Типичные проблемы самосовершенствования личности

 

Типичные проблемы самосовершенствования личности

Можно выделить типичные проблемы самосовершенствования личности. К ним можно отнести следующие.

  • 1. Несогласованность ближних и дальних целей, когда ближние цели не работают на дальние цели. Часто выбор системы образования современные молодые люди делают, основываясь на второстепенных для жизненной перспективы приоритетах (близость к дому, невысокий конкурс, невысокая оплата), имея слабое представление о возможности приложения полученных знаний в будущем, не имея реального интереса к получаемой специальности. Более того, может возникнуть ситуация, когда ближние цели расходятся с дальними, например: учусь на художника, а хочу стать в дальней жизненной перспективе музыкантом. Такое отношение к своей жизни К. Абульханова называет растратой жизненного времени.
  • 2. Множественность целей. Временные ресурсы человека ограниченны, и приходится выбирать, для того чтобы достичь высоких результатов: уделять больше внимания какой-то одной сфере, отказавшись от другой, например: если хочешь стать великой спортсменкой, то вряд ли удастся стать многодетной мамой. В результате многие цели остаются целью-мечтой и мешают человеку быть по-настоящему счастливым в настоящем.
  • 3. Постановка нереальных целей. Человек должен уметь анализировать свои ресурсы (временны́е, финансовые, личностные). Часто проблемы человека возникают оттого, что он не видит своих возможностей в какой-либо сфере и стремится в совершенно неподходящую для себя сферу, например: хочет стать экономистом, а он по природе художник. Существующая практика профориентационной работы не снимает данную проблему. В реальности у современного молодого человека в период обучения в школе нет возможности попробовать свои силы, «примерить» себя к выбранной профессии.
  • 4. Занижение жизненной планки. Это происходит тогда, когда человек недооценивает свои возможности и в силу этого не решается на важный жизненный шаг. Например: всегда хотел написать диссертацию, но думал, что не получится.
  • 5. Меркантильность при постановке целей. Человек, чтобы раскрыть свой человеческий потенциал, должен ставить высокие цели, которые имеют социальное звучание. Полную удовлетворенность в жизни не могут принести цели, в основе которых нажива. В то же время у современной молодежи приоритет зачастую отдается личной выгоде. Идеи служения Отечеству оказываются в молодежной среде малопопулярны.
  • 6. Инфантилизм. Современные молодые люди, заканчивая вуз, слабо представляют, как и где конкретно они себя могут реализовать, проявляют инертность в определении своей профессиональной перспективы.

Общие положения теории самореализации

Теоретические разработки данной проблемы связаны с трудами таких ученых-исследователей, как А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Г. Ананьев, А. И. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Р. Бернс, И. С. Кон и др.

Субъектность личности. Личность, для того чтобы стать способной к самореализации, должна осознать себя в качестве субъекта своей жизни. Качества личности как субъекта проявляются в согласовании своих возможностей со встречными условиями. Качества субъекта – это прежде всего инициатива и ответственность. Личность, проявляя качества субъекта, должна, опираясь на внешние требования, структурировать деятельность по своим параметрам.

Социально-деятельностная основа самоопределения. Самореализация – это явление социального порядка, личность реализует себя в том, что значимо не только для нее, но и для социума. Личность может наиболее полно воплотиться в жизни, если будет согласовывать свои жизненные цели с исторической эпохой, социально значимыми смыслами. Но личность не просто «врастает» в социум, растворяясь в социально заданном сценарии, сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она «имеет свою историю» (С. Л. Рубинштейн). Самореализация происходит в процессе деятельности. Деятельность каждого отдельного человека зависит «от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах».

Опора в окружающих, построение продуктивных связей. Крайне важна для раскрытия личностного потенциала система отношений, в которой личность может реализовать себя. «Ни для кого не является сомнительным, что мы нуждаемся в йоде или витамине С, – пишет А. Маслоу. – Я хочу напомнить вам тот факт, что мы нуждаемся в любви – это явление того же порядка». Отсутствие любви душит потенциал и даже убивает его. Так считает известный психолог. Самореализация личности затрудняется, если человек живет в условиях страха, ощущает свою беззащитность, не получает позитивного внимания, испытывает постоянные негативные внешние оценки. Для полноты своего существования личность должна испытывать чувство доверия к себе.

По Маслоу, рост и развитие личности стимулируют переживания. Переживания, которые испытывает личность, как правило, уникальны, они развиваются из личного откровения и обладают глубоким внутренним значением только для этой личности.

Свобода как проявление ответственности. Самореализация возможна только в условиях внешней и внутренней свободы личности. Для того чтобы жить «хорошей жизнью», по К. Роджерсу, т.е. той жизнью, которая позволяет реализовать себя, человек должен быть «внутренне свободен для движения в любом направлении». Свобода связана с возможностью личности делать выбор за себя и нести ответственность за себя. Ни один человек не может делать выбор за другого, поскольку личность является тем, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь.

Читать статью  Как создать сайта на WordPress за 10 минут в 2022 | C нуля начинающим

Творчество как условие самореализации. Самореализация связана с творческим отношением к жизни. А. Маслоу различает специальное творчество и творчество самоактуализации. Творчество самоактуализации проявляется в тенденции делать творчески все, чем бы ты ни занимался. А. Маслоу считает творчество самоактуализации синонимом здоровья, необходимым условием для проявления человеком его человеческой сути. В творчестве высвобождаются жизненные силы человека. Творческая деятельность делает человека ориентированным в будущее, способным на созидание самого себя и окружающего мира.

Формирование идеального «образа Я». «Образ Я», по Э. Берну, – представление индивида о самом себе, составной элемент «Я-концепции».

По И. С. Кону, «образ Я» – это сложная установочная система, в которой принято выделять несколько относительно автономных измерений: степень когнитивной сложности, отчетливости, последовательности, устойчивости и самоуважения. На протяжении всей жизни у человека складывается представление об «образе Я» идеальном. На формирование этого образа влияет множество значимых социальных контактов: установки родителей, книги, фильмы, значимые жизненные события и др. «Я реальное» далеко не всегда согласуется с этим идеальным образом. Неудовлетворенность собой человек испытывает, когда он обнаруживает разрыв между «Я реальным» и идеальным «образом Я».

Крайне редко человек живет в состоянии постоянного сравнения своего «Я идеального» и «Я реального». Когда человек вынужден сравнивать «Я реальное» и «образ Я» идеального, он либо осознает свое несовершенство и оказывается перед необходимостью как-то из этой ситуации выйти, либо будет ощущать чувства удовлетворенности и гармонии.

В том случае, когда человек почувствует разрыв между «Я идеальным» и «Я реальным», он может пойти по разным путям. И. С. Кон выделяет несколько возможных путей:

  • – исправление недостатка путем напряженных усилий;
  • – уклонение от осознания неприятного качества;
  • – пессимизм, озлобление, человек на все смотрит через призму своего несчастья;
  • – приспособление к установкам окружающих людей;
  • – компенсация недостатка в одной области достижениями в другой области.

Логично предположить, что не всегда работа над собой должна сопровождаться исправлением нежелательного качества, возможно и компенсировать какие-то личностные недостатки другими своими достоинствами, например, человек дискомфортно чувствует себя во время публичных выступлений, но он может быть прекрасным собеседником, писать интересные научные трактаты и в этом находить удовлетворение.

Педагог должен видеть свою роль не в том, чтобы исправлять нежелательные проявления в поведении, а в том, чтобы помочь человеку увидеть путь самосовершенствования, поддерживать желание ставить для себя новые сверхзадачи, реализуя свои возможности, раскрывая свои жизненные силы.

Саморазвитие — это истязание себя. Почему пора уйти от тренда и начать жить

В последнее время тема саморазвития на просторах Всемирной паутины пользуется особой популярностью. Все большее число людей склоняется к тому, что заниматься им очень важно для каждого человека. Между тем ряд психологов предостерегает от чрезмерного увлечения развитием собственной личности, видя в нем опасность выгорания. Так чем же оно все-таки является — трендом или необходимостью? Рассмотрим два противоположных мнения.

В чем суть саморазвития

Сергей Юрьев, исследователь, консультант по развитию личности, отмечает, что все больше людей приходят к тому, что саморазвитие является не просто трендом, но и необходимостью для каждого из нас. В нем он видит способ изменения собственной жизни и дает ему следующее определение:

Саморазвитие — это целенаправленный процесс работы над собой во всех сферах жизни для достижения счастья, гармонии и процветания.

Иными словами, в саморазвитии Сергей Юрьев видит не хобби или какое-то интересное занятие. Под ним он понимает деятельность, присущую любому разумному и образованному индивидууму, понимающему, что его жизнь должна отличаться от существования марионетки, которой манипулирует кукольник. Развитие собственной индивидуальности предполагает продвижение на четырех уровнях, среди которых:

  • физический;
  • социальный;
  • интеллектуальный;
  • духовный.

Лишь совершенствуясь в каждом из указанных направлений, можно стать гармоничным человеком. А восточная мудрость гласит, что только такой личности доступны крепкое здоровье, жизненный успех и счастье в целом.

В чем его важность

Некоторые люди сомневаются в необходимости саморазвития, не понимая, зачем это нужно. Кто-то вместо этого предпочитает зарабатывать больше денег, кто-то стремится исключительно к чувственным удовольствиям и не задумывается ни о каком улучшении себя и гармонии.

Нетрудно понять, что выигрывают те, кто работает над собой, а не те, кто хочет лишь удовлетворять свои желания, пусть и в ущерб другим благам. Для адекватного человека совершенно ясно, что, постоянно потакая своим желаниям, индивидуум может довольно быстро скатиться до уровня жизни животного, руководимого лишь инстинктами. То есть без саморазвития наступает деградация.

Читать статью  САМООБРАЗОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОРЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Юрьев отмечает, что будущее человека напрямую зависит от того, на что он предпочитает тратить свое время сегодня. И если оно растрачивается на сомнительные удовольствия, например на частое употребление спиртного, то ждать особых подарков от судьбы не приходится.

Если же человек стремится к осознанию своего истинного «я», к улучшению своих физических и нравственных качеств и окружающего мира, то улучшится и его существование. Подытоживая свои мысли о саморазвитии, консультант подчеркивает:

Саморазвитием личности нужно заниматься для того, чтобы понять, кто вы такой на самом деле, чтобы установить гармонию с этим миром, в котором мы живем, а также для того, чтобы быть счастливым и понимать, как этого счастья достигать.

Саморазвитие грозит выгоранием

В отличие от Сергея Юрьева, считающего, что саморазвитие делает человека более возвышенным, Елена Липкина, которая является психологом и гештальт-терапевтом, предупреждает о вреде чрезмерного увлечения этим трендом. По ее мнению, «мантры» о том, что необходимо расти, становясь лучше, набираясь больше энергии от выполнения насыщенных планов, чтобы не деградировать, повторяемые сегодня множеством блогеров, имеют довольно сомнительную ценность.

Психолог убеждена, что излишнее напряжение, сопутствующее стремлению к неуклонному увеличению собственной ценности, чревато внутренним выгоранием. Люди сгорают на работе, на учебе, в других областях жизни, переборщив с самосовершенствованием.

Когда нет внутреннего баланса

Елена Липкина отмечает, что у каждого этот баланс свой, но он не может быть найден, если изначально не ценить себя таковым, какой ты есть, будучи обыкновенным человеком. И если этого нет, то, какие бы усилия ни предпринимались, самоощущение будет только ухудшаться. Например, даже приобретение дорогого автомобиля тем, кто чувствует себя неудачником, не спасет от этого чувства, а лишь усилит его.

При наличии синдрома самозванца, когда вы не можете соотнести свои достижения с личными качествами, считая, что это лишь случайные подарки судьбы, которых вы не заслуживаете, вам будет всегда казаться, что нужно делать все больше усилий, чтобы доказать свою значимость. По мнению гештальт-терапевта, иметь в голове подобный слоган — это отвратительно.

Вместо получения удовольствия от жизни

Елена предлагает таким людям обратиться к психологу, чтобы с его помощью начать чувствовать свою ценность «в лаптях». Это даст возможность быть честным с самим собой. Липкина приводит следующий пример. Если у вас достаточно денег, то при выборе работы вы будете ориентироваться на интерес, получение удовольствия, рассчитывать на уважение и самореализацию.

Если же у вас совсем мало денег, а вам нужно оплачивать жилье и кормить малолетних детей, то ваши критерии выбора работы будут уже совсем другими. В большинстве случаев это будет в основном требование к зарплате, чтобы ее хватило на покрытие ваших нужд. И при этом особой роли не играет, как к вам будут относиться, потому что вы поставлены перед необходимостью.

Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда человек, вместо того чтобы получать удовольствие от жизни, старается быть лучше во что бы то ни стало, стремясь к самосовершенствованию, так как не ценит себя и не замечает своих достоинств и истинных потребностей.

Проблемы саморазвития и почему оно так актуально сегодня

Проблемы саморазвития и почему оно так актуально сегодня

Тема саморазвития стала невероятно популярной в последние несколько десятилетий: коучи, тренинги и тренеры, мотивационные курсы и программы – все направлено на то, чтобы помочь раскрыть потенциалы и таланты, совершенствуя «базу». С одной стороны такая вовлеченность бизнеса является отражением большого спроса, и это прекрасно, ведь это значит — люди стремятся к развитию (в «Пирамиде потребностей» американского психолога Маслоу – это высший сегмент). Но, с другой, разнообразие техник, правил и методов, говорит о том, что далеко не все и не с первого раза получают желаемый результат. В чем причина, и какие основные проблемы саморазвития выделяют сегодня?

Саморазвитие и развитие личности: в чем разница

С точки зрения психологии, развитие и саморазвитие личности – имеют различия. Развитие бывает двух видов: осознанное, происходящее при воздействии внешних факторов, и неосознанное, как например, физическое развитие, обусловленное возрастными изменениями. Т.е. изменения происходят под воздействием каких-то факторов.

Саморазвитие – осознанное стремление к изменениям своих внешних (стиль одежды, поведение) или внутренних характеристик, а также работа над социальными и профессиональными взаимоотношениями.

что такое саморазвитие

Толчком к становлению на путь саморазвития психологи считают наличие чувства неуравновешенности двух своих «Я»: реального и идеального, то каким бы хотелось себя видеть. Это несоответствие собственным ожиданиям может касаться интеллектуального, физического, духовного, эмоционального, психологического, коммуникативного и социального сегмента.

В связи с тем, что феномен саморазвития был выведен в самостоятельную единицу относительно недавно (научных публикаций, статей и точных терминов на сегодняшний день нет), в психологии, как и в философии, это понятие трактуется по-разному:

  • как стратегия жизни;
  • как жизненная ориентация;
  • как одна из форм развития;
  • как потребность;
  • специфическая деятельность (наиболее популярна).

Отсутствие целостного представления о процессе способствует появлению новых объяснительных подходов и методик. Однако, психологи убеждены, что даже при наличии единого ответа на вопрос «Что такое саморазвитие?», пути работы над собой будут отличаться: человек – прежде всего личность, и цели преследуются разные.

Читать статью  Как добиться успеха в жизни: подробная инструкция

Что дает саморазвитие

Саморазвитие включает в себя несколько обязательных составляющих: повышение собственной осознанности, умение управлять собой (поведение, эмоции, мысли), развитие силы воли, целеустремленность.

Саморазвитие, как и его полное отсутствие, оказывает влияние на выбор профессии, а также на успешность развития карьеры. При приеме на работу рекрутеры оценивают не только деловые и профессиональные качества, но и степень саморазвития: если человек постоянно стремится к расширению собственных знаний и их актуализации, значит, он будет более перспективным для компании.

что дает саморазвитие

Естественно, результаты самосовершенствования не ограничиваются исключительно профессиональной деятельностью. Одним из первых этапов работы над собой является принятие и оценка себя: человек анализирует свое место в обществе, семье, коллективе; свои сильные и слабые стороны; цели, которых хочется достичь. Поняв себя, гораздо легче строить гармоничные отношения с окружающими, приходит понимание поступков.

Исходя из теоретической части, саморазвитие – Рог Изобилия, из которого сыплются блага. Но в таком случае, почему такое большое количество людей, занимаясь саморазвитием, не получают желаемого результата, и еще большее число – не стремится к изменениям вовсе?

Проблема развития и саморазвития личности

Приемы работы над собой достаточно просты: самонаблюдение и самоанализ (можно вести дневник), самомоделирование, изучение психологии, чтение литературы. Но даже, внедрив все эти пункты, человек не всегда может достичь той внутренней гармонии со своим «Я».

Проблема развития и саморазвития личности

Одна из главных проблем – неправильная постановка цели. Если говорить о физическом саморазвитии, то самые популярные цели касаются изменений своего тела, например, избавиться от лишнего веса. Но желаемые объемы – это хорошее стремление, но не правильная цель. Правильной целью будет изменение мышления: научиться получать удовольствие от самого процесса (спорт, питание). Стремления часто выдают за истинную цель авторы мотивационных книг и методик, поэтому их так много.

«— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти…»

Л. Кэрролл

Кроме того, те раздражители, которые лежат на поверхности, практически всегда имеют внутренний стержень: конфликты с коллегами могут быть вызваны страхом строить доверительные отношения, претензии к весу/параметрам/стилю – неуверенностью в себе, стремления к успеху – потребностями к признанию.

Важно при использовании любых методик для саморазвития – воплощать приемы в реальной жизни. Очень много людей читают книги по психологии, регулярно посещают тренинги или ходят на личные консультации, но результата либо нет, либо он носит временный характер. Мало прочитать/послушать — нужно сделать это правилом своего мышления, своей жизни.

Типы проблем саморазвития

Существует категория людей, которые считают саморазвитие пустой тратой времени, и предпочитают «плыть по течению». Причина такого безразличия, в барьерах, которые мы самостоятельно и с особой тщательностью выстраиваем:

  • отсутствие интереса к себе вызывает отторжение к собственному самообразованию;
  • неумение использовать рефлексию и идентификацию (средства самопознания);
  • неспособность принять свою личность;
  • страх снижения собственной самооценки;
  • эгоцентризм.

Эти барьеры выливаются в форму психологической защиты: вытеснение (новая тревожная информация исключается), проекция, когда неприемлемые действия приписываются другому человеку, замещение и самообман.

Нельзя также сбрасывать со счетов лень. Проблема профессионального саморазвития часто возникает из-за нежелания менять что-то, и уж тем более менять в себе.

Типы проблем саморазвития

Проблемы саморазвития ребенка заключаются в том, что его не расценивают как равноправный социальный субъект. Хотя на сегодняшний день психологами отмечается позитивная тенденция: ранее предполагалось, что дети дошкольного возраста не способны к самопознанию — только развитие через новые знания, но работать еще есть над чем. Для саморазвития личности ребенка необходимо создавать условия, в которых он сможет проявлять себя, а также строить социально-значимые взаимоотношения, в основе которых общечеловеческие ценности.

Саморазвитие педагога

Важную роль в формировании самопознания и саморазвития ребенка играют педагоги. В условиях динамично развивающегося общества и науки, преподаватели должны заниматься своим собственным саморазвитием (получение новых знаний, использование новых методик), и поощрять это в детях. К сожалению, на данный момент образовательная система испытывает большие сложности в этом вопросе и дальше ситуация будет только усугубляться: часто преподнесенная информация — устаревшая, а демонстрируемая учителем модель поведения – однобока.

Саморазвитие ребенка

Исследования, проводимые психологами, показали что, чем больше педагогический стаж, тем ниже уровень профессиональной рефлексии. Интерес к новым знаниям с годами снижается, закрепляются привычные стереотипы деятельности, уменьшается показатель эмоциональной гибкости и эмпатии.

Следует понимать, что саморазвитие – непростой процесс, в ходе которого придется столкнуться с рядом неприятных открытий (еще бы, ведь они в основном о себе) и сложностей, а финишного пьедестала так и не будет: работать над собой нужно постоянно, это и будет задачей №1.

Источник https://studme.org/47439/pedagogika/tipichnye_problemy_samosovershenstvovaniya_lichnosti

Источник https://businessman.ru/post/trend-ili-neobhodimost-pochemu-pora-perestat-istyazat-sebya-samorazvitiem-i-nakonets-to-nachat-jit-svoey-jiznyu.html

Источник https://mentamore.com/samorazvitie/problemy-samorazvitiya.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Что посмотреть в Болгарии
Next post Болезни комнатных растений: названия, фото и как с ними бороться