ТРАНСФОРМАЦИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

 

Как изменились семейные отношения в современном обществе

Васильева Ольга Владимировна
ФГБОУ ВО Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
магистрант

Аннотация
В статье представлен обзор взглядов ученых на характер тех изменений, которые претерпевает семья в настоящее время. Дается описание тенденций развития семьи в современных условиях, анализируются трансформации, происходящие в семье как части общественной системы – с одной стороны, и как малой группе, где реализуются личностные потенциалы ее членов – с другой. Утверждается, что на смену социо-центрированной семье сегодня приходит человеко-центрированная семья. Делается вывод о том, что институт семьи в современном мире не теряет своей значимости и как малая группа, и как социальный институт. Таким образом, так называемый «кризис семьи» более целесообразно обозначать в качестве «трансформации семьи». Высказывается предположение, что в дальнейшем процесс расширения функций семьи будет сопровождаться изменениями в сторону возрастания ее гибкости и мобильности как формы общественных отношений.

Библиографическая ссылка на статью:
Васильева О.В. Трансформация современной семьи и ее функций как социального института и малой группы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90703 (дата обращения: 19.10.2022).

Важность института семьи и брака в современном обществе неоспорима. При этом большинство исследователей единодушны в том, что в настоящее время институт семьи переживает кризис. Наиболее актуальными в этой связи являются две тенденции. Во-первых, это неустойчивость брачных союзов и рост числа разводов. Во-вторых, все большее падение рождаемости и сознательная бездетность, которая приводит к «интенсивной потере качества человеческого потенциала» [1]. Обозначенные тенденции свойственны для большинства развитых стран мира.

В рамках родительской семьи человек получает первичную социализацию, а в дальнейшем реализует себя во взаимоотношениях с партнером и детьми уже во вновь созданной семье. Важно отметить, что в результате создания новой семьи не останавливается процесс становления и развития личности взрослого человека – напротив, в процессе коммуникации в семье продолжается развитие личностей всех ее членов.

Существует два полюса мнений относительно перспектив развития института семьи в мире. Одни ученые утверждают, что институт семьи движется по пути дальнейшего разрушения и деградации внутрисемейных отношений, сопровождающейся утратой традиционных семейных ценностей, складывавшихся годами. Другие, сторонники оптимистичных взглядов на происходящие изменения в семье, рассматривают особенности трансформаций данного института как вполне позитивные, включающие в себя движение семейных отношений к идеям партнерства и переход от традиционных стереотипов в конструировании семейных отношений к новым ценностям, диктуемым современностью.

Анализ результатов исследований современных отечественных и зарубежных авторов и учет позволяет предполагать, что развитие семьи пойдет в дальнейшем по пути расширения и дополнения его традиционных функций. Недаром ключевые перспективы развития семьи ученые связывают с формированием ее как экономически- и профессионально- ориентированного социального института [2]. Вероятно, процесс расширения функций семьи будет сопровождаться изменениями в сторону возрастания ее гибкости и мобильности как формы общественных отношений.

Детальный анализ позитивных и негативных тенденций в развитии семьи в современном обществе дает исследователям семьи и семейных отношений основание предполагать, что в настоящее время семья постепенно обретает новую форму и содержание.

Поскольку человек по своей природе социален, закономерно то, что его успешность определяется успешностью его контактов с другими людьми, и наоборот, успешность взаимодействия с окружающими во многом зависит от уровня индивидуальных достижений. В первую очередь этот двунаправленный процесс касается взаимодействия человека и референтных, значимых для него групп, важнейшей из которых является семья. Недаром в гуманистической психологии утверждается, что сегодняшний кризис семьи – это и есть признак и следствие кризиса идентичности современного человека. Представители гуманистического подхода рассматривают семью в качестве посредника между человеком и обществом в процессе развития личности, указывая на то обстоятельство, что любая семья является одновременно как человеко-центрированной, так и социо-центрированной. В последние десятилетия семья находится на этапе неосознанного поиска своего человеко-центрированного статуса [3, с.77]. В качестве ключевой характеристики кризиса современного человека учеными обозначается его ложное самоотождествление со своей «персоной» (в терминологии К.Г. Юнга), а именно – отождествление личности со своим внешним «позитивным» компонентом, а не со своей истинной сущностью, имеющей транс-персональную природу.

Таким образом, несмотря на то, что следует признать утрату современной семьей ее формальных атрибутов (официальная регистрация брака в органах ЗАГСа), ее значимость в социуме только возрастает. Следовательно, справедливо утверждение, что потенциал семьи далеко не исчерпан, напротив, он может быть реализован при учете вызовов современного общества. Так, Н.Н. Посысоев и др. отмечают, что «преодоление кризиса семьи можно рассматривать как ее освобождение от такой ее наиболее институциализированной формы, какой является социально санкционированный брак» [4].

Анализ научных трудов позволяет предполагать, что чем в большей степени актуализируется тенденция индивидуализации, тем в большей степени растет потребность общества и человека в устойчивых общественных ячейках, одной из которых традиционно является семья.

Итак, семья в современном мире не теряет своей особой значимости. Меняется лишь ее место в социуме: на смену социо-центрированной семье сегодня приходит человеко-центрированная семья.

Далее остановимся более подробно на актуальном сегодня стремлении личности к индивидуализации – с одной стороны, и все более возрастающей в современных условиях потребности человека быть понятым, оставаясь частью значимой для него ячейки общества – с другой. В этом смысле целесообразно упомянуть следующее: многие современные ученые сходятся во мнении, что за внешним разрушением института семьи стоят значитально более позитивные процессы, проявляющиеся в освобождении личности, в поиске ею своей аутентичной, подлинной сущности [4]. Данная тенденция поиска личностью своей индивидуальности является характеристикой человеко-центрированной семьи, специфика которой, в отличие от социо-центрированной, состоит в том, что развитие индивида в рамках такой семьи не ограничивается «социализаций, обеспечиваемой механизмом усвоения (интериоризации) социальности».

Преобладание в семье характеристик социальной ориентированности является признаком ее традиционности, в то время как человеко-центрированная семья является продуктом общества информационного. Подтверждением актуальности такого перехода могут служить результаты исследований Е.Н. Картушиной. Так, данным автором было выявлено следующее: сегодня «материальная мотивация вступления в брак и желание воспитывать детей вдвое чаще характерны для лиц с низким уровнем образования, чем с высоким», в то время как «наиболее образованная часть населения … наиболее ориентирована на высокие профессиональные достижения и максимально откладывает рождение ребенка» [5]. В связи с переходом современного российского общества на новый этап, исследователи все большее внимание уделяют личности как субъекту отношений внутри семьи (представители субъектного подхода в психологии). Все это обусловлено тем, что процессы в современном социуме являются причиной увеличивающейся степени субъектности индивида в семье, индивидуализированности принимаемых им решений. В контексте субъектного (или субъектно-бытийного) подхода в фокусе внимания находятся способности и стремление человека конструировать все внешнее по законам внутреннего, преобразовывать свое бытие в соответствии со своими личностными смыслами таким образом, что реальность окружающего мира становится результатом т.н. объективирования субъективного и своеобразным продолжением личности [6, с.7-14; 7, с.3-21; 8, с.16-28; 9; 10, с.78-87; 11; 12; 13].

Что касается взаимоотношений двух людей в брачном со-бытии, здесь необходим поиск баланса между достаточной степенью суверенности (независимости) обоих партнеров – с одной стороны, и возможности избежать в этих условиях межличностной конкуренции. Так, А.Р. Тиводар всвоей работе «Личность как субъект со-бытия в брачных отношениях» высказывает опасение о том, что высокий уровень суверенности у одного партнера может порождать у второго чувство неудовлетворенности брачными отношениями и браком в целом [14]. На наш взгляд, в этих условиях особенно актуализируется проблематика специфики мужской и женской ролей в контексте семейных взаимоотношений, возрастает необходимость осознания и принятия нетождественности этих ролей.

Семья меняется согласно современным тенденциям развития социума в целом, поэтому все современные проблемы так или иначе касаются семьи, находя отражение в преобразовании ее функций, которые в настоящее время характеризуются нарастанием противоречий и разнообразия. Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что семья в истинном понимании ее значения – это своеобразная платформа, совместное существование в рамках которой можно считать успешным лишь тогда, когда происходит слияние двух отдельных «Я» в целостное и неделимое «Мы» [17].

Итак, несмотря на сложности, к которыми сталкивается институт семьи в наши дни, семья остается психологическим оазисом, защищающим личность от конфликтов с внешним миром. Семья остается тем местом, где человек может восполнить свою эмоциональную энергию и равновесие, которые подвергаются огромному воздействию со стороны современного мира с характерной ему скоростью обновления информации. Именно в связи с этим изучение системы межличностных отношений в семье приобретает большое значение, а на семью как социальный институт возлагаются новые, нетрадиционные для нее функции.

  1. Римашевская Н.М. Исследования жизнедеятельности семьи как теоретическая основа семейной политики // Семья и Россия. 1995. № 1-2. -С.9-112.
  2. Саблина Н. А. Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России: автореф. дисс…. канд. социол. наук: 22.00. 04. – 2006.
  3. Сатир В. Вы и ваша семья. – 2007; Пезешкиан Х. Позитивная концепция семьи XXI столетия //Неотложная психиатрическая помощь в зоне катастроф и кризисных состояний. Владивосток-Томск. – 1996. – С. 77.
  4. Основы психологии семьи и семейного консультирования Текст. : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
  5. Картушина Е. Н. Семейные ценности и тенденции их изменений у студентов в первом десятилетии XXI в //Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – №. 1-2.
  6. Брушлинский А.В. Психология субъекта (страницы последней книги А.В.Брушлинского: глава вторая «Психология и тоталитаризм») // Психологический журнал. 2003. Том 24. №2. С. 7-14.
  7. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. 2005. Т.2. №4. С.3-21.
  8. Сергиенко Е.А. Психология субъекта: поиски и решения // Психологический журнал. Том 29. № 2. 2008. С. 16-28.
  9. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный. Психологическое исследование человека в его бытии. СПб.: Питер, 2008.
  10. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий // Психологический журнал. 2008. Том 29. № 2. С.78-87.
  11. Фоменко Г.Ю. Личность как субъект бытия в экстремальных условиях. Автореф. дисс. . докт.психол.наук. Краснодар, 2006.
  12. Ожигова Л.Н. Психология тендерной идентичности личности. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006.
  13. Удачина П.Ю. Личность как субъект организации времени: Автореф. дисс. .канд. психол.наук. Краснодар, 2006.
  14. Тиводар А.Р. Личность как субъект со-бытия в брачных отношениях : дис. – Кубанский государственный университет, 2008.
  15. Доценко Е. Л. Семантика межличностного общения //Дис…. д-ра психол. наук. – 2000. – Т. 19. – №. 11.
  16. Навайтис Г. Семья в психологической консультации //М.: Московский психолого-социальный институт. – 1999. – Т. 224.
  17. Трофимова Ю. В. Динамика ценностно-смысловых составляющих образа мира супругов в процессе становления семейных отношений. Автореф. дисс. . канд. психол. наук. – Барнаул, 2002. – 22 с.
Читать статью  Никаких ссор и общие интересы: 10 опасных мифов о счастливом браке

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

ТРАНСФОРМАЦИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

В статье анализируется трансформация брачно-семейных отношений современной российской молодежи , вызванная изменением социальной реальности и её влиянием на восприятие молодыми людьми семьи и брака. На основе исследований рассматриваются изменение отношения молодых людей к деторождению, вступлению в брак, сожительству, анализируются причины данных изменений. Также рассматривается появление альтернативных форм брака в российском обществе, смена патриархального типа семьи на эгалитарный и последующее изменение добрачного поведения молодых людей.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лопатюк К.Е.

Трансформация образа желаемой модели семьи у разных поколений: результаты Всероссийского социологического исследования

TRANSFORMATION OF MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS OF MODERN RUSSIAN YOUTH IN CONDITIONS OF CHANGING REALITY

The article analyzes the transformation of marriage and family relations of modern Russian youth, caused by a change in social reality and its influence on the perception of family and marriage by young people. Based on research, the article examines the change in the attitude of young people to childbirth, marriage, cohabitation, analyzes the reasons for these changes. The emergence of alternative forms of marriage in Russian society, the change of the patriarchal type of family to an egalitarian one, and the subsequent change in the premarital behavior of young people are also considered.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РЕАЛЬНОСТИ»

ТРАНСФОРМАЦИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РЕАЛЬНОСТИ

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье анализируется трансформация брачно-семейных отношений современной российской молодежи, вызванная изменением социальной реальности и её влиянием на восприятие молодыми людьми семьи и брака. На основе исследований рассматриваются изменение отношения молодых людей к деторождению, вступлению в брак, сожительству, анализируются причины данных изменений. Также рассматривается появление альтернативных форм брака в российском обществе, смена патриархального типа семьи на эгалитарный и последующее изменение добрачного поведения молодых людей.

Ключевые слова: молодежь, молодая семья, брачно-семейные отношения, современный брак.

Социальная реальность, как одна из часто используемых предметных областей многих научных исследований, привлекает внимание ученых своей динамикой и последующей коррекцией социального восприятия.

Социальная реальность, согласно идеям представителя феноменологической социологии А. Шюца, определяется как «тотальная сумма объектов и событий в социокультурном мире в том виде, как они воспринимаются в опыте обыденного мышления людей, живущих повседневной жизнью среди других людей, связанных с ними множеством отношений и взаимодействий» [1]. Формируемое в повседневном «жизненном мире» восприятие социальными группами и общностями социальных отношений и норм, которые их регулируют, может изменяться в

© Лопатюк К.Е., 2021

условиях постоянной социальной динамики, и приводить к изменению социальных институтов.

Общества, вступившие в постиндустриальную фазу развития, как правило, ориентированы на изменение статуса индивида во всех сферах жизни общества и провозглашают ценность личности с ее независимостью, уникальностью, субъектностью, что ведет к пересмотру многих привычных представлений и традиций. Для ряда стран Европы и Северной Америки ориентация на повышение уровня и качества жизни людей, решение проблем социальной справедливости, обеспечение гарантий равноправия разных социальных групп тесно связана с идеями культурного разнообразия и поддержки групп с небинарной гендерной идентичностью. В независимости от того, связано это с идеями разнообразия и небинарности или нет, во многих обществах наблюдается трансформация отношения между мужчинами и женщинами. Данная трансформация касается различных общественных сфер: трудовой деятельности, получения образования, возможностей участия в принятии управленческих решений и др. Брачно-семейные отношения не являются исключением. Молодежь, как особая социальная группа, от которой зависит развитие социума, является субъектом общественного воспроизводства, не остается в стороне, а вносит свои изменения в социальный институт брачно-семейных отношений. Все это вызывает большой интерес ученых к проблеме трансформации брачно-семейных отношений у молодежи, их отношения к семье и семейным ценностям.

Российское общество находится на стадии модернизации политических, социально-культурных, социально-экономических сфер жизнедеятельности людей, что влечет за собой формирование новых поведенческих установок и ценностных ориента-ций молодых семей. Вследствие чего происходит трансформация брачно-семейных отношений, что выражается в ряде тенденций:

— ориентация молодых семей на однодетную модель, либо модель без детей (у женщин до 25 лет и мужчин до 29 лет самые низкие «личные прогнозы» рождаемости, связанные с откладываем детей на более поздний период [2]);

— рост сожительства, как одна из моделей неформального брака (по данным ВЦИОМ 2018 г. среди 18-24 летних 59 % считают, что совместное проживание без штампа в паспорте является приемлемой формой отношений [3]);

— изменение взаимоотношений между мужчиной и женщиной в семье, что приводит к равноправию и большей независимости супругов (по данным ВЦИОМ 2018 г. равноправие между супругами поддерживают 82 % опрошенных [4]);

— развод считается структурным элементом брачно-семейных отношений (разводы по мнению Россиян по данным исследования ВЦИОМ за 2019 г. считаются допустимым явлением и отношение к ним стало более рациональным (89 %) [5]);

— изменение возрастной границы вступления в брак (оптимальные границы для вступления в брак по данным ВЦИОМ за 2019 г. для женщин 24 года, для мужчин 27 лет [5]).

По результатам исследования «Поколение Z», в котором была использована методология, аналогичная методике исследования ShellYouthStudy, и проводимая в мае и июне 2019 г. среди 1500 респондентов в возрасте 14-29 лет в крупных и малонаселенных районах России [6], был сделан вывод о том, что в системе ценностных ориентаций российской молодежи семья играет значительную роль. Однако желание иметь детей и вступить в брак значительно ниже желания иметь успешную карьеру и быть преданным своему партнеру. В настоящее время для молодых людей формирование семьи смежно с понятием любовь и не является жизненной потребностью, поэтому происходит формирование новых форм брачно-семейных отношений.

Закон, согласно Семейному кодексу РФ, признаёт лишь одну форму брака — гражданский союз [7]. Однако наряду с традиционными типами семейных отношений появляются новые альтернативные формы брака и нетрадиционные семьи, такие как:

— конкубинат (это длительный незарегистрированный союз мужчины и женщины, в котором мужчина фактически

имеет вторую сексуальную партнершу и общего с ней ребенка),

— коммунальный (групповой) брак (союз двух и более взрослых людей),

Альтернативные формы брака являются вариациями традиционного типа, а люди, состоящие в них, относятся к социальному меньшинству, развитие таких видов брака зависит от «веса» данных групп в обществе. Признание однополых браков с недавних лет остро стоит перед государственной властью, однако до сих пор не является нормой для российского общества. Так, по исследованию ВЦИОМ среди разных возрастных групп населения только молодые люди в возрасте 14-24 лет считают, что однополые пары должны иметь право вступать в брак [8]. Конкубинат в российском обществе принято считать обыденным явлением, когда женатый мужчина оказывает финансовую помощь свободной женщине и может признать все права в случае рождения ребенка. Однако, несмотря на распространенность такой практики в обществе, она не объявляется обществом официально как норма. Групповой брак в российском обществе считается больше экспериментальным видом брака и имеет распространение в основном среди молодых людей. Несмотря на то, что российское общество активно перенимает опыт других стран мира во многих сферах жизни, однополые и групповые браки до сих пор остаются незаконными.

Читать статью  Роль женщины в семье. Что должна делать женщина в семье

Последний в представленном выше списке тип семейных отношений (сожительство) получил распространение в современном российском обществе, в том числе среди молодых людей. Современные реалии таковы, что все больше молодых людей не торопятся связывать себя узами официального брака. Рост сожительства среди молодых россиян обуславливается экономической выгодой и возможностью испытать друг друга в семейных отношениях, поскольку незарегистрированная форма брака часто является добрачной (официальной) стадией. Так, исследование «Поколение 2» выявило, что большинство молодых людей не состоят в браке (66 %), каждый пятый находится в сожительстве со своей второй половинкой, а 4 % находятся в

отношениях, но не живут вместе. Что касается дальнейших перспектив, то 3 % респондентов находят удобным для себя неформальный брак с детьми [6]. Таким образом, неформальный брак становится все более распространенной формой семейно-брачных отношений и понятие «молодая семья», понимаемая как официальный союз супругов моложе 30 лет, а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста [9], относится не только к официально зарегистрированным отношениям. Однако, наряду с сформировавшимся относительно недавно образом новой формы брака, российская молодежь почти единодушно видит себя в будущем женатыми людьми, так 84 % респондентов отметили, что хотят создать семью и завести детей.

Говоря о возрастных границах вступления в брак, стоит отметить, что согласно данным исследования «Поколения Z»: женщины оптимальным возрастом считают 25 лет (35 %), а для мужчин оптимальный возраст 25 и 30 лет (24 % и 17 %) [6]. Брачный возраст молодых людей значительно смещается, причиной тому могут послужить: изменение системы ценностей, с преобладанием материальных ценностей над духовными; изменение жизненных приоритетов личности, когда финансовая независимость как для мужчин, так и для женщин встает на первый план; откладывание создания семьи на более поздний период; увеличение периода обучения; неограниченная моральными принципами половая жизнь до заключения официального брака; неготовность молодых людей принимать на себя ответственность за собственную семейную жизнь.

Репродуктивная стратегия молодых семей также претерпевает изменения: деторождение откладывается на более поздний период, идет ориентация на однодетную модель или же модель без детей, об этом свидетельствует демографический прогноз Росстата до 2036 г. [10]. Однако, согласно исследованию «Поколение Z», большинство опрошенных молодых людей в будущем хотели бы иметь двоих (49 %) и более детей (23 %) [6]. Таким образом, мы видим несоответствие реальных и идеальных показателей деторождения молодых семей, скорее всего это связано с материальным положением молодых людей, карьерным ростом как одной из важных ценностей, распространением движе-

ния чайлдфри (childfree — «свободные от детей»), которое подразумевает ведение активной сексуальной жизни, возможное вступление в брак, но осознанное избегание зачатия и рождения детей.

В ходе исследования «Поколение 7» в 2019-2020 г. был проведен опрос среди молодых людей возраста 14-29 лет, где респондентам необходимо было выбрать качества, которые совсем не важны или очень важны при выборе партнера, так для молодых людей более значимы личные качества (64 %) и общие интересы (55 %), за ними следуют одобрение семьи (33 %), образованность (28 %) и внешность (24 %). Таким образом, молодые россияне ответственно подходят к выбору партнера, пытаясь найти человека схожего с ними по целям, интересам и мнению. Они не строят иллюзии вокруг человека, не устраивающего их, а стремятся к прочному и надежному будущему.

В настоящее время гендер является важным компонентом для понимания и восприятия социальной реальности. Мужчины и женщины как две социально-демографические общности имеют различия в социальном статусе, особенностях социального положения и социального поведения, что отражается в традиционно-патриархальном типе семьи, где во главе стоит мужчина, а женщина является хранительницей домашнего очага. Движение общества к большей гуманизации и демократизации всех социальных сфер не могло не отразиться на семье как микромодели общества и дало новое направление и характер семей-но-брачных отношений современного социума. Таким образом, появился новый эгалитарно-партнерский тип семьи, основанный на демократических отношениях партнеров, разделении обязанностей, равенстве между партнерами и отмене всякой дискриминации. По результатам исследования ФОМ за 2013 г. равноправия среди супругов придерживаются 83 % опрошенных [11].

Традиционный тип семьи перестал соответствовать современным реалиям и ожиданиям. Переход к новому типу демонстрирует изменения добрачного поведения молодых людей:

— увеличение этапа знакомства и вступления в брак;

— секс до брака считается нормой;

— сожительство как обязательная добрачная стадия или альтернатива браку;

— выбор партнёра по личностным качествам и схожим интересам.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что появление новых форм брака и переход к эгалитарно-партнерскому типу семьи является процессом эволюции института семьи, а также повышением качества к собственной супружеской и семенной жизни. Сожительство как добрачная стадия среди современной российской молодежи встречается часто, что дает гарантию на более прочный брак в будущем, более осознанный подход к рождению и воспитанию детей.

Молодые люди осознают значимость сохранения семьи и ее функций воспроизводства населения, гармоничного воспитания нового поколения, поэтому семья все также занимает одну из лидирующих позиций в жизни молодого поколения, однако политическая, экономическая и социальная модернизация вносят изменения в социальную реальность молодежи, позволяя выбирать новые модели семейных отношений, подходящие под современные реалии.

Современные молодые люди выбирают удобство и комфорт во всем, в том числе и в семейных отношениях, поэтому происходит одобрение сожительства, смещение брачного возраста, выбор карьерного роста в ущерб семье, однодетная модель семьи и лояльное отношение к разводу. При этом семья молодыми людьми не отрицается как важная ценность в жизни человека. Современная молодежь стремиться реализовать себя, проявляет активность и имеет желание продолжить себя в детях. Однако если будет нарушение одной из ценностных установок, то возможно нарастание конфликта, который отразиться на внутрисемейных отношениях и без того хрупкого семейного счастья.

1. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. С. 481-496.

2. Соболевская О.В. Воспроизводственная необходимость / ВШЭ. 2020. URL: https://iq.hse.ru/news/351694548.html (дата обращения: 23.09.2021).

3. Брак или сожительство: ставим знак тождества? / ВЦИОМ. 2018. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/brak-i-sozhitelstvo-stavim-znak-tozhdestva (дата обращения: 23.09.2021).

4. Равенство в семье: от декларации — к реальности? / ВЦИОМ.

2018. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ravenstvo-v-seme-ot-deklaraczij-k-realnosti (дата обращения: 23.09.2021).

5. Отношение к бракам и разводам: мониторинг / ВЦИОМ. 2019. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/otnoshenie-k-brakam-i-razvodam-monitoring (дата обращения: 23.09.2021).

6. Российское «Поколение Z: установки и ценности». 2019/2020 / Friedrich-Ebert-Stifung, 2020. 148 с. URL: https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf (дата обращения: 23.09.2021).

7. Статья 12. «Условия заключения брака». Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ e816c719b5266ca4f28f9ae0c236ab2e8520f3e2/ (дата обращения: 23.09.2021).

8. Однополые браки: табу или новая норма? / ВЦИОМ. 2021. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/odnopolye-braki-tabu-ili-novaja-norma (дата обращения: 23.09.2021).

9. Денисов С.Б. Проблема определения понятия «молодая семья» в теории и практике социальной работы // Инженерные технологии и системы. 2000. № 3-4. С. 47-54.

10. Росстат представил уточненный демографический прогноз до 2036 года / Федеральная служба государственной статистики.

2019. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/72529 (дата обращения: 23.09.2021).

11. Образ идеальной семьи / ФОМ. 2013. URL: https://fom.ru/Rabota-i-dom/11024 (дата обращения: 23.09.2021).

TRANSFORMATION OF MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS OF MODERN RUSSIAN YOUTH IN CONDITIONS OF CHANGING REALITY

Perm State University

The article analyzes the transformation of marriage and family relations of modern Russian youth, caused by a change in social reality and its influ-

ence on the perception of family and marriage by young people. Based on research, the article examines the change in the attitude of young people to childbirth, marriage, cohabitation, analyzes the reasons for these changes. The emergence of alternative forms of marriage in Russian society, the change of the patriarchal type of family to an egalitarian one, and the subsequent change in the premarital behavior of young people are also considered.

Keywords: youth, young family, marriage and family relations, modern marriage.

Особенности развития института семьи в современном мире

Семья – это важный социальный институт, под которым подразумевается малая социальная группа, основанная в результате брачного союза или наличия родственных отношений. Семья имеет свои правила, культуру общения, традиции. Члены семьи объединены общностью быта, рождением детей и их воспитанием.

Положение института семьи на современном этапе исторического развития переживает значительные изменения позитивного и негативного характера. Семья 21 века имеет мало общих с традиционной патриархальной семьей характеристик, и во многом продолжает формироваться под влиянием урбанизации, глобализации, индустриализации.

Институт семьи с его ценностями начал рассматриваться как нечто устаревшее и более неприменимое для реалий современности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Читать статью  Комсомолка: советы, как вернуть былую страсть

Во многом трансформации являются следствием нестабильной (часто критической) ситуации социального, экономического и политического порядков. Семья отображает проблемы и противоречия современного общества и в высокой степени зависит от закономерностей его развития.

Среди тенденций положения института семьи можно выделить следующие характерные направления:

  1. Развитие альтернативных и новых форм семьи, повсеместное распространение гражданских браков. Семья больше не подразумевает необходимости (как логического продолжения) вступления в брак или наличия детей (рожденных или усыновленных).
  2. Поздние браки и позднее рождение детей. Современные пары часто охотнее женятся в более зрелом возрасте, а средний возраст женщины, которая впервые рожает, составляет 29 лет.
  3. Смена половых ролей. Современная женщина – это личность, которая может себя реализовать не только в материнстве. Многие женщины имеют высшее образование, что повышает их авторитет в семье. Все чаще именно женщины принимают важные семейные решения. Они нередко становятся главой семьи с «согласия» мужчины. Обществом не порицаются холостяки и холостячки. Мужчины же все чаще не рассматриваются как добытчики и кормильцы. Распределение работы по дому и хозяйству осуществляется более равномерно. Нередко женщина зарабатывает больше мужа и содержит семью, имеет более престижную профессию.
  4. Разграничение супружества и родительства. Супружество больше не подразумевает необходимость рождения детей, а значит и институтов материнства и отцовства.
  5. Функционирование демократичных или эгалитарных семей с партнерским стилем взаимодействия. Это семьи нового типа, которые отличаются высоким уровнем культуры межличностного общения, демократизацией выбора, наличием прав каждого в семье (в т.ч. ребенка), предоставлением личного пространства, исключительным взаимоуважением и общением «на равных».

Актуализация проблемы развития

Среди проблемных аспектов развития современной семьи стоит выделить:

1. Снижение авторитета института семьи и брака. Все больше пары предпочитают сожительство вступлению в брачный союз. Последний не рассматривается как острая социальная необходимость, что усугубляется другой тенденцией – нежеланием заводить детей. Брак рассматривается как потенциальное угнетение личностного, карьерного и любого другого развития.

Повышение количества гражданских браков, однако, благотворно влияет на снижение статистики разводов. При этом брак заключается уже зрелыми людьми, нередко с пониманием всей ответственности.

2. Актуализация индивидуального подхода.

Большинство мужчин и женщин остро переживают за свою личностную реализацию, в том числе за построение успешной карьеры. Никто из партнеров современной семьи не готов уступать своими интересами ради рождения ребенка или построения брака.

Нынешняя семья – это пары, где партнеры прежде всего ориентированы на материальный и личностный интерес. Такой подход влияет на увеличение разводов, возрастание конфликтности в отношениях, отсутствие взаимопонимания.

3. Нарушение преемственности поколений, межродственных связей.

Культура общения между членами семьи снижается и отличается ослаблением внутрисемейных взаимодействий. Старшее поколение «оторвано» или «отчуждено» от младшего, часто не имеет авторитета в глазах последнего. Родители супругов, к примеру, могут рассматриваться как полностью отдельные от них семьи, которые имеют свои правила, культуру и т.д. Прерывается общение и передача опыта между поколениями.

4. Отсутствие стойкости семейных образований и ориентация на временность.

Пары в большинстве не ориентированы (по разным причинам) на длительные отношения, сомневаются или крайне не уверены в их долговечности и стабильности.

5. Снижение рождаемости.

Все больше пар отказываются от рождения детей, поскольку:

  • не имеют финансовых возможностей;
  • не могут решить жилищный вопрос;
  • просто не хотят;
  • или в силу других обстоятельств.

Пары не хотят заводить детей, чтобы иметь больше возможностей реализоваться, владеть финансовыми ресурсами для саморазвития. Особенно ситуация усугубляется повышением количества абортов и нередко отказами от ребенка. Снижение объема рождаемости отражается на демографической картине, приводя к ухудшению воспроизводства населения, что влияет на экономическую ситуацию в стране и ее будущее.

Число абортов

Естественная убыль россиян

6. Снижение уровня жизни современной семьи в экономическом плане.

Полноценное развитие и воспитание детей в современных условиях становится более сложным. Полноценная семья с детьми часто рассматривается как экономически недоступная роскошь, а не социальная потребность.

Негативные изменения в структуре семьи

Нынешняя структура семьи переживает существенные сложности, которые отражаются на социально-экономической стабильности страны, где нарушены стратификационные процессы.

Во многом нынешнее положение структуры семьи является последствием потрясений 90-х годов и соответствующей нестабильностью, при которой была высокая смертность, снижение количества браков, увеличение гражданских союзов, большое количество абортов.

Среди негативных изменений структуры стоит выделить:

1. Увеличение количества нуклеарных семей.

Нуклеарная семья – это семья с небольшим количеством членов (муж, жена, один или два ребенка), которая отличается простотой структуры, где семейно-родственные связи ограничены, а принципы организации внутрисемейной жизни более демократичны.

На 2010 год России около 29% семей являлось нуклеарными, и количество таких семей растет с каждым годом. При этом данная тенденция имеет и позитивную сторону – пары, живя отдельно, учатся самостоятельности, поиску взаимопонимания и уважения друг к другу.

2. Увеличение количества разводов.

3. Бездетность и малодетность семей.

График

График 2

4. Выбор пар в пользу фактического брака и сожительства.

Гражданский брак рассматривается как «подготовка» к будущему замужеству или как нежелание вступать в брак. При этом около 76% незарегистрированных браков в России позже знаменуются бракосочетанием.

5. Возрастание неполных семей, особенно материнских, а также внебрачной рождаемости.

Многие женщины рожают, будучи не в браке, или же оказываются с ребенком на руках после развода. Они становятся матерями-одиночками. Неполные семьи также являются результатом высокой смертности мужчин в еще трудоспособном возрасте.

6. Женщина, перенимая на себя мужские роли, не может реализовать себя как мать и как полноценный родитель.

7. Возрастание числа неблагополучных семей.

Как обстоит дело в России и остальном мире

Тенденции развития семьи в России и мире довольно схожи. Во всем мире наблюдается увеличение разводов, поздние браки либо же нежелание вступать в брак как таковой, малодетность или бездетность вовсе. Для запада более популярным является движение «чайлд фри», в то время как в России оно только набирает обороты.

Во многих странах развиваются нетипичные семейные структуры в форме виртуальных браков, гостевых браков, однополых. Для западных стран характерно восприятие семьи в более широких рамках: это могут быть даже друзья, которые живут вместе.

В России также активно развиваются новые формы сожительства и брака, однако в небольших городах (провинции) это развитие осуществляется менее интенсивно. В России пока еще остаются актуальными авторитарные модели семьи во главе с отцом или матерью, которые всецело контролируют жизнь детей и их развитие.

Российская женщина все еще рассматривается в рамках необходимости выполнения ею своей материнской роли. Потому она, будучи все же довольно эмансипированной, нередко вынуждена одновременно «разрываться» между семьей и построением карьеры.

Анализ статистики показывает, что число браков и разводов в России значительно выше, нежели в других странах Европы. Снижение количества браков в Европе и России по сравнению со второй половиной ХХ столетия почти равно – около 40%.

Рождение вне брака в России за последние 15 лет сокращается, в то время как в Европе и многих других развитых или развивающихся странах (США, Австралия, Мексика, Чили и др.) количество рожденных вне брака растет. На 2017 год в Европе оно составляло около 43% от всех родившихся, в России – 21%. Больше всего внебрачных детей в 2017 году было рождено в российской Республике Тыве – 63,3% от всех рожденных детей региона.

Средний возраст матери при рождении младенца в России повысился за последние 15 лет с 19 до 29 лет (приблизительно как в Чехии, Франции, Хорватии, Бельгии). В то время как в США средний возраст матери – 26.6 лет. Самый высокий средний возраст матери на 2016 год в мире – 31.4 года в Южной Кореи.

Число абортов в России является средним по Европе (раньше было одним из самых высоких) и по отношению к бывшим республикам СССР – 520 тыс. на 2019 год, хотя общее количество все еще спадает по отношению к предыдущим годам.

В целом тенденции развития семьи в России довольно негативны. Некоторые социологи в результате анализа нынешнего положения приходят к катастрофическим выводам.

Возрастание количества браков среди 25-29 летних в России в 2019 году рассматривают как отголоски последнего советского беби-бума. Социологи делают негативные прогнозы относительно браков на следующие десятилетия, где количество зрелых мужчин и женщин сократится, экономическая ситуация продолжит ухудшаться, и еще больше возрастет нагрузка на каждого гражданина.

Статистика

Как обстоят дела с воспитательным потенциалом

Воспитание ребенка – это формирование личности самого ребенка и трансформация себя как родителя. Это два взаимосвязанных процесса. Умение воспитывать напрямую связано с самовоспитанием и уровнем большой ответственности, наличием жизненного опыта и знаний.

Первичная социализация происходит именно в семье, а нарушение механизмов воспитания может повлечь за собой формирование деструктивных паттернов поведения у ребенка, возрастание агрессивности.

Воспитательный потенциал современной семьи является довольно противоречивым по своим характеристикам. Воспитательная функция семьи пребывает в упадке и затруднении своей реализации. Основной проблемой можно считать снижение общей педагогической культуры родителей. Под влиянием негативных тенденций развития семьи появляются такие особенности воспитания:

Источник https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90703

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-brachno-semeynyh-otnosheniy-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-v-usloviyah-izmenyayuscheysya-realnosti

Источник https://wiki.fenix.help/sociologiya/tendentsii-razvitiya-sovremennoy-semi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Кредитные карты в ОТП Банке в Костроме
Next post Вклады ВТБ банка в Нижнем Новгороде