Сила личности как фактор личностного самосовершенствования

 

Факторы саморазвития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / БИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ / СУБЪЕКТ / ФАКТОРЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / SELF-DEVELOPMENT OF A PERSON / BIO-GENETIC PREREQUISITES / SOCIAL ENVIRONMENT / INNER POSITION / SUBJECT / FACTORS OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Микрюкова Татьяна Юрьевна

Представлены факторы саморазвития личности , рассмотрено их взаимовлияние. Выделен ведущий фактор, обусловливающий развитие личности. Учитывая многозначность понятия «развитие», автор также соотносит выделенные факторы с терминами, обозначающими развитие личности.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Микрюкова Татьяна Юрьевна

Структурный анализ своеобразия личности как основа организации индивидуального подхода в обучении детей с глубокими нарушениями зрения

Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) (Окончание)

Factors of personal self-development

The work the factors of personal self-development and their interference are presented. The leading factor calling forth development of a personality is determined. Taking into account the polysemy of the notion ‘development’ the author brings these factors into correlation with terms meaning development of a person.

Текст научной работы на тему «Факторы саморазвития личности»

ФАКТОРЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Т.Ю. Микрюкова (Кемерово)

Аннотация. Представлены факторы саморазвития личности, рассмотрено их взаимовлияние. Выделен ведущий фактор, обусловливающий развитие личности. Учитывая многозначность понятия «развитие», автор также соотносит выделенные факторы с терминами, обозначающими развитие личности.

Ключевые слова: саморазвитие личности, биогенетические предпосылки, социальная среда, внутренняя позиция, субъект, факторы саморазвития личности.

Проблема саморазвития личности является первостепенной в современной психологии. Анализ литературы показывает, что разные направления и школы предлагают свой взгляд на условия, которые способствуют физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности или ограничивают его, а также что понятие «развитие» не имеет строго определенного содержания и им обозначают близкие по значению слова: «возникновение», «рост», «преобразование», «формирование», «саморазвитие» [7. С. 13].

Задача нашего исследования заключается в том, чтобы выделить факторы, обусловливающие саморазвитие личности, рассмотреть их взаимовлияние, а также выделить главенствующие из них и соотнести выделенные факторы с терминами, обозначающими развитие личности.

Исторически первым в объяснении процессов психического развития человека выступил эволюционно-биологический подход. К числу его сторонников принадлежали психологи разных школ — интроспекциониз-ма, бихевиоризма, психоанализа и др. Видными представителями этого подхода были С. Холл, Д. Болдуин, К. Бкшлер, 3. Фрейд и др. Они рассматривали психическое развитие человека как биологически обусловленный, подчиняющийся природным законам процесс. Фундаментом этого подхода является биогенетический закон Э. Геккеля, который гласит, что в «онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития; происходит повторение развития предков от общего корня, к которому данный организм относится» [4. С. 38]. С. Холл, автор теории рекапитуляции, считал, что последовательность и содержание эволюционного и культурного развития, которое прошел человеческий род, заданы генетически и поэтому ни уклониться, ни пропустить одну из стадий своего развития ребенок не может [7. С. 40]. 3. Фрейд также полагал, что фундамент личности закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет, а переживания раннего возраста играют критическую роль в формировании взрослой личности. Он полагал, что последующие изменения места личности в системе социальных отношений представляются как не имеющие никакого значения для изменения типа личности. По Фрейду, основные побуждения возникают из соматических источников и определяют как психическое, так и физическое поведение. То есть, с точки зрения психоанализа, психологический рост осуществляется за счет

ранее недоступного бессознательного материала [9. С. 12].

Таким образом, с общебиологической позиции развитие — это прежде всего «созревание», «рост» по уже существующей программе, и личность в данном случае представляется лишенной собственной активности [7. С. 22], продуктом действия фатальных биологических факторов, и ее развитие носит спонтанный характер.

В отечественной психологии признается бесспорным также и тот факт, что биогенетические предпосылки определяют психическое развитие личности. Однако представители научных школ (В.Г. Ананьев и В.Н. Мя-сищев, A.C. Выготский и А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе) рассмазривают их как факторы, которые, по выражению А.Г. Асмолова, «намечают диапазон возможностей развития личности». Б.Г. Ананьев ввел понятие «индивидные свойства», которое, в отличие от более распространенного термина «индивидуальные свойства», однозначно и определенно ориентирует на изучение именно органических предпосылок личности. Наивысшей интеграцией индивидных свойств, по его мнению, являются темперамент и задатки [2. С. 26]. С.Л. Рубинштейн под темпераментом понимал «динамику психической деятельности (ее абсолютную силу, постоянство во времени, адекватность изменившимся условиям), скорость (абсолютную амплитуду колебаний), темп и ритм» [6. С. 194]. Он подчеркивал, что эти «особенности проявляются не в отдельно взятых психических процессах, а во всей деятельности, в протекании всех психических процессов» [Там же].

В отечественной психологии выделяются такие психологические свойства темперамента, как впечатлительность и импульсивность. Под впечатлительностью понимается «различная у разных людей чувствительность, не только и не столько сенсорная, но аффективная, даже преимущественно аффективная» [Там же]. Импульсивность же — это «та сторона темперамента, шторой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой побуждений в действие» [Там же]. То есть в отечественной психологии отмечается, что оба психологических свойства темперамента дополняют друг друга и влияют на поведение человека, «единство, взаимопроникновение эмоционального и мотивацион-ного» [Там же].

В процессе формирования характера свойства темперамента переходят в черты характера, содержание

Генетическая психология (психология развития)

которого нерарывно связано с направленностью личности.

Таким обршм, в психологии выделяется биогенетический фагор, непосредственно влияющий на развитие личности. Однако его роль в процессе развития личности оджзначно не определена, поскольку проявляется в деятыьности, во взаимоотношениях с окружающими. Л.С. 1ыготский считал, что высшие психические функции ге могут быть поняты без биологического изучения. В.С Мухина также утверждает, что «биологическое в чешвеке прочно соединено с социальным, и разделить их южно лишь теоретически» [4].

Другим фаггором, определяющим личностное развитие, является социальная среда. В зарубежной психологии этой точки ¡рения придерживались В. Штерн, Э. Эрик-сон, П. Жане, И. Мид и др. Так, по В. Штерну, эволюци-онно-биолопреский подход к объяснению психического развития предстает в форме «теории двух факторов и их конвергенции). По его мнению, внутренние особенности составляют первый фактор психического развития, а вторым фактором выступает влияние окружающей среды -природной и общественной [7. С. 44]. Исследования М. Мид показывают, что характер и способности людей в решающей стетени зависят от того, чему они учатся. Она утверждает, что человеческая природа очень «пластична», точно и специфично реагирует на различные социальные условия [Там хе].

В отечественной психологии проблема влияния окружающей среды, прежде всего социальной, на психическое развит1е человека разрабатывалась С.Л. Рубинштейном, Л.С Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Эль-кониным и др По мнению Л.С. Выготского, движущей силой психического развития человека является обучение. Он различает процессы развития и обучения. «Развитие есть прсцесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой новой ступен! новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но ге содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» [3]. Обучение есть внутренний, необходимый момент в развитии у ребенка не природных, но историчесьих особенностей человека. Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими, а затем становятся достоянием самого ребенка [5. С. 184]. Ключом к пониманию роли социальных условий в развитии личности является и предложенное Л.С. Выготским понятие «социальная ситуация развития)-. Он рассматривает окружающую среду как движущую силу развития личности, условие осуществления деятельности человека и понимает её как «соотношение двух определяющих характеристик». Одна из них — объективная, т.е. социальная среда непосредственно; другая — субъективная — отношение человека

к этой среде. Это соотношение и составляет внутреннюю логику развития личности. Несколько иначе определяет значение окружающей среды для личностного развития В.П. Зинченко. Он пишет, что среда для организма — не движущая, а «приглашающая» сила, не столько обстановка, сколько вызов для личностного роста. Решающее значение, с его точки зрения, имеют именно внутренние источники развития, а не внешние [3]. Таким образом, в обучении и воспитании ребенок выступает не только объектом, но и субъектом деятельности, и внешние причины развития закономерно сочетаются со спонтанностью в его развитии.

Действительно, лишь биогенетические предпосылки и социальная среда не могут обеспечить полноценное развитие личности. По мнению отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, Б.С. Братусь, Л.Ф. Обухова, B.C. Мухина и др.), процесс саморазвития непосредственно зависит от деятельности самого субъекта. Ведущим фактором личностного развития на всех возрастных этапах жизни человека является, по терминологии B.C. Мухиной, внутренняя позиция — «определенное отношение к миру людей, к миру вещей и к себе самому» [4. С. 54].

Читать статью  Саморазвитие почему оно важно

Человек строит свое мировоззрение на основе индивидуальной способности к становлению личностных смыслов, через содержательную сторону самосознания. Система личностных смыслов определяет варианты его ценностных ориентаций, которые формируют его жизненный опыт. Эти ценностные ориентации он проецирует на свое будущее. Насколько осознанно относится человек к своим потребностям и способностям, мотивам поведения, мыслям и переживаниям, как он определяет значение себя для другого и другого для себя -от этого и зависит внутренняя позиция личности.

В настоящее время в отечественной психологии происходит становление нового подхода в психологии -субъективного, основы которого были заложены С.Л. Рубинштейном. Его представления о человеке как о субъекте позволили ввести такие понятия, как «саморазвитие», «самодетерминация», «самообразование», которые ориентируют человека на поиск внутренних источников развития. Категория «развитие» теперь понимается «как преобразование — саморазвитие и смена основного жизненного вектора; как преображение — кардинальное преодоление сложившегося режима жизнедеятельности в соответствии с некоторой иерархией ценностей и смыслов бытия человека» [7. С. 22] и понимается человеком «как цель и ценность, а иногда — и смысл его жизни» [Там же]. Рассматривая развитие как «возникновение все более высокоорганизованных и качественно новых уровней бытия» [1. С. 14], C.J1. Рубинштейн считает субъекта «центром перестройки бытия», и здесь человек выступает в своей сущности как субъект психической активности. Он способен непосредственно оказывать регулятивное воздействие на свою психику и опосредованно воздействовать на окружающий мир.

Сибирский психологический журнал

Человеку внутренне присуще изначально быть субъектом, развиваясь в этом качестве до сознательного деятеля и в этом смысле максимально свободного существа, способного целенаправленно преобразовывать внутренний и внешний мир по своим собственным законам [8. С. 142]. Человек как субъект «способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы» [7]. По мнению В.И. Слободчикова, чтобы стать субъектом, человек должен постоянно превращать свою природу в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к миру [Там же].

С позиций субъектного подхода биологические факторы сами по себе не предопределяют хода и результатов общего психического развития, становления человека как личности и индивидуальности. Точно так же «социокультурные» факторы не переходят прямо в со. держание субъектности, в способности субъекта. С точки зрения субъективного подхода субъект всегда предстает как неповторимость и духовная уникальность [7. С. 143].

Итак, мы видим, что биогенетические и социальные факторы личностного развития неразрывно связаны между собой и составляют необходимые предпосылки для становления человеческой субъективности.

1. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна // С.Л. Рубинштейн. Очерки.

Воспоминания. Материалы: Сб. ст. / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. С. 433.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 294 с.

3. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994. 301 с.

4. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. 430 с.

5. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Тривола, 1995. 357 с.

6. Ольшанникова А.Е. Значение идей С.Л. Рубинштейна в исследовании проблемы эмоций и темперамента // С.Л. Рубинштейн. Очерки.

Воспоминания. Материалы: Сб. ст. / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. 433 с.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса. 2000. 416 с.

8. Татенко В.А. Психология в субъективном измерении. Киев, 1996. 315 с.

9. Фейдимен Д. Личность и личностный рост. Российский открытый университет. М., 1994. Вып. 2. 105 с.

FACTORS OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT T.U. Mickrukova (Kemerovo)

Summary. The work the factors of personal self-development and their interference are presented. The leading factor calling forth development of a personality is determined. Taking into account the polysemy of the notion ‘development’ the author brings these factors into correlation with terms meaning development of a person.

Key words: self-development of a person, bio-genetic prerequisites, social environment, inner position, subject, factors of personal self-development.

Сила личности как фактор личностного самосовершенствования

Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Ученые (П. Вайнцвайг) выделяют «четыре кита» на которых зиждется сила личности: потребность преодолевать трудности, самоконтроль, гармонизацию отношений личности с миром и самим собой, способность к идеализации окружающей среды и общества. Рассмотрим основные из них – первые две составляющие силы личности.

Трудности несет в себе сама жизнь. Преодолевать их приходится каждому. Чтобы продолжать намеченный путь, человек должен устранить препятствие, встретившееся на его пути. Но для устранения препятствия требуется приложить определенные психофизические усилия, вызывающие напряжение.

Как бороться с трудностями – препятствиями на жизненном пути?

П. Вайнцвайг утверждает, что каждое неисполненное желание, неудовлетворенная потребность – это неиспользованная энергия человека, которая никуда не девается, а может накапливаться. Разрядиться же эта накопленная энергия может в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте в виде грубости, непонятных слез, ненужного отчаяния. Такие эмоциональные состояния часто называют стрессами. П. Вайнцвайг считает их нормальными в жизнедеятельности человека и предлагает систему «работы со своим стрессом».

Различают физиологические стрессы, связанные с физическими перегрузками, болью, высокой температурой, и психологические стрессы. Психологические стрессы разделяют на информационные и эмоциональные. И те, и другие встречаются в жизни человека достаточно часто.

Информационный стресс – это состояние информационных перегрузок, когда человек не успевает принимать ответственных решения в требуемом темпе при высокой ответственности за их последствия.

Эмоциональные стрессы вызывают такие эмоциональные состояния как обида, страх, чувство вины, гнев.

П. Вайнцвайг предлагает рассматривать каждое препятствие как желание, удовлетворению которого что-то грозит. В жизнедеятельности человека это может быть ситуация, когда надо сесть за выполнение взятой на дом работы, но хочется посмотреть интересный фильм, почитать книгу и т.п.

Рецепт П. Вайнцвайга:

а) договориться с самим собой, сделать из возможных отрицательных эмоций положительные;

б) найти в возможном отрицательном явлении положительное переживание, а если его нет, то придумать.

Для того, чтобы избегать накопления отрицательных переживаний, важно их тут же проанализировать. При этом следует помнить: и положительные, и отрицательные переживания в жизни – это естественный ее ход.

Переживаний избежать нельзя. Важны не сами переживания, а отношение к ним. Эти отношения могут быть неадекватными, когда люди «делают их мухи слона», либо, как страус, прячутся от проблем, отодвигая их решения.

Откуда же берутся у человека негативные переживания по поводу, скажем, поведения коллег или замечаний администрации?

П. Вайнцвайг считает, что эти отрицательные эмоции имеют в своей основе единые психологические механизмы.

Страх возникает перед влиянием какого-то факта на ближайшее будущее человека. И чем ближе будущее, тем сильнее страх. Он вызывается предвидением лишения удовольствий или удовлетворения потребностей.

Основной способ справиться со своим страхом – «размыслить» (П. Вайнцвайг) его сущность. При невозможности осуществления ближайших планов или желаний, необходимо их менять. При изменении желаний изменяется и само ожидаемое будущее и исчезает страх.

Справиться с трудностями – значит найти безвредный способ их миновать или просто обойти.

Все трудности, неприятности можно воспринимать с конструктивной точки зрения и рассматривать их как стимул для увеличения силы своей личности. Преодолевая трудности, препятствия, человек становится сильнее. Значит, в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.

Следующей сопоставляющей силы личности П. Вайнцвайг считает самоконтроль. Самоконтроль – это способность человека контролировать свои действия и поступки, быть хозяином времени своей жизни, своей судьбы, карьеры. Он определяет сущность самоконтроля как преобразование хаоса негативных мыслей и чувств, уменьшающих жизненную энергию, в гармоническую структуру. В качестве составляющих самоконтроля П. Вайнцвайг называет, во-первых, храбрость; во-вторых, сострадание; в третьих, терпение.

Храбрость – это мужество, решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью, это готовность человека к преодолению препятствий.

Сострадание – это взаимопонимание и готовность помочь другому человеку, готовность разделить с ним его страдания, радость и другие чувства.

Терпение – это способность терпеть, настойчивость, упорство, выдержка в каком-то деле.

Итак, жизнь и профессиональная деятельность человека, его карьера невозможны без самовоспитания в течение всей жизни.

В структуре карьеры человека значительную роль играет его имидж.

Имидж – эмоционально-окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж включает в себя как реальные качества, так и приписываемые ему. Имидж может создаваться произвольно и формироваться осознанно и целенаправленно. Чтобы включиться в «созидание себя», важно знать составляющие имиджа.

1-я группа – качества, формирующие имидж личности, образуют природные качества (лицо, рост), которыми важно уметь пользоваться;

2-я группа – социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие);

3-я группа – образованность (нравственные ценности, владение технологиями приятия решений, разрешения конфликтов, профессиональная компетентность);

4-я группа – «рабочие» качества, связанные с ориентаций на достижения, с ответственностью, обязательностью.

Читать статью  Лучшие книги для саморазвития, которые должен прочитать каждый человек

Создание своего имиджа и его поддержание – это также процесс и результат самовоспитания, самосозидания, непрерывной работы человека над собой.

Потребности, лежащие в основе саморазвития личности

Проблема саморазвития личности относится к числу «вечных» тем, которые никогда не утрачивают свою актуальность. «Процессы саморазвития позволяют индивидуализировать жизненный путь, осуществлять свободный выбор способов существования в этом мире, ориентируясь на жизненно значимые ценности. Именно процесс саморазвития обеспечивает человеку потребность и возможность стать человеком, носителем культуры, норм, ценностных взаимоотношений» [1]. В свою очередь, изучение потребностей, лежащих в основе саморазвития личности, позволяет ответить на вопрос: почему человек становится человеком? почему личность может стать зрелой?

В современном обществе проблема саморазвития личности и его факторов приобретает особую актуальность. Современные социальные условия характеризуются глобальными общественными трансформациями, ускорением темпов экономического и социокультурного развития, что отражается в постоянных изменениях во всех сферах жизнедеятельности людей. Поэтому жизнедеятельность в современном обществе предъявляет повышенные и качественно новые требования к процессу социальной адаптации и развития личности. «Это приводит к тому, что творческий потенциал человека, его готовность продуктивно реагировать на требования и изменения окружающей среды становятся одним из ключевых факторов развития, как самого человека, так и общества. Становится актуальной проблема изучения особенностей конструирования системы взаимодействия индивида с обществом, самим собой; исследования вопросов детерминации поведения, проявления активности в современных условиях приобретают иной характер и вектор исследования – поиск и анализ не только устойчивых паттернов функционирования, но, в большей мере, развития и саморазвития» [7].

В свою очередь, изучение факторов саморазвития личности позволяет определить оптимальные пути становления зрелой личности в непростых условиях жизнедеятельности в современном обществе.

1. Понятие саморазвития личности

Проблемой саморазвития личности интересовались еще античные философы (Гераклит, Сократ) [9]. Однако и до настоящего времени данная проблема не является до конца изученной. В современной психологии и педагогике нет единства взглядов исследователей на понятие саморазвития личности: «Одни по­нимают саморазвитие как самовоспитание, самоорганизацию личности … Другие понимают саморазвитие как саморегуляцию …; как процесс жизненного самоопределения …, или как активность в процессе самоутверждения» [9].

В философии саморазвитие рассматривается как процесс самосозидания, «самостроительства» личности, основанный на познании человеком самого себя [3].

В психологии и педагогике многие исследователи дают следующее определение саморазвития: «саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям» [2; 3; 7; 13].

Однако другие исследователи рассматривают данный процесс осознанной и целенаправленной деятельности по внутреннему обогащению и личностному росту как самовоспитание [10; 12]: «на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем» [12]. По-видимому, самовоспитание как целенаправленную деятельность следует рассматривать как одну из форм саморазвития, а саморазвитие как таковое является более широким понятием.

В определении понятия «саморазвитие», вероятно, следует исходить из определения понятия «развитие». В современной психологии и педагогике развитие определяется как «объективный процесс количественных и качественных изменений психических процессов, свойств, состояний во времени, выражающихся в закономерных преобразованиях» [4].

На развитие человека влияет два рода факторов: внешние и внутренние [8]. «С одной стороны, на развитие человека влияет окружающий мир – образование, воспитание, а с другой, внутреннее целеполагание является источником самодвижения. То есть человек, руководствуясь своими ценностями и целями, овладевает способностью определять путь собственного развития, осуществлять его как свободную личностно значимую деятельность» [13], «одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя» [10]. Таким образом, саморазвитие – это развитие личности человека под влиянием внутренних факторов.

Некоторые авторы отождествляют развитие и саморазвитие личности, т.к. любые внешние факторы могут оказать лишь косвенное, опосредованное воздействие на развитие личности, и развитие всегда осуществляется под влиянием только внутренних факторов. «Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Оп только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам» [8].

В.Г. Маралов определяет саморазвитие личности как сложный специфический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве жизнедеятельности личности, который может принимать следующие основные формы, каждая из которых отражает определенный аспект самопостроения личности [4]:

  1. Самоутверждение – дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности.
  2. Самосовершенствование – выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу; это сознательное управление процессом собственного развития в определенном направлении.
  3. Самоактуализация – позволяет выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни; это реализация себя в мире путем познания смысла жизни, достижение полноты самосуществования.

По мнению Т.В. Лучкиной, саморазвитие представляет собой совокупность следующих процессов [3]:

  1. Самопознание;
  2. Сознательная саморегуляция;
  3. Самосовершенствование как обогащение своих сущностных сил с тем, чтобы впоследствии иметь возможность самореализоваться на более высоком уровне;
  4. Повышение собственной продуктивности как «состояние внутренней активности в жизненных трудностях, сопряженное с взращиванием своих возможностей» (Э. Фромм);
  5. Духовное самоукрепление как способность «обретать необходимое для жизни равновесие духа посредством совершения добрых дел» (Л.Н. Куликова);
  6. Самоопределение как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях (В.А. Петровский);
  7. Самоактуализация;
  8. Самореализация.

Наиболее эффективным результатом предыдущих этапов и субъектом последующих этапов саморазвития является зрелая личность, обладающая такими характеристиками, как активность, индивидуальность, креативность, ответственность и самостоятельность [3].

Важнейшей характеристикой зрелой личности является то, что такая личность становится субъектом собственной жизнедеятельности, т.е. жизненный путь зрелой личности является результатом ее собственной целенаправленной активности, а не внешних обстоятельств [3; 4; 7 и др.]. Другими словами, зрелая личность не «плывет по течению», а является строителем собственной судьбы.

2. Факторы саморазвития личности

Прежде, чем перейти к изучению факторов саморазвития, рассмотрим факторы развития личности.

Наиболее значимой группой факторов развития личности считаются социальные факторы, т.е. те факторы, которые связаны с воздействиями на личность со стороны общества и, в частности, окружающих людей. Общество «возникло и совершенствовалось благодаря человеческой деятельности. Чтобы жить, люди должны были добывать себе средства для существования. Они не только использовали готовые продукты природы, но и занимались сельским хозяйством, ремеслом, познавали окружающий мир. В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования, личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом» [8].

В число социальных факторов, наряду со стихийными воздействиями, входит непосредственно воспитание человека как специально организованный процесс, направленный на социализацию и развитие его личности.

Следующая группа – биологические факторы развития личности. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности» [8]. Даже сама способность человека к личностному развитию изначально является биологически обусловленной, заложена природой.

В процессе развития личности биологические и социальные факторы тесно переплетаются, взаимодействуют и выступают в единстве.

В дальнейшем, начиная с подросткового возраста, в силу вступает еще одна группа факторов, связанных с саморазвитием личности, когда источником развития становится собственная активность личности. «Данная потребность представляет собой результат особого социокультурного взаимодействия индивида как с окружающим миром, так и с самим собой. Это взаимодействие способствует наиболее полному раскрытию тех задатков и способностей личности, которые обеспечивают адекватную общественным потребностям самореализацию и самоутверждение» [7]. Другими словами, источниками саморазвития личности являются социальные и биологические факторы развития личности и их взаимодействие.

Согласно результатам исследования Ю.В. Мокеровой [7], наиболее значимыми факторами саморазвития личности являются:

  1. Особенности общества и ценность саморазвития личности;
  2. Ценностная направленность самого индивида;
  3. Биографический контекст, индивидуальные условия жизнедеятельности индивида в их темпоральной протяженности прошлое-настоящее-будущее.

Обобщая вышесказанное, можно предположить, что факторы саморазвития личности по сути делятся на две группы: внутренние факторы, связанные с психологическими особенностями самой личности, и внешние факторы, связанные с влияниями среды, способствующими либо препятствующими саморазвитию личности. При этом внутренние факторы являются более значимыми: «воспитание играет … роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие» [8].

К внутренним факторам саморазвития относятся способность к рефлексии (самоанализу, самопознанию) [4; 11; 13], самоуважение, положительная самооценка, самопринятие [4; 13], способность к надситуативной активности [3], развитые волевые качества [4], интернальность личности [4], способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней [13], опыт активной творческо-преобразующей деятельности [8], разрешения проблемно-конфликтных ситуаций [11], отсутствие избыточной психологической защиты [14] и паттернов непродуктивного поведения [14].

Читать статью  Алгоритм создания программы саморазвития и самообразования педагога

К внешним факторам саморазвития можно отнести условия жизнедеятельности, в которых удовлетворены потребности более низкого уровня (в питании, безопасности и т.п.) [2], наличие возможности свободного выбора [13], отсутствие частых неразрешимых проблемно-конфликтных ситуаций, приводящих к развитию защитных механизмов [11], внешняя стимуляция активности и одобрение (со стороны родителей, педагогов и т.д.), приводящие к формированию положительной самооценки [2; 11], отсутствие социального влияния и группового давления, отвергающего бытийные ценности и личностные цели субъекта [14].

Очевидно, что внешние факторы саморазвития имеют значение только в отношении к внутренним особенностям субъекта. Таким образом, внутренние факторы играют ведущую роль в процессе саморазвития личности.

3. Потребности, лежащие в основе саморазвития личности

Наиболее значимыми внутренними факторами саморазвития являются потребности. Именно в потребностях и мотивах человека, как правило, заложен источник его целенаправленной активности, поведения и деятельности, независимо от того, на достижение какой цели направлена эта активность.

Одной из наиболее распространенных и разработанных концепций потребности в саморазвитии является концепция самоактуализации. Самоактуализация – это «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [2], т.е. высшая форма саморазвития.

Автор данной концепции Абрахам Маслоу начал исследование феномена самоактуализации с изучения жизни, ценностей и отношений заинтересовавших его людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем большинство других людей [14].

В результате он пришел к выводу, что у людей существует потребность в самоактуализации (метапотребность), однако проявляется она только при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня (дефицитарных потребностей – физиологических, потребности в безопасности, уважении и т.д.): «Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. … Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций» [6].

В связи с тем, что способности и склонности у всех людей разные, потребность в самоактуализации проявляется неодинаково: «Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно» [6]. Тем не менее общей чертой всех самоактуализирующихся личностей является то, что все они вовлечены в какое-либо дело. «Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радости». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» … ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других» [5].

Следует отметить, что, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации возникает у любого человека, т.е. при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня каждая личность может быть самоактуализурующейся: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это … человеческое существо с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [14].

В настоящее время большинство авторов сходятся во мнениях, что источником саморазвития человека является его потребность в самоактуализации. Однако существуют и другие точки зрения на потребности, лежащие в основе саморазвития.

Различая отмеченные в п.1 различные формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию), В.Г. Маралов считает, что каждая форма саморазвития имеет свои собственные потребности и мотивы [4].

Согласно его мнению, в основе самоутверждения как формы саморазвития «лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму … мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие» [4]. В основе самосовершенствования, в свою очередь, лежит стремление к идеалу, и «в качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения – быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели – быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал» [4].

Таким образом, если самоутверждение предполагает личностный рост относительно других людей, то самосовершенствование – личностный рост относительно самого себя.

По мнению Ю.В. Мокеровой, существует непосредственно потребность человека в саморазвитии. «Объектом потребности саморазвития является желаемое состояние субъекта, его перспектива в будущем. … потребность саморазвития можно определить как такое отношение индивида к самому себе, при котором формируется готовность к преобразованию собственной жизнедеятельности в целом или частично посредством и в условиях поиска максимально возможного будущего состояния. Потребность саморазвития возникает в тот момент, когда индивид осознает не только собственный этап развития, но и определят зону потенциального расширения потребностей, благ и возможностей. Учитывая, что задатки и предрасположенность индивида влияют на выбор деятельности, то можно предполагать, что потребность саморазвития будет преимущественно формироваться в тех сферах деятельности, которые индивид определяет или способен поддерживать как ведущие» [7].

Согласно данной точке зрения, в основе потребности в саморазвитии лежит стремление субъекта к свободе, его потребность самостоятельно действовать, контролировать и управлять событиями собственной жизни, своими ресурсами и, соответственно, теми социальными ситуациями, в которых происходит его жизнедеятельность.

Исходя из данной позиции, Ю.В.Мокерова разработала три условных модели становления и развертывания потребности саморазвития [7]:

  1. Спонтанная модель саморазвития (саморазвитие по типу природосообразности) – саморазвитие, основанное на поиске и реализации собственных талантов, своего предназначения.
  2. Саморазвитие как вызов (саморазвитие по типу самоутверждения) – саморазвитие, основанное на потребности в общественном признании и стремлении к успеху, реализуемое в направлении социально значимых целей.
  3. Саморазвитие по типу самоконструирования – саморазвитие, основанное на рефлексии, способности и готовности индивида к активному созидательному процессу собственной индивидуальной жизненной стратегии и направленное на выделение и управление собственным жизненным путем, деятельностью.

Таким образом, в основе саморазвития по каждому из рассмотренных типов лежат различные потребности: в первом случае – потребность в самореализации, во втором случае – потребность в общественном признании, в третьем случае – стремление к самоорганизации и организации собственного жизненного пути.

Еще более широкий спектр потребностей, лежащих в основе саморазвития, рассматривает Г.К. Селевко [10]:

  • Познавательная потребность;
  • Потребность в самоутверждении;
  • Потребность в самовыражении, эстетические потребности;
  • Потребность в безопасности;
  • Потребность в принадлежности к группе, в общении;
  • Потребность в самоопределении;
  • Потребность в самореализации;
  • Потребность в самоактуализации.

По мнению Г.К. Селевко, все перечисленные потребности направлены на созидание, улучшение личностью самой себя, саморазвитие.

Заключение

Проведенный в данной работе теоретический анализ потребностей, лежащих в основе саморазвития личности, позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Непосредственным источником саморазвития человека выступает потребность в самоактуализации – стремление человека к «непрерывной реализации потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершению своей миссии, или призвания, судьбы, как более полному познанию и приятию своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [2]. Потребность в самоактуализации может возникнуть у каждого человека, но лишь при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня.
  2. Опосредованно источниками саморазвития человека могут выступать и другие потребности человека: потребности в самоутверждении, в общественном признании, в достижении, познавательные потребности, эстетические потребности и мн.др.

Наличие соответствующих потребностей является наиболее значимым, но не единственным фактором саморазвития личности. Для того, чтобы саморазвитие осуществилось, а не осталось на уровне внутреннего побуждения, необходимо присутствие других внутренних факторов, способствующих саморазвитию, и отсутствие внутренних факторов, препятствующих саморазвитию личности.

Внешние факторы так же играют определенную роль в этом процессе, но опосредованно, оказывая влияние на внутренние факторы саморазвития личности.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-samorazvitiya-lichnosti

Источник https://studfile.net/preview/5613681/page:3/

Источник https://psy-diplom.ru/primery-referatov-i-kontrolnyh/potrebnosti-v-osnove-samorazvitiya-lichnosti/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Все о фосфорно-калийных удобрениях
Next post Послеоперационная реабилитация