Образовательный путь как процесс развития социального субъекта

Значение образования в процессе самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Зоя Степановна

Статья посвящена проблеме самореализации личности в условиях обучения в современных вузах сферы туризма и сервиса. Самореализации личности предшествует ее становление. Становление личности основывается не только на самообразовании индивида, но и на выборе профессии, кото­рые формируют его индивидуальное мировоззрение. Динамичность развития личности зависит не только от психокосмоса индивида, но и от социальной среды, и требований, предъявляемых в ней.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Зоя Степановна

Театрализация как средство формирования коммуникативной толерантности студентов в процессе изучения иностранного языка

Размышления о проблеме самореализации женщин и мужчин в сфере труда современного российского общества

The article is devoted to the problem of self-identity in terms of training at Higher schools of tourism and service today. Self-realization is preceded its formation. The formation of a personality is based on not only the self-education of the individual, but also on the choice of a profession that shapes the personal outlook. The dynamics of personality development depends not only on thepsychocosmos of the individual, but also on the social environment and requirements given.

Текст научной работы на тему «Значение образования в процессе самореализации личности»

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

I ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Белова Зоя Степановна, доктор философских наук, профессор кафедры «Философии и социальногуманитарные знания», polyanska.olesya@ya.ru

ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

The article is devoted to the problem of self-identity in terms of training at Higher schools of tourism and service today. Self-realization is preceded its formation. The formation of a personality is based on not only the self-education of the individual, but also on the choice of a profession that shapes the personal outlook. The dynamics of personality development depends not only on the psychocosmos of the individual, but also on the social environment and requirements given.

Статья посвящена проблеме самореализации личности в условиях обучения в современных вузах сферы туризма и сервиса. Самореализации личности предшествует ее становление. Становление личности основывается не только на самообразовании индивида, но и на выборе профессии, которые формируют его индивидуальное мировоззрение. Динамичность развития личности зависит не только от психокосмоса индивида, но и от социальной среды, и требований, предъявляемых в ней.

Keywords: self-realization, education, values, professionalism

Ключевые слова: самореализация, образование, ценности, профессионализм

Модернизация всех сфер жизнедеятельности человека ставит перед современным молодым человеком серьезные проблемы в самореализации по избранной профессии. Во-первых, все сферы жизни общества находятся в динамике, что требует от будущих специалистов не только фундаментальных теоретических знаний, но и навыков, умений работать и определенного опыта. Во-вторых, меняются ценности, которые определяют критерии поступков людей. В этом сложном, динамичном мире молодому человеку часто трудно определить, что важнее всего: добиться карьеры, денег, власти или просто найти человеческое счастье? По каким критериям выбирать свою жизненную дорогу? Кто может быть образцом для подражания? Способствует ли высшее образование самореализации личности? Вопросов много, а однозначного ответа нет и не может быть: мы очень разные, у нас разные ценности, потребности, идеалы и мечты, соответственно и разные подходы.

Выбирая профессию, молодые люди выбирают свой жизненный путь, добровольно подчиняя себя правилам и требованиям избранной

профессии. Выбирают себя в этой профессии, ибо только от самого человека зависит, насколько он готов освоить будущую профессию, работать по-новому, сотворить и создавать в избранной сфере новое, ценное и необходимое для общества. Но общество, как известно, принуждает человека подчиняться своим жестким законам, хотя нам принуждения не нравятся. Поэтому законы общества, морально-нравственные принципы жизни социума молодые должны усвоить с детских лет, чтобы их не нарушать, потому что подчинение правилам общежития есть акт свободного выбора. Это связано с чувством свободы, эмоциями радости и достоинства.

Свобода выбора профессии — принять или не принять правила и принципы освоения данной профессии, свобода действия. Это подразумевает добровольное подчинение определенным правилам учебной дисциплины, это серьезное отношение к своим обязанностям, то есть добровольное принятие обязательств, необходимых для подготовки будущей трудовой деятельности.

Свобода выбора есть путь преодоления себя, поиск пути, выход из одной ситуации

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

в другую, что весьма не просто без разрушений имеющихся ценностей и отношений. Порой эта свобода нам кажется иллюзорной, поскольку на любом этапе социализации личности у нас не только свобода выбора, но и масса ответственности. Известный русский философ Н. Бердяев в работе «Философия свободы» отметил, что проблемы свободы личности и проблемы реального мира находятся в одном ряду. Без свободы и реального бытия немыслима никакая личность, тем более современная молодежь. Задачи педагогов и философов — помочь молодым в осознании не только ответственности, но и своей свободы. Сознательное движение к будущей профессии приближает молодого человека к свободе, ибо, познав и ощутив ее в студенческой аудитории, он перенесет это в реальный мир деятельности в сфере сервиса, развиваясь и обогащаясь внутренне.

Учеба в вузе помогает студенту осознать себя свободным, преодолеть страх, потому что страх подавляет многие позитивные проявления личности. Вполне оправданы с этой точки зрения проведение деловых игр, психотренингов, тестирования, ибо они нацелены на преодоление страха перед сложной ситуацией в жизни. Выступления на семинарах, диспутах учат жизни, готовят как интеллектуально, так и психически. На занятиях ошибиться не страшно, но ошибки в жизни могут привести к катастрофе.

Читать статью  Как повысить планку своего саморазвития

Свобода личности и страх несовместимы, поэтому, только преодолев страх как жизненное переживание, молодые люди почувствуют свободу. Только радость жизни, свобода мироощущения и мировосприятия могут привести к полной самореализации личности. Учеба в вузе предполагает творческое развитие личности, а интеллектуальная, научная работа создает условия для освобождения человека от страха, от трудностей повседневной реальности, жизненных проблем и детерминант. Задачи высшего образования состоят в том, чтобы:

• молодой человек стал компетентным специалистом, осведомленным в конкретной области;

• выпускник с ученой степенью бакалавра должен уметь выполнять коммуникативные и исследовательские функции в избранной сфере;

• молодой специалист знал, понимал и относился ответственно к своей работе в сфере гостеприимства;

• был не только внешне привлекательным,

но и внутренне культурным, порядочным,

Осознание правильного выбора профессии придает личности уверенность и силу в учебе и самореализации. Известно, что в самореализации личности важнейшую роль играют три фактора: 1) генетические данные; 2) среда, окружающая человека; 3) его интеллектуальнопсихологические данные, т. е. его внутренний мир. Если природные данные мы принимаем как реальность, то социальная среда рассматривается как внешний фактор, влияющий на развитие и становление личности.

Человек волевой, целеустремленный стремится развивать свой внутренний мир, весьма сложную природу, которая является космобиопсихосоциальной по своему характеру. В конечном счете, именно внутренний мир представляет собой предел возможного в самореализации личности, вытекая из социальных, культурных, экономических, нравственных факторов. Внутренний мир — это сущность человека, его сознание, мировоззрение, целеустремленность, мечты и ощущения, это светящаяся сфера, в которой человек видит мир и себя.

Человеческий «психокосмос» сложен и многомерен, включает в себя право- и левополушарное сознание, память, воображение, реальное видение мира и творческое мышление, сферы сознания и бессознательного, понимание ценностей и психологических установок. В процессе социализации личности особую роль играют морально-нравственные установки, которые с развитием общества меняются, но они должны быть, потому что они создавались обществом раньше законов, написанных юристами. Они нужны обществу для его нормального развития. Многие выдающиеся мыслители России, в том числе В. Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.Г. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.И. Герцен, утверждали, что молодежь нужно воспитывать разумно и нравственно, что каждый человек имеет право на полноценное образование и свободное развитие.

В процессе самореализации личности исключительное значение имеет высшее образование, которое связано с приобщением молодежи к культуре и научным знаниям. На современном этапе, обучая молодых, профессорско-преподавательский состав вуза должен особое внимание уделять формированию и расширению мировоззрения молодых, развитию интеллек-

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3

Значение образования в процессе самореализации личности

туальных и нравственных сил. Ведь целью обучения и воспитания является формирование активной, творческой личности, подготовка молодых к профессиональному труду. Именно учеба в вузе отлично развивает механизм процесса познания: внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления.

Обучающиеся устают не от активной творческой деятельности, а наоборот, от безделья и однообразия. Поэтому в процессе обучения молодых преподаватель должен приучать их к самостоятельной творческой работе, развивать желание и способность к реалистическому мышлению и формировать мировоззрение и убеждения. По словам К.Д. Ушинского, ведущую роль в самореализации личности в процессе образования играет педагог, который является «. живым звеном между прошлым и будущим, могучим борцом истины и добра, . его дело, скромное по наружности, одно из величайших дел истории» [1, с. 273].

Сегодня Россия переживает нелегкие дни: эгоизм, безразличие к человеческой жизни встречаешь на каждом шагу и в самых разных областях. Многие, чтобы обогатиться и добраться до власти, готовы попирать все морально-нравственные принципы. В такой ситуации возрастает роль знаний, науки, образования, культуры в целом, которые непосредственно влияют на формирование личности. В условиях кризиса выживают более гибкие личности, готовые измениться, принять новые тенденции развития общества. Отсюда следует, что для образования и воспитания молодежи открываются новые творческие возможности.

Кризис в России усиливает субъективные факторы, хотя объективное воздействие естественно-политических структур сохраняется, но психологически их значение значительно ослаблено. Социальное развитие современной России проходит в условиях кризиса, появление новых порядков и нравственных норм требует осмысления происходящего, реалистического мышления и грамотного анализа. Выводы неутешительны. Человек сам должен выбрать путь, по которому ему идти.

В народе всегда с уважением относились к трудолюбивым, утверждая: «Трудом велик и славен человек». Только труд, создающий материальные и духовные богатства общества, может стать основой чести и уважительного отношения к человеку, завоевания им общественного призвания.

Трудолюбие — абсолютная и самодостаточная нравственная норма. Без трудолюбия самореализация личности невозможна, т. к. не просто исполнение своих прямых обязанностей требуется от человека, а проявление трудовой активности, добросовестного, творческого отношения к делу, старания, усердия. В сфере сервиса и гостеприимства эти качества личности особенно важны. Как социальное свойство личности трудолюбие является положительным отношением человека к труду, которое в психологическом плане предполагает: потребность и привычку добросовестно трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении положительных результатов.

Трудолюбие, которое в народе всегда старались прививать молодежи, формировалось в обществе на протяжении всей истории человеческого рода. Чтобы получить хороший результат, в любой сфере деятельности нужно трудолюбие: и в науке, и в сфере услуг. Поэтому на современном этапе развития России самореализация личности возможна только при сознательном отношении человека к труду, интересам общества и своим.

Нравственная сторона трудолюбия охватывает все области общественно-полезного труда, потому что включает: во-первых, отношение к труду, в котором выражается отношение человека к коллективу в целом, во-вторых, нормы и принципы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. Наряду с общими морально-нравственными проблемами труда имеются специфические, связанные с профессиональными особенностями в различных сферах деятельности человека.

Современный научно-технический прогресс требует большой ответственности и тесного сотрудничества значительного количества специалистов. Характер труда в коллективе порождает потребность в трудовой солидарности всех работающих на данном предприятии. Трудолюбие формирует в людях бережливость, аккуратность, настойчивость, инициативность, сознательность. Именно к человеку труда появляется уважительное отношение окружающих.

Читать статью  7. Культура как мир человека, как способ самопознания и саморазвития личности. Внутренняя и внешняя культура человека и общества. Феномен “образованщины” в нашем обществе.

Родители, истинно любящие своих детей, должны прививать им трудовые навыки, трудолюбие, уважение к человеку труда и результатам его труда. Ответственное отношение к труду, самодисциплина постепенно формируют жизненную потребность, творческое отношение

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

к труду, без которых ни один человек ни в какой сфере деятельности не состоится. Молодым, желающим овладеть профессиональными навыками, без трудолюбия не обойтись.

Выработанные обществом нравственные требования питают сознание отдельного человека, служат предметом личных убеждений, источником моральных правил. Между общественным и индивидуальным сознанием продолжается постоянное взаимодействие, поэтому принципы нравственности в процессе обучения и профессиональной подготовки молодых воспринимаются ими как социальная нравственная ценность. Таким образом, мировосприятие педагога, его отношение к труду, морально-нравственные принципы и оценки в процессе обучения играют значительную роль, являясь наглядным примером для молодежи. Еще Ян Коменский советовал учителям: «Ты не можешь действовать как учитель, если не станешь поступать как отец» [2].

Действительно, истинный педагог — это не только просветитель, но духовно близкий и родной человек. Современный преподаватель вуза — это человек высокой культуры, для которого характерна многогранность мысли о явлениях мира и действий, внутренне богатый и достаточно свободный. Он должен понимать, что за каждым явлением или событием стоит человек. Как гуманитарно-направленная личность он должен рассматривать любую истину сквозь призму целей и ценностей человека, искать те методы познания мира, которые помогут молодым в единичном видеть целое, в отдельных фактах — закономерное.

В этом отношении опытный педагог как человек культуры должен быть глубоко философичен. Философия, по словам С. И. Гессен, есть научное осознание того, что интуитивно, бессознательно так хорошо известно каждому человеку в процессе культурного творчества. Так как только этот процесс возвышает жизнь человека, то можно сказать, что философия есть самосознание человека, есть познание в человеке его человечности, понимая под последней не биологически-психологическое существование, но совокупность воздвигаемых человеком в его душе творческих заданий [3, с. 122].

Многие преподаватели вузов являются не только прекрасными лекторами, но и организаторами научного творчества молодежи, отличными учеными, которые формируют понимание усложнившихся проблем современ-

ного сервиса и путей их решения. На основе полученных знаний и трудового опыта у них сложится определенная картина мира, что связано с мировоззрением и отношением человека к миру. Духовное богатство и целостность картины мира молодого выпускника вуза не может не отразиться на его трудовой деятельности в целом, на отношении его к природе, обществу, к самому себе. Молодые из вузов уносят с собой не только научные знания, умения, навыки, но и ту культуру, систему методик, которые позволят им раскрыться, полностью самореализоваться, творить разумное, доброе, вечное, открывать гармонию мира и человека.

Современный специалист с высшим образованием должен:

• обладать профессиональными компетенциями;

• строить отношения с людьми и поддерживать внешние связи, культурные стили и ценности;

• работать с информацией для принятия решений на качественном уровне;

• развивать себя, развивать других, развивать производство.

Становление личности — упорный и повседневный труд, только трудясь, преодолевая лень и страх, индивид становится человеком. Упорство в учебе и воля к самосовершенствованию — ценные личностные свойства, необходимые будущим специалистам. «Именно они, т. е. молодые, могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности» [4, с. 63].

В связи с этим остро ощущается проблема организации труда, умения самостоятельной работы с учебниками, первоисточниками, разумного распределения своих сил и времени. Мало прочитать рекомендованные преподавателем учебники, необходимо самостоятельно изучить работы ученых, мыслителей, подготовиться к семинарам и диспутам, выступлениям на симпозиумах и конференциях. Все это обостряет восприятие, приводит к тонкому пониманию явлений мира, улучшает умение сравнивать, находить закономерности в развитии природы, общества, самого человека. Ведь «непосредственным побуждающим мотивом к самообучению будущего специалиста является изменение его отношения к себе и к дея-

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3

Значение образования в процессе самореализации личности

тельности, осознание способности выходить за пределы заданного, творчески преобразовывать себя» [4, с. 64]. Поэтому студент вуза гостеприимства должен владеть:

• знаниями понятийного аппарата в области сервиса и услуг;

• знаниями структуры компетенций и ее составных элементов;

• методами сбора информации для построения модели компетенции.

Студенты учатся собирать информацию, кодировать ее, формулировать поведенческие индикаторы и на базе собранной информации строить профили различных должностей предприятий сервиса и гостеприимства.

Чем больше занят современный студент творчеством, самообразованием, общественной работой, тем шире его мировоззрение, прочнее убеждения, он, став специалистом, быстро определит свое место в мире. Как утверждает профессор И. В. Харитонова, механизм формирования положительного имиджа выступает одновременно механизмом социализации и индивидуализации студента. С од-

ной стороны, в соответствии с определенными правилами, продиктованными внешней средой, стремясь к некому идеалу, будущий специалист путем самоограничения и самоконтроля интегрируется в профессиональное сообщество с принятыми в нем стандартами поведения и групповыми ценностями. С другой стороны, студент при формировании собственного имиджа создает свой персональный, индивидуальный образ, используя специальные оригинальные приемы и ресурсы [5, с. 51].

Новый базовый Закон об образовании в России, который вступает в силу 1 сентября 2013 года, также отмечает, что студент вуза должен добросовестно осваивать учебную программу, заботиться об укреплении здоровья, стремиться к морально-нравственному, духовному развитию, стремиться к совершенству.

Таким образом, самореализация личности непосредственно связана с образованием, совершенствованием профессионального мастерства, саморазвитием в избранной сфере, постоянной и упорной работой над собой.

1. УшинскийК.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.,1964. Т. 1.

2. Волков Г.Н. Чувашский последователь великого Коменского // Учительские новости. 1958. 14 августа.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.

4. Овчаренко В.А. Самообразование и творческое развитие личности в процессе профессиональной подготовки студента // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 1.

Читать статью  Икигай, кайдзен, синрин-ёку: почему саморазвитие по-японски завоевывает мир

5. Христофорова И. В. Сущность и структура имиджа высшего образования // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 1.

Образовательный путь как процесс развития социального субъекта

Образовательный путь по своей длительности и содержанию занимает важное место в жизни молодого человека. Образовательный путь – относительно самостоятельный процесс, предполагающий особый характер взаимодействия субъектов по поводу образования, а также специфический способ их связи. Образовательный путь является с позиции социального времени этапом, а с позиции освоения субъектом социального пространства – линией жизненного пути. Жизненный путь – реальная биография. Он включает как взаимосвязь биологического развития и социального развития. Он рассматривается как особая форма социального движения. Социологический аспект заключается в том, что любое событие в жизни человека соотносится с его когортной принадлежностью и исторической эпохой. Жизненный путь подразделяют на предысторию (адаптивный период), собственная история (объектом выступает собственная жизнь индивида – преобразовательный тип жизнедеятельности). Итогом жизненного пути является самореализация. Самореализация личности – раскрытие всего комплекса индивидуальных способностей и дарований, социальных сил личности в его разнообразной социальной деятельности.

Существует взаимосвязь жизненного пути личности и поколения, к которому он принадлежит.

Жизненное самоопределение – процесс установления человеком своего места в мире в системе общественных отношений. Жизненное самоопределние молодежи – саморазвитие и реализация своего потенциала для преобретения определенного статуса в общества. Жизненное самоопределение включает 2 аспекта: 1. В узком (практическом смысле) – процесс достижения социальным субъектом определенного уровня образования и использование его на последующих этапах жизненного самоопределения, 2. В широком, сущностном смысле образовательный путь выступает как процесс непрерывного образования, становления и развития социального субъекта.

Образовательная мобильность указывает на образовательный путь, ступени образования. Первое направление изучения образовательного пути — расширение образовательной лестницы за счет изучения формального и неформального образования. Второе направление – анализ самореализации и саморазвития социального субъекта в процессе взаимодействия со сложившейся системой образования. Образовательная деятельность носит субъект-субъетный характер, так как только во взаимодействии. Образование в целом как система, кроме того одновременно объектом образовательной деятельности выступают характеристики социального субъекта.

Типология образовательного поведения молодежи

Сравнительный анализ образовательного поведения молодёжи основывается на измерении социальных связей в сфере образования. Образовательный путь можно охарактеризовать через микросвязи молодежи и макросвязи молодежи.

Тип образовательного поведения характеризует способ взаимодействия молодежи со сложившейся в регионе системой образования и фиксирует силу влияния молодого поколения на развитие образовательной ситуации. Четыре основных компоненты выделяют Григорьев и Матвеева: 1) деятельностный компонент (включенность в систему образования), 2) средовая компонента (тип развития образовательной ситуации в регионе), 3) ретроспективная компонента (степень реализованности образовательных планов), 4) перспективная компонента отношений (наличие планов на продолжение образования).

1. учится в условиях интенсивного развития образовательной ситуации

2. учится в условиях экстенсивного развития образовательной ситуации

3. не учится в условиях интенсивного развития образовательной ситуации

4. не учится в условиях экстенсивного развития образовательной ситуации

Когорта группируется в следующие типы:

1. планировал и учится – реализуемый тип образовательного поведения

2. планировал и не учится – отчужденный тип образовательного поведения

3. не планировал и учится – «случайный» тип образовательного поведения

4. не планировал и не учится – «не пробудившийся» тип образовательного поведениямм

Образование как пространство самореализации и саморазвития личности

Традиционное образование — это образование информационного, эмпирического типа, в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика современного образования — ориентация на всестороннее развитие личности и гуманизация. Именно высокодуховная и интеллектуально развитая личность способна конструктивно участвовать в решении глобальных проблем человечества: надвигающейся экологической катастрофе, политическом, экономическом кризисе, нравственной деградации общества.

Как утверждает Е.А. Коломиец, основанием для определения круга методологических проблем самореализации личности в пространстве образования является взгляд на личность как на сложное духовное целое, включающее в себя в качестве своего «предметно-смыслового содержания» креативно-рецептивную деятельность (стремление к «себе-лучшему») [7].

Самореализация личности в процессе образования является сложным системным процессом, выстраивание которого — одна из фундаментальных задач педагогов и преподавателей. Кроме того, образовательные кадры прежде всего сами должны быть состоявшимися как личности. Очевидно, что это необходимое условие при выстраивании процесса самореализации индивида в пространстве образования. Ведь нередки случаи, когда педагог или преподаватель не соответствует облику высоконравственной личности, способной успешно развиваться и действовать на благо себя и общества.

Е.И. Тихомирова говорит, что в условиях образовательного пространства у человека развивается потребность в саморегуляции процесса познания, деятельности и взаимоотношений, развивается системно организованный процесс инициации, построения, поддержания и управления всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей освоения образовательного пространства. В результате осуществляется самоактуализация как проявление всестороннего, непрерывного развития интеллектуального, коммуникативного, духовно-творческого потенциала человека [10].

Из этого следует, что процесс самореализации личности индивида требует организации таких условий в образовательном пространстве, при которых он сможет с успехом усваивать систему различных знаний, духовно-нравственных норм, правил и образцов поведения, способов жизнедеятельности, при этом понимая, что успешная личность — это результат большого труда, который человеку, желающему самореализоваться, необходимо совершить.

Среди противоречий развития и становления личности важное место занимает противоречие между естественным стремлением человека утвердить себя и дефицитом необходимых физических и духовных возможностей. Именно это противоречие является одной из движущих сил внутреннего саморазвития личности. Изменения, происходящие в нашем обществе, оказывают влияние на появление специфического типа взаимоотношения людей, характеризующегося растущей бездуховностью и конформизмом. Поэтому важно создать такие условия, которые бы обеспечивали адекватность представлений человека о самом себе.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-obrazovaniya-v-protsesse-samorealizatsii-lichnosti

Источник https://studfile.net/preview/8396594/page:8/

Источник https://studexpo.net/84180/pedagogika/obrazovanie_prostranstvo_samorealizatsii_samorazvitiya_lichnosti

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Методика обучения плаванию.
Next post Кредитные карты в Сбербанке в России