Путешествие по Бразилии. Часть 1. Рио де Жанейро

 

Brazil. Part I. Foz do Iguaçu—São Paulo

Мое путешествие по Бразилии прошло в южной части страны, где не Амазонка, первобытные племена и джунгли, а основные города. Бразилия оказалась на удивление развитой, полноценной и спокойной страной.

My travel around Brazil took place in the southern part of the country, where the main cities are, not the Amazon, primitive tribes, or jungles. Brazil turned out to be a surprisingly developed, mature, and peaceful country.

Больше всего Бразилия похожа на США — схожие градостроительные идеи, дорожные знаки, любовь к большому количеству информационного текста. Больше всего меня поразило тут то, что практически все города одинаковы и скучны, совершенно как в Штатах.

Brazil most resembles the US: similar concepts of urban development, road signs, a love for large volumes of informational text. I was especially struck by the fact that practically all the cities here are alike and equally dull, exactly like in the States.

Бразильцы выглядят и ведут себя абсолютно спокойно. Но как только раздается музыка или звучат барабаны, люди буквально преображаются. Как музыка заканчивается, все возвращаются к размеренной жизни.

Brazilians are completely calm and composed in both appearance and behavior. Yet the sound of music or drums is capable of literally transforming people in an instant. As soon as the music ends, everyone returns to their normal pace of life.

Хотя мой рассказ идет в хронологическом порядке и разбит на города, почти все детали не имеют никакой привязки к местности — их можно встретить везде.

Although my story follows in chronological order and is broken down by city, the vast majority of the details aren’t tied to any particular location—they can be encountered everywhere.

Фос-ду-Игуасу

Foz do Iguaçu

Город расположен в месте, где граничат три страны — Бразилия, Парагвай и Аргентина. Заодно тут же расположены водопады Игуасу, ради которых прилетают толпы туристов.

The city is located at the meeting point of three countries—Brazil, Paraguay, and Argentina. This is also the site of Iguaçu Falls, a major tourist attraction which draws giant crowds.

Ну а где водопады, там и ГЭС, без этого никак (ср. отчет про Ниагара-Фолс). Тут туристов встречает девушка с опорой ЛЭП и юноша с трансформатором на головах.

And where there are waterfalls, there’s inevitably a hydro power plant (compare with the report about Niagara Falls). Tourists are greeted by a young man and woman wearing a transformer and transmission tower on their heads.

В этой части страны встречаются светофоры особой системы. Два столбика из шести огней каждый расположены по краям, в центральной части внизу — один желтый. Красный свет состоит из двух огней — один постоянно горит внизу, второй медленно ползет вниз, как фигура в Тетрисе. Когда он доползет до конца, загорится ненадолго желтый.

Traffic lights with a unique system can be found in this part of the country. They have two columns of six lights each on the edges and one yellow light at the bottom in the center. The red signal consists of two lights: the one on the bottom is continuously lit, the second one slowly moves down from the top, like a falling shape in a Tetris game. Once it reaches the bottom, the yellow signal lights up for a moment.

Потом так же начнет сообщать об оставшемся времени зеленый.

Then the green light starts counting down time in the same way.

Где-то впереди пешеходный переход. Опять взрослый держит младшего за локоть. Этот стандарт распространился и на все соседние страны.

There’s a pedestrian crossing up ahead. Once again, the adult is holding the youth by the elbow. This standard has spread to all the neighboring countries.

Здесь тоже мусор возят на гужевом транспорте.

Animal power is used to move garbage here as well.

Кстати, знак у любого кооператива — должен обыгрывать две елки (парагвайцы этот ход позаимствовали отсюда).

By the way, every co-op has to incorporate two fir trees in its logo (this move was borrowed from Brazil by Paraguay).

Здесь борются с преступностью двумя способами. С одной стороны, просят преступников не появляться.

Two methods of crime prevention are used here. One: criminals are asked not to show up.

С другой — грозят строгими и сильными полицейскими.

Two: they’re threatened with strict and tough policemen.

Никогда бы не подумал, что тут я смогу пополнить свою коллекцию идиотских стоматологических иллюстраций. Зубная нить — мальчик и зуб-девочка, это так трогательно.

I never would have thought I’d get a chance to expand my collection of idiotic dental illustrations here. Floss Boy and Tooth Girl—how touching.

Все телефонные будки одинаковые. Есть модель чуть постарше и чуть поновее (на фото: поновее). В каждом городе они различаются только цветами и логотипами телефонных компаний. Интересны местные урны для раздельного мусора.

All the phone booths are the same. There’s a slightly older and slightly newer model (the photo shows the newer one). The only variation across cities is the color and phone company’s logo. The local garbage and recycling bins are interesting.

Сходство со Штатами местами просто поразительное, там тоже половина рекламных щитов держатся на деревянных столбах.

The similarities with the US are sometimes striking: half the billboards there are also held up by wood struts.

На бразильском автомобильном номерном знаке указан город приписки. На номере сзади всегда висит пломба, на переднем номере ее почему-то нет.

Brazilian license plates specify the city of registration. The rear plate always has a seal attached; the front one doesn’t for some reason.

Тут я сел на самолет и полетел в Сан-Паулу.

Here I boarded a plane and flew to São Paulo.

Сан-Паулу

São Paulo

Одного только этого вида достаточно, чтобы понять: Бразилия более развита, чем Россия.

This view alone is sufficient to realize: Brazil is more developed than Russia.

Сан-Паулу — это такой бразильский Франкфурт или Шарлотт, только более живой. Город расположен на разных уровнях.

São Paulo is like the Frankfurt or Charlotte of Brazil, only livelier. The city occupies multiple levels.

Все строящиеся дома закрывают сеткой, даже если они 25-этажные.

All buildings under construction are covered with netting, even if they’re 25 stories tall.

Огромное количество мачт радиосвязи, напоминающих Эйфелевы башни, располагаются на крышах высотных зданий.

A huge number of Eiffel Tower-like radio masts are positioned on the roofs of high-rise buildings.

Остановки рассчитаны минимум на два автобуса в длину.

Bus stops are designed to accommodate at least two buses in length.

Если в Буэнос-Айресе я просто не понимал, как люди могут ориентироваться по дорожным знакам, то тут мне пришлось проверить собственные соображения за рулем. Сообщаю: плющит страшно. Прямо нельзя, можно только налево.

Whereas in Buenos Aires I simply struggled to understand how people can make heads or tails of the traffic signs, here I had to test out my reasoning behind the wheel. I report back: it’s confusing as hell. Can’t go straight, only left.

У каждого выезда из гаража установлены мигающие красные и желтые огни. Мигают постоянно без остановки.

Every garage exit is outfitted with flashing red and yellow lights. They flash non-stop, all the time.

Бразильские телефонные будки расположены достаточно низко. Поэтому приходится беречь голову. Существуют еще будки для инвалидов и детей — висят пониже.

Brazilian phone booths are fairly low, so you’ve got to watch your head. There are also booths for children and the disabled, which are placed at an even lower height.

Уличный дренаж протекает по аккуратно выдолбленным в асфальте каналам, напоминая Фрайбург.

Street drainage ditches consist of neat canals hollowed out in the asphalt, reminding me of Freiburg.

Таксисты тут привыкли ждать клиентов на специально оборудованной стоянке. Стоянка напоминает автобусную остановку, в которой вмонтирован телевизор — чтоб не скучно было ждать клиентов. Телевизор расположен в металлическом ящике, который запирается на ключ, чтоб не украли.

Taxi drivers here are accustomed to waiting for clients at specially equipped taxi stands. The stands resemble bus stops with a built-in TV—to make the wait less boring. The TV is located inside a metal box which locks to prevent theft.

Пешеходные переходы в Сан-Паулу дополнительно освещаются минисофитами (похожи на театральные прожектора, с надписью «сет».)

São Paulo’s pedestrian crossings are illuminated with additional mini-floodlights (they resemble stage lights and have “cet” written on them).

Мусора тут так много, что его приходится ставить на корзины, укрепленные на двух палках.

There’s so much garbage here that the baskets used to hold it are propped up by two sticks instead of one.

Что хорошо в Бразилии — полное понимание потребности человека в свежевыжатых соках. Нет такого места, где не выжимают сок. Пьют его везде. Как и пиво.

The great thing about Brazil is the total understanding of a person’s need for fresh-squeezed juices. There isn’t a single place where fresh-squeezed juice isn’t available. It’s consumed everywhere. So is beer.

А еще тут потрясающе готовят кукурузу. Бразильцы, кстати, вообще не понимают английского, поэтому приходилось все время объясняться на пальцах, рисовать картинки и пользоваться онлайн-переводчиком с португальского. Я показывал торговцу кукурузой один палец («мне одну»), а он показывал мне козу («в порции две штуки»). Поняли мы друг друга только в конце. Он выловил две кукурузы и ножом состриг зерна в одноразовую миску, при этом удивительным образом не повредив их. Потом посолил, положил кусок масла и выдал вилку. Все это стоило около доллара.

They also make really amazing corn here. By the way, Brazilians don’t understand any English whatsoever, so I mostly had to communicate with the help of gestures, pictures and an online Portuguese translation tool. I kept showing the vendor one finger (“one, please”), and he’d respond with the sign of the horns (“there’s two in a serving”). Only at the end did we finally understand one another. He fished two corn ears out of the pot and used a knife to shave the kernels into a disposable bowl, miraculously avoiding damaging them in the process. Then he added some salt, a pat of butter, and handed me a fork. All this cost about a dollar.

Одно из самых удивительных культурных явлений в Бразилии — почерк граффитчиков.

One of the most surprising cultural phenomena in Brazil is the graffiti artists’ handwriting.

Первый признак заброшенного здания или даже незапертого подъезда — расписанные стены.

The first sign of an abandoned building or even an entrance left unlocked is graffiti on the walls.

Если рука с баллончиком может просунуться в решетку, она просунется и напишет что-нибудь. Письмо больше похоже на руны, чем на латиницу.

If it’s possible to squeeze a hand with a can of spray paint through the bars, a hand will squeeze through and write something. The writing looks more like runes than like Latin script.

Если есть возможность высунуться в слуховое окно, кто-нибудь обязательно высунется и оставит на стене надпись.

If it’s possible to squeeze through a dormer window, someone will inevitably squeeze through and leave a tag on the wall.

Отсюда я поехал на юг. В Бразилии очень эстетично оформлены камеры наблюдения за скоростью на шоссе. Сначала и не приметишь.

From here, I made my way south. The speed cameras on Brazilian highways are very aesthetically pleasing. You don’t even notice them at first.

Путешествие по Бразилии. Часть 1. Рио де Жанейро

Где-то в феврале мне позвонил из Москвы Фёдор, с которым мы ездили в 2014 по Западной Канаде и островам Хайда (читайте в моём блоге), и спросил, не знаю ли я случайно частного гида в Бразилии, с которым можно осмотреть за месяц самое интересное. Естественно, что я не раздумывая предложил ему нанять именно меня, не тратя времени на поиски местных проводников, так как лучшего знатока этой полной чудес и опасностей страны, чем я, найти всё равно не удастся. Знал я о Бразилии на тот час не многим больше, чем тётя из известного кинофильма, а именно то, что там много диких обезьян. Фёдор тяжело вздохнул и согласился.

Читать статью  Туристическая карта Израиля 2021 | Карты Израиля на русском языке | Карты городов и достопримечательностей в Израиле        Подробная карта Израиля на русском языке. Обновлённая карта на русском языке с названиями городов и достопримечательностями, карты расположение отелей и гостиниц Израиля

И через пару месяцев мы встретились с ним в аэропорту Рио де Жанейро. Время терять не стали, а сразу же отправились на арендованной машине в одно из самых топ-посещаемых мест — к статуе Христа на горе Корковадо, которую видно практически из любого уголка города.

Но видимая лёгкость достижения того или иного объекта, предусмотренного в нашем плане, на поверку оказывалась целой историей (причём на всём протяжении тура), что свойственно этой стране. Казалось бы, что может быть проще — держать курс прямо на статую, ныряя в улицы, ведущие визуально к ней. Но улицы в последний момент заворачивались улиткой, а сделать что-то разумное с навигатором машины было невозможно.

Дело в том, что в Бразилии найти человека, говорящего по-английски настолько легко, насколько найти в российской деревенской глубинке профессионального переводчика с санскрита. При этом язык жестов не действует, как и все остальные языки помимо португальского. Нас уверили, что навигатор говорит и показывает по-английски, и что это его родной язык, причем мы можем даже выбрать близкий нам по духу акцент. Будете проездом в Бразилии — не верьте. Наглая ложь, основанная на лукавстве. Умнейшая система трещит только по-португальски, и баста. Как и всё население огромной страны, никакого иного языка она не признаёт.

Ездить по Рио на машине — сродни экстремальным видам спорта. Хотя затяжные прыжки с больших высот для меня были, как я только здесь понял, ленивым посапыванием в уютной колыбели по сравнению с попыткой ехать здесь как надо, то бишь соблюдая правила. Через очень короткое время начинаешь понимать, что как надо едешь ты один, а остальные едут не просто как не надо, а как нельзя ни под каким соусом. Так как правил нет вообще. Кто смел и нагл — тот и выигрывает на дороге. Пусть путём полностью искалеченной машины, своей или чужой. Зато он — крутой победитель. А вокруг тебя практически в каждой машине сидят потенциальные тамерланы и чингиз-ханы.

И отдельная вещь — мотоциклисты. Они на бешеной скорости протискиваются во все невозможные щели между твоей машиной и соседними, с четырёх сторон от тебя. Навигатор при этом трещит на непонятном тебе языке, а взглянуть на его экран даже на мгновение означает стопроцентное столкновение с участием машин, мотоциклистов и уличных продавцов с тобой, зачинщиком крупной аварии. Так что мой совет — или заряжайте карту страны в свой навигатор и берите его с собой, или ездите на такси.

Улицы по направлению к статуе Христа начинают вести тебя вертикально вверх по узким дорогам, выложенным из острых камней. Но не радуйтесь — проехать вам не дадут.

Дорогу преграждают так называемые местные «гиды» с бирками, нарисованными от руки и надетыми на шею, которые лупят по машине, бросаются под колёса и запрыгивают на капот. Хочешь не хочешь, но останавливаешься. И тут побеждает «гид», который просто сильнее остальных физически. Раскидывая соперников, он влезает к вам машину через опущенно стекло до половины туловища, и начинает вовсю строчить на местном диалекте. До прилёта в Рио мне думалось, что, как обычно, я вполне хорошо экипирован. А Гугл-переводчик в телефоне, который дома идеально переводил голосовые фразы с русского на португальский (типа «большое спасибо за чудесное традиционное бразильское гостеприимство» или «русский и бразильянин — братья навек») здесь становился в тупик перед напором «гида», и выдавал психоделические бессвязные фразы, не имеющие отношения к логике вообще. Я раз десять пытался объяснить, что надо сказать в телефон не более пары предложений, и то по сути дела, но меня не понимали. Из моих рук выхватывался телефон, и в него как из пулемёта «гид» начинал строчить минут десять, после чего отдавал мне экран с переводом смешанной речи сразу всех обитателей психиатрической лечебницы.

С трудом, но мы поняли, что просто так ни нам, ни другим наивным приезжим туристам на машине наверх к подножью не попасть. И что без сопровождающего «гида» статую просто-напросто закроют тряпкой и ничего нам не покажут. Пришлось посадить «гида» в машину (на наше счастье, попался один, кое-как говорящий по-английски), и с ним ехать вертикально вверх.

И действительно, на подъездах к горе встретилось несколько парковок, откуда можно было сделать ряд панорамных снимков. А без «гида», который делится с открывателями-закрывателями парковок частью заработка, мы бы просто на них не попали. И то же самое наверху, поскольку от парковки надо уже было ехать последние десятки метров на маленьком автобусе. Иначе просто негде было бы оставить машину. Всё там просчитано, так что не пытайтесь их обмануть и найти дорогу сами. В смысле всех хитростей вам дадут сто и больше очков вперёд.

Наконец мы у подножья статуи, символа Рио де Жанейро. Фёдора удивило, что Христос не такой большой, каким он его представлял. В общем-то, это так и не так. Он высокий, понятное дело, но когда статую видишь отовсюду из города то кажется, что она должна быть ну просто громадная, и что если бы с ней рядом поставить мухинских рабочего с колхозницей, то последние казались бы полуторагодовалыми детьми, делающими широкие первые шаги, чтобы поспеть за отцом-баскетболистом.

Ну, со статуей всё понятно. Её любой видел на фото и открытках. А вид с горы действительно очень красивый. Внизу океан — масса лодок на якорях у берега, плывут корабли, сухогрузы, яхты, рыбацкие судна. Гора «Сахарная голова», на которую можно заползти с помощью канатной дороги на гондоле. Город внизу во всей красе, так что не почти не видно на таком расстоянии огромных кварталов трущоб, из которых, собственно, состоит не только Рио, но практически вся страна, естественно, за исключением деловых, культурных, богатых или исторических мест.

Об этих трущобах, которые назывются «фавелы» (favelas) — отдельный разговор. Фавелы — основная часть местожительства населения. Назвать условия жизни в фавелах бедными — это ничего не сказать. Дома лепятся друг к дружке вплотную, и состоят, как правило, из одной комнаты размером от трёх до семи метров, иногда с малюсенькой кухней впридачу. Поскольку Рио стоит на холмах, то фавелы занимают бо льшую часть гор.

В справочниках написано, что въезжать в них без сопровождения местных гидов или проводников — игра в русскую рулетку. В лучшем случае вас подчистую ограбят, а машину или покорёжат за просто так, или в момент разберут на запчасти для продажи деталей по цене порции крэка. Есть определённые туры по определённым фавелам (в сопровождении местных, разумеется), деньги от которых идут на обустройство быта в этих районах, на обучение детей и т. д. Но это лишь капля в море, и сделано для туристов, которые могут потом у себя дома хвастать — дескать, видали мы, видали, как там живут, каждый закоулок обошли, и ничего. Попробуйте наобум поехать сами — увидите, что получится.

Как правило, въехать в них легко, а выехать нельзя. То есть вход рубль, а выход два. Без того узкая каменистая дорога резко оканчивается тупиком, откуда можно передвигаться лишь на своих двоих, протискиваясь по проходам между глиняными постройками. Если ты не знаешь дыр, в которые можно въехать носом, развернуть машину и лететь прочь, то остаётся одно — включить задний ход и ехать так до дороги, с которой тебя вечное любопытство заставило свернуть в местную обитель. Причём в ряде случаев за тобой несутся жители, на ногах или велосипедах (хуже когда на мопедах и мотоциклах), с недвусмысленными намерениями, начертанными на лицах и бейсбольными битами в мозолистых руках.

Если с вами такое случится по любой причине — самое нелепое, что вы можете сделать по доброте душевной или в приступе дружелюбия, так это открыть окно и спросить дорогу, или же попытаться объяснить, что вы, к сожалению, не местный, что им и без того ясно как день. Даже если вы окончили факультет переводчиков по литературному португальскому языку и вас хвалил декан за чистое произношение. И то, что вы смотрели фильм «Генералы песчаных карьеров» и даже плакали в конце — вам точно не поможет. Забудьте.

По ходу общения с нашим новым приятелем мы выяснили, что он живет в одной из таких фавел, и вполне понятно, что захотели увидеть скромный быт своими глазами, не думая, что когда-либо попадём в одну из них ещё раз. Оставив машину при въезде в чердачный посёлок, мы карабкались с ним по узким проходам, рассматривая многочисленные граффити на стенах, оградах и на всём, что плоское и вертикальное.

Надо сказать, что граффити в Бразилии, в любом городе или маленькой деревне, заслуживают не просто отдельной книги, но по крайней мере хорошо изданного десятитомника — альбома по живописи. Работы настолько талантливые и высокопрофессиональные, что дух захватывает. В Майами, например, есть отдельный район, где художникам по настенной росписи отдали все на откуп — дома, стены, заборы и т. п. Мне казалось, что уж там работы будь здоров, но теперь я понимаю, что до местных безвестных мастеров аэрозоля им надо расти и расти.

И эта фавела оказалась не криминальной, а скорее фавелой искусства, поскольку в ней как раз и живёт община художников, разрисовывающих город и окрестности, а мама нашего «гида» — вообще президент этого сообщества. Не скажу, что мы до хрипоты спорили по поводу раннего Малевича и позднего Кандинского, но довольны друг другом и знакомством уж точно остались.

Гостиница наша находилась на знаменитой Капакабане, и ещё за месяц с гаком мы представляли с Фёдором, как устав после переизбытка впечатлений мы приедем в отель, и лениво побредем на пляж, где будем покачиваться, как два буйка, на тёплых океанских волнах, получая порции здорового загара. Погода же к нашему приезду стояла на отметке «ветер-тучи-ливень», и меняться не желала. Волны величиной с трёхэтажный дом с шумом обрушивались на пляж, на котором кроме нас, гуляющих зевак, лежали лишь накурившиеся всякой дряни люди, уж точно не собиравшиеся купаться в своём раю.

За пару с лишним дней мы осмотрели всё, что запланировали, даже гораздо больше. На второй день мы забрались в старинный трамвай, который везёт вас по горе наверх, прямо из центра города, по старинным улочкам, мимо небольших вилл и стильных домиков, открывая одну за другой панорамы Рио, от высоких зданий в сердце города до разбросанных там и тут неизменных фавел. В конечном пункте водитель трамвая просто выходит из вагона, и перебрасывает электрические дуги на другие провода. Затем влезает в такую же кабину сзади, и едет по параллельной колее вниз.

Большинство самых знаменитых зданий, домов, районов (и это по всей Бразилии) спроектировано Оскаром Нимейером. Я, к своему стыду, просто не имел понятия, какое бессчётное количество шедевров он возвёл, несмотря на долгие годы жизни (он прожил до 105 лет). Это просто не укладывается в голове. Основные его шедевры находятся в столице — Бразилиа. В Рио же одно из самых известных его зданий — Министерство образования и здравоохранения, спроектированное совместно с Ле Корбюзье.

По составленному заранее списку мест, которые ну просто нельзя было пропустить, мы мчались от Городского Театра ко Дворцу Тирандес, от Кафедрального Собора к церкви Канделария, пролетая по несколько раз в день самбодром и богемные районы. Утомлять описанием того или иного объекта не буду принципиально, благо каждая статья о Бразилии подробно, лучше википедий, рассказывает обо всех этих местах с пометкой «посмотреть обязательно».

Читать статью  Правила поведения в раю: что посмотреть и чем заняться на Бали

Бразилия — обзор самой большой страны Южной Америки

Этой весной я осуществил большую поездку в Бразилию — самую большую страну Южной Америки и одну из крупнейших в мире. Эта страна несомненно заслуживает подробного изучения, как Россия, Китай, Индия или США, поэтому я доволен тем, что смог основательно по ней поездить, даже несмотря на то, что пришлось отложить поездку в другие страны Южной Америки, куда я хотел попасть.
В прошлый раз я был в Бразилии в новогодние каникулы в 2012-2013 годах, тогда я проехал из Рио-де-Жанейро на юг до границы с Уругваем через южные штаты. В этот раз я не ездил на юг, зато прокатился по северо-востоку, Амазонии, центру страны и Пантаналу, а также провел кучу времени в двух главных городах — Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Всего в этом году я был в Бразилии около 70 дней, со 2 марта по 3 июня, с перерывом на поездку в Боливию.

Въезд и выезд
Бразилия безвизовая, формально 90 дней из 180 (как Европа), но по факту пребывание можно продлить еще на 90 дней. Для въезда нужен тест на коронавирус, стандартно за 72 часа.
Если нужен тест на коронавирус для въезда в следующую страну, в Бразилии его проще всего сделать в аэропорту Сан-Паулу (все равно международные рейсы только оттуда сейчас летают). Стоит недешево — 350 реалов ($65), но дешевле, чем в Боливии или в Европе. Результаты готовы через 4 часа, то есть можно приехать в аэропорт пораньше. В городе тоже есть пара мест этой же сети, но там результат в течение 1 дня.
Из Европы в Бразилию сейчас основные маршруты это через Стамбул (дешевле) или через Доху/Дубай (дороже). Через аэропорты ЕС (Париж, Амстердам) летать не стоит, так как они любят менять правила и закрывать даже транзит по желанию левой пятки. Мой билет из Москвы в Сан-Паулу через Стамбул и обратно стоил около $900, то есть примерно так же, как стоил в 2019 году. При этом тариф был с возможностью обмена, чем я и воспользовался, наверное, в первый раз в жизни, когда рейсы из Стамбула в Москву отменили — я поменял дату и пункт прилета на Минск, и мне еще даже отсыпали назад несколько долларов аэропортовых сборов.
Из-за «бразильского» штамма (который считается более опасным, хотя доказательств этого до сих пор нет) из Бразилии сейчас сложно выбраться. Я хотел поехать после Бразилии в Колумбию и Эквадор, но обе страны сделали для прилетающих из Бразилии карантин (Колумбия, правда, в конце мая отменила это правило, но я уже не хотел менять планы). Через США лететь тоже не очень получится, точнее, можно лететь в Бразилию (если есть американская виза), а обратно нельзя, т.к. из Бразилии въезд в США закрыт.

Деньги
Валюта Бразилии называется реал. С 2013 по 2021 курс реала упал от 2 реалов за доллар до 5.5, в результате Бразилия из самой дорогой страны Южной Америки превратилась в самую дешевую, по крайней мере дешевле Боливии. В Бразилии очень дорого стоит импорт из-за конских пошлин, так что айфоны и брендовая одежда дороже, чем даже в России. Но для туриста это не важно, а еда, жилье, проезд, экскурсии по цене падают с курсом реала. Подняв свои архивы, я сравнил цены с 2013 годом, и понял, что в реалах проезд между городами подорожал незначительно, проезд по городу подорожал в 1.5 раза, еда немного, а гостиницы даже подешевели.
В Бразилии очень распространена оплата банковской картой, есть еще местные системы переводов, как у нас переводы по номеру телефона в Сбере. Даже уличные тележки с едой могут принимать карты. Вероятно, это связано с высоким уровнем преступности, поэтому люди не хотят носить наличные.
В банкомате можно снять наличные без комиссии в большинстве банков (но не в аэропорту Сан-Паулу), лимит обычно низкий в районе 1000 реалов, но в банке Bradesco во многих отделениях можно снять за раз 2500 реалов.

Язык
В Бразилии говорят на португальском языке, произношение которого довольно сильно отличается от Португалии. Я владею этим языком, поэтому проблем с коммуникацией у меня почти не было, а вообще в Бразилии с этим непросто — английский почти никто не знает, туристическая инфраструктура тоже ориенттирована в основном на местных или жителей соседних стран, так что встретить людей, говорящих по-испански намного проще, чем англоговорящих.

Жилье
Гостиницы в Бразилии довольно дешевые. Я платил в среднем 100 реалов (менее $20) за двухместный номер, и даже меньше за одноместный — 70 реалов. Это в хорошей гостинице с кондиционером. Без кондиционера можно найти еще дешевле, я останавливался в таком месте на одну ночь в Жуан-Песоа, и это стоило всего 40 реалов ($7), и для своих денег было неплохо — как минимум душ в номере и интернет были. В Бразилии не так жарко, как в Юго-Восточной Азии, особенно в южной и центральной части, особенно ближе к зиме. В мае, мне кажется, я почти и не включал кондиционер нигде.

Гостиница за 40 реалов:

Гостиница за 70 реалов:

Airbnb в Бразилии тоже вполне можно пользоваться. За те же $20-25 можно снять небольшую квартиру, что очень круто. Я так жил дважды: в Ресифи и в Рио-де-Жанейро прямо на первой линии Копакабаны. Не очень удобно airbnb для короткого пребывания на 1-2 дня, так как квартиры обычно в жилых районах, а не в историческом/деловом центре.
Почти во всех гостиницах бесплатный завтрак, шведский стол с примерно одинаковым набором блюд везде:

Транспорт междугородний
Из-за больших расстояний самый актуальный транспорт это самолет. В Бразилии есть три крупных авиакомпании: Latam, Gol и Azul. Первая это обычная авиакомпания, а две другие — лоукосты. Багаж нигде не включен в стоимость, но за ним и не следят при посадке. Из-за коронавируса в аэропортах не работают киоски регистрации (непонятно почему, когда заражение через поверхность исключительно редко), поэтому я всегда регистрировался через мобильное приложение и показывал посадочный с телефона. Перед входом в самолет надо показать паспорт (пока что из всех стран только в Австралии и Новой Зеландии я летал внутренними рейсами вообще без показа документов).
Билеты стоят довольно дешево, но есть одна неприятная особенность — нужно покупать сильно заранее, минимум за две недели. Даже на самом загруженном маршруте Рио-де-Жанейро — Сан-Паулу, где самолеты летают каждые полчаса, билет на завтра может стоить за $100, а заранее — $20. На менее популярных маршрутах цены на ближайшие 3 дня почти всегда конские, $200, $300, $400, а заранее можно через всю страну пролететь за $50-100.
В Бразилии очень распространены рейсы с пересадками, при этом много разных хабов, и часто поисковики предлагают неочевидные маршруты с двумя или даже тремя пересадками.

Междугородние поезда в Бразилии ходят только по двум маршрутам: Белу-Оризонти — Витория и Сан-Луис — Парауапебас. Мне не довелось на них проехать. Первый маршрут наверное получше автобуса, но менее удобен, чем самолет, который между двумя этими крупными городами должен стоить дешево. Второй маршрут идет от побережья в дебри Амазонии, но может быть полезен, чтобы проехать по земле из Сан-Луиса в сторону штата Токантинс.

Основной наземный транспорт это автобусы. Здесь творится полный анкап: приходишь на автовокзал, а там 20 окошек разных компаний, и нужно понять, кто ездит по нужному направлению. Можно посмотреть расписания на buscaonibus.com.br или clickbus.com.br. Автобусы все комфортабельные, как в Малайзии, дешевых и старых автобусов, как в Боливии, не встретить. Из-за коронавируса по многим направлениям частота рейсов снижена, так что лучше смотреть расписания заранее, а не надеяться уехать в любое время. Проезд на автобусе стоит примерно 20 реалов ($4) за час езды.

В Бразилии действует blablacar, и пользуется определенной популярностью. Я один раз им воспользовался, так как очень не хотел рано вставать, чтобы ехать из Салвадора в Аракажу. Как часто бывает с этим сервисом, не обошлось без приключений — двое водителей мне не ответили, третий отменил поездку, но все же передал контакты другой машины, на которой я в итоге и добрался.

По реке Амазонке можно путешествовать на корабле. Пассажирские рейсы есть и по крупным притокам, вплоть до границ с Перу и Колумбией. Основной маршрут пролегает между Манаусом (главный город Амазонии) и Беленом (берег океана, дельта Амазонки). Я проехал чуть меньше половины этого маршрута от Манауса до Сантарена. Проезд стоит 200 реалов (за 30 часов), это если ехать на палубе в гамаке (который нужно заранее купить). За 400 реалов сверху можно ехать в относительно комфортной каюте с душем и кондиционером.

Наконец, аренда автомобиля в Бразилии также возможна. Теоретически в Бразилии требуются международные права, но по факту у меня их не спрашивали. В Бразилии, несмотря на близость Америки, довольно распространены машины с механической коробкой передач, например, большинство таксистов ездят на мешалке. В прокате есть и механика, и автомат, и автоматы стоят несколько дороже — примерно 130 реалов в день против 100. Я арендовал в Alamo (как и в прошлый раз в Америке), которая в Бразилии работает под брендом Unidas. Страховки тут оплачиваются отдельно, примерно 10 реалов в день за CDW (КАСКО) и 15 реалов в день за Liability (ОСАГО). В отличие от Европы и США, где добавление второго водителя может чуть ли не удвоить цену, здесь это стоит всего около доллара в день.
Бензин в Бразилии не дешевый, в отличие от США: около 5 реалов за литр. Из-за этого бензин стал существенной статьей расходов: за трехдневную поездку я заплатил около $100 и чуть больше $50 за бензин (в США расходы на бензин были пренебрежительно малы). Правила дорожного движения стандартные, движение по правой стороне. Скоростной режим почти никто не соблюдает, как в России, особенно вне городов (где по умолчанию лимит 90 км/ч, и временами любят посреди ничего поставить неровность с лимитом 30). Я ездил только в Бразилиа и окрестностях, где широкие дороги, и парковки много и бесплатно. Если вы решитесь поехать в крупный город типа Рио или Ресифи (сомнительное предприятие, как по мне), парковка будет платная. Бывают неофициальные парковщики, собирающие оплату за стоянку, как в Индонезии.

Транспорт городской
Основным транспортом в Бразилии у меня было, как ни странно, такси. Здесь действуют приложения Uber (международное) и 99 (местное). За три месяца в Бразилии я ездил на такси больше раз, чем в России за 30 лет. И дело не только в безопасности и скорости — такси получается по цене не сильно дороже автобуса, если ехать даже вдвоем. Стандартно поездка по городу минут на 20 стоит 10-15 реалов ($2-3), во многих городах за эти деньги можно даже доехать до аэропорта. Когда проезд на автобусе с человека стоит 4-5 реалов, выбор очевиден. Такого дешевого такси нет даже в российской провинции, не говоря о Москве, где меньше чем за 200 рублей даже в соседний дом не доехать.
В Сан-Паулу такси несколько дороже, чем в других городах.
Если торопиться некуда, можно воспользоваться общественным транспортом. Метро есть в следующих городах: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Ресифи, Салвадор, Бразилиа, Белу-Оризонти, Порту-Алегри. Во всех, кроме Сан-Паулу, максимум 2 линии, но они тоже могут быть полезны. Например, в Салвадоре можно доехать в центр из аэропорта, в Ресифи аэропорт находится в конце одной линии, автовокзал — в конце другой, а начинаются обе в историческом центре. В Рио-де-Жанейро метро проходит вдоль побережья через все основные места: центр, Лапа, Ботафогу, Копакабана, Ипанема, Росинья, Тижука. Формально линий 4, но по сути линия 4 начинается, когда заканчивается линия 2 (в 2013 году линии 4 еще не было), а разделяются линии на севере, где туристам смотреть особо нечего. Проезд на метро стоит 4-5 реалов, в Рио-де-Жанейро в конце мая подорожал до 5.80 за однократный билет.

На автобусе проезд тоже стоит 4-5 реалов (суммы везде отличаются немного разным количеством сентаву). Маршруты есть в Google Maps и в приложении Moovit, лучше использовать последнее, так как там более точная информация. В бразильских автобусах на входе стоит очень неудобный турникет, даже более жесткий и неудобный, чем были в Москве. В 2013 году стандартно возле входа сидел человек, которому надо было платить, сейчас такое осталось еще кое-где (в Белене, Сантарене), но в большинстве городов внедрили транспортные карты. У местных почти у всех они есть, так как дают сильную экономию при поездках с пересадкой. Из-за этого у водителя может не быть сдачи, один раз я даже дал 5 реалов другому пассажиру, чтобы он меня пропустил.

Читать статью  Несебр болгария достопримечательности экскурсии

Еда
Бразилия — очень интересное место в плане еды, не менее экзотичное, чем Восточная Азия. Здесь есть немало уникальных фруктов и овощей, которые не встретить на других континентах. Большой простор для исследования.

Можно пробовать некотоыре экзотические блюда, ингредиенты к которым вы вне Бразилии вряд ли достанете, как например амазонские суп tacaca’:

Супермаркеты встречаются достаточно часто, есть даже сети из Европы (Dia, Carrefour). Цены там приемлемые, продают много видов сочного мяса, но поскольку еда в ресторанах недорогая, я разленился и не готовил, кроме периода локдауна в Ресифи.

Чтобы поесть, самый бюджетный вариант это ланшерия (lancheria). В таких заведениях продают бургеры, бутерброды и обеденные блюда (Prato executivo). Как правило, блюдо это какое-то мясо либо рыба, плюс гарнир, очень много гарнира: неизменные рис, фасоль, крошки (farofa), салат, помидор, иногда маниок или обычная картошка. Поесть в ланшерии стоит в районе 10-15 реалов, максимум 25, если там очень много мяса. Обычно ланшерии работают только днем, но в оживленных местах типа Копакабаны могут и до вечера работать.

Уровнем повыше будут рестораны. Там еда поразнообразнее и немного изысканнее, хотя гарниры тоже будут обязательно. Поесть в ресторане не сильно дороже, где-то 20-30 реалов. Многие из них тоже работают только днем на обед.

Вечером поесть может быть проблемой, особенно сейчас, когда часов в 9-10 все должно закрываться. Вообще вечером чаще всего работают рестораны с грилем (churrascaria), а также бары, где упор скорее на пиво, чем на еду (но поесть там тоже можно). Одна из фишек Бразилии это рестораны с безлимитом (rodizio), где платишь за вход, а внутри официанты ходят по залу и разносят только что пожаренные куски мяса на шампурах. К сожалению, такие рестораны встречаются намного реже, чем хотелось бы, и не все работают сейчас. Так, в Бразилиа я так и не смог найти приемлемый, был только один работающий, но очень дорогой (150 реалов за вход). Так что на настоящее родизио я попал только один раз в Масейо, где вход стоил 45 реалов.

Альтернатива безлимиту — рестораны, где оплата за килограмм (buffet/kilão). Можно накладывать, что угодно, включая мясо, и платить за вес, обычно от 50 до 70 реалов за килограмм (есть более дешевые, но они обычно не прикольные). В Сан-Паулу я постоянно ходил в такой, там был гриль той же степени элитности, что и в родизио, плюс всякие прочие небанальные штуки типа сашими из лосося, карпаччо, севиче и.т.п.

Фаст-фуд довольно часто встречается в виде тележек, продающих бургеры, тапиоки (жареные блины) или пастел (хрустящий чебурек). Есть также и стандартные международные сети. Обед в McDonald’s с Биг Маком стоит около 30 реалов, лучше брать двойной Биг Мак, потому что он только на пару реалов дороже. А еще лучше вдвоем брать два Биг Мака (или других больших бургера) за 18-20 реалов, это получается по цене, как в России.

Бразилия славится свежевыжатыми соками, я почти всегда брал к обеду какой-нибудь сок. Даже в заштатной ланшерии будет штук 5 видов сока, а в уважающей себя будет видов 20 из разных фруктов. Некоторые фрукты, такие как купуасу или кажа (он де тапереба) лучше пробовать в виде сока, а не в чистом виде. Сок при этом стоит дешево — 6-10 реалов за стакан, независимо от фрукта. Можете представить где-то еще свежевыжатый сок за 1-2 доллара?
Отдельный вид искусства это асаи — своеобразное мороженое или смузи, сделанное из замороженных ягод асаи, растущих в Амазонии. Под асаи часто бывают специальные заведения, которые на нем специализируются, но можно купить его и в супермаркете в отделе мороженого. Большой пол-литровый стакан асаи стоит реалов 15, если в чистом виде, а разбавленные молоком или водой будет дешевле.
Кстати, настоящий вкус асаи другой, более терпкий и менее фруктовый. Его можно попробовать только в Амазонии, потому что чистый сок не хранится больше нескольких часов.

Интернет
В Бразилии четыре основных оператора: Claro, Tim, Vivo, и Oi. Цена на интернет достаточно низкие, но основная засада в том, что иностранцу очень сложно купить сим-карту без CPF (бразильского номера налогоплательщика). В Сан-Паулу в центре я обошел все офисы операторов (в аэропорту сим-карты вообще не продаются), и продать мне согласились только в Oi, где продавец просто зарегистрировал симку на себя. Тариф у меня был 50 реалов в месяц (меньше $10) за 15 гигабайт интернета + звонки. У Oi других предоплатных тарифов и нет, а у других операторов можно взять меньше интернета за меньшие деньги.
Хорошим решением этой проблемы является, собственно, получение CPF. Его выдают и иностранцам, и с недавних пор можно получить удаленно. Инструкция ЗДЕСЬ.

Безопасность и прочее
Одним из ключевых в Бразилии является вопрос безопасности. Это страна с высоким уровнем преступности, многие крупные города входят в топ по числу убийств, а туристы могут также стать жертвами ограбления, в том числе вооруженного. Нужно понимать, что абсолютная вероятность серьезных неприятностей достаточно маленькая, но в сравнении с другими странами она намного выше. Это значит, что бояться и трястись, как осиновый лист, не надо, но и пренебрегать здоровыми мерами безопасности не стоит.
В Бразилии чем больше город, тем он опаснее в среднем. Это важное отличие от России, где в Москве и других больших городах совершенно безопасно, а встретить гопников можно только в маленьких моногородах и поселках. Тут наоборот, мелкие города намного безопаснее. Все, у кого нет работы, и есть желание промышлять разбоем, едут в большие города, где есть, во-первых, много потенциальных жертв, во-вторых, дешевое жилье в виде фавел, в-третьих, нелегальная работа в теневом бизнесе. Какие конкретно города самые опасные, меняется со временем. Скажем, в 2013 на первом месте был Масейо, а сейчас это Натал. Рио-де-Жанейро по числам не в самом топе, но это единственный город, где много иностранцев, на которых специально могут обращать внимание.

После наступления темноты желательно на улице не появляться, особенно в офисных и торговых районах. Хотя в Сан-Паулу и Рио я это правило постоянно нарушал, но гулял только по знакомым людным местам — у пляжа Рио, в центре Сан-Паулу. Везде, где безлюдно, лучше просто так не ходить. Воскресенье — это еженедельное бедствие в Бразилии. Все закрыто, на улицах шаром покати, ходить очень неуютно, особенно по центру города. Старайтесь планировать маршрут так, чтобы в воскресенье быть в маленьком городе или на пляже, если оказываетесь в большом городе, не рассчитывайте его посмотреть в воскресенье, лучше добавьте еще один день пребывания.
Передвигаться на такси полезно, особенно в/из автовокзалов, которые как правило в плохих районах. В принципе насчет общественного транспорта я не параноил, но за исключением метро пользовался им не часто, так как такси дешево.
Перед поездкой я купил новый телефон, специально выбрав модель с достаточно хорошей камерой, и в тех местах, где было некомфортно, фотографировал на телефон, чтобы не привлекать внимания. В туристических, людных местах, вне городов снимал, как обычно, на зеркалку.

Самый опасный район Сан-Паулу, куда не стоит соваться даже днем

Медицина в Бразилии имеется государственная для всех, в том числе базовое лечение могут получить и иностранцы, так что можно не бояться разориться, сломав ногу.
Я сделал в Бразилии прививку от желтой лихорадки. Это болезнь, которая есть в Амазонии и Африке, в Африке многие страны требуют сертификат о прививке для въезда. В Южной Америке некоторые тоже требуют, например, для въезда в Панаму из Бразилии нужен. В Москве эту прививку можно сделать только в одном месте, а в Бразилии где угодно и даже бесплатно. Мне дали карточку вакцинации, по которой позже я в аэропорту Ресифи получил сертификат на английском. В аэропорту Сан-Паулу эти сертификаты больше не выдают, висит объява с советом получить самому через местный сайт типа «госуслуги», либо в каких-то больницах в городе.
По коронавирусу в Бразилии мер сильно больше, чем в России. Главное, тут обязательно носить маски даже на улице, хотя по факту это все же не Европа, стучать на вас не будут, и предъявлять вне помещений тоже. Полицейские сами часто в числе самых безмасочных. Также вводятся и другие меры, отличающиеся от штата к штату и даже от города к городу. Самые частые меры это закрытие магазинов и ресторанов не позже часа Х (хорошо, если 9 вечера, а бывает, что и 5), комендантский час где-то в районе 11 или полуночи (который все равно никто не соблюдает, в Сан-Паулу был в 8 весь апрель, и даже кое-какие рестораны работали). В жестком случае бывает типа-локдаун, как я попал в конце марта — начале апреля на пике второй волны, когда рестораны работают только на вынос, непродовольственные магазины из-под полы, а пляжи закрыты. Также в Бразилии не работают концерты, театры и прочие массовые мероприятия. Достопримечательности в некоторых местах работают с ограничением на число посетителей.
Розетки в Бразилии европейского типа, но почти все они узкие, так что если у вас вилка круглой формы (как у большинства крупных девайсов типа ноутбуков), придется купить переходник реалов за 5. Как я понял, такие розетки стали устанавливать сравнительно недавно (в 2013 году у меня не было проблемы с подключением), поэтому переходники найти в продаже довольно легко.

Что посмотреть
В Бразилии 26 штатов + столица (федеральный округ). Из них я был в 19.

Риу-Гранди-ду-Сул, Санта-Катарина, Парана — три южных штата, где я был в 2013 году. Здесь находятся водопады Игуасу и немало курортов, включая Флорианополис.

Сан-Паулу — самый большой город южного полушария. Тут немного достопримечательностей, но много всяких развлечений и хороших ресторанов. Также можно съездить к побережью в Сантус или более дальние курорты типа Убатубы.

Рио-де-Жанейро — хрустальная мечта моего детства. Самый живописный мегаполис в мире.

В этом же штате волшебный город Парати.

Эспириту-Санту — похоже на Рио пейзажами и пляжами.

Минас-Жерайс — старинные города, где я был в 2013 году.

Мату-Гроссу и Мату-Гроссу-ду-Сул — как следует из названия, большой лес в глубине материка. Тут находится Пантанал — регион с большим количеством дикой природы.

Бразилиа и штат Гойяс — каньоны, водопады, прохладная погода, столица, построенная с нуля по плану.

Баия, Сержипи, Алагоас, Пернамбуку, Параиба, Риу-Гранди-ду-Норти — ближе всего географически к Европе, старинные города (Салвадор, Олинда, Сан-Кристован), и много пляжей на берегу океана.

Пара и Амазонас — джунгли Амазонки

Из оставшихся 8 штатов четыре это группа на северо-востоке (Сеара, Пиауи, Мараньян, Токантинс), последний крупный кусок Бразилии, куда у меня не было времени и сил съездить в этот раз. Там есть исторический город Сан-Луис и национальный парк Ленсоис-Мараньенсис.
Еще четыре маленьких штата на севере по краям Амазонии (Амапа, Рорайма, Рондония и Акри). Первые два я точно посещу, если поеду когда-нибудь в Гайану, Суринам и Французскую Гвиану.

Итого
Расходы на двоих получились примерно такие:

Понятно, что тут сыграло роль большое количество перелетов по всей стране. А так путешествовать по Бразилии можно легко с бюджетом $30-40 в день.
В целом путешествие вышло отличным, после долгого вынужденного перерыва было прекрасно снова съездить в длительную поездку, я увидел много нового и интересного, и не поимел никаких серьезных проблем.

Источник https://www.tema.ru/travel/brazil-1/

Источник https://www.tourister.ru/responses/id_15968

Источник https://juan.livejournal.com/673109.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Схема подключения гидроаккумулятора для систем водоснабжения: как правильно установить и подключить гидробак к насосной станции
Next post Водоснабжение из колодца