Скоростно-силовые способности в плавании

 

Методика развития скоростно-силовых способностей у пловцов 10–12 лет

Возрастные особенности пловцов 10–12 лет. Направленность тренировочной работы. Специальная подготовка пловцов на суше и в воде. Сближение силовых и плавательных упражнений в воде. Методика воспитания скоростно-силовых способностей экспериментаторов.

РубрикаСпорт и туризм
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления06.02.2014
Размер файла83,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оглавление

Глава 1 Анализ научно-методической литературы

1.1 Возрастные особенности пловцов 10 — 12 лет

1.2 Направленность тренировочной работы

1.3 Специальная подготовка пловцов на суше

1.4 Специальная подготовка пловцов в воде

1.5 Сближение силовых и плавательных упражнений в воде

Глава 2 Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Анализ литературных источников

2.2.2 Педагогическое наблюдение

2.2.3 Тестирование по физической подготовке

2.2.4 Педагогический эксперимент

2.2.5 Метод математической статистики

2. 3. Организация исследования

2.4 Методика, направленная на воспитание скоростно-силовых способностей пловцов участвовавших в эксперименте

Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение

Введение

Актуальность. Развитие физических качеств необходимо в большинстве видов спорта и фундамент для их наилучшего развития необходимо закладывать в самом раннем возрасте.

Известно, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в плавании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты и выносливости (Ю. А. Семенов, 1990).

Опыт спортивной практики показывает, что в тренировке спортсменов, уже достигших высокого уровня физической подготовки, дальнейший ее рост связан с нахождением новых, более эффективных методических путей (И. Л. Ганчар, 1994). Однако уровень современных тренировочных нагрузок предъявляет исключительно высокие требования к физической подготовленности спортсменов. Спортсмен проявляет силу, взаимодействуя с опорой, со спортивным снарядом или другим внешним объектом. Вместе с тем, спортивная работоспособность пловцов обеспечивается комплексом специфических и неспецифических двигательных способностей, иерархическая совокупность которых составляет физическую подготовленность пловца (Н. Ж. Булгакова, 1996). В связи с этим, в систему тренировки пловцов органически входит специальная физическая подготовка, предусматривающая систематическое применение пловцами дополнительных силовых упражнений, выполняемых на суше (И. М. Кошкин, 1986; С. М. Вайцеховский, 1986 Б. Д. Зенов, 1987).

В настоящее время, существует несколько методов совершенствования физической подготовленности пловцов. Одни из них направлены на совершенствование скоростно-силовой подготовки на суше, другие в воде (С. М. Вайцеховский, 1986; Н. Ж. Булгакова, 2000; И. Л. Ганчар, 2001).

Однако, сравнительный результат оценки скоростно-силовой подготовки юных пловцов при использовании преимущественно физических упражнений только на суше, либо в воде не проводился. В этой связи, представляет актуальную задачу изучение данного вопроса в виду его не изученности.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс, направленный на развитие скоростно-силовых способностей у пловцов 10 — 12 лет.

Предмет исследования. Методика развития скоростно-силовых способностей у пловцов 10 — 12 лет.

Цель. Определить эффективность разработанных методик применения упражнений направленных на повышение скоростно-силовых способностей преимущественно только на суше, только на воде.

Гипотеза. Предполагается что применение специально-подготовительных упражнений пловцов в воде или на суше, окажут различное воздействие на показатели скоростно-силовой подготовки, что позволит определить эффективность разработанных методик и их влияния на спортивную подготовленность.

Практическая значимость. Считаем, что данные экспериментального исследования окажут помощь тренерам при разработке рациональной методики развития физических качеств пловцов 10 -12 лет.

Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме воспитания скоростно-силовых способностей пловцов 10-12 лет.

Определить исходный уровень развития скоростно-силовых способностей пловцов 10 — 12 лет учебно-тренировочной группы третьего года обучения.

Разработать методику по применению упражнений скоростно-силового характера для пловцов, выполняемых на суше и в воде.

Проанализировать и экспериментально оценить динамику роста скоростно-силовых способностей пловцов участвующих в эксперименте.

Глава 1 Анализ научно-методической литературы

1.1 Возрастные особенности пловцов 10 — 12 лет

скоростная силовая способность пловец

Школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного прогресса двигательных способностей не одинаковы: ответная реакция детского организма на физическую нагрузку различна на разных этапах роста и развития. Физическая нагрузка дает больший и длительно сохраняющийся эффект в определенные периоды, которые называются чувствительными или сенситивными. В эти периоды повышается восприимчивость организма к избирательно направленным воздействиям среды.

Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль как при овладении рядом сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы — сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создает для этого благоприятные предпосылки. В специальной литературе (А. А. Гужаловский, 1978; Л. В. Волков, 1981; В. К. Бальсевич, 2000; В. И. Лях, 2000) также высказываются мнения в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных периодов для развития скоростно-силовых качеств и сбалансированного развития физического потенциала ребенка.

Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что научным разработкам методики формирования физической подготовки школьников и их кинезиологического потенциала уделяется крайне мало внимания. В то же время имеется целый ряд работ, раскрывающих методику направленного физического воспитания школьников, в том числе и среднего возраста, но без ее тесной взаимосвязи с физическим развитием (А. П. Алябышев, 1980; З. И. Казанцева, 1980; И. В. Азарова, 1983; А. Г. Карпеев, 1990; В. А. Панов, 1996; В. П. Губа, 1999).

Развитие различных компонентов физического потенциала человека зависит от эффективности воздействий при их совпадении с периодами естественных ускорений в развитии тренируемой функции или систем организма человека, обеспечивающих ее развертывание и существенно снижается при их несовпадении (В. К. Бальсевич, 1993).

Анализ научно-методической литературы и результаты собственных педагогических наблюдений и опыта работы с детьми и подростками легли в основу идеи нашего исследования, заключающейся в поиске такой методики физического воспитания детей среднего школьного возраста, которая не только не противоречила бы педагогической сущности нового знания об особенностях природосообразного развития физического потенциала ребенка, но и давала бы в руки педагога средства и методы практической реализации этих фундаментальных научных предпосылок повышения качества физического воспитания детей и подростков.

Методика подготовки пловцов должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма. Эмпирическое решение вопросов тренировки пловца, оторванное от медико-биологических и педагогических данных, приводит к слепому экспериментированию на детях, что в условиях современного спорта с его огромными нагрузками недопустимо и опасно для здоровья.

Этот этап развития у мальчиков приходится на начало периода полового созревания, а у девочек-подростков — на наиболее выраженную его часть. В это время в организме происходят существенные морфологические и функциональные изменения, отражающиеся на всех сторонах жизни ребенка и прежде всего на состоянии психики (В. И. Дубровский, 2002).

Для детей среднего школьного возраста характерны высокие двигательные возможности. Пловцы 10 — 12 лет часто демонстрируют отличное техническое мастерство. Движения их естественны и пластичны. Они легко осваивают высокий темп плавания и нередко добиваются хороших результатов.

В этом возрасте завершается развитие двигательного анализатора, совершенствуется деятельность центральной нервной системы. На 10 -12 лет приходится наиболее интенсивный рост показателей функционального и морфологического развития двигательного анализатора. Поэтому именно в эти годы может успешно закладываться основа будущих достижений в большом спорте. (Н. Г. Озолин, 2003).

Улучшение показателей в спортивных упражнениях определяется также нарастанием мышечной массы и увеличением размеров конечностей. Гормональные сдвиги в организме вызывают ускорение роста скелетной мускулатуры. После 12 лет заметно увеличивается толщина мышечных волокон. По своему строению скелетная мышца приближается к уровню, который наблюдается у взрослых людей (В. Д. Смирнов; В. И. Дубровский, 2002).

Возможности вегетативных функций увеличиваются вместе с развитием организма подростка. Небольшой объем сердца и незначительная величина выброса крови в единицу времени не позволяют достичь больших величин максимального потребления кислорода, развить и поддержать высокую мощность мышечной деятельности. Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Например, при одной и той же работе умеренной мощности частота сердечных сокращений в минуту, по данным Р. Е. Мотылянской, равна: у детей — 134; у подростков — 127; у юношей — 123. Частота сердечных сокращений у детей в покое также повышена.

Мышца сердца ребенка благодаря широкому просвету коронарных сосудов и быстрому кровообращению обильно снабжается кровью. Значительная эластичность стенок кровеносных сосудов, не высокий уровень артериального давления расширяют функциональные возможности сердца. Поэтому сердце у детей среднего школьного возраста сравнительно выносливо (Н. Г. Озолин, 2003).

При интенсивной мышечной деятельности у подростков нередко наблюдаются ярко выраженные вегетативные сдвиги. Реактивность систем дыхания и кровообращения повышена. Тренерам надо помнить, что продолжительное увлечение упражнениями, выполняемыми с предельной и околопредельной интенсивностью, может отрицательно сказаться на развитии юных спортсменов.

По мере появления вторичных половых признаков и изменений в деятельности желез внутренней секреции, увеличивается возбудимость нервной системы. Психика подростков становится менее устойчивой. Часто они болезненно переносят большие напряжения нервной системы: продолжительные соревнования, высокую напряженность тренировок, однообразные длительные упражнения и т. п. Смена средств подготовки, перемена мест занятий, использование игрового метода, воспитание у пловца собранности, сдержанности, волевых черт характера уменьшают влияние больших напряжений. Тренер должен быть особо внимателен к дозированию нагрузки в связи с высокой эмоциональностью подростков и переоценкой им своих сил (Л. П. Макаренко, 1983).

В спортивном отношении школьный возраст имеет большие возможности. Однако в работе с подростками необходимы постепенность, осторожность, индивидуальный подход в освоении больших тренировочных нагрузок, оптимальные периоды восстановления и внимательный врачебный контроль (В. И. Дубровский, 2002).

Спортивная практика и научные исследования доказали, что детский и подростковый организм хорошо приспосабливается к систематическим, но постепенным повышающимся нагрузкам. Современная тренировка с разумным применением упражнений на выносливость стимулирует рост и развитее сердца, органов дыхания и других органов подростков.

Если юный спортсмен не осваивает нагрузку, то тренировка будет носить форсированный характер. В этом деле успех зависит от одаренности и подготовленности пловца, уровня его биологической зрелости, стажа занятий спортивным плаванием, правильной организации быта, позволяющей сочетать объемные тренировки в бассейне с учебой и полноценным отдыхом.

Следует учесть, что бурный рост спортивных результатов в подростковом возрасте является, прежде всего, следствием естественного роста и развития юного организма. Пример тому — скачок результатов у девочек в возрасте 13 — 15 лет (у мальчиков — на 1 — 2 года позже), независимо от того, в каком возрасте они начали заниматься плаванием. Поэтому забота об укреплении здоровья, соблюдении гигиенических условий быта и тренировочных занятий спортсмена имеет большое значение для будущих спортивных достижений, форсированное освоение объемных нагрузок.

Для пловца очень важно в совершенстве овладеть техникой всех четырех способов плавания, стартов и поворотов. В этом возрасте нужно заложить прочную основу для дальнейшего повышения силы, выносливости и скоростных возможностей, без спешки освоить первые «ступени нагрузок».

1.2 Направленность тренировочной работы

Качественное и эффективное построение тренировочного процесса с целью достижения высоких спортивных результатов возможно только на основе закономерностей становления спортивного мастерства. Эти закономерности получают все более глубокое обоснование в исследованиях по физиологии, спортивной медицине, теории и методике физического воспитания и в практике подготовки спортсменов высокой квалификации.

В настоящее время, как физиологи, так и специалисты в разных видах спорта концентрируют внимание на биологической сущности спортивной тренировки и медико-физиологической направленности ее научно-методического обеспечения. Этот подход становится профилирующим при рассмотрении вопросов о физической нагрузке, ее рациональных объемах и интенсивности в сочетании с отдыхом, восстановлением, реабилитацией.

В современном плавании, где необходимо добиваться развития у спортсменов широкого диапазона физических качеств, двигательных способностей, актуальность проблемы тренировочных нагрузок при построении учебно-тренировочного процесса более чем очевидна.

Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным, явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т. п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

Как пишет В. Н. Платонов в книге «Подготовка квалифицированных спортсменов», спортивная тренировка как важнейшая составляющая часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсменам достижения наивысших показателей в избранном виде спорта или какой-либо конкретной его дисциплине.

Как известно, развитие выносливости в циклических видах спорта должно предусматривать рациональную дозировку тренировочных нагрузок с подбором правильного соотношения объема и интенсивности, а также эффективное планирование этих нагрузок.

Объем и интенсивность — основные показатели выполняемой тренировочной работы в плавании. Объем нагрузки является количественным показателем, который может выражаться временем, затраченным на тренировки, числом проведенных тренировок, общей длиной дистанции проплывания. Интенсивность нагрузки — показатель мощности проделанной тренировочной работы. Он выражается в проплывании отрезков или дистанции с учетом времени или скорости.

Следует отметить, что одним из основных условий успешной подготовки пловцов является рациональное планирование тренировки, умение найти правильное сочетание всех компонентов спортивной подготовки, т. е. рассчитать правильную дозировку тренировочных и соревновательных нагрузок (как по объему; так и по интенсивности) подбор наиболее прогрессивных средств и методов тренировки.

Фундамент высших достижений в плавании закладывается в подготовительном периоде спортивной тренировки, обеспечивающем эффективность всей последующей работы в годичном цикле (Белоусов, 2000). Учебно-тренировочные занятия в начале сезона необходимо проводить с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, с обязательным включением дополнительных видов спорта, преследуя цель общей физической подготовки, и постепенным повышением интенсивности физической нагрузки (А. Д. Викулов, 2003). Выявлено, что значительная по объему и интенсивности физическая нагрузка по плаванию в течение одного месяца с использованием беговых нагрузок в виде активного отдыха приводит к повышению результатов в обоих видах деятельности (В. В. Кузнецов, 1981). Однако в плавании часто встречается недооценка значения такой важной части спортивной тренировки, какой является общая физическая подготовка (Л. П. Матвеев и др., 1991).

Моделирование специальной подготовленности пловцов с помощью определения наиболее значимых факторов может способствовать оптимальному подбору средств и методов в направленности проведения учебно-тренировочного процесса. В современной тренировке пловца существенное внимание уделяется развитию выносливости, скоростно-силовых качеств, так как подмечено, что пловцы на дистанции 100 м достигают средней скорости 1, 75 м/сек, преодолевая при этом внешнее сопротивление до 122 кг (В. В. Кузнецов, 1981).

Если с первого этапа подготовительного периода использовать повышенный объем работы скоростной направленности при относительной интенсивности до 62%, то это будет способствовать эффективному комплексному развитию двигательных качеств юных пловцов 10-12 лет, обеспечивая улучшение результатов и приспособление к перенесению физических нагрузок (В. Н. Платонов, 1997).

Большой объем тренировочной работы, проводимой на 2-м этапе подготовительного периода с несколько меньшей скоростью, чем соревновательная, обеспечивает улучшение общей и специальной работоспособности пловцов (В. Н. Платонов, 2000). В течение первых 2-4 лет спортивной тренировки у пловцов отмечается наибольший прирост скорости плавания, а ее наивысшие показатели достигаются в основном после 5-11 лет тренировочных занятий, причем увеличение происходит скачками (ступенеобразно) (А. Б. Саблин; А. В. Костиков, 2002).

На здоровье юных пловцов не оказывают отрицательного воздействия занятия с большой нагрузкой при объеме интенсивной скоростной работы до 60-65% от общего объема, которая в достаточной степени соответствует их функциональным возможностям (В. И. Дубровский, 2002). Юные пловцы 10-12 лет могут освоить современные тренировочные нагрузки при условии оптимальной организации учебно-тренировочного процесса путем использования 2-разовых занятий в день, что улучшает функциональные показатели: снижает ЧСС на 7%, увеличивает ЖЕЛ на 14%, MB Л — на 10% (Е. Е. Яскевич, 2003). Обосновано использование больших физических нагрузок в спортивной тренировке по плаванию, которые, вызывая временное снижение работоспособности, в дальнейшем повышают ее относительно исходного уровня (В. Г. Карпеев, 2000).

Воспитанию специальной выносливости у пловцов 10-12 лет способствуют организация используемых средств, оптимальное распределение объема мышечной работы на длинных, средних и коротких отрезках на 1-2-м этапах подготовительного периода в пропорции 45-40-15% и 25-45-30% (С. Ф. Сокунова, 2002). Это создает кумулятивный эффект, обеспечивающий рост спортивных достижений в соревновательном периоде. Проведение учебно-тренировочных занятий, направленных преимущественно на развитие скоростных качеств, положительно влияет уже в первый месяц, на развитие скоростной выносливости — через 1, 5-2 месяца, на выносливость — через 2-2, 5 месяца (Л. П. Макаренко, 1983).

Предлагается оптимальная последовательность развития двигательных качеств в сдвоенном тренировочном цикле: выносливость — быстрота — скоростная выносливость.

1.3 Специальная подготовка пловцов на суше

скоростная силовая способность пловец

Скоростно-силовая подготовка планируется на базе общей физической подготовки и практически является ее специализированным продолжением (С. М. Вайцеховский, 1986). Спортивная работоспособность пловцов обеспечивается комплексом специфических и неспецифических двигательных способностей, иерархическая совокупность которых составляет физическую подготовленность пловца (Н. Ж. Булгакова, 1996).

Физическая подготовка — наиболее важный, стержневой раздел спортивной тренировки. Он направлен на оптимальное развитие двигательных способностей, на физическое совершенствование организма в целом и на избирательное совершенствование тех мышечных групп и вегетативных функций, которые обеспечивают высокий уровень специальной спортивной работоспособности (Н. Ж. Булгакова, 1996).

Читать статью  Как не уставать при плавании: советы новичкам

Скоростно-силовые способности пловца — это комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий за минимальное время с высокой скоростью мышечного сокращения на фоне алактатного энергообеспечения (В. Н. Платонов, 1983; Н. Ж. Булгакова, 1996).

Тренировка скоростно-силовых способностей направлена на повышение мощности мышечного сокращения и энергетического обеспечения выполнения отягощенных движений, обычно имитирующих гребковые движения. Она способствует параллельному повышению максимальной силы и функциональных возможностей организма (Н. Ж. Булгакова, 1996).

Упражнения на суше должны подчиняться решению следующих двух главных задач:

1) развитие силы, гибкости и быстроты спортсмена применительно к улучшению техники основного способа плавания с учетом длины дистанции состязаний;

2) повышение специальной работоспособности организма пловца и воспитание его воли.

Специализация в любом способе предъявляет ряд специфических требований к развитию двигательных качеств пловца. Кролисту, например, необходимо иметь мощную и хорошо подготовленную мускулатуру рук и плечевого пояса, отличную подвижность в суставах ног и в плечевых суставах. Те же качества важны для дельфиниста, но он должен обладать большей гибкостью во всех суставах (особенно позвоночного столба). Несколько иначе обстоит дело с подготовкой современного брассиста: ему желательно развивать одинаково мощную мускулатуру, как плечевого пояса, так и ног, совершенствовать такую подвижность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, которая, с одной стороны, обеспечивала бы возможно лучшую опору ног о воду, а с другой — позволяла бы производить ими эффективное, «жесткое» отталкивание. Определенные требования к специальному развитию двигательных качеств предъявляет и длина основной дистанции, избранной спортсменом в качестве своей узкой специализации. Так, большинство спринтеров отличается более развитой («тяжелой») мускулатурой, способностью производить в единицу времени значительно более мощную работу, но они менее выносливы, а иногда и менее гибки, чем пловцы на средние и длинные дистанции (Н. Ж. Булгакова, 1996).

Для развития мускулатуры рук и плечевого пояса кролистов, спинистов и дельфинистов в настоящее время широко используются специальные упражнения с гантелями, резиновыми и блочными амортизаторами, а также упражнения на различных приспособлениях. Движения в этих упражнениях по характеру и темпу похожи на движения во время проплывания на соревнованиях основной дистанции. Для этой цели в перечисленных упражнениях необходимо тщательно подбирать оптимальный вес применяемых отягощений (Н. Ж. Булгакова, 1996; В. Н. Платонов, 2000).

Чтобы совершенствовать специальную гибкость (т. е. гибкость, необходимую для формирования лучшего варианта техники основного способа плавания), систематически применяют соответствующие этой задаче упражнения, как в утренней гимнастике, так и в разминке в воде.

Для развития силы и гибкости ног брассистов планируют различные приседания, подскоки, прыжки, а также специальные упражнения с отягощениями. Немецкие тренеры, к примеру, разработали целую систему упражнений для брассистов, включающую разнообразные движения ногами, обутыми в ботинки со свинцовыми подошвами (вес которых можно изменять). Как показали наблюдения, эти упражнения укрепляют мускулатуру ног и увеличивают скорость проплывания различных отрезков. Упражнения на суше, используемые для повышения специальной работоспособности (той, которая необходима пловцу на основной дистанции), применяются в тренировке пловцов на короткие, средние и особенно длинные дистанции. Известно, что продолжительная по объему и интенсивности тренировка только в воде утомляет пловца, спортсмен теряет чувство «свежести», утрачивает желание посещать бассейн. Значительно легче переносятся те же нагрузки, если часть упражнений, направленных на повышение специальной работоспособности, будет выполняться на суше, а другая в воде. К числу таких упражнений на суше можно отнести бег, спортивную ходьбу, передвижение на лыжах и т. д. в различном темпе (от умеренного до предельного), в течение времени, равного планируемому результату на основной дистанции (Н. Ж. Булгакова, 1996).

При развитии скоростно-силовых способностей основным тренирующим фактором является максимальная частота движений при субмаксимальных и больших отягощениях (на уровне 70-90% от максимальной силы). Режим энергетического обеспечения скоростно-силовой работы — анаэробный алактатный (ресинтез АТФ осуществляется за счет расщепления КрФ), длительность однократной работы не должна превышать 15-20 секунд, количество повторений в серии 10-16 при интервале отдыха 40-90 секунд. Считается, что большом количестве повторении активизируется гликолитический реситнтез АТФ (Н. Ж. Булгакова, 1996).

Для развития скоростно-силовых способностей при тренировке на суше используется всё многообразие средств силовой подготовки — штанги, блочные, фрикционные, пружинно-рычажные и изокинетические тренажёры. В отягощенных движениях, имитирующих гребковые движения, должны применятся такие отягощения, с которыми спортсмены способны выполнять движения с угловой скоростью 140-210 градусов в секунду (Н. Ж. Булгакова, 1996).

Тренировка на наклонной скамье (тележке). В этом случае нагрузка дозируется в зависимости от количества движений и наклона скамьи. Если тренировка на скамье направлена на развитие выносливости, то выполняется, например, серия 10 раз по 50 движений (скамья имеет при этом довольно пологий наклон — 25 — 30є). Если же тренировка направлена на развитие силы, наклон скамьи больше, а серия составляет 10 — 20 раз по 20 движений. (И. М. Кошкин, 1986).

Тренировка на комплексное развитие выносливости и быстроты. Вначале выполняются серии на выносливость (5 раз по 3 мин, или 10 раз по 2 мин, или 3 раза по 5 мин). Затем следует работа на быстроту (10 раз по 30 секунд сопротивлением 90 — 95% от максимального и 10 раз по 20 секунд с увеличением сопротивления во второй серии). (Б. Д. Зенов, 1987).

Специальная тренировка на суше включается в программу не реже 3 раз в неделю. Ее продолжительность до 25 мин «чистого» времени.

Планируя тренировку на суше, мы стремимся к тому, чтобы разнообразить средства и методы работы в течение сезона. Это делается не только ради того, чтобы добиться всестороннего воздействия на организм спортсмена, но и для того, чтобы создать условия для психологического переключения. Дело в том, что современная практика пловца с ее большими и продолжительными нагрузками весьма монотонна и однообразна и нередко приводит к большим психическим перегрузкам. Возможность внести разнообразие лучше всего предоставляется во время занятий на суше. (С. М. Вайцеховский, 1987).

В результате объёмной и напряженной работы скоростно-силовой направленности, выполняемой на суше с применением разнообразных тренажеров и оборудования, у пловцов существенно возрастает уровень максимальной силы, силовой выносливости, взрывной силы. Однако возросший уровень этих качеств преимущественно проявляется в тех двигательных действиях и условиях работы, которые имели место в процессе тренировки. Возросший уровень скоростно-силовых качеств в результате работы на суше далеко не всегда обеспечивает повышение уровня скоростно-силовых возможностей и выносливости при выполнении скоростно-силовой работы специального характера в воде. А задачей скоростно-силовой подготовки пловцов является именно достижение высоких показателей силы и мощности движений при выполнении основных двигательных действий характерных для плавания: старта, поворота, работы циклического характера. Поэтому в скоростно-силовой подготовке пловца выделяется очень важный раздел, связанный с повышением способностей пловцов к реализации имеющегося силового потенциала в процессе плавания.

Упражнения на суше предполагают более полное соответствие специфическим требованиям и условиям скоростного плавания на той или иной дистанции. По всем параметрам нагрузки (темп движений, их форма, координационная структура и т. д.), кроме величины отягощения, упражнения должны ещё максимально приближаться к основным специально-подготовительным и соревновательным.

1.4 Специальная подготовка пловцов в воде

Из средств специальной физической подготовки спортсмена в воде (как ее именуют, специальной плавательной подготовки) необходимо выделить две основные группы подводящих упражнений. Первая — должна обеспечивать повышение абсолютной скорости плавания, вторая — направлена на развитие скоростной выносливости спортсменов, иначе говоря, — способности удерживать максимально высокую скорость плавания на протяжении всей основной дистанции.

Абсолютные «скоростные» возможности пловца следует «измерять» на отрезках в 25 или 50 м, которые он в состоянии преодолевать с максимальной скоростью. Более продолжительные нагрузки не будут уже характеризоваться работой максимальной интенсивности. Недаром проплывание 75 м, а для некоторых спортсменок даже и 50 м связано уже с нагрузками, предъявляющими значительные требования к уровню развития их скоростной выносливости.

Методика повышения абсолютной скорости плавания. Средствами всесторонней физической подготовки на протяжении многих лет занятий спортом развивается и совершенствуется быстрота юного пловца, т. е. то двигательное качество человека, которое определяет его способность осуществлять быстрые движения в высоком темпе.

Совершенствуя быстроту ученика, тренер тем самым создает благоприятные предпосылки и для повышения абсолютной скорости плавания. Однако сам по себе высокий уровень быстроты спортсмена еще не сопровождается отличными показателями в плавании на коротких отрезках.

Для решения этой задачи должна быть проведена серьезная тренировка спортсмена в воде.

Было время, когда эта тренировка главным образом сводилась к повторному преодолению отрезков 25 и 50 м в максимальном темпе. Однако это упражнение не всегда способствовало увеличению скорости плавания. В некоторых случаях картина была иной — ухудшилась техника спортсмена, а вслед за этим утрачивалась его способность проплывать отрезки даже с доступной ранее скоростью.

Известно, что первая половина дистанции в заплыве на 50 м проплывалась спортсменами несколько быстрее, чем в каждой из двух отдельных попыток, посвященных достижению максимальной скорости на отрезках длиной в те же 25 м. В тренировке спортсменов с этим можно столкнуться довольно часто: излишняя мобилизация всех сил во время плавания на очень короткие отрезки сковывает их движения, ухудшает технику, приводит к падению скорости на дистанции. В заплыве на 50 м первая половина отрезка преодолевается опытным пловцом энергично, но довольно экономно. Это и приводит к тому, что он зачастую проплывает ее лучше, чем в специальном заплыве на 25 м.

Таким образом, методика повышения абсолютной скорости плавания будет эффективна лишь тогда, когда она тесно увязана с методикой совершенствования техники спортсмена.

В дополнение к специальной подготовке на суше применяется широкий комплекс специальных силовых упражнений в воде, которые обычно называют «силовым плаванием».

В воде для развития скоростно-силовых способностей используется плавание в полной координации и по элементам на отрезках 10-25 метров, плавание на этих отрезках с дополнительными сопротивлениями и в лопатках с максимальной интенсивностью движений, плавание с удержанием груза на блоке, а также соревновательное плавание на 25 и 50 метров. Используется повторный и интервальный методы при небольшом числе повторений от 6-8 до 12-16 раз (Н. Ж. Булгакова, 1996).

Тренировка скоростно-силовой направленности способствует гипертрофии и повышению силы быстрых мышечных волокон, хотя и в несколько меньшей степени, чем метод повторного максимума. Повышение скорости креатинфосфокиназной реакции и ресинтеза АТФ на фоне увеличения мощности мышечных сокращений сопровождается увеличение скорости плавания (Н. Ж. Булгакова, 1996).

Рассмотрим наиболее употребительные упражнения «силового плавания»:

Плавание с резиновым шнуром. Впервые комплексы упражнений с резиновыми шнурами были разработаны в 1978 г. при подготовке к чемпионату мира. В последующие годы проводились длительные практические эксперименты, в результате которых тренировка со шнурами совершенствовалась, уточнялась, пока не стала такой, как в настоящее время.

Мы исходили из того, что плавание с растягиванием резинового шнура создает, прежде всего, дополнительное сопротивление в воде и способствует быстрому росту силовых качеств. Однако это еще не все. Плавая с резиной, спортсмен довольно быстро (быстрее, чем с помощью других средств и приемов) находит правильную координацию движений, повышает слитность (взаимодействие) движений рук и ног, что в целом приводит к быстрому и ощутимому росту скорости плавания (особенно на отрезках 50, 75 и 100 метров). При плавании с растягиванием шнура исключительно хорошие условия для развития у пловца волевых качеств, что является важным условием для подготовки спортсмена мирового класса. Кроме всех перечисленных факторов немаловажно и то, что при правильной организации тренировка со шнуром вносит в работу пловца определенное разнообразие, вызывает дополнительные эмоции и в целом способствует психологической разгрузке спортсмена. (И. М. Кошкин, 1986).

На тренировке применяется резина разного диаметра и разной упругости, чтобы спортсмен был способен во время плавания растягивать шнур на 25 метров. При этом с помощью динамометра мы подбираем шнуры с натяжением 15, 20 и 25 кг для девочек и 20, 25, 30 и 40 кг — для мальчиков. Если шнур при растягивании не дает нужного сопротивления, его немного укорачивают (наматывая на стартовый поручень тумбочки).

Следует заметить, что работа с резиновым шнуром наиболее эффективна тогда, когда она сопровождается постоянным контролем за силой тяги на суше и в воде. Смысл систематических измерений силы тяги (особенно в воде) состоит, прежде всего, в следующем: знание максимальных показателей тяги позволяет тренеру подбирать такие шнуры и такие режимы выполнения упражнения, с которыми спортсмен постоянно должен (хотя бы немного) поработать выше предела своих возможностей — «через не могу». Вторая причина обязательного измерения силы тяги заключается в том, что сами измерения силы тяги являются для спортсменов постоянным стимулом, т. е. позволяют постоянно фиксировать рост и развитие силовых качеств, и непросто силовых качеств, а именно тех, в которые спортсмены верят (сила тяги в воде в общей координации и отдельно рук и ног). (Б. Д. Зенов, 1987).

Широко используется в нашей тренировке и буксировка спортсмена на резиновом шнуре. Этот прием позволяет создать такие условия, при которых спортсмен может плыть со скоростью, превышающей соревновательную.

Очень важно подчеркнуть, что эффективность упражнений с резиновым шнуром в значительной степени зависит от индивидуального подбора, как натяжения шнура, так и чередования упражнений.

В целом в программе на работу со шнуром в течение года отводится в среднем 1, 5 — 2 часа в неделю, т. е. 3 — 4 раза по 30 минут «чистого» времени.

В период непосредственной подготовки к соревнованиям (последние 2 — 3 недели) в программу включаются два варианта упражнений:

интервальное плавание: 15 раз по 25 м при помощи ног, стартуя через 1 мин 15с; 10 раз по 25 м при помощи рук, стартуя через каждые 1 мин 20 с; 20 раз по 25 м с полной координацией движений, стартуя через 1 мин. Интервалы отдыха — возвращение к стенке бассейна — свободное плавание кролем;

повторное плавание на максимальное растягивание шнура: 20 раз с полной координацией движений, 15 раз при помощи ног и 15 раз при помощи рук. Интервалы отдыха — в зависимости от самочувствия, но не более 1 — 1, 5 мин.

Плавание на блоках. Плавание на блоках включается в нашу программу главным образом в подготовительных периодах тренировки, когда закладывается фундамент общей и специальной силовой подготовки. Обычно выполняется следующая стандартная серия:

груз 8 — 12 кг, плавание с полной координацией движений; 3 раза по 5 мин;

груз 5 — 6 кг, плавание при помощи рук; 3 раза по 5 мин;

груз 6 — 8 кг, плавание при помощи ног; 3 раза по 5 мин.

1.5 Сближение силовых и плавательных упражнений в воде

Попытка сблизить упражнения на суше постоянно сопровождалась попытками добиться сближения и в воде. Прежде всего, это плавание в искусственно усложненных условиях, по возможности без ломки привычных форм движений.

Этот тип упражнений мы объединяем понятием «силовое плавание». Усложненные условия «силового плавания» могут быть достигнуты двумя путями: создавая дополнительную опору для рук во время гребка (ручные ласты — лопатки, плавание с опорой о дорожку или специально протянутый в воде канат) ; создавая повышенное сопротивление движению тела пловца в воде (плавательные упражнения, выполняемые с «тормозами», плавание с растягиванием резинового шнура, плавание с «блоками» и т. п.). Многие упражнения «силового плавания» являются сравнительно новыми, поэтому ниже мы подробно остановимся на методике их применения. (Б. Д. Зенов, 1986; И. М. Кошкин, 1986; С. М. Вайцеховский, 1986).

Плавание с лопатками. В последние годы в подготовке сильнейших пловцов широкое применение находит плавание с лопатками (ручными ластами). Смысл применения лопаток состоит в том, что они обеспечивают повышенную опору о воду, а следовательно, создают условия для более эффективного проявления и выработки силовых качеств.

Считается, что при плавании с лопатками решаются две основных задачи:

а) совершенствование техники гребка, добиваясь наиболее эффективного положения и движения ладони в воде;

б) развитие специальной силы и повышение мощности гребковых движений.

Плавание с лопатками включается в программу тренировки на всех этапах подготовки. Для решения первой задачи выполняются те же серии упражнений, что и без лопаток (10 — 16 Ч100 м, 6 — 8 Ч100 м, 6 — 8 Ч200 м, 4 — 6 Ч 400 м и т. д.). Весьма эффективным бывает также чередование отрезков с лопатками и без них в одной серии. В этих упражнениях следует постоянно обращать внимание на правильность положения кисти во время отработки гребка: ладонь с лопаткой не должна соскальзывать в сторону. В каждой фазе гребка от начала до конца необходимо отчетливо прочувствовать, что лопатка создает хорошую опору для руки.

Плавание кролем по канату. Одним из упражнений «силового плавания» является плавание кролем с подводным канатом. Суть упражнения заключается в следующем. Во всю длину бассейна на глубине 40 — 60 см под водой подвешивается канат диаметром 3 — 4 см. Желательно использовать канат из хлопчатобумажных или пеньковых нитей, канат из синтетических материалов малопригоден.

Вместо каната можно применять трос или капроновый канат, заключенный в резиновый шланг. При выполнении упражнений спортсмен плывет кролем, перебирая руками канат и с силой подтягивая себя и отталкиваясь. Обычно в этом упражнении пловец одну длину бассейна проходит при помощи каната, а возвращаясь обратно, плывет с полной координацией или при помощи рук. Канат создает очень стабильную опору и позволяет приложить к движению максимальную силу. Следует помнить, однако, что плавание с канатом по своей технике значительно отличается от плавания кролем, поэтому это упражнение целесообразно включать в тренировку в форме короткой, энергичной серии (например, 20 Ч 50м), где каждый четный отрезок преодолевается с канатом, а каждый нечетный — кролем.

Читать статью  Основы спортивной тренировки в синхронном плавании

Разновидностью этого упражнения является плавание на спине с «подтягиванием» за дорожку. (С. М. Вайцеховский, 1986).

Плавание с тормозами. Для создания повышенного сопротивления в воде широко применяются различного рода «тормоза». Они делятся на две группы: «тормоза», укрепленные на теле пловца (различные щитки, «карманы» на купальниках, дополнительно надеваемая тяжелая одежда и т. п.), и «тормоза», буксируемые за пловцом.

Методика применения упражнений с тормозными приспособлениями в основном одинакова. Для развития силовой выносливости рекомендуется включать в тренировку проплывание длинных отрезков (200 — 800 метров) равномерном темпе, с малой силой сопротивления (с малым «тормозом»).

Для увеличения мощности гребка, повышения темпа, иными словами для развития скоростных качеств, в конце подготовительного и в соревновательном периодах рекомендуется тренировка по принципу «контраста усилий», которая строиться следующим образом.

Вариант А (проводится 1 — 2 раза в неделю в конце тренировочного занятия) :

2 Ч 25 м с максимальной скоростью, интервал отдыха — 1 — 2 мин;

4 Ч 25 м с максимальной скоростью с большим «тормозом», обращая особое внимание на мощность гребка и не стремясь к максимальному темпу;

4 Ч 12 — 15 м в максимальном темпе, с такой же тормозной пластинкой;

25 м с максимальной скоростью (без «тормоза»), интервал отдыха — 1 — 2 мин;

Вариант Б (проводится 2 — 3 раза в неделю как самостоятельная часть занятия). Состоит из 4 серий, каждая из которых включает следующие упражнения:

25 м с максимальной скоростью без «тормоза»;

25 м на мощность гребка с большим «тормозом»;

12 — 15 м в максимальном темпе с таким же «тормозом»;

25 м с максимальной скоростью без «тормоза»;

25 м на мощность гребка с малым «тормозом»;

12 — 15 м в максимальном темпе с таким же «тормозом»;

25 м с максимальной скоростью без «тормоза».

Интервал отдыха между отрезками — 1 — 2 мин, между сериями — 2 — 3 мин. (Б. Д. Зенов, 1986; И. М. Кошкин, 1986; С. М. Вайцеховский, 1986).

Таким образом, в методике совершенствования скоростно-силовых способностей пловцов известно несколько направлении. Одно из них сводится к выполнению специально-подготовительных упражнений на суше, другое к выполнению специально-подготовительных упражнений в воде.

Вместе с тем, в доступной нам литературе мы не нашли данных об эффективности той или иной методики совершенствования скоростно-силовой подготовки.

Глава 2 Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования

Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:

Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме воспитания скоростно-силовых способностей пловцов 10-12 лет.

Определить исходный уровень развития скоростно-силовых способностей пловцов 10 — 12 лет учебно-тренировочной группы первого года обучения.

Разработать методику по применению упражнений скоростно-силового характера для пловцов, выполняемых на суше и в воде.

Проанализировать и экспериментально оценить динамику роста скоростно-силовых способностей пловцов участвующих в эксперименте.

2.2 Методы исследования

Анализ литературных источников.

Тестирование по физической подготовке.

Метод математической статистики.

2.2.1 Анализ литературных источников

Анализ литературных источников позволил составить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, касающихся вопроса скоростно-силовой подготовки. Выбор научно-методических источников определился в связи с изучением проблемы спортивного отбора в плавании. Нами было изучено более 39 литературных источников.

2.2.2 Педагогическое наблюдение

Педагогический анализ за развитием скоростно-силовых способностей пловцов проводилось в процессе учебно-тренировочных занятий, для оценки сравнительной динамики скоростно-силовой подготовленности пловцов, выполняющих скоростно-силовые упражнения на суше или в воде.

Педагогический анализ используется за наблюдением тренировочного занятия спортсменов 10-12 лет с целью определения соотношения применения специально-подготовительных упражнений направленных на воспитание скоростно-силовых качеств и на соотношение упражнений направленных на воспитание других физических способностей и технической подготовки.

2.2.3 Тестирование по физической подготовке

Для определения уровня скоростно-силовой полготовки пловцов использовались тесты, рекомендованные для спортсменов 10-12 лет программой для ДЮСШ (А. А. Кашкин, 2009).

Тест на определение скоростных способностей:

— проплывание 25 м. вольным стилем. Проплывание 25 м вольный стиль выполнялось следующим образом: спортсмен выполнив старт со стартовой тумбочки преодолевал дистанцию вольным стилем, секундомер останавливается по касанию спортсменом бортика бассейна;

Тест на определение скоростно-силовых способностей:

— проплывание 50 м. вольным стилем;

Тест на определение силовых способностей:

— проплывание 100 м. вольным стилем.

Проплывание отрезков 50 и 100 м вольным стилем выполнялось по правилам соревнований спортивного плавания.

Тесты на определение физических качеств и скоростно-силовых способностей на суше:

— подтягивания в висе на перекладине за 45 секунд;

— сгибание и разгибание рук в упоре лёжа за 45 секунд;

— пресс за 30 секунд.

Во всех контрольных тестах на суше, занимающиеся должны были выполнить максимальное количество повторений за определённый промежуток времени.

2.2.4 Педагогический эксперимент

Основную значимость в исследовании имели методы педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент позволил шире, чем другие методы установить характер связей между различными компонентами педагогического процесса, а также между факторами, условиями и результатами педагогического воздействия. Он дал возможность проверить эффективность построения учебно-тренировочного процесса на основе рабочей гипотезы, сравнить эффективность факторов, измерений в структуре процесса и выбрать наилучшие для данных условий их сочетание.

Педагогический эксперимент был организован с целью апробирования:

— тренировочной методики и тренировочных занятий для более рационального построения спортивной тренировки преимущественно на суше и в воде.

— экспериментально обосновать оптимальный вариант преимущественной направленности скоростно-силовых упражнений пловцов на суше и в воде.

2.2.5 Метод математической статистики

Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке, при этом использовалось сравнение двух выборок и попарно не связанные между собой (В. В. Лысенков, 1997).

Были рассчитаны — среднее арифметическое, которое определяется как отношения индивидуальных показателей и количеству случаев, определялась между средним арифметическим и суммой индивидуальных показателей.

стандартное отклонение высчитывают по формуле:

Определяем по формуле оценку стандартной ошибки:

Сравнительный анализ осуществляется по t-критерию Стьюдента:

2.3 Организация исследования

Работа проводилась на базе бассейна ДЮСШ «ЗЕНИТ» г. Иркутска. Тестирование проводилось среди мальчиков 10 — 12 лет, на протяжении 2009 (октябрь) — 2010 (апрель) годов. Всего в контрольных испытаниях приняли участие 30 человек. Две группы (экспериментальная группа — выполняли упражнения преимущественно на суше, контрольная группа — преимущественно в воде) по 15 человек. Занятия проводились одним педагогом, в вечернее время.

Программа предусматривала проведение трёх занятий в неделю, продолжительность каждого занятия два часа. При составлении программы учитывались рекомендации, данные в работах С. М. Вайцеховского, (1986) ; Н. Ж. Булгаковой, (2000) ; И. Л. Ганчар, (2001).

Тренировочная программа предусматривала развитие преимущественно скоростно-силовых качеств. Применялись комплексы упражнений для пловцов, выполняемых на суше, а так же упражнения, выполняемые в воде: плавание с резиновым шнуром, плавание с «тормозом», плавание с лопатками.

Во время педагогического эксперимента было использовано тестирование по трём показателям для определения скоростно-силовых качеств на воде: проплывание отрезков 25, 50, 100 м вольным стилем. В контрольных тестах на воде спортсмен должен был преодолеть дистанцию за максимально короткий промежуток времени. И по трём показателям для определения скоростно-силовых качеств на суше: подтягивание на перекладине в висе за 45 секунд, сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 45 секунд, поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд. Во всех контрольных тестах на суше, занимающиеся должны были выполнить максимальное количество повторений за определённый промежуток времени.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап заключался в том, что, изучив литературу по данному вопросу пришли к выводу, что в настоящее время, существует несколько направлений совершенствования физической подготовленности пловцов. Одни из них направлены на совершенствование скоростно-силовой подготовки на суше, другие в воде (С. М. Вайцеховский, 1986; Н. Ж. Булгакова, 2000; И. Л. Ганчар, 2001).

Однако, сравнительный результат оценки скоростно-силовой подготовки юных пловцов при использовании преимущественно физических упражнений только на суше, либо в воде не проводился. В этой связи, представляет актуальную задачу изучение данного вопроса в виду его не изученности.

Выдвинув гипотезу, в которой послужило предположение, о том, что применение специально-подготовительных упражнений пловцов в воде или на суше, окажут различное воздействие на показатели скоростно-силовой подготовки спортсменов, что позволит определить эффективность разработанных методик и их влияния на спортивную подготовленность.

На втором этапе нашего исследования была разработана методика по развитию скоростно-силовой подготовке пловцов, отдельно для группы занимающейся преимущественно в воде и группы занимающейся преимущественно на суше.

Скоростно-силовые способности в плавании

Скоростно-силовые способности – это своеобразное соединение, собственно, силовых и скоростных способностей человека. По сути, это способность человека к проявлению максимальной мощности в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движения. При этом скоростно-силовые способности разделяют на быструю силу и взрывную силу (о взрывной силе мы говорили в предыдущей статье).

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц в упражнениях, выполняемых с высокой скоростью, но не достигающей предельной величины (например: тройной прыжок в длину).

Тренировка скоростно-силовых способностей и силовой выносливости (о ней мы поговорим позже) направлена на повышение мощности мышечного сокращения и повышение энергетического обеспечения отягощенных движений, имитирующих гребковые движения. Она способствует параллельному повышению максимальной силы и функциональных возможностей организма.

Основные тренирующие факторы – величина отягощения и режим энергообеспечения силовой работы.

Методика тренировки скоростно-силовых способностей:

Методика тренировки скоростно-силовых способностей:
Основным тренирующим фактором является максимальная частота движений при субмаксимальных и больших отягощениях – 60-90% от максимальной силы.
Режим энергообеспечения – анаэробный алактатный (ресинтез АТФ за счет расщепления креатинфосфата).
Длительность однократной работы не больше 10-20 сек., в зависимости от уровня подготовки спортсмена.
Количество повторений в серии 10-16 раз.
Интервалы отдыха 40-90 сек. По моему опыту отдых можно увеличить до 120 сек в зависимости от типа работы.
Важно помнить, что при большом количестве повторений или более длительной работе в одном повторе — активизируется гликолитический ресинтез АТФ, этого нужно избегать.

На суше:
Используются всё многообразие средств силовой подготовки (штанги, блочные, фрикционные и другие тренажеры). Также, в отягощенных движениях используются имитационные гребковые движения, с которыми спортсмен может выполнять движение с угловой скоростью 140-200 градусов в 1 сек.
Пример:
10 серий по 5-8 повторений выпрыгивания в длину с максимальной дальностью прыжка и высокой скоростью (можно добавить вес в виде утяжеляющего жилета), отдых 120 сек.
10 серий по 5-8 подтягиваний. Методика та же.
8 подходов по 5-8 раз — жим лежа вес 45 кг (при максимальном одноповторном максимуме 80 кг). Выполняется на высокой скорости. Отдых 120 сек.

ВАЖНО! Мы категорически против работы в подобном режиме без контроля со стороны тренера. Это очень опасно!

В воде:
Используется плавание с полной координацией и по элементам (в упражнениях) на отрезках 10-25 м, с дополнительным сопротивлением (тормозной пояс, парашют, поролон и тд.) и в лопаточках с максимальной интенсивностью движений. Плавание в гидроканале на супермаксимальных скоростях. Плавание с удержанием груза на блоке, соревновательное плавание на 25-50 метров. Используется повторный и интервальный метод при небольшом числе повторений – от 6 до 16 в зависимости от задач.
Вы сможете попробовать один из методов – плавание на супермаксимальных скоростях в нашей школе плавания. Противоток студии MySwimLab.

В самостоятельный метод выделилась методика «контактного силового лидирования с применением буксирующих устройств». Суть – при плавании с буксировкой спортсмен работает на скорости превышающей его максимальную на 10-30%. Он вынужден выполнять движения в более высоком темпе и с большим усилием, чем он развивает при свободном плавании с максимальной интенсивностью. Используются отрезки 25-50 метров. Количество повторений – не более 10, пауза отдыха 2-4 мин. Оно может чередоваться со «свободным» плаванием в максимальном темпе. В случаях, когда силовой лебедки нет – силовое лидирование осуществляется тренером, тянущим спортсмена по бортику с помощью резины.
Тренировка скоростно-силовой направленности:
Способствует гипертрофии и повышению силы быстрых мышечных волокон.
Повышает скорость креатинфосфокиназной реакции и ресинтеза АТФ.
И на фоне увеличения мощности мышечных сокращений сопровождается увеличением скорости плавания.

ВАЖНО! КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТОМ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ЯВЛЯЕТСЯ УДЕРЖАНИЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ – В ПЛАВАНИИ И НА СУШЕ. Вы не сможете добиться нужного тренировочного эффекта без техники упражнения. Также, вы четко должны понимать, что упражнения с отягощениями, выполняемые на высокой скорости являются крайне опасными. Мы не советуем вам работать самостоятельно в данном режиме.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА СУШИ И В ВОДЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ У ПЛОВЦОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ТРЕНЕРОВОЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ»
статья на тему

Данная работа призвана оказать помощь тренерам-преподавателям отделений плавания при скоростной подготовке юных спортсменов, плавающих в учебно-тренировочных группах 4 и 5 годов обучения, а также в группах спортивного совершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
metod.razrabotka_po_plavaniyu_2.docx47.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ИМЕНИ С.С. РЕУТОВА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА СУШИ И В ВОДЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ У ПЛОВЦОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ТРЕНЕРОВОЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ»

Сильнейшие пловцы современности – это спортсмены, имеющие исключительно высокий уровень физической подготовленности. Методика подготовки пловцов характеризуется сейчас высокими нагрузками. Для того чтобы успешно выполнять подобные нагрузки и показывать результаты, необходимо быть развитым спортсменом, пловцом-атлетом. Именно поэтому важнейшей составной частью тренировочной программы пловцов всех возрастных групп является физическая подготовка.

Вместе с тем, эффективность скоростной подготовки и ее влияние на технику плавания во многом определяется подбором тренировочных средств. При отборе средств специальной физической подготовки руководствуются принципом динамического соответствия, согласно которому они должны быть адекватны соревновательному упражнению по следующим критериям: группам мышц, вовлекаемым в работу; амплитуде и направлению движения; величине усилия и времени его развития; скорости движения и режиму работы мышц.

Цель – повысить уровень развития скоростных способностей у спортсменов, плавающих в учебно-тренировочных группах 4 и 5 годов обучения.

  1. Провести анализ литературных источников по данной теме.
  2. Разработать средства и методы развития скоростных способностей для учебно-тренировочных групп 4 и 5 годов обучения.

Таким образом, данная работа призвана оказать помощь тренерам-преподавателям отделений плавания при скоростной подготовке юных спортсменов, плавающих в учебно-тренировочных группах 4 и 5 годов обучения, а также в группах спортивного совершенствования.

ВИДЫ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СРЕДСТВА СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ

Под скоростными способностями пловца следует понимать комплекс функциональных свойств его организма, обеспечивающий выполнение двигательных действий в минимальное время. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

Элементарные формы проявляются в латентном времени простых и сложных двигательных реакций, скорости выполнения отдельного движения при незначительном внешнем сопротивлении, частоте движений. Эти формы в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими навыками обеспечивают комплексные проявления скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для плавания. К комплексным проявлениям скоростных способностей относятся способность к выполнению старта и поворота в минимальное время, уровень максимальной дистанционной скорости плавания, скорость продвижения пловца при переходе от скольжения после старта или поворота к циклической работе.

Одной из основных предпосылок к скоростной работе является подвижность нервных процессов, выражающаяся в совершенстве протекания процессов торможения и возбуждения в разных отделах нервной системы, а также уровень нервно-мышечной координации. На уровень скоростных способностей влияют и особенности мышечной ткани – соотношение мышечных волокон различных типов, их эластичность, растяжимость, уровень внутримышечной и межмышечной координации. Проявление скоростных способностей пловцов во многом зависит от уровня развития взрывной и максимальной силы, гибкости и координационных способностей, совершенства спортивной техники. Велико значение мощности и емкости алактатных источников энергообеспечения работы.

Следует учитывать, что различные виды элементарных и комплексных скоростных способностей строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга. Так, показатели времени реакции на стартовый сигнал не связаны с показателями скорости движений при выполнении старта; результативность старта или поворота независима от уровня дистанционной скорости. Это требует дифференцированного подхода к развитию скоростных способностей. Такой подход основан на широком применении средств и методов, направленных на избирательное совершенствование как элементарных форм – времени реакции, скорости выполнения одиночных движений, частоты движений, так и комплексных – уровня дистанционной скорости, способности к быстрому отталкиванию во время старта или поворота и др.

В процессе скоростной подготовки пловцов следует учитывать то, что скоростные возможности пловцов в сложных комплексных двигательных действиях (старт, поворот, циклическая работа) определяются многим компонентами, требующим направленного совершенствования.

Скоростные способности при выполнении старта зависят от:

  1. времени реакции пловца на стартовый сигнал,
  2. скорости выполнения первых движений,
  3. силы толчка,
  4. траектории и дальности полета,
  5. положения тела при входе в воду,
  6. эффективность скольжения и выхода на поверхность воды,
  7. своевременности и интенсивности выполнения первых плавательных движений.

Каждый их этих элементов во многом определяет эффективность целостного двигательного действия, оказывает существенное влияние на эффективность старта.

Скоростные способности при выполнении поворота определяются:

  1. Эффективностью реакции при проплывании к поворотному щиту,
  2. Быстротой и точностью выполнения вращения,
  3. Силой толчка,
  4. Траекторией и углом выхода из поворота,
  5. Скоростью скольжения,
  6. Согласованностью выполнения первых плавательных движений после скольжения.

Максимальная скорость плавания зависит от:

  1. Темпа и шага гребковых движений,
  2. Уровня силы, развиваемой при выполнении отдельных гребков,
  3. Совершенства мышечной координации,
  4. Техники гребковых движений и согласованности их с дыханием и др.

Необходимо помнить, что элементарные формы скоростных способностей значительно детерминированы генетически и слабо поддаются совершенствованию.

У пловцов высокой квалификации время простой реакции или время простого одиночного движения обычно очень незначительно отличается от показателей, регистрируемых у неспортсменов. Что же касается комплексных форм проявления скоростных качеств, то здесь в результате специальной тренировки можно добиться очень большого прогресса. Это обусловлено тем, что комплексные проявления скоростных способностей зависят не только от уровня развития элементарных форм, сколько от большого количества факторов технического, физического и психологического характера, которые хорошо поддаются совершенствованию.

Читать статью  Эффективное плавание. Методика тренировки пловцов и триатлетов

Средствами скоростной подготовки являются различные упражнения, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений. Для развития скоростных способностей широко используются гимнастические упражнения и особенно спортивные игры, предъявляющие высокие требования к проявлению скоростных качеств. Специально-подготовительные упражнения могут быть направлены как на развитие отдельных составляющих скоростных способностей, так и на их комплексное совершенствование в целостных двигательных действиях. Эти упражнения строятся в соответствии со структурой и особенностями проявления скоростных качеств в соревновательной деятельности и могут быть направлены на совершенствование скоростных компонентов старта, поворота, работы циклического характера. Такими упражнениями могут быть:

  1. Выполнение старта с акцентом на максимальную быстроту или силу движений,
  2. Выполнение старта с акцентом на максимально быструю реакцию на стартовый сигнал,
  3. Выполнение старта с акцентом на максимальный темп первых циклов движений,
  4. Скоростное проплывание отрезков (5-15 м) с максимальной интенсивностью,
  5. Кратковременные ускорения (3-5 м) взрывного характера при выполнении циклической работы и т.п.

Комплексному совершенствованию скоростных способностей помогают соревновательные упражнения, в частности проплывание коротких отрезков (50 и 100 м) в условиях соревнований. Этим удается достичь таких показателей скорости выполнения отдельных компонентов соревновательной деятельности, которых, как правило, не удается показать в процессе тренировки.

Упражнения, применяемые для развития скоростных возможностей, могут быть аналитического и синтезирующего характера. Аналитические упражнения направлены на совершенствование относительно локальных компонентов скоростных способностей, таких, как, время реакции на стартовый сигнал, эффективность отталкивания при выполнении старта, длина шага гребка и т.п. Синтезирующие упражнения предусматривают совокупность простых движений и действий, в комплексе определяющих скоростные способности при дистанционном плавании, выполнении старта или поворота.

Упражнения скоростного характера можно также подразделить на выполняемые, на суше и в воде, с использованием дополнительных средств (тренажеры, сопротивления и др.) и без них.

Упражнения на суше очень разнообразны. Это спортивные и подвижные игры с выраженными скоростно-силовыми элементами, требующие быстроты реагирования, ориентирования в сложных ситуациях, частого переключения от одного вида двигательных действий к другому. Хороший фундамент по совершенствованию старта и поворота позволяют создать упражнения прыжкового характера из арсенала легкой атлетики, акробатики и спортивных игр. Такие упражнения обеспечивают развитие скоростно-силовых способностей мышц, совершенствуют внутримышечную и межмышечную координацию.

Широко применяется работа с использованием различных тренажерных средств, способствующих совмещенному совершенствованию скоростных возможностей мышц и взрывной силы. Например, скоростно-силовые упражнения на тренажерах, имитирующих отталкивание при выполнении стартов или поворотов, разгибание ног при плавании брассом, способствуют повышению эффективности старта и поворотов, повышению дистанционной скорости. Скоростно-силовые упражнения на тренажерах, скользящих тележках, позволяющих имитировать гребковые движения, создают прочный скоростно-силовой фундамент для повышения дистанционной скорости.

Упражнения в воде циклического характера направлены как на раздельное совершенствование скоростных качеств, так и их объединение в целостном дистанционном плавании. Это проплывание тренировочных отрезков по элементам – с помощью рук, ног и координации, а также при различном сочетании работы рук, ног и дыхания.

Широко используются упражнения со средствами облегчающего воздействия, позволяющие превышать в обычных условиях скорость: плавание с лопатками, с помощью буксировочных устройств, с ластами, с применением лидеров скорости (свето- и звуколидеры, задающие необходимый темп движений и скорость плавания), с задержкой дыхания и т.д.

Для совершенствования скольжения используется скольжение со старта или после поворота с различными положениями рук, после старта с разбега по бортику бассейна, где акцент делается на скорость и дальность скольжения. Применяются и дополнительные технические средства: «протягивание» пловца в наиболее обтекаемом положении с использованием специального буксировочного устройства с равномерной скоростью, замедлением или ускорением.

Совершенствуя быстроту реакции пловца, тренеру необходимо использовать упражнения не столько в воде, сколько на суше, включая элементы единоборств, движений в ответ на различные сигналы, подвижные и спортивные игры (особенно волейбол) и др. К основным методам выполнения упражнений относится повторный, переменный и повторно-переменный.

Большинство упражнений, совершенствующих скорость одиночных движений на суше, выполняется в повторном (прыжки, метания, специальные гимнастические упражнения), а в воде – в равномерном или в переменном режиме (проплывание дистанций всеми способами с акцентом внимания на силу отталкивания от поворота; тоже, но на спине с одновременным отталкиванием рук и акцентом на силу окончания каждого гребка; тоже, но брассом при помощи ног с доской и акцентом на «конец толчка» и др.).

В настоящее время главным средством совершенствования темпа движений являются упражнения, выполняемые в различном (возрастающем, большом, околопредельном и предельном) темпе. Лучшими их режимами являются повторный и переменный.

В повторном режиме (длительность каждого повторения 6-10 сек., отдых между ними – по самочувствию пловца). Выделяют: выполнение упражнений с различной, но постепенно (от повторения к повторению) возрастающей интенсивности, начиная с 70% и заканчивая 95-98% от максимальной; выполнение упражнений «на ускорение» (при каждом повторении упражнение выполняется с малого темпа до предельного) и выполнение упражнений в предельном темпе не столько для развития мышц, сколько для проявления достигнутого уровня быстроты.

В переменном методе построения упражнений как на суше, так и в воде остается в принципе таким же, как и при повторном режиме, только отдых здесь начинает носить активный характер – его заполняют нагрузкой малой интенсивности. Например: проплывание в легком темпе какой-либо дистанции с ускорениями продолжительностью 6-8 сек. На каждый поворот.

Элементарные формы проявления быстроты, также как и техника плавания, являются положительными предпосылками для развития скоростных возможностей спортсмена.

Современная методика повышения скоростных возможностей пловца в общих чертах сводится к следующим положениям:

С увеличением скорости плавания техника претерпевает значительные изменения (по характеру, амплитуде, согласованию движений и т.д.);

Основные трудности в повышении скорости в плавании связаны с автоматизацией движений в воде, которая возникает при длительных, многократных повторениях упражнений, выполняемых в одном темпе;

С биохимической точки зрения осуществление скоростной работы регламентируется уровнем анаэробной производительности спортсмена. Не удивительно, что между методикой развития быстроты и повышением скоростных возможностей пловца давно уже не ставят знак равенства. Последняя задача тренировки значительно шире, а ее решение связано с комбинированием самых различных режимов выполнения упражнений.

В таблице представлены упражнения, используемые для совершенствования скоростных качеств, а также скоростных способностей при выполнении старта и поворота.

Скоростные упражнения в воде, применяемые в подготовке пловцов учебно-тренировочных групп 4 и 5 годов обучения

Паузы между повторениями, с

Проплывание отрезков 10-25 м со старта с максимальной скоростью

Проплывание дистанций 50-100 м со старта с ускорениями: 15-20 м с максимальной скоростью, 30-35 м — компенсаторно

Проплывание дистанций 400-1000 м с ускорениями: 10-15 м на каждом 50-100 – метровом отрезке

Проплывание 25-метровых отрезков с задержкой дыхания: без дыхания, 1-4 вдоха

Проплывание 25-метровых отрезков с использованием ласт с максимальной скоростью с задержкой дыхания и без задержки дыхания

Ускорения по 10-15 м с максимальной частотой движений (пальцы сжаты в кулак)

Проплывание 100-метровых отрезков с лопатками с ускорениями: 15-20 м с максимальной скоростью, 30-35 м компенсаторно

Поочередное проплывание 15-25-метровых отрезков с буксировкой и без буксировки партнера

Плавание с использованием резинового амортизатора в одну сторону, преодолевая сопротивление амортизатора; в обратную – используя ускорение сокращающегося амортизатора

Проплывание 10-25-метровых отрезков с максимальной скоростью при помощи рук, ног, при различных сочетаниях работы рук, ног и дыхания

Совершенствование скоростных способностей при выполнении стартов и поворотов

Стартовые прыжки с заданной точкой входа в воду

Стартовые прыжки под различные звуковые командные сигналы

Стартовые прыжки с разновысоких тумб с различными положениями рук – вытянутые вдоль тела; вытянуты вперед, кисти соединены

Прыжки с бортика бассейна через разделительные плавательные дорожки

Выполнение стартовых прыжков в эстафетном плавании по 25 м

Выполнение стартовых прыжков из различных исходных положений:

  • С захватом тумбочки руками
  • С махом руками
  • Легкоатлетических с различным положением ступней
  • С захватом тумбочки руками и переносом центра тяжести тела за линию стартовой тумбочки
  • С большим углом вылета и высокой траекторией
  • С малым углом вылета и низкой траекторией (после каждого старта выполняется 5-7 циклов гребковых движений основным способом плавания)

Выполнение двойного сальто (двойное вращение) во время поворота при плавании вольным стилем

Выполнение поворота вольным стилем с прыжка, стоя лицом к поворотному щиту, с последующим выполнением скольжения и 10 циклов плавательных движений (выполняется на мелкой части бассейна)

Разбегаясь по бортику бассейна, прыжок в воду в направлении к поворотному щиту, группировавшись, выполнить поворот, скольжение и 5-8 циклов плавательных движений

При помощи резинового амортизатора, закрепленного с двух сторон разделительной дорожки бассейна и у пояса пловца, отталкивание от бортика бассейна с преодолением сопротивления амортизатора

Эстафета с выполнением поворота различными способами и проплыванием 7,5 м до поворота и 7,5 м после поворота и передачей эстафеты

Повышение максимальной скорости плавания

Перетягивание друг друга в течение 10-15 с с использованием резинового амортизатора, закрепленного между двумя плывущими в противоположных направлениях

Проплывание дистанций 50 м с максимальной скоростью за лидером (боксерская груша, макет пловца); буксируемый предмет движется со скоростью, превышающей соревновательную

Эстафетное плавание с препятствиями (поперек бассейна через дорожки) – 2 команды по 8-10 человек

Игра в водное поло, каждый участник имеет на поясе резиновый амортизатор, соперники в ходе игры имеют право удерживать друг друга за резиновый амортизатор

Проплывание отрезков 12,5 м, чередуя плавание при помощи рук, ног, в полной координации

Плавание с преодолением сопротивления партнера:

  • При помощи ног, удерживая доску лицом друг к другу (15-30 с)
  • При помощи рук – пловцы закрепленные на жесткой привязи плывут в разные стороны (15-30 с)

Проплывание отрезков 25-50 м с дополнительными тренировочными средствами:

  • При помощи ног – плавание в обуви, в ластах
  • При помощи рук – плавание в лопатках и без лопаток
  • Плавание с полной координацией движений – с надувным кругом и без него, с отягощением и без него

4х24 м, 4х50 м – установление какого-либо разряда на дистанциях 100 и 200 м. участвуют команды по 2-4 человека. Каждый пловец проплывает свой отрезок дистанции максимально быстро (сумма времени должна превысить норматив выполняемого разряда).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ 4 И 5 ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Работа над повышением скоростных качеств пловца может быть подразделена на два взаимосвязанных этапа: этап дифференцированного совершенствования отдельных составляющих скоростных способностей (время реакции, время одиночного движения, частота движений и др.) и этап интегральной подготовки, на котором происходит объединение локальных способностей в целостных двигательных актах – старте, повороте, отдельных частях дистанции. Это подразделение условно, однако оно позволяет обеспечить единство и взаимосвязь аналитического и синтезирующего подходов при совершенствовании скоростных качеств спортсменов.

Эффективность скоростной подготовки во многом зависит от интенсивности выполнения упражнений, способности пловца при этом предельно мобилизоваться. Именно умение пловца в процессе тренировочных занятий выполнять скоростные упражнения на предельном и около предельном уровнях, по возможности более часто превышать личные рекорды в отдельных упражнениях, служит основным стимулом повешения его скоростной подготовленности.

Однако в практике подготовки пловцов, необходимость выполнения упражнений на околопредельном уровне часто игнорируется и заменяется большими объемами скоростной работы с интенсивностью, значительно уступающей максимально доступной. Такая тренировочная программа может в большей мере воспрепятствовать приросту скоростных возможностей пловца, чем способствовать их развитию, поскольку в соответствии с известными закономерностями такая работа приводит к образованию «скоростного барьера» — жесткого стереотипа, труднопреодолимого и препятствующего росту скоростных возможностей спортсмена.

Уровень проявления скоростных качеств при тренировке пловцов во многом зависит от подбора таких средств и методических приемов, которые позволили бы обеспечить предельное их проявление. Эффективным здесь является применение различных средств предварительной стимуляции работоспособности (педагогических, физических, психологических), как при изолированном, так и при комплексном их применении. Возможно большое количество вариантов: средства предварительной стимуляции могут носить избирательный (например, только педагогические или физические) или комплексный (различные средства в одном стимулирующем комплексе) характер; планироваться перед комплексом скоростных упражнений или вводиться отдельными порциями между скоростными упражнениями.

Приведем несколько примеров. Как изолированное, так и комплексное применение средств предварительной стимуляции работоспособности в программах занятий, направленных на повышение дистанционной скорости, ведет к существенному повышение скоростных возможностей. В качестве педагогических средств наиболее эффективно вариативное проплывание коротких отрезков (10-15 м), предполагающее чередование упражнений с дополнительным сопротивлением (растягивание резинового шнура) и принудительным лидированием (скорость 110-120%) при помощи этого же шнура, которое благодаря двухсторонней стимуляции скоростных и силовых качеств приводит к увеличению скорости проплывания коротких отрезков при помощи рук и ног и с полной координацией движений; плавание с буксировкой (скорость 105-115%); плавание на привязи (5-10 с) и с большими лопатками (10-15 м).

В программу физических средств могут включаться прогревание в сауне (10 мин.), тонизирующее прогревание, локальный массаж, гидромассаж (3-5мин.).

Среди эффективных педагогических средств стимуляции скоростных качеств следует отметить выполнение кратковременных упражнений в конце занятий, после длительной работы в аэробном режиме. Результаты научных исследований и опыт передовой практики свидетельствуют о том, что в этом случае спортсменам часто удается проявить скоростные возможности на уровне, недоступном в начале тренировочного занятия, непосредственно после разминки. Обусловлено это, прежде всего, положительным влиянием длительного выполнения относительно малоинтенсивной работы на улучшение межмышечной и внутримышечной координации, повышением экономичности работы, налаживанием оптимального соотношения в деятельности двигательных и вегетативных функций. Не менее перспективный вариант связан с повышением скоростных показателей движений после предварительного выполнения родственных упражнений с дополнительными отягощениями. Например, перед спринтерскими упражнениями выполняется 15-20 с работа на силовых тренажерах, позволяющих имитировать рабочие движения. В этом случае спортсменам часто удается добиться более высоких показателей скорости в основных упражнениях, чем без предварительного применения упражнений с повышенной силовой нагрузкой.

Одним из путей повышения эффективности скоростной подготовки является планирование в тренировочном процессе микроциклов спринтерской направленности. Однако высокий тренирующий эффект таких микроциклов возможен лишь тогда, когда они планируются после восстановительных микроциклов, что позволяет достичь наивысших показателей работоспособности в отдельных упражнениях.

Проявлению спринтерских качеств способствует правильная психологическая мотивация к выполнению тренировочной работы, применению соревновательного и игрового методов при выполнении различных упражнений, создание соревновательного микроклимата в каждом тренировочном занятии.

Существует ряд требований к компонентам нагрузки (характеру и продолжительности нагрузки; интенсивности работы при их выполнении, продолжительности и характеру отдыха между упражнениями, количеству повторений), которые должны быть учтены в процессе скоростной подготовки.

Для повышения скоростных возможностей пловцов наиболее широко используются специально-подготовительные и соревновательные упражнения: старт или поворот, их узловые компоненты, выполняемые в различных условиях, с ориентацией на общий результат или на совершенствование скоростных способностей при выполнении различных фаз; проплывание коротких отрезков (продолжительность работы 5-15 с), кратковременные упражнения, основанные на различных сочетаниях движений рук, ног и дыхания. Широко применяются упражнения с различными дополнительными средствами: плавание с тормозными устройствами или на привязи, плавание с принудительным лидированием; имитация гребковых движений на силовых тренажерах.

Одно из основных требований к скоростным упражнениям – хорошее владение их техникой. При этом условии пловцы в состоянии сконцентрировать основное внимание и волевые усилия не на технике, а на скорости выполнения упражнений.

Продолжительность отдельных упражнений в процессе скоростной подготовки определяется их характером и необходимостью обеспечить высокий уровень скоростных способностей. При совершенствовании отдельных компонентов скоростных способностей (например, время реакции, скорость одиночного движения) отдельные упражнения очень непродолжительны – менее секунды, а при нескольких повторениях – до 10-15 с; очень непродолжительны – до 5-10 с и упражнения, направленные на совершенствование комплексных скоростных способностей при выполнении старта и поворота. При работе над повышением уровня дистанционной скорости продолжительность отдельных упражнений может колебаться в больших пределах – от 5-6 с до 1 минуты и более при проплывании с максимально доступной скоростью дистанции 100 м. Однако широко при работе над повышением дистанционной скорости используются упражнения, продолжительность которых не превышает 30 с (плавание на отрезках протяженностью от 10-15 до 50м). это обусловлено тем, что при однократном выполнении упражнений продолжительностью до 25-30 с не наблюдается падение работоспособности вследствие прогрессирующего утомления.

При планировании интенсивности работы или скорости преодоления отрезков или дистанций следует исходить из того, что тренировочная работа должна оказывать на организм спортсмена воздействие, стимулирующее приспособительные изменения, лежащие в основе проявления свойств, которые в сумме определяют уровень скоростных возможностей. Этому способствует высокая, вплоть до максимальной, интенсивность упражнений. При выполнении скоростных упражнений спортсмен должен стремиться обеспечить максимальный уровень проявления скорости за счет предельной мобилизации сил и соответствующих его морфологическим особенностям частоты и амплитуды движений.

Скоростная подготовка не может быть ограничена скоростными упражнениями с максимальным и близким к нему уровнем интенсивности. Совершенствованию различных скоростных способностей и их составляющих помогают упражнения, выполняемые с интенсивностью 85-95% максимально доступной. И именно широкая вариативность интенсивности работы при выполнении отдельных упражнений со значительным использованием средств, требующих предельной мобилизации скоростных качеств, является одним из непременных условий планомерного повышения скоростных возможностей пловцов.

При развитии скоростных способностей продолжительность пауз планируется так, чтобы к началу очередного упражнения возбудимость центральной нервной системы была повышена, а физико-химические сдвиги в организме уже в значительной мере нейтрализованы. В таблице приведены примерные интервалы отдыха, соответствующие этой задаче и рекомендуемые для использования в тренировке пловцов.

Примерная продолжительность пауз между отдельными упражнениями по работе по повышению скоростных возможностей

Источник https://otherreferats.allbest.ru/sport/00363240_0.html

Источник https://myswim.ru/blog/skorostno-silovye-sposobnosti-v-plavanii/

Источник https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/12/10/ispolzovanie-spetsialnykh-uprazhneniy-na-sushi-i

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Уход за передней и задней подвеской автомобиля ЛУАЗ-969М
Next post Что надо знать при укладке асбестоцементных труб для канализации?