Современные воспитательные технологии саморазвития личности в современной школе»статья

 

Ученическое самоуправление как условие саморазвития личности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашков Андрей Анатольевич

В статье раскрывается сущность ученического самоуправления как одна из ведущих идей педагогики , имеющая большую историю в европейском образовательном дискурсе. Показано, что понятие «ученическое самоуправление» имеет две трактовки организационную, в которой преобладает понимание его как особой формы организации школьной жизни, и содержательную, в которой доминирует представление о самоуправлении как об особом воспитательном процессе, создающем предпосылки для социализации и индивидуализации личности. Сделан вывод о том, что организация самоуправления в образовательном учреждении должна строиться на принципах демократичности, самодетермини-рованности, личной ответственности и социальной значимости.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашков Андрей Анатольевич

Современные аспекты формирования ученического самоуправления в детских объединениях через призму истории

Деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации как ключевое педагогическое условие формирования гражданственности подростков

In article the essence of student’s self-management as one of leading ideas of the pedagogics , having the big history in the European educational discourse reveals. It is shown that the concept has «student’s self-management» two treatments organizational in which its understanding as special form of the organisation of school life, and substantial in which representation about self-management as about the special educational process creating the preconditions for socialisation and an individualization of the person dominates prevails. The conclusion that the self-management organisation in educational institution should be under construction on principles of democratic character, self-determinancy, a private responsibility and the social importance is drawn.

Текст научной работы на тему «Ученическое самоуправление как условие саморазвития личности старшеклассника»

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Андрей Анатольевич ПАШКОВ,

директор ГОУ СОШ №13/67 ЮВАОУОО ДО г. Москвы, аспирант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: AAPashkov@1367.ru

В статье раскрывается сущность ученического самоуправления как одна из ведущих идей педагогики, имеющая большую историю в европейском образовательном дискурсе. Показано, что понятие «ученическое самоуправление» имеет две трактовки — организационную, в которой преобладает понимание его как особой формы организации школьной жизни, и содержательную, в которой доминирует представление о самоуправлении как об особом воспитательном процессе, создающем предпосылки для социализации и индивидуализации личности. Сделан вывод о том, что организация самоуправления в образовательном учреждении должна строиться на принципах демократичности, самодетерминированности, личной ответственности и социальной значимости.

Ключевые слова: школа, педагогика, школьное самоуправление, развитие личности, социализация.

In article the essence of student’s self-management as one of leading ideas of the pedagogics, having the big history in the European educational discourse reveals. It is shown that the concept has «student’s self-management» two treatments — organizational in which its understanding as special form of the organisation of school life, and substantial in which representation about self-management as about the special educational process creating the preconditions for socialisation and an individualization of the person dominates prevails. The conclusion that the self-management organisation in educational institution should be under construction on principles of democratic character, self-determinancy, a private responsibility and the social importance is drawn.

Key words: school, pedagogics, school self-management, development of the person, socialisation.

Саморазвитие личности — широкое понятие, вбирающее всю полноту самодетерминации процессов социализации, аккультурации и инкультурации, развернутых в социально-культурном воспитательном пространстве.

Организация педагогической поддержки саморазвития личности требует выбора особых форм воспитательной деятельности, органично сочетающих духовно-практические и духовно-теоретические компоненты в учебно-воспитательном процессе.

Современная школа остро ощущает потребность в ориентации всего учебно-воспитательного процесса на развитие творческой активности, коммуникативности, нравственной ответственности человека. Образование должно не только вооружать знаниями, но и развивать и совершенствовать личность. Таким образом, общество все более проникается идеей гуманизации образования, которая наиболее четко проявляется в современном понимании актуальности задач педагогического обеспечения саморазвития личности школьника и роли социально-культурных условий в этом процессе.

Процессы социализации, индивидуализации и инкультурации сущностно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их целостность необходимо рассматривать в качестве важнейшего условия становления и саморазвития личности как субъекта культуры. Благодаря трудам выдающихся отечественных философов, в российском гуманитарном дискурсе сложилось понимание культуры как «культа лучшей личности, ориентированной на изменение себя и мира путем самосозидания и саморазвития» (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский).

Культура сотворенная человеком материальная и духовная среда его обитания, форма созидания и выражение свободы человеческой природы; технологии сохранения, распространения и воспроизводства базовых нормативно-ценностных ориентиров (А.Я. Флиер).

Видный отечественный философ и культуролог В.М. Межуев подчеркивает, что «культура несет в себе важнейшую способность человека и всего «человеческого рода», — способность к саморазвитию, делающая возможным сам факт человеческой истории» (7, с. 25).

Рассматривая педагогические условия саморазвития личности, считаем необходимым обратиться к работам видного российского философа и культуролога М.С. Кагана, в которых рассмотрена система отношений культуры и личности. Эту систему М.С. Каган подразделяет на три уровня: практический, практически-духовной и духовно-теоретический.

Сочетание этих уровней создает целостность социально-культурных условий саморазвития личности и дает основу для методологически важной мысли М.С. Кагана «человек творит культуру и культура творит человека» (1, с. 110).

На практическом уровне речь идёт о создании личностью своего пространственно-предметного окружения, культурных предметов и процессов, т.е. всего того, что составляет «вторую природу» человека.

На втором — практически-духовном уровне — формируется творческий опыт отношения личности к окружающему миру, что проявляется в таких культурных практиках (мифологическое, религиозное, художественное осмысление культурой человека), которые позволяют образно осмыслять природное и социальное бытие.

Духовно-теоретический уровень предполагает рефлексию личности культуры. Этот уровень М.С. Каган конкретизирует в особой практике изучения «культурой человека и человеком культуры» (1, с. 110) в обыденном сознании людей, в науке, философии, идеологических учениях.

Сочетание практического, духовно-практического и духовно-теоретических компонентов в учебно-воспитательном процессе обеспечивает целостность социально-культурного воспитания учащихся, включение их в созидательную, общественно значимую деятельность. В современной общеобразовательной школе сегодня таким условием для саморазвития личности выступает школьное ученическое самоуправление.

Ученическое самоуправление — одна из ведущих идей педагогики, имеющая большую историю в европейском образовательном дискурсе. Один из первых опытов школьного управления известен по деятельности в XIV столетии в г. Гольдберге (Силезия) латинской школы Валентина Тротцендорфа (Фридланд). Форма деятельности самоуправления в этой школе — ученический «сенат», который ежемесячно решал насущные проблемы школы, конфликтные ситуации в школьном коллективе, определял формы участия учащихся в коллективных делах.

Выдвинув демократический принцип единой школы, Я.А. Коменский в организованном в школе самоуправлении выстраивал прообраз государства. Необходимо также, по мысли Я.А. Коменского, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности «представляли собой государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором» (4, с. 165).

Дальнейший генезис идеи самоуправления тесно связан с воззрениями Ж.-Ж. Руссо, отрицающего принуждение как метод воспитания; И.Г. Песталоцци с идеей о необходимости упражнения подрастающего поколения в нравственных поступках; А. Дистервега с идеей о необходимости развития самодеятельности ребенка.

В развитии отечественной педагогики идеи ученического самоуправления получают всестороннее развитие в конце XIX — начале XX веков. Обращение педагогов к идеям введения самоуправления в практику работы школы было вызвано ростом демократических настроений в российском обществе, что нашло отражение в стремлении создать в школе атмосферу взаимного доверия, равенства и взаимопомощи между учениками, без чего не может быть никакого успеха в деле воспитания и обучения (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, И.И. Горбунов-Посадов и др.).

В советский период развитие идей самоуправления нашло отражение в теоретических работах и практике выдающихся отечественных педагогов: Ф.Ф. Брюховец-кого, И.П. Иванова, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Караковско-го, В.Н. Сорока-Росинского, В.А. Сухомлинского и др.

Читать статью  Самосовершенствование как смысл жизни

Много внимания развитию самоуправления в детском коллективе уделял С.Т. Шацкий (11), в основе воспитательной системы которого лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил.

Педагогический эксперимент А.С. Макаренко по созданию коммуны им. Ф.Э. Дзержинского и других ученических коллективов, действующих на принципах ком-мунарства, доказал, что настоящим воспитателем личности является правильно организованный коллектив, предоставляющий личности возможности для саморазвития и самоактуализации, реализации общественной активности и самодеятельности. При этом А.С. Макаренко считал важнейшим моментом коммунарского самоуправления единство коллективов учителей и детей, составляющих единую воспитательную общность (6).

Вторая половина XX столетия в отечественной педагогике обогатилась разработкой идеи самоуправления в трудах и педагогическом опыте Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой, Э.Г. Костяшкина, В.А. Сухомлинского и др. Большую известность получил эксперимент И.П. Иванова, обосновавшего «коммунарскую методику».

Среди педагогических экспериментов последней четверти XX столетия следует особо выделить достижения В.А. Караковского (2; 3), разработавшего педагогическую технологию «ключевых дел», основанную на организации ученического самоуправления. Реализация идеи ученического самоуправления на практике способствует развитию не только всего школьного коллектива, но и открывает новые возможности для становления личности воспитанника. Также значимым для широкой апробации идей самоуправления нужно признать опыт Н.П. Капустина, создавшего в школе №71 г. Москвы систему самоуправления, в которой действовали органы педагогического, ученического, родительского самоуправления, а так же совместные органы самоуправления (Единый воспитательный центр).

Сегодня экспериментальная работа по моделированию системы самоуправления общеобразовательной школы, начатая Е.А. Ямбургом в конце 1990-х годов, доказав свою эффективность, позволила выстроить «адаптивную модель» школы, в которой идёт приспособление учебной системы к возможностям и потребностям учеников, а не наоборот. Сегодня школа Е.А. Ямбурга — государственное среднее учебное заведение «Центр образования N 109 г. Москвы» — это многопрофильный центр образования, объединяющий детский сад, начальные классы, гимназию, лицей, классы педагогической коррекции, систему дополнительного образования, реально использующий возможности ученического самоуправления в организации всех направлений деятельности школы (12; 13).

Таким образом, ученическое самоуправление — это одна из наиболее продуктивных педагогических идей, имеющая богатую историю и достаточно убедительные практические достижения, в том числе в условиях развития современных образовательных систем.

Само понятие «ученическое самоуправление» имеет две трактовки — организационную, в которой преобладает его понимание как особой формы организации школьной жизни, и содержательную, в которой доминирует представление о самоуправлении как об особом воспитательном процессе, создающем предпосылки для социализации и индивидуализации личности.

Самоуправление обычно рассматривается «как самоцель, то есть выполнение определенных функций при организации жизни коллектива, — отмечает А.А. Костю-ченко. Но самоуправление, особенно детское, — проблема не столько организационная, сколько педагогическая. Это значит, что на первый план должна выступать его воспитательная функция» (5, с. 42). Полагаем, что в данной оценке справедливо указано на особое воспитательное значение ученического самоуправления, которое позволяет интегрировать задачи воспитания, обучения и развития личности.

Наш анализ показывает, что организация самоуправления в образовательном учреждении должна строиться на принципах:

• демократичности (равноправия, выборности, коллегиальности и персонально-сти, распределения полномочий, отчетности и др.);

• самодетерминированности (свободы и самодеятельности, добровольности участия и др.);

• личной ответственности и социальной значимости (ответственности воспитанника за порученное дело, работа в качестве исполнителя и организатора). Ученическое самоуправление — это комплексное педагогическое явление, способствующее активному включению учащихся в процесс воспитания. Ученическое самоуправление в образовательных учреждениях имеет также деятельностный характер.

Таким образом, обобщая имеющиеся в отечественной педагогической науке подходы к определению понятия «ученическое самоуправление», мы можем констатировать признание его воспитательной сущности, которая проявляется в комплексном, интерактивном, деятельностном характере участия детей в организации общественной жизни школы.

Основной сферой жизнедеятельности старшеклассников, как и в предшествующий возрастной период, продолжает оставаться школа. В школе статус современного старшеклассника неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на него дополнительную ответственность, перед ним ставятся более

сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой — по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их. Отношение старшеклассника к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы. Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью его жизненного мира. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность (8).

В столь специфичной ситуации возрастает потребность старшеклассников в таких видах деятельности и общения, которые позволяют раскрыться их субъектным свойствам. Одной из важнейших сфер школьной жизни в современных условиях является ученическое самоуправление, максимально соответствующее потребностям учащихся в саморазвитии и самореализации.

Здесь обнаруживается тесная связь двух важнейших педагогических явлений коллективного «самоуправления» и личностного «саморазвития».

Эта взаимосвязь обоснована в исследованиях ведущих отечественных педагогов и психологов. Так, изучение психологической структуры детского коллектива позволило Д.И. Фельдштейну определить основные условия его воздействия на личность растущего человека. Среди этих условий ученый выделил следующие моменты:

1) непременное включение детей, особенно подростков, в специально организованную «скользящую сеть» различных коллективов (учебных, трудовых, сезонных, временных, одно- и разновозрастного типа, многочисленных и малочисленных) с учетом многогранного проявления способностей каждого ребенка, определения его места в каждом из коллективных объединений;

2) обеспечение контролируемой связи этих коллективных объединений с таким расчетом, чтобы содержательная сторона их деятельности, объем и степень ее общественной направленности находились в определенной взаимообусловленности, при подчинении общественно значимых целей их деятельности решению общей задачи всего многопланового коллектива;

3) непрерывное включение малых объединений в большие (одновозрастных в разновозрастные), что приводит к сложному переплетению взаимозависимостей, выводя подростка за рамки своего конкретного, «нашего» коллектива, не позволяя ему замкнуться только в кругу близких товарищей;

4) обеспечение организации и корректировки таких коллективных связей каждого подростка и старшеклассника, при которых он несет личную ответственность и приобретает значимый авторитет в нескольких объединениях. При развитии чувства ответственности, в котором проявляется коллективизм человека, формируется самооценка подростка, вырабатывается его потребность в самоусовершенствовании, в раскрытии себя в обществе, для общества. В условиях развитого многопланового коллектива, когда его члены проявляют себя в трудовой, художественной, учебной, организационной, спортивной и в других формах деятельности, для каждого подростка складываются ситуации, побуждающие его проявить собственную активность, выявить свое «я» (10, с. 495 — 496).

В современной школе создание перечисленных условий нужно признать скорее желаемой целью, чем реально сложившейся воспитательной системой. Вот почему, разрабатывая экспериментальную программу педагогической поддержки самораз-

вития старшеклассника, мы обратили внимание на необходимость формирования особых условий, в которых самодетерминированная деятельность личности будет встроена в систему социальной деятельности, работающей на принципах коллективного самоуправления. Теоретически значимым здесь является соотнесение двух векторов развития личности — индивидуализации и социализации, а практическое значение данной идеи проявляется в создании особых педагогических условий, которые дают возможность интеграции различных форм, методов и приемов педагогической поддержки саморазвития личности в систему деятельности ученического самоуправления.

В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования (5 — 9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10 — 11 кл.) определены задачи организации воспитательной работы образовательного учреждения. Эта работа должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Приоритетным для воспитательной работы школы должны стать освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями.

В воспитательной работе нужно стремиться к формированию уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).

В числе прочего стандарт определяет для Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования следующие задачи:

• приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

• приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

Читать статью  Что такое «эффект дезинформации»?

• участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;

• формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды и др. (9).

Таким образом, ученическое самоуправление — это важная составная часть общей воспитательной работы, которую призваны осуществлять учреждения образования в Российской Федерации. Создание таких условий — приоритетная задача современной общеобразовательной школы.

1. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1996. — С. 110.

2. Караковский А.П. О подростках / А.П. Караковский. — Москва: Педагогика, 1970.

3. Караковский В.А. Стать человеком / В.А. Караковский. — Москва: Новая шк., 1993.

4. Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. — Москва, 1983. 286 с.

5. Костюченко, А.А. Формирование социально-значимых качеств личности учащихся в условиях ученического самоуправления: дис. кандидата педагогических наук. — Воронеж, 2010.

6. Макаренко А. С. Собрание сочинений: В 4 т. — Т.4 / А.С. Макаренко. — Москва: Правда, 1987. — 576 с.

7. Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования /В.М. Межуев — Санкт-Петербург: СПбГУП, 2011. — С. 25.

8. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология / Дальневосточный государственный университет; Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий. — Владивосток, 2003. — С. 90-91.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897): М1р://минобрнауки.рф/документы//938

10. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. — 2-е изд. — Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — С. 495 — 496.

11. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / С.Т. Шацкий; под ред. Н.П. Кузина, М.П. Скаткина, В.Н. Щацкой. — Москва: Педагогика, 1980.- Т. 1.-304 с.; Т. 2.- 414 с.

12. Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. — Москва: Дрофа, 2008.

13. Ямбург, Е.А. Управление развитием адаптивной школы / Е. А. Ямбург; Ин-т упр. образованием РАО. — Москва: Per Se, 2004. — 366 с.

«Современные воспитательные технологии саморазвития личности в современной школе»
статья

В последнее время в социальной сфере резко усилились политические, экономические, экологические процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию. И поэтому одним из направлений воспитательной работы школы на современном этапе является подготовка ученика как личности интеллектуальной, высоконравственной, творческой, стремящейся к постоянному самосовершенствованию, создание условий в школе для дальнейшей социальной адаптации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
tehnologiya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные воспитательные технологии саморазвития личности

в современной школе»

В последнее время в социальной сфере резко усилились политические, экономические, экологические процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию. И поэтому одним из направлений воспитательной работы школы на современном этапе является подготовка ученика как личности интеллектуальной, высоконравственной, творческой, стремящейся к постоянному самосовершенствованию, создание условий в школе для дальнейшей социальной адаптации учащихся.

Сегодня в пространстве социального воспитания имеются разнообразные технологии, опирающиеся на субъектную активность личности и ставящие целью развивать различные ее виды. Многие российские ученые, в области воспитания и образования, разрабатывали различные концепции педагогической поддержки саморазвития, самоопределения, самоутверждения и самосознания школьника. Это известные имена, такие как — О.С. Газман, И.А. Колесникова, С.В. Бондаревская, Г.К. Селевко, С.Г. Шуман и многие другие.

Особенностью воспитательного процесса в школе, осуществляющей технологию саморазвития личности, является ее направленность на самовоспитание и самосовершенствование школьников. Внеурочная деятельность учащихся должна удовлетворять их потребности в саморазвитии с помощью методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию. В своей практике классного руководителя я опираюсь на технологию саморазвития личности, автором которой является профессор Института развития образования г. Ярославля Герман Константинович Селевко совместно с группой ученых-практиков.

Главными аспектами технологии саморазвития являются:

— индивидуальный подход, развитие индивидуальности каждого ученика;

— создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;

— обеспечение социальной защищенности ребенка — демократизм воспитательного процесса: равенство учителя и ученика;

— признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное участие, собственное мнение

В своей работе я руководствуюсь принципом гуманизма (во всех мероприятиях и классных делах ориентироваться на общечеловеческие ценности: нравственные и демократические) и

принципом удовлетворения разнообразных потребностей саморазвития.

Воспитательную деятельность организую как удовлетворение не только познавательных потребностей, но и ряда других, актуальных для школьного возраста потребностей саморазвития личности:

— в самоутверждении (через самоуправление )

— в самоактуализации ( подготовка себя к адаптации в социуме).

Стараюсь, чтобы внеурочная деятельность учащихся была направлена на:

— развитие уверенности в себе, самоутверждение, самовыражение;

— создание отношений сотрудничества всех участников;

— предоставление ребенку свободы выбора и смены деятельности.

Для реализации поставленных выше целей, пытаясь охватить все стороны жизни учащихся класса и создать для них возможность для самовыражения и удовлетворения потребностей, использую вариант построения деятельности классного руководителя по целевым программам, предложенным известным педагогом О.Газманом: «Учение», «Здоровье», «Общение», «Досуг», «Нравственность», «Семья».

Подробнее мне бы хотелось остановиться на программе О. Газмана «Семья». Еще в теории Сухомлинского в свое время была идея сближения школы и семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы». Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья … выполняет эти же функции. Поэтому семья и школа должны развиваться вместе:« Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – . являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, … не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания». Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе.

Цель программы «Семья», которую я включила в план своей воспитательной работы, предусматривает: сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачами программы являются:

· организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

· организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

· создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;

· создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель».

В рамках программы «Семья» использую такие формы работы, как тематические классные часы, индивидуальные консультации для детей и их родителей, спортивные и развлекательно — познавательные конкурсы, школьные и классные праздники, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады; беседы и дискуссии; походы выходного дня, общешкольные дни здоровья; встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; празднование памятных дат календаря; посещение театров, музеев, кинопросмотры, экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами Республики, праздничные поздравления одноклассникам, педагогам.

Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Когда я принимаю новый класс, меня волнует в одинаковой степени, что представляют из себя мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по моей просьбе заполняют родители перед началом учебного года. На протяжении всех лет обучения ставлю перед собой задачу – проводить работу с родителями так, чтобы, уходя, с собрания они всегда имели надежду, что вместе мы можем преодолеть многое. Многие классные мероприятия проводятся с участием родителей. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», развлекательно-познавательные конкурсы, такие как «Счастливый случай», «Верно служу – ни о чем не тужу», «Весенняя сессия», «Парни на все 100» и другие, где родители являются как членами жюри, так и участниками. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на формирование личности ребенка.

Родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Я провожу собрания, используя разные формы сотрудничества. Это и собрания-диспуты, практикумы, беседы.

Читать статью  Список 100 целей, превращающих за год жизнь человека в рай…🌴

Перед каждым собранием родители отвечают на вопросы анкеты, что позволяет мне лучше узнать их интересы, компетентность в рассматриваемых проблемах.

Так, например, к собранию на тему «Взаимоотношения в семье» были предложены следующие анкеты:

  1. Кому из членов семьи доверяешь секреты?
  2. Все ли знают о тебе родители?
  3. Понимают ли тебя мама и папа?
  4. Всегда ли справедливы к тебе в семье?
  5. Если тебе плохо, то к кому ты обращаешься в первую очередь?

Анкеты для родителей включали следующие вопросы:

  1. Доверяют ли вам дети свои секреты? Если «Да», то кому?
  2. Всегда ли вы справедливы к детям?
  3. С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребенок?
  4. Кому из членов семьи ребенок рассказывает о своих делах?

Содружество семьи и школы выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, ремонте класса. Работа с родителями включает в себя и посещение семей.

Родители нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые бы способствовали развитию позитивных детско-родительских отношений.

Работа с родителями – это экзамен, который должны достойно выдержать обе стороны: и учитель, и родители. На родительском собрании всегда говорю что-то хорошее о каждом ребенке, не зачитываю оценки слабых учеников, не отчитываю родителей за промахи детей.

В заключение хочется сказать, что именно с семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — всё это зарождается в дружной тёплой атмосфере дома. Поэтому школа должна приглашать семью к сотрудничеству. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ребенка. И если содружество семьи и школы состоится, то наши ученики станут интеллектуальными, высоконравственными, творческими личностями, стремящимися к постоянному самосовершенствованию, смогут адаптироваться в сложных современных условиях.

Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка

Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окружающими в различных видах деятельности. Поэтому, социальный заказ, адресованный школе, существенно изменился: подготовку не послушного и дисциплинированного исполнителя, а формирование инициативной личности, способной к опережающей созидательной деятельности на основе творческой активности, умеющей работать и жить в новых социокультурных условиях.

Исследования показывают, что наиболее благоприятным периодом для формирования способностей к творчеству являются ранние школьные годы, т. к. именно в этот период закладываются психологические основы для творческой деятельности.

Каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, «сензитивностью» в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младшем школьном возрасте оказывается иногда более эффективным чем в старших. На основе исследований можно сделать вывод, что младший школьный возраст- это прежде всего, период накопления знаний. Успешному выполнению важной жизненной функции благоприятствуют доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, чувственно –образный характер детского мышления, нерасчленностью творческой и сотворческой деятельности.

Учебно-воспитательный процесс школы, ориентированный, в основном, на репродуктивный характер усвоения знаний, умений, навыков, не способен в полной мере развивать творчество учащихся. Для эффективной реализации поставленной цели (воспитание творческой личности) призвана участвовать система дополнительного образования. В данном направлении она обладает большим педагогическим потенциалом: компенсирует отсутствие в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности; обеспечивает ребенку комфортную эмоциональную среду, содействует выбору индивидуального маршрута и темпа его освоения

Однако, как показывает анализ практики, значение дополнительного образования в развитии творчества не оценивается должным образом, особенно в общеобразовательных учреждениях. Во многих школах дополнительное образование рассматривается как своеобразный «наполнитель второй половины дня», назначение которого «отвлечение учащихся от улицы».

На современном этапе подготовка педагогов дополнительного образования в вузах как целостное явление отсутствует, поэтому проблема кадров в дополнительном образовании как количественно, так и качественно далека от идеального. Модернизация современного российского образования диктует необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания,перехода ее в новое качественное состояние, утверждение ее развивающего значения, сознание новых видов воспитательных учреждений. В связи с этим использование социально-педагогических возможностей дополнительного образования является весьма актуальным,так как основное предназначение учреждений дополнительного образования- удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Кроме того, значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно является мощным средством формирования мотивации развития личности. В процессе такого образования открываются большие возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка,что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностных достоинств, расширяется культурное пространство самореализации личности ребенка, стимулируется его стремление к творчеству. Увлеченность совместным творческим делом и общность интересов воспитанника и педагога в сфере дополнительного образования создают основу интенсивного и целенаправленного процесса формирования гуманистических ценностных ориентации.

Органическое сочетание в системе дополнительного образования различных видов досуговой деятельности с формами образовательной деятельности позволяет решать проблему занятости детей в свободное время, сокращая тем самым число детей девиантного поведения, рост детской безнадзорности, негативные явления в детской, подростковой и молодежной среде.

Вместе с образовательными школами учреждения дополнительного образования детей составляют разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках социокультурного и образовательного пространства страны. Таким образом, дополнительное образование ориентированно на :

-динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для реализации жизненного пути;

-стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решении возникающих проблем и постоянному самообразованию;

-активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

-обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку им тех или иных действий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

-новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладение специализированными языками наук в малых группах исследователей;

преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания детей и развитие всего многообразия форм их жизнедеятельности.

Школа и учреждения дополнительного образования взаимодополняют и взаимообогощают друг друга. Поэтому педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования происходит в форме поиска решений как отдельных, так и извечных общечеловеческих проблем. Результатом этого становится жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно -важных целей.

Одной из сущностных характеристик дополнительного образования является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Развивая дополнительное образование общеобразовательные учреждения взаимодействуют с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики.

Дополнительное образование как одна из форм внедрения ФГОС ДО Видео Одним из актуальных вопросов современного российского образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта.

Статья «Формирование социально–адаптированной личности воспитанников посредством участия в выставках детского творчества» «Формирование социально–адаптированной личности воспитанников посредством участия в выставках детского творчества» Наша цель – создать.

«Исследовательская активность как фактор самореализации личности дошкольников» Рассматриваемая нами тема актуальна тем, что на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение.

Дополнительное образование. Студия «Акробатика» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МБОУ «СОШ № 2» дошкольные группы на 2015 – 2016 учебный год Студия «Акробатика» Руководитель: Новикова Л. И.

Конспект НОД по краеведению «Родное село» Цель: воспитание любви к своей «малой «родине – родному селу, интереса к его достопримечательностям. Ход: Вос –ль: Здравствуйте ребята.

Консультация для родителей и воспитателей «Эмоциональная сфера ребенка и приемы снятия эмоционального напряжения» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается.

Развитие личности ребенка средствами аппликации В. А. Ермакова, Ю. В. Скотникова, МБДОУ ЦРР Д/С №196 городского округа город Воронеж. В детском саду изобразительная деятельность включает.

Консультация для родителей «Раннее дополнительное образование — залог успешного развития ребенка» Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки Федеральных государственных образовательных.

Инклюзивное образование. Консультация для воспитателей Тема: «Инклюзивное образование». Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Она находится под пристальным вниманием.

Статья «Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности» Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности Аннотация Психологическая культура является важной составляющей.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/uchenicheskoe-samoupravlenie-kak-uslovie-samorazvitiya-lichnosti-starsheklassnika

Источник https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2020/02/03/sovremennye-vospitatelnye-tehnologii-samorazvitiya

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/statja-dopolnitelnoe-obrazovanie-kak-sfera-samorealizaci-i-samorazvitija-lichnosti-rebenka.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Как оформить автокредит в ВТБ 2022?
Next post Как осуществить демонтаж сплит-системы своими руками: особенности и порядок выполнения работ