Самосовершенствование как форма саморазвития

 

Саморазвитие как процесс. Формы саморазвития

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные — первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая — характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация — выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблем современной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские, общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах, разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых «подстегиваются» еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности, да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виде наркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двух частей: «само» — самостоятельно, без чьей-либо помощи и «утверждение» — стремление сделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться — это самостоятельно сделать нечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальные задачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувстве взрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, что» по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение — это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие; и в негативном плане — быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний — самоотрицание. Разумеется, как мы уже отмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием, самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одного человека цель — приобрести уверенность, для другого — доказать, что он не хуже других, для третьего — во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то — спорт, искусство, наука; для кого-то — противоправные действия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время все способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения и само отрицания. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Если принято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личность, будет всем доказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершать благородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимость в группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать в качестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т. е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счет обладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других форм негативного, уничижительного отношения к другим). Мотив «быть хуже, чем все» приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенные выигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества («чего с него взять»), он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Читать статью  Подробнейший план саморазвития человека на всех уровнях жизни

Результаты самоутверждения очевидны — они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, «оправдывают» в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование — это, пожалуй, наиболее адекватная форма саморазвития. Оно означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование — это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотяидеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае — приобретение социально значимых свойств и качеств в другом — овладение негативными способами жизни и деятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности, другое — оттачивает воровское мастерство или способы манипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин челе век прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования, который называется личностным ростом. В современной психологической литературе имеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели личностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика — тайные знания) личностный рост рассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения к сокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающие парапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др. В психоанализе это тенденция к индивидуации, или саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К.Юнг) [25, с.43]; движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер) [1, с.87]. В гештальттёрапии — переход опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию (Ф.Перлз) [16, с. 103]. В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) [18, с.153] или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу) [11, с.79-82].

Если попытаться обобщить эти подходы, используя уже принятую нами схему анализа, то следует отметить, что в основе стремления к самосовершенствованию, к личностному росту лежит соответствующая потребность, на базе которой формируются мотивы самосовершенствования (предельным является мотив самореализации), мотивы личностного роста. Другими словами, самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обреет смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития — самоактуализации.

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения — быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели — быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель — не конфликтовать с другими — и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот перечень можно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будем говорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация —это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию — реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка. [11, с. 88]

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии — В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть — интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения. [21, с. 56-63]

Читать статью  Как заниматься саморазвитием ребенка

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Разумеется, как и в предыдущих случаях, имеется и обратная тенденция — стремление не следовать своему предназначению. Вот здесь-то и рождаются самообман, многочисленные защиты, ложь перед собой, а в итоге — отчаяние, что гениально зафиксировал в своей периодизации Э. Эриксон.[24, с.111]

Итак, в процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия — самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, — значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться — обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

Каковы же способы самоактуализации? А. Маслоу выделяет восемь таких путей (или способов) поведения, ведущих к самоактуализации: [11, с.55]

  • · живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;
  • · жизнь — процесс постоянного выбора: продвижения или отступления;
  • · самоактуализация — это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;
  • · способность человека прислушиваться к самому себе, т. е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к голосу импульса»;
  • · способность быть честным, умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу, «всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется»;
  • · способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;
  • · не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;
  • · моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;
  • · способность человека к разоблачению собственной психопатологии — умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

А. Маслоу в своих работах указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного научения — быть лучшим человеком, насколько это возможно. [11, с. 126]

Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из всего сказанного ранее. Самый важный результат — ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.

Таким образом, мы попытались показать, что саморазвитие — это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Завершить данную главу хотелось бы словами В. Франкла, четко выразившего суть саморазвития человека в его отношении к собственной судьбе: «Судьба не может быть изменена, иначе была бы не судьба. Человек же может изменить себя, иначе он не был бы человеком. Способность формировать и переформировывать себя — прерогатива человеческого существования».

Охарактеризовав саморазвитие как процесс, остановимся теперь на проблеме психологических механизмов, которые дают возможность человеку самоутверждаться, самосовершенствоваться, самоактуализироваться, т.е. саморазвиваться. К таким механизмам относятся самопринятие и самопрогнозирование.

Самосовершенствование

Заниматься следует лишь тем, в чем можешь достичь совершенства.

П. Лкройд

Самосовершенствование — это, возможно, наиболее понятная форма саморазвития, означающая, что человек сам, самостоятельно стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование представляет собой процесс управления развитием личности, своих качеств и способностей.

В центре данного составного термина лежит понятие «совершенствование», «совершенство». В толковых словарях русского языка оно определяется как высшая степень (или полнота), предел какого-либо положительного качества, способности, мастерства. Этимология понятия «совершенство» восходит к греческому «телейон» — совершенный, которое является производными от «телос» — завершение, цель. В церковнославянском «телос» переводилось как «верх», о чем напоминает русское «совершенство».

С психологической точки зрения самосовершенствование — это активная, целенаправленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. И хотя идеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, гем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование, так же, как и самоутверждение, может осуществляться разными путями. В одних случаях — это приобретение социально значимых свойств и качеств, в других — овладение негативными способами жизни и деятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности, другое — когда оттачивает воровское мастерство или способы манипулирования людьми. Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу тех или иных причин, человек прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, когда утрачиваются достижения, личностные черты и качества, которые были присущи ему ранее.

Читать статью  Типичные проблемы самосовершенствования личности

По проблемам самосовершенствования личности написано огромное количество работ. Однако они в большей степени посвящены каким-то частным аспектам данного процесса, например, вопросам духовно-нравственного самосовершенствования, описанию конкретных его технологий в различных сферах. Обобщающих работ, в которых бы раскрывалось психологическое содержание самосовершенствования, очень мало.

Обратимся к содержательному анализу феномена самосовершенствования. В современной психологии выделяют следующие параметры процессов самосовершенствования [Иванченко, 2007]:

  • непринужденность (органичность, естественность) — насильствен- ность. Чем в большей мере человек учитывает свои индивидуальные особенности, тем в большей степени самосовершенствование становится непринужденным и естественным;
  • тотальность — частичность. Характеризуют широту изменения личности, могут совершенствоваться как отдельные характеристики личности, так и ее ядерные, основополагающие параметры, например, ценностные ориентации, ответственность, профессионализм;
  • внешняявнутренняя направленность. В первом случае самосовершенствование детерминировано внешними условиями и обстоятельствами жизни. Во втором — внутренними побуждениями и потребностями;
  • осознанность — нерефлексивность. Осознанность означает понимание человеком как целей своего самосовершенствования, так и путей их достижения. Нерефлексивность может иметь как позитивную, так негативную составляющую. Позитивный аспект заключается в том, что самосовершенствование характеризуется естественностью и непринужденностью. Негативный — отсутствие осознанности делает процесс самосовершенствования менее управляемым, стихийным.

Если обратиться к некоторому общему алгоритму самосовершенствования как процессу, то он достаточно прост. Это постановка цели самосовершенствования, разработка плана, выбор средств и технологий, достижение результата. Для примера приведем алгоритм, предлагаемый Р. Ассаджоли в рамках концепции психосинтеза, в силу его универсальности и возможности использования вне зависимости от приверженности той или иной теоретической парадигме [Ассаджоли, 1994]. Согласно его рекомендациям, в процессуальном плане самосовершенствование включает в себя следующие шаги.

  • 1. Выбор новой личности, к которой стремится человек, воссоздание ее реального образа: а) образы, олицетворяющие внутреннее совершенство; б) образы, олицетворяющие совершенство внешнее, например, в области профессиональной деятельности (ученый, политик и т.п.), согласованные с естественным ходом развития личности.
  • 2. Использование всех имеющихся энергий — сюда относятся силы, высвобождающиеся в результате осознания комплексов.
  • 3. Устремленность к идеалу, присутствующему на различных психологических уровнях и не до конца осознанному.
  • 4. Развитие недостающих элементов личности: а) формирование новых качеств с использованием суггестивных методов (самовнушение); б) тренировка.

Предваряя дальнейшее изложение, еще раз, вслед за Г. В. Иванченко, укажем на тот факт, что чаще всего человек занимается самосовершенствованием неосознанно. Он просто работает, выполняя свои функции, учится, общается с другими людьми, ставя перед собой определенные цели. Тем не менее объективно любая деятельность, общение, если они выполняются добросовестно, с желанием, способствуют, правда, в разной степени, самосовершенствованию. Например, учитель, готовясь к уроку, придумывая новую технологию, не думает над своим самосовершенствованием, для него цель — интересно и доступно донести материал для учеников. Объективно же здесь налицо акт самосовершенствования. В то же время самосовершенствование приобретает совершенно иной смысл, когда оно становится сознательным процессом, направленным на достижение специфических целей, касающихся изменений самой личности.

Саморазвитие личности

Проблемы развития и саморазвития личности привлекают внимание мыслителей и ученых на протяжении тысячелетий. Истоки учений о личностном развитии и саморазвитии кроются в рассуждениях Аристотеля, Платона и других философов античности.

Подходы к дефиниции и понимаю сущности саморазвития как психологического феномена

В современной психологической науке под саморазвитием понимается фундаментальная способность личности становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни, превращать свою жизнедеятельность в предмет преобразований.

В основе научной интерпретации сущности саморазвития лежит понимание самой жизнедеятельности как непрерывного процесса целеполагания, деятельностей и рефлексий. Саморазвитие протекает в рамках процесса жизнедеятельности, характеризуется непрерывностью, постоянством протекания.

Доминантной характеристикой саморазвития выступает активность личности – оптимальный синтез инициативы и исполнительности.

Формы саморазвития как психологического процесса

Выступая специфическим процессом, протекающим во времени и пространстве, саморазвитие отличается многоплановостью и неоднозначностью. Основными формами личностных изменений выступают самоутверждение, самоактуализация и самосовершенствование. Все указанные формы позволяют личности реализоваться, выразить себя в той или иной форме.

Самоутверждение как форма саморазвития

Самоутверждение представляет собой процесс формирования личностных изменений, которые не могут поколебать ни окружающие, ни внешние обстоятельства, ни сам утверждающийся субъект; специфическая деятельность, протекающая в рамках саморазвития по подтверждению определённых личностных качеств, поведенческих паттернов.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе самоутверждения как психологического процесса лежит имманентная потребность личности, обусловленная условиями ее конкурентного существования среди других представителей социально-природного окружения.

Цели реализации процесса варьируются в зависимости от мотивов, потребностей и особенностей сферы самоутверждения. В свою очередь, сферами самоутверждения могут выступать практически все области жизнедеятельности, которые имеют для человека личностную значимость.

Результатами самоутверждения может стать ощущение личностью собственной нужности, полезности, исключительности и уникальности, что приводит к трансформациям процесса из субъективного в субъектно-объективный, на реализацию которого огромное влияние оказывают как личностные, так и объективные факторы.

Самосовершенствование как форма саморазвития

В основе самосовершенствования лежит субъективное, осознанное стремление личности стать лучше, приблизиться к определенному идеалу, приобрести определенные черты характера, сформировать поведенческие паттерны.

Другими словами, самосовершенствование представляет собой процесс сознательного управления личностным развитием; процесс приобретения личностью большей свободы, конструктивное овладение социально-природной окружающей средой, стремление к психологической зрелости и психологическому здоровью.

Цели самосовершенствования существенно варьируются в зависимости от мотивации, особенности сферы жизнедеятельности; в процессе достижения поставленных целей человек может использовать различные средства самосовершенствования.

В результате эффективной реализации процесса у личности может возникнуть чувство удовлетворенности собственными достижениями, взаимоотношениями с окружающими, жизнью в целом.

Таким образом, саморазвитие выступает неотъемлемой составляющей жизнедеятельности личности, обеспечивающей адаптацию человека к требованиям социальной среды, развитие личностных качеств, формирование поведенческих паттернов, оптимизацию взаимоотношений с окружающей средой.

Источник https://vuzlit.com/712291/samorazvitie_protsess_formy_samorazvitiya

Источник https://studme.org/154342/psihologiya/samosovershenstvovanie

Источник https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/samorazvitie_lichnosti/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Постановка на учет с другим двигателем
Next post Начало семейной жизни: 5 ошибок настройки опции Муж