Роль инновационной деятельности педагога в совершенствовании его профессионального опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

 

Содержание

Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы.

В работе представлена инновационная детальность, как фактор саморазвития и совершенствование педагога, показано формирование готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях современной школы. Описана модель формирования готовности педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности. Намечены пути координации деятельности участников образовательного процесса в вопросах инновационной деятельности в ОУ.

Ключевые слова: инновационная деятельность, формирование готовности педагогов.

1. Представление о инновационной деятельности

2. Структура и виды педагогических инноваций

3. Инновационная деятельность педагога как условие его профессионального становления

Список использованных источников и литературы

Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Беря своё начало от истоков его формирования, образование, обучение развивалось и совершенствовалось вслед за развитием общественного строя. Поэтому, по нашему мнению, содержание образования должно всё время двигаться вперед, обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям социальному спросу и государства.

О том, что учитель живет до тех пор, пока учится, известно давно, но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.

Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение новых форм и методов преподавания неразрывно связано с профессиональной компетентностью педагога и инновационными методами работы. В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, то есть его профессиональной компетентности.

Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

1. Представление о инновационной деятельности

В наступившем веке развитие системы образования характеризуется множеством инновационных изменений, обусловленных реализацией Стратегии модернизации российского образования на период до 2025 года и Концепции развития образования в РФ в период до 2020г.

Успех любых реформ во многом зависит от того, насколько их принимают те, кому их предстоит реализовывать. В системе образования это учителя и школьные администраторы, педагогические коллективы в целом, органы управления образованием, общественность. От того, насколько активно они настроены на реализации необходимых изменений и зависит успех модернизации образования в конечном итоге

Инновационная деятельность педагога в современном образовании выступает важнейшей составляющей образовательного процесса.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования.

В современном понимании инновация — это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

В педагогике — это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога

Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».

Мы, в свою очередь, понимаем, что понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое

2. Структура и виды педагогических инноваций

Анализ представлений о структуре инновационной деятельности рассмотренной нами в отечественной и зарубежной психологии и педагогике позволяет выделить методологические основания ее изучения: аксиологический, рефлексивно-деятельностный, системный, социально-психологический и индивидуально-творческий подходы.

На основании этого мы выделяем, что аксиологическое понимание инновационной деятельности раскрывается при рассмотрении ее в качестве ценностной установки бытия педагога. В процессе введения новшеств преподаватель овладевает педагогическими ценностями, субъективирует их.

Субъективное восприятие и присвоение общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется богатством личности педагога, направленностью профессиональной деятельности, развитостью самосознания и отражает внутренний мир педагога. Степень присвоения личностью инновационных ценностей зависит от состояния педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления совершается в процессе оценки ее личностью. Профессиональное сознание направлено на анализ разных сторон личности педагога и его профессиональной деятельности и призвано определять границы и перспективы личностного смысла, то есть внутренне мотивированного, индивидуального для субъекта значения того или иного инновационного действия. Оно позволяет педагогу самоопределяться и самореализовываться, решать для себя проблему смысла введения новшеств.

Цели инновационной деятельности определяются мотивами, в которых конкретизируются адекватные для данной деятельности потребности, занимающие доминирующее положение в иерархии потребностей и составляющие «ядро» личности педагога-новатора.

В сознании педагога значимость нововведений приобретает аксиологическую ценность, возникает естественное желание быть открытым для альтернативных подходов в воспитании детей, не ограниченным рамками единственного или фиксированного направления педагогической деятельности. Инновационная деятельность педагога связана с процессами самоопределения – построением отношения к новому, изменением себя, своей профессиональной позиции, преодолением препятствий на пути к самореализации.

Мы считаем, что при стабилизации общества не требуется коренных изменений жизненной позиции личности, поэтому, сегодня, когда многие педагоги вынуждены делать свой личностно-профессиональный выбор, нельзя ограничиваться только уровнем восприятия, констатацией существующих теоретических положений.

Мнение педагога оказывается обобщением и определенной трактовкой происходящего и проблемного осмысления своей педагогической позиции в связи с анализом той или иной проблемы. В данном случае все структурные компоненты целостно, едино переплетаются в этом этапе инновационной деятельности, так как формирование мнения о научных концепциях представляет собой творческую задачу, в которой соединяются импровизация, оригинальность трактовки педагога со стремлением к обоснованию своей позиции.

В способе решения таких задач мышление педагога неразрывно связано с осмыслением, переосмыслением, открытием нового для себя, рефлексией сознания, проецированием этого смысла на реальный педагогический процесс. При таком способе осуществления инновационной деятельности для педагога главное заключается не в тождественности знаний той или иной педагогической концепции, а в развитии этого знания, его преобразовании, во введении нового смысла, оригинальной интерпретации.

Личностно-мотивированный анализ педагогических концепций предполагает акцент на различие пониманий, отношений к содержанию, формам, а также свободу размещения смысла концепции в собственном контексте. При этом анализ идет скорее от педагога к содержанию тех или иных теоретических положений.

Рассмотрение личности педагога как субъекта интерпретации авторских концепций позволяет рассматривать его и на индивидуально-творческом уровне. Это, прежде всего, оригинальность интерпретации как способность педагога креативно отнестись к содержанию, способность вести диалог или дискуссию с автором, принимая лишь продуктивную часть его позиции. И, наконец, это способность и умение осуществлять и использовать данную теоретическую концепцию в самых различных педагогических ситуациях.

Деятельность педагога является очень сложным процессом. Внедрение в этот процесс инновации еще более усложняет его. Структура инновационной деятельности педагога может быть представлена следующим образом.

Рассмотрим кратко содержание компонентов. Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов: — внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости);

— мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа;

— профессиональный мотив (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся);

— мотивы личностной самореализации.

Читать статью  Надо ли спасать мужчин?

Второй компонент структуры  креативный (способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации). Линия его развития начинается от подражания опыту, концепции, идеи, отдельному приему, форме и методу. Далее педагог переходит к копированию через творческое подражание. Следующий этап  подражательное творчество, когда педагог, беря за основу идею, полностью разрабатывает содержание, методы и формы ее реализации. На четвертой стадии  подлинное творчество (создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей)  педагог создает свою собственную оригинальную концепцию, методику обучения и воспитания.

Технологический или операционный компонент инновационной деятельности педагога можно представить следующим образом:

— личностно-мотивированная переработка имеющихся образовательных проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных (западающих) педагогических ситуаций, активный поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством;

— профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятия решения об использовании нового;

— формирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшеств;

— прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности: обсуждение с коллегами, администрацией путей внедрения новшества;

— создание «массива» идей, разработка концептуальной основы и этапов экспериментальной работы;

— реализация инновационных действий: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения; — осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности: оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога.

Необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности педагога является рефлексия в форме самоанализа, самооценки, самопонимания и самоинтерпретации собственного сознания и деятельности, а также мыслей и действий обучающихся, коллег.

В ходе анализа современной литературы мы выделяем следующие виды педагогических инноваций:

Внутрипредметные инновации, то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения. Примером может служить освоение авторских методических технологий.

Общеметодические инновации: к ним относятся внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность. 29

Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

3. Инновационная деятельность педагога как условие его профессионального становления

Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане.

На наш взгляд содержанием и формами инновационной деятельности педагога является:

1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе:

— применение проектных технологий, которые предполагают включение самого педагога и детей в социально и личностно-значимую деятельность (работа над творческими, социальными, научными проектами);

— использование личностно-ориентированных технологий. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне;

— ведение в своей деятельности исследовательских и практических работ предполагающих в получении учебной информации из первоисточников.

— применение в совей работе информационно-коммуникативные технологии: компьютерные программы, интернет ресурсов, как для обучения школьников, так и для саморазвития и самосовершенствования своей профессиональной деятельнсоти.

2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

3. Проведение учебных занятий в инновационных форма, участие в семинарах, конференциях и др.

4. Участие в проектно-исследовательской или экспериментальной деятельности.

5. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового.

Подводя итог, можно сделать вывод, инновации в системе образования позволят более полно раскрыть возможности педагога, тем самым и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, направленным на саморазвитие и самообразование личности.

Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.

Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта.

На современном этапе общественного развития образование является той ключевой сферой, от которой зависит не только уровень общей культуры и профессиональной подготовки человека, но и достижение им личностной зрелости. Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности учителя, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность. В ней учитель глубже реализует себя как носитель социальных инноваций.

Список использованных источников и литературы

Адольф, В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В. А. Адольф // Высшее образование в России. – 2010. – № 1. – С. 81–87

Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 2007.-312с.

Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 3. – С. 5–15.

Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.-201с.

Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.

Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2010. – 256 с.

Роль инновационной деятельности педагога в совершенствовании его профессионального опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтыникова Наталья Васильевна, Чеснокова Галина Сергеевна

В статье рассмотрен процесс включения педагога в инновационную деятельность с точки зрения влияния этой деятельности на развитие его профессионального опыта. Отмечено, что вместе с позитивным влиянием инновационной деятельности, возможен и негативный исход, в связи с чем, важно выстраивать в учреждении инновационного типа систему профилактических мероприятий. Дана характеристика особенностей становления опыта педагога-участника инновационной деятельности, педагога-новатора на различных стадиях его профессионального развития. Представлена динамика процесса совершенствования профессионального опыта.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтыникова Наталья Васильевна, Чеснокова Галина Сергеевна

Становление и развитие профессионально-педагогической компетентности педагога в условиях введения ФГОС

Опыт реализации программы формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя в процессе профессиональной подготовки

The role of innovative activity of a teacher in the development of professional experience

The article describes the process of teacher’s inclusion into innovative educational activities from the point of view of the impact of these activities on the development of teacher’s professional experience . The authors point out that along with the positive influence of innovative activities, a possible negative outcome can occur. The characteristic of the process of the formation of professional experience of the teacherparticipant in the innovation activities, the teacher-innovator at various stages of professional development is introduced. The dynamics of the process of the development of pedagogic experience is presented.

Текст научной работы на тему «Роль инновационной деятельности педагога в совершенствовании его профессионального опыта»

Алтыникова Наталья Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент

Чеснокова Галина Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет

РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА

В статье рассмотрен процесс включения педагога в инновационную деятельность с точки зрения влияния этой деятельности на развитие его профессионального опыта. Отмечено, что вместе с позитивным влиянием инновационной деятельности, возможен и негативный исход, в связи с чем, важно выстраивать в учреждении инновационного типа систему профилактических мероприятий. Дана характеристика особенностей становления опыта педагога-участника инновационной деятельности, педагога-новатора на различных стадиях его профессионального развития. Представлена динамика процесса совершенствования профессионального опыта.

Ключевые слова: инновационная деятельность педагога, профессиональный опыт, педагог-новатор.

В настоящее время образование становится одним из важнейших факторов экономического роста, а достижение нового качества является одной из главных задач развития российской системы образования. Ключевой фигурой в решении обозначенных задач является учитель, главное условие успешной реализации его миссии — качество его профессиональной подготовки, способность к саморазвитию, самореализации, к продуктивной творческой и инновационной деятельности.

Современное общество предъявляет к образованию ряд серьезных вызовов, ответом на которые является кардинальная перестройка образовательного процесса и новые компетенции педагога. К таким вызовам, на наш взгляд, можно отнести: 1) глобализацию, которая влечёт за собой развитие сетевого взаимодействия и академической мобильности, интернационализацию образования, единые стандарты, необходимость формирования кросскультурных и коммуникативных компетенций и др.; 2) цифро-визацию образовательного контента, тотальность интернета, образовательные навигаторы, препо-даватели-симуляторы, «облака», on-line обучение, нейроинтерфейсы, массовые виртуальные миры, автоматизацию рутинных операций и т.д., и как следствие, необходимость формирования информационно-коммуникационных компетенций у педагогов и обучающихся, а также активное использование в образовательном процессе цифрового контента и технологий электронного обучения; 3) индивидуализацию образования, предполагающую индивидуальные образовательные траектории, развитие тьюторства и, в перспективе, развитие альтернативных классно-урочной системе форм обучения; 4) прагматизацию образования, которая в основе своей имеет практикоориентированный и компе-тентностный подходы, а значит и более прагматичное содержание и организацию учебного процесса, построенного в проектной парадигме [2].

Читать статью  Средства саморазвития: самовоспитание и самообучение

Современный педагог должен быть способен ответить на эти вызовы и обеспечить формирова-

ние у обучающегося таких компетенций, которые позволят ему успешно социализироваться в условиях быстро развивающейся цивилизации является, на наш взгляд, главной целью модернизации педагогического образования.

Данные изменения уже нашли своё отражение в ряде государственных нормативных документов различного уровня:

— Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия — 2020» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р);

— ФЗ «Об образовании в РФ» (№ 273-Ф3 от 29.12.2012);

— Дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.14 № 722-р);

— Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

— ФГОС ВО 3+, проект ФГОС ВО 3++ для УГН «Образование и педагогические науки»;

— ФГОС ПОО и ФГОС ООО;

— Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271);

— Региональные программы по модернизации систем общего образования и др.

На данный момент ключевым нормативным ориентиром в деятельности педагога является Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», в котором обозначены педагогические функции и трудовые действия различных категорий педагогов. Так стан-

© Алтыникова Н.В., Чеснокова Г.С., 2016

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4

дарт «требует» новых педагогических компетенций и трудовых действий, к выполнению которых раньше педагогов никто не готовил, например:

а) обеспечивать формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ);

б) владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности);

в) разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

г) использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др.

В связи с этим перед педагогом стоит сегодня непростая задача: ему необходимо обеспечить собственное профессиональное развитие, которое позволит осуществлять инновационное развитие образовательного процесса.

Процесс совершенствования профессионального опыта педагога сложен и противоречив. Он сопряжён с непрерывным преодолением многочисленных проблем, трудностей и разрешением разнообразного спектра теоретических и собственно практических противоречий [1].

Профессиональный опыт формируется в процессе профессионального развития учителя. Л.М. Митина предлагает понимать профессиональное развитие учителя как рост, становление, интеграцию и реализацию в профессиональном труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное — это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности [4]. В этой связи педагогический аспект проблемы непрерывного развития учителя можно рассматривать под углом зрения парадигмы новообразований. При этом следует иметь в виду, что новообразования могут иметь для профессионального развития учителя позитивный и негативный смысл. Позитивные новообразования способствуют совершенствованию профессионального опыта учителя и переходу на новые ступени профессионального развития.

Развитие учителя как профессионала есть смена более или менее ярко выраженных стабильных, менее стабильных и нестабильных периодов.

В динамике развития различных граней профессионального опыта учителя всегда присутствует механизм обесценивания предшествующего опыта, отдельных его сторон, характеристик, качеств. Такое обесценивание вызывает, как правило, глубоко личностную реакцию у учителя. В философско-психологическом плане это состояние максимального обострения противоречий. Их неконструктивное разрешение проявляется в кризисе.

Характерный признак истинно современной школы — работа педагогического коллектива и отдельных педагогов в инновационном режиме. За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создавать условия для творчества, новаторства, обеспечения вариативности в отборе содержания, совершенствования форм и методов обучения и воспитания обучающихся как для отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов [5]. Участие учителя в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт. А с другой, инновационная деятельность сопряжена с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести учителя к кризису профессионального развития [7].

В результате кризиса у учителя, работающего в инновационном режиме, могут возникать негативные эмоционально-психологические состояния, неблагоприятно сказывающиеся на его профессионально-личностном самочувствовании, а, следовательно, и здоровье. Отметим некоторые типичные причины, вызывающие кризис профессионального развития учителя — участника инновационной деятельности.

Исторически всё чрезмерно новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. В силу возникающих отрицательных чувств, спровоцированных наличием стереотипов индивидуального и массового сознания, внедряемые в школе инновации, затрагивают образ жизни, сложившиеся привычки, профессиональные навыки людей. Кризисные явления в этом случае обусловлены блокированием жизненно важной потребности в безопасности, защищённости, комфорте и т.д. Факторами, детерминирующими кризис, могут стать: чрезмерно быстро вводимые инновации, неоправданно часто меняемые инновации, слишком крупномасштабные программы, безальтернативные способы внедрения инновации и т.д. Особенно много ошибок подобного рода допускают руководители образовательных учреждений, внедряя инновации в области воспитательной работы [6].

Как показали выполненные нами исследования [5; 7], негативные эмоциональные состояния

Вестник КГУ ^ 2016

могут быть сопряжены с отсутствием мотивацион-ной готовности к творческому поиску и решению задач, локализованных за пределами сложившихся в школе воспитательных традиций; с возможным сопротивлением нововведениям со стороны педагогического коллектива и отдельных педагогов; отсутствием методических и организационных условий для творческого поиска и т.д.

Если участие учителя в инновационных процессах часто сопряжено с профессиональными трудностями, от преодоления которых зависит успех профессионального развития педагога, качество воспитательно-образовательной деятельности всего педагогического коллектива, то возникает проблема профилактики кризисов профессионального развития учителя.

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что в целом педагогическая деятельность различается по стратегическим и тактическим задачам. Различие зависит от объёма опыта педагога и стадий его профессионального развития.

Любой новый общественно значимый педагогический опыт, как известно, проходит в своём становлении и развитии ряд закономерно сменяющихся стадий. Каждая из которых характеризуется определённым соотношением целей, средств и результатов, свойственными каждой стадии противоречиями и проблемами, отношениями с массовой практикой. Весьма часто педагогическое новаторство зарождается в наименее регламентированных областях образовательной практики (внеурочной, внеклассной, внешкольной, дополнительном образовании).

На начальной стадии опыт педагога-новатора направлен на разрешение обостряющегося противоречия с прежним педагогическим опытом. Это противоречие предполагает безотлагательное решение весьма специфических психологических задач и предстаёт, в этой связи, известным контрастом с традиционной педагогической практикой. На этом этапе для педагога очень важно на фоне функционирующих педагогических традиций видеть специфику реализуемых инновационных программ и технологий. Именно эту задачу выполняет по отношению к педагогу включённость в инновационную деятельность. Однако педагоги начальной стадии становления инновационного опыта сравнительно редко включаются в публичное представление результатов инновационной деятельности. Анализ же небольшого числа работ, представленных на профессиональные конкурсы этими педагогами, показывает, что имеет место существенное или полное несовпадение стратегических, образовательных целей и целей тактических — изобретательских, исследовательских. Тактические цели, как правило, доминируют. Деятельность новатора направлена на изменение сложившихся организационно-педагогических условий, создание новой

педагогической технологии, «черновой вариант» которой является на данном этапе главным результатом. Явным становится улучшение отношений педагога и детей, уменьшается «дистанция» между ними, что отражается в таких характеристиках как взаимопонимание. Раскованность ребёнка, его самостоятельность, познавательная и социальная активность, коммуникабельность.

Вместе с тем обнаруживается ряд характерных трудностей и проблем. Опыт педагога-новатора (или группы учителей) содержательно и организационно изолирован от традиционно регламентируемой практики. Воздействие новатора оказывается в «противофазе» по отношению не только к воздействию других педагогов, но и к его собственному, осуществляемому в программном учебном процессе, при реализации сложившихся коллективных форм учебно-воспитательной работы. На данном этапе обостряются и противоречия меду возросшими потребностями, сложившимся более высоким уровнем деятельности, активизировавшейся жизненной позицией детей и сохранившимся, к примеру, «школярским» характером обучения в целом. Наконец, изолированность от традиционной практики затрудняет и корректирует оценку, а также самооценку достигаемых педагогических результатов, поскольку отсутствует возможность объективного соотнесения нового опыта с традиционным массовым. Это приводит на практике к тому, что педагоги очень болезненно переживают субъективно низкие для него результаты, полученные в ходе инновационной работы. Для них работа — это детище, выношенное и выстраданное в процессе разрешения вышеназванных противоречий.

Читать статью  С чего начать саморазвитие: 12 первых шагов

Преодоление этих субъективно-объективных трудностей происходит на втором этапе становления новаторского опыта, когда этот опыт включается в традиционно регламентируемую практику. Свойственное этому этапу соотношение между стратегическими и тактическими целями также отмечено частичным несовпадением. На анализируемом этапе происходит «отладка» элементов новой педагогической технологии в рамках традиционной практики. Теоретическая оценка эффективности предлагаемой технологии дополняется возможностью всё более корректного соотнесения практических результатов педагогического новаторства с результатами традиционной массовой практики. Важно отметить, что учитель не изолирован от неё. Работая в инновационном режиме, он имеет возможность более последовательно совершенствовать систему, глубже оценивать и учитывать достигаемые результаты, соотносить их с существующими нормами, среднестатистическими данными. В силу указанных причин, педагоги второго этапа становления новаторского опыта, воспринимают инновационную деятельность более осознанно, толерантно относясь к мнению

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

коллег и экспертов, рассматривают опыт коллег не только в целом, но и в частном её воплощении. Результатом работы в инновационном учреждении становится, как правило, укрепление уверенности в своих силах, профессионализме, определении своего места в инновационном педагогическом движении [7].

Вместе с тем, нарастает очередной ряд трудностей и проблем. Опыт, накопленный педагогами вне традиционной практики, оказывается шире опыта, используемого по инерции в деятельности. Образующийся «остаток» не используется, поскольку это требует коренной перестройки всей образовательной деятельности, всей организационно-педагогической системы общеобразовательной школы и дополнительного образования. Складывающаяся профессионально-образовательная ситуация может привести к накоплению неразрешённых проблем, ухудшению психо-эмоциональ-ного состояния, а, следовательно к кризису профессионального развития.

Ещё более очевидным становится на данной стадии контраст между деятельностью педагога-новатора и других членов коллектива. Можно сказать, что преодолев в определённой мере противоречие с самим собой, педагог потенциально выходит на более высокий уровень отношений с традиционной практикой.

Основная тенденция дальнейшего становления опыта, которая реализуется на заключительной стадии, это восстановление (на более высоком уровне), целостности образовательного процесса, соединение учительского и детского ученического коллективов в единое творческое содружество, интеграция основных социальных и педагогических влияний на ребёнка и коллектив. На этом этапе идёт интенсивное сближение целей деятельности, тактическая, изобретательская цель новаторства сливается с конечной, стратегической, образовательной, а главным результатом качественного обновления профессионального опыта становится степень реализации конечной цели в перестроенной на новых началах педагогической практике. Включаясь в инновационную деятельность, педагог активно участвует в конкурсах,

конференциях и других акциях, например, проводит мастер-классы. Результатом участия педагога в инновационной деятельности является более активное влияние нового наработанного опыта на социокультурную среду, кооперирование деятельности школы, учреждений дополнительного образования и других социальных институтов, возникновение социально-педагогических комплексов, организация деятельности различных образовательных сообществ. В своём развитии педагог получает мощную поддержку для личностного и профессионального роста.

1. Алтыникова Н.В., Герасёв А.Д. Стратегические приоритеты развития современного педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 5. — С. 26-31.

2. Алтыникова Н.В., Барматина И.В. Модель подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата в контексте модернизации педагогического образования // Вестник педагогических инноваций. — 2015. — № 3. — С. 12-29.

3. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. — Ленинград.: Изд-во Ленингр. унта, 1985. — 32 с.

4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200 с.

5. Морозова О.П. Эвристический потенциал системы ДПО в формировании профессионально-педагогического сообщества // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 6. — С. 89-93.

6. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика инновационной деятельности. — М.: Изд-во Магистр, 1997. — 224 с.

7. Чеснокова Г.С., Морозова О.П. Профилактика кризисов профессионального развития учителя в условиях инновационной деятельности // Педагогический журнал Башкоркостана. — 2014. — № 4. -С. 92-96.

8. Чеснокова Г.С. Нарастание профессиональных трудностей как фактор проявления кризиса развития учителя // Сибирский педагогический журнал. — 2014. — №. 4. — С. 82-85.

Инновационная деятельность педагога как критерий профессионального самосовершенствования.
статья

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Скачать:

Вложение Размер
Инновационная деятельность педагога как критерий профессионального самосовершенствования. 33 КБ

Предварительный просмотр:

Стреколовская Нина Николаевна,

учитель биологии МБОУ СОШ №5 г. Саяногорска РХ

Инновационная деятельность педагога как критерий профессионального самосовершенствования .

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера. Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения. Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания. Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания относительно собственной педагогической деятельности. За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания. Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой — инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития. Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец, как педагога-новатора — необходимы по крайней мере следующие два основных фактора: 1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;2) переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту. Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку «в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста». С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.

1. Курдюмова И. М., Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. N 3.

2. Шиян О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999. N 1.

3. Макаренко А. С. О воспитании // Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога

Тема семинара: Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога.Цель семинара– осознание педагогами влияния творческих способностей на возможности внедрения инноваций в пе.

Личностно-ориентированное управление инновационной деятельностью педагогов

Изменение ценностно- целевых ориентиров в образовании способствует развитию инновационной деятельности педагогов. Широкое развитие инноваций в практике, переход ОУ в режим раз.

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования

Статья адресована методистам и педагогам дополнительного образования. В статье даны рекомендации по организации инновационной деятельности педагога.

Инновационная деятельность педагога в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС в начальной школе

Внеурочная деятельность в начальной школе.

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.

Уровни существования педагогических ценностей. Культура, специфика профессии и личность — три главных источника информации, идей и вдохновения, дающих возможность и определяющих необходимос.

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.

Уровни существования педагогических ценностей. Культура, специфика профессии и личность — три главных источника информации, идей и вдохновения, дающих возможность и определяющих необходимос.

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога

Педсовет «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога». На педсовете обобщен инновационный опыт школы в условиях перехода на нов.

Источник https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/innovatcionnaya_deyatelnost_uchitelya_kak_osnova_raz_202356.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/rol-innovatsionnoy-deyatelnosti-pedagoga-v-sovershenstvovanii-ego-professionalnogo-opyta

Источник https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2019/02/17/innovatsionnaya-deyatelnost-pedagoga-kak-kriteriy

Previous post ASUS Transformer 3 T305CA – совершенный стиль
Next post Что такое рефинансирование автокредита?