Реально ли произвести замену кузова и что для этого необходимо?

 

Реально ли произвести замену кузова и что для этого необходимо?

Кузов авто

Каждый автомобилист может столкнуться с ситуацией, когда потребуется поменять кузов. Причиной этому может быть серьёзная авария или то, что от времени металлические части машины покрылись коррозией. Процедура замены кузова считается сложной, поэтому не каждый автосервис за неё берётся. Но найти нужных мастеров – это лишь половина проблемы, потребуется также оформить бумаги в ГИБДД, что довольно непросто, так как необходимо предоставить определённый перечень документов. Нужно знать все нюансы, чтобы получить одобрение в ГИБДД на проводимые работы замены, и уметь отстаивать свои права. В этой статье пойдёт речь о том, как получить разрешение на модификацию кузова.

Оформление замены кузова

Человек может самостоятельно осуществлять покраску и полировку автомобиля, немного подрихтовывать, но производить замену кузова нельзя, не уведомив об этом районное отделение ГИБДД. Важный нюанс – автомобиль не должен иметь на данную процедуру никаких ограничений и запретов, как юридических, так и технических, иначе замена будет недопустима.

Дело в том, что кузов машины обладает уникальным номером, поэтому про замену должно указываться в документах на транспортное средство. О всех проведённых работах необходимо упоминать, а модификации должны соответствовать требованиям безопасности РФ. После замены кузова требуется сменить технические документы на автомобиль, иначе им нельзя будет пользоваться.

При обращении в отделение ГИБДД, которое находится по месту регистрации, необходимо предоставить все документы из этого списка:

  • заявление, в котором написаны причины замены кузова и требуемые модификации;
  • действительный договор на машину;
  • паспорта заявителя и автомобиля;
  • номерные знаки транспортного средства;
  • все свидетельства из таможенных органов и регистрационных;
  • страховые полисы;
  • знаки «Транзит», если таковые имеются;
  • свидетельство, в котором указаны все изменения, касающиеся кузова.

ГИБДД

Также может потребоваться договор купли-продажи на кузов. Чтобы провести оформление, следует написать заявление о замене номерных агрегатов. Служащие ГИБДД обязательно пробьют по базе, не было ли совершено угона данной машины и не находится ли её хозяин в розыске. Если ничего подобного не будет обнаружено, потребуется за новый бланк технического паспорта и свидетельство платить госпошлину. После этого машина будет отправлена на смотровую площадку, а кузов поставят на учёт. После того, как оформят внесённые изменения и введут информацию в базу данных, владельцу выдадут официальные бумаги.

С октября 2013 года оформить кузов можно только если VIN-коды, указанные в паспорте и нанесённые на металлическую поверхность, полностью соответствуют.

Если ответ органов ГИБДД будет положительным, то они укажут, в какой ситуации требуется оформить свидетельство. Если нужно, то выдаётся техническое заключение с указанием организаций, имеющих разрешение на это. В заключении говорится о проведённых работах, даются рекомендации по выбору производственной базы и указываются процедуры, которые владелец может осуществлять самостоятельно. Необходимо к заключению приложить техническую документацию, если предстоит проводить объёмные работы, к примеру, требуется полная замена. Но если автомобиль, как и кузов, после всех изменений соответствует сертификации машин данной марки от завода-изготовителя, то можно обойтись без заключения.

Разрешение на замену кузова

Что делать, если в отделе ГИБДД отказали?

Если был получен устный отказ в ГИБДД, то необходимо перевести его в письменную форму. Для этого нужно представить автомобиль к осмотру со списком документов, написать заявление и требовать письменного отказа с печатью и подписью.

Вполне возможно, что процедуру придётся проходить не один раз, так как у несведущих водителей могут попросить комплект справок, подтверждение регистрации агрегата в составе ТС за пределами Российской Федерации. Вероятно, хозяину автомобиля, в котором нужно заменить кузов, потребуется доказывать свою правоту и даже с исковым заявлением обращаться в суд.

Сейчас довольно проблемно добиться положительного ответа от судебных инстанций. Дело в том, что у них лежит много заявлений, в которых просят разрешить заменить кузов автомобиля, и верховные органы не решаются принимать окончательное решение, учитывая многократный печальный опыт. Поэтому вполне могут отказать, оправдывая ответ неполным комплектом документов, или же постоянно переносить данное дело.

Остаётся только надеяться, что однажды в ГИБДД будет проще получить одобрение на замену кузова и не придётся тратить время и силы на попытки получить положительный ответ. Но пока что отказы приходят довольно часто, и с этим надо смириться.

Кузов автомобиля

Замена кузова

Если в ГИБДД разрешили замену кузова, то можно обращаться в специальную организацию, которая осуществляет ремонтные работы. Важно учитывать то, что у неё должно быть право на проведение данной процедуры, и в итоге она должна предоставить хозяину транспортного средства декларацию о выполненных работах.

Замена кузова – дело трудоёмкое, но данную операцию можно выполнить самостоятельно (хотя это очень не рекомендуется – лучше доверить дело профессионалам). Для начала потребуется приобрести новый кузов. Купить его можно на официальном сайте производителя или же через частника, но и в том, и в другом случае необходимо, чтобы на кузов предоставлялся полный пакет документов. Также потребуется гараж, набор инструментов, специальное оборудование и подъёмник.

Сначала производят замену ходовой, причем заднюю необходимо менять в сборе: открепить амортизаторы, отсоединить тормозные шланги от основного цилиндра, убрать ручной тормоз и открутить балку.

Затем заднюю часть транспортного средства нужно приподнять на высоту от 1 метра и выкатить подвеску на колёсах. Передняя ходовая снимается без рулевых тяг и полуосей. Тяги нужно отсоединить от амортизатора, и только потом убрать амортизаторы, также нужно убрать кронштейны и рычаги. Требуется отсоединить от полуосей коробку передач и снять с тягами рулевой механизм.

Замена кузова авто

Далее замена осуществляется по такой схеме: нужно убрать двигатель вместе с креплением и коробкой передач. Не рекомендуется демонтировать навесное оборудование – его лучше оставить на моторе. Что касается салона, то его разбирать довольно просто – сначала снимается рулевая колонка, затем все остальные детали. Потребуется много коробок, в которые нужно складывать элементы машины. Лучше всего класть детали с правой стороны отдельно от частей с левой, чтобы потом не перепутать. Если на ветровом стекле имеются трещины, то нужно его поменять, так как при монтаже оно сломается. Потолок устанавливается тяжелее всего, поэтому рекомендуется обратиться за услугами к специалисту. При демонтаже проводки необходимо все разъёмы подписывать, к примеру, с помощью самоклеящихся ценников.

Бензобак, топливные трубки и тормоза необходимо снимать последними, а устанавливать первыми. Это важное условие для правильной замены кузова.

В некоторых ситуациях необходимо поменять номерную чашку, если появились большие трещины, откол и прочие повреждения. Осуществляется замена номерного стакана через ГИБДД. Можно попытаться своими руками заварить повреждение, чтобы не обращаться в органы, но лучше не рисковать и сделать всё по правилам.

Читать статью  Восстановление номера на раме автомобиля – все способы, полезные советы, лайфхаки

Нету «тела» — нету дела. О замене кузова и не только.

Пересчитывая и перебирая в очередной раз свою добычу, хитро расформированную по коробочкам и пакетикам, я продолжала думать думу, что делать с кузовом.
Бывшие владельцы знатно порезвились, дополнив и без того дырявый кузов отверстиями собственного рукоблудства рукотворчества. С целью, видимо, понаставить заплаток. Мне же делать из машины предмет лоскутного искусства не хотелось совершенно.
Так терзания и метания довели меня до мысли о покупке нового кузова.
Подумано-сделано.
Критерии поисков были следующие: кузов рестайл в идеальном состоянии, обязательно ввезённый в РФ официально и с полным набором необходимых документов.
Кузов был найден уже на пути в РФ и обошёлся в 45000₽ за «тело» + 15% от стоимости составила таможенная пошлина + 250₽ – дополнительный таможенный сбор.

Кузов оплачен. Ожидаем.
Осталась малость — разобраться в юридическом вопросе замены «тела».

В 2020 году регламентируемся Приказом №399.
Я обычно действую по принципу «от обратного», поэтому сначала стала изучать варианты, которые точно «не прокатят»
И так.
Точно не прокатит №1 — замена на агрегат без документов.
Тут, думаю, даже пояснять ничего не нужно, всё и так очевидно.
Точно не прокатит №2 — замена на агрегат с автомобиля в розыске/угоне.
Тут, вроде бы, тоже всё понятно и логично.
Точно не прокатит №3 — замена на агрегат, на котором будут обнаружены следы изменения букв и цифр VIN (переварка/подделка).

Дальше — те случаи, где всё «не точно».
Первый вариант «не точно» — кузов с «утиля».
На практике чаще всего Вам откажут. Даже целую машину после юридической «утилизации» на учёт поставить непросто, не говоря уже об отдельном номерном агрегате с такого авто. Хотя закон такие действия и не запрещает.
Поэтому как вариант рассмотреть можно, но внимательно изучив перечень необходимых документов, собрать их и готовиться посвятить этому мероприятию своё время и нервы.
Второй из «не точно» вариант, я бы сказала — ОЧЕНЬ НЕ ТОЧНО — если Вы уже поменяли кузов и решили «по факту» осчастливить доблестную структуру ГИБДД данной информацией.
Крайне редко в таких случаях можно надеяться на успех, при условии, что у Вас остался старый кузов без признаков изменения VIN или попыток его уничтожения, а так же у Вас будут документы на выполненные работы по замене агрегата и !внимание! свидетели этого процесса. Ну и неимоверная удача.
Правда, данный вопрос уже решается не в ведомстве ГИБДД, а в суде.

Далее при юридически грамотном подходе к замене номерных агрегатов, рассмотрим несколько вариантов, при которых «можно».
Перед окончательной покупкой «тела» я попросила сканы документов по которым едет кузов, и отправилась с ними в районную ГИБДД, где получила консультацию и заимела чёткий план действий.
Во-первых, мы с ТТарасовичем отправились вставать на учёт.
Так как автомобиль на момент покупки был разукомплектован и не мог передвигаться своим ходом, то в ГИБДД мы поехали на эвакуаторе. (Варианта в такой ситуации 2 — либо доставить машину в ГИБДД на площадку осмотра, либо доставить инспектора(на практике — сложнее) к авто).
Заодно в тот же день мы совместили постановку на учёт с обязательной процедурой получения разрешения на замену кузова. На самом деле, получение разрешения — формальность, но важная. Отказать в разрешении никто не может. При получении разрешения Вам необходимо будет так же предъявить машину к осмотру.
Получив благословение от ГИБДД можно смело отправлять автомобиль на замену кузова.
Важно! Замену можно производить только в специализированном сервисе, сертифицированном на данный вид работ. Из сервисного центра обязательно забрать акт выполненных работ и другие документы, которые Вам выдадут.
После проведения фактической замены кузова остаётся ещё раз подать заявление в ГИБДД, на этот раз уже на внесение изменений в документы.
Готово.

Важно №2! Покупая кузов/двигатель/раму на аукционе, как конструктор(не распил и не карпил), нужно помнить, что к цене агрегата(занижать в декларации стоимость не рекомендуется, так как если цена будет слишком низкая, то для расчета пошлины и сборов возьмут данные из таможенной базы данных примерной стоимости аналогичных товаров) придётся добавить пошлину — на кузова — 15%, на другие части — 5% от задекларированной стоимости.
Важно №3! Стоит обратить внимание на то, что при одновременном ввозе кузова, двигателя и шасси от авто одной и той же марки и года выпуска, можно «попасть» на оплату пошлины, как за целый автомобиль, если все документы будут оформлены на одно лицо, даже при условии, что на каждый агрегат будет оформлена отдельная декларация.

В комментариях пользователь igla555 предложил ещё вариант добычи машины из Армении. Мы с ним немного поспорили и igla555 предложил мне посчитать, что выгоднее. В задаче предлагалось сравнить стоимость машины из Армении и стоимость затрат на мою — «под ключ».
Собственно, почему бы и нет.

Читать статью  Как отремонтировать сквозную коррозию машины без сварки и краскопульта

Мой автомобиль:
100 000₽ – сама машина,
52 000₽ – кузов(45 000₽) + 15% пошлины + 250₽ – дополнительный таможенный сбор),
37 000₽ – доставка кузова по РФ (без вычета «платного ожидания»),
60 000₽ – замена кузова + покраска,
10 000₽ – услуги эвакуатора по доставке кузова из ТК в сервис.
Итог: 259 000₽

Лично для меня плюсы:
— кузов в состоянии «как новый» в свежем окрасе,
— вся машина лично проинспектирована, все «минусы» устранены по раме,
— машина на учёте РФ. Без юридических «косяков».
— на машине никогда не стояло ГБО (на рынке Армении в основном увидела варианты только бензин/газ).
Минусы не могу в своей машине искать, потому что люблю его.
Но пусть будет время – 2 месяца.
Столько времени заняли поиски кузова, доставка его в Москву и последующие манипуляции по замене, покраска и сбор.
Так как машина эта не моя основная, то я пережила расставание на такой срок без особых проблем, но тем не менее.

Автомобиль из Армении:
По рынку (спасибо за ссыль igla555 ) средняя цена мной была взята – 4500у.е.
В пересчёте по текущему курсу ЦБ 1у.е. равен 78,8₽. Соответственно средняя цена на сегодняшний день – 354 600₽.
Билеты на самолёт Москва – Ереван (опять берём среднюю цену) — 4035₽/шт.
Считала 2 билета из расчёта, что поедем в 2 водителя назад и смотреть машину «одна голова – хорошо, две – ещё лучше». – 8070₽.
Дальше считаем деньги, которые потратим на дорогу домой из Еревана в Москву – 2230км.
(Без учёта еды и гостиницы, так как это всё очень индивидуально. Давайте просто пусть будет 2 водителя по схеме «один рулит, другой спит, потом – меняемся».)
При расходе 13,7 л./100км и цене бензина 46,78₽/литр (все цены из интернета средние на текущую дату) получаем – 14292₽ (14291,75₽)
Итог: 376 962₽

При очевидной невыгодности в данном конкретном случае я бы на машины из Армении внимание обратила при условии немного других вводных данных.

Замена кузова автомобиля по закону

Замена кузова – сложный технически и юридически ремонт автомобиля, который выполняется достаточно редко. Обычно это необходимо при серьезном повреждении кузовной конструкции после ДТП и при сильном его износе после многих лет эксплуатации машины. Обычно на такое решаются автолюбители, которые планируют продать свое авто (и имеют возможность замены кузова), не хотят расставаться с раритетным транспортным средством, либо рассчитывают тюнинговать его.

Однако заменить кузов на машине не так просто. Он относится к категории номерных деталей, а его номер обязательно сверяется в ГИБДД при проведении любых регистрационных действий. При несовпадении номера в ПТС с нумерацией на агрегате, вы получите отказ в перерегистрации, можете попасть под административный штраф и оказаться фигурантом криминального расследования.

фото 1

Разрешена ли замена?

Итак, кузов автомобиля имеет уникальный идентификатор (VIN): кузовная серия, номер и индивидуальный код детали. Номер ставится на заводе автопроизводителя и обязательно указываются в СТС. ГИБДД вносит VIN в базу данных и вписывает его в ПТС в процессе регистрации машины.

С юридической точки зрения, VIN – есть уникальный идентификатор самого авто, по которому сотрудники идентифицируют:

  • само авто и его принадлежность конкретному владельцу (номер на кузове + номер в ПТС);
  • гарантированную безопасность авто для дорожного движения в РФ (оригинальный кузов – отсутствие несанкционированных модификаций конструкции);
  • чистоту автомобиля (проверка на угон и розыск).

Теперь попробуйте заменить кузов и получите неприятности! Госавтоинспекция не сможет идентифицировать машину и ее владельца, не сможет проверить его историю и уровень безопасности — номера не совпадают. Отказ в регистрации/перерегистрации, возможное административное разбирательство и штрафные санкции — гарантированы.

Существует также Техрегламент безопасности, требующий принимать VIN авто в качестве гарантированного подтверждения безопасности машины для дорожного движения. Автомобили проходят техосмотр, получают такое подтверждение, после чего VIN вписывается в ПТС. То есть, идентификатор кузова – это еще и подтверждение соблюдения требований Техрегламентов.

Исходя из этого, можно сделать вывод: замена кузова запрещена. Однако это не так.

На сегодняшний день существует официальный Приказ МВД №339, согласно которому любой частный автовладелец имеет право такую замену провести. Однако есть жесткие условия:

  • VIN автокузова должен быть вписан в ПТС его владельца, и они должны совпадать;
  • новый кузов должен иметь все необходимые официальные документы;
  • замена кузова не должна вести к конструктивным изменениям;
  • автомобиль должен пройти осмотр в ГИБДД, а новый VIN должен быть внесен в базу данных.

Если учесть, что на б/у кузова в России давно никто не оформляет никаких документов, то выбор у вас невелик: установить на машину можно только новый кузов, на который документы обычно есть, и это будет именно замена. Агрегаты же б/у (снятые со старых авто) вам установить не позволят, а если установите самовольно – откажут в перерегистрации нового VIN и оштрафуют.

Однако, в случае с подержанными кузовами закон можно обойти:

  • Если серия и номер двух кузовов будут совпадать (литеры + начальная группа цифр), то вы можете оформить замену как капитальный ремонт авто.
  • Второй вариант: оформить б/у кузов не как замену, а как покупку целого авто (VIN, по сути, и есть авто), на который переустановлены все узлы и детали с вашей старой машины. Это немного трудоемкая процедура, но зато замена на б/у агрегат будет законной и легальной, а на сам кузов не нужно предоставлять документы.

Это не все тонкости, однако это – главное, что вам обязательно нужно знать о замене автокузова. И если вас не смущают возможные трудности, можете приступать к процедуре.

фото 2

Пошаговая инструкция по официально замене кузова автомобиля

Процедура замены кузова и переоформления VIN зависит от того, какой агрегат вы устанавливаете на транспортное средство, и как регистрируете внесение изменений в ГИБДД.

Новый кузов

В России вы можете купить новый кузов с документами только для отечественных автомобилей. Для иномарок новые кузова у нас не продаются, но дилерские центры могут запросить у автопроизводителя номерные таблички с требуемыми данными, которые формально принимаются в ГИБДД (однако под каким-то предлогом могут и отказать – требуйте письменного отказа).

Читать статью  Полезно знать про шумы, скрипы, стуки!

Если кузов родной и с документами, то регистрация должна проводиться по упрощенной процедуре – никаких экспертных процедур не требуется. Ваши действия:

  • получаете формальное разрешение на замену кузова в ГИБДД (отказать не имеют права);
  • предоставляете сотрудникам Госавтоинспекции пакет документов – паспорт гражданина, ПТС, СТС, заявление на имя начальника МРЭО о внесении изменений;
  • меняете кузов на сертифицированном СТО (нужна копия сертификата на работы, акт выполненного ремонта);
  • подаете заявление в ГИБДД на регистрацию изменений и внесение нового VIN в ПТС.

Процедура обычно не занимает много времени, но потребует немалых финансовых вложений. Обязательны документы на кузов – сертификаты и декларации на кузов от отечественного авто, таможенные декларации на ввоз кузова из-за границы.

Кузов б/у

Тут два варианта:

  • Меняете кузов на СТО и оформляете его как капитальный ремонт авто (ГОСТ 18322-78).
  • Меняете кузов на СТО и оформляете покупку б/у автомобиля с заменой СТС и внесением изменений в ПТС. Все комплектующие считаются перемонтированными на новое б/у авто с VIN, который нужно перерегистрировать. Старый кузов оформляется на утилизацию (утилизационный сбор) или сдаете в металлолом (требуйте документ). Можно также снять машину со старым VIN с учета как утраченную.

Эти процедуры выглядят проще, но отнимают массу времени и денег. Преимущество: не нужны документы – только свидетельство Госавтоинспекции на легальность кузова от б/у авто.

фото 3

Оформление легализации нового кузова в ГИБДД

Если вы заменили кузов авто без предварительного согласования с ГИБДД и рассчитываете его «легализовать» — то есть, пройти стандартную процедуру регистрации, то вас ждет разочарование.

Если нет предварительного разрешение на внесение конструктивных изменений в автомобиль, вы не сможете пройти процедуру осмотра транспортного средства (7.18 ПДД). На осмотре сотрудники ГИБДД должны осмотреть машину со старым кузовом и сверить номера на агрегате и в ПТС. Если кузов уже заменен, сверить не получится – номера не будут совпадать. Следовательно, вы получите законный отказ на замену.

Теоретически, вы можете обжаловать отказ в суде. Но только в том случае, если у вас сохранился старый кузов с VIN и свидетели выполнения замены (работники СТО, например).

Почему ГИБДД может отказать?

Согласно Приказу МВД №339, сотрудники Госавтоинспекции на законных основаниях имеют право отказать вам в выдаче предварительного разрешения на замену кузова, если:

  • автомобиль с запрошенным VIN находится в розыске, оформлен как утраченный или снят с регистрации в ГИБДД;
  • на новый кузов у вас нет никаких документов;
  • новый VIN числится за утилизированным авто (уплачен утилизационный сбор);
  • вы установили новый кузов на машину без предварительного разрешения ГИБДД;
  • новый VIN плохо читается (необходима экспертиза);
  • VIN на новом кузове носит следы изменения или подделки.

По всем перечисленным случаям законного отказа вы имеете право потребовать письменное объяснение. Однако, если факты на лицо – оспорить отказ вы, скорее всего, не сможете.

У сотрудников ГИБДД также существуют сомнительные поводы для отказа, которые позволят им не брать на себя лишнюю ответственность. Их следует также знать и помнить, что в ведомственных документах они не упоминается. Обычно автоинспекторы утверждают, что замена кузова автомобиля — это:

  • недопустимое по закону действие;
  • ремонт, запрещенный Административным регламентом 2013 года;
  • нарушение порядка утилизационного сбора (он не нужен для кузовов);
  • фактически новое авто или утрата старой машины;
  • попытка подделать, изменить, уничтожить оригинальный VIN;
  • нарушение правил проверки и идентификации транспортных средств.

Перечисленные причины отказа можно оспорить в судебном порядке. Поэтому по ним обязательно требуйте письменного объяснения от сотрудников ГИБДД.

фото 4

Экспертное мнение — советы редакции

Кроме уже перечисленных ситуаций разрешенной и запрещенной замены кузова на автомобиле, желательно помнить и еще некоторые нюансы:

  • Оформление замены кузова как замены старого авто на новое с новым VIN допустимо только для легковых транспортных средств с нанесенным на сам кузов VIN. Для грузовых авто и рамных внедорожников, в которых замене подлежит только кабина, а не весь кузов, это неприменимо.
  • При покупке нового автокузова, обязательно сохраняйте все документы – без них вы не сможете получить предварительное согласие на замену и затем провести перерегистрацию нового VIN в ГИБДД.
  • Вариант заказа на заводе нового кузова для авто с таким же VIN, как и на старом агрегате – невозможно и незаконно. Согласно техрегламенту, существование двух кузовных деталей с одним VIN быть не может.
  • Для старых японских автомобилей замена кузова вообще исключена – у японцев нет автомобилей с номерными кузовами. Сверить номера невозможно – разрешение на замену вы не получите.
  • Установить на своем авто кузов с аварийного авто без документов – также невозможно. Поскольку именно VIN рассматривается как формальное авто, то ставится на учет именно он. Нет документов – нет VIN.

фото 5фото 6

В заключении отметим, что замена кузова – это замена идентификатора (VIN-номера), по которому автомобиль регистрируется в ГИБДД, может быть идентифицирован и получить диагностическую карту после техосмотра (подтверждение безопасности транспортного средства). Поэтому самовольная замена кузова исключена и наказуема.

Однако заменить кузов вам запретить не могут. Согласно Приказу МВД №339, вы можете установить новый агрегат с документами и перерегистрировать новый VIN (вписывается в ПТС). Если хотите установить б/у кузов, придется оформлять его как капитальный ремонт или как покупку нового авто с новым VIN. Обе процедуры – трудоемкие и дорогостоящие.

Автор: Киселев Я.Л.

Источник https://autokuz.ru/kuzovnoy-remont/kak-pomenjat-kuzov-avtomobilja.html

Источник https://www.drive2.ru/l/556090376327269414/

Источник https://www.driver-helper.ru/text/sovetiy/zamena-kuzova-avtomobilya-po-zakonu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Как использовать схему работы с давальческими материалами
Next post ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА К СЕТЯМ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ