Чем прекрасно синхронное плавание и зачем отдавать туда ребенка? Рассказывает синхронистка-чемпионка мира
Обучение простейшим фигурам синхронного плавания
Упр. 1. С помощью партнера выполнить вращение на 360° на скамейке или на гладком полу.
Упражнения в воде
Упр. 2. Выполняется в мелком бассейне. Принять позицию группировки и выполнить вращение на 180°, затем на 360° с помощью партнера.
Упр. 3. То же упражнение без помощи партнера.
Упр. 4. Отработка фигуры под счет.
Типичные ошибки
Голени не параллельны поверхности воды, носки опущены в воду, колени разведены; голова взята на грудь или запрокинута назад; смещения во время вращения.
Методические указания
Плотно соединить голени и натянуть стопы. Голову положить на воду и смотреть вверх. Для устранения смещений использовать ориентиры.
Оборот назад в группировке
Подготовительные упражнения на суше
Упр. 1. На гимнастической дорожке или ковре принять исходное положение -присед и выполнить перекат назад.
Упр. 2. На гимнастической дорожке или ковре выполнить кувырки назад.
Упражнения в воде
Упр. 3. В мелком бассейне выполнить упражнение «поплавок».
Упр. 4. Выполняется у бортика бассейна. Принять позицию «группировки», касаясь пальцами ног бортика бассейна. Оттолкнуться и выполнить оборот назад в группировке.
Упр. 5. Принять позицию «группировка». С помощью партнера выполнить оборот назад.
Упр. 6. Оттолкнуться от бортика прямыми ногами, в движении согнуть ноги и выполнить кувырок назад.
Упр. 7. Выполнить оборот назад в группировке в гимнастический обруч. Упражнение выполняется в парах. Одна спортсменка держит обруч, наполовину погруженный в воду, другая выполняет оборот. Обруч не позволяет уходить глубоко под воду во время исполнения оборота.
Упр. 8. Самостоятельно выполнить 3-4 раза оборот назад в группировке под счет.
Типичные ошибки
В исходном положении голени не параллельны поверхности воды, недостаточное натяжение стоп; непредусмотренный проплыв (вперед, назад, в стороны, вниз); изменение положения группировки во время оборота.
Методические указания
Плотно соединить колени, максимально натянуть стопы. Во время вращения голову прижать к коленям. Следить, чтобы руки выполняли вращательные гребки под поверхностью воды. Рекомендуется использовать ориентиры для устранения смещений в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Подготовительные упражнения на суше
Упр. 1. Лечь па спину на пол или па скамейку и махом принять позицию «согнувшись» (голову плотно прижать к коленям). То же в висе на гимнастической стенке с помощью партнера.
Упражнения в воде
Упр. 2. Лечь на спину и с помощью партнера поднять ноги вверх с одновременным погружением под воду.
Упр. 3. С опорой о дорожку или бортик бассейна.
Лечь на спину, ногами упереться в стенку (или дорожку). Плавно оттолкнуться от бортика, выполнить скольжение, а затем маховым движением выполнить подъем ног с одновременным погружением под воду. После фиксации положения разогнуться с одновременным подъемом на поверхность воды. Принять позицию «на спине».
Упр. 4. Самостоятельно выполнить фигуру «щука» (3-4 раза).
Упр. 5. То же упражнение с ориентирами (поплавки, дорожки).
Упр. 6. То же упражнение под счет.
Типичные ошибки
Мышцы ног и туловища не натянуты, колени согнуты; нарушен угол между туловищем и ногами; в положении «согнувшись» уровень воды ниже щиколоток; при всплывании неодновременный разгиб туловища и ног.
Методические указания
Максимально напрячь мышцы ног, спины и живота. Следить за уровнем погружения ног (не ниже щиколоток) и сохранением плотности «складки» — угла между туловищем и ногами. Рекомендуется использовать ориентиры для контроля позиции.
Оборот вперед в группировке
Подготовительные упражнения на суше
Упр. 1. На гимнастической дорожке или на ковре принять исходное положение -присед и выполнить перекаты назад и вперед.
Упр. 2. На гимнастической дорожке или на ковре выполнить кувырки вперед.
Упражнения в воде
Упр. 3. Лечь на грудь, опустить лицо в воду, подтянуть колени к груди и принять положение «группировки». Выполнить вращение вперед на 360° вокруг поперечной оси с помощью партнера.
Упр. 4. Лечь на грудь, стопами коснуться стенки бассейна, оттолкнувшись от бортика ногами, выполнить кувырок вперед.
Упр. 5. Разучивание оборота вперед, используя гимнастический обруч. Можно выполнить оборот внутри обруча, расположенного горизонтально на поверхности воды, или через нижний край обруча, расположенного вертикально в воде.
Упр. 6. Самостоятельно выполнить оборот вперед в группировке (3-4 раза).
Типичные ошибки
Плохое натяжение мышц; колени разведены; непредусмотренный проплыв (вперед, назад, в стороны, вниз); недостаточно плотная группировка.
Методические указания
Соединить колени и стопы, подбородок прижать к груди. Во время вращения следить за плотностью группировки. Использовать ориентиры для устранения смещений в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Оборот назад согнувшись
Подготовительные упражнения на суше
Упр. 1. Лечь на пол или па скамейку и выполнить позицию «согнувшись».
Упр. 2. На гимнастической стенке с помощью тренера выполнить подъем ног наверх до позиции «согнувшись» (тренер поддерживает под поясницу).
Упражнения в воде
Упр. 3. Выполняется в глубоком бассейне. Лечь на спину и махом принять позицию «согнувшись».
Упр. 4. Принять позицию «согнувшись» у бортика бассейна. Выполнить четверть оборота назад, пальцами ног проскользить по стенке. Закончить вращение, когда голова и стопы будут направлены в дно бассейна, а таз перпендикулярно поверхности воды.
Упр. 5. Разучивание 2-й части фигуры. Принять положение «согнувшись» ногами вниз (носки и голова направлены на дно) — выполняется часть оборота до касания головой и стопами поверхности воды.
Упр. 6. Принять положение «согнувшись» (стопы и голова у поверхности воды, таз под водой) и медленно выполнить разгиб туловища, до принятия позиции «на спине».
Упр. 7. Выполнить фигуру с помощью партнера (партнер стоит сбоку, одной рукой помогает подъему ног, другой поддерживает под поясницу или под таз).
Упр. 8. Отработка фигуры с использованием ориентиров (поплавков, дорожки). Поплавки устанавливаются на расстоянии 1-1,5 м друг от друга.
Упр. 9. Самостоятельное выполнение фигуры в парах (одна спортсменка выполняет, другая корректирует исполнение).
Типичные ошибки
Мышцы ног плохо натянуты, колени согнуты, нарушение угла между туловищем и ногами; изменение высоты погружения во время вращения; непредусмотренные смещения в горизонтальной плоскости.
Методические указания
Напрячь мышцы ног, спины, живота во время подъема ног и выполнения вращения. Работать руками симметрично под поверхностью воды. При разгибе следить, чтобы голова и стоны плавно скользили по поверхности воды до полного выпрямления. Рекомендуется использовать ориентиры для устранения непредусмотренных перемещений в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Оборот вперед согнувшись
Подготовительные упражнения на суше
Упр. 1. Встать спиной к шведской стенке, руки поднять вверх. Выполнить плавный наклон туловища вперед до горизонтального положения. Руки имитируют гребковые движения. Во время выполнения упражнения необходимо следить, чтобы спина была прямая, а ноги не сгибались в коленных суставах.
Упр. 2. На гимнастической дорожке или ковре. Наклониться и выполнить длинный кувырок вперед (следить, чтобы ноги были прямые).
Упр. 3. Сесть на пол, руки поднять вверх или у бедер, выполнить перекаты назад-вперед, сохраняя прямой угол.
Упражнения в воде
Упр. 4. Выполняется в мелком бассейне. Сесть на дно. Угол между ногами и туловищем 90°. Плавно перейти в позицию лежа на спине, сохраняя прямой угол и возвратиться в исходное положение.
Упр. 5. У бортика бассейна. Лечь на грудь, стопами коснуться бортика, руки перевести вперед и выполнить переход в позицию «горизонтальный угол» (используя «русский гребок» или попеременный).
Упр. 6. Разучивание отдельных позиций и переходов из позиции в позицию с помощью партнера, поддерживающих средств, ориентиров. Партнер помогает сохранять прямой угол при вращении. Помощь в удержании пог спортсмена на поверхности воды во время принятия позиции «горизонтальный угол», контроль может осуществляться и самим тренером с бортика бассейна с помощью шеста. В качестве ориентиров могут использоваться: бортик бассейна, натянутая дорожка, специально прикрепляемая к бортику цветная лента и пр.
Упр. 7. Исходное положение угол вниз (туловище на поверхности воды, ноги опущены вниз, перпендикулярно дну). Угол между туловищем и ногами 90°. Тренер держит шест у таза спортсменки и следит, чтобы при подъеме ног на поверхность воды спортсменка продвигалась вперед и таз переместился на место расположения головы.
Типичные ошибки
Изменение взаиморасположения ног и туловища во время оборота (потеря угла 90°); смещение спортсменки в вертикальной и горизонтальной плоскости; недостаточное натяжение мышц туловища и ног; отсутствия продвижения при сгибе в горизонтальный угол или при разгибе в позицию на груди.
Методические указания
Обратить внимание на технику выполнения попеременного гребка. Держать спину и плечи прямыми. Следить за натяжением коленей и стоп ног. Использовать для контроля дополнительные ориентиры.
Подготовительные упражнения на суше
Упр. 1. Лежа на полу или на гимнастической скамейке отработка позиций «с ногой, согнутой в колене» и «угол вверх».
Упр. 2. В висе на шведской стенке медленно согнуть одну ногу и выпрямить вперед. Затем вернуть в исходное положение.
Упражнения в воде
Упр. 3. Лечь на спину, ноги положить на бортик бассейна, медленно согнуть одну ногу и принять позицию «с ногой, согнутой в колене» — удержать 1-2 счета и вернуть в исходное положение.
Упр. 4. Лечь на спину, ноги положить на бортик бассейна, медленно поднять одну ногу вверх до позиции «угол вверх» — удержать 1-2 счета.
Упр. 5. Выполнить позицию «угол вверх» с поддержкой партнера под стопы или под поясницу или поддерживающими средствами (плавательные доски, пластиковые фляжки).
Упр. 6. Лечь на спину, медленно согнуть одну ногу и принять позицию «с ногой, согнутой в колене» и после фиксации положения разогнуть согнутую ногу до вертикали, удержать позицию 1-2 счета и вернуться в исходное положение. То же упражнение в движении.
Типичные ошибки
Недостаточное натяжение мышц, ноги согнуты, таз опущен в воду; бедро согнутой ноги наклонено на грудь; непредусмотренные проплывы; отсутствие тяговых усилий, увеличение волнообразования; нарушение ритма исполнения фигуры.
Методические указания
Натянуть мышцы туловища и ног, голову плотно прижать к воде, смотреть вверх. Контролировать положение бедра при сгибе и разгибе ноги. Потянуться вверх вытянутой ногой для устранения нритопленности. Усилить работу рук за счет равномерного давления на воду.
Подготовительные упражнения на суше
Упр. 1. Сесть на пол, руки поднять вверх (или согнуть в локтях и прижать к туловищу). Выполнить перекаты назад-вперед, сохраняя угол между туловищем и ногами 90°.
Упр. 2. На гимнастической стенке подъем вытянутых ног вверх до позиции «прямой угол».
Упр. 3. Лечь на спину и выполнить поочередные махи прямыми ногами.
Упр. 4. Принять позицию гимнастического шпагата с опорой руками о пол (то же без опоры).
Упр. 5. Принять позицию «шпагат» у гимнастической стенки, одной ногой зацепиться за рейку и удержать эту позицию.
Упр. 6. Имитация техники движений рук при переходах из позиции в позицию.
Упражнения в воде
Упр. 7. Лечь на спину и с помощью партнера поднять ноги вверх с одновременным погружением под воду до позиции «угол вверх двумя в погружении».
Упр. 8. То же с опорой о дорожку.
Упр. 9. Принять позицию «угол вверх двумя в погружении» и плавно перевести ноги в позицию «шпагат».
Упр. 10. То же с переходом туловища в вертикальное положение.
Упр. 11. Положить согнутые ноги на бортик бассейна на уровне колена, опуститься под воду головой вниз, спиной плотно прижаться к стенке, исполнить опорный гребок.
Упр. 12. У бортика бассейна. Лечь на грудь перпендикулярно бортику, лицо опустить в воду, стопы поставить на стенку пятками у поверхности. Исполнить опорный гребок, удерживая туловище на поверхности воды (сохраняя спину сухой).
Упр. 13. Принять позицию свободной вертикали, уровень воды у щиколотки и выполнить опорный гребок.
Упр. 14. Из позиции «шпагат» плавно соединить две ноги вместе с одновременным погружением под воду до позиции свободной вертикали.
Упр. 15. То же с использованием ориентиров (дорожка, лента, шест) для сохранения центрированности при соединении ног.
Упр. 16. Целостное исполнение фигуры.
Типичные ошибки
Ошибки при выполнении исходного положения — таз и ноги притоплены, недостаточное натяжение ног, колени согнуты; нарушение угла между туловищем и ногами; непредусмотренные смещения в горизонтальной и вертикальной плоскости; неравномерное раскрытие ног в шпагат и соединение их в вертикаль, потеря вертикали при погружении.
Методические указания
Напрячь мышцы ног, спины и живота во время перехода из позиции «на спине» в позицию «угол вверх двумя в погружении». При разгибе в шпагат следить, чтобы ноги симметрично раскрывались по поверхности воды. Рекомендуется использовать дополнительные ориентиры для устранения непредусмотренных проплывов в горизонтальной плоскости.
Подготовительные упражнения на суше
Упр. 1. Лечь на пол, поднять прямые ноги вверх, угол между туловищем и ногами 90° — удержать позицию «угол вверх двумя» 3-4 счета.
Упр. 2. Встать спиной к гимнастической стенке, руки поднять вверх. Выполнить плавный наклон туловища вперед до горизонтального положения. Руки имитируют гребковые движения. Во время выполнения упражнения необходимо следить, чтобы спина была прямая, а ноги не сгибались в коленных суставах.
Упр. 3. Сесть на пол, руки поднять вверх или положить на бедра, выполнить перекаты назад-вперед, сохраняя прямой угол.
Упр. 4. На матах или на ковре выполнить гимнастическую «березку».
Упр. 5. Принять положение гимнастической «березки». Медленно согнуть одну ногу до позиции «вертикаль с ногой, согнутой в колене», а затем возвратить в исходное положение.
Упр. 6. Выполнить стойку на руках со страховкой педагога.
Упражнения в воде
Упр. 1. У бортика бассейна. Лечь па грудь и зацепиться ногами за край бортика. Медленно перевести руки вперед и выполнить сгиб туловища до позиции «горизонтальный угол».
Упр. 2. То же упражнение с небольшим продвижением вперед во время сгиба туловища в «горизонтальный угол».
Упр. 3. У бортика бассейна. Зацепиться руками за бортик, спиной плотно прижаться к стенке и принять позицию «горизонтальный угол». Медленно поднять одну ногу вверх до позиции «кран».
Упр. 4. То же исходное положение. Медленно поднять одну ногу до позиции «кран», затем другую ногу согнуть в коленном суставе и приставить к поднятой ноге на уровне колена — принять позицию «вертикаль с ногой, согнутой в колене».
Упр. 5. В глубоком бассейне. Принять позицию «вертикаль с ногой согнутой в колене» и выполнить медленное погружение иод воду.
Упр. 6. Отработка позиций «кран» и «вертикаль с ногой, согнутой в колене» с помощью поддерживающих средств (шест, дорожка) или дополнительных ориентиров (лента, зеркало) для устранения непредусмотренных проплывов.
Упр. 7. Выполнение фигуры по частям (сгиб туловища до горизонтального угла, подъем ноги вверх до позиции «кран», переход из «крана» в позицию «вертикаль с ногой, согнутой в колене», погружение).
Упр. 8. Целостное исполнение фигуры.
Типичные ошибки
Отсутствие продвижения вперед во время сгиба туловища в позицию «горизонтальный угол»; мышцы ног и туловища недостаточно натянуты, колени согнуты, таз притоплен; во время подъема ноги вверх туловище согнуто вперед; отклонение вертикально поднятой ноги (вперед, назад, в сторону); непредусмотренные проплывы в вертикальных позициях и во время погружения; нарушение ритма исполнения фигуры.
Методические указания
Натянуть мышцы ног и туловища во время сгиба в «горизонтальный угол»; давить спиной назад во время подъема одной ноги вверх, в позицию «кран». Обращать особое внимание на траекторию и тяговые усилия при исполнении опорного гребка; рекомендуется использовать дополнительные ориентиры и поддерживающие средства.
Шаг из горизонтального угла
Подготовительные упражнения на суше
Упр. 1. Лечь на пол или на скамейку и принять позицию «угол вверх двумя».
Упр. 2. Встать спиной к гимнастической стенке, руки поднять вверх. Выполнить плавный наклон туловища вперед до горизонтального положения. Руки имитируют гребковые движения. Во время выполнения упражнения спина прямая, ноги выпрямлены.
Упр. 3. Сесть на пол, руки поднять вверх или положить на бедра, выполнить перекаты назад-вперед, сохраняя прямой угол.
Упр. 4. Принять позицию «кран» в висе на гимнастической стенке или перекладине и удержать несколько секунд.
Упр. 5. Выполнить гимнастический «шпагат» на полу.
Упр. 6. То же упражнение с помощью партнера (партнер поддерживает за руки).
Упр. 7. Встать лицом к хореографическому станку. Опираясь руками на перекладину, выполнить глубокий выпад в сторону, при этом одна нога максимально вытянута, другая согнута и сохраняет выворотное положение.
Упр. 8. С помощью тренера выполнить стойку на руках и после фиксации вертикального положения перевести ноги в положение гимнастического шпагата.
Упражнения в воде
Упр. 9. Лечь на грудь, ногами коснуться бортика бассейна, руки вытянуть вперед и выполнить переход из позиции «на груди» в позицию «горизонтальный угол».
Упр. 10. У бортика бассейна. Зацепиться руками за бортик бассейна, спиной плотно прижаться к стенке и принять позицию «горизонтальный угол». Затем медленно поднять одну ногу вверх до позиции «кран».
Упр. 11. Под поверхностью воды принять позицию свободной вертикали — ноги направлены в дно бассейна. Медленно перевести ноги в положение гимнастического шпагата.
Упр. 12. С опорой о дорожку или низкий бортик бассейна принять позицию «шпагат» и удержать несколько счетов.
Упр. 13. У бортика бассейна (или у дорожки) принять позицию «шпагат»; затем медленно поднять одну ногу вверх до позиции «витязь».
Упр. 14. То же упражнение, после фиксации позиции «витязь» перейти в позицию «прогнувшись».
Упр. 15. С помощью партнера принять позицию «прогнувшись» и медленно, с небольшим продвижением вперед, поднять туловище и голову на поверхность воды в позицию «на спине».
Упр. 16. Отработка фигуры по частям.
Упр. 17. Целостное исполнение фигуры.
Типичные ошибки
Недостаточное натяжение ног, колени согнуты, таз притоплен в позиции «горизонтальный угол»; отсутствие продвижения во время сгиба туловища в горизонтальный угол; в позиции «шпагат» ноги и стопы развернуты, таз находится глубоко под поверхностью воды (отсутствие положения «шпагат»>’, непредусмотренные проплывы в горизонтальной плоскости (вперед, назад, боком); согнутые колени во время подъема и приставления ноги; отсутствие продвижения во время подъема туловища и головы; нарушение ритма исполнения.
Методические указания
Натянуть мышцы ног и туловища; обращать внимание на положение бедер и стоп в позиции «шпагат» (завернутое положение); во время приставления ноги таз необходимо максимально высоко поднять к поверхности воды; движение ног по наибольшей траектории дуги. Рекомендуется использовать дополнительные ориентиры для устранения непредусмотренных проплывов по поверхности воды. Ритмическую структуру фигуры возможно отрабатывать с секундомером.
Подготовительные упражнения на суше
Упр. 1. Лечь на пол или на скамейку и выполнить позицию «согнувшись».
Упр. 2. Па гимнастической стенке с помощью тренера или партнера выполнить подъем ног вверх до позиции «согнувшись».
Упр. 3. У гимнастической стенки выполнить стойку на руках с помощью партнера.
Упр. 4. Имитация движений рук во время разгиба в вертикаль.
Упражнения в воде
Упр. 5. Лечь на спину и с помощью партнера поднять махом ноги вверх с одновременным погружением под воду до щиколотки.
Упр. 6. В глубокой части бассейна принимается позиция «согнувшись» и выполняется выталкивание вверх с одновременным разгибом туловища в позицию «вертикаль» (контроль за движением стоп по вертикальной линии можно осуществить шестом).
Упр. 7. Отработка вертикального погружения в воду (под стук с заданным ритмом).
Упр. 8. Целостное исполнение фигуры.
Типичные ошибки
Мышцы туловища и ног недостаточно натянуты; в положении «согнувшись» ноги наклонены к голове; неодновременный разгиб туловища и ног; разгиб происходит с замахом стон на грудь; смещение по горизонтали во время выталкивания и отклонение ног и туловища от вертикали; непредусмотренные проплывы во время погружения.
Методические указания
Максимально напрячь мышцы ног, спины и живота; следить за уровнем погружения стоп и сохранением плотности «складки» (угла между туловищем и ногами). Обращать внимание на траекторию движения стоп и таза во время разгиба (таз не должен перемещаться по горизонтали, а двигаться вверх в точку нахождения стоп). Контролировать исполнение выталкивания и погружения (в одном темпо-ритме), рекомендуется использовать ориентиры для контроля позиций.
Чем прекрасно синхронное плавание и зачем отдавать туда ребенка? Рассказывает синхронистка-чемпионка мира
Возможно, многие ответят, что это балет на воде, кто-то скажет, что там девочки плавают с прищепками на носу. Кто-то почешет голову и спросит: разве это не то же самое, что обычное плавание?
Сегодня я расскажу вам о синхронном плавании и том, как тренируются синхронистки. Возможно после моего рассказа вам захочется больше следить за этим видом спорта, а кто-то даже решит отдать своего ребенка в секцию синхронного плавания.
Спорт с двумя названиями: переименовали, чтобы повысить популярность
Прежде всего, давайте разберемся с названием. Сейчас этот спорт называется «артистическое плавание» – его переименовала в 2017 году Международная федерация водных видов спорта, чтобы повысить популярность. Но я, посвятив всю свою жизнь синхронному плаванию, не могу называть его по-другому. Было много недоумений и вопросов, зачем понадобилось менять название. На мой взгляд, смена названия не оправдывает себя, так как больше не передает одну из важнейших ценностей этого спорта – синхронность исполнения движений.
На протяжении многих лет российские синхронистки были и остаются законодателями в этом спорте: никому не удается делать элементы так же синхронно. Тем более, что артистичность можно отнести к субъективным критериям, а синхронность видна даже обывателю.
Так что возможно, убирая из названия главное и фундаментальное определение, федерация хотела снять важность синхронности в выступлении и позволить другим странам догнать и даже перегнать российских спортсменок.
Как тренируются синхронистки: 11 часов в день в зале и на воде, акробатика, плавание всеми стилями
Синхронное плавание считается одним из самых тяжелых видов спорта: трехминутное выступление можно приравнять к целому футбольному матчу. Многие сейчас возмутятся, но тренировки синхронисток сравнимы с подготовкой спецназа.
Ежедневно средняя спортсменка проводит в воде 6 часов, плюс 1-2 часа работы в зале. В сборной команде спортсменки тренируются по 9-11 часов ежедневно, из которых 9 часов – тренировка в воде.
Чтобы достичь высокого профессионального уровня, синхронистки работают над многочисленными аспектами. Подготовка – как часовой механизм, где каждая шестеренка необходима для результата. Именно поэтому каждый тренировочный день включает в себя множество незаменимых элементов.
Помимо самого синхронного плавания, синхронистки занимаются балетом, акробатикой, ОФП, развитием силы, выносливости, гибкости, также в зале отрабатываются произвольные программы, которые зритель видит на соревнованиях. Именно в зале нарабатывается синхронность и четкость исполнения движений. В воде же большое количество времени уделяется плавательной подготовке: для наработки выносливости и скорости синхронисток тренируют тренеры по спортивному плаванию.
В самом начале спортивного пути синхронистки приобретают и отрабатывают правильную технику плавания всеми существующими видами и плавают наравне со своими ровесниками-пловцами. Очень часто юные синхронистки участвуют в детских соревнованиях по плаванию, даже были случаи, когда синхронистки выигрывали у своих сверстников-пловцов. Конечно, такое возможно только на начальном этапе, в дальнейшем синхронистки отдают много времени другим составляющим своего вида спорта, а пловцы сильно набирают скорость и мощь, что делает невозможным дальнейшие состязания.
Также, помимо всего перечисленного, тренировки включают в себя техническую подготовку для чувства воды, себя в воде и отработки техники исполнения элементов синхронного плавания. То, что исполняется с такой легкостью во время соревнований, требует огромной работы и серьезной технической и силовой подготовки. Даже вертикальное положение в воде с идеальной линией требует многих часов ежедневной работы. Все должно быть четко и идеально геометрично. Плечи, бедра, живот, руки, голова требуют правильного положения, иначе будет невозможно переходить на более сложные технические элементы: выталкивания (скоростной выход ногами из воды, когда спортсменки остаются всем телом над водой), вращения и винты (повороты в положении с ногами вверх, которые могут быть как на одном уровне, так и с выходом/уходом).
Важно также уделять время акробатике, чтобы создавать те самые полеты во время программ, которые сначала отрабатываются в зале, а в дальнейшем переносятся на воду, где помимо самого прыжка вырабатывается правильная схема и построение, по которым будет осуществляться подготовка к выбросу и сам толчок. Тут важна не только сила броска, но и захват и положение каждой спортсменки на своем месте. Кто-то выступает «ногами» или «столбом», это та спортсменка, на которой строится вся поддержка и с которой осуществляется дальнейший прыжок, более сильные девочки толкают в центре, другие выступают «доталкивателями». Важно, чтобы все спортсменки были синхронизированы в своей работе – именно на это идет упор в акробатических тренировках.
Дальше дело доходит до произвольных программ. Для четкости и синхронности исполнения необходимо работать над всеми программами ежедневно (у нас их сейчас насчитывается 8, еще две программы микст-дуэта). Синхронность очень быстро уходит, уже после одного дня отдыха приходится наверстывать пропущенный день.
Программы требуют кропотливой и постоянной работы. Сначала каждая программа отрабатывается небольшими частями, для наработки четкости и точности исполнения и искоренения ошибок и асинхронов. В дальнейшем эти части увеличиваются до тех пор, пока дело не дойдет до прохода полной программы без остановок, что нарабатывает силу и выносливость, без которых невозможно достичь высокого уровня исполнения.
День в сборной команде может выглядеть так:
6:30 – подъем и пробежка;
8:00 – тренировка в зале на ОФП и растяжку или хореография;
9:00 – проход «сухой» тренировки программ;
10:00 – плавательная подготовка;
10:45 – техническая работа;
11:30 – произвольные программы;
14:30 – обед и отдых;
17:00 – вторая тренировка на воде, например, акробатика;
17:30 – произвольные программы;
21:30 – просмотр видеозаписей с тренировки и отдых до утра.
Основная часть работы в синхронном плавании проходит в воде наедине со своим телом и его ощущением в воде, поэтому даже один пропущенный день негативно сказывается на чувстве себя в воде и технике. Поэтому тренировки должны быть постоянными с перерывом на один выходной. Длительные праздничные паузы или отпуски не допускаются.
Сама же специфика спорта – это скоростно-силовая работа с высокой концентрацией на четкость выполняемых движений, что еще усложняется тем, что спортсменки работают с сильным понижением кислорода и постоянной задержкой дыхания, а вся надводная часть продолжается в скорости и на максимальной мышечной работе, что не способствует восстановлению.
А зритель видит только легкое скольжение по воде и беззаботно улыбающихся спортсменок, которые несмотря на всю сложность, потемнение в глазах, удушье и полный отказ мышц продолжают следовать ритму и показывать легкость и высокий артистизм.
Стоит ли заниматься синхронным плаванием, если оно такое сложное. Что этот спорт дает ребенку
Моя жизнь в этом спорте была напряженной. Приходилось бороться с усталостью, болью в мышцах, с собой и своими желаниями. Но даже после этого тернистого пути я благодарна синхронному плаванию и тому, каким человеком меня сделал спорт в целом.
На мой взгляд, спорт просто необходим людям и, в особенности, детям. Он закаляет характер, повышает уверенность в себе, учит дисциплине. Это те качества, которые просто необходимы в обычной повседневной жизни каждому человеку. Спорт – это школа жизни, а спортсмены – уверенные и самостоятельные люди, которые умеют отвечать за себя и свои поступки и справляться с любыми трудностями.
Синхронное плавание прекрасно подходит для физического развития детей. Несмотря на большие нагрузки и серьезную физическую подготовку, у девушек развивается гармоничная фигура. Существует миф, что у синхронисток огромные плечи, но это не так. У них развитая мускулатура, но спорт в целом не влияет на развитие массивного плечевого и спинного каркаса. Скорее это индивидуальная особенность – у девушек с изначально широкими плечами, они будут такими всегда, а с накаченными мышцами плечи будет смотреться мощнее.
Синхронное плавание дает гармоничное развитие также потому, что помимо силовых тренировок спортсменки уделяют много времени развитию гибкости и балету, это помогает поставить правильную осанку.
Еще один позитивный момент – развитие интеллекта. Это спорт не только для мышц тела, но и для мозга. Только представьте: чтобы достичь синхронности, необходимо каждую долю секунды следить за ритмом музыки, помнить ошибки и думать об углах, положениях рук, ног и пальцев и следить краем глаза за своими коллегами, за расстоянием до них, за рисунками (положением спортсменок в воде по отношению к друг другу).
В движении, на большой скорости, под водой и над водой рисунки должны оставаться четкими и легко просматриваемыми. Даже небольшой поворот плечей одной спортсменки может привести к излому всей линии. Эти рисунки очень важны в синхронном плавании. Ценится быстрая и неожиданная их смена, а судьи записывают какое количество перестроений за программу выполнила та или иная команда, чем больше перестроений, тем больше сложность программы.
Так же с перестроениями: есть отдельные от движений и те, что выполняются во время движений, – они, само собой, ценятся больше. И над, и под водой нужно держать глаза широко раскрытыми и следить за коллегами по команде, контролируя их положение краем глаза без поворота головы. Очень часто одновременно приходится следить за двумя или тремя сторонами рисунка, то есть держать линию впереди себя, справа или слева, а еще следить за диагоналями, что пересекают перестроение. Если у спортсменки не развито внимание и страдает интеллект, становится просто невозможным контролировать такое количество вещей одновременно, к тому же в состоянии гипоксии и усталости.
Синхронность нарабатывается бесконечным количеством повторений одного и того же действия, до тех пор, пока не наработается мышечная память. Чем сообразительнее спортсменка, тем меньше повторений приходится делать, таким образом голова спасает тело. Чтобы сократить работу на воде, многие движения руками отрабатываются в зале перед зеркалом и просчитывается вслух музыка, что необходимо для запоминания и нахождения акцентов, на которые в дальнейшем спортсменки будут опираться при работе в воде. Для работы над ритмом часто проводят тренировки с уменьшением громкости музыки, спортсменки продолжают держать ритм в голове и при увеличении громкости должны четко синхронизироваться своим счетом с музыкой. Это показывает, насколько верно они продолжали держать ритм в отсутствии музыкального сопровождения.
Мозг, как и мышцы, тренируется, поэтому ежедневные тренировки делают синхронисток умнее и сообразительнее, развивают координацию и концентрацию.
Синхронное плавание – спорт с высокой концентрацией внимания, поэтому спортсмены быстро учатся контролировать эмоции и собираться в нужный момент – без этого невозможны хорошие результаты.
Это также эстетический вид спорта, поэтому важно сохранять стройную и точеную фигуру, постоянно контролировать вес. Но тут дело не доходит до крайностей: голодовки противопоказаны синхронисткам, так как отсутствие полноценного рациона негативно скажется на тренировках, уровне энергии и восстановлении мышц.
С самого детства спортсменки учатся дисциплине в питании, которая в дальнейшем становится полезной привычкой на всю жизнь. Я могу с уверенностью сказать, что из многочисленных спортсменок, которые попрощались со спортом, только единицы набрали вес. В основном все бывшие синхронистки придерживаются здорового образа жизни и правильного сбалансированного питания.
Многие спрашивают как обстоят дела с простудами, особенно в холодное время года. Обычно в первый год тренировок юные спортсменки сталкиваются с частыми простудами, это нормально. Должна пройти адаптация и выработаться иммунитет. Когда дети начинают ходить в сад, в первое время повышается риск заболеваний – здесь тоже так. В дальнейшем при соблюдении простых правил (высушить волосы и уши, насухо вытереть ноги, носить шапку) простуды сокращаются. Более того, «водные» люди болеют довольно редко.
В каком возрасте отдавать детей в синхронное плавание
Синхронное плавание – достаточно молодой вид спорта. Спортсменки в среднем заканчивают карьеру в 25-30 лет. Многие сильные спортсменки берут перерыв, рожают детей, как Наталья Ищенко и Светлана Ромашина, а потом вновь возвращаются в спорт. Это физически очень тяжело. Мало кто может пройти через это. Поэтому заниматься синхронным плаванием начинают очень рано – в 5 лет. Очень важно вовремя развить гибкость, пока мышцы и связки еще мягкие и податливые.
Оглядываясь назад, на всю мою спортивную карьеру, я не жалею о потраченных годах. Синхронное плавание многому меня научило, дало необходимые для жизни качества, помогло стать дисциплинированным и целеустремленным человеком. Даже если не всем удается достичь максимума и золотых олимпийских медалей, я точно знаю, что люди, прошедшие спортивную школу, всегда смогут достичь своего максимума и выиграть где-то вне спорта, в реальной жизни.
Чудеса на воде. Раскрываем секреты синхронного плавания
Синхронное плавание — сказочный спорт. Почему? Как минимум, из-за того, что спортсменки вытворяют на воде такое, что могут только сказочные русалки. Но если в сказке все получается само собой или с помощью магических сил, здесь за выступлением стоит огромный труд. Главный тренер национальной сборной по синхронному плаванию Елена Светличная раскрыла некоторые секреты сказочного спорта.
Все началось со школы
Синхронное плавание развивается в Беларуси с 1982 года, когда в Минске была сформирована специализированная детско-юношеская школа. Приглашенные спортсменки и тренеры-энтузиасты из всех республик СССР помогали воспитывать талантливых белорусских девочек. А уже в 1983 году белорусский дуэт Светланы Шестовиной и Елены Бирюк занял второе место на Спартакиаде народов СССР. В 1991 году белорусская команда стала серебряным призером в самом ярком виде олимпийской программы — групповых выступлениях розыгрыша Первенства СССР. Олимпийские игры 2000 года в Сиднее стали первыми для белорусских синхронисток, с тех пор наши дуэты участвуют в олимпийских соревнованиях. По словам Елены Светличной, громких успехов белорусские синхронистки пока не достигли. И на то есть ряд причин. «В нашем спорте очень трудно подвинуть лидеров, которые много лет занимают первые позиции. Это требует множества ресурсов — человеческих, финансовых и других», — рассказывает Елена Светличная.
Однако белорусским спортсменкам это не мешает стремиться вперед к своим целям, пусть и медленнее, чем всем хотелось бы. Первая награда появилась четыре года назад на неофициальном мировом первенстве — чемпионате средиземноморских стран, куда приглашаются спортсменки со всего мира. Первопроходцем стала Василина Хандошко. Она же показала и хороший результат на чемпионатах Европы среди юниоров, в 2018 и 2019 годах поднималась на пьедестал. В 2019 году весь пьедестал в программе «Фигуры» был за белорусками.
В синхронном плавании важно все: акробатика, хореография, общая и специальная физическая подготовка. Начинать заниматься этим спортом можно только с семи лет, а с 12 спортсменки уже начинают выступать на соревнованиях. Поэтому здесь рады «перебежчикам» из других видов спорта, гимнастики или плавания. Такие дети имеют спортивную базу, и они быстрее усваивают навыки, необходимые для синхронного плавания.
«Как показывает опыт, у наших спортсменок хорошая техника. Нам не хватает акробатической и хореографической подготовки. Для этого нужен сильный хореограф и креативный постановщик, которые помогали бы нам ставить программы. Это, как правило, творческие занятые люди, и поэтому трудно найти такого специалиста», — рассказывает Елена Светличная.
Полет фантазии
Всего в синхронном плавании шесть дисциплин. Олимпийские и самые зрелищные — дуэт и группа в составе восьми человек. Ранее к олимпийским дисциплинам относилось и сольное выступление, но его сочли неинтересным для публики и заменили дуэтами. Синхронисты выступают и в смешанных парах — парень и девушка, в комбинированной группе в составе десяти человек. Хорошо себя зарекомендовала новая дисциплина — акробатическая группа, где, помимо синхронности, спортсмены показывают разнообразные акробатические элементы.
На воде спортсменки демонстрируют техническую и произвольную программы. В технической главное выполнить пять основных элементов, выставленных в определенной последовательности. Промежутки между ними заполняются хореографическими и акробатическими элементами. В произвольной программе представлен неограниченный полет фантазии тренеров и самих спортсменок. Только в произвольной программе групп ограничено количество акробатических поддержек — их должно быть не более шести. Главное в обеих программах — показать историю и раскрыть образ. Поэтому к плаванию, акробатике и хореографии присоединяются артистические таланты, музыкальный слух и определенное настроение.
Синхронное плавание — пожалуй едва ли не самый командный вид спорта. Больше нигде спортсмены одновременно не выполняют абсолютно одинаковые действия. Елена Светличная раскрыла секрет такой синхронности: «Ради 30 секунд выступления нужно работать примерно две недели. А групповое выступление длится четыре минуты. Получается, на постановку и отработку одной программы требуется три месяца монотонной, тонкой работы по семь-восемь часов каждый день».
Единство синхронисток подтверждается еще и тем, что они вовсе не эгоистки. Во время выступления девушки обязаны смотреть на партнерш и подстраиваться под них. Иначе не будет ни команды, ни синхронности. С этим проще в дуэтах, ведь нужно следить за одной партнершей, а не за семью. Но и элементы у них более сложные. Со временем работа спортсменок в групповых программах доходит до автоматизма, и рабочий процесс идет быстрее.
Большие маленькие хитрости
Музыка — такая же важная часть выступления, как акробатика, хореография и техника. И слышать ее нужно даже под водой. Для этого в бассейн опускается специальный подводный динамик. Как рассказала Елена Светличная, часто подводную музыку слышно лучше, чем над водой. А когда-то на тренировках синхронисток обязательно присутствовала. длинный металлический шест. Приспособление используется и сегодня для отработки определенных элементов. И не в воспитательных, а в постановочных целях. Железной палкой тренер отбивает на нем ритм песни. Саму композицию слышит только тренер, а спортсменки — только ритм.
Много внимания уделяется внешнему виду спортсменок. Купальник должен соответствовать образу и ни в коем случае не быть прозрачным. Если у спортсменки на видном месте есть татуировка, ее нужно замазать. Несмотря на то, что синхронное плавание — это своеобразное шоу, макияж должен быть обычный и не переходить в грим. Даже косметика используется обычная, неводостойкая. Девушки плавают не более пяти минут, и за это время она не успевает смываться.
«Внешний вид не является фактором судейства, за него оценки не выставляют. Но, как известно, впечатление тоже важно. Оценивают, насколько высоко девушки поднимаются над водой. Поэтому значение имеют и особенности фигуры, поэтому мы следим за весом спортсменок. У девушек должны быть тонкие голени. При отборе обращают внимание на обхват щиколотки, на фигуры родителей, чтобы примерно понимать, какой вырастет девочка», — рассказала Елена Светличная.
Главный лайфхак синхронного плавания связан с прическами спортсменок. После выступления прическа выглядит так же, как и перед погружением в воду. Секрет, как и все гениальное, прост — обычный пищевой желатин. «Синхронистки всегда делали прически с помощью желатина. Его незначительно размешивают водой до состояния сметаны и в два-три этапа накладывают на волосы. Он подсыхает и за пять минут выступления не растекается. Желатин вымывается только горячей водой, а средняя температура воды в бассейне — 27–28 градусов. Некоторые специально не вымывают его с волос, чтобы два раза не наносить. Раньше волосы закалывали невидимками, но это лишний металл в голове. Девушки плавают в тесном контакте, поэтому это и опасно. А волосы намокают, голова становится тяжелой, что очень неудобно. Желатин — самое оптимальное и дешевое средство для укладки волос, которое их еще и укрепляет», — поделилась Елена Светличная.
Синхронное плавание, как и художественная гимнастика, всегда считалось женским видом спорта. Постепенно им начинают заниматься и ребята. На соревнованиях спортивных школ и клубов вводятся мужские соло, они могут плавать в группе. По словам главного тренера национальной команды, для развития спорта это хорошо. Публика любит все новое и интересное.
В отличие от той же художественной гимнастики, где большое значение имеют возраст и физиологические особенности организма, синхронным плаванием можно заниматься в любом возрасте. Все зависит от состояния здоровья спортсменки. Российская синхронистка Наталья Ищенко стала первой в истории синхронного плавания спортсменкой, выигравшей «золото» Олимпийских игр после рождения ребенка. Уникальный случай для всех видов спорта. Главное, чтобы позволяло здоровье и человек получал удовольствие, уверена Елена Светличная.
Через тернии к звездам
Лидеры мирового синхронного плавания — российские спортсменки, которые собирают все «золото» мира. «В России культ синхронного плавания по всей стране. У них огромная конкуренция, благодаря которой спорт и развивается. А у нас всего четыре школы — две в Минске и по одной в Бресте и Гомеле. Общее количество спортсменов по стране — 600–700 человек. До высшего уровня доходит приблизительно десять-пятнадцать человек, потому что вид спорта сложнейший и не все выдерживают. Большая проблема и с тренерами, на всю Беларусь их только 36 человек. Понятно, что для высших достижений этого недостаточно. Если появляется возможность, приглашаем иностранных специалистов для мастер-классов, консультаций. Приглашать спортсменов-легионеров пока нецелесообразно. Мы стараемся воспитывать своих белорусских девушек», — рассказала Елена Светличная.
Сейчас ведущий белорусский дуэт Василины Хандошко и Дарьи Кулагиной сотрудничает с российскими тренерами Еленой Вороновой и Татьяной Донченко, которые готовят олимпийских чемпионок. Это отличная возможность набраться опыта и усовершенствовать мастерство. Девушки готовятся к квалификации на Олимпийские игры в Токио. Их старшие коллеги Ирина Лимановская и Вероника Есипович собирались в Токио взять реванш за выступление на Олимпиаде в Рио, но они уже закончили спортивную карьеру и сейчас работают тренерами. Кстати, помогала Ирине и Веронике пятикратная олимпийская чемпионка, россиянка Анастасия Давыдова.
Главной целью для себя и своих учениц сейчас Елена Светличная называет отбор на Олимпиаду и выход в олимпийский финал. У дуэта Дарьи Кулагиной и Василины Хандошко есть шансы следующим летом отправиться в Токио. А вот группе нужно подождать еще один олимпийский цикл. Пока девушки только переходят с юниорского уровня на взрослый. Если все будет хорошо, на Олимпиаде в Париже в 2024 году может выступить и белорусская группа синхронисток.
В синхронном плавании, кроме преодоления самой себя, нужно преодолеть и предвзятые отношения судей. «У международных судей есть какое-то непонятное мнение, что никто не может быть сильнее постоянных лидеров. Даже было такое, что судьи извинялись за низкие оценки со словами, что наши спортсменки были лучше призеров. Но пустить на пьедестал кого-то нового они не могут. Поэтому мы ревностно идем вперед, показываем, чего мы достойны. Нам нужно сломать эти устои, что нелегко, но свет в конце туннеля есть», — делится Елена Светличная.
Главным секретом синхронного плавания главный тренер национальной команды называет фанатизм всех, кто им занимается: «Без фанатизма невозможно проводить столько времени в воде и делать такой объем работы. Синхронное плавание невозможно загнать в рамки, оно безграничное. Этот спорт затрагивает несколько плоскостей, спортсменки работают под водой, над водой, в воде. Это дает возможность постоянно придумывать что-то новое и грандиозное. Синхронное плавание — спорт новых идей, которые никогда не закончатся».
Источник https://bstudy.net/866405/sport/obuchenie_prosteyshim_figuram_sinhronnogo_plavaniya
Источник https://sport.sevastopol.su/chem-prekrasno-sinhronnoe-plavanie-i-zachem-otdavat-tuda-rebenka-rasskazyvaet-sinhronistka-chempionka-mira/
Источник https://zviazda.by/ru/news/20201116/1605509894-chudesa-na-vode-raskryvaem-sekrety-sinhronnogo-plavaniya