Секреты семейных отношений

 

§ 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения супружеских отношений

Попытки интерпретации любви как психологической реальности пред­принимались в классическом психоанализе (3. Фрейд), неопсихоанали­зе (К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм), эго-психологии (Э. Эриксон), гума­нистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), экзистенциальной психологии (Р. Мэй), в рамках социально-психологических исследова­ний в связи с проблемой аттракции.

Любовь как эмоциональный процесс характеризуется с точки зрения интенсивности, продолжительности, степени осознанности, функций, мо­тивации, генезиса. Воздействие любви на человека может быть двояким: как стеническая эмоция, любовь мобилизует, повышает жизненный тонус; как астеничес­кая эмоция, любовь ведет к снижению жизненного тонуса, замыканию, уходу в себя. Соответственно, можно проследить два сценария воздейст­вия любви на личность: пессимистический и оптимистический. Пессими­стический сценарий основывается на предположении о том, что любовь делает человека зависимым от объекта любви (того, кого любим), приво­дит к возрастанию тревожности (как реакции на угрозу лишиться объекта любви), создает препятствия для самореализации и личностного роста. Оптимистический сценарий предполагает личностный рост в условиях реализации межличностных отношений со значимым Другим, снижение тревожности, формирование личностной независимости [Гозман, 1987]. Поистине любовь всесильна! Конкретное воплощение в жизнь того или иного сценария определяется содержанием деятельности, реализуемой субъектом любви в отношении ее объекта.

Итак, любовь может рассматриваться как эмоциональный процесс, име­ющий свой объект; как особый вид деятельности, проявление активности субъекта; как предметное чувство, имеющее генезис и свою динамику раз­вития, допускающую смену объекта. Любовь выражает мировосприятие личности и ее отношение к миру в пределах от базового доверия и откры­тости до тотальной к нему враждебности и недоверия (Э. Эриксон).

Любовь в истории человечества проходит сложный путь эволюции и развития [Кон, 1989; Lampert, 1997]. Любовь человека имеет культурно-ис­торическую природу и представляет собой высшую форму человеческой близости, обеспечивающую оптимальные психологические условия для личностного развития и самореализации каждого из партнеров.

В онтогенетическом развитии любовь как особый тип отношений между двумя людьми последовательно проходит три стадии: стадию привязан­ности как симбиотической связи субъекта и объекта, стадию дифференциа­ции и стадию автономизации и индивидуализации. На стадии привязаннос­ти как симбиоза доминируют аутоэротизм и первичный нарциссизм. Здесь отсутствуют собственно межличностные отношения, два существа слиты в неразрывном единстве, границы личности не определены. На второй стадии происходит дифференциация партнеров, впервые возникает задача установ­ления межличностных отношений на основе усвоения культурных норм, правил и ценностей. Однако эмоциональные связи строятся на основе гло­бального отождествления, не предполагая целостности и автономии лично­сти. На третьей стадии обеспечивается достижение эмоциональной авто­номности, достигаемой лишь в подростковом или юношеском возрасте. На базе автономизации личности формируется эго-идентичность и происходит осознание себя как целостности и индивидуальности. Межличностные от­ношения строятся осознанно и произвольно. Открывается возможность ус­тановления подлинной близости и интимности, формируются зрелые формы любви (Э. Эриксон). Однако стадия эмоциональной автономности до­стигается далеко не всегда, следствием чего становится возникновение про­блем в межличностных отношениях в семье.

Любовь мужчины и женщины сочетает в себе два начала — сексуальное и эротическое (3. Фрейд, Э. Берн, Р.Мэй). Фрейд выделяет «уровень чув­ственности» как выражение врожденных биологических влечений человека и «уровень нежности», соответствующий личностному уровню отношений между партнерами. Эти уровни отношений находятся в определенном про­тиворечии, которое разрешается лишь на зрелой стадии любви. Согласно Фрейду, лишь взрослая генитальная любовь способна гармонично объеди­нить эти два начала. Сексуальное начало в человеке врожденное, с возрас­том меняется только его объект. Нежность — приобретенное качество, гене­зис которого связан с интроекцией материнской любви, а развитие — с характером детско-родительских отношений. Материнская любовь, по мне­нию А. Ламперт [Lampert, 1997], первый вид любви, возникший в процессе эволюции и первый опыт любви в истории каждого человека. Эта «двойная первичность» делает материнскую любовь прототипом всех видов человече­ской любви. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любимым с самого детства. Этот принцип действует уже на высших ступенях эволюционной лестницы животного мира в отношении формиро­вания сексуального и родительского поведения, что было убедительно про­демонстрировано М. Харлоу и Г. Харлоу в известных экспериментах с обе­зьянами. В юности на генитальной стадии происходят второй выбор сексуального объекта и окончательное преодоление комплекса Эдипа (Эле­ктры) как полный отказ от сексуального влечения к родителю противопо­ложного пола и перенос его на другой объект. Интеграция сексуального и эротического начала обеспечивает гармонию супружеских отношений, дез­интеграция приводит к серьезным проблемам.

Однако юношеская любовь еще не освобождается до конца от прежней связанности с историей детско-родительских отношений. Влюбленность может рассматриваться как своеобразная форма регрессии на более ран­ние стадии развития и реконструкция отношений в диаде мать-ребенок, соответствующих младенчеству и раннему детству [Lampert, 1997]. На­пример, страх расстаться друг с другом, возможность лишиться общения с партнером воспринимаются «смерти подобно» и равнозначны пережива­ниям младенца, сталкивающегося с ситуацией сепарации с близким взрос­лым. Идеализация партнера, «возведение на пьедестал» сродни «обоже­ствлению» маленьким ребенком родителя как самого могущественного и всесильного. Подобно тому, как ребенок, взрослея, обнаруживает ошибоч­ность своих взглядов в отношении беспредельности власти и возможнос­тей родителя, супруги в браке испытывают чувство крушения иллюзий, обнаружив реальные слабости и ошибки своего кумира и будучи вынуж­денными «низвергнуть» его с пьедестала. В отношениях любви с партнером молодой человек воспроизводит противоречивость своих отношений с матерью, суть же этой противоречивости состоит в сосуществовании и взаимодействии двух противоположных тенденций — тенденции поиска зашиты, близости, опеки, с одной стороны, и стремления (стимулирова­ния) к независимости и автономии — с другой. Баланс этих тенденций меняется с возрастом в сторону все большего преобладания тенденции к самостоятельности и автономии. Проекция такого противоречия на отно­шения любви приводит к тому, что партнеры постоянно испытывают кон­фликт между стремлением к установлению возможно большей близости, реализующей страх сепарации со значимым Другим, и стремлением к ав­тономии, дистанцированию с партнером, отражающим боязнь быть асси­милированным другим, потерять индивидуальность, идентичность, неза­висимость. Чем больший интерес проявляет в паре один из партнеров к другому, чем более явной становится его стремление к сближению, тесно­му и постоянному общению, тем больший отпор проявляет второй парт­нер, тем более явными становятся его стремление к дистанцированию и независимости, попытки уйти от взаимодействия с партнером. И наобо­рот, чем меньшую заинтересованность в нас обнаруживает партнер, чем более он склонен проявлять интерес к другому, тем острее переживаем мы угрозу разлуки и сепарации, тем более настойчивой и бескомпромиссной становится наша борьба за возвращение партнера. Анализ генезиса любви и супружества в контексте особенностей детско-родительских отношений получил благодаря работам корифеев психоанализа широкое признание и стал традиционным (3. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и др.) Установление эмоциональной дифференцированности партнеров на основе разумного баланса привязанности и автономии признано условием эффективности -функционирования семейной системы в целом (М. Боуэн).

Одной из наиболее интересных и содержательных попыток психологиче­ского анализа любви является теория Э. Фромма [1990], который считал лю­бовь ядром человеческого существования. Любовь рассматривалась им как способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром. Из возможных путей преодоления одиночества — конформизма и соглашатель­ства, труда и развлечений, плодотворной творческой активности в сотрудни­честве с другими людьми и любви — психологически оправданными являют­ся лишь два последних. Однако в рыночном обществе потребления, где человек оказывается отчужден от продуктов своего труда, активная творчес­кая деятельность и сотрудничество оказываются невозможными. Второй путь обретения гармонии человека с природой и миром — путь любви — при­знается единственно возможным и универсальным. В силу своей биологиче­ской природы и полярности полов в эротической любви человек направлен на реинтеграцию с природой через полное слияние и соединение с другим че­ловеком, мужчины с женщиной:

Фромм выделяет различные в и д ы л ю б в и:

• эротическую — любовь между мужчиной и женщиной;

•братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве;

•материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремле­ние отдать;

любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому;

любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех формах ее проявления.

Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизнен­но, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Об­щество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им два модуса любви: любовь как облада­ние и любовь как бытие.

Первый модус — любовь как обладание — характерен для общества по­требления, где действует принцип «все на продажу». Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами («я тебя люблю, а ты мне за это. »), становится предметом купли и продажи. Происходит обмен: мужчины предлагают статус, деньги, власть; женщи­ны — красоту, хозяйственность, плодовитость и т.д. При создании семьи акцент переносится на фазу поиска брачного партнера, тут можно видеть особый накал страстей и настоящий азарт игрока — получить больше, от­дать меньше. Начинается торг, где все взвешивается и оценивается, где продавцы и покупатели пытаются обмануть, «всучить», совершить выгод­ную сделку. «Несчастная любовь» у сторонников модуса обладания также интерпретируется в терминах купли-продажи: либо вы «переплатили», ли­бо вам «недодали».

Второй модус — любовь как бытие — творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зре­лая, гармоничная форма любви.

Важнейшими характеристиками существования бытийной любви, со­гласно Фромму, являются сохранение целостной индивидуальности парт­неров и продуктивная личностная направленность. В отношениях бытий­ной любви каждый из партнеров сохраняет целостность и автономность личности. Парадокс ее состоит в том, что два человека являются единым целым и в то же время каждый остается самим собой. Личность, выступая частью целостности «Мы», утверждает также себя индивидуальностью, ак­тивным субъектом в построении «Я-Ты» отношений. Продуктивная направленность личности в бытийной любви реализуется в том, что, в отличие от любви-обладания, отношения с партнером здесь строятся преимущественно по принципу «отдавать». Отдавая себя в дар дру­гому, человек обогащает другую личность и одновременно подтверждает се­бе и другим ценность собственной жизни. Способность отдавать, актуализи­ровать и выражать себя в значимом отношении есть высшее проявление духовной силы личности, полноты и радости бытия. Фромм подчеркивает, что способность любить формируется лишь при условии отказа личности от философии потребления, от желания эксплуатировать других и преодоле­ния нарциссизма.

Любая форма зрелой любви, будь то любовь материнская, братская или эротическая, включает ряд общих компонентов, тесно связанных между со­бой: заботу, ответственность, уважение и знание.

Забота о партнере есть проявление способности отдавать, не связанной, не регламентированной соображениями выгоды и эквивалентности обме­на, проявление истинной сути бытийной любви.

Ответственность в любви означает свободу выбора принятия заботы о партнере, готовность к самоотдаче и утверждения себя (Я) в другом (Мы). Ответственность не означает присвоения права личности принимать реше­ние за другого, даже если этот другой уступает в опыте, мудрости и образо­ванности; не допускает манипулирования партнером во имя достижения, пусть даже самых высоких, целей.

Уважение партнера предполагает признание его права на выбор собст­венного жизненного пути и своей судьбы, даже если этот выбор представ­ляется необоснованным; веру в то, что партнер способен осуществить от­ветственный разумный выбор.

Знание позволяет строить отношения любви с учетом потребностей, интересов и стремлений каждого из партнеров. В основе формирования знания лежит процесс децентрации, развития способности увидеть пробле­му глазами всех его участников, с учетом различных познавательных пер­спектив, образно говоря, «влезть в шкуру партнера».

Эротическая любовь, как и другие формы любви, характеризуется ис­ключительностью. Исключительность любви проявляется во всем: в уникальности партнера, предполагающей невозможность сравнения его с кем-либо и замены кем бы то ни было, в уникальности самих отношений, где нет и не может быть норм, правил и стандартов. Эта идея Фромма пере­кликается с пониманием любви в трудах С.Л. Рубинштейна, где любовь вы­ступает как утверждение неповторимости существования другого человека.

Любовь, согласно концепции Фромма, не врожденный дар, а искусство; овладеть им можно лишь в результате практики любви, главным результа­том которой становится вера в другого человека, в его возможности, в его личностное развитие. Практика любви предполагает дисциплину как требо­вательность к себе; сосредоточенность, умение слушать партнера, жить на-стоящим, ощущая жизнь в ее каждом мгновении; терпение и труд над обретением мастерства.

Читать статью  Как преодолеть кризис в отношениях с мужем

В эпигенетической концепции Э. Эриксона [1995] любовь рассматрива­ется как психологическое новообразование ранней зрелости (молодости), кристаллизующее в себе позитивные достижения предыдущих стадий разви­тия; как способность, позволяющая разрешить противоречие между осозна­нием личностью своей уникальности и направленностью на установление близких, интимных отношений с другими людьми. Любовь понимается как психосоциальное свойство, предоставляющее возможность разделения лич­ностной идентичности в равноправных отношениях и предполагающее со­хранение верности партнеру, готовность к самоограничению и альтруизму.

В гуманистической психологии А. Маслоу рассматривает потребность в любви как одну из базовых потребностей человека, образующих, наряду с физиологическими потребностями, потребностью в безопасности, в самоува­жении и самоактуализации, иерархическую структуру. Она строится по ти­пу пирамиды, где каждая потребность, занимающая более высокое место в иерархии, основывается на предыдущих и может быть удовлетворена лишь при условии удовлетворения потребностей нижних слоев пирамиды. В этой иерархии потребность в любви и привязанности основывается на потребно­сти в безопасности. Соответственно, если фрустрирована потребность в бе­зопасности, то адекватное проявление и удовлетворение потребности в люб­ви затруднено. Подобно Фромму, Маслоу выделяет два типа любви: дефицитарную любовь, в которой основной функцией любви является вос­полнение дефицита удовлетворения потребностей личности, и любовь бы­тия, в которой сама активность любви выступает как самоценность. Дефицитарная любовь выполняет инструментальную функцию — любовь как средство получения благ, привилегий, преимуществ. Бытийная любовь аль­труистична, в ней главное — благо партнера, его успехи, бескорыстная по­мощь ему, готовность к самопожертвованию. Бытийная любовь способству­ет самоактуализации личности.

В концепции любви Р. Мэя, воплощающей принципы гуманистическо­го экзистенциализма, любовь-эрос рассматривается как стремление к твор­честву, единению и воспроизводству, способность к созиданию. Она рас­крывает путь к самореализации, расширению границ самости, обретению высших форм истины, красоты и добра [Мэй, 1997]. Главные мотивы люб­ви, согласно Мэю, — стремление к самоутверждению и надежда на спасе­ние от одиночества. Любовь-эрос объединяет, обеспечивая вселенную вну­тренней связью, как указывал еще Платон в известном сочинении «Пир». Любовь Ромео и Джульетты — жизнь, отданная во имя любви, — преодоле­вает вражду двух знатных родов. Благодаря любви человек постигает все три измерения сознания, переходя от безличного к личностному как стрем­лению любить определенного человека и, наконец, к трансличностному, где происходит постижение смысла любви в жизни человека. Любовь углубляет сознание человека, поскольку в нем возникает нежность к другому человеку как осознание его потребностей, желаний и чувств; слияние с лю­бимым открывает новое бытие личности. Любовь — это переживание своей способности доставлять удовольствие другому, благодаря чему происходит выход личности за пределы своего Я. Наконец, в любви формируется спо­собность отдавать и принимать. Если баланс этих двух процессов наруша­ется, то нарушаются и отношения любви. Стремление лишь отдавать, не принимая взамен, обнаруживает тенденцию доминировать над партнером. Стремление брать, не отдавая взамен, приводит к опустошению. Любовь — это процесс активного творчества, поэтому, считает Мэй, любовь и воля — неразделимы. Любовь — это личностный свободный выбор, осуществление любви требует участия воли. Мэй пишет, что люди «любят и волеют мир». Любят — значит формируют мир, привнося в него часть самих себя. Воле­ют — значит творят мир своим решением. Парадокс любви, по Мэю, заклю­чается в сочетании высочайшей степени осознания самого себя как лично­сти в отношениях любви и высочайшей степени погруженности в другого человека.

К. Роджерс значительно обогащает наши представления о любви как про­цессе общения и установления отношений, вводя требование конгруэнтнос­ти — внутренней честности личности в отношении своего внутреннего мира, исключающей самообвинение и самозащиту. Конгруэнтная коммуникация, честная, искренняя, безоценочная, лишенная попыток манипулирования партнером и отрицающая «двойной стандарт» требований и прав для себя и партнера, является основой семейного общения. Одним из наиболее пер­спективных направлений психологической и психотерапевтической работы с семьей справедливо считается оптимизация общения между супругами, ро­дителями и детьми на основе усвоения принципов и техник конгруэнтного общения.

Секреты семейных отношений

Секреты семейных отношений

Рассмотрим же причины, по которым может нарушаться семейное благополучие.

Очень часто проблемы в семье возникают из-за того, что вступающие в брак люди имеют разное представление о семейной жизни, у них разные ожидания от семейной жизни. Например, мужчина может ожидать от брака заботы, ухода, секса, внимания к себе, а женщина быть ориентирована на рождение детей, воспринимать брак как самоотречение во имя детей и ожидать от мужа поддержки в процессе воспитания.

А может быть и наоборот. Дети играют во дворе:

— Миша, ты моим мужем будешь? — говорит девочка, насмотревшаяся на красивое свадебное платье невесты и настойчиво повторяет свой вопрос.

— Я папой буду! — уверенно настаивает мальчик, который очень привязан к отцу.

Так сильные детские впечатления, формируют ожидания от брака.

Партнеры должны хотя бы в приближении «подходить» друг другу, то есть создавать отношения, подобные функциям замка и ключа. Замок — это ожидания, возлагаемые на партнера, а ключ — это его способности, установки и способ поведения.

Второй причиной может быть неполное удовлетворение потребностей (физических, психологических, потребностей развития) одного или обоих партнеров в браке и неумение донести до другого партнера свои претензии так, чтобы и проблему решить, и отношения укрепить. Претензии либо замалчиваются, либо высказываются поздно и в очень негативной форме, что воспринимается партнером как личное оскорбление.

Иногда женщина или мужчина вступают в брак еще очень не состоявшимися и не совсем самодостаточными людьми и тогда они начинают требовать от партнера сделать их счастливыми (постоянно требуют внимания, поддержки и заботы к себе и своим проблемам). Что как правило, становится непосильной ношей для другого человека. Или с появлением штампа в паспорте человек начинает считать другую свободную личность своей частью и пытается слиться с партнером, полностью разделив с ним всю его жизнь, это часто выражается в попытках контролировать жизнь партнера и требованиях постоянно знать мысли и чувства другого человека, угадывать свои желания.

В идеале семья должна обеспечивать также возможности для развития каждого из ее членов. О чем часто также забывают партнеры, особенно увлеченно пытающиеся построить не союз двух людей, а симбиоз двух незрелых личностей.

Скрепляет семью общение, но не на тему быта и детей, а разностороннее общение в супружеской паре в сочетании с совместным времяпрепровождением (прогулки, походы в кинотеатры и прочее). Мощный стабилизатор семьи — общие занятия, увлечения. Эмоциональная близость (умение адекватно выражать свои чувства), а также совместные сильные эмоциональные переживания. Скрепляют семью и общие жизненные цели ее членов. Дети не являются функциональным стабилизатором семьи. Если единственное, что удерживает супругов вместе, это дети, то это портит жизнь всем, особенно детям.

В партнерстве микротравмы вызывают, прежде всего, следующие актуальные способности, которым придается чрезмерное значение кем-либо из партнеров: порядок, чистоплотность, вежливость, усердие/достижение, послушание и верность. Женщины, например, часто придают излишнее с точки зрения мужчин значение чистоте в силу заложенного с детства стереотипа, что женщина должна быть хорошей хозяйкой.

Микротравмы в партнерских отношениях также вызывают недостаточная общительность, отсутствие доверия, безнадежность (пессимизм как основное настроение) и слаборазвитая фантазия в отношении к будущему и к вопросам о смысле жизни (мировоззрение).

Следующей причиной проблем в браке является тот факт, что в период влюбленности человек как бы неосознанно надевает «розовые очки», автоматически подавляя все негативное, что есть в человеке. «Мы ошибались друг в друге, и это было прекрасное время». И.В. Гете. Т.е. любовь является сильнейшим позитивным фильтром. А в процессе совместной жизни, на фоне бытовых трудностей этот фильтр достаточно быстро сменяется негативным. И партнер видит теперь только негативные стороны своего избранника. Сознательно заставьте себя снова увидеть хорошее в супруге. Ведь человек остался тот же!

Того, кого мы любим, мы можем иногда ненавидеть, и это нормально. Но мы с трудом переносим это расщепление чувств — поэтому или идеализируем партнера, то очерняем его. Но восточная мудрость гласит, что «Никто из нас не может быть таким белым, как белый конь, и таким черным, как вороной. Мы все более менее серые как осел».

Что значит любить?

Если вы любите цветок, то вы к нему хорошо относитесь. Но этого мало он засохнет. Вы должны изучить его (этот сорт цветов), чтобы знать, что ему нужно.

Если вы любите цветок, то вы будете о нем заботиться. Но даже этого иногда мало. Иногда еще нужно набраться опыта или получить совет другого опытного человека.

Любовь к человеку строится на тех же принципах.

«Любовь — это всеохватывающая, свойственная каждому человеку способность устанавливать эмоциональные связи со своим окружением. На протяжении всей жизни мы учимся любить и вести себя так, чтобы нас любили. В этом смысле любовь — это умение принимать партнера во всем его своеобразии, не закрывая глаза на его «недостатки». Носсарт Пезешкиан.

Семейные отношения строятся на трех уровнях:

социальный,

эмоциональный,

сексуальный.

На эмоциональном уровне обещания и договоры не действуют «Ты же обещал меня всю жизнь любить!», и нет возможности что-то измерить, например, кто кого больше любит. Договоры — прерогатива социального уровня. Полезно договариваться в семье, кто за что отвечает. Но при этом следить, чтобы вы не были в роли родителя, т.к. в таком случае это вызовет в вашем партнере желание отвечать вам и вести себя как ребенок.

Проблемы, возникающие на социальном уровне, могут быть решены путем своевременного выражения взаимных претензий, и заключения временных взаимных договоров и взятия на себя каких-то обязательств.

Помогает сохранить любовь, стремление свести быт к минимуму, украсить его, внести в жизнь праздник.

Эмоциональная лестница, по которой мы движемся в браке: страсть, любовь, дружба, родство.

Любовь в браке важна. Но еще важнее не путать любовь с привязанностью и симбиозом!

(когда любовь подменяется чувством собственности и страхом одиночества).

«Любовь как стакан: слабо держишь — упустишь, сильно держишь — раздавишь!».

У каждого члена семьи должна быть своя интересная жизнь, члены семьи имеют право на определенную взаимную свободу, на отдельные от других цели и интересы.

«Свяжи двух птиц вместе — и они не смогут летать, хоть у них и 4 крыла». Восточная мудрость.

Хорошие сексуальные отношения помогают укреплять брак. Вот возможные пути обновления сексуальных отношений:

1. откровенный разговор (полезно обсуждать то, что тебе нравится или не нравится в сексе, только тактично),

2. «детское отношение»: детям все можно,

4. вести себя так, как будто «это» чувствуешь,

5. снять внутренний контроль,

6. оставаться личностью, оставаться интересной(ым) для партнера. «Любовь на три четверти состоит из любопытства». Казанова.

Рождение новой семьи — это не расширение старой (родительской)! Это новая система и она более приоритетна (важна), чем родительская. Все, что нам дали родители — мы не им возвращаем (река текущая вспять — это болото), а передаем нашим детям — также безвозмездно!

Однако ставить на первое место в своей жизни ребенка, на второе мужа, на третье себя — тоже крайне разрушительно для семьи и ребенка. Ваше самопожертвование рано или поздно обернется чувством вины ребенка за то, что он вообще живет. Сначала позаботьтесь о себе, потом создайте успешные отношения с супругом, а потом отношения с ребенком возможно и сами наладятся. Если с ребенком у вас более близкие отношения, чем с мужем, то постепенно муж будет терять для вас авторитет и вытесняться на обочину семьи, а ребенок может начать играть для вас роль его психологического заместителя, что испортит ребенку жизнь.

Если девочка играла роль психологической жены для отца (слишком близкие отношения) или была им отвергнута, то она не осознанно будет искать в мужчинах отца — а мужчинам такая роль не нравится. И наоборот.

Как бы не складывались отношения ребенка и вашего супруга, постарайтесь не вмешиваться в них.

Смешение ролей матери, жены, хозяйки и любовницы ведет к проблемам в сексуальной жизни, если жена выступает в роли матери или муж в роли отца, т.к. с отцом или матерью нельзя иметь сексуальные отношения (существует запрет в бессознательном)!

В отношениях бесполезно и непродуктивно искать виноватого. Исправлять надо не другого человека, а отношения с ним путем своего личностного роста. Если у вас есть представления о «идеальных» отношениях, то решите, что для вас важнее: ваши идеалы или реальный человек.

Кризисные периоды брака:

первый возникает между 3-10 годами супружества и длится в лучшем случае год;

второй между 17-25 годами совместной жизни.

Причины первого: непринятие смены романтики любви на «бытовуху» семейной жизни, разные взгляды и неумение договориться, частые отрицательные эмоции.

Читать статью  Как установить факт прекращения семейных отношений?

Причины второго: ухудшение здоровья, страх одиночества из-за ухода детей, усиление привязанности жены и попытки мужа что-то еще успеть на стороне.

Близость в семье создается умением выражать свои чувства, в том числе и негативные: «Признаком здоровой семьи является то, что такая семья — это место проявления близости, любви, так же, как и ссор, ненависти. Все свободны участвовать в интенсивных межличностных взаимодействиях — как на основе любви, так и на основе ненависти. Такие эмоционально насыщенные вопросы, как сексуальность, религия, воспитание детей, могут становиться предметом спора и перепалок без угрозы целостности семьи в пространстве и во времени. Основа здесь достаточно тверда, чтобы не только не уходить от подобного рода взаимодействий, но и расти благодаря им. Постоянно развивающийся процесс внутреннего взаимодействия рассматривается как часть постоянно обновляющейся внутрисемейной культуры».

…Здоровая семья представляет собой скорее открытый, чем закрытый социальный организм. Люди, не принадлежащие семье, имеют тенденцию скорее включаться в нее, чем от нее отстраняться. Друзья, соседи и т.д. могут входить во внутрисемейное пространство, где их принимают с удовольствием и без подозрений. Любой член семьи может свободно привести в семью своего друга и не опасаться, что его отвергнут.» Карл Витакер, Вильям Бамбери. «Танцы с семьей».

Отношения в семье развиваются, проходя через три стадии: привязанности (недостатки не замечаются), различения (качества человека становятся важными) и отделения (стремления к независимости). Семье легче сплотиться не ради самой себя, а против кого-то (родителей, друзей, всего общества) по принципу «Против кого будем дружить?».
Эмансипация дело хорошее, но она привела в частности к смешению ролей, из-за которого партнеры чувствуют себя неуверенно, т.к. не знают, как делить обязанности. Справедливость в партнерских взаимоотношениях нельзя возводить в абсолют (ее трудно достоверно измерить). «Справедливость без любви видит только достижения и умеет только сравнивать. Любовь без справедливости теряет контроль над реальностью. Важно соединять любовь и справедливость. Одинаково относиться к двум разным людям — это значит быть несправедливым к одному из них». (Носсарт Пезешкиан).

«До женитьбы смотри в оба, а женившись — сквозь пальцы», Восточная мудрость.

Если вы постоянно критикуете партнера за его ошибки, и вам искренне кажется, что он постоянно ошибается, то возможно вы самоутверждаетесь за счет вашего партнера (т.е. у вас низкая самооценка). Если однократное и подходящее к случаю замечание партнеру иной раз бывает полезным, то постоянно повторяющиеся одни и те же замечания вызывают агрессию, страхи и зависимость.

«В каждом человеке нужно видеть только то, что достойно похвалы. Если поступать так, то станешь другом всего человечества. Если мы будем замечать в людях только их недостатки, тогда будет крайне трудно дружить с ними». Абдул-Баха.

Научиться балансированию можно, если рассуждать таким образом: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть, даже если ты чего-то не умеешь делать. Я знаю, мы сумеем научиться на своих ошибках».

Правила высказывания претензий:

2. отделить человека от его качества,

3. сказать о своих чувствах,

4. смягчить критику комплиментом.

Сильная любовь иногда ведет к долготерпению и мешает во время высказать свои претензии, а значит, и построить отношения, основанные на реальности. А долготерпение может привести впоследствии к сильному эмоциональному взрыву. Вполне правильно предъявлять партнеру справедливые требования, он их даже ожидает, если он проявил неисполнительность или неумение что-то делать. Но стоит эти ошибки отличать от самого партнера. Если человек хочет самоутвердиться за счет другого, то ему не выгодно видеть целиком личность этого человека, ему достаточно замечать его слабости и недостатки. Как правило, люди с заниженной самооценкой так себя и ведут.

Не стоит всегда угождать партнеру, но не стоит и все всегда делать по-своему, а каждый кризис (столкновение интересов) нужно рассматривать не как трагедию, а как новый шанс улучшить отношения.

Конструктивные способы решения конфликта:

Если партнер не идет на это, значит, он играет в другую игру: например самоутверждается за счет вас. Если вам самим трудно пойти на это, то возможно вам ваша правота дороже отношений.

Семья как система не может эффективно функционировать без иерархии власти. Власть — это ответственность. Ее отдают, только если получают что-то взамен. Можно попробовать в семье чередовать власть. Лучший лидер тот, кто хорошо заботится о подчиненных.

Зачем создавать в семье близкие отношения? Человек не может жить без эмоций, это как умереть. И если в семье нет близости и совместно переживаемых положительных эмоций, то мы будем мучить друг друга, чтобы получить хотя бы отрицательные (любовь = боль). Если у матери с отцом нет общих интересов — дети начинают играть роль медиаторов: плохо себя вести, чтобы объединить родителей против себя. Или с одним из детей мать или отец создают близкие отношения (психологический муж, жена). И то и другое портит жизнь и детям и родителям.

Ревность в семье может возникать по разным причинам. Одна из возможных причин, если, например, жена имеет низкую самооценку, в глубине души сама не верит, что ее за что-то можно любить, то она будет сомневаться в чувствах мужа, а значит и ревновать его ко всем. Еще тяжелее, если у женщины ничего в жизни нет, кроме отношений, нет интересного дела, увлечения, цели, тогда она полностью сосредоточена на мужчине, контролируя каждый его жест и шаг. Выход: надо личностно расти, повышая свою самооценку, развивая круг своих интересов.

Одна из причин ощущения себя «несчастливым» или «нелюбимым» в браке это когда партнеры разговаривают на «разных языках любви», например один, выражая свою любовь задаривает другого подарками, а тот ожидает и чувствует себя любимым только тогда, когда ему предоставляется возможность прикасаться к любимому человеку (тактильный контакт).

Стоит выяснить методом проб и ошибок, какой именно язык любви у вас и вашего партнера. Вот варианты: тактильный контакт, подарки, комплименты, забота, совместное времяпрепровождение. Объяснить партнеру, что вам нужно и по возможности пользоваться языками, которые вам и ему нравятся. Даже если партнер не поймет вас, по крайней мере, вы перестанете обижаться, на кажущееся отсутствие любви, поймете что просто она у него по-другому проявляется.

В силу социальных стереотипов женщины скорее могут быть услышаны мужчинами, если в начале своего высказывания будут принижать свою значимость (значимость своего высказывания): «Дорогой, я конечно мало что в этом понимаю, может быть стоит поступить так…». Другими словами, мужчины охотнее соглашаются с женщинами, которые строят свои высказывания в форме предположений, чем с женщинами, которые говорят уверенно.

В процессе обмена негативными эмоциями у мужчины быстрее возникает физиологический дистресс, поэтому он отстраняется и эмоционально замыкается. Это попытка снизить уровень физиологического возбуждения. Женщина же воспринимает отстранение мужчины как отвержение и угрозу отношениям. Для того, чтобы снизить свой собственный физиологический дистресс, она преследует мужчину, пытаясь возобновить контакт и сохранить отношения. Это приводит к тому, что женщина буквально преследует отстраненного, эмоционально дистанцирующегося мужчину.

Э Я.Фромм: любовь — это забота, ответственность, уважение и знание. Может быть, еще удовольствие и здоровая идеализация.

В.С. Соловьев: Идеализация — это не ошибочное, а особое восприятии другого человека, при котором влюбленный видит в объекте своей любви не только то, что в нем есть на сегодняшний день, но и то что там будет или по крайней мере может быть ( корни этого явления в нашей детской идеализации родителей).

Р.Х.Артис, шесть факторов любви: уважение, положительные чувства по отношению к партнеру, эротические чувства, потребность в положительном отношении со стороны партнера, чувство близости и интимности, чувство враждебности. Любовные отношения значимы, происходят в тесном контакте, предполагают тесную взаимозависимость в такой ситуации без негативных чувств не обойтись.

Тактильный контакт в детстве — основа возникновения эмоциональных связей в будущей взрослой жизни, поэтому полезно обнимать, гладить и «дурачиться» с детьми, прикасаясь к ним.

Любовь повышает самооценку человека. Безответная любовь, может резко снизить ее при отсутствии уверенности в себе. Если найти в себе силы сохранить о ней добрые воспоминания — то она обогащает.

Любовь к другому человеку базируется на любви к себе.

Как полюбить себя? Попробуйте повторять иногда слова Вирджинии Сатир.

В. Сатир «Декларация моей самоценности»: « Я — Это я. Во всем мире нет никого в точности такого как Я. Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого как Я. Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому, что именно я выбрала это.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или не правильные; мой голос, — громкий или тихий; все мои действие обращенные к другим людям или ко мне самой.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. все мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. И Я могу полюбить себя. Я могу сделать так, что бы все во мне содействовало моим интересам».

Э.Я. Уолстер: любовь возникает, когда физиологическое возбуждение интерпретируется человеком с точки зрения эмоций (объяснение себе своего состояния как любви). Представление о том, что можно интерпретировать как «любовь» задается в детстве и в течение жизни.

Любовь может быть вызвана запретами родителей или др. препятствиями, желанием сбежать от родителей и прочее, но тогда она быстро исчезает или переходит в свою противоположность.

Иногда при эмоциональной незрелости за любовь принимают потребность в ней (чем больше выражены патопсихологические свойства человека, тем сильнее любовь). Тогда любовь носит защитную функцию, пытаясь защитить его от собственной ущербности. Но в то же время любовь — условие эмоционального роста.

С течением времени в паре перестают эффективно действовать положительные подкрепления (привыкаем к похвале и прочее). Зато негативные замечания на фоне первых сильных чувств смотрятся особенно болезненно. Наша судьба делать друг другу больно? Выход — прямое, искреннее выражение негативных чувств. При этом нельзя бояться показаться слабым, не стоит защищаться нападками на другого человека. Это можно на улице с чужими людьми.

Для превращения влюбленности в продолжительную страстную любовь нужны предпосылки: во-первых, не следует бояться ответственности, во-вторых, потеря определенной свободы и своеволия не должна превышать выгоды от партнерства.

Женщины у которых в детстве было соперничество за внимание отца или старшего брата с матерью или сестрой, или которых пытались соблазнить в раннем детстве склонны переоценивать значение отношений с мужчинами и постоянно соревнуются во всем с другими женщинами.

В браке мы неосознанно воссоздаем нерешенные детские конфликты, проецируя родителей на партнера, с другой стороны провоцируя партнера на аналогичное родительскому поведение.

Временное отсутствие доброжелательности не означает, что брак ваш распадается, а выходной испорчен. Вы не должны волноваться из-за того, что кому-то не нравитесь так сильно, что не быть в состоянии решить конфликт. «Чтобы поддержать дружеские или семейные отношения нужно полное согласие» — вредная иллюзия. Если вы сильно реагируете на отсутствие симпатии — это средство манипуляции вами.

Если вы постоянно стремитесь к совершенству, прислушиваясь к любой критике, то вас ждет разочарование. Т.к. то, что для одного совершенство, то для другого извращение. Кроме того — стремление к совершенству, — еще один рычаг для манипуляций вами.

Иногда вместо откровенного «Нет» или «Я хочу» мы начинаем искать доводы, почему другой человек должен то или другое сделать (скрытая манипуляция). Это может вызывать сопротивление больше, чем простая просьба.

В работе над собой помните: ошибки неизбежны на всяком пути, проблема не в том, чтобы не совершать их, а в правильном к ним отношении. Ошибку можно проанализировать и использовать на пути к цели. А можно ее использовать как повод все бросить и увлеченно перемалывать свои неудачи.

Глубокая внутренняя проблема в чем-то похожа на злокачественную опухоль, метастазы которой проникают во многие личностные образования. Поэтому ее нельзя победить сразу. Не ругайте себя за срывы и не требуйте от себя совершенства. Если это случилось, вы опять сорвались, то запишите ответы на такие вопросы: когда это случилось? После чего? Что послужило непосредственной причиной этого? После этого составьте список своих удач. Сосредоточьтесь на своих удачах. Стоит ли из-за небольшого срыва отступать? Расслабьтесь под музыку, вспомните приятное, потом напишите, чему полезному вас научил этот срыв. Теперь посмотрите на все со стороны, с чувством юмора, не придавая чему-либо вообще большого значения.

Читать статью  Где купить яблоки в Спб

Очень простой совет: не старайтесь!

Э.Шостом «Человек-манипулятор.»: «меня всегда приводил в восхищение закон обратного усилия. .. Когда вы стараетесь остаться на поверхности воды, вы тонете; но когда вы стараетесь утонуть, вы плаваете. .. чем больше мы стараемся в некоторых ситуациях, тем более, как оказывается, мы терпим неудачу. Есть цели, которые никогда не могут быть достигнуты путем активного стремления.

В каждом человеке есть и актуализатор «личность, которая принимает себя и других как личностей или субъектов с уникальным потенциалом…» и манипулятор «личность, эксплуатирующая, использующая себя и других в качестве вещей». У человека есть свобода выбирать то или другое. Актуализатор осознает, что жизни вовсе не требуется быть серьезной игрой, но она скорее родственна танцу. Никто не выигрывает и не теряет в танце — это процесс… Важно радоваться процессу жизни, а не достижению целей жизни. А значит процесс достижения места в жизни так же важен, как и само достижение. Актуализатор поднимается и опускается вместе с приливами и отливами жизни и не принимает ее с мрачной серьезностью. Манипулятор же видит жизнь как крысиные бега… У нас есть выбор стиля преодоления своих проблем. Преодолевать ли их играя и танцуя или с унылой серьезностью, уподобляясь Сизифу, принужденному вечно волочить в гору свой камень, свою проблему.

Семейные отношения

Семьей является сообщество людей, которое объединяют брачные узы или кровное родство. У них общий быт, цели, ответственность, моральные нормы и традиции. Семейные отношения представляют собой теплые чувства в отношении родителей и детей, а также других родственников. Они имеют в основе поддержку, помощь и взаимовыручку в трудное время. Очень важно строить семью, зная точно, зачем необходим такой союз.

Особенности психологии семейных отношений

Семейные отношения - фото 1

Основными психологическими моментами являются:

  • Цель создания семьи. Это может быть для совместной жизни с ускорением развития каждого супруга, рождения детей и их воспитания.
  • Выбор второй половинки. Предполагает получение знаний мужчиной и женщиной о создании семьи, а также активное личностное развитие, познание потенциального партнера.
  • Выстраивание и жизнь в здоровых семейных отношениях. Потребуются подлинные знания, время и усилия. Нет настоящей семьи без любви, порядочности, человечности, верности, а также заботы и поддержки, понимания и терпения. Каждый ребенок является будущим, продолжением рода. К воспитанию детей необходимо относиться серьезно и ответственно, чтобы они были успешными, здоровыми и добропорядочными личностями. Предпочтительнее, чтобы супруги развивались в духовном плане и помогали в таком деле друг другу.
  • Прохождение кризисных моментов семьи предполагает сохранение хороших, здоровых отношений после преодоления всех трудностей. Каждый из супругов и членов семьи должны быть не врагами, а партнерами и союзниками, которые имеют общие планы, интересуются жизнью других и решают все вопросы сообща. Все в семье должны развиваться.
  • Все члены семьи должны быть заинтересованным в сохранении семейных ценностей и традиций.

Взаимоотношения в семье являются прочной основой для строительства совместной жизни. Гармония и благополучие могут быть только в семье, где грамотно подходят к построению отношений между мужем и женой, а также остальными членами. Каждый близкий человек нуждается в заботе, любви и поддержке, а также взаимном уважении.

В конфликтных ситуациях, которых не избежать, необходимо находить компромиссные решения, обращать внимание на проблемы других. Вот что такое семья настоящая. Это несравнимо со свободными отношениями между мужчиной и женщиной. Таким образом, крепкие здоровые отношения в семье построены на глубокой любви, а не просто влечении и страсти, а также взаимных чувствах, ответственности и взаимопонимании. Настоящее чувство представляет собой взаимообмен энергиями между двумя людьми, которые любят и ценят друг друга.

Какие бывают взаимоотношения в семьях?

В любой семье формируется свой тип взаимоотношений. В основе лежит жизненный опыт, воспитание, профессиональные особенности. Различают несколько типов:

  • Классика – комфортный для всех домочадцев типаж, которому свойственна стабильность и гармония. В таких отношениях живет любовь, взаимное уважение и поддержка. Каждый конфликтный вопрос решается спокойно, учитываются точки зрения и стремления всех. Такие полноценные семьи служат примерами для детей, прививаются моральные устои и культура поведения. Однако такая идиллия не так часто встречается. Как правило, видим смешанные модели.
  • Патриархат – в такой семье создают и хранят преемственность связей, чтят традиции. Лидерскую позицию в этих отношениях занимает мужчина. Он принимает ключевые решения, содержит остальных членов семьи, а также служит примером для окружения. Такой брак крепкий, он редко распадается. Подобным отношениям супругов может быть свойственен жесткий контроль (только слово мужчины закон), почет и уважение мужчины без всеобщего контроля (частичный патриархат).
  • Матриархат – лидером является мать. Здесь отец может отсутствовать вовсе.

Женская главенствующая роль обусловлена следующим: возраст, материальная обеспеченность, опыт. Супруг может быть творческой личностью, «слугой», готовым выполнять капризы своей женщины, а также недееспособным в принятии решений по причине жизненных обстоятельств. В таких отношениях все развиваются, занимаются своими любимыми делами. Никакого ущемления прав практически не наблюдается, но супруга всегда имеет решающее слово на семейном совете.

  • Эмоциональная разновидность, где бушуют страсти. В этих семьях оба супруга очень темпераментны и считают себя уникальными. Однако взаимопонимания между супругами нет, поэтому часто возникают конфликты, бурные ссоры. Их жизнь напоминает фейерверк.
  • Типаж, где у мужа и жены свои интересы, цели. В этом случае наблюдается разобщенная жизнь супругов. Хотя они такими не выглядят для окружения. В таких браках нередко муж с женой живут на расстоянии, однако им это не мешает быть счастливыми. Таким отношениям долго не грозит разрыв. Супруги чувствуют себя комфортно. И только перемена жизненных взглядов одного из них, возникающее непонимание с одной стороны, а также изменение точки зрения по отношению к семейным ценностям и браку может привести семью к разводу.
  • Деспотизм – нездоровая разновидность, которая характеризуется наличием тирана в лице одного из пары. Ему свойственна властность, грубость, стремление к контролю над близкими людьми, подавлению их воли. Особенностью в отношениях является наличие доминирующей позиции. Права голоса имеют только сами деспоты. Они жестко контролируют состояние и распределение бюджета, склонны манипулировать родными людьми, давить на них в эмоциональном плане. Могут быть даже случаи рукоприкладства. Союз распадается, когда закончатся силы терпеть такую тиранию. Часто болезненную ситуацию нельзя разрешить по причине попадания домочадцев в материальную зависимость от деспота.
  • Взаимная зависимость друг от друга. Эта модель самая распространенная. В этих отношениях наблюдается зацикленность каждого партнера на другом. Пара практически живет друг другом, отдавая тепло, заботу и любовь друг другу, идеализируя свою вторую половинку. Иногда такая сосредоточенность внимания становится даже опасной, влечет за собой проблемы и страдания. Обычно после развода оба партнера страдают от одиночества долгое время, у них возникает чувства опустошенности и тоски по старой жизни.
  • Дружеское семейное отношение основано на полном взаимопонимании, поддержке, заботе. У всех общие мечты, интересы, задачи. Особенность заключается в отсутствии или слабая выраженность физической привязанности.
  • Родительски-детская модель обычно предполагает большую разницу в возрасте супругов. Старшими могут быть как мужья, так и жены. Старшие заботятся, опекают, часто воспитываю своих младших партнеров.

Принципы семейных отношений

Семейные отношения - фото 2

Основными принципами в семейных отношениях являются:

  • Толерантность – качество, предполагающее навык принятия во внимание точки зрения своей второй половинки. Следует любить свою половинку, не идеализируя, а принимая все ее минусы и особенности в качестве частей индивидуальности.
  • Приоритетность – умение выделять главные цели, задачи. Не каждый вопрос требует немедленного ответа и поиска решения. А в бессмысленном споре лишь накаляется обстановка и тратиться жизненная энергия. Следует обращать внимание на реально необходимые на данный момент вещи и потенциально опасные для благополучной жизни ситуации.
  • Нахождение компромиссов является умением уступать, которое приводит к семейному благополучию и согласию.
  • Умение конструктивно общаться – залог взаимопонимания и получения необходимой информации. Необходимо не скрывать от партнера чувства, эмоции. Мужья и жены, которые способны сопереживать друг другу, всегда оказывают необходимую в сложных ситуациях поддержку. Иногда необходимо просто сохранять молчание, чтобы не доставить неприятности любимому человеку.
  • Совместный бюджет предполагает общие доходы и расходы. Значение имеет то, как распределяются полученные денежные средства, независимо от источника их происхождения.
  • Общие планы являются свидетельством того, что пара готова прожить совместную долгую и благополучную жизнь. Единодушие планирования в семье – признак доверия и взаимопонимания.
  • Дружеское отношение, деликатность замечаний, удовлетворенность в плане секса являются очень важными моментами счастливой семейной жизни.

В чем секрет счастливого супружества?

В счастливых супружеских отношениях царит любовь, единодушие, доверие, понимание, а также тепло и поддержка. Но в их строительстве должны участвовать оба партнера. Вина за конфликты и ссоры лежит на муже и жене одинаково. Жизнь каждой семьи не бывает без проблем, кризисных моментов, обид. Тот, кто умеет прощать, идти на компромиссы, вникать в проблемы других, сопереживать и принимать чужие привычки и убеждения, как должное, как правило, счастлив в супружестве. Каждая проблема должна решаться сообща. Секрет счастливой жизни пары – не избегать конфликтных ситуаций, а решать их правильно. Победить недопонимание можно взаимопомощью и терпением. А без заботы о близких людях и уважения не бывает семейного счастья. Это нелегкая работа, которую нужно выполнять каждый день, но она для общего блага.

Пара должна обоюдно заниматься воспитанием детей. Следует помнить, что чрезмерная опека детей не принесет желаемого результата. Им необходимо давать возможность совершать собственные ошибки и учиться на них, а также воспитывать в них самостоятельность и инициативность. Общность интересов и совместный отдых, преодоление сложностей делают семью сплоченной и крепкой.

Виды семейных отношений

Семейные отношения - фото 3

Различают несколько видов отношения в семейной паре:

  • Сотрудничество – вид, где муж и жена понимают друг друга, поддерживают и заботятся. Такая разновидность является лучшим вариантом супружества.
  • Равенство партнеров. Обычно паритет преследуют оба партнера с целью получения взаимной выгоды.
  • Соперничество – представляет собой явное стремление к достижению успеха и опережению своей второй половинки. Такой брак может быть довольно успешен, если соперничают с пользой для общих целей. Однако жить в постоянном состязании довольно сложно и не комфортно. Не часто, но пара может перейти в открытое противостояние друг другу.
  • Конкуренция – свойственно доминирование одного партнера над другим. Такой союз нельзя назвать целостным и единым. Муж и жена постоянно борются за собственные интересы. Такой брак не способен быть долговечным.
  • Непримиримость — представляет собой противостояние супругов. Это результат борьбы конкурентов. Обычно какие-либо внешние факторы сдерживают таких партнеров от окончательного разрыва связи. Но это вынужденная мера и такой брак обречен на развод.

Особенности отношений между супругами

Каждая пара, как правило, сталкивается с проблемами и трудностями. Кризисные моменты в жизни семьи просто неизбежны. Уровень зрелости мужчин и женщин влияют на то, как протекают этапы развития.

Есть несколько этапов в отношениях между супругами:

  • На первом году супружества нужно научиться находить компромиссные решения, идти на определенные уступки, а также искать комфортные формы сосуществования для каждого партнера.
  • Появление на свет ребенка вносит свои коррективы в привычный уклад. Необходимо вырабатывать удобные способы взаимодействий папы, мамы и ребенка. Также требуется осознать свое родительское положение.
  • На 3 – 5 году жизни в браке, когда ребенок уже немного подрос, жене можно уже вернуться к профессиональной деятельности. Паре нужно по-новому распределить свои обязанности. Нужно эффективно взаимодействовать, когда родители работают и воспитывают ребенка.
  • Этап 8–15 лет совместной жизни в браке характеризуется привычным, знакомым укладом, который нередко заставляет скучать. Также накапливаются проблемы. Возникает раздражительность.
  • После 20 лет брака возникает определенный риск неверности. Могут появиться новые союзы и дети. Люди переоценивают жизнь и подводят первые итоги. Многие стремятся к кардинальным переменам.
  • Взрослые дети, родители выходят на заслуженный отдых. Многих людей переполняют чувства одиночества и тоски за прошлой жизнью. Они ищут новый круг интересов, пытаются перестроить взаимодействия с домочадцами.

Хорошие взаимоотношения в семейном союзе нужно ценить и беречь. Отсутствие гармонии в общении приводит лишь к постоянному эмоциональному стрессу. Для достижения благополучия очень важна постоянная работа над отношениями и саморазвитие каждого партнера. Обращайтесь к специалистам Центра развития личности «Арканум», они помогут найти путь к гармонии и счастью.

Источник https://studfile.net/preview/8484289/page:4/

Источник https://www.b17.ru/article/78818/

Источник https://www.arcanum.ru/blog/psixologiya/semeynye-otnosheniya/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Подключение теплого пола к уже существующей системе отопления
Next post Отзывы о вкладах