Личность как субъект развития

 

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ САМОРАЗВИТИЯ И СВОЕГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Саморазвитие человека как предмет научных исследований. Проблема саморазвития всегда привлекала ученых самых различных наук и направлений, занимающихся человеком. Это не случайно, поскольку саморазвитие есть объективный факт, характеризующий становление человека как личности, как автора своей жизни, как преобразователя общества, природы и самого себя.

В настоящее время наблюдается подъем интереса к проблемам саморазвития, как в практике, так и в научных исследованиях. О социальном интересе к явлению саморазвития говорит возрастающая частота упоминаний терминов «саморазвитие» и self-development в Интернете. Например, если на термин «саморазвитие» (по данным поисковой системы Google) в 2007 г. было 1,14 млн ссылок, то в 2017 г. — уже 6,39 млн. Еще более впечатляющим является использование термина self-development: в 2007 г. — 1,33 млн ссылок, в 2017 г. — 25,8 млн.

Аналогичные результаты обнаруживаются и в науке: наблюдается неуклонное возрастание числа публикаций, посвященных проблемам саморазвития.

Наиболее крупными областями знания, в которых достигнуты значительные успехи в изучении саморазвития, можно назвать философию, педагогику и психологию.

Философский ракурс анализа саморазвития личности связан с познанием его фундаментальных сущностных характеристик. Он направлен на вскрытие наиболее общих закономерностей механизма саморазвития, ставит целью понимание предельных смыслов саморазвития как способа бытия человека. В материалистической диалектике саморазвитие включено в группу предельных философских категорий («акт», «движение», «жизнь», «изменение», «колебание», «развитие», «самодвижение», «эволюция»), обозначающих различные аспекты движения как способа существования, как всеобщего атрибута материи. Подчеркивается, что саморазвитие есть динамическое явление, процессуальная, а не результативная категория.

Педагогический подход рассматривает саморазвитие личности в пространстве образования. Педагогические исследования направлены на поиск возможностей содействия саморазвитию, разработку технологий влияния на побуждение личности к саморазвитию, вооружение ее средствами саморазвития, комплексную поддержку саморазвития педагогическими методами. В педагогике саморазвитие входит в группу понятий, обозначающих активность личности в обучении и воспитании. В данную группу, наряду с саморазвитием, включены понятия «самообразование», «самовоспитание», «самообучение», «самосовершенствование». При этом самообразование и самовоспитание рассматриваются как средства саморазвития личности.

В психологии саморазвитие понимается и исследуется как составляющая психологической реальности. Психологические исследования направлены на выявление сущности феномена саморазвития, на постижение его места и функций в целостном процессе жизнедеятельности личности, ставят целью изучение тех психологических образований, которые обусловливают генезис саморазвития как стратегии жизни личности. Понятие «саморазвитие» является частью системы психологических категорий: «развитие», «становление», «социализация», «индивидуализация», «личностный рост», «онтогенез» и др., описывающих психику и личность в динамике. Категория «развитие» при этом является родовой по отношению к категории «саморазвитие», определяя его сущностные черты: направленность на качественные преобразования, закономерность, необратимость. Чем различаются категории «развитие» и «саморазвитие»? В качестве критерия различения этих понятий выступает свойство управляемости развитием со стороны личности, присущее саморазвитию в отличие от развития. Заметим, что понятие саморазвития может в психологии применяться и как синоним стихийного, неуправляемого процесса.

Саморазвитие принадлежит также к группе общенаучных категорий, составляющих категориальный каркас таких междисциплинарных областей знания, как синергетика и кибернетика. В этих областях категория «саморазвитие», наряду с понятиями «самоуправление» и «самоорганизация», является базовой. Принадлежность к данной категориальной системе позволяет трактовать саморазвитие, в частности, как управление развитием.

Становление предмета психологии саморазвития человека. Обратимся к анализу становления предмета психологии саморазвития в отечественной психологии. Здесь можно выделить три этапа.

Этап I. 1920—1960-е гг. Складываются представления о личности как об активном начале, о субъекте развития. Саморазвитие используется как категория, акцентирующая активность личности в процессе развития, но специально не рассматривается (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие).

Этап II. 1970—1980-е гг. Вопросы саморазвития начинают осознаваться как проблемы самовоспитания (А. А. Бодалев, Ю. М. Орлов), самосознания (И. И. Чеснокова), самодетерминации (А. Г. Асеев), жизненных стратегий (К. А. Абульханова-Славская). В работах этих авторов закладываются теоретические основы изучения саморазвития как самобытного феномена, складывается категориальный аппарат, обозначается проблемное иоле исследований. Авторами поднимаются проблемы дифференциации развития и саморазвития, выделения критериев саморазвития, освещаются отдельные аспекты психических механизмов обеспечения саморазвития.

Этап III. 1990—2000-е гг. Саморазвитие выходит на новый уровень теоретического осмысления и становится предметом систематического эмпирического изучения. Проблематике саморазвития посвящаются специальные научные публикации (К. Я. Вазина, 1994; Г. К. Чернявская, 1994; Б. А. Мастеров, 1997; Г. А. Цукерман, 1997; А. А. Реан, 2000; Л. Н. Куликова, 2001; Г. В. Черняева, 2005, 2007; И. А. Шаршов, 2005; А. А. Деркач, 2006; Ю. В. Мокерова, 2006; Е. Н. Ларина, 2007 и другие). В этот период проводятся научные конференции, защищаются диссертации, в том числе на соискание степени доктора психологических наук. Начинают читаться специальные курсы в высших учебных заведениях, создаются учебные и учебно-методические комплексы и пособия (Г. А. Цукерман, 1995; Н. Р. Битянова, 1998; Л. Н. Куликова, 2005; В. Г. Маралов, 2002; И. А. Шар- шов, 2004; А. Ю. Фаррахова, 2007 и другие).

Читать статью  Пять познавательных YouTube-каналов для саморазвития

Этап IV. С 2010 г. по настоящее время. Психология саморазвития окончательно оформляется как самостоятельное направление в современной психологии. Исследования по проблематике саморазвития приобретают концептуально законченный вид, сопровождаются солидными эмпирическими исследованиями (Н. А. Низовских, 2008; С. А. Мишорова, 2009; М. А. Щукина, 2009, 2015; А. В. Сивцова, 2010; Н. Н. Поддьяков, 2013; М. А. Фризен, 2013; Яремчук, Новгородова, 2015 и другие).

Аналогичная динамика разработки проблематики саморазвития обнаруживается при анализе зарубежных публикаций.

Идея доминирующего фактора личности в определении развития представлена в концепциях А. Адлера, К. Хорни, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла, Р. Мэя, А. Бандуры, Э. Деси, Р. Райана и других. Однако в зарубежной психологии в течение длительного времени саморазвитие не являлось предметом специальных исследований, а служило для обозначения активности личности в процессах самосознания (Дж. М. Болдуин, У. Джеймс, Ж. Пиаже), самоидентичности (Г. Гантрип, X. Кохут, Э. Эриксон), самопонимания (Дж. Келли, Г. Олпорт) и пр.

Специальные эмпирические и теоретические исследования саморазвития как самобытного явления начались за рубежом около 1980-х гг. в связи с подъемом интереса к изучению целеполагания и саморегуляции (по: Bauer, 2009).

С тех пор интерес к проблематике саморазвития стремительно растет: если за период 1970—1989 гг. было опубликовано 18 статей с подобной тематикой, то начиная с 1990 г. — 132 статьи (по базе данных SCOPUS). Чтобы подчеркнуть отличие саморазвития как направляемого самой личностью процесса самоизменения от саморазвития как спонтанного самодвижения, в англоязычной психологической литературе стал использоваться термин Intentional self-development (ISD) — преднамеренное саморазвитие (J. Bauer, R. F. Baumeister, J. Brandtstadter, C. Carver, W. Greve, K. Rothermund, M. Scheier, K. D. Vohs, D. Wentura и другие).

Предмет, цели и задачи психологии саморазвития человека на современном этапе развития психологии. В данном учебнике мы будем вести речь о психологии саморазвития человека как области психологического знания. Психология саморазвития человека — новое направление в современной психологии, занимающееся изучением процессов самоизменения, самопреобразования, активного строительства человеком самого себя на всех уровнях своей организации (физическом, социальном, личностном, духовном).

Предметом психологии саморазвития являются закономерности становления и функционирования человека (личности) как субъекта собственного развития. Саморазвитие рассматривается как особая форма развития, при которой на первый план выдвигаются самодетерминированность и самоуправляемость качественных индивидных и личностных преобразований, достигающих полноты своего осуществления.

Если цель психологии развития — постичь закономерности психического развития человека, то цель психологии саморазвития — понять, описать и объяснить, каким образом человек может произвольно (намеренно) изменять себя, т.е. управлять своим развитием.

Можно выделить три основные исследовательские ситуации, где термин «саморазвитие» является необходимо востребованным. Во всех трех ситуациях понятие «саморазвитие» необходимо для описания особого типа развития, базирующегося на управляемости собственными преобразованиями со стороны личности.

Первая ситуация. При рассмотрении процесса развития личности исследователь понимает его как эффект результирующего воздействия трех основных факторов: генетического, социального и фактора, получившего в психологии название «Я-влияние». При этом признается, что удельный вес каждого из факторов может меняться от ситуации к ситуации. В тех случаях, когда доминирующее воздействие на развитие оказывает фактор Я-влияния, исследователь утверждает, что наблюдает эффект не столько развития, сколько саморазвития.

Вторая ситуация. При анализе феноменов проектирования личностью своего жизненного пути, когда человек выбирает некий образ (подражательный или сконструированный), отвечающий его собственному представлению о том, как он хотел бы выстроить свою жизнь, каким он хотел бы стать в будущем. Если при этом имеет место планирование состояния своего желаемого «Я», своего будущего «Я» и последовательная его реализация в жизни, то исследователи употребляют термин «саморазвитие» для описания осознанного продвижения в избранном направлении.

Третья ситуация. При описании случаев, когда в ходе достижения тех или иных жизненных целей человек сталкивается с несоответствием своих возможностей вызовам жизни. Если человек начинает осознанно изменять себя для повышения своей функциональности, то исследователи снова говорят о саморазвитии личности.

В нынешнем столетии, отмеченном глобализацией, высокими темпами технологизации и, как следствие, высокой неопределенностью, саморазвитие дает личности «точку опоры». Почему эго так? Саморазвитие выделяет для человека тот фрагмент эволюции, который в максимальной степени (но не абсолютно) может быть подчинен управлению со стороны самого человека, является зоной его максимальной ответственности. В данном контексте смысл психологии саморазвития видится в переходе от изучения развития психики человека, осуществляющегося под влиянием только внешних по отношению к нему факторов — наследственности и среды, к рассмотрению человека как детерминирующего фактора собственного развития, как организатора своего развития, как субъекта, управляющего этим развитием.

Читать статью  2. Воспитание и формирование личности

Основными в психологии саморазвития человека являются три группы задач.

Первая группа задач связана с исследованием саморазвития как динамического процесса самоосуществления человека. Изучаются цели и мотивы саморазвития, его формы и механизмы, способы и средства. Особое место занимает задача изучения личности как инстанции саморазвития.

Вторая группа задач связана с исследованием факторов, детерминирующих процесс саморазвития человека, в том числе факторов, определяющих его особенности на разных этапах онтогенеза.

Третья группа задач ориентирована на выявление оптимальных условий осуществления саморазвития, разработку конкретных технологий саморазвития, которые может использовать человек, а также на конструирование технологий психолого-педагогического сопровождения саморазвития личности, оказания помощи и поддержки в процессах ее самопостроения.

Личность как субъект развития

Указание на содержание проявляемой субъектом активности конкретизирует его статус. Так, при описании самопознания релевантным является термин «субъект познания», при описании самореализации — «субъект реализации», при описании саморазвития — «субъект развития» и т. п. Данные понятия, помимо общего содержания категории субъекта, обладают специфическим содержанием, возникающим при описании реальности особого рода. Такая трактовка отвечает пониманию субъекта как контекстной (относительной) категории, не обладающей абсолютным значением. Сторонники данного подхода к пониманию субъектности (Б. Г. Ананьев, В. А. Петровский, О. А. Конопкин, А. К. Осницкий, В. В. Петухов, Л. В. Алексеева, Г. А. Цу- керман и др.) придерживаются мнения, что неотъемлемое свойство субъекта — его полиморфность, множественность. Она задается двумя основными особенностями существования личности: осуществлением разнообразных видов активности и погруженностью активности в определенную среду (пространство, контекст).

В зависимости от характера активности и контекста ее протекания авторами выделяются различные виды (модусы) субъектности. Такой подход значительно увеличивает объяснительную силу субъект-объ- ектной парадигмы. Становится возможным рассмотрение человека и анализ его поведения не в двоичной системе координат (является/не является субъектом), а в гораздо более сложной системе, отражающей многообразие мира. Человек не просто признается или не признается субъектом, а признается субъектом или объектом в определенном контексте (пространстве) своего бытия и в контексте определенной осуществляемой им активности. Как пишет А. К. Осницкий, говоря о категории «субъект», «мало связать это понятие с активностью, нужно определить, о какой активности идет речь» [1996, с. 9]. Г. А. Цу- керман, подчеркивая важность этого обстоятельства, указывает, что ответить на вопрос, является ли ребенок субъектом учебной деятельности, если он на уроке активен, нельзя, «пока неизвестно, на что направлена эта активность. А она может быть направлена, к примеру, на то, чтобы завоевать признание одноклассников или похвалу учителя. Такой ученик, безусловно, является субъектом, но субъектом не учебной, а совсем другой деятельности — деятельности общения» [1999, с. 3-4]. Потому важно понимать, что употребление психологических понятий группы «само-» указывает на наличие субъектности личности в отношении определенной активности. Так, человек может одновременно являться субъектом своего тела, но объектом какого-либо социального влияния; являться субъектом своей профессиональной деятельности, но не быть им в сфере межличностных отношений и т. п.

В ходе рассмотрения саморазвития личности анализируется один из модусов субъектности — субъектность в отношении своего развития. Личность является субъектом развития, если ее активность направлена на собственное изменение, рост, становление, иными словами — на развитие. Личность в качестве субъекта развития понимается как функциональный орган управления развитием человека. «Формирование и самостроительство в себе человека, сама возможность такого самостроительства подразумевают наличие некоего психологического орудия, органа, постоянно координирующего и направляющего этот невиданный, не имеющий аналогов в живой природе процесс. Этим органом и является личность человека» [Братусь, 2000, с. 55].

В процессе саморазвития личность максимально реализуется как субъект развития, осуществляя при этом следующие функции:

  • 1) осознание перспектив (альтернатив, вариантов) развития;
  • 2) выбор группы альтернатив развития;
  • 3) выбор из возможных альтернатив целей развития в виде модели потребного будущего;
  • 4) выбор и организацию системы деятельностей, обеспечивающих достижение целей развития;
  • 5) создание среды (ситуации, пространства) развития;
  • 6) оценку, контроль и коррекцию хода развития.

Осуществляя акт саморазвития, личность занимает позицию субъекта, благодаря чему не столько претерпевает переход, сколько осуществляет перевод «Я» из «Я-прошлого» в «Я-будущее». Если представить, что внутриличностное пространство делят между собой два «Я» — «Я-развивающее» и «Я-развиваемое», — то личность как преобразователь представлена субличностью «Я-развивающее», воплощающей в себе черты субъекта развития.

Читать статью  Лучшие книги по саморазвитию и личностному росту, которые помогут стать успешным и счастливым

Таким образом, в ходе саморазвития личность как субъект развития осуществляет активность, направленную на преобразование личности как объекта в границах (пространстве) ее внутреннего мира и жизненного пути.

4. Понятие личности. Личность как субъект и объект общественных отношений.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности [1] . Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы [2] .

Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере политических отношений. Личность находится также в сфере действия идеологических отношений. Идеология, или система идей об обществе, формирует психологию личности, ее мировоззрение, социальные установки. Овладение общественными науками помогает личности правильно ориентироваться в общественных событиях и осознать свое место и роль в общественном развитии. Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения и воспитания, радио и телевидения и других средств массовых коммуникаций.На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группы, в которую личность входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. Следовательно, отражение личностью материальных и политичес-ких условий жизни опосредовано идеологией и психологией больших и малых социальных групп, при социализме — всего общества в целом. Вполне понятно, что, чем шире круг общения личности, тем разно- образнее ее связи с различными сторонами жизни, тем глубже она проникает в мир общественных отношений и тем богаче становится ее собственный духовный мир. Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т. е. является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

5. Проблема сохранения человеческой индивидуальности

Проблема сохранения человеческой индивидуальности – вот вопрос, над которым рассуждает Ю. Лотман.

Автор, рассуждая о вечных проблемах человечества: любви между мужчиной и женщиной, взаимоотношениях между родителями и детьми, неизбежности смерти — с тревогой повествует о том, что сегодня особо обострилась проблема потери человеческой индивидуальности. Причиной этого он считает диспропорцию « между духовными потребностями и интересом к вещам». В современном обществе, по мнению Ю. Лотмана, человеческая индивидуальность проявляется лишь в «духовной продукции», а не в вещах, которые у всех одинаковы.

Ю. Лотман уверен, что « чем ниже уровень духовной культуры, тем меньше индивидуальностей», люди больше похожи друг на друга.

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, сегодня мы внешне настолько похожи, что может показаться, будто нас «штампуют» на конвейере огромными тиражами. Лишь духовность развивает в человеке личность.

Ярким примером является роман Евгения Замятина «Мы». Перед нами люди, которые не имеют имен, а носят «нумера», у них нет личной жизни, нет любви. Женщина не имеет права родить ребенка: детей «производят» на специальном заводе…Естественно, что герои Е.Замятина бездуховны, лишены индивидуальности.

Нам, современным людям, никто не присваивает «нумера», не запрещает любить, рожать детей…А как мы похожи друг на друга! В Интернете познакомилась с итогами соцопроса молодых москвичей и была поражена, как одинаково они представляют свое будущее. Почти у всех мечта о доме с голубым бассейном, шикарной машине, жене-красавице…Скучно и грустно!

Таким образом, можно сделать вывод, что прав Ю.Лотман, поднимающий проблему потери индивидуальности современными россиянами.

Источник https://studme.org/154297/psihologiya/subekt_samorazvitiya_svoego_zhiznennogo_puti

Источник https://studref.com/405346/psihologiya/lichnost_subekt_razvitiya

Источник https://studfile.net/preview/6332426/page:41/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Как наладить отношения с мужем после родов
Next post Как происходит замена деревянного пола на бетонный в частном доме: демонтаж старого пола, пошаговая инструкция по заливке