Тема 6. Я и мир. Самопознание и самосовершенствование личности на основе самопознания и саморазвития.

 

САМОПОЗНАНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ

Самопознание и саморазвитие — неразрывно связанные и взаимно обусловливающие друг друга процессы. Нередки случаи, когда именно познание себя является целью саморазвития. В то же время понятно, что саморазвитие — более широкое понятие, которое не может быть полноценно осуществлено без знания человеком самого себя. В силу сказанного самопознание выступает в качестве условия для саморазвития.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопрос: «Кто Я?», «Какой Я?», «Каков смысл моего существования, моей жизни?». Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы. Одни, задав себе вопрос, так и не находят на него удовлетворительного ответа. Другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своей жизнедеятельности. Третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее, остаются неудовлетворенными своими ответами.

Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого человека — это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые ее потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.

Что же такое самопознание? Может показаться, что дать определение этому понятию достаточно просто, исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т.п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто определенной тайной выражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов Древней Греции: «Познай самого себя».

Обратимся к некоторым наиболее важным положениям и характеристикам самопознания как условия саморазвития.

Процесс в переводе с латинского означает «продвижение», т.е. последовательную смену состояний, явлений в развитии чего-либо, или последовательность действий для достижения определенной цели. Характеризуя самопознание как процесс, мы будем понимать самопознание именно во втором, более узком значении. А именно: самопознание — это совокупность и последовательность действий, в результате которых достигается цель, т.е. человек обретает знание о себе, у него формируется образ «Я», «Я-концепция». Отсюда понятно, что поскольку самопознание есть последовательность действий, то само оно представляет специфическую познавательную деятельность и, как всякая деятельность, может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов и результатов.

Своеобразие самопознания как процесса схематически может быть представлено следующим образом (рис. 6.1).

Процесс самопознания

Рис. 6.1. Процесс самопознания

Вначале человек обнаруживает в себе какую-либо личностную черту или поведенческую характеристику, например неуверенность. Момент обнаружения очень важен, без него все дальнейшее самопознание лишается смысла и попросту невозможно. Иногда именно обнаружение является наиболее сложным моментом, поскольку в человеке существует очень многое, на чем он просто не фиксирует своего внимания, не делает это предметом анализа. Нередко значимая черта или характеристика обнаруживается человеком очень поздно, когда использовать ее позитивный потенциал уже не представляется возможным.

В то же время понятно, что просто «обнаружить» что-то в себе недостаточно, важно это закрепить, зафиксировать в сознании, не потерять в ходе дальнейшей жизни. Так, бывают ситуации, когда мы, общаясь с определенным кругом людей, испытываем неприязнь, но не фиксируем ее до следующего случая, в результате не можем провести соответствующий анализ и оценить в целом меру своей неприязни.

Следующий шаг — это анализ той или иной обнаруженной и зафиксированной черты личности, поведенческой характеристики, умения, способности и т.п. В ходе анализа выявляется структура качества, взаимосвязь его с другими свойствами, а главное, устанавливаются причинно-следственные связи. Обнаружив и зафиксировав в себе неуверенность, важно понять, в чем она конкретно проявляется, во всех ли ситуациях человек испытывает неуверенность, что является причинами ее возникновения, с какими другими качествами она связана, например, с типом темперамента, мягкосердечием, добротой? Последовательно задавая подобные вопросы и отвечая на них, человек углубляет свое представление о неуверенности (или другом каком-то качестве) и границах ее распространения.

На следующем этапе человек оценивает то или иное качество, сравнивая его с некоторой идеальной шкалой, которую он для себя создает, либо с общепринятыми и усвоенными образцами. В случае с обнаружением неуверенности человек может оценить себя как очень неуверенного человека в сравнении с другими людьми или конкретным хорошо знакомым человеком. Может оценить ее как умеренную и проявляющуюся только в определенных ситуациях, а может сказать, что я уверенный человек, а неуверенность проявляется только в критических неожиданных ситуациях и выступает скорее не как неуверенность в чистом виде, а как растерянность.

И наконец, наступает акт принятия или непринятия данного качества. В случае принятия качества человек включает свою неуверенность в структуру «Я-концепции», относится спокойно к ее существованию, пытается найти в ней позитив, может поставить задачу по ограничению проявления неуверенности и развития в себе уверенности в будущем. Но возможны случаи, когда человек не принимает неуверенность, отторгает ее (в область бессознательного), пытается всем доказать, что он уверенный в себе. А если и не отторгает, то начинает «бороться» с ней, изживать. Такая борьба только ухудшает положение, снижает общее самочувствие, благополучие человека, порождает внутриличностные конфликты, которые перерастают (или могут перерастать) в конфликты с другими людьми. Нужно сказать, что борьба с собой, в определенном смысле психологический нонсенс, нет ничего хуже, как бороться с «самым дорогим», что у тебя есть, т.е. с самим собой. Искусство самонринятия — это большое искусство, которое, завершая акт самопознания, начинает новый акт — акт саморазвития.

Итак, самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие. Каковы же наиболее общие закономерности самопознания?

Тема 6. Я и мир. Самопознание и самосовершенствование личности на основе самопознания и саморазвития.

Самопознание и самосовершенствовании личности. Самопознание – умение анализировать черты своей личности, характера, устройство черт и то, каким образом они реализуются в разных ситуациях. «Я» – это и способность реализовать черты и качества личности с целью решения жизненных задач.

Понимание процесса развития индивидуальности, выработка умения управлять чертами через ситуации саногенного мышления и воображения.

По Ю. Орлову, самопознание – это не постижение таинства души, но «воспроизведение и осмысление того, что мы делали, как и почему относимся к кому-то, как и почему относятся к нам». Это не созерцание, а размышление о себе, деятельное, активное. Самопознание следует начинать с анализа черт. Черта – это стабильность стереотип поведения. Наше поведение определяется чертами, и наоборот. Но поведение определяется и ситуацией.

Самосовершенствование. Две позиции:

1) это развитие воли, способность заставлять себя делать то, чего не хочется, преодолевать себя ради чего-то важного. Ю. Орлов называет этот путь «путь насилия».

2) Самосовершенствование состоит в развертывании своей индивидуальности на пути к достижению цели; управление своими желаниями, стремлениями, эмоциональными способностями. Самосовершенствование направлено на то, чтобы увидеть последствия своего участия в жизни. Оно зависит от:

— знания своих механизмов психологической защиты;

— понимания поступков и характера;

— реализма частных целей;

— регуляции эмоций; т.д.

Самосовершенствование – как развитие индивидуальности личности, его факторы, условия организации. Организация самосовершенствования. Выбор объекта. Моральная поддержка окружающих. Сравнение себя не с окружающими, а собой. Самообязательства. Самоприказ. Знаки для напоминания. Извлечение пользы из удовольствий и неприятностей. Непривязанный труд (радость от труда).

Потребность в успехе. В основе успеха – потребность в удовлетворении результатом своих дел, если они превосходят прошлый уровень исполнения, соответствуют некоторому социальному стандарту успеха, свойственного обществу.

Стандарт достижений определяется уровнем притязаний человека, особенностями его личности, опытом. Потребность в достижении и статусе. Наслаждение успехом и страдание от неудач. Сколько потребностей вовлечено в деятельность, столько способов к удаче/неудаче. Анализ потребностей посредством саногенного мышления.

Теория А. Адлера: от комплекса неполноценности – к личностному росту. А. Адлер – психолог и личность. Стремление человека к самосовершенствованию – врожденное (по Адлеру). По своему содержанию и форме всегда зависит от цели. Цель: позитивная, негативная. Комплекс неполноценности. Сильное чувство неполноценности может затруднять развитие и саморазвитие. Умеренное побуждает ребенка расти, стать таким же сильным, добрым,… стремление к развитию способностей, совершенствованию, к превосходству. Чувство превосходства. Стремление к превосходству – в процессе эволюционном. Чтобы эффективно адаптироваться, надо совершенствоваться. В противном случае организм может исчезнуть.

Отношение личности к природе, искусству. Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. Недаром говорят, что познать личность — значит выявить ее отношения к действительности.

В современной науке наиболее обстоятельный ответ на этот вопрос можно найти у С. Д.Дерябо и В.А. Ясвина, которые данной проблеме уделяют особое внимание. Прежде всего авторы показывают, что в основе субъективного отношения к природе лежит запечатленность в тех или иных объектах и явлениях потребностей человека. В силу этого одни объекты безразличны для личности, другие стимулируют пристрастное отношение.

Читать статью  Как ответить на вопрос в каком направлении вы хотите развиваться?

Опираясь на собственные теоретические и экспериментальные исследования, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин выявляют базовые параметры субъективного отношения к природе, параметры второго порядка, модальность и интенсивность субъективного отношения к природе, наконец, выделяют разновидности субъективного отношения к природе в виде своеобразной типологии.

В качестве базовых параметров субъективного отношения к природе выделяются:

широта: фиксирует в каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности человека; одних привлекают только определенные явления природы, животные, других — самые разнообразные объекты, природа в целом;

интенсивность: указывает в каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе;

степень осознанности: выявляет в какой мере личностью осознается запечатленность своих потребностей в объектах и явлениях природы, другими словами, насколько она отдает себе отчет в этом.

К параметрам второго порядка авторы относят:

эмоциональность: характеризует отношение человека по оси «рациональное — эмоциональное»; у одних людей преобладает чисто эмоциональное отношение, часто не контролируемое, у других эмоции сопровождаются пониманием своего отношения, высоким уровнем самоконтроля;

обобщенность: характеризует субъективное отношение по оси «частное — общее»; например, любовь только к своему домашнему животному или любовь ко всем животным данного вида или любовь к природе в целом;

доминантностъ: описывает субъективное отношение к природе по оси «незначимое — значимое»; для одних людей более значимы отношения к людям, для других — отношения к состояниям внутреннего мира, для третьих — отношение к природе и т.п.;

когерентность (от лат. — находящийся в связи): характеризует отношение по оси «гармония -дисгармония»; это степень согласованности всех отношений личности: например, любовь к природе у лесника может как сочетаться с его отношением к своей профессии, так и не сочетаться;

принципиальность: описывает субъективное отношение по оси «зависимое — независимое»; непринципиальным, например, является отношение человека, который любит своего питомца, но не вмешивается в процесс, когда другие люди истязают животных;

сознательность: характеризует субъективное отношение по оси «неосознанное — сознательное»: сознательность проявляется в способности, с одной стороны, осознавать свое отношение к чему-то, с другой — ставить цели в соответствии со своим отношением, проявлять тот или иной уровень активности по ее достижению.

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравни выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле. Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Искусство объявлялось «подражанием природе» — и «свободным формотворчеством»; «воспроизведением действительности» — и «самопознанием Абсолюта», «самовыражением художника» — и «языком чувств»; особого рода игрой — и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических), их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства Эта сложность, многогранность структуры искусства не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д.

Жизненные цели, жизненный стиль. Жизненные цели. Это «мост, защита» (Адлер) между неудовлетворенным «сейчас» и совершенным будущим. Реалистичные и нереалистичные жизненные цели.

Жизненный стиль. А. Адлер: это уникальный способ, выбранный каждым человеком для достижения своей жизненной цели; это стиль приспособления к жизни, взаимодействия с жизнью. Влияние схемы апперцепции, она определяет его поведение. Однако, человек сам может выбирать, что включать в свое жизненное восприятие, а чего избегать.

Преодоление чувства неполноценности (сотрудничество, осуществление общего дела). Чувство неполноценности и личностный рост.

Недостаток общения – к усилению чувства неполноценности; к невротическим стилям жизни.

Ситуации детства, которые могут привести к изоляции, недостатку социального интереса, к стилю жизни, основанному на чрезмерном личном превосходстве.

1) органическая неполноценность;

Чрезмерное стремление к превосходству как компенсация чувства неполноценности; как проявление аутоагрессии; как следствие фрустрации.

Массовая культура и индивидуальность. С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского населения, более широкое вхождение различных слоев общества в активную гражданскую жизнь. Зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стали появляться доступная литература и «картинки» для простого люда. Но зрелый этап начинается с момента распространения в западных странах закона об обязательной грамотности. Однако вопреки ожиданиям народ не понес с базара Белинского и Гоголя, а обратился к беллетристике, комиксам и т.п. В 1895 году был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия. К этому же периоду относится широкое распространение фотографии, превратившейся в массовое средство информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел массовой культуры – легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу развлечения широких масс. Интенсивного развития все средства массовой культуры получили сначала в Америке, а затем и в Западной Европе в 20-х, сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда как иногда полагают, в условиях массового разорения, безработицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». К 60-м годам ХХ века технические возможности массовой культуры многократно возросли. Так первое выступление Битлз в США в Карнеги-холл, слушали не только 2 тыс. посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевидению. Позднее подобные мероприятия становились доступны почти половине жителей земли.

Массовая культура ведет не только к введению еще одного типа и варианта культуры, к изменению самого типа функционирования культуры. В социальном плане массовая культура тесно связана с необратимыми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколениями, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными ценностями. Новые типы производства требовали большей рекреации в сторону художественной культуры.

Функциональность массовой культуры можно определить по нескольким измерениям: во-первых, она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т.п. Конечно часто это процесс происходит через «банализацию» и упрощению объяснительных обстоятельств и причин к хорошо узнаваемым различиям «свои», «чужие» и т.п. Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения. Массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя усилий человека на преодоления самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечивания. Таким образом, первичная функция этой культуры обеспечить социализацию и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой, ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способом регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций. Огромному контингенту людей прежде всего молодежи, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации свои стремлений.

Другая важнейшая функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Это не только господствующие в культуре развлекательные жанры. Ее наиболее существенным механизмом составляет расширяющееся потребление в самых разных сферах, обеспечивающее хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключена в том, что она не отделена от потребления. Пища, одежда, и т.п. все поступает к человеку через механизму через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными.

Самопознание как важнейший процесс становления личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мастич Т.В.

В статье рассматривается самопознание как механизм трансформации личности в субъект жизнедеятельности, который стремится к пониманию цели личностного бытия, самополаганию себя через осмысление своего предназначения. Представлены определения понятия « личность », рассмотрена трактовка данной категории в совокупности биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра «Я». Обозначены те проявления человека, которые реализуют феномен «быть личностью ». Раскрыта роль педагогической поддержки в рамках учебно-воспитательного процесса школы, определены педагогические условия, при которых развитие Я-концепции старшеклассников будет наиболее эффективным. Выделены содержательные компоненты педагогической поддержки, при которых данная категория самопознания старшеклассников приобретает системный характер.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мастич Т.В.

Психолого-педагогическая фасилитация как необходимое условие успешного самоопределения старшеклассников

Условия формирования идентичности старшеклассников в целях профилактики склонности к аддиктивному поведению

Педагогическая поддержка ценностных ориентаций студентов средних профессиональных учреждений в кризисной ситуации первого года обучения

Становление смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности как задача профессионального самоопределения старшеклассников

Читать статью  Как ошибки восприятия помогают нам покупать?

SELF-KNOWLEDGE AS AN IMPORTANT PROCESS OF IDENTITY

The article considers the self as a way of personal transformation in the subject of life, which seeks to understand the purpose of personal existence, self-positing itself through understanding your destination. The concept of «person», considered the interpretation of this category in conjunction biogeneticdispositions, the impact of social factors and psychosocial core «I». Marked the manifestation of man that implement phenomenon «to be a person». The role of pedagogical support in the framework of the educational process of the school, defined pedagogical conditions under which the development of self-concept of high school students would be most effective. The selected content components of pedagogical support in which this category of self-discovery of high school students becomes systemic.

Текст научной работы на тему «Самопознание как важнейший процесс становления личности»

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

Аспирант кафедры педагогики МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь Научный руководитель: Янчукович Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики УО «Минский государственный лингвистический университет»

САМОПОЗНАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается самопознание как механизм трансформации личности в субъект жизнедеятельности, который стремится к пониманию цели личностного бытия, самополаганию себя через осмысление своего предназначения. Представлены определения понятия «личность», рассмотрена трактовка данной категории в совокупности биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра «Я». Обозначены те проявления человека, которые реализуют феномен «быть личностью».

Раскрыта роль педагогической поддержки в рамках учебно-воспитательного процесса школы, определены педагогические условия, при которых развитие Я-концепции старшеклассников будет наиболее эффективным. Выделены содержательные компоненты педагогической поддержки, при которых данная категория самопознания старшеклассников приобретает системный характер.

Ключевые слова: самопознание, личность, субъект, самополагание, «Я-концепция».

Проблема самопознания представляет не только личностный интерес человека к самому себе и своим особенностям, но и практический интерес для исследователей многих научных направлений. Задача изучения внутреннего мира человека в аспекте его личностных особенностей, а также адаптация внутреннего мира человека к внешним условиям, к обществу — актуальна для каждой эпохи.

Процесс самопознания является очень многогранным, охватывающим весь жизненный путь человека, зависящим от духа времени, требований, выдвигаемых обществом человеку, а также требований человека к самому себе. Вряд ли найдётся человек, который не пытался хотя бы однажды задать себе вопросы о смысле своего существования, об отношении к себе других людей и, конечно, о том, кем же он является на самом деле. Ответы на эти сложные философские вопросы каждый человек находит индивидуально. В основе самопознания лежат глубинные вопросы сущности человека, ответы на которые он и находит в своём внутреннем мире.

Особенно актуально вопрос о самопознании личности звучит сегодня, во времена сложных экономических преобразований общества, когда самопознание выступает как необходимое условие целостного и гармоничного восприятия человеческого бытия. Познавая себя, человек не просто стремится к пониманию цели личностного бытия, самополаганию себя через осмысление своего предназначения, но и обусловливает своё самосовершенствование.

Результаты исследования и их обсуждение

Понимание роли самопознания в становлении личности необходимо начать с утверждения И. Канта: «. то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своём «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность» [1, 357].

Общепризнано, что самопознание — «высшая цель философского исследования» [2, 444] и «.первая наука о системе философии.» [3, 177].

Раскрытие сущности процесса самопознания, его функций в целостном развитии личности не представляется возможным без осмысления понятия «личность». Человек — существо биосоциальное. Наделённый сознанием, как биологическое существо, он способен познавать окружающий мир и самого себя и, опираясь на это, разумно действовать. В то же время человек -существо социальное, что позволяет говорить о личности как совокупности системы общественных отношений, выполняющей разнообразные социальные роли.

В различных науках категория «личность» трактуется по-разному. В психологии, например, под личностью понимается человек, достигший определённого уровня развития. «Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии

© Мастич Т. В., 2015

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

«Я» [4, 464]. В социологии личность рассматривается как продукт общественных отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности» [5, 66].

Во взглядах социальных философов (А. Г. Спиркин, В. С. Барулина, О. А. Митроненкова) под личностью понимается каждый человек в совокупности его общественных характеристик. Другая группа исследователей (С. Э. Крапивенский, И. А. Гобозов, А. Е. Ерыгин) придерживаются точки зрения, согласно которой всякая личность является человеком, но не всякий человек -личность. К тем, кто личностью не является, относятся психически нездоровые люди, которые не несут ответственности за свои действия, или те, кто не способен оказывать активных воздействий на конкретные исторические общественные процессы.

Исходя из сказанного, личность можно рассматривать в совокупности биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра «Я».

Самопознание — это духовная практика погружения личности в глубины своего «Я» с целью прояснения его содержания и выявления происходящих в нем процессов. Поэтому раскрытие механизмов процесса самопознания личности без осмысления содержания ее «Я» не представляется возможным.

Категория «Я» (Эго) представляет собой сложное философское понятие, которое является многослойным и многоаспектным. В философском дискурсе понятие «Я» используется, во-первых, для определения действующего агента, во-вторых, для фиксации центра инициативы или сущности личности, источника её активной деятельности, в-третьих, для фиксации ментальной репрезентации личности, её самосознания, её представлений о себе [6, 42]. В сущности, содержание «Я» определено представлениями человека о самом себе, выбором жизненного пути, убеждениями, установками, усвоенными нормами и личностными идеалами.

Американской социологической мыслью установлено разделение человеческого Я на составляющие «I» и «me», то есть составляющие, условно обозначающие «внутреннее» и «внешнее» Я. «Me» представляет собой совокупность воспринятых и усвоенных индивидом норм и установок, принятых в обществе. Иными словами, это непосредственно существующее в опыте и сознании индивидуального «Я». Чтобы быть членом сообщества, «me» должно обладать привычками и реакциями, свойственными другим людям.

Присутствие в человеке двух «Я» — индивидуального и социального представляет собой необходимые составляющие, оказывающие важное влияние на самооценку, самоконтроль человека и лежащее в основе его самопознания. Для «Я» — социального («me») характерна постановка вопросов и проблем, тогда же как для «Я» — индивидуального важен поиск ответов и конкретная деятельность по их воплощению. В этом и заключается взаимосвязь двух внутренних ипостасей человека.

В соответствии с феноменологической позицией К. Роджерса, «Я» — это

дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я» [7]. Единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность — личный мир его переживаний. Центральное место в этом субъективном мире занимает Я-концепция, включающая представление о себе, однако отражающая те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя.

Содержание понятия «Я-концепция» раскрыты К. Роджерсом в следующих положениях:

— «Я-концепция» представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я»;

— «Я-концепция» включает в себя не только восприятие индивидом того, какой он есть, то есть некий набор образов «Я», но также и то, каким он должен быть и хотел бы быть. Этот последний компонент «Я» называется «Я-идеальное»;

— «Я-идеальное» отражает не атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет; это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится;

— «Я-концепция» возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, в результате эволюционного взаимодействия с другими;

— «Я-концепция» — это одновременно и представления и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям;

— «Я-концепция» — это механизм, регулирующий поведение индивида и направляющий его активность;

— вместе с «Я-концепцией» развивается потребность субъекта в позитивном к нему отношении со стороны окружающих, как к человеку безусловно ценному, независимо от того, в каком положении он находится, как себя ведёт, как чувствует;

— положительное отношение окружающих превращается в положительное отношение личности к самой себе, в веру в себя, способствует сближению «Я-реального» и «Я-идеального».

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

Руководствуясь Я-концепцией, личность определяет свою жизненную программу, осуществляет реализацию поставленных на её основе целей и задач, достигает индивидуальной целостности. Сближение Я-реального и Я-идеального обусловливает самоуважение и конструктивное отношение личности к себе. Поиск истинного Я ведет к высокому самоконтролю, успешной саморегуляции, полноценному функционированию.

Полноценно функционирующая личность — это личность, осознающая свое «Я», которое происходит в процессе самопознания.

Познание себя — это одновременно и постижение жизненных ценностей. Взгляд на процесс самопознания в перспективе духовных ценностей, определения значимых жизненных ориентаций, выбора нравственных ориентиров, относительно которых впоследствии будет осуществляться оценка успешности своих достижений, сформирован в работах А. Маслоу. Именно самопознание становится, по мнению А. Маслоу, важнейшим механизмом самоактуализации личности. «Люди, которых я считаю самоактуализирующимися, люди, которые смогли соответствовать всем критериям этого понятия, — отмечает исследователь — шли к этому шаг за шагом: они прислушивались к своему внутреннему голосу, они были ответственны и честны перед собой и другими, они много работали. Они познали свою сущность, поняли, кто они есть и что из себя представляют, и не только в высоком смысле своего жизненного предназначения, но и в более простом и житейском» [8, 62].

Согласно теоретическим положениям субъектного подхода в психологии личности, движение к полноте человеческого бытия осуществимо посредством становления субъектности. Раскрывая психологическую сущность феномена субъектности, исследователи (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский) выделяют следующие критерии:

Читать статью  Российская Академия Образования

— способность к рефлексии, с появлением которой связано философское осмысление жизни;

— способность к осознанной саморегуляции;

— устремленность на исполнение своего предназначения и осуществление себя;

— этическое отношение к другим людям;

— развитость навыков самопознания и самопонимания.

Иными словами, субъект — это человек на высшем уровне активности, целостности, автономности. Это тот, кто обладает свободой выбора и принимает решения о совершении нравственных поступков на результатах самопознания, самоанализа, самопонимания.

Рассматривать процесс самопознания лишь с точки зрения прибавления знаний о самом себе будет неверно. Результатом самопознания выступает также изменение бытия личности, его внутренняя трансформация. Иными словами, самопознание можно рассматривать как фундаментальную основу становления и изменения человека в ходе его жизнедеятельности, поскольку «мало родиться человеком, нужно стать им» [8, 22].

В работах В. В. Серикова обозначены те проявления человека, которые реализуют феномен «быть личностью». В качестве таких функций выделены:

— мотивирующая (принятие и обоснование деятельности);

— опосредующая по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);

— коллизийная (видение скрытых противоречий действительности);

— критическая (в отношении предлагаемых из вне ценностей и норм);

— рефлексивная, смыслотворческая, ориентирующая (построение личностной картины мира — индивидуального мировоззрения);

— функция обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира;

— творчески преобразующая, самореализующая (стремление к признанию своего «Образа Я» окружающим);

— обеспечение уровня духовности в соответствии с притязаниями (предотвращение редукции жизнедеятельности к утилитарным целям) [9, 42-43].

Эти функции возникают в результате вовлеченности личности в процесс самопознания.

Таким образом, процесс самопознания можно определить как вид духовной активности личности, который включает: 1) нтеграцию представлений, связанных со своим «Я»,

конструирование «Я-концепции»; 2) постижение жизненных смыслов и цели личностного бытия, определение значимых жизненных ориентиров, выбор в системе нравственных ценностей; 3) амополагание через осознание своего предназначения.

Включенность в процесс самопознания позволит индивиду выявить свои личностные качества, поможет понять и проанализировать процессы и состояния, наполняющие его

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

жизненный путь, оценить и развить свой внутренний потенциал. Открытие своего личностного и творческого потенциала позволит определить пути самореализации.

В нашем исследовании самопознание рассматривается как вид творческой деятельности, направленный на повышение эффективности процессов познания глубин своего «Я» и имеющий особое значение в образовательном процессе.

Теоретический анализ, анализ отечественного и зарубежного опыта исследований процесса самопознания позволили нам определить педагогические условия, при которых развитие Я-концепции старшеклассников будет наиболее эффективным:

— обеспечение систематической включённости в ценностно-поисковую, взаимо- и самооценочную деятельность, развивающие критерии и навыки самопознания;

— использование деятельностного, личностно-развивающего, социально-педагогического и системного подходов как общенаучной основы развития самопознания старшеклассников;

— организация дифференцированного подхода в самопознающей деятельности юношей и девушек;

— творческий характер жизнедеятельности классного коллектива, что обеспечивает пространство для самореализации и осознания своей индивидуальности;

— пребывание в нравственной среде, развивающей потребность в самопознании и проектировании своего личностного развития;

— реализация педагогической поддержки старшеклассников через развитие у них уверенности в себе, позитивной и адекватной самооценки, овладение эффективным стилем общения и достижения оптимального уровня притязаний.

Говоря о самопознании как способе активного саморазвития личности в образовательном процессе, следует отметить, что в период ранней юности подросток не в силах справиться с данной задачей самостоятельно. В рамках учебно-воспитательного процесса речь, на наш взгляд, может идти о «педагогической поддержке» учащихся, о необходимости использования партнёрских, равноправных, диалоговых отношений «учитель-ученик».

В «Педагогическом словаре» понятие «педагогическая поддержка» трактуется как деятельность педагогов и психологов по оказанию оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в учёбе, с жизненным и профессиональным самоопределением [10, 234]. Считая данное определение достаточно исчерпывающим и ценным, мы всё же акцентируем своё внимание на поддержке Я-концепции, его гуманистической основе, методологичности, практико-ориентированности, возможной оперативной и превентивной направленности, а также инструментальности. Очень важно отметить, что наше исследование педагогической поддержки нацелено на становление Я-концепции личности старшеклассников, т. е. в период ранней юности, поскольку мы его уточняем применительно к теории и практике педагогической поддержки данного возраста.

Педагогическая поддержка самопознания старшеклассников приобретает системный характер, если она соотносится со структурой этой деятельности. Мы выделили следующие содержательные компоненты педагогической поддержки:

— формирование у старшеклассников системы установок на себя;

— формирование и развитие у школьников способностей к осуществлению деятельности самопознания;

— помощь учащимся в овладении действиями самопознания;

— развитие умений и навыков взаимо- и самооценивания, самоанализа, самопроектирования.

Процесс самопознания является многогранным, охватывающим весь жизненный путь человека, зависящим от духа времени, требований, выдвигаемых обществом человеку, а также требований человека к самому себе. Вряд ли найдётся человек, который не пытался хотя бы однажды задать себе вопрос о смысле своего существования, об отношении к себе других людей и, конечно, о том, кем же он является на самом деле. Ответы на эти сложные философские вопросы каждый человек находит индивидуально. Отметим, что жизненные смыслы и ценности индивиду следует искать в самой человеческой природе. В этом случае он обретает чувство гармонии с самим собой и миром.

Известное высказывание Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей» [11, 152] применимо к процессу самопознания. То, по каким параметрам человек измеряет самого себя, и лежит в его основании.

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

Актуальность процесса самопознания в становлении личности очевидна. Однако зачастую для человека важно не только выяснить, кто он есть на самом деле, а осознать необходимость постановки этого вопроса. Актуализировать потребность растущего человека в познании себя, вооружить его навыками самопознания призвано школьное образование. Подчеркнем, что в трудах целого ряда мыслителей (Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенкова) развитие самопознания личности обосновано в качестве важнейшей образовательной цели.

В проведённом нами исследовании раскрыты закономерности функционирования самопознания и особенности его психической природы. Обозначены функции самопознания в целостном развитии личности, определены особенности становления личности как субъекта самопознания в онтогенезе. Это позволяет нам говорить о самопознании как значимой педагогической проблеме, без которой невозможно представить целостное развитие личности. Реализация процесса самопознания в период ранней юности возможна в процессе обучения лишь при наличии партнёрских, равноправных, диалоговых отношений «учитель-ученик». Таким образом, педагогическая поддержка самопознания в данном возрасте является наиболее эффективным способом реализации собственного «Я». Педагогическую поддержку можно и нужно рассматривать как помощь школьнику в решении проблем и как помощь ему в познании себя, своей индивидуальности. Всё это обусловливает необходимость более пристального внимания к рассмотрению понятия педагогической поддержки, помощь и сопровождение учащихся в период ранней юности в образовательном процессе.

СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Коган, Л. H. Труд и красота / Л. Н. Коган. — М. : Соцэкгиз, 1963. — 126 с.

2. Кассирер, Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Избранное. Опыты о человеке. — М. : Гардарики, 1998. — 779 с.

3. Шпет, Г. Очерки развития русской философии / Г. Шпет. — Петроград : Колос, 1922. — 592 с.

4. Философский энциклопедический словарь / редкол.: Л. Ф. Ильичёва [и др.]. — М. : Советская энциклопедия, 1983. — 590 с.

5. Шорохова, Е. В. Социально-психологическое понимание личности / Е. В. Шорохова // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975. — 248 с.

6. Современный философский словар / редкол.: В. Е. Кемеров [и др.]. — 3-е изд. — М., 1975. — 864 с.

7. Роджерс, К. Р. Становление личности / Карл Р. Роджерс. — М. : ЭКСМО-пресс, 2001. — 414 с.

8. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. — СПб. : издат. группа «Евразия», 1997. — 430 с.

9. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М. : издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

10. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [текст] / под ред. А. А. Бодалева, Л. Р. Кричевского. -М.,1987. — 220 с.

11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М. : Наука, 1968. — 464 с.

12. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2003. — 512 с.

Поступила в редакцию 30.01.15 E-mail: t.mastich@vandex.bv

SELF-KNOWLEDGE AS AN IMPORTANT PROCESS OF IDENTITY

The article considers the self as a way of personal transformation in the subject of life, which seeks to understand the purpose of personal existence, self-positing itself through understanding your destination. The concept of «person», considered the interpretation of this category in conjunction biogeneticdispositions, the impact of social factors and psychosocial core «I». Marked the manifestation of man that implement phenomenon «to be a person».

The role of pedagogical support in the framework of the educational process of the school, defined pedagogical conditions under which the development of self-concept of high school students would be most effective. The selected content components of pedagogical support in which this category of self-discovery of high school students becomes systemic.

Key words: self-knowledge, identity, subject, self-positing, «self-concept».

Источник https://studme.org/154353/psihologiya/samopoznanie_uslovie_samorazvitiya

Источник https://studfile.net/preview/2040156/page:10/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/samopoznanie-kak-vazhneyshiy-protsess-stanovleniya-lichnosti

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Наружный противопожарный водопровод примеры проектов
Next post Листья подорожника