Методические рекомендации по обучению плаванию в детском саду

 

Содержание

Методические рекомендации по обучению плаванию в детском саду

Вода – колыбель человечества! Еще в утробе матери маленький человечек живет в окружении этой благодатной жидкости. Рождаясь, еще какое-то время он сохраняет свое умение плавать.

Новорожденный ребенок с большим удовольствием предается водным процедурам. Проходит незначительное время и ребенок теряет эти навыки и учить его плавать приходится заново. Умение держаться на воде – оно очень полезно и пригодится в жизни любого. Единожды научившись плавать, это приобретение останется с вами на всю жизнь.

Полезно ли плавание для детей? Ответ на этот вопрос может быть только один. Да! Особенно полезны такие занятия для деток дошкольного и школьного возраста. Планомерные упражнения для детей в бассейне плодотворны для детского организма :

Дыхательная система. Давление, которое создает вода на грудную клетку принуждает малыша выполнять глубокий вдохов, выдохов. Идет прекрасная вентиляция легких и укрепление дыхательных путей. Это же является и неплохим превентивным методом профилактики заболевания дыхательных путей, а, ныряя, малыш естественно промывает носоглотку – отличное «лекарство» при респираторной болезни.

Сердечно-сосудистая система. Любая физическая нагрузка – это, соответственно, и нагрузка на сердце. Получая нагрузку, сердечная мышца становится более упругой, укрепляется. Плавая, ребенок ощущает на себе давление воды, что приводит к естественному массажу всего кожного покрова, благодаря этому тонизируется работа свей кровеносной системы, кровь (особенно при нырянии) насыщается кислородом, разнося его ко всем внутренним органам, улучшая и активизируя их работу.

Опорно-двигательная система. Упражнения для детей в бассейне предполагают постоянную двигательную активность ребенка. Он все время двигает руками и ногами, задействован при движении весь организм. Преодолевая сопротивление воды, маленький человечек дает нагрузку на суставы, мускулатуру скелета. Плаванье и упражнения для детей в бассейне являются прекрасной профилактикой сколиоза, сохраняя ребенку нормальную осанку. Плаванье с ластами – прекрасное средство избежать плоскостопия. Исследования показали, что малыши, приученные к плаванью с рождения, гораздо раньше своих сверстников начинают самостоятельно держать головку, ползать, сидеть и ходить.

Система выделения. Естественный водный массаж позволяет насыщать кожу карапуза микроэлементами, помогает предотвратить запоров.

Методические рекомендации

Обучение плаванию рекомендуется начинать с подготовительных упражнений на суше. Это позволяет детям быстрее и правильнее осваивать движения в воде. Хрупкость и не сформированность детского организма требуют тщательного учета способностей, склонностей, а главное — возможностей каждого ребенка.

Только при строгом учете половой принадлежности, возраста, уровня физического развития, состояния здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно найти наиболее эффективные приемы обучения плаванию.

Методика обучения плаванию дошкольников опирается на основные дидактические требования педагогики и имеет воспитывающий и развивающий характер.

Основные принципы при обучении детей плаванию

Систематичность. Занятия должны проводиться в определенной системе. Следует помнить: регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.

Доступность. Объяснения инструктора, показ упражнений, их выполнение, физическая нагрузка должны быть доступны детям. При проведении занятий следует руководствоваться принципом «от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от главного к второстепенному».

Активность. Основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, на каждом занятии необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения плаванию.

Наглядность. Чтобы обучение проходило успешно, объяснение следует сопровождать показом: дети лучше воспринимают наглядное изображение действия, движения или упражнения, нежели их словесное описание.

Последовательность и постепенность. При обучении детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным. Не следует форсировать освоение большого количества движений. К разучиванию новых движений целесообразно приступать только после того, как дети правильно и уверенно будут выполнять предыдущие. На каждом занятии надо разучивать небольшое количество упражнений и начинать с повторения движений предшествующего занятия.

Характеристика способов плавания

Кроль на спине наиболее доступный для детей стиль плавания, при котором лицо расположено над водой, процесс вдоха-выдоха не затруднен; ребенок видит инструктора и воспринимает зрительно всю информацию, легче усваивает сочетание работы ног, рук и дыхания.

Кроль на груди является самым быстрым способом плавания на начальном этапе работы с детьми младших и средних групп. Рекомендуется использовать его разновидности: плавание «собачкой» и «вольный стиль».

Баттерфляй и брасс усваиваются более эффективно после освоения двух первых способов плавания и являются дополнением к программе обучения плаванию.

Задачи обучения плаванию по возрастным группам

1. Формировать гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться; мыться под душем, пользуясь мылом и губкой; насухо вытираться при помощи взрослого; одеваться в определенной последовательности.

2. Развивать двигательные умения и навыки: самостоятельно передвигаться в воде, выполняя различные задания и помогая себе гребковыми движениями рук; подскакивать в воде, отрывая ноги от дна бассейна; ходить по дну бассейна с доской, выполняя гребковые движения руками; задерживать дыхание; погружаться в воду; выполнять вдох-выдох в воду; вдох и выдох в воду в движении; скользить на груди и на спине с доской в руках.

3. Учить правилам поведения на воде:

спускаться в воду друг за другом самостоятельно и с поддержкой инструктора; не толкаться и не торопить впереди идущего; не выходить за пределы установленного места занятия; выполнять все указания инструктора.

4. Развивать физические качества: силу, выносливость, быстроту.

1. Формировать гигиенические навыки:

раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать и вешать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать части тела; сушить волосы; пользоваться средствами личной гигиены (расческа).

2. Развивать двигательные умения и навыки: самостоятельно передвигаться в воде, выполняя различные задания; ходить по дну бассейна, выполняя гребковые движения руками вперед, назад, в полуприседе, в наклоне вперед, спиной вперед; выпрыгивать из воды (кто выше); прыгать, отрывая ноги от дна бассейна, с продвижением вперед; выпрыгивать с по

следующим погружением в воду, последующим падением вперед в воду; прыгать с бортика в воду, отталкиваясь обеими ногами; погружаться в воду самостоятельно и поочередно в паре с товарищем, доставать со дна предметы руками; задерживать дыхание (длительно); делать энергичный выдох, опуская лицо и полностью погружая голову в воду; выполнять скольжение на груди и спине с поддержкой и без нее, с работой ног, в движении.

3. Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость.

1. Формировать гигиенические навыки:

самостоятельно мыться под душем с мылом и мочалкой; тщательно вытирать все тело.

2. Развивать двигательные умения и навыки: выполнять вдох и выдох в воду быст ро; задерживать дыхание (длительно); работать ногами (кроль) у бортика; скользить на груди и спине с доской в руках; выполнять движения руками, лежа на груди и спине; работать ногами в стиле «кроль» на груди с доской в руках и выполнять вдох и выдох в воду; работать ногами в стиле «кроль» на спине с доской в руках (за головой, прижа той к груди, прижатой к бедрам) и без доски со вспомогательной работой рук.

3. Продолжать развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость.

Подготовительная к школе группа

1. Формировать гигиенические навыки.

2. Развивать двигательные умения и навыки: работа ног кролем на боку и на груди

с доской в руке и выполнением вдоха и выдоха в воду; выполнение поочередных гребковых движений рук при плавании кролем на спине; работа ног кролем на боку с доской в руках и выполнением вдоха и выдоха в воду; плавание кролем на груди с выполнением вдоха- выдоха в сторону и поочередным движением рук; плавание кролем на спине с выполнением вдоха-выдоха и цикла движений руками; плавание кролем на груди с полной координацией движений; плавание кролем на спине с полной координацией движении; плавание способами «дельфин» и «брасс».

3. Продолжать развивать физические качества.

Общая схема обучения плаванию

• Демонстрация изучаемого способа плавания и его элементов (плакаты, картинки, фото- и видеопоказ).

• Объяснение техники данного способа и его элементов.

Практическое знакомство с формой движений (на суше).

• Овладение элементами движений и их сочетанием (в зале и в бассейне).

• Овладение способом в целом.

• Теоретическое обоснование техники данного способа плавания.

• Освоение техники способа плавания и его элементов.

• Игры, эстафеты, соревнования в воде.

Подвижные игры на воде

Игры на воде используются для развития физических качеств и двигательных навыков, разучивания или совершенствования элементов техники плавания, переключения с одного вида физических нагрузок на другой, эмоционального отдыха и т. д. Организуя игры, следует учитывать возраст и подготовку детей, необходимость активного участия в игре всех обучающихся. Важно также, чтобы игры были доступными, понятными и интересными. Подвижные игры на воде по преимущественной направленности можно разделить на игры для ознакомления с водой, игры для развития двигательных навыков, игры для изучения и совершенствования отдельных элементов плавания.

1. Игры для ознакомления с водой

«Волны на море». Дети, стоя у бортика на расстоянии вытянутых рук, отводят руки, лежащие на поверхности воды, вправо (влево, ладонями по направлению движения рук. Выполняют повороты туловища и одновременно гребки руками то в одну, то в другую сторону. Побеждает тот, у кого волны получаются самыми большими.

«Капитаны». Дети плавательными досками в руках) изображают капитанов кораблей. Выбирают маршрут движения, озвучивают свое продвижение вперед, потом опускают лицо в воду, губами изображая «мотор».

«Хоровод». Дети, взявшись за руки, образуют круг. Медленно двигаясь по кругу, хором считают до десяти. При счете «десять» все погружаются под воду. Побеждает тот, кто дольше пробудет под ней.

«Караси и карпы». Играющие делятся на две команды и располагаются посередине бассейна спиной друг к другу на расстоянии 1 м. При выкрикивании названия одной команды игроки другой убегают в «домики» -к противоположным стенкам бассейна. Побеждает та команда, которая запятнает большее количество игроков другой команды.

Читать статью  Круглогодичное планирование тренировки пловца

«Морской бой». Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу. По команде начинают брызгаться водой. Проигрывают игроки той команды, в которой большее количество играющих повернется к брызгам спиной.

«Спрячься в воду». Водящий с мячом пытается запятнать кого-либо из детей -они, спасаясь от мяча, прячутся под воду.

«Поезд в тоннеле». Игроки выстраиваются в две колонны и образуют два «поезда» (каждый кладет руки на пояс стоящего впереди). Две пары становятся лицом друг к другу и, взявшись за руки и опустив их в воду, образуют два «тоннеля». Чтобы «поезд» прошел через «тоннель», дети, изображающие поезд, поочередно подныривают. Когда «поезд» пройдет «тоннель», дети меняются ролями. Выигрывает «поезд», который быстрее пройдет через свой «тоннель».

2. Игры для развития двигательных навыков

«Кто быстрее?». По сигналу инструктора дети бегут по дну бассейна, помогая себе руками, до финишной черты.

«Буря в море». Участники игры встают вдоль бортика в колонну по одному. По команде «Буря!» разбегаются в разные стороны (убегая от волн, а по команде «Штиль!» возвращаются на исходную позицию.

«Насос». Играющие берутся за руки, встают друг против друга, по сигналу начинают поочередно приседать, погружаясь с головой в воду и делая там выдох.

«Утка-нырок». Наклонившись вперед и упираясь руками о дно бассейна, ребенок пытается показать пятки на поверхности воды.

«Качели». Дети встают парами спиной к спине, захватывают друг друга согнутыми в локте руками. Сделав глубокий вдох, поочередно наклоняются вперед, стараясь коснуться лицом поверхности воды.

«Кувырок». Участники игры выстраиваются в две колонны (глубина воды по пояс). Каждая получает надувной мяч. По сигналу первый в колонне делает шаг вперед, выполняет кувырок через мяч, встает и передает мяч следующему участнику.

«Подводная эстафета». Дети выстраиваются в две колонны, первый в колонне передает мяч под водой второму игроку и т. д. Выигрывает команда, которая быстрее передаст мяч последнему игроку.

«Фонтан». Играющие выстраиваются в шеренгу (глубина бассейна по колено). Принимают положение — упор лежа на груди. По команде выполняют движения ногами вверх-вниз, регулируя темп и амплитуду движений.

3. Игры для изучения и совершенствования отдельных элементов плавания

«Плавучие стрелы». Участники выстраиваются в одну шеренгу и по команде выполняют скольжение на груди (на спине, сначала без работы ногами, затем с работой ног кролем. Выигрывает тот, кто дальше проскользит.

«Буксир». Дети встают парами: один принимает положение лежа на груди, а другой, взяв

товарища за кисти рук, буксирует его. Выигрывает пара, пришедшая к финишу первой.

«Водолазы». Дети делятся на две команды и собирают предметы со дна бассейна, погружаясь в воду с открытыми глазами. Побеждает команда, собравшая больше предметов.

«Кто быстрее?». Держа в руках игрушку или плавательную доску, ребенок плывет до противоположной стенки бассейна.

«Дельфины». Играющие становятся в одну шеренгу, рассчитываются на пер-вый-второй. По команде первые номера, сделав глубокий вдох, поднимают руки вверх, отталкиваются от дна бассейна обеими ногами вверх-вперед, выполняют скольжение на груди. Побеждает тот, кто дальше проскользит.

«Байдарка». Две команды стоят друг против друга. Капитаны садятся в надувные круги и, выполняя гребковые движения руками, переправляются к команде, стоящей напротив. Кто быстрее?

Упражнения в бассейне, направленные на обучение технике плавания

Упражнения в ходьбе

1. Обычным шагом.

2. Приставным шагом.

3. Широким шагом с гребковыми движениями рук.

4. С высоким подниманием коленей (носок вытянут).

5. С выпрямлением ноги вперед (носок вытянут).

6. В наклоне вперед с подниманием и опусканием головы на вдох.

7. В полуприседе с работой кистями рук

8. С выполнением гребковых движений вперед-назад.

9. С выполнением руками упражнения «Мотор».

10. С выполнением круговых вращений перед собой (брасс).

11. С выполнением поочередных круговых движений рук назад (кроль,

12. Со сменой положения рук (левая вытянута вперед, правая назад).

13. Со сменой положения рук (спиной вперед, руки вдоль туловища).

14. В полуприседе с выполнением упражнений на дыхание.

Упражнения в беге

1. С высоким подниманием коленей.

2. С захлестыванием голени.

3. С растяжкой шага.

4. С гребковыми движениями рук.

Упражнения для постановки дыхания

1. Вдох и задержка дыхания (стоя в воде по грудь).

2. Вдох-выдох в воду на месте.

3. Вдох-выдох в воду, стоя на коленях.

4. Задержка дыхания с погружением.

5. Выпрыгивания с выполнением вдоха-выдоха с погружением в воду.

6. Ходьба с доской в руках с выполнением вдоха-выдоха в воду.

Скольжение на спине

1. Звездочка на спине с поддержкой.

2. Звездочка на спине с досками в руках.

3. Скольжение на спине с доской за головой.

4. Скольжение на спине с доской, прижатой к груди.

5. С работой ног и поддерживающей работой рук.

1. Выполнить вдох, опустить лицо в воду.

2. Выполнить вдох, присесть под воду, держась руками за поручень.

3. Погрузиться под воду (на длительное время).

4. Достать руками стопы.

5. Достать игрушку.

6. Подныривать в обруч.

Упражнения с плавательными средствами, способствующие улучшению работы ног (плавание кролем)

1. Ходьба с плавательной доской в руках с захлестыванием голени.

2. Бег с плавательной доской в руках с наклоном вперед.

3. Скольжение с плавательной доской в руках и работой ног кролем.

4. Работа ног кролем (на груди) у бортика,

5. Работа ног кролем (лежа на плавательной доске).

6. Работа ног кролем с малым мячом между ними.

7. Работа прямыми (напряженными) ногами кролем (на груди).

Упражнения для правильной постановки работы рук (плавание кролем)

1. Круговые вращения рук вперед, стоя у бортика.

2. Круговые вращения левой, правой рукой, стоя у бортика.

3. В движении круговые вращения руками вперед.

4. Круговые вращения руками в скольжении (из и. п. руки вперед кролем).

5. Попеременные гребковые движения рук кролем на груди.

6. Попеременные гребковые движения руками кролем со сменой положения на четыре счета (левая рука вытянута вперед, правая отведена назад).

7. Сочетание работы руками с работой ног (кролем на груди).

Методические рекомендации по обучению плаванию в детском саду

Рекомендации для родителей «Филокартия в детском саду»

Рекомендации для родителей «Филокартия в детском саду» В начале весны во всех дошкольных учреждениях проходят мероприятия связанные международным женским днем. Тематическое планирование недели.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития — как умственного, так и физического. Между.

Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать»

Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать» У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» — учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Методика обучения плаванию: базовые принципы и советы

Фото

При обучении плаванию очень важен комплексный и плановый подход – тренер должен понимать, кого, для чего и каким образом он учит.

В этой статье приведены базовые принципы и методология обучения плаванию.

Основные принципы

Что учитывать?

Фото 2

Выбор конкретной методики и программы обучения индивидуален и зависит от следующих факторов:

  • условия, окружающие учащихся;
  • цель получения этого навыка (просто научиться плавать или достижение определенных высот в процессе);
  • индивидуальные особенности каждого конкретного человека;
  • возраст обучающихся.

Это не полный список моментов, которые должны учитываться при выборе подхода и организационных моментов.

Возраст

Начинать обучение можно практически в любом возрасте – как в самом раннем, так и в зрелом. Однако необходимо учитывать, что дети до 5 лет – наиболее сложный для обучения возраст, поскольку многие из них еще не готовы осознанно выполнять все задания тренера.

Период с 6 и до 10 лет считается оптимальным – человек в этом возрасте очень быстро приобретает новые качества и умения. Кроме того, еще не сформирована неправильная двигательная память.

Если взрослый человек до этого всю жизнь плавал неправильно – переучить его реально, но это будет сложнее, чем учить с нуля.

Методы и средства обучения

Методы, рекомендуемые и применяемые при обучении плаванию, обоснованы теорией и многократно проверены на практике.

Методы делятся на три вида:

  • вербальные (объяснения, пояснения, разбор и анализ, указания, команды, распоряжения);
  • наглядные (показ упражнений и движений, изучение учебных пособий, наглядного материала в виде фотографий и видеороликов, просмотр кинофильмов, жестикуляция и демонстрация тренером необходимых тонкостей);
  • практические (практические упражнения, соревнования, игры в самых различных сочетаниях, с акцентом как на общую координацию, так и на отдельные элементы алгоритма).

К средствам, которые применяются для учебы, относятся:

  • физические упражнения;
  • тренажеры и приспособления (плавательные доски, круги);
  • источники визуальной информации (плакаты, видео, фото, кинофильмы);
  • условия (природные или искусственные)

Виды упражнений

При обучении плаванию выделяют следующие виды упражнений:

  • общеразвивающие (отрабатываются на суше);
  • подготовительные (на берегу и в воде);
  • специальные (предназначены для выполнения в воде).

Для повышения уровня телесного развития общеразвивающие упражнения необходимы. Попутно, вместе с подготовкой организма к освоению плавания, оптимизируется состояние позвоночника, грудной клетки, развиваются мышечные группы, улучшается осанка. Ходьба, бег, прыжки, элементы гимнастики помогают организму скорее адаптироваться к нагрузкам в водной среде.

Подготовительные упражнения несколько более специализированы – постепенно акцентируется внимание на качествах и способностях тела, которые нужны для плавания.

Фото 5

Имитация движений на суше

Однако упражнениями по имитации движений на берегу не следует слишком увлекаться – переходить в воду нужно не затягивая – для привыкания к водной среде.

С чего начать освоение

Существует общая схема, которая применима для любого возраста обучающихся.

Читать статью  Эффективное плавание. Методика тренировки пловцов и триатлетов

Она включает в себя следующие начальные шаги:

  • дыхание,
  • работа ног, достижение слаженности их работы и дыхания,
  • работа рук,
  • приучение организма к скоординированной работе ног и рук и дыхания.

Весь процесс – это постепенное прохождение вышеперечисленных пунктов. Важно изучить каждый из них и переходить к следующему только после полного освоения предыдущего.

Не стоит торопиться, следуя представленной схеме, кроме этого важно подходить к изучению комплексно – ведь освоение работы ног, например, не означает, что о правильном дыхании можно на время позабыть, или позволить рукам полностью бездействовать.

Торопливое пробегание всех пунктов схемы может привести к формированию изначально неправильного стереотипа.

Пример: если начать сразу учить ноги, но при этом плавать с высоко поднятой головой – человек может очень быстро начать передвигаться в воде таким образом, однако основной элемент – дыхание – останется неосвоенным.

Далее по цепочке неверно будут работать при плавании ноги – ведь они в первую очередь координируются с дыханием и если эта связь не отработана должным образом, скорее всего, при плавании ноги будут почти бездействовать, либо их движение будет малоэффективным. Кроме того, по правилам равновесия при поднятой голове ноги будут далеко от поверхности воды и будут работать менее эффективно.

Если человек не научился комфортно дышать при плавании, выдыхать в воду, не привык спокойно держать лицо в воде, он будет инстинктивно уворачиваться от брызг, что увеличит не только физическую, но и психологическую нагрузку при плавании, особенно при длительных заплывах.

Физическая нагрузка при плавании является большой – при плавании работают практически все мышцы человека, поэтому потребность в кислороде будет только возрастать, и отсутствие выработанной привычки ритмично вдыхать и выдыхать может превратить заплыв в самоистязание.

Поэтому с самого начала следует осваивать все без спешки и не стремиться поплыть как можно быстрее.

Правильно поставленное ритмичное дыхание в конечном итоге сделает человека пловцом, способным чувствовать себя «как рыба в воде», даже если поначалу он будет двигаться не слишком скоординированно.

Этапы

Фото 7

Подачу элементов учащимся можно разделить на четыре этапа, при этом они применимы как к процессу в целом, так и к освоению отдельных движений.

Первый этап – общее представление

Требуется дать ученику общее представление о плавании – это осуществляется с помощью наглядных материалов (рисунков, видеороликов, фотографий).

Второй этап – разучивание элементов и их соединение

Как было указано выше, сначала рекомендуется освоить дыхание, затем – работу ног и согласовать ее с дыханием, затем – руки и в конце полная координация всех частей тела.

Третий этап – закрепление материала, исправление ошибок

Работа теперь имеет цель – достичь слаженного общего действия тела в реальных условиях с нагрузкой.

При этом должна проводиться постоянная работа над неверно воспроизводимыми движениями – это необходимо, чтобы не закрепились неверные навыки.

Задачи этого этапа:

  • обеспечить понимание обучающимся основных закономерностей процесса плавания в целом и конкретного способа;
  • оттачивание общей динамики с учетом индивидуальных особенностей обучаемого;
  • устранение ошибок, отработка стиля в целом;
  • правильная работа на этом этапе сделает возможными интуитивные вариации движения.

Важным моментом является плавание с полной координацией, также важно делать перерывы и не работать до изнеможения. Утомление может стать причиной повторения ошибок и перехода их в стереотипы.

Четвертый этап – углубление в изученное, совершенствование

Цель этого этапа – движение к совершенству, насколько это возможно.

  • закрепление техники, отработка ее до автоматизма;
  • расширение восприятия усвоенной техники для вариативного ее осуществления: при различных условиях, при различной нагрузке, включая максимально возможную;
  • развитие до отработки собственной индивидуальной техники – в соответствии с собственным физическим развитием, расширение горизонтов физического совершенствования;
  • Закрепление сформированного стереотипа движения, увеличение диапазона вариаций, зависящих от внешних условий.

Большое значение имеют скоростные упражнения, короткие и интенсивные. Проводятся такие тренировки по отдельным элементам и по движению в целом.

Применяемые высокие нагрузки служат отличным средством для совершенствования техники уже на инстинктивным уровне.

Кроль на груди

Фото 8

Про обучение кролю у нас есть отдельная статья – рекомендуем в первую очередь ознакомиться с ней, а также со статьей про упражнения для кроля, здесь же приведем базовые принципы освоения этого стиля.

В первую очередь, стоит отметить, что этот стиль осваивается быстро. С учетом моментов, перечисленных выше, а также уровня физического развития обучаемого длительность учебного процесса варьируется.

Овладение техникой происходит комплексно, параллельно с общеразвивающим и подготовительным тренингом.

На суше

Фото 6

  • имитация бега на месте, ноги не отрываются от пола, маленький диапазон движений;
  • усевшись – интенсивные махи ногами, имитация плавания; Имитация махов ногами
  • на животе, руки вперед, спина прогибается так, чтобы видеть руки – в такой позе имитировать стиль кроль.

В воде

Соединение дыхательной техники с двигательной:

Фото 9

  • энергичные движения ногами, нужно за что-то держаться (бортик бассейна, руки тренера, можно опереться о дно);
  • повторить, но уже без опоры, скользить по воде; Упражнение на скольжение в воде
  • отработка алгоритма дыхания при скольжении, при этом обе руки у бедер, либо – одна у бедра, другая – направлена вперед; выдыхать в воду, голову при вдохах не поднимать, а поворачивать;
  • использовать доску; при этом дыхание нужно осуществлять ритмично, с отсчетом махов;
  • с доской – плавать, держа ее то в правой, то в левой руке.

Точно так же, по принятой схеме следует заниматься остальными элементами стиля и движениями:

  • крутить руками («мельница», работа с эспандером) на берегу, затем в воде;
  • общая динамика тела;
  • тренинг для оттачивания техники исполнения кроля (отработка по отдельности работы верхних и нижних конечностей, плавание на 2, 6, 8 ударов, руки поочередно прижимаются к бедру; плавание с полной нагрузкой на короткие – до 12 метров – расстояния).

Все комплексы варьируются в соответствии конкретными показателями организма обучаемого, с акцентом на ошибках и слабых сторонах.

Рекомендуем также посмотреть данное видео про обучение кролю:

Брасс

Аналогично, в первую очередь рекомендуем изучить наши отдельные статьи про технику брасса и про обучение этому стилю, ниже приведем основные моменты.

Главная сложность при обучении стилю брасс – освоение алгоритма работы ногами.

Фото 9а

Алгоритм движений ногами в брассе

Это достаточно сложно, следует контролировать сложную последовательность движений (поворот стоп, сгибание и разгибание), общую слаженность и симметричность работы ног.

На суше

  • приседания и подъемы с опорой о стену, носки при этом максимально развернуты, пятки не отрываются от пола, колени максимально разводятся;
  • такие же полуприседания, но из них нужно как бы выпрыгивать;
  • удобно сесть, опора на руки (сзади); имитировать ногами движение в заданном стиле: подтянуть ноги, раскрывая колени, (пятки «прилипли» по полу); затем – разворот стоп и выпрямление ног;
  • ноги должны двигаться сначала под контролем тренера (он помогает подтянуть их и затем соединить), затем, лежа грудью на скамейке, повторять самостоятельно, затем можно отработать на тренажере с амортизацией.

В воде

  • приседания;
  • стоя на одной ноге, плавно и правильно делать гребок второй, можно придерживать ногу рукой;
  • прыжки в позиции пятки вместе, носки врозь («пингвины»);
  • отработка движения ног с поддержкой тренера, затем скользить самостоятельно на спине и груди;
  • плавание с доской.

Тренировка рук

Важно поставить правильную технику гребка:

Фото 10

Гребок в брассе

Тело наклонено, гребки руками:

  • развести на ширину плеч или чуть шире, сводить их с разворотом ладоней под подбородок;
  • выпрямить руки в исходную позицию, перед повтором сделать небольшую паузу;
  • для усиления эффекта повторять с эспандером;
  • добавить дыхание с отсчетом: вдох на совершении «гребка» руками, выдох на выпрямлении рук.

Повторить все на тренажере с амортизатором.

На глубине по пояс подбородком коснуться воды – руки движутся в заданном стиле, при этом можно оставаться на месте или идти по дну.

Скольжение с движением рук, повторять по 2-3 цикла, в сочетании с ритмичным дыханием.

Координация отработанных элементов на суше

Повторение выученного и попутно развитие равновесия – изображать брасс, стоя на одной ноге.

Совершенствование

  • Наклониться так, чтобы подбородок был в воде. Подпрыгнуть, заскользить, одновременно выполняя гребок руками. Закончив его, снова встать на дно, после чего повторить.
  • Плавать брассом, согласовывая движения рук и ног раздельно.
  • Сочетать с отработкой дыхания, вдох идет на два цикла, затем чаще.

Кроль на спине

Фото 11

Разновидность кроля на груди – предварительная работа состоит из тех же элементов и упражнений.

Если первый стиль уже отработан, кроль на спине не составит проблемы.

Плавание с доской осуществляется с вытянутыми руками, край доски при этом у затылка.

По достижении определенного уровня в плавании на короткие дистанции обязательно заняться нивелированием ошибок, постепенно доводя правильный стереотип стиля до автоматизма.

Особенности обучения детей дошкольного возраста

В целом, при обучении дошкольников применяются те же методы, что и для детей старшего возраста, но, вместе с этим, есть и особенности:

Особое значение имеют наглядные материалы. У детей высока способность к подражанию, поэтому подробный показ движения помогает быстрому пониманию и освоению.

Упражнения, повторяемые многократно, особенно акцентирующие разучивание по частям, начиная с простейших движений, особенно важны – это практическая часть.

Достижения и успехи в освоении простых элементах придают уверенность в своих силах и избавляют от страха.

Игры в воде: Для детей следует наполнять выполнение упражнений игровым содержанием. Это не только развивает соревновательный дух, но и открывает возможность вариативного подхода к движению, адаптации к меняющимся внешним условиям.

Состязание также важно – это приучение ребенка к управлению собой, воспитанию в нем силы воли, умения мобилизовать свои силы для победы.

Если речь идет об обучении детей возрастом 4 лет и даже младше – очень хорошие советы для этого приведены в данном видео:

Учим ребенка плавать

Учим ребенка плавать

Регулярные занятия плаванием благотворно влияют на организм ребенка. Это отличный способ закаливания и развития физической выносливости. Детское плавание укрепляет иммунитет, улучшает сон и аппетит, формирует правильную осанку, тренирует мышцы. Помимо этого во время занятий в воде ребенок получает положительные эмоции и избавляется от накопленного напряжения. В этой статье рассмотрим основные правила обучения плаванию ребенка.

С какого возраста можно начинать учить ребенка плавать

На протяжении всей беременности малыш находится в водной стихии – плавает в околоплодных водах. Навыки задержки дыхания и совершения гребущих движений руками не пропадают после появления ребенка на свет. Поэтому в течение двух месяцев после рождения можно начинать обучение плаванию детей. Оптимальное время – примерно с трех недель.

После двух месяцев врожденные плавательные рефлексы угасают. Если занятия плаванием не были начаты до этого времени, то следует отложить их примерно до четырех лет. С года до четырех лет дети крайне любознательны и должны познавать мир в процессе игровой деятельности. Это не означает, что ребенка нужно оградить от воды. Пусть плещется в свое удовольствие в ванной или мелком бассейне под присмотром взрослых, но без принудительного обучения.

Читать статью  Как научиться надолго задерживать дыхание: упражнения на воде и на суше

Начиная с четырех лет, дети приобретают хорошую физическую форму, понимают задания и могут повторять упражнения. Если родители хотят вырастить профессионального спортсмена, то не следует упускать время. Это самый подходящий возраст записать ребенка в секцию плавания.

С 6 лет ребенок окончательно готов к обучению как физически, так и морально. Спортивная школа может принять его в ряды своих учеников.

дети плавают в бассейне

Подготовка ребенка к плаванию

Многие дети боятся нового и неизвестного. Родители должны быть готовы, что вода также может вызвать страх у малыша. Чтобы знакомство с водой прошло безболезненно для психики ребенка, будьте рядом с ним и показывайте, что купание – это весело и не страшно. Не имеет большого значения, где научить ребенка плавать. Выбор места зависит от возможностей. Это может быть как бассейн, так и ближайшее озеро или речка.

Чтобы научить ребенка плавать, не требуются такие аксессуары как жилет, круг, нарукавники. Они замедляют процесс обучения, так как создают чувство мнимое чувство безопасности. Занимаясь без подобных предметов, ребенок может научиться плавать самостоятельно гораздо быстрее.

Следует помнить, что дети крайне восприимчивы к словам. Одна случайно сказанная фраза может отбить желание заниматься плаванием. Поэтому нужно подойти к процессу обучения ответственно и не допускать даже шутливых слов в адрес малыша.

Чтобы плавание было в радость детям, нужно выполнять следующие правила:

обучение начинается с освоения техники дыхания. Вдох выполняется быстро носом, а выдох – медленно ртом.

заходить в водоем нужно плавно и постепенно. Сначала войти в воду, помочить руки, умыться. Медленно заходить глубже. Если ребенку нравится, можно начинать учиться плавать.

ребенок должен приступать к обучению без чувства голода и в хорошем настроении. Иначе тренировка может закончиться слишком быстро.

малыш в воде

Преодолеваем страх воды

Испытывая страх от нахождения в воде, дети не воспринимают плавание как приятное и полезное занятие. Боязнь воды может стать серьезным препятствием на пути обучения. Если ребенок боится, бесполезно пытаться разговорами убедить его в обратном. Нужно создать максимально комфортную обстановку для обучения. Оставайтесь спокойными и будьте надежной опорой своему ребенку в освоении нового умения.

Как можно быстрее преодолеть страх воды помогают следующие методы:

дать ребенку привыкнуть к воде. Дайте ему время на это. Освоившись в водной среде, он привыкнет к новым ощущениям. Тогда можно рассказать ему о свойствах воды и как можно научиться плавать. Хорошо объяснять на конкретном примере. Например, показать, что мячик не тонет и пояснить, почему так происходит.

увеличивать глубину постепенно. В самом начале достаточно войти до уровня колен. Затем медленно увеличить глубину до груди. В таком положении хорошо применить в обучении игровую методику обучения детей плаванию. Упражнение «Фонтан» поможет ребенку привыкнуть к воде. Нужно согнуть ноги в коленях и присесть, чтобы губы оказались в воде. В таком положении ребенок должен выдувать ртом воздух, чтобы на поверхности появились пузыри.

превратить процесс привыкания к воде в веселое времяпрепровождение. Чтобы ребенок перестал бояться воды, поиграйте с ним. Можно брызгаться, чтобы вода в небольшом количестве попадала на голову, в лицо. Когда увидите, что ребенок спокойно воспринимает воду, предложите на секунду присесть, чтобы полностью оказаться в воде, а затем быстро выпрыгнуть.

Как только ребенок поборол страх, нужно начинать учить держаться на поверхности воды, не касаясь дна.

Основы плавания в различных стилях

Различия в стилях плавания заключаются в технике дыхания и характере движений. Обучаясь каждому из стилей, следует сохранять горизонтальное положение тела, лицо при этом опущено в воду. Эта поза обеспечивает поддержание баланса, высокую скорость движения и предотвращает возникновение напряжения в шейном отделе позвоночника.

плавание кролем

Существует 4 стиля плавания:

Кроль на груди. Пловец лежит в воде на животе. Ноги выполняют упражнение «Ножницы»: поочередные махи вверх и вниз, Руки попеременно совершают сильные гребущие движения. Лицо все время находится в воде, воздух вдыхается во время его поворота.

Кроль на спине. Пловец лежит на воде на спине. Техника движений такая же как и в предыдущем стиле. Кроль на спине подходит для детей, которые боятся находиться с опущенным в воду лицом.

Баттерфляй. Сложный стиль плавания, который не подходит для начального этапа обучения. Он требует серьезной физической подготовки и четкой координации движений. Во время заплыва пловец будто плывет над водой, за счет одновременных движений рук и ног, похожих на движение хвоста дельфина.

Брасс. Пловец выполняет руками широкие махи, словно раздвигая воду. Голова погружена в воду, а ноги будто отталкиваются от воды.

Как научить ребенка плавать в зависимости от возраста

Методика обучения детей плаванию зависит от возраста. Каждый возрастной период имеет свои особенности и требует индивидуального подхода к обучению. Рассмотрим, как научить ребенка плавать в разном возрасте.

Дети дошкольного возраста

Родители малышей часто не знают, как научить плавать ребенка дошкольное время. Дети еще слишком малы и не могут четко повторять упражнения и выполнять команды. Заставлять учиться плавать не имеет никакого смысла. В обучение обязательно должны входить элементы игры. Важно, чтобы малыш освоил основные навыки, а правильное выполнение техники придет с возрастом.

Полезно выполнять с ребенком следующие упражнения:

«Поплавок». Находясь в воде, сделать глубокий вдох и присесть на дно. Дыхание во время погружения нужно задержать.

«Сердце». Зайти в воду до плеч. Выполнить вытянутыми вперед руками движение, имитирующее рисование сердца.

«Ножницы». Лечь на воду в самой мелкой части водоема или бассейна. Руками держаться за бортики или дно, а ногами попеременно махать вверх и вниз.

«Мельница». Зайти в воду по грудь и слегка согнуть руки в локтях. Выполнять движения руками по кругу, чтобы в воду опускались сначала кисти, затем локти и плечи.

Младший школьный возраст

В 7 лет ребенок уже может осознанно выполнять предложенные упражнения. Игровая деятельность в обучении не нужна. Родители могут замотивировать ребенка и объяснить, как важно научиться плавать. Но не стоит забывать, что благоприятная атмосфера во время обучения по-прежнему важна. Не забывайте чаще хвалить ребенка и не допускайте шутливых высказываний в его адрес.

Вот несколько полезных упражнений для детей от 7 до 9 лет:

«Дыхание в воду». Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять перед началом тренировки. Следует опустить лицо вводу, выпускать воздух носом и ртом, чтобы на поверхности образовались пузыри. Для безопасности руками нужно держаться за поручни или бортики.

«Плавание с доской». Ребенок должен лечь на воду, опустить в нее лицо и, вытянув руки, держаться за доску. Необходимо выполнять движения ногами от бедра, не сгибая ноги в коленях. При этом для вдоха нужно поднять лицо из воды, а выдох совершать в воду.

«Стрела». Техника выполнения такая же, как у упражнения «Плавание с доской», но не нужно держаться за доску.

«Подключение рук». Движения рук определяет стиль плавания. Если ноги работают в стиле брасс, то и руки должны двигаться в этом же стиле. Если ноги двигаются в стиле кроль, то руки могут двигаться в стиле брасс или кроль.

В младшем школьном возрасте оттачивается навык удержания тела на воде и движения вперед. Техника плавания будет улучшаться по мере взросления ребенка.

Средний и старший школьный возраст

Как научиться плавать в среднем и старшем школьном возрасте? Обучение основано на методах, которые были описаны ранее. Детям в этом возрасте гораздо легче дается выполнение упражнений. Сложности возникают из-за психологии подростков. Они ранимы и крайне восприимчивы к замечаниям тренера. Упрямство может вызвать нежелание обучаться и выполнять команды. Подросток может бояться воды, как и более юный ребенок, плавание в этом случае вызовет неприятные эмоции и страх.

В среднем и старшем школьном возрасте важны доверительные отношения между обучающим и ребенком. Правильно построенная мотивация и демонстрация достоинств плавания помогут проводить занятия с максимальным эффектом.

инструктор учит ребенка плавать

Ошибки в обучении плаванию детей

Выбирая методы, как быстро научиться плавать, не следует ставить на первое место время обучения, пренебрегая его качеством и психологическим состоянием ребенка. Обратите внимание на важные моменты:

не используйте экстремальные способы обучения типа «бросить в воду и дать выплыть самостоятельно». Данный метод способен нанести серьезную психологическую травму и оставить страх воды на всю жизнь.

не ждите от ребенка идеальной техники плавания в первое время. Не ругайте и не упрекайте за ошибки. Доброжелательный настрой взрослого – залог успехов ребенка в плавании.

не проводите занятия, если у ребенка плохое настроение. Лучше поговорите с ним по душам и выясните причину.

не применяйте в занятиях надувные круги. В них тело привыкает к неправильному вертикальному положению. Лучше обходиться без спасательных предметов. Но если не получается, отдайте предпочтение нарукавникам или жилетам.

Учимся плавать в бассейне

Научить ребенка плавать в бассейне проще, чем в открытом водоеме. Вода в бассейне теплая и прозрачная. Психологически ребенку будет проще освоиться и привыкнуть к водной среде. Глубина должна быть небольшой, чтобы ребенок мог встать на ноги.

Тренер Денис Тараканов разработал методику, как научиться плавать в бассейне. Она подойдет для детей старше 6 лет. Следует последовательно выполнять следующие упражнения, 10 раз каждое:

На минимальной глубине опереться руками о дно и опустить лицо в воду, расслабив шею.

Повторить предыдущее упражнение, отрывая руку от дна.

Усложнить упражнение, по очереди отрывая то одну, то другую руку.

Повторить упражнение, выпрямляя руки вперед.

Сделать то же самое, но оттолкнуться ногами и проплыть вперед с вытянутыми руками.

К предыдущему упражнению добавить движения ног.

Добавить движения рук, держа их впереди, чтобы можно было поднять голову.

Выполнить то же самое, добавляя поднятие головы на пару секунд

Продолжить усложнение и добавить вдох ртом при поднятии головы.

Когда ребенок сможет выполнить все упражнения, он научится плавать.

Учим ребенка плавать в озере и море

Научить ребенка плавать можно и в открытом водоеме. Используются упражнения, описанные ранее. Однако, их выполнение осложняется непрозрачной водой, волнами, неровным дном. Купание в море или озере должно проводиться с соблюдением мер безопасности.

Начинают обучение около берега на мелководье. Последующие упражнения, выполняются на небольшой глубине. Лицо ребенка всегда должно быть повернуто к берегу, шея не должна касаться воды. Такое положение не позволит ребенку захлебнуться.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-plavaniyu-v-detskom-sadu-1199852.html

Источник https://iplav.com/kak-nauchitsya/metodika.html

Источник https://ladodeti.ru/obuchenie/nauchit-plavat

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post ASUS VivoBook Max X541UJ
Next post Отдыхающие в Турции россияне рассказали об обстановке на курортах