Тест светик-семицветик, Яровицкая
Тестирование «Отношение ребенка к членам своей семьи» Методика «Цветик — восьмицветик». Под ред. С.В.Велиевой.
Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, их отношение к ребёнку. Основные психические состояния, испытываемые ребёнком в семье.
Материалом служат разноцветные лепестки (красного, жёлтого, зелёного, голубого, фиолетового, коричневого, серого, чёрного цветов), сердцевина цветка – белого цвета.
Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры-беседы.
Инструкция: «Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе; выбери лепесток, цвет которого, ты чувствуешь, похож на маму (папу, брата, дедушку, бабушку и т.д.)».
Необходимо следить, чтобы ребёнок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идёт речь, а по своему отношению к нему.
Фиксируется: цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребёнка. Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребёнком для себя, по отношению к другим членам семьи. Как правило, лепестки, обозначающие значимых близких взрослых, ребёнок кладёт около лепестка, который был выбран для него самого.
«Близко, рядом, вместе»
Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость.
Весёлый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребёнком, оценке его деятельности.
«Рядом, но не всегда вместе»
Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы.
«Надежда и опора»
Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты.
Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом.
Отстранённый член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребёнка.
Неэмоционален, угнетает активность ребёнка. Самолюбив, критичен, придирчив к ребёнку.
Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребёнком и данным лицом.
Тестирование
Отношение ребенка к членам своей семьи
Методика Цветик — восьмицветик.
Под ред. С.В.Велиевой.
Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, их отношение к ребёнку. Основные психические состояния, испытываемые ребёнком в семье.
Материалом служат разноцветные лепестки (красного, жёлтого, зелёного, голубого, фиолетового, коричневого, серого, чёрного цветов), сердцевина цветка – белого цвета.
Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры-беседы.
Инструкция: Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе; выбери лепесток, цвет которого, ты чувствуешь, похож на маму (папу, брата, дедушку, бабушку и т.д.).
Необходимо следить, чтобы ребёнок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идёт речь, а по своему отношению к нему.
Фиксируется: цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребёнка. Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребёнком для себя, по отношению к другим членам семьи. Как правило, лепестки, обозначающие значимых близких взрослых, ребёнок кладёт около лепестка, который был выбран для него самого.
цвет
Характеристика
Желтый
Близко, рядом, вместе
Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость.
Красный
Активное взаимодействие
Весёлый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребёнком, оценке его деятельности.
Голубой
Рядом, но не всегда вместе
Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы.
Зелёный
Надежда и опора
Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты.
Фиолетовый
Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом.
Коричневый
Отстранённый член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребёнка.
Серый
Неэмоционален, угнетает активность ребёнка. Самолюбив, критичен, придирчив к ребёнку.
Черный
Агрессивный.
Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребёнком и данным лицом.
660075, Красноярск ул. Маерчака 31А,пом. 15. каб. 48
119049, Москва 1-й Добрынинский переулок, 6 РЕЖИМ РАБОТЫ: ПН — СБ с 9:00 до 20:00
© 2016-2022 сетевое издание «Солнечный свет», 0+
тест светик-семицветик, Яровицкая
Цель: выявление эмоционального отношения ребенка к членам семьи.
Материал: цветные карточки из набора М. Люшера в виде лепестков цветка по нескольку каждого цвета (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый). Сердцевина цветка – белого цвета. Карточки, изображающие фигурки людей, принятых ребенком за членов семьи, включая его самого.
Процедура тестирования имеет 2 этапа.
Первый — состоит в том, что ребенку предлагается расположить в порядке предпочтения «лепестки».
Инструкция ребенку: «Скажи, какой цвет для тебя наиболее приятный? Выбери, пожалуйста, лепесток, какой тебе хочется».
На втором этапе ребенку предлагается выбрать из предложенных карточек с изображениями фигур людей те, которые наиболее «похожи» на реальных членов его семьи.
Инструкция ребенку:
Выбери карточку, которая наиболее подходит, когда ты думаешь о маме;
Выбери карточку, которая наиболее подходит, когда ты думаешь о папе;
Аналогичным образом перечисляются все члены семьи ребенка (включая его самого).
Дополнительные вопросы:
Выбери цвет, который ассоциируется у тебя с семьей;
Выбери карточку, которая ассоциируется у тебя с ситуацией, когда вы всей семьей что-то делаете;
Выбери цвет, который ассоциируется у тебя с друзьями;
Выбери цвет, который ассоциируется у тебя с воспитателем;
Выбери цвет, который ассоциируется у тебя с детским садом.
Протокол к методике ЦТО
Цвета в порядке предпочтения
Персонажи, ассоциированные с данным цветом
Что-то делают с семьей
Интерпретация результатов: анализируются цветовые предпочтения для каждой фигуры, совпадение цветов, выбранных для себя и кого-то из фигур. Чем больше эмоциональная привязанность и симпатия ребенка к тому или иному члену семьи, тем более приятного цвета лепесток он выбирает для него.
Качественные показатели теста сгруппированы в следующие симптомокомплексы (СК) (табл. 2.):
Описание симптомокомплексов (СК) к методике ЦТО
Описание СК
Полное спокойствие, чувство удовлетворения, уравновешенности, гармонии, свободы от напряжения; чувство единства со своим окружением, принадлежность ему; умиротворенная чувствительность, связанная со способностью к сопереживанию
Волевое напряжение. Настойчивость
Воля к действию, упорство, настойчивость; «Я» обретает высокую ценность во всех проявлениях самоутверждения и обладания собственностью; уверенность в собственной ценности; чувство гордости, сознание превосходства над другими
Жизненная сила, непреодолимое желание достичь результатов, добиться успехов; страсть ко всему, в чем присутствует жизненная активность и богатство опыта; импульс к активности деятельности; воздействие воли
Источник света и бодрости; стимуляторы жизни; способность к «излучению» и легкая бодрость, освобождение от проблем, тягот, давления или ограничивающих обстоятельств
Доверительность, высокая степень чувственной интимности; эмоциональная незрелость; желаемое выдает за действительное
Потребность в физическом благополучии и чувственном удовлетворении; избавление от каких-либо проблем, которые вызывают у него физическое неудобство, которое может быть связано с конфликтом
Компенсационное поведение в крайней форме; отражение всего, протест против существующего положения, провозглашение, что все идет не так, как должно идти; протест
Нейтральность: «отрезание» себя от остального мира, хочет, чтобы оставили в покое и ни во что не вмешивали; изоляция, не хочет ни в чем участвовать и изолирует себя от окружающего мира, делает все чисто, механически, не затрагивая душу.
Пять из восьми СК — позитивные (1;2;3;4;5;) и три негативные (6;7;8;).
Для получения качественных показателей Н.Т.Колесник определяет четыре основных симптомокомплекса:
1. доминирующий позитивный – включающий пять позитивных выборов из пяти возможных;
2. недостаточно позитивный – включающий не более одного негативного выбора;
3. полунегативный – включающий не более двух негативных выборов;
4. доминирующий негативный – включающий три негативных выбора.
Стимульный материал к методике ЦТО
Стимульный материал к методике ЦТО (черно-белые)
Образец описания результатов применения методики
Результаты проективной методики «Цветик-восьмицветик», выполненной Евгением Л. (4 года 8 месяцев) в значительной степени соответствуют «классическому» варианту ЦТО: мать ассоциируется с желтым цветом (1 ранг в раскладке восьми цветов). Символика желтого цвета свидетельствует, что мать воспринимается ребенком как близкий значимый человек, удовлетворяющий потребности в ласке, любви, признании; выявляется эмоциональная зависимость ребенка от матери. Бабушке (со стороны матери) Евгений подарил бы красный лепесток (2 ранг), что свидетельствует о восприятии мальчиком бабушки как человека, активно взаимодействующего с ним, веселого, склонного к активным действиям; однако выявляется некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности. Дедушке – фиолетовый лепесток (3 ранг в раскладке восьми цветов), что говорит о восприятии дедушки как безучастного члена семьи, не обладающего авторитетом. Папе, дедушке Вове и бабушке Тане (бабушке и дедушке со стороны отца) Евгений подарил бы черные лепестки, что свидетельствует о восприятии их ребенком как агрессивных, враждебных, угрожающих, выявляет устойчивый конфликт между ребенком и данными лицами.
Заключения по результатам обследования (ЦТО)
ФИО (ребенка) Ершова Лиза
Возраст 5 лет
1.Анализ последовательности цветовых выборов;
Синий цвет ребенком был выбран первым, что характеризует о удовлетворенности, спокойствие, гармонии, свободы от напряжения; чувство единства со своим окружением. Так же можно сказать, о активности, непреодолимом желание достичь результатов, добиться успехов; страсть ко всему, в чем присутствует жизненная активность и богатство опыта; импульс к активности деятельности; воздействие воли.
2.Анализ ассоциаций цветовых выборов с членами семьи ребенка;
Маме ребенок подарил зеленый лепесток, что говорит о доверие к ней, чувстве спокойствия и уверенности в маминой поддержке, восприятие ее как человека который всегда рядом, единое целое. Папе был подарен красный лепесток, что говорит о нестабильности в отношениях с ним. Сестре он подарил фиолетовый лепесток, это обозначает, что она не является авторитетом и не принимает участие в жизни ребенка.
3.Выводы о семейной ситуации в целом и необходимости дальнейшей работы психолога с семьей.
По оценке ситуации в семье в целом учитывая и информацию, полученную от воспитателя, можно сказать, что в семье преобладает воспитание со стороны мамы, это и оправдывает выборы ребенка в игре-тесте «Почта», игре «Цветик-восьмицветик», рисунок семьи. Мама является авторитетным членом семьи и опорой для ребенка. Папа же в свою очередь (часто отсутствует дома) это и влияет на отношение ребенка к нему. Сестра в семье старшая и сводная, что может указать на то, что у нее ревность к родителям, от этого ее взаимоотношения с Лизой напряженные.
Диагностика отношений в семье
Многие детские проблемы имеют прямую связь с взаимоотношениями в семье. Именно атмосфера в семье больше всего влияет на становление личности, на психическое состояние ребенка. Поэтому психологи для выявления проблемы и причины ее возникновения проводят диагностику отношений в семье. Это позволяет понять, как родители относятся к ребенку, а ребенок к родителям.
Для диагностики эмоциональных отношений в семье используются различные методики. Одной из самых известных является – рисунок семьи. Но, это не самый точный метод, к тому же, далеко не все дети умеют рисовать и соглашаются это делать. Поэтому рассмотрим другие методики.
Тест семейных отношений Бене и Антони
Тест Бене и Антони для диагностики эмоциональных отношений в семье дает возможность разобраться, как ребенок относится к каждому члену семьи. Также можно узнать, как малыш воспринимает отношение к нему, какую позицию он занимает в семье, и какие виды психологической защиты использует.
Для выполнения теста необходимо подготовить 20 фигурок людей, 1 безликую фигуру, 10 коробочек, и карточки с негативными и положительными чувствами.
Эта методика имеет две формы – для детей возрастом 4-8 лет, и для детей от 8 лет. Первая методика содержит 28 вопросов, вторая – 99 вопросов. Вариант теста для детей позволяет оценить положительные и отрицательные чувства, которые испытывает ребенок и его зависимость от других. Данный тест занимает около получаса и не вызывает трудностей у детей в выполнении.
Вариант для более старших детей позволяет исследовать чувства двух категорий – слабые и сильные. А также определить родительскую чрезмерную опеку. Этот тест позволяет понять, ребенок сам испытывает чувства, или ощущает себя объектом, по отношению к которому проявляют чувства.
Перед началом теста необходимо выяснить у малыша состав его семьи. Далее необходимо расставить перед ним 20 фигур и попросить найти среди них маму, папу, бабушку, дедушку и других членов семьи. Если он захочет расставить их в определенном порядке, то нужно позволить ему это сделать. Далее малышу нужно объяснить, что сейчас ему будут зачитывать карточки с описанием различных чувств. Он должен положить каждую карточку к тому члену семьи, которому она больше соответствует. Если карточка не подходит ни одному из них, то он кладет ее к безликой фигуре. Если она подходит к нескольким членам семьи, то он отдает ее вам.
Важно: Последние карточки должны быть с положительными чувствами, чтобы ребенок не ушел с плохим эмоциональным состоянием.
Далее происходит обработка результатов. Часто дети дают ложные ответы, чтобы скрыть что-то, но данная методика диагностики эмоциональных отношений в семье позволяет выявить таким образом защитные механизмы. Если результаты показывают чрезмерное проявление сильных положительных или отрицательных чувств, то значит у ребенка наблюдается ощущение недостаточной защищенности.
Методика «Цветик-восьмицветик»
Методика диагностики эмоциональных отношений в семье «Цветик-восьмицветик» подходит для детей возрастом от 2,5 до 7 лет. Для проведения теста необходимо подготовить белый кружок из бумаги, который будет выступать сердцевиной цветка. А также лепестки следующих цветов – красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, коричневый, серый, черный. Цвета подобраны не случайным образом – это цвета ТЦВ Люшера.
Для начала тестирования необходимо наладить с ребенком доверительный контакт и узнать состав его семьи. Для уточнения можно составить список со слов родителей. Необходимо попросить ребенка каждый лепесток определить для одного из членов семьи. Один лепесток он может выбрать для самого себя.
Важно: Малыш должен выбирать лепесток учитывая свое отношение к конкретному человеку.
Для обработки результатов теста необходимо проанализировать распределение лепестков. Характеристика цветов позволяет понять отношение ребенка к каждому члену семьи.
Это важный человек, который дарит любовь и заботу.
Это человек, с которым имеется частое взаимодействие, он активный и веселый.
Голубой цвет означает нежелание контактировать постоянно с этим членом семьи.
С этим человеком малыш ощущает себя спокойно, защищенно.
- Фиолетовый
Фиолетовый цвет означает игнорирование, значит этот член семьи не играет важной роли в жизни малыша.
- Коричневый
Коричневый цвет означает злость и требовательность. Скорее всего этот член семьи незаслуженно наказывает ребенка.
Серый цвет означает отсутствие эмоций, он может характеризовать придирчивого и эгоистичного человека.
Черный цвет означает агрессивность. С этим человеком у ребенка есть конфликт, возможно он применяет физическое или психологическое насилие.
Отношение между членами семьи и их отношение к ребенку значительно сказывается на его психологическом состоянии. Любые психологические проблемы у ребенка берут свое начало в семье, поэтому и необходима диагностика эмоциональных отношений в семье. Дети часто не рассказывают истинного положения дел в семье, поэтому психологические методики позволяют выявить реальное положение дел.
Источник https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/testirovanie-otnoshenie-rebenka-k-chlena.3043565/
Источник https://studfile.net/preview/1721595/
Источник https://psychologik.ru/psychologik/otnosheniya/diagnostika-otnosheniy-v-seme