Поколения ГБО

 

Поколения ГБО

На сегодняшний день существует шесть поколений газобаллонного оборудования. Четвертое поколение ГБО является наиболее востребованным, по причине своей универсальности и доступной цены. Поколения отличаются используемыми комплектующими, но есть и другие особенности, заслуживающие рассмотрения.

Особенности первого поколения ГБО

Отличительная черта ГБО 1 поколения – поддержка так называемого вакуумного управления, механического дозатора газа. Обычно подобные варианты устанавливают на простые карбюраторные автомобили, либо их разновидности. Редукторы у первого поколения ГБО могут быть как вакуумными, так и электронными. Лямбда-зонд отсутствует. Устройства традиционных разновидностей, с дополнением в виде газового смесителя.

Вакуумный и электронный редуктор отличаются друг от друга запорным элементом, так называемой разгрузочной системы. В случае с вакуумным вариантом функция переходит на специальную мембрану. К ней подаётся разрежение от впускного коллектора.

  1. При работающем двигателе вакуум есть, в данном случае редуктор остаётся закрытым.
  2. Двигатель заглушён – соответственно, вакуума нет. Положение редуктора – закрытое.

ГБО 2 поколения

Данная система механического типа, дополненная электронными дозирующими устройствами. У последних, главный принцип работы – обратная связь с датчиком содержания кислорода. Монтаж реализуется на автомобили, снабжённые карбюраторными двигателями. Лямбда-зонд присутствует, как и каталитический нейтрализатор отработавших газов, который ещё называют катализатором. Устройства традиционных разновидностей, со смесителем газа. Дополнительно оснащены специальными дозаторами.

У ГБО 2 поколения – лямбда-контроль системы. Лямбда-контроллеры используют специальные сигналы от штатного зонда, которым снабжён автомобиль. Дополнительно используется сигнал, связанный с положением дроссельных заслонок, датчика оборотов двигателя. Результат такой слаженной работы – оптимизация топливно-воздушной смеси, особенно – на переходных этапах работы двигателя.

Евро 1- стандарт по экологическим требованиям, которым соответствуют устройства, относящиеся ко второму поколению. У некоторых систем лямбда-контроля есть две регулировки, поэтому допустимо поддерживать требования Евро-2. Но в настоящее время первое и второе поколения практически не используются из-за слишком низких характеристик.

Токсичность отработанных газов остаётся на уровне требований Евро-1. Лишь в отдельных случаях показатели приближаются к нормам Евро-2. В связи с этим и были разработаны установки, относящиеся к третьему и четвёртому поколению.

Характеристики третьего поколения

Данная система известна индивидуальной подачей газа, к каждому отдельному цилиндру, с помощью специального дозирующего устройства. Обычно это газовый инжектор. Порция газа имеет одноуровневое управление, за это отвечают специальные электронные блоки. Механические форсунки способствуют подаче газа во впускной коллектор. Открытие системы происходит за счёт избыточного давления в общей магистрали у ГБО 3 поколения.

Топливные карты, вычислительные мощности в третьем поколении практически не используются. Работа осуществляется в так называемом «параллельном» режиме. То есть, система организует создание собственных карт.

Третье поколение ГБО отличаются невысокой скоростью реакции на любые регулировки, связанные со смесью.Это связано с тем, как работает шаговый дозатор-распределитель.

Спрос на газовые системы 3 поколения упал, как только появились экологические стандарты нового поколения. Устанавливаются такие варианты на инжекторные автомобили. Но есть отличия от стандартных вариантов – вместо бензоклапана, отсекающего подачу бензина, используют так называемые «эмуляторы форсунок». Эмулятор имитирует работу форсунок, когда организуется подача газа. Это защищает штатный компьютер от перехода в аварийный режим. Эмулятор лямбда-зонда устанавливается в связи с этой же причиной.

ГБО 4 поколения

Принцип работы ГБО 4 поколения основан на использовании распределённого синхронизированного впрыска топлива. В Европе именно такие решения относят к последним разработкам, отвечающим всем современным стандартам. Подача газа управляется отдельно. Электронный блок тоже отвечает за управление, но в этой версии он представлен в более совершенной модели, другими словами последней модификации. Монтаж газовых форсунок осуществляется непосредственно на коллекторе у впускного клапана, рядом с каждым из цилиндров.

Пятое поколение: чем отличается от предыдущих?

ГБО 5 поколения подходит, чтобы применяться в любых инжекторных системах. Соответствует всем экологическим требованиям стандартов Евро-3 и Евро-4. Кроме того, решение отличается совместимостью с такими бортовыми системами, как:

Газ поступает внутрь цилиндров, когда ещё находится в жидкой форме. Для этого внутри баллона располагают специальный «газонасос». Он обеспечивает постоянную циркуляцию газа в жидкой форме. Топливо проходит через рампу газовых форсунок, в процессе задействуется и клапан обратного движения, чтобы состав снова оказался в баллоне.

Вычислительные мощности, топливные карты используются пятым поколением в полном объёме. Это всё изначально заложено в штатный контроллер автомобиля.

Для адаптации газовой системы к топливной карте просто вносятся мелкие поправки. Каждый цилиндр снабжается отдельными электромагнитными форсунками впрыска. То есть, работа во многом напоминает распространенные бензиновые системы.

Шестое поколение и его отличия от предыдущих

Пока что с покупкой ГБО 6 поколения возникают сложности, даже если Вы потребитель из Европы. Система разработана в одной из европейских стран. Непосредственная система впрыска топлива – главная отличительная особенность таких систем. Систему просто врезают в газовую подачу топлива, разграничений никаких практически нет.

При нажатии одной кнопки активируется подача газа, другая отвечает за включение бензина. Система газобаллонного оборудования значительно облегчается благодаря такому объединению деталей. Теперь газ получает все современные характеристики и преимущества, включая:

Читать статью  Присадки для бензина на авто

Даже на территории Европы производство шестого поколения только начинается. В Россию поставки планируются в ближайшем будущем.

Заключение

Автовладельцы и мастера уже с уверенностью говорят о том, что газ вскоре станет таким же распространённым, как и бензин. А по некоторым параметрам займет лидирующие позиции среди других видов топлива. Газ отличается доступной ценовой политикой, а также своим экономным расходом.

Компания «МИР ГБО» — именно тот самый помощник, в решении вопроса: «Какое же поколение ГБО необходимо ставить на Ваш автомобиль?». Мы поможем Вам разобраться в тонкостях установки газобаллонного оборудования, осуществим качественный монтаж, а также порадуем Вас приятными ценами.

Поколения ГБО

Любое газобаллонное оборудование состоит из трех основных частей: аппаратуры для подготовки и подачи газа в цилиндры, газового баллона и мультиклапана. Мультиклапан монтируется на горловину баллона. В него входят заправочный и расходный клапана, указатель уровня газа и заборная трубка. Специальный скоростной клапан перекрывает утечку газа при аварийном повреждении газовой магистрали.
Первое поколение
Самая простая система подготовки и подачи газа используется на карбюраторных моторах. Она включает в себя редуктор, механический дозатор, клапаны с переключателем и смеситель. Редуктор используется для снижения давления газа перед подачей в цилиндры и перевода его из жидкой фазы в паровую (для пропана). Дозатор регулирует количество подаваемого газа. Смеситель служит для приготовления газовоздушной смеси. Его устанавливают непосредственно перед входом в карбюратор. Количество подаваемой в цилиндры смеси зависит только от степени разряжения во впускном коллекторе (вакуумное управление). Клапаны с переключателем предназначены для переключения «газ — бензин».

Сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) под давлением поступает из баллона (1) в газовую магистраль высокого давления (3). Расход газа из баллона происходит посредством мультиклапана (2), через который также осуществляется заправка с помощью выносного заправочного устройства (4). По магистрали газ в жидкой фазе попадает в газовый клапан — фильтр (5), который очищает газ от взвесей и смолистых отложений и перекрывает подачу газа при выключении зажигания или при переходе на бензин. Далее очищенный газ по трубопроводу поступает в двухступенчатый редуктор — испаритель (6). Там он переводится в паровую фазу и его давление понижается до близкого к атмосферному. Интенсивно испаряясь, газ охлаждает редуктор, поэтому последний присоединяется к системе водяного охлаждения двигателя. Циркуляция тосола позволяет избежать обмерзания редуктора и его мембран. Редуктор для пропана имеет сливное отверстие для конденсата. В метановых установках редуктор трехступенчатый, так как давление в них выше. Каждая ступень последовательно снижает давление газа до близкого к атмосферному. Под действием разряжения, создаваемого во впускном коллекторе работающего двигателя, газ из редуктора по шлангу низкого давления через дозатор (7) поступает в смеситель (8), установленный между воздушным фильтром и дроссельными заслонками карбюратора. Иногда вместо установки смесителя производится непосредственная врезка газовых штуцеров в карбюратор. Управление режимами работы (на газе или на бензине) осуществляется с помощью переключателя видов топлива (10), установленного на панели приборов. При выборе позиции «ГАЗ» переключатель открывает электромагнитный газовый клапан (5) и отключает электромагнитный бензиновый клапан (9). И, наоборот, при переходе с газа на бензин, переключатель закрывает газовый клапан и открывает бензиновый. С помощью светодиодов переключатель позволяет контролировать, какое топливо используется в данный момент. Переключатель может быть оснащен указателем уровня топлива в баллоне (для этого мультиклапан должен быть оснащен сенсором уровня топлива).
Все регулировки производятся вручную: холостой ход регулируется винтом на редукторе, а качество/количество смеси – винтом на дозаторе. Редуктора могут быть вакуумные или электронные. В первых используется диафрагма. Когда двигатель работает, создается разряжение, диафрагма оттягивается – редуктор подключается. Если двигатель заглушен, мембрана препятствует подаче газа в двигатель. В электронных положение запорного клапана зависит от наличия искры. Когда двигатель работает – есть высоковольтные импульсы, и клапан открыт.
Описанная система называется ГБО 1-го поколения или «газовый карбюратор». Она может применяться и на простых инжекторных двигателях без обратной связи (без датчика кислорода). При этом смеситель врезают во впускной трубопровод перед дроссельной заслонкой. Вместо бензоклапана для отсечения подачи бензина используется эмулятор форсунок. Когда подается газ, этот эмулятор имитирует работу бензиновых форсунок, чтобы штатный компьютер не перешел в аварийный режим. Для прекращения подачи бензина при работе на газу используется не переключатель с клапанами, а реле, обесточивающее электробензонасос. Отключение бензонасоса – способ спорный. Считается, что это не соответствует нормам безопасности, так как способствует «усыханию резинок» и потере герметичности системы питания.

Второе поколение

Следующее поколение ГБО предназначено для установки на инжекторные автомобили с одним датчиком кислорода и каталитическим нейтрализатором. Отличия от предыдущего, на первый взгляд, небольшие, но существенные. Главное – это применение не механического, а электронномеханического дозатора газа. Он имеет шаговый электродвигатель, который управляется собственным, независящим от штатного контроллера, электронным устройством (эмулятором лямбда-зонда). Получая сигналы от датчиков положения дроссельной заслонки, кислорода, оборотов коленвала это устройство регулирует поток газа в зависимости от режима работы двигателя. Таким образом, заметно повышается точность дозировки газовоздушной смеси, что снижает расход топлива улучшает ездовые характеристики. Редуктор применяется только электронный, также требуется эмулятор форсунок. Переключение между бензином и газом происходит автоматически – либо при достижении определенных оборотов двигателя, либо, в более «продвинутых» системах, еще и при достижении определенной температуры охлаждающей жидкости. В остальном устройство аппаратуры аналогично предыдущему. Описанная система называется ГБО 2-го поколения или ГБО с системой лямбда-контроля.
Первому и второму поколениям присущ один большой недостаток (второму – в меньшей степени). Так как смеситель в них устанавливается до дроссельных заслонок, то остатки газовой смеси во впускном тракте иногда воспламеняются. Возникает «хлопок», который наносит повреждения не только трубопроводу, но и разрушает недешевый датчик массового расхода воздуха. Разрушается и впускной коллектор, если он не стальной, а пластиковый. Для борьбы с этим явлением во впускной системе устанавливают обратный клапан, на сленге — «хлопушку».

Читать статью  Как устроена зелёная энергетика и чем правильно «заправлять» электромобили ⚡️

Третье поколение

Следующим шагом в улучшении ГБО стало появление впрысковой системы. От ГБО 2- поколения она отличалась наличием механических форсунок и собственного блока управления, отсутствием смесителя. Параллельный впрыск газа осуществлялся во впускной коллектор непосредственно возле впускных клапанов, что снизило вероятность хлопков практически до нуля. Однако дозатор по-прежнему использовался электронномеханический, что не позволяло с достаточной скоростью корректировать смесь. Поэтому системы 3-го поколения удовлетворяли максимум требованиям Евро-2. Когда же вступили в силу нормы Евро-3, и появились системы 4-го поколения, третье поколение оказалось невостребованным.
Маленькое отступление
Здесь самый удобный момент, чтобы разъяснить расхождения в классификации. По причине того, что ГБО 3-го поколения на нашем рынке пробыло совсем недолго и не получило распространения, некоторые установщики о нем тоже забыли и повысили вышеописанные в статье системы на одну ступень: первое называют вторым, а второе – третьим. Поэтому для взаимопонимания можно пользоваться названиями «газовый карбюратор», «лямбда-контроль система». Начиная с четвертого поколения разночтений в классификации уже нет.

Четвертое поколение

Аппаратура 4-го поколения («газовый инжектор») устанавливается на автомобили, соответствующие нормам Евро-3 и выше (с двумя датчиками кислорода). Она обеспечивает распределенный впрыск газа. Управляет ее работой собственный блок управления, согласованно работающий с контроллером двигателя. Основываясь на сигналах, подаваемых на впрыск бензина, газовый ЭБУ формирует управляющий сигнал на газовые форсунки, а подачу импульсов на бензиновые блокирует. Для коррекции смесеобразования используются дополнительно устанавливаемые датчики: температуры газа, давления газа, температуры редуктора. В случае понижения давления газа до критического ЭБУ переводит работу двигателя на бензин.

В состав системы входят: электронный одноступенчатый редуктор (понижать давление нет необходимости, так как газ должен впрыскиваться под высоким давлением, и редуктор лишь переводит его из жидкой фазы в паровую), рампа с газовыми форсунками и жиклерами, газовый фильтр. Оборудование для работы на метане отличается баллоном и редуктором (в этой системе он двухступенчатый). Запуск двигателя производится всегда на бензине. Запуск на газе возможен, но это снижает срок службы диафрагмы редуктора и рекомендуется только, если не удается завестись на бензине. Переключение с бензина на газ происходит автоматически, после прогрева двигателя до определенной температуры (обычно 20-30 градусов). Когда газ заканчивается, система подает звуковой сигнал и автоматически переключается на бензин.
ГБО четвертого поколения полностью исключает хлопки во впускном тракте, а потому может устанавливаться на автомобили с пластиковыми впускными коллекторами и впускными системами с изменяемой геометрией. После установки ГБО необходимо провести корректировку угла опережения зажигания (особенно для метановых установок). Октановое число газа выше, сгорает он медленнее, поэтому для полного сгорания поджигать его нужно раньше. Выпускаются даже специальные «газовые» свечи зажигания, хотя их применение совсем не обязательно – стандартные будут работать не хуже. Для коррекции угла установки зажигания предназначено специальное электронное устройство – вариатор. Для ГБО 4 поколения доступен и чип-тюнинг, позволяющий привести расход газа и динамику машины к «бензиновому» уровню. По желанию владельца можно отрегулировать момент переключения с бензина на газ (понизить или повысить температуру переключения). Для продления срока службы редуктора и форсунок в системах ГБО 4 поколения специалисты рекомендуют устанавливать дополнительный газовый фильтр для защиты от мусора, нередко присутствующего в старых емкостях на заправках.

Пятое поколение

ГБО пятого поколения получило название «жидкий впрыск» — LPi (Liquid Propane injection). Его принципиальное отличие от всех предшествующих систем в том, что газ (только пропан-бутан) подается в цилиндры не в газообразном, а в жидком состоянии. Поэтому в конструкции отсутствует редуктор — испаритель и смеситель. Распределенный впрыск газа обеспечивается регулятором давления, газотопливными форсунками и газотопливным насосом, устанавливаемым в баллоне. Управляет работой всей системы штатный контроллер двигателя. Главные преимущества ГБО 5 поколения — «бензиновый» расход, отсутствие потери мощности, возможность запускать двигатель на газе даже при минусовых температурах. Однако есть и недостатки — высокая сложность, чувствительность к загрязненному газу, сложность ремонта. Эти обстоятельства весьма затрудняют использование такого ГБО на просторах стран СНГ.

Шестое поколение

Самое современное на сегодняшний день ГБО LPdi (Liquid Propane direct ingection) разработано специально для двигателей с непосредственным впрыском топлива. При этом газ в жидком состоянии впрыскивается через бензиновые форсунки. Аппаратура шестого поколения использует такой же баллон с насосом, который применяется в пятом поколении. Газовый насос создает небольшое давление, необходимое для подачи газа по топливопроводу. Главный узел системы — FSU (fuel selection unit — узел выбора топлива) осуществляет выбор между бензином и газом. Жидкий газ и бензин поступают в модуль FSU, и оттуда выбранное топливо через насос высокого давления подается к форсункам. Двигатель может заводиться и работать только на газе. Бензин же может использоваться как вспомогательное топливо. Водитель всегда имеет возможность переключения между газом и бензином простым нажатием кнопки.
Система LPdi имеет несколько преимуществ. Она требует минимум обслуживания, так как нет необходимости в фильтрации газа в жидкой фазе. Из-за отсутствия редуктора-испарителя отпадает необходимость вмешательства в систему охлаждения. Непосредственный впрыск снижает расход топлива и выбросы углекислого газа, сохраняя соответствие нормам Euro 5.

Читать статью  Штраф за незарегистрированное газовое оборудование (ГБО) в 2022 году

Как узнать, какое ГБО стоит на машине: куда смотреть?

Как узнать, какое ГБО стоит на машине? Уточните информацию у прошлого владельца, попробуйте найти цифровой код, посмотрите по фото или тематических форумах, найдите отличия сами или съездите на СТО. Полученная информация очень полезна при необходимости ремонта, замены какой-либо детали, частичного или полного демонтажа оборудования на машине. Ниже рассмотрим вопрос поиска более подробно.

Как определить поколение

Автовладельцы нередко сталкиваются с вопросом, как узнать поколение ГБО на авто. На практике этом можно сделать несколькими способами:

  • Надписи на оборудовании. Для начала необходимо посмотреть на фильтры, форсунки, редуктор и блок управления. По номерам на этих деталях проще подобрать новую запчасть для установки. Проблема в том, что надписи зачастую стираются, и узнать производителя и тип ГБО, который стоит на машине, трудно.

  • Общение с прошлым владельцем. При покупке машины с рук необходимо пообщаться с продавцом. У него можно узнать, какое газобаллонное оборудование стоит на автомобиле
  • Изучение документов. Хороший способ, как узнать, какое ГБО установлено на авто — сделать это с помощью документации на оборудование. После завершения работ по установке оборудования СТО выдает пакет бумаг с информацией о модели установленного газобаллонного оборудования и справки с подтверждением безопасности эксплуатации машины.
  • Цифровой код. Чтобы узнать, какое газобаллонное оборудование стоит на авто, попробуйте найти код продукции. Производители часто указывают эти данные, по которым можно определить название продукта и его тип.
  • Фото. Один из методов, как узнать тип установленного ГБО — сделать фотографии разных деталей, после чего найти их в Интернете. К примеру, сфотографируйте редуктор, а потом введите его название в поисковой системе в Интернете и сравните с внешним видом детали на своем авто.

  • Тематические форумы. При поиске вариантов, как определить, какого поколения ГБО на машине, можно пообщаться со специалистами на тематических форумах. Найдите актуальную тему или создайте свою, а в ней задайте вопрос. На таких сайтах часто вращаются специалисты, которые помогут узнать тип газобаллонной аппаратуры. Для повышения шансов на успех можно добавить фотографии или другие данные, информирующие об оборудовании, которое стоит на машине.

Существует еще один способ, как узнать, какое поколение ГБО установлено на автомобиле. Для этого нужно знать особенности каждого из поколений, после чего выполнить сравнение. Рассмотрим базовые особенности:

  • Первое и второе поколения отличаются в дозировке подаваемого газа. Так, в газобаллонной аппаратуре 1-го поколения применяется механический дозатор, а 2-го — шаговый электрический двигатель. Мотор получает команды от датчиков дроссельной заслонки и лямда-зонда. Шаговый электрический двигатель находится между смесителем и редуктором.

  • Если стоит ГБО третьего или четвертого поколения, его легко распознать по LPG-технологии. Газ поступает в камеру сгорания в виде газа. При этом газобаллонное оборудование третьего типа почти не применялось, поэтому в большинстве случае установлено именно четвертое поколение. Его особенность в том, что газ направляется в двигатель с помощью газовых форсунок. При этом для каждого из цилиндров она индивидуальна. Система работает с помощью блока электронного управления, по которому можно узнать, какое ГБО стоит на машине.

В отличие от более старых поколений газ идет не через впускную трубу ресивера, а сразу поступает в цилиндры. В функции настройщика входит впрыск с помощью топливной программы. В задачи ЭБУ входит контроль подачи топлива и температуры в редукторе. Также в его функции входит переключение между бензином и газом

  • На новых авто может устанавливаться ГБО пятого или шестого поколения. Их легко узнать по отсутствию редуктора-испарителя, превращающего газ в пар. Здесь в этом нет необходимости, ведь топливо направляется в камеру сгорания в жидком виде. Для контроля на машине стоит регулятор давления, обеспечивающий циркуляцию пропана и бутана. Газ подается не через дополнительные, а через имеющиеся форсунки. При этом используются уже имеющиеся магистрали. Отметим, что такое вид ГБО стоит на единицах машин.

Наиболее верный способ, как узнать, какое газобаллонное оборудование стоит — съездить на СТО, которое занимается монтажом такой аппаратуры. Специалисты после осмотра принимают решение о необходимости монтажа.

Важно ли это знать

Понимание, какое ГБО стоит на машине, может потребоваться в нескольких случаях:

  1. Отказ какого-либо элемента и необходимость его замены.
  2. Желание демонтировать газобаллонную аппаратуру своими руками.
  3. Необходимость настройки работы системы в случае сбоев работе, повышения расхода топлива или иных проблем.
  4. Регистрация аппаратуры в ГИБДД.
  5. Получение консультации о неисправности на форуме и т. д.

В рассмотренных выше случаях необходимо сообщить, какое газовое оборудование стоит на машине. При этом узнать эту информацию можно любым из предложенных способов. В комментарии поделитесь своим опытом определения типа аппаратуры на авто.

Источник https://mirgbo.ru/vse-o-gbo/pokoleniya-gbo/

Источник https://www.drive2.ru/b/949280/

Источник https://avtodigitals.ru/kak-uznat-kakoe-gbo-stoit-na-mashine/

Previous post Тренировки с собственным весом: упражнения для похудения
Next post Трастовые операции банка