Портфолио как средство саморазвития личности

 

Портфолио учителя как средство оценки уровня его профессиональной компетенции

Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в “новом” типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии “портфолио учителя”.

Откуда появилась такая традиция? Из жизненной необходимости.

Создать профессиональное портфолио – это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования имиджа работника в глазах работодателя.

Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.

Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей — как альбом с фотографиями.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. После Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.

В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности учителя, как в урочной, так и во внеурочной работе.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:

  • портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;
  • отчетный портфолио — свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
  • демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя. Данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

(грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.);

  • набор рабочих материалов
  • отражает динамику развития учителя;
  • показывает результаты самообразования;
  • демонстрирует стиль преподавания;
  • позволяет проводить рефлексию;
  • помогает спланировать деятельность

Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

  • повышение профессионального мастерства (качество);
  • реальное представление о результатах деятельности и резервах;
  • основание для аттестации;
  • основа для участия в конкурсных и грантовых программах;
  • предъявление результатов социуму через систематизацию наработок
  • лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
  • расширение методического диапазона ОУ;
  • основание для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения;
  • мониторинг эффективности работы учителя;
  • объективность системы оценивания успешности учителя;
  • интеграция количественной и качественной оценок

ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ

20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования.

Электронное портфолио помимо того, что обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд особенностей и преимуществ:

Подобное портфолио может быть создано в форме электронной презентации, Web-сайта. Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью. Сайт учителя может стать частью школьного сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта учителя, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации учителя.

СТРУКТУРА (содержание) ПОРТФОЛИО

Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Рекомендуемые разделы Портфолио:

Раздел 1. “Общие сведения об учителе”.

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях и позволяет судить о процессе индивидуального профессионального развития педагога.

Раздел 2. “Результаты педагогической деятельности”.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.

Помещённые в этом разделе материалы, характеризуют результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года (в виде схем, графиков, таблиц) на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие среди учеников медалистов; данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.

Раздел 3. “Научно-методическая деятельность”.

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога;

использование им современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе:

  • материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы;
  • выбор образовательных технологий;
  • обоснование и применение средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
  • работа в методических объединениях;
  • участие в профессиональных и творческих конкурсах;
  • участие в методических и предметных неделях;
  • организация и проведение семинаров, круглых столов; мастер-классов;
  • проведение научных исследований, разработка авторских программ;
  • подготовка творческого отчёта, реферата, доклада;
  • публикации

Раздел 4. “Внеурочная деятельность по предмету”.

Раздел 5. “Учебно-материальная база”.

В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:

  • список словарей и другой справочной литературы по предмету;
  • список наглядных пособий;
  • наличие технических средств;
  • наличие компьютера и компьютерных средств;
  • аудио — и видеопособия;
  • наличие дидактического материала;
  • измерители качества обученности учащихся.

Раздел 6. “Работа в качестве классного руководителя”.

Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития детского коллектива. Систему работы с Портфолио ученика.

Работа с родителями:

  • анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
  • сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
  • информация о правонарушениях;
  • сведения о работе с родителями;
  • разработки классных часов и родительских собраний.

Раздел 7. “Отзывы”

В этом разделе размещаются отзывы руководителей разных уровней, коллег, родителей, учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п.

Вспомним мудрые слова А.П.Чехова «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Создание своего имиджа как учителя-профессионала, владеющего методикой преподавания, а также современными инновационными технологиями, правильное оформление и представление своего наработанного педагогического опыта — всё это пора активно осваивать.

При организации работы творческой группы по ознакомлению с Портфолио учителя, участникам можно предложить заполнение анкет (входное и итоговое анкетирование), что позволит выявить позицию каждого по заявленной тематике.

Портфолио как средство саморазвития личности

1. Портфолио как средство саморазвития личности

2. Цель предмета самопознания

поэтапное создание у студентов
портфолио для развития личности в
процессе обучение
ориентированная деятельность,
направленная на осмысление
жизненных, социальных и
общечеловеческих ценностей жизни

3. Что такое портфолио?

Портфолио (от франц. porter – излагать,
формулировать, нести и folio – лист,
страница) – досье, собрание достижений.
Идея использования портфолио в сфере
образования возникла в середине 80х годов в
США.
В конце прошлого века идея применения
портфолио в школе становится популярной
во всем мире.

4. Портфолио

Это индивидуальная папка
студента, в которой за
определенный период времени
фиксируются, накапливаются и
оцениваются его индивидуальные
достижения в разнообразных
видах деятельности: учебной,
творческой, социальной, трудовой,
коммуникативной и т.д.

Портфолио как средство саморазвития
личности
Цель
●Создать индивидуальный
образовательный рейтинг
●Раскрыть студенту
эффективность пути
от цели к результату
●Показать его
потенциальные возможности

6. Портфолио

Это целенаправленная
коллекция работ студентов,
которая демонстрирует их:
— усилия,
— прогресс,
— достижения в одной или
более областях.

7. Функции «портфолио»:

Функции «портфолио»:
Целеполагания — поддерживает учебные
цели студента;
Содержательная — раскрывает весь спектр
выполняемых студентом работ;
Диагностическая — фиксирует изменения и
рост за определенный период времени;
Развивающая — обеспечивает непрерывность
процесса обучения;
Мотивационная — поощряет результаты
деятельности струдентов;
Рейтинговая — показывает диапазон навыков,
умений, использование приобретенного опыта.

8. Философия учебного портфолио предполагает:

Смещение акцента с того, что стдуент не
знает и не умеет, на то, что он знает и
умеет по данной теме и данному
предмету;
Интеграцию количественной и
качественной оценок;
Перенос педагогического ударения с оценки
педагога на самооценку студента;
Основной смысл портфолио – «дать
возможность каждому показать
все, на что он способен».

9. Философия портфолио

10. Разделы портфолио

Приступая к созданию портфолио, следует
продумать все организационные моменты:
подготовить заранее папки и распечатать листы
портфолио.
Понять для чего он будут вести учебное
портфолио, как правильно начать работу, а также
быть в постоянном поиске.
Сделав основной упор не на портфолио
документов,
а на портфолио творческих работ.

Эффективная форма оценивания
ожидаемых результатов обучения.
Назначение портфолио — стимулирование
познавательной активности и
самостоятельности студента, развитие у
него навыков оценочной деятельности.

Возможности
портфолио
— создание ситуации успеха для каждого, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого;
— развитие познавательных интересов и формирование готовности к
самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений
творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего
творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств
личности;
— приобретение навыков рефлексии

Образование –
процесс
свободного
определения
каждым
Студентом своего
собственного
места
в жизни и
обучении.

Портфолио помогает:
Организовать планирование и контроль своего
обучения;
Определять свои образовательные цели и ставить
адекватные задачи;
Решать задачи профильного выбора (профильной
ориентации);
Адекватно оценивать свои особенности,
сильные и слабые стороны;
Совершенствовать умения;
Планировать будущее;
Продвигаться в реализации карьеры.

Как начать?
Запуск портфолио может быть
организован по-разному.
План
-Каждому должно быть
понятно, зачем ему
портфолио
-Определение вида
портфолио
-Определение сроков
сдачи и времени работы
-Определение общей
структуры
-Определение способов
оценивания и форм
презентации

17. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия
имя и отчество; учебное заведение),
контактную информацию и фото студента.
Дать ему возможность показать себя таким,
каким он себя представляет и хочет
представиться другим.

вывод
качества портфолио позволяет
совершенствовать и развивать
образовательный процесс по
самопознанию, принимать
своевременные решения для
повышения эффективности
деятельности и служит одним из
способов оценивания познавательной
деятельности студентов.

Презентация, доклад Портфолио как средство саморазвития личности

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Портфолио как средство саморазвития личности. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Портфолио как средство саморазвития личностипоэтапное создание у студентов портфолио для развития личности в процессе обучение Что такое портфолио? Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать,Портфолио Это индивидуальная папка студента, в которой за определенныйПортфолиоФункции Философия учебного портфолио предполагает: Смещение акцента с того, что стдуентФилософия портфолиоРазделы портфолио Эффективная форма оценивания ожидаемых результатов обучения. — создание ситуации успеха для каждого, повышение самооценки и уверенности вТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Слайд 1

Слайд 2

поэтапное создание у студентов портфолио для развития личности в процессе обучение поэтапное создание у студентов портфолио для развития личности в процессе обучение ориентированная деятельность, направленная на осмысление жизненных, социальных и общечеловеческих ценностей жизни

Слайд 3

Что такое портфолио? Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80х годов в США. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становится популярной во всем мире.

Слайд 4

Портфолио Это индивидуальная папка студента, в которой за определенный период времени фиксируются, накапливаются и оцениваются его индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, трудовой, коммуникативной и т.д.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Функции «портфолио»: Целеполагания — поддерживает учебные цели студента; Содержательная — раскрывает весь спектр выполняемых студентом работ; Диагностическая — фиксирует изменения и рост за определенный период времени; Развивающая — обеспечивает непрерывность процесса обучения; Мотивационная — поощряет результаты деятельности струдентов; Рейтинговая — показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта.

Слайд 8

Философия учебного портфолио предполагает: Смещение акцента с того, что стдуент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; Интеграцию количественной и качественной оценок; Перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку студента; Основной смысл портфолио – «дать возможность каждому показать все, на что он способен».

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Эффективная форма оценивания ожидаемых результатов обучения. Эффективная форма оценивания ожидаемых результатов обучения. Назначение портфолио — стимулирование познавательной активности и самостоятельности студента, развитие у него навыков оценочной деятельности.

Слайд 13

— создание ситуации успеха для каждого, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; — максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого; — развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию; — формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; — формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; — приобретение навыков рефлексии

Слайд 14

Источник https://urok.1sept.ru/articles/526399

Источник https://en.ppt-online.org/82061

Источник https://myslide.ru/presentation/skachat-portfolio-kak-sredstvo-samorazvitiya-lichnosti

Читать статью  С чего начать саморазвитие личности
Previous post Смартфон ulefone metal lite 16 гб обзор
Next post Срочный выкуп дисков