На какие авто можно ставить гбо
На какие авто можно ставить гбо
ГБО (газобаллонное оборудование автомобиля) это система из нескольких устройств, позволяющая использовать газ в качестве топлива для двигателя автомобиля. В данной статье озвучены ответы на наиболее распространенные вопросы, возникающих у владельцев автомобилей перед принятием решения о установке ГБО.
Заменит ли газовое оборудование для автомобилей обычную систему питания, ее придется снимать?
Газовое оборудование для автомобилей (ГБО) позволяет ехать на газе, не используя бензин. Но штатная система питания не демонтируется. Обе системы (бензиновая и газовая) существуют автономно, независимо друг от друга. То есть машина может работать как на газе, так и на бензине, что кстати вдвое увеличивает межзаправочный пробег.
Какой газ используется в качестве топлива в ГБО?
На автомобилях, оборудованных системой газового питания, получили распространение два вида горючего газа: сжатый природный или попутный газ (метан) и сжиженный нефтяной (пропан-бутановая смесь). Природный газ нашел применение в качестве топлива на крупных автомобилях – грузовиках и автобусах, поскольку он требует больших заправочных емкостей и более сложной системы питания.
Легковые автомобили используют сжиженный нефтяной газ, для которого не нужны большие баллоны и сложная топливная аппаратура. Этот газ – смесь пропана и бутана, которая получается на нефтеперерабатывающих заводах в виде побочного продукта производства. На заправочные станции поставляется газ в смеси, в которой 65-75% пропана, а остальное — бутан.
Что из себя представляет газовое оборудование для автомобилей?
Основными частями системы ГБО являются баллон, редуктор-испаритель, блок управления (ЭБУ), газовый клапан, датчик давления газа, датчики температуры редуктора и газа, датчик разряжения воздуха, рампа форсунок. Из баллона по магистрали газ поступает в редуктор-испаритель, который понижает давление с 3,5-5 кг/с до 1,5 атм, одновременно переводя газ в паровую фазу. Редуктор выдаёт в среднем постоянное давление газа 1,5 атм. Газ из редуктора поступает в рампу форсунок, где путём распределения попадает в цилиндры двигателя. Переключение вида топлива происходит автоматически, по мере прогрева двигателя. Для заправки баллона существует вентиль со стандартным разъемом под штуцер «пистолета» газовой заправочной станции ЗС.
Какие преимущества дает переход на газ?
Прежде всего, на установку ГБО идут, чтоб экономить на топливе – газ, в среднем, в 2 раза дешевле бензина (подробнее ниже). Есть и технические плюсы газа. Пропан-бутановая смесь имеет октановое число 108 – это больше чем у любого бензина.
Газ сгорает в цилиндрах двигателя без детонации, ровно и полностью, не смывает масляную пленку, образуя гораздо меньше нагара на стенках и свечах. За счет этого двигатель работает в более благоприятных условиях, отчего его ресурс вырастает на 30-40%. Особенно это заметно по времени “жизни” лямбда-зонда и катализатора, которые при езде на газе служат вдвое и дольше и даже более. А это тоже хоть и косвенная, но экономия: как минимум, на “промывках”, как максимум – на крупном ремонте.
Каковы же недостатки использования газового оборудования для автомобилей?
При использовании газа в качестве топлива мощность двигателя снижается до 5%. При этом расход газа оказывается на 10% больше, чем бензина. Газобаллонное оборудование увеличивает массу автомобиля на 25-55 кг. Баллон занимает место в багажнике, грузовом отделении или занимает место запасного колеса. И наконец, установка ГБО требует финансовых затрат.
На какой автомобиль можно установить ГБО?
Теоретически на газ можно перевести любой двигатель. В том числе турбированный и дизельный. Правда, для дизельных двигателей, газ не так актуален, как для бензиновых.
Нет особых проблем и с типом кузова. Владельцам седанов проще всего – стандартный цилиндрический баллон без особого ущерба свободному пространству ставится в глубину багажника, за спинку задних сидений. Для хэтчбеков и универсалов используют тороидальные баллоны, которые ставятся в нишу “запаски”. Есть варианты и с двумя небольшими “боковыми” баллонами, размещаемыми по разным сторонам багажного отделения.
Сколько времени занимает заправка баллона газом?
Приблизительно от 3-х до 7-ми минут.
На сколько хватает баллона газа?
В зависимости от объема двигателя, режима движения, емкости баллона – от 200 до 1000 км.
Где заправляться газом?
Газозаправочных станций значительно меньше, чем обычных АЗС. Но все же они есть и их количество постоянно растет.
Кто производит газовое оборудование для автомобилей и сколько оно стоит?
Сейчас на рынке ГБО лидируют итальянские производители: BRC, Lovato, Tartarini, Landi Renzo, Zavoli и др. Есть на рынке и продукция турецких и польских фирм. Активно работают российские производители — такие, как «Компрессор», НЗГА, «Полиавто» и «САГА».
Цены на ГБО начинаются от 6000 рублей за простые системы для карбюраторных машин. Сложная, электронная система с распределенным впрыском газа с большим количеством дополнительных блоков и датчиков может стоить от 23 до 50 тысяч рублей и даже более. Как правило, система для трех-семилетней инжекторной иномарки стоит от 12000 до 20000 рублей. Плюс к этому от трех до семи тысяч рублей за установку ГБО.
Можно ли демонтировать ГБО, без ущерба для автомобиля?
Можно. Но демонтаж, особенно электронных систем, требует квалификации. Поэтому, если есть желание отказаться от газа, то разумнее снять только баллон, что несложно сделать самому. Аппаратура же под капотом и магистрали не помешают, и их можно не снимать.
Насколько опасно использование газа в качестве топлива?
Сейчас техника, конечно, продвинулась вперед. Современное электронное ГБО имеет датчики утечки газа и возгорания, систему сброса давления при аварии и систему пожаротушения. В конструкции баллонов применяются специальные слоистые материалы и ячеистые наполнители, снижающие опасность повреждения баллона. Сейчас машины с ГБО ничуть не опаснее бензиновых.
Правда ли, что в автомобиле с ГБО ужасно пахнет?
Запах газа появляется у выхлопа при неправильной регулировке подачи газа. У Вас в квартире на кухне не пахнет газом? Правильно, не пахнет. А если пахнет, Вы вызываете аварийную бригаду, так как появление запаха газа — это ЧП. Так же и в машине. Если появился запах газа, значит есть утечка и ее необходимо экстренно устранить, для чего следует обратиться в любой сервис, имеющий лицензию на установку и ремонт газового оборудования. Ровно то же самое следует делать и при утечке бензина, то есть утечку следует устранить. Кстати, при утечке бензина опасность возгорания много выше, так как бензин имеет способность скапливаться, в отличие от газа, который при утечке просто уходит в атмосферу, не представляя собой никакой опасности. В исправном автомобиле газом не пахнет.
Можно ли курить в автомобиле с газовым оборудованием?
Зажженная сигарета в салоне автомобиля никакой опасности не представляет. Но курить в машине не рекомендуется. Во-первых салон воняет табаком, во-вторых курить очень вредно.
Каков срок службы газового оборудования для автомобилей?
Основные узлы системы – баллон, редуктор, электроника – сами по себе служат столько же как, например, головка блока цилиндров. Но вот различные прокладки и уплотнения клапанов, соединений в магистралях придется менять не реже чем раз в 2-3 года, а возможно, и чаще.
Нужно ли проходить специальное ТО для газового оборудования?
Нужно. У автомобилей с ГБО раз в полгода на станции, имеющий сертификат на такие работы, делается осмотр системы на предмет утечек. Если система электронная, то проводится и диагностика блока. Обязательно проверяются баллоны: раз в два года баллон проходит опрессовку — испытание под давлением.
Как проходят ТО автомобили с газобаллонным оборудованием?
Для прохождения техосмотра для автомобиля с газовым оборудованием нужно иметь дополнительные документы. Это свидетельство о проверке баллона; документ об установке газового оборудования на автомобиль, выданный станцией, производившей установку; копия лицензии станции-установщика на право установки на автомобили газового оборудования. Если ГБО куплено самостоятельно, то нужна будет и копия сертификата на баллон и газовое оборудование. Для того, чтобы избежать различных поборов ГИБДД, рекомендуется всегда возить с собой эти документы.
На какие авто можно ставить гбо
Вопросы и ответы
На какие автомобили можно установить ГБО?
Мы устанавливаем газобаллонное оборудование на все бензиновые автомобили, как карбюраторные, так и инжекторные.
Насколько взрывоопасен газовый баллон?
Газовый баллон оснащен запорной аппаратурой с предохранительным клапаном, который выдерживает сильнейший удар, и даже если произойдет обрыв магистральной трубки, утечки газа не будет. Газобаллонное оборудование, установленное в специализированном сервисном центре, при правильной эксплуатации полностью исключает возможность пожара.
Можно ли курить в машине оснащенной газобаллонным оборудованием?
Наличие ГБО в системе вашего автомобиля ни коем образом не отражается на пожарной безопасности вашего автомобиля. Газовая установка не увеличивает опасность возгорания вашего автомобиля.
Как обслуживать ГБО? За чем следить? Чего избегать?
Самое главное заправляться на стационарных заправках, не переключаться на газ при температуре охлаждающей жидкости ниже 50 градусов.
Также необходимо вовремя проводить техническое обслуживание газовой установки на станции, которая устанавливала ГБО на ваш автомобиль.
Что изменяется в конструкции автомобиля при установке газобаллонного оборудования?
В ГБО I,II,III-го поколения изменения конструкции минимальны — в разрыв топливной магистрали вставляется электромагнитный клапан для отключения подачи бензина. В ГБО IV-го поколения изменения в конструкцию не вносятся.
Газовая установка является дополнением к основной конструкции автомобиля. В зависимости от типа ГБО добавляются агрегаты: переключатель, взу, баллон, редуктор, форсунки, смеситель, блок управления и др.
Таким образом, оборудование можно в любой момент снять и установить на другой автомобиль, как автомагнитолу, или кондиционер.
Влияет ли наличие ГБО на работу автомобиля на бензине?
Правильно установленное оборудование не влияет на работу автомобиля на бензине. После установки ГБО вы сможете ездить на двух видах топлива – газе и бензине.
В чем разница между поколениями ГБО?
- ГБО 1-го поколения — вакуумный редуктор, т.е. подача газа из редуктора в смеситель открывается вакуумом во впускном коллекторе.
- ГБО 2-го поколения — редуктор электронный, хотя «электроники » в нем нет, а есть электромагнитный клапан вместо вакуумной мембраны. Подача газа из редуктора в смеситель происходит сразу после подачи питания на катушку (синхронно с открытием газового клапана).
- ГБО 3-го поколения — то же самое, но с обратной связью (от лямбда зонда), так называемая «lambda control sistem». Дозатор с шаговым двигателем, который управляется LCS в зависимости от состава смеси. В таком оборудовании смеситель стоит до дросселя, на входе во впускной коллектор (инжекторный двигатель становится, по сути, карбюраторным). При работе двигателя на газе во впускном коллекторе уже не воздух (как на бензине), а рабочая смесь газа с воздухом.
- ГБО 4-го поколения, распределенный газовый впрыск. Принцип работы основан на использовании штатного сигнала управления бензиновыми форсунками, который после обработки газовым блоком управления, подается на газовые форсунки (на каждый цилиндр отдельная форсунка).
Подача газа осуществляется во впускной коллектор – как можно ближе к местам установки бензиновых форсунок. Газовый контроллер рассчитывает время открытия газовых форсунок исходя из показаний температуры газа, давления, оборотов двигателя, разряжения во впускном коллекторе и времени открытия бензиновых форсунок.
Время открытия бензиновых форсунок, рассчитывает бензиновый контроллер основываясь на показаниях датчиков (детонации , положения дроссельной заслонки, ВМТ, расхода воздуха, температуры, датчика кислорода (лямбда зонда).
Чем отличается обычное газовое оборудование от впрыскового, и почему такая разница в цене?
Главное отличие заключается в том, что в обычном ГБО газ подается во впускной коллектор вместе с воздухом, а при впрыске газ, через газовые форсунки попадает в цилиндр.
При этом работа всей системы контролируется электроникой, что гарантирует надежность. Высокая цена характеризуется высокой стоимостью комплекта оборудования (электронный блок управления, форсунки, датчики и др.) и длительностью установки и регулировки.
ГБО с впрыском обладает значительными преимуществами: отсутствие обратных хлопков (за счет того, что во впускном коллекторе находится воздух, а не смесь газа с воздухом), автоматический переход с бензина на газ и наоборот, лучшая динамика и меньший расход газа, по сравнению с обычным ГБО.
Существует ли проблема прогара выпускных клапанов в двигателе?
В момент открытия выпускных клапанов газовоздушная смесь в цилиндре еще продолжает гореть и, как следствие, должен происходить перегрев выпускных клапанов.
Но подобное происходит на бензиновых двигателях из-за неправильно выставленного зажигания и газ к этому не имеет никакого отношения, а правильно выставленное зажигание и правильная регулировка клапанов навсегда закроет для вас этот вопрос.
Как сочетаются турбированные двигатели и ГБО?
Газовая установка на турбированный двигатель устанавливается таким же образом, как и на любой другой двигатель, турбина продолжает выполнять свою функцию, меняется лишь вид топлива.
Исключением является необходимость устанавливать на турбированные двигатели только ГБО IV-го поколения. Этому типу ГБО не важно как сильно идет воздух в мотор, оборудование собственным давлением впрыснет столько газа, сколько нужно.
Каков расход газа относительно бензина. Динамика на газе.
Нормальный расход газа составляет от 110 до 120% расхода бензина. Если расход газа больше расхода бензина более чем на 20%, то необходимо искать причину. В городском цикле уменьшение динамики незаметно. Оно чувствуется только на трассе, на высокой скорости или если автомобиль полностью загружен и движется в гору.
При установке ГБО I поколения максимальная потеря мощности составляет 15-20%. Если установить ГБО IV поколения, потеря мощности составит 5-10% — это меньше, чем «съедает » забитый фильтр или некачественное топливо.
В чем разница между пропаном и метаном?
Существуют два типа газового топлива — пропан и метан. Пропан — это сжиженный нефтяной газ (транспортируется под давлением 10-15 атмосфер). Метан — это природный газ (в машине под давлением 200-250 атмосфер).
Из-за разницы давления требуются разные баллоны. Для пропана достаточно металлического баллона с толщиной стенок 4-5 мм, а для метана баллоны нужны гораздо толще.
Это накладывает ограничение на использование метана в легковых автомобилях. Для метана требуются прочные баллоны, способные выдержать такое давление. Чтобы облегчить массу баллонов их делают металлопластиковыми.
Метан измеряется не в литрах, а в кубах. Метановое топливо дешевле примерно на 40% пропанового, но оборудование наоборот дороже, поэтому метан чаще ставят на коммерческие автомобили, а пропан на легковые.
Какие бывают баллоны?
Баллоны бывают двух видов — цилиндрические и тороидальные. Цилиндрические бывают различного диаметра и различной длины.
Мы устанавливаем цилиндрические баллоны объемом от 50 до 250 литров. Тороидальные баллоны предназначены для установки в нишу запасного колеса и под днище автомобиля, их объем от 35 до 95 литров.
Как часто менять воздушный фильтр при эксплуатировании авто на газе?
Рекомендуется менять воздушный фильтр чуть чаще, чем при езде на бензине. Например, вместо одного раза в 15000 км, один раз в 8-10.
Если расход газа вашего автомобиля увеличился, то попробуйте посмотреть на воздушный фильтр. Если есть сомнения в его чистоте (например , после езды по полевым дорогам) то лучше его сразу поменять.
Какие нужны свечи зажигания?
Для езды на газе подходят обычные свечи.
Каковы минусы газобаллонного оборудования?
В зависимости от компоновки, газовый баллон занимает место в багажнике, в качестве альтернативы можно предложить торообразный баллон, который устанавливается в нише запасного колеса, либо под днище автомобиля, и совершенно не занимает место.
Вторым недостатком является вес газового баллона, что несколько сокращает грузоподъемность машины. К третьему недостатку можно отнести небольшое снижение мощности (10 -15%).
Стоит ли ставить ГБО?!
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Необходимо рассматривать каждый конкретный случай. Надо знать стоимость установки оборудования и прикинуть ее окупаемость, с учетом того, что, как правило, расход газа больше расхода бензина на 20%.
Мы рекомендуем установку ГБО в первую очередь владельцам машин, которые накатывают в год более 20 тысяч километров. Вторая категория — автомобили с аппетитом более 12л/100 км.
Кроме этого, оборудование быстро окупается, если двигатель требует высокооктанового бензина АИ-95 или АИ-98. В случае смены автомашины владельцем, ГБО может быть переустановлена на другой автомобиль, продолжая служить еще долгое время.
Существует ли специализированная литература по ГБО?
Андрей Золотницкий, ведущий специалист в России автогазовому оборудованию выпустил две книги:
На какие машины нельзя ставить ГБО даже под страхом смерти
На какие машины нельзя ставить ГБО? В эту категорию входят автомобили, имеющие турбированные двигатели, моторы с прямым впрыском и двойным инжектором. В остальных случаях установка газобаллонного оборудования возможна. Более того, она рекомендуется для снижения расходов на топливо в автомобилях с расходом более 10 литров на 100 км.
На все ли машины можно установить ГБО
Несмотря на разнообразие технологий газобаллонного оборудования, его можно ставить не на все транспортные средства. В небольших СТО, имеющих в штате низкоквалифицированных сотрудников, автовладельцы часто получают отказ. Они утверждают, что нельзя установить аппаратуру из-за конструктивных особенностей, особой системы впрыска и т. д.
Но бывают и другие ситуации, когда установка газобаллонной аппаратуры технически невозможна или для ее реализации необходимо применение более современного поколения моторов. В таком случае специалисты должны дать разъяснения, что делать это нельзя, или как действовать для получения результата.
Рассматривая, на какие машины можно ставить ГБО, часто выделяется транспорт с карбюраторными и инжекторными моторами. Сложней обстоит ситуация с двигателями, имеющими непосредственный впрыск. В некоторых авто установить газобаллонную аппаратуру и вовсе не получится. Но об этом ниже.
На какие машины нельзя ставить ГБО
Важно понимать, что не на каждый автомобиль можно установить ГБО. Так, в 90-х годах прошлого века компания Митсубиси создала бензиновый мотор с прямым впрыском топлива. В отличие от обычных двигателей, форсунка находится прямо в камере сгорания. Такие силовые узлы не получили большого распространения из-за высокой цены и низкой экономичности. На них ставить газобаллонную аппаратуру зачастую нельзя.
В 2000-х годах эксперты Фольксваген исправили ошибки японских специалистов и создали для машины усовершенствованную систему прямого впрыска. Такие моторы требуют особого подхода к сервисному обслуживанию и качеству горючего.
Рассматривая авто, на которые лучше не ставить ГБО, стоит выделить модели с турбированным мотором. При монтаже газобаллонного оборудования на такой двигатель высок риск ошибок при подготовке топливной смеси. В частности, пропан-бутан не детонирует, а главным признаком неправильного образования горючей смеси как раз и считается детонация. Для снижения таких рисков рекомендуется заправлять авто бензином с высоким октановым числом.
Следующий вид машин, на которые нельзя ставить ГБО — авто с двигателями, имеющими двойной инжектор. Здесь подразумеваются шестицилиндровые моторы Тойота, имеющие по две форсунки на каждый цилиндр: непосредственную и распределенную. Они отличаются дозировкой подачи горючей смеси и временем работы.
На такие авто нельзя ставить газобаллонное оборудование из-за хитрого включения форсунок. Здесь применяются сложные программы впрыска, с которыми трудно совместить газовое оборудование. Индивидуальное ПО для подобных машин не выпускается. Если попытаться взломать ЭБУ, он не даст нормально эксплуатировать транспортное средство.
Плюс в том, что такие моторы установлены лишь на некоторых вариантах Lexus типа GS, сделанных в середине 2000 годов, а также на машинах Toyota, выпущенных для Японии. Но нельзя сказать, что таких двигателей почти нет. Они попадаются на европейском рынке, но такое происходит редко. В будущем производители могут подхватить технологию, ведь она очень продвинутая. При небольших нагрузках работает только одна форсунка, а при повышении оборотов включается обе. Такая особенность дает преимущества при активной езде.
Несмотря на ряд ограничений, многие СТО не боятся трудностей. При вопросе, на какие машины можно ставить ГБО, они указывают турбированные моторы. При монтаже внимание уделяется функционалу и качеству программы газового впрыска, а также подбору редуктора и газовых форсунок. Если последние работают медленно, установленное время впрыска не соблюдается, а шток инжектора подвисает в открытом состоянии.
Для турбинованных моторов и двигателей с прямым впрыском больше подходят ГБО новых поколений. Что касается газобаллонной аппаратуры третьего поколения и ниже, ее ставить нельзя. Во избежание проблем необходимо выбирать следующие варианты:
- Аппаратура пятого поколения. В этом случае в коллекторе впуска остаются прежние бензиновые форсунки. Допускается монтаж отдельных форсунок по газу, которые будут подавать жидкий пропан-бутан прямо в цилиндры. Редуктор в этом случае не используется, ведь в его функции входит перевод топлива из жидкого в газообразное состояние.
- Аппаратура шестого поколения. Здесь действует тот же принцип, что и в машинах шестого поколения. Отличие в том, что в системе применяется три типа насосов, один из которых находится в газовом баллоне, второй в подкапотном пространстве, а третий персонально идет на каждую из форсунок.
Так что выбирайте, какое ГБО лучше поставить на Ваш автомобиль, и вперед к мечте. Ну а что касается газобаллонной системы третьего поколения и ниже, ее ставить нельзя из-за устаревшей конструкции.
На какие модели стоит поставить ГБО
Если приводить лучшие машины для установки ГБО, этот список будет большим. В частности, газобаллонную аппаратуру можно ставить на все автомобили с обычными двигателями (кроме тех, на которые нельзя устанавливать систему). В эту категорию входят как отечественные автомобили, так и продукт зарубежного автопрома.
Если говорить о машинах, которые пригнаны с Америки, почти на все можно ставить ГБО. При этом больше всего для этого подходят следующие модели:
- Форд Фьюжин;
- Тойота Камри;
- Хонда Сивик;
- Фольксваген Джетта;
- Хендай Элантра;
- Киа Оптима Гибрид;
- Джип Чероки;
- Ниссан Рогу;
- Митсубиси Аутлендер;
- Хендай Туссан.
При желании можно обратиться на СТО, которая занимается установкой газобаллонной аппаратуры и уточнить, можно ли ставить ГБО на машину или нет. Если этого нельзя сделать, они обязательно скажут.
Теперь вы знаете, на какие авто можно и нельзя ставить ГБО. В комментариях поделитесь своим опытом и рекомендациями в отношении монтажа системы.
Источник https://www.obninskgorgaz.ru/uslugi/uslugi-dlja-avtomobilistov/gazovoe-oborudovanie-dlja-avtomobilei-voprosy-i-otvety
Источник https://chelgas.ru/useful/questions-answers/
Источник https://avtodigitals.ru/na-kakie-mashiny-nelzya-stavit-gbo/