Как научиться плавать детям: советы тренера

Содержание

Как научить ребёнка плавать

Водные процедуры с малышом несомненно полезны, и приучать к ним можно с самого раннего возраста. Однако они не предполагают самостоятельного перемещения, а значит никакого отношения к плаванию не имеют.

К тому же такие занятия закрепляют неправильные движения и положение тела. В итоге, когда позже ребёнок будет осваивать полноценное плавание, его придётся долго переучивать. Чтобы заложить фундамент для юного пловца, нужно знакомить его с водной стихией постепенно и исключительно в игровой форме.

Главная задача родителей на этом этапе — помочь ребёнку преодолеть страх перед большой водой. В идеале можно попытаться научить его погружать лицо в воду. Потом навыки пригодятся для правильного дыхания. Для этого делайте следующее:

  • Занимайтесь с ребёнком и игрушками в мелком бассейне с тёплой прозрачной водой.
  • Брызгайте друг на друга. Не бойтесь попасть водой на лицо и успокаивайте ребёнка, чтобы он не опасался этого.
  • Пускайте пузыри вместе, опуская лицо в воду. Сначала ртом, а затем носом.
  • Просите ребёнка приседать, окунаясь в воду, и тут же выныривать.

Как учить плавать ребёнка от 3 до 5 лет

Детей в этом возрасте уже можно научить свободно плавать без какого-либо стиля, если проявить выдержку. Дошкольники не способны долго концентрироваться и следовать указаниям, выполнять несвойственные им вещи, поэтому обучение должно проходить в игровой манере.

1. Выберите правильное место

Лучше всего учить ребёнка плавать в бассейне или большой ванне вроде джакузи. Море подходит гораздо меньше из-за солёной воды и волн, которые помешают. Река или озеро тоже не идеальны: вода в них непрозрачная и холодная, поэтому юному спортсмену будет тяжело психологически.

Глубина — по пояс или чуть выше, чтобы пловец чувствовал себя в безопасности. Температура воды желательно повыше — 25–28 °С. При этом, пока ребёнок не привыкнет к плавательным очкам, влага не должна вызывать жжение глаз, если открыть их на глубине.

2. Снимите нарукавники и жилет

Откажитесь от любой экипировки, призванной поддерживать на плаву. Круги, доски и другие приспособления нарушают баланс тела и не дают малышу научиться самостоятельно держаться на воде.

При использовании жилета или нарукавников ребёнок вжимается в опоры и высоко поднимает голову, напрягая шею. По-настоящему научиться плавать можно только ныряя под воду, поэтому важно сразу убрать все плавсредства.

3. Приучите ребёнка к очкам

Как и все последующие шаги, этот нужно выполнять исключительно в игровой форме, а лучше ещё и показывая на личном примере. С пятилетками проблем, скорее всего, не возникнет, а вот дети помладше могут капризничать.

Примерьте очки ребёнку и отметьте, как они ему идут. Постоянно хвалите и восхищайтесь им, даже если удалось лишь прислонить защиту к лицу и не заводить резинку на затылок. Нажимайте на очки и показывайте, какой смешной хрюкающий звук они издают, и предлагайте попробовать это самому. Если очки не закрепляются на лице, говорите «Глазик отклеился».

Если малыш боится и не хочет надевать аксессуар, будьте доброжелательны, не давите и наберитесь терпения. Переключитесь на возню с игрушками и попробуйте ещё раз чуть позже. Понемногу после 5–10 примерок он поддастся, особенно когда поймёт, как хорошо в очках видно под водой.

4. Дайте привыкнуть к воде

Перед обучением ребёнку нужно раскрепоститься и перестать бояться воды. Для этого немного пошалите вместе с ним.

  • Брызгайтесь на мелководье, шлёпая руками и ногами.
  • Возьмитесь за руки и, опуская лицо в воду, пускайте пузыри ртом, носом.
  • Показывайте друг другу языки и стройте под водой гримасы.

5. Отработайте опускание лица в воду

Обучение плаванию строится на погружении лица в воду. Это неестественно для ребёнка, поэтому не получится просто сказать ему: «Делай вот так». И здесь на помощь приходят игры.

  • Сначала брызгайтесь так, чтобы влага попадала на лицо обучаемого. Можете понемногу поливать его, показывая, что это нестрашно и весело.
  • Приседайте и подпрыгивайте на разной глубине, чтобы при погружении вода доходила ребёнку до губ, затем до глаз, и так постепенно просите его окунуться на секунду с головой. Закрывать глаза при этом не нужно.
  • Разбросайте на небольшой глубине игрушки, чтобы их нельзя было достать рукой, не окунувшись с головой, и попросите провести спасательную операцию или сбор сокровищ.
  • Когда ребёнок хлебнёт воды и закашляется, реагируйте спокойно и весело, давая понять, что ничего плохого не произошло. Попросите резко выдохнуть через нос, как при сморкании, и остатки воды легко уйдут из носоглотки, а с ними и неприятные ощущения.

6. Научитесь выдыхать в воду

Следующий этап — освоение выдоха в воду. Он используется во всех стилях и имеет ключевое значение в правильной технике плавания. Частично ребёнок уже знаком с этим приёмом, пускание пузырей и есть выдох.

  • Продолжайте закреплять навык, пуская пузыри у бортика бассейна. Делать это дошкольник должен непременно носом, поскольку ртом осуществляется вдох.
  • Прыжки и приседания из предыдущего шага также помогут. Добавьте к ним выдохи в воду в момент погружения.
  • Для правильного выдоха попросите ребёнка набрать воздух, закрыть рот рукой и издать носом протяжный звук «м-м-м».

7. Потренируйтесь держаться на плаву

Для этого есть простые упражнения — «медуза» и «звёздочка», которые очень нравятся детям. Их суть заключается в зависании в воде на задержке дыхания и расслаблении шеи.

Как выполнить упражнение «медуза»

  • Попросите малыша лечь на воду и слегка поддерживайте его под грудь. Всё тело и, самое главное, шея находятся в расслабленном состоянии, напоминающем медузу. Смотреть нужно на дно, а не перед собой.
  • Чтобы добиться от ребёнка таких действий, придумайте игру с поиском сокровищ или что-то в этом духе.

Как выполнить упражнение «звёздочка»

  • Положите юного пловца на воду и поддерживайте под грудь своими руками. Попросите его развести руки-ноги, изобразив звезду.
  • Как и в предыдущем упражнении, лицо нужно опустить в воду и расслабить шею. Используйте для мотивации игры.
  • Другой вариант, который можно выполнять для разнообразия, — «звёздочка» на спине.

8. Пробуйте скольжение в воде

Теперь пришло время начать двигаться. Для это есть специальное упражнение «стрелочка», которое является базовой позой во многих стилях плавания.

  • Поддерживайте ребёнка под грудь и попросите его поднять руки над головой, а потом мягко лечь на воду, выпрямив тело и расслабив шею.
  • Когда закрепите этот приём, пусть пловец попробует сделать всё вышеописанное самостоятельно. Отойдите на пару метров от края бассейна и скажите оттолкнуться ногами от бортика и двигаться в вашу сторону.

9. Отработайте движения ног

Здесь есть два варианта: движения кролем, когда ноги поочерёдно перемещаются вверх-вниз, или в стиле брасс — ноги сгибаются в коленях и пловец отталкивается от воды на манер лягушки.

Для детей в таком возрасте оба варианта правильные. А понять, какой из них больше подходит ребёнку, легко, если попросить его проплыть небольшое расстояние и проверить, какие движения он будет совершать интуитивно — махи или толчки.

Суть упражнения в том, чтобы сделать «стрелочку» и при скольжении включить в работу ноги. Оба варианта по возможности лучше выполнять в правильной технике. Посмотрите, как это делается, и продемонстрируйте ребёнку на суше или в мелкой воде.

  • Кроль: ноги почти не сгибаются в коленях, а двигаются от бедра, стопы максимально вытянуты назад. Движения больше напоминают работу ножниц, а не езду на велосипеде.
  • Брасс: ноги сгибаются в коленях и немного подтягиваются к себе, стопы поджаты вперёд. Затем они разводятся в стороны и происходит резкий толчок.

10. Подключите руки

Для маленького ребёнка проще всего двигаться брассом, когда гребки совершаются двумя руками одновременно.

Однако не обязательно требовать от пловца их безукоризненного выполнения. Если ему будет слишком сложно, допускаются движения техникой по-собачьи, когда гребки совершаются поочерёдно и руки как бы цепляются за воду.

Принцип тот же. Движение начинается из положения «стрелочка», затем в работу включаются руки и ноги.

11. Научите ребёнка дышать

Все предыдущие упражнения выполняются на задержке дыхания, но так далеко не проплывёшь. Поэтому, когда ребёнок освоит базовые движения, нужно научить его поднимать голову и вдыхать и при этом не останавливаться.

Делать это нужно только ртом, поскольку при дыхании через нос капли воды могут попадать в носоглотку и вызывать неприятные ощущения. Закрепите навык дыхания с помощью игр в рыбку.

  • «Задумчивая рыбка» — на глубине, где ребёнок не достаёт до дна, попросите оттолкнуться от бортика и медленно проплыть к вам, опустив лицо в воду.
  • «Любопытная рыбка» — пусть ребёнок выполнит предыдущее упражнение, а затем по вашей команде просто поднимет голову без вдоха. В этот момент он должен помочь себе, отталкиваясь от воды ногами.
  • «Восхищённая рыбка» — в этот раз малышу нужно делать всё то же самое, только при подъёме головы быстро вдохнуть воздух ртом. Предварительно можно потренировать резкий вдох при выныривании в более мелкой части бассейна, где воды по грудь.
Читать статью  Революционная система для пловцев теперь и в ДВВС Руза!

Как учить плавать ребёнка 5–6 лет и старше

Более взрослые дети эффективнее воспринимают процесс обучения. Они осознанно выполняют задания и отрабатывают упражнения, поэтому в таком возрасте можно учить ребёнка плавать как взрослого.

Делается это по стандартному алгоритму, который подробно описан в нашей статье, или с помощью экспресс-методов. Например, система тренера Дениса Тараканова позволяет научиться плавать за одно-два занятия. Просто просите ребёнка выполнять следующие упражнения по порядку. Каждое примерно по 10 раз.

1. На ступеньках у бассейна или в детском водоёме, где глубина достигает 30–40 см, попросите ребёнка упереться руками в дно и вытянуться во весь рост. Всё тело погружено, над водой лишь голова, шея расслаблена. Пловец должен задержать дыхание и пролежать так 5–10 секунд, а затем плавно поднять лицо, вдохнуть ртом и повторить упражнение.

Кадр: Денис Тараканов / YouTube

2. Пусть ребёнок делает всё то же самое, но опустит лицо в воду и поднимет одну из рук, опираясь только на вторую.

Кадр: Денис Тараканов / YouTube

3. Снова повторите изученный приём, но теперь объясните пловцу, что он должен убрать обе руки и повисеть так в воде, считая про себя до пяти.

Кадр: Денис Тараканов / YouTube

4. Попросите ребёнка вытянуть руки перед собой в момент зависания и пробыть в таком положении 5–10 секунд на задержке дыхания. После пусть упрётся руками в дно, поднимет голову для вдоха ртом и повторит упражнение.

Кадр: Денис Тараканов / YouTube

5. Пусть малыш отойдёт от края бассейна на 50–70 см и, развернувшись к нему лицом, выполнит новую вариацию упражнения. После вдоха нужно мягко оттолкнуться от дна и скользить с вытянутыми вперёд руками, не поднимая лицо из воды.

Кадр: Денис Тараканов / YouTube

6. Подключите ноги: после толчка ребёнок должен мягко поболтать ногами, не вытаскивая стопы из воды.

Кадр: Денис Тараканов / YouTube

7. Теперь в работу включаются руки: пусть юный спортсмен гребёт ими по-собачьи или брассом. Главное двигать ими под водой на уровне лица, но не под животом.

Кадр: Денис Тараканов / YouTube

8. Попросите ребёнка повторить предыдущее упражнение, но при движении мягко поднять голову над водой на пару секунд. Вдыхать при этом не нужно, просто закрепите действие для понимания, что это несложно.

Кадр: Денис Тараканов / YouTube

9. И наконец пусть ребёнок оттолкнётся и поплывёт, двигая ногами и руками, а затем попытается приподнять голову над водой и сделать вдох ртом.

Подробности, как правильно выполнять каждое упражнение, можно посмотреть в видео:

Как научиться плавать детям: советы тренера

Очень сложно найти ребенка, который не любил бы воду. 9 месяцев маленький человечек плавает в околоплодных водах матери, они его кормят, согревают, убаюкивают, они – его естественная среда, но после рождения уже непросто справиться со знакомой стихией самому, нужна помощь взрослого человека. Тогда перед каждым родителем встают вопросы: как научить ребенка плавать и со скольких лет можно отдавать малыша в руки профессионального тренера?

Из этой статьи вы узнаете

С какого возраста начинать

Считается, что лучшее время для обучения плаванию – это или грудной возраст, так называемое грудничковое плавание, когда сохранены рефлексы при соприкосновении с водой, либо 5–7 лет, когда тело находится в подходящей физической форме. Дети в это время уже многое понимают, распознают причинно-следственные связи, но чувство самосохранения еще хромает. Поэтому небольшие происшествия, например попадание воды в рот или глаза, не пугают их настолько, чтобы прекратить занятия.

В возрасте семи лет можно обойтись без вспомогательных средств – нарукавников, жилетов, кругов, они только дают ложное чувство безопасности. Если вам не удалось обойтись без нарукавников, то нужно от них постепенно избавляться, резкая их отмена добавит стресса и неуверенности. Каждое занятие немного приспускайте используемое средство, чтобы ребенок ощущал свои силы, принимал свое положение и надеялся только на себя.

Подготовка

Детям свойственно испытывать страх при столкновении с чем-то неизвестным, страх воды не становится исключением. Для того чтобы знакомство с водной стихией в первый раз прошло без боязни и стрессов, родители должны быть рядом, показывать своим примером, что бояться нечего, процесс купания – дело очень веселое и приятное.

Любое неосмотрительно сказанное слово или неаккуратное действие способны отбить желание плавать на многие годы. Где учиться плавать, в бассейне или на речке, решать только вам, это зависит только от ваших возможностей и на результат не влияет. Для начала ознакомьтесь с основными правилами:

  • Ребенок должен быть в хорошем настроении и сыт, иначе капризов не избежать, и обучение может закончиться, не успев начаться.
  • Покорение открытых водоемов должно проходить постепенно – вначале предложите намочить ладошки и умыться, потом намочить ножки, зайти в воду по колено, если не наблюдается негативных эмоций, то можно приступать к урокам плавания.
  • Начинать обучение стоит с техники дыхания: быстрый вдох через нос сменяется долгим плавным выдохом через рот. Научились правильно дышать? Пора приступать к следующему этапу.

правила дыхания

Первые уроки

«Сердечки». Этот простой прием является аналогом движения рук во время плавания в стиле «брасс». Объяснение техники даже простыми словами не всегда понятно, поэтому просто попросите ребенка нарисовать ладошками на воде большое сердечко. Это ваше требование будет не только понято, но и с удовольствием исполнено.

«Уточка» — способ, направленный на координацию, для него можно использовать нарукавники или попросить помощи у папы. Ребенок держится за маму, ногами показывает движения утиных лапок в воде, как только это будет хорошо получаться, усложняйте упражнение. Наденьте нарукавники юному пловцу, если он отпустит руки, то сможет удержаться на поверхности.

Либо папа должен стоять рядышком и при необходимости подстраховать и поддержать учащегося.

Легко обучать плаванию можно при помощи метода «Лягушка». Руками ребенок изображает сердечко, а ногами показывает, как плывет лягушка. По сути, это соединение первой и второй комбинаций, только изменяется движение ног. При первых тренировках также не обойтись без помощи нарукавников или взрослого. Метод хорош тем, что включает в себя веселые элементы игры и подражания.

брасс

Важно! Обучение должно приносило радость, если на первых порах ребенка заставлять или дать ему испугаться при погружении в воду, то ни о каком удовольствии от плавания, а тем более результате говорить не придется вовсе.

Подготовиться к тому, что лицо можно частично, а потом уже и полностью погружать в воду, поможет игра «Бегемотик». Вдохните над водой, плотно зажмите губы. Медленно опускайте в воду сначала подбородок, потом рот и нос, до уровня глаз, предложите малышу представить себя бегемотиком, который в жаркий день с интересом оглядывает окрестности.

Спустя некоторое время выдохните воздух ртом под водой. Эту игру повторяйте несколько минут подряд каждый день, чтобы довести действия до автоматизма.

Как только справитесь с предыдущим заданием, приступайте к игре «Подводники»: глубоко вдохните, задержите дыхание, закройте нос, зажмурьте глаза и плавно опускайте лицо под воду.

На заметку! Пусть малыш попытается вспомнить какую-либо картинку или отрывок из фильма и попробует разглядеть все его детали в своем воображении.

Этот прием отвлечет его, и он дольше продержится без нового глотка кислорода.

подводник

Повторите упражнение десять раз. Чем больше вы будете тренироваться, тем дольше ребенок сможет задерживать дыхание.

«Поплавок» — упражнение, отлично подходящее для бассейна. Для большей наглядности позу поплавка стоит показать сначала на суше: вдохните, присядьте на корточки, обнимите колени руками, подбородок прижмите к груди, но не напрягайте шею.

Эту же комбинацию повторите в бассейне, вначале группируясь, а после в таком же положении плавно поднимаясь вверх.

дыхание под водой

Важно! Не забывайте о правилах безопасности: все игры и упражнения должны проходить или в детском бассейне, или в открытом водоеме, в самом неглубоком месте. Почва под ногами должна быть устойчивой, не скользить.

Учим плавать

Если ребенок уже умеет держаться на воде и задерживать дыхание, то пора приучать его плавать кролем. Для освоения этого способа нужно научиться управлять своим телом, синхронно двигать руками и ногами, при этом не забывая задерживать дыхание.

На заметку! Приобретите очки для подводного плавания, они не только защитят глаза, но и вызовут дополнительный интерес у вашего чада.

Одним из самых действенных упражнений считаются «Ножницы». Если вы будете заниматься в открытом водоеме, например море или озере, то придерживайтесь линии берега, если в бассейне — то используйте бортик.

Для лучшего понимания не только объясняйте, но и показывайте все движения. Примите упор лежа, руки полусогнуты в локтях, спина, ноги и стопы должны быть параллельны воде, правая и левая ноги делают махи, поочередно поднимаясь друг над другом.

Тренироваться стоит до тех пор, пока не окрепнут ноги, и ребенок сможет выполнять движения 2–3 минуты без перерыва.

упражнение ножницы

упражнение стрела

Следующее упражнение — «Стрела». Эффективность его выполнения зависит как раз-таки от сильных мышц ног. Это упражнение поможет отточить умение скользить под водой. Поднимите руки над головой, соединив ладони друг с другом, вдохните, оттолкнитесь от дна, продвигайтесь вперед как можно дальше, ноги при этом держите прямыми. Повторите 10 раз.

Тренироваться лучше или от глубины к берегу, или вдоль берега. Для усложнения задачи можно объединить «Стрелу» и «Ножницы».

Когда страха перед водой уже нет, продолжайте обучение методами: «От мамы к папе» и «Я сам». Суть первого заключается в том, что родители становятся на некотором расстоянии друг от друга, один из них сильным рывком отправляет ребенка к другому, это движение можно сравнить со стартом ракеты.

Читать статью  Кардиотренировка в бассейне: план тренировок и упражнения

плывет к папе

Изначально один родитель буквально передает малыша в руки другому, но с каждым разом расстояние увеличивается, и ребенок уже на несколько секунд зависает в воде, потом самостоятельно переплывает это расстояние, интенсивно работая руками и ногами. Этот метод хорош с психологической точки зрения, он наглядно показывает поддержку мамы и папы, учит доверять им, следовать советам.

Очень полезно будет научить малыша позе «Звездочка», она научит расслабляться и отдыхать прямо на плаву. Зайдите по пояс в воду, разведите руки в стороны и аккуратно, задерживая дыхание, прилягте на спину. Ноги также разведите в стороны, чтобы получилась настоящая звезда.

Если ребенку удается этот прием, то с уверенностью можно сказать, что знакомство с водой пройдено на пять с плюсом.

звезда

Зачастую, едва научившись держаться на плаву, многие дети хотят самостоятельно и подальше от родных оттачивать свои навыки. Грамотно подойдите к этому моменту. Позвольте своему самостоятельному крохе искупаться самому, но с одним условием, что в воду можно зайти не глубже, чем по плечи, и курс держать к берегу. Так вы даете свободу действий, но в то же время остаетесь уверенными в безопасности, ведь если ребенок устанет плыть, он всегда может встать на ноги и отдохнуть.

Дайте возможность ребенку плыть, придерживая его для отработки правильных движений.

придерживать

Также для освоения навыков пловца может подойти плавание с кругом на ногах.

плыть с кругом

Популярные стили

Брасс.

Кроль.

Баттерфляй.

Кроль на спине.

Частая проблема заключается в том, как научить ребенка правильно дышать во время плавания. Об этом великолепно рассказывает и показывает профессиональный тренер по плаванию Денис Тараканов в видео ниже.

Полезные советы

  • Ни в коем случае нельзя применять широко распространенную манеру «бросить в воду – сразу плавать научится». Тот, кто придумал это, точно заслуживает сам подобного наказания, ибо не каждый в такой стрессовой ситуации сможет собраться и выплыть. Естественно, что вы спасете свое чадо, но ваш авторитет будет подорван, как вам можно доверять в дальнейшем, если сейчас вы подвергаете его смертельной опасности.

Получив такой урок лишь однажды, можно обрести страх перед водой на всю жизнь.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_plavat.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Как научить детей плавать в 3-5 лет: упражнения и советы

Фото

В этой статье я постарался собрать наиболее важную информацию про обучение плаванию дошколят.

Внимание! Это статья – про обучение плаванию маленьких детей, то есть в возрасте от 3 до 5-6 лет. Если Вас интересует обучение более старших детей (6-10 лет) – то перейдите по этой ссылке, а если речь идет совсем о малышах – то сюда.

Чему реально научить в этом возрасте

Каждый ребенок индивидуален, но в целом тренеры считают следующим образом:

  • В 3 года чаще всего ребенок еще по своему развитию не готов учиться плаванию, но его можно начинать учить базовым навыкам, которые в дальнейшем пригодятся для плавания.
  • В 4 года – возможна аналогичная ситуация, но многих детей в этом возрасте уже можно научить плаванию. Однако о правильной технике речь пока не идет, то есть о правильном плавании спортивными стилями говорить пока что рано.
  • В 5 лет ребенка реально научить плавать, в том числе начинать учить правильной технике кроля (на груди и на спине) и брасса.

Считается, что в пять лет можно освоить спортивный стиль за 2 месяца, если тренироваться 3 раза в неделю по 30 минут.

Повторюсь, все вышесказанное очень условно и зависит от развития и способностей ребенка. Допускаю, что отдельные уникумы и в 3-4 года могут научиться правильно плавать кролем на груди или брассом, хотя я сам вживую такого не видел.

Главная мысль, которую я хотел здесь донести: не имейте напрасно завышенных ожиданий, не ждите от дошкольника, что он в таком возрасте сходу поплывет правильной техникой и вообще будет уверенно плавать.

Тем не менее, в этом возрасте (с 4-5 лет) вполне реально научить держаться на воде и плыть хотя бы небольшие дистанции, а также заложить фундамент для того, чтобы в 6-7 лет он уже перешел к уверенному и спортивному плаванию.

Самый важный принцип учебы

Вторая важная мысль, на которую также хотел бы обратить особое внимание: самое главное при обучении плаванию в этом возрасте – это радость, интерес, позитив у ребенка.

Дело в том, что уроки плаванием должны быть систематическими (одного-двух раз явно не хватит!), а ребенок в этом возрасте еще не является сформировавшейся сознательной личностью и не готов систематически делать то, что ему не интересно или не нравится.

Более того, правильное обучение плаванию (а неправильно учить не стоит!) предполагает не очень естественные для человека действия, такие как опускание лица и выдох в воду.

Ребенок может бояться и не понимать этого и, в конечном итоге, может решить, что ему это всё вообще “не надо”.

Потому, если Вы будете обучать его самостоятельно, то рекомендую учесть следующее:

Фото 2

  • Обучение должно происходить в игровой форме в легкой, непринужденной манере. В самом маленьком возрасте и на первых порах игры обязательны. Радость – главный принцип занятий
  • Не должно быть никакого принуждения и давления. Если ребенок не хочет заниматься, ваша задача – придумать, как его заинтересовать, вызвать у него желание заниматься, но ни в коем случае не заставлять.

Педагогика – тонкая и спорная наука, но я бы при этом не рекомендовал делать ребенку подарки за занятия. По крайней мере, точно не за каждое занятие и не за сам факт занятий.

Подумайте, как сделать радостным и интересным само нахождение в воде – чтобы ребенок хотел там быть, а не отбывал “номер” для того, чтобы получить после этого вознаграждение за мучения. Иначе вы можете его разбаловать и оказаться потом в очень плохой ситуации, когда без подарка он откажется заниматься. Да и результаты таких занятий будут хуже, чем результаты занятий, которые сами по себе приятны и желанны для ребенка.

Методика обучения для дошкольного возраста

С самого раннего детства очень важно заложить основы именно правильного плавания.

Правильное плавание на груди – это всегда плавание с опусканием головы в воду. Это кроль с опущенным в воду лицом (с вдохами на бок) либо брасс, когда голова поднимается для вдоха и затем опускается обратно для выдоха.

Фото 3

Классический кроль: берется вдох и затем лицо опускается в воду

Как было указано выше, сходу кроль или брасс малыш в этом возрасте не освоит, но базовые принципы нужно закладывать с самого начала.

Почему неправильно плавать с поднятой головой:

  • Это влечет неправильный баланс тела, препятствует плавучести и скольжению.
  • По вышеуказанной причине этому гораздо сложнее научить. Ребенок быстро научиться держаться на воде с опущенным в нее лицом, но будет тонуть, если все время будет с поднятой головой.
  • Это вредно для здоровья. Для детей это не так принципиально, но в целом поднятая голова – это излишняя нагрузка на шейный позвонок и передавливание кровеносных сосудов. А польза от плавания как раз в ином – в снятии осевой нагрузки с позвоночника, в вытягивании.

Соответственно, ребенка маленького возраста в первую очередь нужно учить следующему:

  • опускать в воду лицо,
  • делать выдох,
  • полностью вытягиваться (с опущенной головой),
  • вытянувшись, оттолкнуться и проскользить по воде,
  • вытянувшись, плыть за счет работы ног (на начальных этапах – с плавательной доской).

Еще раз напомню, что для 3-5 лет все должно идти в игровой и позитивной форме. Задания должны чередоваться, чтобы ребенку было интересно и весело.

Если какое-то задание не получается или не нравится – убирайте его либо попробуйте придумать, чем его можно заменить. Потому нижеизложенное можно взять для образца, но не стоит рассматривать это в качестве единственной возможной программы – смотрите по ситуации, экспериментируйте.

Первые шаги – привыкание к воде

Если мы говорим про совсем маленького ребенка, то самый первый шаг – это привыкание к воде. Пусть ваш сын или дочь сначала с познакомятся – посидят, постоят в ней, поиграют в игрушки.

В этой связи, очень важно проводить привыкание и первичное обучение там, где:

  • очень мелко (где ребенку по пояс);
  • прозрачная теплая вода, желательно 27-28 градусов;
  • вода не должна резать глаза.

Самый оптимальный вариант – мелкий бассейн с теплой водой.

Море нежелательно из-за волн, соленой и более холодной воды. Реки и озера нежелательны, так как требуется прозрачная среда.

Не всем маленьким детям нравится пребывание в воде, потому проявите терпение и первые разы дайте ему без всяких заданий, упражнений, плавательных очков и т.д. просто возможность вдоволь наиграться в теплой, мелкой, прозрачной воде, полюбить ее.

Для развития интереса у совсем маленьких отлично подходят игрушки для водных игр, лейки, мячи, игрушки из любимых мультиков.

Плавательные очки

Вам требуется приучить ребенка к плавательным очкам. У детей пяти лет это обычно проблем не вызывает, у более младшего возраста на этом этапе могут возникнуть капризы.

Попробуйте пройти этот этап в игровой форме. Восхищайтесь ребенком, когда он в очках. Объясните и покажите, что в них можно веселиться и брызгаться. Показывайте на личном примере.

Сами очки по возможности также лучше выбрать интересной формы или расцветки, но в первую очередь они не должны протекать – о том, как правильно их подобрать, я подробно писал здесь.

Можно, конечно, и вообще без очков обойтись – но тогда вам нужно выбрать такой бассейн, в котором, если находиться под водой с открытыми глазами, в глазах не будет неприятных ощущений (проверьте это сначала на себе).

Опускание лица в воду

  1. Самое-самое начало – просто омывать лицо водой или брызгаться.
  2. Приседания и прыжки в воде. Идея – в том, чтобы за счет приседаний или выпрыгиваний лицо погружалось в воду. Например, поставьте задачу присесть и посмотреть друг на друга, либо садиться и подпрыгивать. Более продвинутый вариант – показать друг другу язык или скорчить гримасу.

Выдох

Следующий базовый навык, которым должен владеть ребенок – умение выдыхать в воду, так как в правильном плавании, независимо от стиля, именно таким образом делается выдох.

Академический вариант обучения этому, который используют многие тренеры:

  • держась руками за бортик бассейна, опустить голову и пускать пузырики носом (можно и ртом, но важно научиться носом). Повторять это несколько минут, пока не надоест;
  • взять в руки плавательную доску и, держась за нее вытянутыми руками, плыть за счет ног, опуская лицо в воду для выдоха и поднимая для вдоха.

Иные варианты в игровой манере – делать те же самые подпрыгивания и приседания, добавляя выдох под водой.

Фото 6

Выдыхать можно и ртом, хотя лучше научиться делать это носом!

Скольжение

Задача – чтобы ребенок мог проскользить в бассейне, вытянувшись стрелочкой. Дышать на первых порах необязательно – можно это делать на задержке дыхания.

Пусть ребенок оттолкнется ногами ото дна или от стенки бассейна и проскользит, вытянув руки вперед перед собой (“стрелочка”). В конце упражнения вы его берете на руки, либо он сам встает на дно.

Это приучает к правильному положению тела к воде, учит держаться на ней.

Работа ногами

Следующий этап – подключаем ноги.

Академический вариант – на первых порах учить работать ногами в стиле кроль – то есть совершать попеременные махи вверх-вниз.

Вместе с этим, некоторым детям от природы ближе не махи, а “лягушачьи толчки”. Тогда не нужно заставлять их делать махи – пусть работают ногами в “лягушачьем стиле”.

Для проверки того, к какому стилю изначально предрасположен ребенок, попросите его попробовать проплыть любым способом и посмотрите, как он интуитивно начнет двигать ногами. Очень подробно и наглядно это показано в видео тренера Дениса Тараканова, у которого я и позаимствовал эту идею:

Если мы говорим о классическом варианте (махи-удары ногами, а не лягушачьи толчки), то далее имеет смысл показать ребенку их правильную технику.

Важно следить, чтобы ноги не сгибались сильно в колене. Маленькие дети интуитивно начинают бултыхать ногами, сгибая их в колене – а вместо этого должна идти работа от бедра – почти прямые ноги бедром двигаются вверх-вниз.

Рекомендуется, чтобы взрослый сначала показал движения на суше – садимся на край бассейна, вытягиваем ноги и двигаем ими вверх-вниз, затем просим то же самое повторить сидящего рядом ребенка.

Затем переходим в воду, где есть два варианта упражнений:

    Ребенок отталкивается стрелочкой и скользит к вам (как в предыдущем упражнении), подключая при этом ноги.

Сначала плывем с опущенной головой на задержке дыхания (или на выдохе).

Затем учимся поднимать и опускать голову. Мне здесь очень нравятся упражнения уже упомянутого выше Дениса Тараканова:

Подъем головы – “задумчивая рыбка” -> “любопытная рыбка”:

Подъем головы со вдохом – “Задумчивая рыбка” -> “Восхищенная рыбка”:

Ребенок берет в руки плавательную доску и плывет с ней:

  • руки вытянуты вперед с доской,
  • ноги делают махи,
  • голова опускается для выдоха и поднимается для вдоха (не давайте плавать с поднятой головой, иначе затем без доски ничего не получится).

Выглядит это вот так:

Фото 7

В целом, этот этап (приучение плавать с опущенной головой за счет ног) может занять длительное время – наберитесь терпения. Чем меньше малыш, тем больше занятий потребуется для того, чтобы научиться этим навыкам. Например, в 3 года можно полгода, а то и год прозаниматься таким плаванием – вашему сыну или дочери потребуется время, чтобы закрепиться на этой ступени.

Занимайтесь таким образом до тех пор, пока ребенок не сможет хотя бы какое-то расстояние проплыть без доски (руки стрелочкой) только за счет ног.

Подключение рук

Пройдя предыдущий этап, далее подключаем руки.

Академический вариант – учить гребки кролем с дыханием на сторону.

Однако в маленьком возрасте их очень тяжело освоить, более реалистично – делать движения руками из брасса:

  • гребок обеими руками к себе, в этот момент голова поднимается над водой для вдоха;
  • выброс рук вперед, в этот момент голова опускается.

Правильная техника работы руками в брассе описана в этой статье, но нужно понимать, что для ребенка 3-5 лет и она покажется сложной.

По факту, очень часто дети вместо брассовых движений переходят на плавание по-собачьи.

По вопросу, что с этим делать, у тренеров есть разные точки зрения:

  • одни специалисты полагают, что нужно добиваться именно правильной техники гребков брассом, иначе ее сложно будет привить потом;
  • другие считают, что на самом первом этапе ребенку допустимо научиться грести хотя бы как-нибудь, даже если и по-собачьи. Тем самым он научится хотя бы как-то плавать, а далее уже можно будет ставить правильную технику.

С моей точки зрения, здесь многое зависит от возраста, развития и способностей ребенка. Не вижу ничего критичного во втором варианте – сначала научиться хотя бы как-то плыть, далее ставить технику.

Для обучения гребкам в стиле “брасс” (даже если по факту это будет “по-собачьи”) нужно показать движения ребенку сначала на суше (попросив повторить), затем – тренировать их в воде.

Если же вы решили или хотите попробовать тренировать руки в стиле “кроль”, то на первых порах это делается за счет плавания с доской:

  • как и ранее, плывем ногами,
  • вытянутые руки держат доску
  • одна из рук делает гребок и возвращается обратно на доску.

Что еще можно делать?

В дополнение к изложенному, можно делать классические упражнения “звездочка” (лечь на воду с расставленными руками и ногами) и “поплавок” (обхватить колени руками и зависнуть в воде на задержке дыхания).

Они сами по себе не учат плаванию, но позволяют почувствовать плавучесть тела. За их счет можно также разнообразить уроки.

Как они делаются, показано в этом видео:

Итог упражнений

После освоения этих упражнений вы достигнете цель – ребенок научится плавать.

Скорее всего это будет стиль, который некоторые тренеры называют “прикладной брасс”: руки делают движения из брасса (либо по-собачьи), а ноги работают махами в стиле “кроль”.

Тем не менее, как было указано выше, допустимы и иные варианты (ноги двигаются “по-лягушачьи” либо руки работают, как в кроле).

О нарукавниках и жилетах

Нарукавники и плавательные жилеты – это страховка для того, чтобы более спокойно купаться в отпуске, однако они не имеют никакого отношения к обучению плаванию и, более того, вредят ему.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок именно учился плавать – ни в коем случае не используйте никаких нарукавников и аналогичных средств, поскольку они нарушают баланс тела и не позволяют научиться самому главному – держаться на воде.

При этом у меня у самого сын в три года купался во время нашего отпуска в нарукавниках, так было проще и спокойнее, иначе не получилось бы отдыха. Но это не имело никакого отношения к плаванию, да и задачи такой на тот момент не стояло. На следующий год я отдал сына тренеру в бассейн, там уже пошла учеба – разумеется, без нарукавников.

Если наглотался воды во время плавания

В самом начале обучения плаванию, опуская лицо, ребенок может по неопытности наглотаться воды, начать захлебываться, испугаться и заплакать от этого.

Ваша задача в этот момент – отреагировать нейтрально или нейтрально-позитивно, перевести ситуацию в позитив.

Дело в том, что многие родители либо начинают ругать своё чадо, либо как минимум реагируют негативно либо испуганно. Ребенок, который уже сам получил неприятные ощущения от воды в носу и испугался, увидев ругань или испуг у родителя, сделает следующий вывод: “такого никогда не должно повториться” и его желание находиться в воде и учиться сильно понизится либо вовсе исчезнет.

Потому главное здесь – не послать в адрес ребенка еще большего негатива. Отнестись безразлично или даже позитивно (насколько это возможно и уместно).

Нужно спокойно сказать ему, чтобы он сделал сильный выдох носом и тогда вся вода уйдет.

К вопросу о необходимости тренера

Как вы уже убедились, обучение маленького человека плаванию – это не такой уж и простой процесс. Нужно обучить не самым простым вещам: класть лицо и выдыхать в воду, скользить, плыть за счет ног, и затем плыть как ногами, так и руками.

Потому, если есть возможность, лучше отдать ребенка на обучение тренеру – профессионалу, который сможет всё правильно и объяснить, и показать.

Однако, нюанс этой возрастной группы состоит в особенностях психологии: ребенок 3-5 лет готов играть, но чаще всего не готов возвести это в систему – не готов к монотонной работе по выполнению упражнений.

В этой связи, идеальный вариант – найти тренера, который имеет опыт работы с детьми такого возраста, понимает особенности психологии, знает нужные подходы и игры.

Кроме того, убедитесь в том, что тренер не использует нарукавники, круги и плавательные жилеты!

Надеюсь, эта статья оказалась полезной для вас. Поскольку тема сложная – буду признателен, если Вы поделитесь своим опытом в комментариях либо напишете, какие у Вас есть вопросы.

Источник https://lifehacker.ru/kak-nauchit-rebenka-plavat/

Источник https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_plavat.html

Источник https://iplav.com/kak-nauchitsya/rebenok/plavat-v-3-5-let.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Выбор марки бензина — 92, 95 или 98
Next post 10 обязательных инструментов для работы в саду