7. Культура как мир человека, как способ самопознания и саморазвития личности. Внутренняя и внешняя культура человека и общества. Феномен “образованщины” в нашем обществе.

 

Культура как способ самоопределения и саморазвития. Личности. смысл жизни. Смысл любви.

Смысл жизни – это система ценностей человека. 1.биологизаторы-человек как биология без смысла жизни 2.вторая группа считала смысл жизни это главное в жизни человека. Франкл «поиск смысла жизни» выявил три пути смысла: труд, ценности вера дружба, долг честь, любовь, страдание во имя чего то.

Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее — культурной среды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях.
Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения той страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования, присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества. Духовная культура также важный фактор общественного прогресса. Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества. С понятием «культура» связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.

Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.
Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Поскольку важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации, человек с детства усваивает определенные знания, нормы и ценности, необходимые для жизни в качестве полноправного члена общества. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детст-ва. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство — важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не за-канчивается. Она — процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, по-лучил название инкультурация.

Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности — будь то музыкальные или художествен-ные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем — все равно, станет ли это профессией или заня-тием в часы досуга. Таким образом, мы видим, что культура служит способом самоопределения и всестороннего развития личности.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 745 ; Мы поможем в написании вашей работы!

7. Культура как мир человека, как способ самопознания и саморазвития личности. Внутренняя и внешняя культура человека и общества. Феномен “образованщины” в нашем обществе.

Культура – это система базовых ценностей человека, которая им постоянно воспроизводится и передается в процессе общения.

Читать статью  Личностный рост и саморазвитие как активный процесс.

Человек и культура неразрывно связаны друг с другом. Культура → образ жизни, цели. Человек – центр культуры, единственное и абсолютное «пространство», в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека культура попросту не существует.

Культура – это слагаемое человеческой деятельности, благодаря которой происходит развитие, саморазвит- ие человека как общественного субъекта. Культура — это саморазвитие человека как общественного существа. Культура выступает мерой развития самого человека. Каков человек, такова и культура общества.

Культура – это исторически развивающаяся система создания человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации – поведения и общения, а также обусловленный способом материального производства процесса развития сущностных сил человека, его самореализации, процесс его творческой деятельности, социально значимой по своей сущности, и направлена на освоение и изменение мира, в котором живет человек. К есть отношение чел к природе, опосредованное обществом.

По культуре мы можем судить не о вещах или идеях самих по себе, а о создавшем их человеке, как он раскрывается в результате своей деятельности. Вся общественная история обнаруживает себя в культуре со стороны развития самого человека. В.М. Межуев писал: «Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д.»

Традиция связывать культуры с развитием человека, его совершенствованием, «возделыванием» его души и тела, нравственным и умственным «образованием» индивида восходит к античности и постоянно воспроизводится в общественном сознании на протяжении всей истории человечества. Часто под культурой и понимают сферу воспитательной и просветительной деятельности, осуществляющейся специально подготовленными людьми и институтами. В отличие от материального и духовного производства эту сферу можно назвать сферой производства и воспроизводства самого человека как общественного индивида. В современном обществе к ней относят образование, воспитание и культурно-просветительные учреждения, СМИ. Т.о., культура – человеческие отношение к самому себе.

Культура-это все то, что сделано человеком и служит на благо каждому человеку и всему человечеству в целом.

Внутренняя культура человека – это совокупность его фундаментальных ценностей, которые определяют поведение человека, не связанное с прагматичностью и то, что не несет ущерб окружающей его культуре. Критерий внутренней культуры – отношение к другому человеку. Внешняя культура человека – это нормы, которые определяют вхождение или оптимальное существование человека в данной общественной группе.

Внутренняя культура общества определяется утверждением, абсолютного равенства людей не зависимо от их положения в обществе. Внешняя культура общества определяется совокупностью культурных ценностей памятников, музеев, театров, и освоиностью этой совокупности населением данной страны.

Не получив чёткого определения интеллигенции, мы как будто и перестали нуждаться в нём. Под этим словом понимается в нашей стране теперь весь образованный слой, все, кто получил образование выше семи классов школы. По словарю Даля, образовать в отличие от просвещать означает: придать лишь наружный лоск. Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё то, что самозванно или опрометчиво зовётся сейчас «интеллигенцией», называть образованщиной. Знаете ли вы разницу между понятиями «интеллигенция» и «образованщина»?

Интеллигент — человек, обладающий внутренней культурой и моральными принципами, причём не какими-то абстрактными, а свойственными его народу и его культуре.

«Образованщина» — это нахватавшийся вершков сноб, чуждый и народу, и культуре, но зато убеждённый в своём праве поучать «быдло», что есть «свобода творчества», «свобода слова» и все прочие «свободы», которым либеральные «образованцы» поклоняются более истово, чем какое-нибудь африканское племя идолу туземного божка. (неглубокие знания по вопросу; абсолютная вера в авторитет; неумение соединить теорию с практикой).

Но, к сожалению, именно «образованщина» последние пару десятилетий занимает в стране все господствующие позиции, и с самомнением индийского гуру поучает нас, что есть что и как следует жить.

Культура как важнейшее условие совершенствования личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Горлова Е. Б.

Приобщение к культуре как целeвой ориентир современного образования. Культура и образование: целевые установки

Теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения учащихся национальных школ.

Читать статью  Формирование, воспитание, развитие и саморазвитие личности.

Текст научной работы на тему «Культура как важнейшее условие совершенствования личности»

венных и личностных ценностей позволит изменить смысложизненное пространство подрастающего поколения. Необходимо всеобщее осознание невозможности нормального существования в наркотической, алкогольной среде и в ситуации соза-висимости, а тем более осознание недопустимости игнорирования влияния этой нездоровой среды на жизнь каждого человека.

В профилактических целях также целесообразно сформировать направленность подрастающего поколения на образ сильного духом и телом молодого человека. Только позитивный образ создает позитивную реакцию. Таким образом, на Ставрополье формируется реабилитационное пространство, в котором осуществляются совместные с городскими и краевыми администрациями скоординированные действия по профилактике аддиктивных расстройств личности, имеющие комплексный характер.

КУЛЬТУРА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В настоящее время в России сложилась сложная социально-экономическая и культурная ситуация, которая обострила имеющиеся противоречия — межнациональные конфликты, духовный и нравственный кризис общества. Молодое поколение пессимистически воспринимает жизнь, находится в состоянии растерянности, теряет идеалы. В сознании многих молодых людей стираются понятия ответственности, гражданского долга. Многочисленные исследования свидетельствуют о кризисе образования, который выражается в снижении качества образования, падении интереса к учебе, ухудшении нравственной атмосферы среди молодежи. Эти острейшие проблемы позволяют выявить основные противоречия, стимулируют поиск оптимальных социальных, педагогических и культурно обоснованных решений, порождают новые социальные связи, нормы, ценности и идеи.

Г лавной причиной дефицита духовности является разрыв между личностью и культурой, при котором личность не испытывает потребности в общечеловеческой культуре, в овладении ее ценностями, а культура не влияет на нравственное и духовное развитие личности. В этой связи представляет интерес утверждение Л. Уайта о том, что поведение, сознание и взаимоотношения людей регулируются культурой.

Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. В своем исходном значении понятие культуры связано с деятельностью человека: культура — это то, что «обработано», «возделано» человеком. Современному пониманию культуры предшествовал многовековый и тернистый путь научных дискуссий. История культуры — это, прежде всего, история становления человека, выделения его из мира природы и формирование человека как существа человечного, социального. «Человек, его место в мире, смысл и назначение человеческой жизни — это одно из центральных линий развития культуры, в которой находит выражение ее подлинный смысл» [1].

Научные изыскания по поводу понятия «культуры» многообразны и многоаспектны, но очевидным представляется тот факт, что культура как социальный феномен, существует не автономно как самостоятельное явление, не «рядом» с обществом или «внутри» него, а выступает как характеристика всей совокупности свойств общества или отдельных его сторон. Культура — понятие, которое очень широко используется в современной педагогической, социологической и философской литературе, как и вообще общественными науками в целом. Между тем нет, вероятно, ни одного другого понятия, определения которого были бы столь различны и противоречивы, как определения культуры. Во всем многообразии современ-

Раздел II. Развитие личности в образовательных системах

ных научных школ, по-разному трактующих понимание культуры, возможно, выделить два основных подхода.

Согласно одного из них культура рассматривается как личностный аспект человеческого бытия, как развитие сущностных сил человека, его духовного богатства — этот подход в теории культуры принято называть социологическим [2]. В рамках данного подхода получила большое распространение концепция социальноценностной сущности культуры [3]. Например, К.З. Чавчавадзе под культурой понимает «мир воплощенных ценностей, преобразованную сообразно им природу человека и его среду — мир орудий его материальной и духовной деятельности, социальных институтов и духовных достижений» [4].

Сторонники другой точки зрения рассматривают культуру как способ и результат человеческой деятельности (М. Каган, Э. Маркарян и др.) — такой подход к пониманию культуры называют деятельностным [5]. В науке существуют попытки синтезировать эти два подхода. Так, Л.К. Круглова дает следующую дефиницию культуры: «культура — это исторически конкретная система способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп, личности» [6].

Культура — это антропологический феномен. Без человека, воспринимающего культуру и ведущего диалог с ней, она существовать и развиваться не может. Это процесс выбора индивидом духовных ценностей, образа мышления. Обретение личностного образа называют культурной идентификацией. «Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и, творя ее», — считает Е.В. Бондаревская [7].

Поскольку педагогика изучает те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества, то культура в педагогике должна рассматриваться как мера усвоения и использования личностью достижений общества и как среда, в которой происходит развитие личности, при этом культуру личности следует понимать как результат вышеуказанных процессов (усвоение, использование, развитие). Происходит воспроизводство системы культуры на уровне единичного, а самый верный способ, которым это осуществляется — процесс социализации. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социали-зированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей.

Читать статью  25 лучших сайтов и блогов для саморазвития и самообразования

На уровне понятия «культура» определяются и содержание воспитания. Интересным представляется мнение О.С. Газмана, который считает целью воспитания — дать каждому человеку базовое образование и культуру, и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание, способности, потребности) и объективные возможности семьи, школы, общественности [8].

Поистине актуальной перед современным образованием становится задача восстановления образа человека культуры как личности целостной, самобытной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство культурных ценностей в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.

Сегодня перед педагогами России стоит острый вопрос: какие возможны и какие нужны методы воспитания и обучения, ориентированные на поднятие культурного уровня подрастающего поколения, на саморазвитие личности. Эти методы

пытались найти и реализовать лучшие педагоги XIX-ХХ вв. — А. Нейл, В. Сухо-млинский, Д. Дюи, М. Монтессори, Л. Толстой, Н. Макмейн. Постепенно социокультурное пространство гуманистической педагогики расширяется повсеместно, несмотря на то, что ей присуща нестандартность решений и инновационный характер методик, что часто с трудом принимается учительской средой, склонной к привычным педагогическим установкам на руководство ребенком и фронтальным формам работы вместо общения.

Учитывая острую необходимость гуманизации образования и особенности российской системы образования конца ХХ и начала XXI вв., можно сформулировать цель: общество нуждается в культурной и свободной личности, способной самостоятельно решать возникшие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости, и в то же время свободной от нравственной ущербности. Человек, его культура и внутренний мир становятся центром внимания в современном образовании, что делает культуру важнейшим условием совершенствования как отдельной личности, так и общества в целом. В.С. Библер, рассматривая понятия «культура» и «образование» во взаимосвязи, утверждает, что суть культуры состоит во «втягивании всех прошлых и будущих культур в единую цивилизованную лестницу и предсказывает в XXI в «смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры» [9].

Современная отечественная педагогика ставит в центр воспитания и социализации культуру личности как отражение на индивидуальном уровне культуры общества. Иначе говоря, культура личности является основным определяющим понятием процессов воспитания и социализации.

Таким образом, в настоящее время происходит переориентация образования в направлении культуры, что находит отражение в целях и содержании современного образования, придавая им гуманистический и гуманитарный смысл, а в итоге — поможет выйти из духовного кризиса.

1. Смоленцев Ю.М. Гуманизм как принцип культуры. — М., 1993.

2. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. — М., 1987.

3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М., 1988.

4. Чавчавадзе К.З. Культура и ценности. — Тбилиси, 1984.

5. Маркарян Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук. — М, 1972.

6. Круглова Л.К. Духовная культура как система: Дисс. . докт. филос. наук. — СПб., 1992.

7. Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. — Ростов н/Д, 1995.

8. Базовая культура личности. Сб. научных трудов / Под ред. Газмана О.С. — М., 1989.

9. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1990.

ЛИЧНОСТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разработка профессиограммы как теоретической модели, отражающей требования к личностным параметрам субъекта деятельности, является обязательным

Источник https://studopedia.net/14_74317_kultura-kak-sposob-samoopredeleniya-i-samorazvitiya-lichnosti-smisl-zhizni-smisl-lyubvi.html

Источник https://studfile.net/preview/5834045/page:5/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-kak-vazhneyshee-uslovie-sovershenstvovaniya-lichnosti

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Лучшие кредитные карты без годового обслуживания в 2022 году
Next post Планшет digma optima 7100r 3g ts7105mg обзор