Спортивная тренировка в синхронном плавании
Спортивная тренировка в синхронном плавании
Спортивная тренировка в синхронном плавании является одной из основных частей содержания этого вида спорта (другой столь же важной его частью являются соревнования) и представляет собой сложный педагогический процесс, обеспечивающий подготовку спортсмена к состязаниям и решение широкого круга задач разного уровня для достижения этой цели.
Основные задачи спортивной тренировки
- • Воспитание физических качеств и способностей для достижения спортивного результата.
- • Всестороннее совершенствование технико-тактического мастерства.
- • Развитие функциональных возможностей и психических особенностей организма.
- • Целенаправленное воспитание морально-волевых и нравственных качеств.
- • Приобретение специальных знаний о закономерностях спортивной деятельности.
- • Развитие интеллектуальных способностей.
Спортивная тренировка также призвана служить обеспечению здоровья и гармонического развития человека, являющихся главным приоритетом синхронного плавания.
Тренировочный процесс в синхронном плавании основывается на общих педагогических и дидактических принципах и строится с учетом специфических особенностей этого вида спорта [3, 4, 6, 7, 8].
Специфика вида связана, во-первых, с тем, что это — водный вид спорта, требующий постоянного пребывания спортсмена в воде. Во-вторых, с тем, что занятия в этом виде спорта требуют долговременной работы организма в режиме гипоксии — нехватки кислорода. В-третьих, с тем, что значительную часть времени спортсмены находятся в положении «обратной вертикали» (головой книзу). Поэтому спортивная тренировка в синхронном плавании состоит из двух взаимосвязанных частей: основной — занятий в воде — и дополнительной (вспомогательной) — занятий на суше (ей отводится роль как прямого обеспечения многосторонней функциональной подготовки спортсмена, так и инструмента коррекции функциональных нагрузок в водной среде).
Тем самым тренировочный процесс в синхронном плавании достаточно сложен, требует сосредоточенности и грамотности от всех его участников, и одновременно богат возможностями всесторонней подготовки спортсменов и творческой инициативы тренеров.
Следует подчеркнуть, что как водный вид спорта синхронное плавание обладает широкими возможностями в решении своих задач. В принципе, все необходимые способы функциональной коррекции в подготовке спортсменов могут быть обеспечены подбором специальных упражнений в воде. Однако общие соображения целесообразности чередования занятий в воде с занятиями на суше с учетом технологических и финансовых параметров тренировочного процесса ограничивают эту практику.
Недостаток кислорода, наступающий в ходе любой спортивной деятельности и связанный, как правило, со степенью ее интенсивности, в синхронном плавании усугубляется изначальным условием долговременного нахождения спортсмена под водой и, как следствие этого, выполнения им большого объема работы на задержке дыхания, в ситуации так называемой гипоксической гипоксии или квантифицированного (порционного) дыхания [ 17].
Вследствие чего спортивная тренировка включает в себя одновременное решение двух тесно взаимосвязанных задач — расширение адаптационных возможностей организма спортсмена за счет его привыкания к такому режиму и обучение спортсмена максимально эффективному использованию кислорода в ходе работы в воде. Последнее достигается за счет грамотного исполнения изучаемых движений и правильной организации всего тренировочного процесса. В решении этого круга задач незаменима практика «школы» — овладения навыками исполнения основных фигур синхронного плавания.
Существенную составляющую синхронного плавания являют собой произвольные программы (композиции на воде). В ходе их исполнения периодические задержки дыхания в их сочетании с динамическими нагрузками и темповой работой, с кратковременными неполноценными интервалами отдыха, усугубляемые отсутствием носового дыхания, создают в своей совокупности большие дополнительные сложности для протекания адаптационных процессов в организме спортсмена. С учетом этих особенностей тренировка в синхронном плавании требует помимо внимания к вышеупомянутой специальной системе подготовки повышенного внимания к технике безопасности работы в воде.
Наконец, как показывает опыт, долговременное пребывание спортсменов в позиции обратной вертикали оказывается связано со специфическими структурными изменениями в организме. Тренировочный процесс может или усиливать, или ослаблять эти изменения, что не может не сказываться на его содержании и формах. Специфические тренировочные нагрузки оказывают избирательное действие на функциональные возможности различных систем организма, что также должно учитываться в практике подготовки спортсменов. По мере накопления мирового опыта в синхронном плавании разрабатывается и совершенствуется система рекомендаций, позволяющих более эффективно решать оздоровительные задачи спорта. Вместе с тем квалифицированный тренер всегда имеет возможность учитывать особенности подготовки спортсменов в синхронном плавании, основываясь на уже существующем опыте.
Чем прекрасно синхронное плавание и зачем отдавать туда ребенка? Рассказывает синхронистка-чемпионка мира
Возможно, многие ответят, что это балет на воде, кто-то скажет, что там девочки плавают с прищепками на носу. Кто-то почешет голову и спросит: разве это не то же самое, что обычное плавание?
Сегодня я расскажу вам о синхронном плавании и том, как тренируются синхронистки. Возможно после моего рассказа вам захочется больше следить за этим видом спорта, а кто-то даже решит отдать своего ребенка в секцию синхронного плавания.
Спорт с двумя названиями: переименовали, чтобы повысить популярность
Прежде всего, давайте разберемся с названием. Сейчас этот спорт называется «артистическое плавание» – его переименовала в 2017 году Международная федерация водных видов спорта, чтобы повысить популярность. Но я, посвятив всю свою жизнь синхронному плаванию, не могу называть его по-другому. Было много недоумений и вопросов, зачем понадобилось менять название. На мой взгляд, смена названия не оправдывает себя, так как больше не передает одну из важнейших ценностей этого спорта – синхронность исполнения движений.
На протяжении многих лет российские синхронистки были и остаются законодателями в этом спорте: никому не удается делать элементы так же синхронно. Тем более, что артистичность можно отнести к субъективным критериям, а синхронность видна даже обывателю.
Так что возможно, убирая из названия главное и фундаментальное определение, федерация хотела снять важность синхронности в выступлении и позволить другим странам догнать и даже перегнать российских спортсменок.
Как тренируются синхронистки: 11 часов в день в зале и на воде, акробатика, плавание всеми стилями
Синхронное плавание считается одним из самых тяжелых видов спорта: трехминутное выступление можно приравнять к целому футбольному матчу. Многие сейчас возмутятся, но тренировки синхронисток сравнимы с подготовкой спецназа.
Ежедневно средняя спортсменка проводит в воде 6 часов, плюс 1-2 часа работы в зале. В сборной команде спортсменки тренируются по 9-11 часов ежедневно, из которых 9 часов – тренировка в воде.
Чтобы достичь высокого профессионального уровня, синхронистки работают над многочисленными аспектами. Подготовка – как часовой механизм, где каждая шестеренка необходима для результата. Именно поэтому каждый тренировочный день включает в себя множество незаменимых элементов.
Помимо самого синхронного плавания, синхронистки занимаются балетом, акробатикой, ОФП, развитием силы, выносливости, гибкости, также в зале отрабатываются произвольные программы, которые зритель видит на соревнованиях. Именно в зале нарабатывается синхронность и четкость исполнения движений. В воде же большое количество времени уделяется плавательной подготовке: для наработки выносливости и скорости синхронисток тренируют тренеры по спортивному плаванию.
В самом начале спортивного пути синхронистки приобретают и отрабатывают правильную технику плавания всеми существующими видами и плавают наравне со своими ровесниками-пловцами. Очень часто юные синхронистки участвуют в детских соревнованиях по плаванию, даже были случаи, когда синхронистки выигрывали у своих сверстников-пловцов. Конечно, такое возможно только на начальном этапе, в дальнейшем синхронистки отдают много времени другим составляющим своего вида спорта, а пловцы сильно набирают скорость и мощь, что делает невозможным дальнейшие состязания.
Также, помимо всего перечисленного, тренировки включают в себя техническую подготовку для чувства воды, себя в воде и отработки техники исполнения элементов синхронного плавания. То, что исполняется с такой легкостью во время соревнований, требует огромной работы и серьезной технической и силовой подготовки. Даже вертикальное положение в воде с идеальной линией требует многих часов ежедневной работы. Все должно быть четко и идеально геометрично. Плечи, бедра, живот, руки, голова требуют правильного положения, иначе будет невозможно переходить на более сложные технические элементы: выталкивания (скоростной выход ногами из воды, когда спортсменки остаются всем телом над водой), вращения и винты (повороты в положении с ногами вверх, которые могут быть как на одном уровне, так и с выходом/уходом).
Важно также уделять время акробатике, чтобы создавать те самые полеты во время программ, которые сначала отрабатываются в зале, а в дальнейшем переносятся на воду, где помимо самого прыжка вырабатывается правильная схема и построение, по которым будет осуществляться подготовка к выбросу и сам толчок. Тут важна не только сила броска, но и захват и положение каждой спортсменки на своем месте. Кто-то выступает «ногами» или «столбом», это та спортсменка, на которой строится вся поддержка и с которой осуществляется дальнейший прыжок, более сильные девочки толкают в центре, другие выступают «доталкивателями». Важно, чтобы все спортсменки были синхронизированы в своей работе – именно на это идет упор в акробатических тренировках.
Дальше дело доходит до произвольных программ. Для четкости и синхронности исполнения необходимо работать над всеми программами ежедневно (у нас их сейчас насчитывается 8, еще две программы микст-дуэта). Синхронность очень быстро уходит, уже после одного дня отдыха приходится наверстывать пропущенный день.
Программы требуют кропотливой и постоянной работы. Сначала каждая программа отрабатывается небольшими частями, для наработки четкости и точности исполнения и искоренения ошибок и асинхронов. В дальнейшем эти части увеличиваются до тех пор, пока дело не дойдет до прохода полной программы без остановок, что нарабатывает силу и выносливость, без которых невозможно достичь высокого уровня исполнения.
День в сборной команде может выглядеть так:
6:30 – подъем и пробежка;
8:00 – тренировка в зале на ОФП и растяжку или хореография;
9:00 – проход «сухой» тренировки программ;
10:00 – плавательная подготовка;
10:45 – техническая работа;
11:30 – произвольные программы;
14:30 – обед и отдых;
17:00 – вторая тренировка на воде, например, акробатика;
17:30 – произвольные программы;
21:30 – просмотр видеозаписей с тренировки и отдых до утра.
Основная часть работы в синхронном плавании проходит в воде наедине со своим телом и его ощущением в воде, поэтому даже один пропущенный день негативно сказывается на чувстве себя в воде и технике. Поэтому тренировки должны быть постоянными с перерывом на один выходной. Длительные праздничные паузы или отпуски не допускаются.
Сама же специфика спорта – это скоростно-силовая работа с высокой концентрацией на четкость выполняемых движений, что еще усложняется тем, что спортсменки работают с сильным понижением кислорода и постоянной задержкой дыхания, а вся надводная часть продолжается в скорости и на максимальной мышечной работе, что не способствует восстановлению.
А зритель видит только легкое скольжение по воде и беззаботно улыбающихся спортсменок, которые несмотря на всю сложность, потемнение в глазах, удушье и полный отказ мышц продолжают следовать ритму и показывать легкость и высокий артистизм.
Стоит ли заниматься синхронным плаванием, если оно такое сложное. Что этот спорт дает ребенку
Моя жизнь в этом спорте была напряженной. Приходилось бороться с усталостью, болью в мышцах, с собой и своими желаниями. Но даже после этого тернистого пути я благодарна синхронному плаванию и тому, каким человеком меня сделал спорт в целом.
На мой взгляд, спорт просто необходим людям и, в особенности, детям. Он закаляет характер, повышает уверенность в себе, учит дисциплине. Это те качества, которые просто необходимы в обычной повседневной жизни каждому человеку. Спорт – это школа жизни, а спортсмены – уверенные и самостоятельные люди, которые умеют отвечать за себя и свои поступки и справляться с любыми трудностями.
Синхронное плавание прекрасно подходит для физического развития детей. Несмотря на большие нагрузки и серьезную физическую подготовку, у девушек развивается гармоничная фигура. Существует миф, что у синхронисток огромные плечи, но это не так. У них развитая мускулатура, но спорт в целом не влияет на развитие массивного плечевого и спинного каркаса. Скорее это индивидуальная особенность – у девушек с изначально широкими плечами, они будут такими всегда, а с накаченными мышцами плечи будет смотреться мощнее.
Синхронное плавание дает гармоничное развитие также потому, что помимо силовых тренировок спортсменки уделяют много времени развитию гибкости и балету, это помогает поставить правильную осанку.
Еще один позитивный момент – развитие интеллекта. Это спорт не только для мышц тела, но и для мозга. Только представьте: чтобы достичь синхронности, необходимо каждую долю секунды следить за ритмом музыки, помнить ошибки и думать об углах, положениях рук, ног и пальцев и следить краем глаза за своими коллегами, за расстоянием до них, за рисунками (положением спортсменок в воде по отношению к друг другу).
В движении, на большой скорости, под водой и над водой рисунки должны оставаться четкими и легко просматриваемыми. Даже небольшой поворот плечей одной спортсменки может привести к излому всей линии. Эти рисунки очень важны в синхронном плавании. Ценится быстрая и неожиданная их смена, а судьи записывают какое количество перестроений за программу выполнила та или иная команда, чем больше перестроений, тем больше сложность программы.
Так же с перестроениями: есть отдельные от движений и те, что выполняются во время движений, – они, само собой, ценятся больше. И над, и под водой нужно держать глаза широко раскрытыми и следить за коллегами по команде, контролируя их положение краем глаза без поворота головы. Очень часто одновременно приходится следить за двумя или тремя сторонами рисунка, то есть держать линию впереди себя, справа или слева, а еще следить за диагоналями, что пересекают перестроение. Если у спортсменки не развито внимание и страдает интеллект, становится просто невозможным контролировать такое количество вещей одновременно, к тому же в состоянии гипоксии и усталости.
Синхронность нарабатывается бесконечным количеством повторений одного и того же действия, до тех пор, пока не наработается мышечная память. Чем сообразительнее спортсменка, тем меньше повторений приходится делать, таким образом голова спасает тело. Чтобы сократить работу на воде, многие движения руками отрабатываются в зале перед зеркалом и просчитывается вслух музыка, что необходимо для запоминания и нахождения акцентов, на которые в дальнейшем спортсменки будут опираться при работе в воде. Для работы над ритмом часто проводят тренировки с уменьшением громкости музыки, спортсменки продолжают держать ритм в голове и при увеличении громкости должны четко синхронизироваться своим счетом с музыкой. Это показывает, насколько верно они продолжали держать ритм в отсутствии музыкального сопровождения.
Мозг, как и мышцы, тренируется, поэтому ежедневные тренировки делают синхронисток умнее и сообразительнее, развивают координацию и концентрацию.
Синхронное плавание – спорт с высокой концентрацией внимания, поэтому спортсмены быстро учатся контролировать эмоции и собираться в нужный момент – без этого невозможны хорошие результаты.
Это также эстетический вид спорта, поэтому важно сохранять стройную и точеную фигуру, постоянно контролировать вес. Но тут дело не доходит до крайностей: голодовки противопоказаны синхронисткам, так как отсутствие полноценного рациона негативно скажется на тренировках, уровне энергии и восстановлении мышц.
С самого детства спортсменки учатся дисциплине в питании, которая в дальнейшем становится полезной привычкой на всю жизнь. Я могу с уверенностью сказать, что из многочисленных спортсменок, которые попрощались со спортом, только единицы набрали вес. В основном все бывшие синхронистки придерживаются здорового образа жизни и правильного сбалансированного питания.
Многие спрашивают как обстоят дела с простудами, особенно в холодное время года. Обычно в первый год тренировок юные спортсменки сталкиваются с частыми простудами, это нормально. Должна пройти адаптация и выработаться иммунитет. Когда дети начинают ходить в сад, в первое время повышается риск заболеваний – здесь тоже так. В дальнейшем при соблюдении простых правил (высушить волосы и уши, насухо вытереть ноги, носить шапку) простуды сокращаются. Более того, «водные» люди болеют довольно редко.
В каком возрасте отдавать детей в синхронное плавание
Синхронное плавание – достаточно молодой вид спорта. Спортсменки в среднем заканчивают карьеру в 25-30 лет. Многие сильные спортсменки берут перерыв, рожают детей, как Наталья Ищенко и Светлана Ромашина, а потом вновь возвращаются в спорт. Это физически очень тяжело. Мало кто может пройти через это. Поэтому заниматься синхронным плаванием начинают очень рано – в 5 лет. Очень важно вовремя развить гибкость, пока мышцы и связки еще мягкие и податливые.
Оглядываясь назад, на всю мою спортивную карьеру, я не жалею о потраченных годах. Синхронное плавание многому меня научило, дало необходимые для жизни качества, помогло стать дисциплинированным и целеустремленным человеком. Даже если не всем удается достичь максимума и золотых олимпийских медалей, я точно знаю, что люди, прошедшие спортивную школу, всегда смогут достичь своего максимума и выиграть где-то вне спорта, в реальной жизни.
Сколько вы делаете макияж и как долго умеете задерживать дыхание? 10 наивных вопросов синхронистке
— В зависимости от того, сколько есть времени после разминки. Если есть пять минут, то пять. Если двадцать, то двадцать. Конечно, мы готовимся заранее. В день старта уже знаем, как и чем будем краситься. Но все равно, когда команда из восьми человек и все должны накраситься одним и тем же, это занимает определенное время.
На укладку тоже уходит по-разному. Кто-то любит медленно делать — полтора часа, кто-то побыстрее — за полчаса справляется. Количество времени на смывание желатина с волос зависит от того, как складывается твоя жизнь после выступления. Если ты сразу пошел в душ, то, конечно, быстро происходит. А если ты проходил полдня — церемония награждения, допинг-контроль, ужин — и приезжаешь под конец вечера, то желатин превращается в корку на голове, которую смыть проблематично. На это уходит около часа.
— Синхронисток часто узнают на улице?
— К сожалению, нет. Знаю, что в других странах синхронистки вообще суперзвезды. Например, в Испании. Хотя, по-моему, они ни разу не были на вершине пьедестала. У нас обратная история. Наталью Ищенко очень часто узнавали за границей, в том же Китае. А в России — нет.
— Какая самая частая травма у синхронисток?
— Переломы носа, пальцев, вывихи, коленная чашечка вылетает. Все, что связано с переломами, происходит из-за близкой работы с другими девочками в группе. Грыжа и травмы коленных суставов случаются из-за перенагрузки.
— У синхронисток есть идеальные параметры тела?
— Их не существует. За всю историю синхронного плавания не было такого, чтобы мы были одного роста и похожи друг на друга. Рост колебался от 160 до 180 сантиметров. На суше эти 20 сантиметров разницы видно, а в воде — незаметно. Кто-то должен быть помощнее, а кто-то наоборот — «дюймовочкой», чтобы вылетать на поддержках.
За весом у нас следят, но в основном это делают сами спортсменки. У нас нет жесткого контроля или недельного взвешивания. Мы столько тренируемся, что редко отказываем себе в еде.
Можно ли попасть в сборную без стройных ног? Скорее всего, нет.
— Где проще выступать: в группе или в дуэте?
— Я выступала и там, и там. Могу сказать, что это совершенно две разные вещи. Нельзя сказать, где сложнее. В каждом выступлении есть свои нюансы. В группе нужна слаженная командная работа, помимо себя ты должен контролировать семь человек. В дуэте настолько видно каждую мелочь, что ты должен сделать все максимально точно. От этого тяжело.
— Какие проблемы возникают с экипировкой?
— Чаще всего шапочки рвутся. Мы их надеваем на разминку на нашу прическу, где торчат шпильки. Поэтому такое случается. Иногда болит нос от зажима, если он тебе не подошел по размеру. Рвутся ли купальники? Нет. Мы же худенькие. Почему они должны рваться?
— Вы слышите музыку во время выступления?
— Конечно. В подводных динамиках музыку слышно не так хорошо, как на поверхности. Но мы ориентируемся во время выступления именно на музыку.
— Как долго синхронистка должна уметь задерживать дыхание?
— Она не должна. Сейчас такой регламент, что во время выступления нельзя заныривать больше чем на 40 секунд. Это связано с тем, что некоторые спортсменки — из других сборных, не из нашей — заныривали до такой степени, что начинали терять сознание. Поэтому решили поберечь здоровье спортсменок. «Дыхалка», конечно, важна. Она у всех разная. Думаю, на минуты три каждая спортсменка точно сможет занырнуть.
— Сколько тренируются синхронистки сборной России перед важными стартами?
— У нас нет такого, как в других видах спорта, — межсезонья, периода сборов. У нас постоянный сбор, мы круглогодично тренируемся по 10-12 часов вне зависимости от того, когда и какие у нас старты. Во время соревнований мы не можем тренироваться столько, сколько захотим. Все страны находятся в равных условиях, но все зависит от того, сколько дисциплин привезла страна. Если сборная приехала только с дуэтом, то ей дается меньшее количество времени на тренировку. Если команда участвует во всех дисциплинах, то выделяется больше.
— Серебро для сборной России по синхронному плаванию — это поражение?
— Если такое не дай бог случится, то вы — журналисты — именно так это и расцените. Для меня любая медаль — это медаль. Наверное, серебро будет поражением, учитывая, что мы столько лет подряд побеждали. Вероятно, воспримется так, но смотря с чем сравнивать.
Почему никто не может нас подвинуть с первого места? Больше ни у кого нет таких замечательных тренеров. Самоотдача и меняемость постановок — это составляющие успеха. Дальше уже идет тяжелый труд и работоспособность. Это армия для девочек.
12 июля в корейском Кванджу стартует чемпионат мира по водным видам спорта. Медали в синхронном плавании разыграют с 13 по 20 июля. Чтобы восхититься выступлением наших непобедимых девушек, смотрите прямые трансляции на телеканалах холдинга «Матч ТВ», а также на сайтах matchtv.ru и sportbox.ru.
Источник https://bstudy.net/866410/sport/sportivnaya_trenirovka_sinhronnom_plavanii
Источник https://sport.sevastopol.su/chem-prekrasno-sinhronnoe-plavanie-i-zachem-otdavat-tuda-rebenka-rasskazyvaet-sinhronistka-chempionka-mira/
Источник https://matchtv.ru/summer/matchtvnews_NI1046643_Skolko_vy_delajete_makijazh_i_kak_dolgo_umejete_zaderzhivat_dyhanije_10_naivnyh_voprosov_sinkhronistke