – выдох.

После этого переходят в бассейн. На глубине по пояс нужно коснуться подбородком воды. Дальше выполняют движения, отработанные в спортзале. Можно оставаться на месте или идти по дну бассейна. После отработки движения можно скользить по воде. При этом выполняют 2-3 цикла движения и останавливаются. При этом важно отрабатывать и дыхание, которое должно быть ритмичным.

Кроль на спине

Еще одной интересной техникой является кроль на спине. Она несколько похожа на комплекс движений, которые выполняются на груди. Но есть и определенные отличия. Предварительная работа проводится на суше. Если обычная техника кроля отработана, плавание на спине не вызовет затруднений. Прямая рука отводится назад, а затем делается гребок под водой. Ноги работают точно так же, как при плавании кролем.

Сначала нужно плавать с доской, край которой должен находиться у затылка. Сначала технику отрабатывают на коротких дистанциях. Ошибки сразу же разбираются, и слабые места отрабатывают особенно тщательно. Так алгоритм стиля отрабатывают, доводя его до автоматизма.

Источник https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/11/09/metody-trenirovki-v-plavanii

Источник https://studfile.net/preview/4113467/page:2/

Источник https://fb.ru/article/451873/tehnika-i-metodika-obucheniya-plavaniyu

Previous post Лучшие смартфоны Lenovo
Next post Образовательный путь как процесс развития социального субъекта