Тренировка юных пловцов в учебно-тренировочных группах 2-3-го года обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПЛАВАНИЕ» УТГ- (1-й год обучения)
рабочая программа на тему

Плавание — это олимпийский вид спорта, в котором спортсмены показывают свое техническое мастерство и скорость, а также устанавливают мировые рекорды.

Мировые, европейские, национальные чемпионаты по плаванию собирают большое количество зрителей. Первенства юных пловцов не менее интересны. Доля разыгрываемых медалей по плаванию на Олимпийских играх столь велика, что нередко именно успехи пловцов определяют место страны в командном зачете. Плавание, как вид спорта, как массовое физическое воспитание, оздоровительное и гигиеническое средство представлено в государственных программах по физической культуре в средних образовательных школах.

Плавание – один из самых популярных видов спорта. Плавание жизненно необходимый навык для человека и тесно связанно с трудовой деятельностью отдельных профессий.

Плавание широко используется как средство закаливания и профилактики простудных заболеваний. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, расход энергии повышается. Это способствует достижению оптимального веса, оптимального соотношения жировой и мышечной тканей. Давление воды на грудную клетку стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижности грудной клетки, увеличение ее размеров, увеличение жизненной емкости легких. Занятие плаванием гармонически развивает физические качества – силу, ловкость, выносливость.

В УТ группы первого года обучения зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, достигшие 9-летнего возраста, желающие заниматься плаванием и имеющие письменное разрешение врача – педиатра и прошедшие отбор. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, совершенствование техники и тактики плавания, выполнение контрольных нормативов для перевода в учебно-тренировочные группы 2года обучения.

Основная задача первого года обучения – формировать устойчивый интерес к занятиям плаванием, формировать широкий круг двигательных умений и навыков, отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий, укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие физических качеств.

Основные задачи для учебно-тренировочных групп 1-го года обучения (УТ-1):

• улучшение состояния здоровья и закаливание;

• устранение недостатков физического развития;

• привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятием плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни;

• овладение жизненно необходимыми навыками плавания;

• обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;

• приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

• воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

• поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.

Основные формы осуществления спортивной подготовки:

  • тренировочные и теоретические занятия;
  • участие в спортивных соревнованиях, мероприятиях;
  • тестирование и контроль.

Условия реализации программы:

  • выполнение в полном объеме учебно-тренировочных работ;
  • выполнение в полном объеме воспитательной работы;
  • систематическое посещение учебно-тренировочных занятий, участие в соревнованиях, мероприятиях;
  • обеспечение учебно-тренировочного процесса соответствующей материально-технической базой, соответствующими условиями для проведения занятий.

Способы определения результативности:

  • тестирование по общей, специальной физической и технико-тактической подготовке;
  • выступление на соревнованиях.

Основная форма подведения итогов реализации программы – промежуточная аттестация.

На этапе учебно-тренировочной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств ОФП, освоению основных технических элементов всех стилей плавания и необходимых навыков в воде. По окончании годичного цикла тренировки юные пловцы должны выполнить нормативные требования физической подготовленности.

Учебный план в учебно-тренировочных группах

1 года обучения .

Теория и методика ФК и спорта

Другие виды спорта и подвижные игры

Инструкторская и судейская практика

Теория и методика ФК и спорта

Требования к технике безопасности при занятиях плаванием .

Требования к инвентарю, оборудованию и спортивной экипировке.

Развитие аэробных способностей

Развитие скоростных способностей

Развитие скоростно-силовых качеств

Избранный вид спорта:

Обучение технике плавания кролем

Обучение технике плавания на спине

Обучение технике плавания брассом

Обучение технике плавания баттерфляем

Обучение технике стартового прыжка

Обучение технике поворотов

Другие виды спорта и подвижные игры

Инструкторская и судейская практика

Содержание учебного плана на сентябрь

Содержание учебного плана на октябрь

Теория и методика ФК и спорта

Требования к технике безопасности при занятиях плаванием .

Требования к инвентарю, оборудованию и спортивной экипировке.

Развитие аэробных способностей

Развитие скоростных способностей

Развитие скоростно-силовых качеств

Избранный вид спорта:

Обучение технике плавания кролем

Обучение технике плавания на спине

Обучение технике плавания брассом

Обучение технике плавания баттерфляем

Обучение технике стартового прыжка

Обучение технике поворотов

Другие виды спорта и подвижные игры

Инструкторская и судейская практика

Содержание учебного плана на ноябрь

Теория и методика ФК и спорта

История развития плавания.

Развитие аэробных способностей

Развитие скоростных способностей

Развитие скоростно-силовых качеств

Избранный вид спорта:

Обучение технике плавания кролем

Обучение технике плавания на спине

Обучение технике плавания брассом

Обучение технике плавания баттарфляем

Обучение технике стартового прыжка

Обучение технике поворотов

Другие виды спорта и подвижные игры

Инструкторская и судейская практика

Содержание учебного плана на декабрь

Теория и методика ФК и спорта

Гигиенические требования к занимающимся спортом. Режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни

Развитие аэробных способностей

Развитие скоростных способностей

Развитие скоростно-силовых качеств

Избранный вид спорта:

Обучение технике плавания кролем

Обучение технике плавания на спине

Обучение технике плавания брассом

Обучение технике плавания баттарфляем

Обучение технике стартового прыжка

Обучение технике поворотов

Другие виды спорта и подвижные игры

Инструкторская и судейская практика

Содержание учебного плана на январь

Теория и методика ФК и спорта

Развитие аэробных способностей

Развитие скоростных способностей

Развитие скоростно-силовых качеств

Избранный вид спорта:

Обучение технике плавания кролем

Обучение технике плавания на спине

Обучение технике плавания брассом

Обучение технике плавания баттарфляем

Обучение технике стартового прыжка

Обучение технике поворотов

Другие виды спорта и подвижные игры

Инструкторская и судейская практика

Содержание учебного плана на февраль

Теория и методика ФК и спорта

Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм спортсмена.

Развитие аэробных способностей

Развитие скоростных способностей

Развитие скоростно-силовых качеств

Избранный вид спорта:

Обучение технике плавания кролем

Обучение технике плавания на спине

Обучение технике плавания брассом

Обучение технике плавания баттарфляем

Обучение технике стартового прыжка

Обучение технике поворотов

Другие виды спорта и подвижные игры

Инструкторская и судейская практика

Содержание учебного плана на март

Теория и методика ФК и спорта

Воспитание нравственных и волевых качеств.

Развитие аэробных способностей

Развитие скоростных способностей

Развитие скоростно-силовых качеств

Избранный вид спорта:

Обучение технике плавания кролем

Обучение технике плавания на спине

Обучение технике плавания брассом

Обучение технике плавания баттарфляем

Обучение технике стартового прыжка

Обучение технике поворотов

Другие виды спорта и подвижные игры

Инструкторская и судейская практика

Содержание учебного плана на апрель

Теория и методика ФК и спорта

Профилактика заболеваемости и травматизма

Развитие аэробных способностей

Развитие скоростных способностей

Развитие скоростно-силовых качеств

Избранный вид спорта:

Обучение технике плавания кролем

Обучение технике плавания на спине

Обучение технике плавания брассом

Обучение технике плавания баттарфляем

Обучение технике стартового прыжка

Обучение технике поворотов

Другие виды спорта и подвижные игры

Содержание учебного плана на май

Теория и методика ФК и спорта

Развитие аэробных способностей

Развитие скоростных способностей

Развитие скоростно-силовых качеств

Избранный вид спорта:

Обучение технике плавания кролем

Обучение технике плавания на спине

Обучение технике плавания брассом

Обучение технике плавания баттарфляем

Обучение технике стартового прыжка

Обучение технике поворотов

Другие виды спорта и подвижные игры

Содержание учебного плана на июнь

Дата проведения занятия

Теория и методика ФК и спорта

Основы спортивного питания.

Развитие аэробных способностей

Развитие скоростных способностей

Развитие скоростно-силовых качеств

Избранный вид спорта:

Обучение технике плавания кролем

Обучение технике плавания на спине

Обучение технике плавания брассом

Обучение технике плавания баттарфляем

Обучение технике стартового прыжка

Обучение технике поворотов

Другие виды спорта и подвижные игры

Содержание учебного плана на июль

Развитие аэробных способностей

Развитие скоростных способностей

Развитие скоростно-силовых качеств

Избранный вид спорта:

Обучение технике плавания кролем

Обучение технике плавания на спине

Обучение технике плавания брассом

Обучение технике плавания баттарфляем

Обучение технике стартового прыжка

Обучение технике поворотов

Другие виды спорта и подвижные игры

Содержание учебного плана на август

Развитие аэробных способностей

Развитие скоростных способностей

Развитие скоростно-силовых качеств

Избранный вид спорта:

Обучение технике плавания кролем

Обучение технике плавания на спине

Обучение технике плавания брассом

Обучение технике плавания баттарфляем

Обучение технике стартового прыжка

Обучение технике поворотов

Другие виды спорта и подвижные игры

1.Теория и методика физической культуры и спорта-26 часов

Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе

Понятие «физическая культура», «спорт». Физическая культура и спорт как составная часть общей культуры, значение для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры и спорта в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной классификации. Спортивные разряды и звания.

История развития плавания

История зарождения плавания как вида физических упражнений и спорта от древнейших времен до современности. Первые спортивные соревнования пловцов. Система международных и российских соревнований по плаванию. Достижения сильнейших российских и зарубежных пловцов .

Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта.

Правила соревнований по плаванию, нормы, требования и условия выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по плаванию, федеральные стандарты спортивной подготовки, общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние.

Требования к инвентарю, оборудованию и спортивной экипировке .

Общая характеристика инвентаря и оборудования, необходимого для проведения тренировочных занятий и соревнований. Тренажеры, устройства и вспомогательные средства для совершенствования спортивной техники, развития силовых качеств и гибкости. Подготовка мест для тренировочных занятий. Уход за инвентарем и оборудованием. Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм спортсмена.

Костная и мышечная системы, связочный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы человека. Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного массажа.

Гигиенические требования к занимающимся спортом. Режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни. _

Понятие о гигиене и санитарии. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки — курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.

Закаливание и его сущность. Значение закаливания для повышения работоспособности человека, увеличение сопротивляемости организма к различным неблагоприятным воздействиям и простудным заболеваниям. Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) для закаливания организма.

Основы спортивного питания.

Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика.

Требования к технике безопасности при занятиях плаванием. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.

Общие требования безопасности. Требования безопасности перед началом занятий, во время занятий, по окончании занятий. Требования безопасности в аварийных ситуациях. Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевания органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Самоконтроль и профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям. Восстановительные мероприятия.

Основы спортивной подготовки:

Общая характеристика спортивной подготовки.

Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные задания по совершенствованию физических качеств и техники движений.

Планирование и контроль спортивной подготовки.

Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль подготовленности. Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели подготовленности по годам обучения. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Основные понятия о врачебном контроле. Систематический врачебный контроль над юными спортсменами как основа достижений в спорте. Измерение и тестирование в процессе тренировки и в период восстановления. Частота пульса, дыхания, глубина дыхания, тонус мускулатуры. Уровень физического развития спортсменов. Артериальное давление. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы, содержание, основные разделы и формы записи. Показатели развития.

Основы техники плавания и техническая подготовка. Основные сведения о технике плавания, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Анализ техники плавания. Методические приемы и средства обучения технике плавания. О взаимосвязи технической и физической подготовки. Просмотр видеозаписей техники плавания профессионалов.

Физические качества и физическая подготовка. Физические качества. Виды силовых способностей: собственно-силовые, скоростно-силовые. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Методика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки пловцов.

Спортивные соревнования. Виды спортивных соревнований. Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Положение о проведении соревнований на первенство России, города, школы. Ознакомление с планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по плаванию. Судейство соревнований.

Читать статью  Кардиотренировка в бассейне: план тренировок и упражнения

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы саморегуляции спортсменов перед соревнованиями.

Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания базовых условий успешной специализации.

Основной задачей занятий по общей физической подготовке является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся.

Особенно благоприятен ранний возраст учащихся для развития качеств и способностей, не связанных с проявлением их абсолютных показателей.

Целесообразно развивать такие качества, как гибкость, ловкость, двигательно-координационные способности. Для этого применяются широкий комплекс общеразвивающих упражнений, подвижные игры, беговые и прыжковые упражнения:

  • упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног: вращение в лучезапястных, локтевых, плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног;
  • повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях;
  • из положения виса на гимнастической стенке (или перекладине) подъём согнутых и прямых в коленях ног до прямого угла ног по отношению к туловищу;
  • подъём ног за голову с касанием носками пола за головой из положения лёжа на спине;
  • подъём туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лёжа на спине;
  • медленный бег на время;
  • бег на короткие дистанции на время – 20 метров, 30 метров, челночный бег 5 Х 15 метров;
  • прыжки с места толчком обеих ног;
  • прыжки через гимнастическую скамейку (через линию, нарисованную мелом на полу);
  • прыжки боком вправо-влево;
  • прыжки «кенгуру» с подтягиванием колен к груди;
  • прыжки на одной и двух ногах;
  • прыжки через гимнастическую скамейку на время;
  • прыжки в приседе вперёд, назад, влево, вправо;
  • ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне ступни;
  • подвижные игры с мячом и без мяча.

Подвижные игры: «Подвижная цель», «Мяч среднему», «Перетягивание каната», «Перестрелка», «Охотники и утки», «Перетягивание через черту», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч через сетку», эстафета с бегом, с прыжками, с мячом и другими предметами.

Имитационные упражнения для освоения и совершенствования техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов типа: движения руками и туловищем, как при плавании кролем на груди, на спине, брассом, баттерфляем в сочетании с дыханием и на задержке дыхания; имитация на гимнастическом мате группировок, кувырков и вращений, являющихся элементами техники поворотов на груди и на спине.

Упражнения на учебных тренажерах для воспитания силы и выносливости мышечных групп, являющихся ведущими в плавании. Специальные упражнения с резиновыми амортизаторами.

Упражнения на растягивание и подвижность, обеспечивающие свободное выполнение движений с большой амплитудой при плавании спортивными способами, типа: маятникообразные, пружинистые или вращательные движения рук и ног с постепенно увеличивающейся амплитудой в плечевых, голеностопных, коленных и тазобедренных суставах; волнообразные движения, повороты, сгибание и разгибание туловища в поясничном, грудном и шейном отделах; круговые движения плечевого пояса.

Упражнения на выносливость, соответствующие по продолжительности, характеру и форме движений основным тренировочным упражнениям в воде. Например, аналогично упражнению 8х50м. на ногах брассом с 30-секундными паузами отдыха спортсмен выполняет на суше с теми же паузами отдыха 8 серий приседаний (по 45 с. каждая) с положением стоп и коленей, характерным для плавания брассом. С целью развития выносливости и общей работоспособности применяется круговая тренировка .

Избранный вид спорта

4.Техническая подготовка-176 часов

Определение понятия «спортивная техника». Техника — основа спортивного мастерства.

Развитие технических способностей в различных видах спорта. Основы и элементы (фазы) техники выполнения упражнений. Влияние техники на спортивный результат и ее изменение в процессе многолетней тренировки, в период улучшения или ухудшения условий занятий, в условиях соревнований. Структура двигательного акта и взаимодействия элементов (фаз) целостного действия. Индивидуальные особенности спортивной техники, связанные с анатомическим строением спортсмена.

Овладение техникой — знание законов физиологических и психологических процессов: движением управляет мозг, движение осуществляют мышцы, управление движением невозможно без участия органов чувств, энергию для движения поставляет система внутренних органов.

Обучение спортивной технике — педагогический процесс (рассказ, показ, наглядная демонстрация, фотографии, видеосъемка, само выполнение)

Методы обучения — целостный и расчлененный. Важнейшее правило обучения спортивной технике — не допускать закрепления ошибок. Подводящие, настроенные, специальные упражнения, тренажеры и технические устройства, используемые в овладении спортивной техникой выбранного вида спорта. Тестирование технической подготовки.

Упражнения для овладения и совершенствования техники плавания:

1. Плавание с помощью движений ногами кролем на груди, на боку и на спине с различным положением рук (обе впереди; одна впереди, другая у бедра; обе у бедер), а также с доской в руках.

2. Ныряние в длину на 10-12 м с помощью движений ногами кролем, руки вперед.

3. И.п. — стоя на суше в наклоне вперед, в руках гимнастическая палка. Имитация движений руками кролем в согласовании с поворотами плечевого пояса, туловища и движениями бедер.

4. Плавание кролем с помощью движений ногами и гребков одной рукой, другая вперед или у бедра (вдох в сторону руки, выполняющей гребки либо в сторону прижатой руки).

5. То же, с акцентированно ускоренным проносом руки.

6. Плавание кролем на «сцепление». Ноги совершают непрерывные движения. Одна рука вытянута вперед, другая — у бедра. Сделать вдох в сторону прижатой руки, затем выполнить длинный гребок одной рукой с одновременным проносом над водой другой. После небольшой паузы в движениях рук выполняется вдох, но теперь в другую сторону, и снова меняется положение рук.

7. То же, но пловец находится на боку, нижняя рука вперед ладонью вниз, верхняя у бедра. Во время длинного гребка одной рукой и движения над водой другой пловец плавно поворачивается через грудь на другой бок.

8 Плавание кролем с «обгоном». Ноги совершают непрерывные движения. Из положения руки вперед (кисти соприкасаются) выполнить длинный гребок и движение над водой одной рукой, после соприкосновения кистей — то же другой и т.д.

9. Плавание кролем с высоко поднятой головой (подбородок на поверхности воды).

10. То же, но с движениями ног дельфином.

11. Плавание на груди с помощью движений ногами дельфином и одной рукой кролем, вторая вытянута вперед, вдох в сторону руки, совершающей гребок.

12. То же, прижав одну руку к бедру. Вдох в сторону прижатой руки.

13. Плавание на груди с помощью движений руками кролем, ногами дельфином.

14. Плавание кролем на груди с заданными темпом и скоростью (постоянные значения параметров и их варьирование), акцентированием внимания на отдельных элементах техники движений.

15. Плавание кролем на груди на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.

16. Плавание кролем с задержкой дыхания, с различным количеством гребков, приходящихся на один вдох, с дыханием в обе стороны.

1. Плавание с помощью движений ногами кролем на груди, на боку и на спине с различным положением рук (обе впереди; одна впереди, другая у бедра; обе у бедер), а также с доской в руках.

2. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем, одна рука вперед по поверхности воды, другая — вверх.

3. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем, одна рука вперед по поверхности воды, другая у бедра. Пловец встречными маховыми движениями по воздуху меняет положение рук; повторение после небольшой паузы.

4. Ныряние в длину (6-8 м) с помощью движений ногами кролем на спине и дельфином, руки вперед, кисти вместе, голова затылком на руках.

5. Плавание кролем на спине с помощью движений руками и поплавком между бедрами.

6. То же с лопаточками.

7. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем и подчеркнуто длинного гребка руками до бедер двумя руками одновременно.

8. Плавание кролем на спине с помощью движений ногами и одной рукой, другая вытянута вперед или прижата к бедру.

9. Плавание кролем на спине с «подменой» (аналогично упражнениям 15 и 16 для кроля на груди).

10. Плавание кролем на спине на «сцепление» (аналогично упражнениям 17 и 18 для кроля на груди).

11. Плавание на спине с «обгоном» (аналогично упражнению 19 для кроля на груди).

1. Плавание (руки у бедер или вытянуты вперед) с помощью движений ногами брассом на груди или на спине, с доской или без нее.

2. То же, но на наименьшее количество отталкиваний ногами, сохраняя заданную скорость на отрезке.

3. Ныряние на 10-12 м с помощью движений ногами брассом, руки вытянуты вперед.

4. Плавание, чередуя два-три цикла движений рук брассом и ног дельфином с двумя-тремя циклами движений брассом без наплыва.

5. Стоя в вертикальном положении в воде без опоры о дно ногами, руки за головой, приподняться из воды как можно выше за счет непрерывных движений ногами вниз брассом.

6. Предыдущее упражнение, но пловец продвигается вперед и постепенно придает телу положение, близкое к горизонтальному.

7. Плавание с помощью непрерывных и нешироких движений ногами брассом, лежа на груди, руки у бедер, подбородок на поверхности воды.

8. Предыдущее упражнение, но руки вытянуты вперед.

9. Плавание с помощью движений ногами брассом на груди и на спине, колени сомкнуты (поплавок зажат между коленями).

10. Плавание с помощью непрерывных движений руками брассом и ногами дельфином.

1. Плавание на груди с помощью движений ногами дельфином на груди и на спине с различным положением рук: обе вперед; одна вперед, другая у бедра; обе у бедра.

2. Плавание с помощью движений ногами дельфином в положении на боку, нижняя рука вперед, верхняя — у бедра.

3. То же, но обе руки у бедер. Применяется в плавании на коротких отрезках.

4. Плавание с помощью движений ногами дельфином, руки вперед, голова приподнята над водой (подбородок на уровне поверхности воды).

5. Плавание с помощью движений ногами дельфином с доской в руках.

6. Ныряние на 10-12 м с помощью движений ногами дельфином.

7. И.п. — вертикальное положение в воде без опоры о дно ногами, руки у бедер или вверх, движения ногами дельфином.

8. И.п. — руки у бедер. Плавание на груди с помощью движений ног дельфином и с различными движениями рук по воздуху (без гребков) в ритме двух — ударного дельфина: а) на первый удар ногами начать пронос правой руки по воздуху; на второй удар завершить пронос руки и вытянуть ее вперед; на третий и четвертый удары — сохранять новое положение рук; повторить упражнение с проносом левой руки; б) на первый удар ногами начать пронос правой руки вперед; на второй – завершить пронос руки и вытянуть ее вперед; на третий — начать пронос левой руки вперед, на четвертый — завершить его и вытянуть руки вперед, на следующие четыре удара сохранять новое положение рук; в) правую и левую руки пронести сперва поочередно вперед, затем поочередно назад в и.п.

9. Плавание с помощью движений руками дельфином и поплавком между бедрами; дыхание через цикл.

10. То же, но без поплавка, ноги расслаблены и вытянуты у поверхности.

11. Плавание с помощью движений руками дельфином и ногами кролем.

12. Плавание с помощью движений ногами дельфином и укороченных гребков руками брассом.

5. Тактическая подготовка- 8 часов

Основные тактические положения при составлении планов на соревнования. Тактика спортсмена — его поведение в процессе соревнований для достижения поставленной цели (задачи). Тактическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Взаимосвязь техники и тактики при обучении. Проявление тактического мастерства на примере ведущих спортсменов школы, страны, мира.

6.Соревновательная деятельность-13 часов

Участие в соревнованиях — необходимое условие проверки и совершенствования моральных, волевых качеств, повышения уровня спортивного мастерства. В процессе обучения изучаются теоретические материалы по данному разделу программы. По окончанию соревнований педагог проводит разбор прошедших соревнований. Учит находить ошибки в технике плавания и тактике. Выявляет положительные и отрицательные стороны , причины проигрыша. Обучающиеся приобретают на учебных занятиях, соревнованиях начальные навыки работы в качестве помощника педагога и судьи.

7.Другие виды спорта и подвижные игры- 40 часов

Игры прочно вошли в арсенал главных средств общей физической подготовки пловца. Они повышают эмоциональность занятий, способствуют развитию быстроты, ловкости, силы и выносливости, воспитывают у пловцов чувство дружбы и товарищества, совершенствуют силу воли; повышают инициативу и сообразительность, внимание и быстроту реакции; приучают к коллективным действиям. Из подвижных игр наибольшее применение в подготовке пловца получили игры с мячом типа «борьба за мяч», «перестрелка», «вороной конь» , «Чехарда» «Эстафеты » и др. Основы техники ведения, передачи, бросков, приема и ловли мяча по правилам.

Рекомендуется также играть в футбол, баскетбол, ручной мяч, регби, волейбол. Правила спортивных и подвижных игр могут изменяться в зависимости от конкретных задач урока. Так, для более успешного развития быстроты и ловкости спортсмена целесообразно уменьшать размер площадки, увеличивать темп игры и время отдыха между укороченными таймами; для развития выносливости полезно увеличивать размер площадки, продолжительность таймов и игры в целом, уменьшать время, отводимое на отдых; для развития силы можно заменить легкий надувной мяч тяжелым — набивным, использовать определенные силовые приемы и т. д.

Акробатические упражнения. Упражнения выполняются со страховкой. Применяются перекаты в стороны из упора стоя на коленях или из положения лежа прогнувшись; перекаты назад и вперед. Кувырок вперед в группировке; кувырок вперед с шага; два кувырка вперед. Мост из положения лежа на спине. Полушпагат. Стойка на лопатках. Кувырки назад и вперед в группировке. Кувырки через плечо. Длинный кувырок вперед. Несколько кувырков вперед подряд. Перекаты в стороны, вперед и назад в положении лежа прогнувшись; перекаты вперед и назад прогнувшись и захватив руками стопы согнутых в коленях ног («дуга электрички»). Стойка на голове и руках. Мост с наклоном назад (с помощью). Шпагат с опорой на руки.

Большое значение имеет правильное сочетание игровой и других видов подготовки пловца как в отдельном занятии, так и в каждом недельном тренировочном цикле. В обоих случаях игре должно отводиться строго определенное место — такое, чтобы спортсмен, не теряя к ней интереса, справлялся с решением основных задач тренировки.

Читать статью  Стоит ли плавать в бассейне во время месячных

8.Промежуточная аттестация- 3 часа

Промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания программы.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится на этапах обучения, начиная с этапа начальной подготовки 1 года обучения, итоговая аттестация проводится по окончании полного выполнения обучающимся требований дополнительной образовательной программы по плаванию.

Формами промежуточной аттестации в ДЮСШ являются:

  • сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической подготовке (согласно программе по плаванию);

Система контроля и зачетные требований

  • Челночный бег 3х10м., сек. Тест проводится на ровной дорожке, отмеряют 10 метровый участок, начало и конец, которого отмечают линей старта. За чертой два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. На дальний круг за финишной чертой кладут кубик. Спортсмен становится за ближней чертой на стартовую линию и по команде «марш» начинает бежать в сторону финишной черты, берет кубик и возвращается к линии старта. Затем кладет кубик в полукруг на стартовой линии и снова бежит к дальней — финишной черте, пробегая ее.
  • Прыжок в длину с места, см- выполняется толчком двух ног от линии. Измерения дальности прыжка осуществляется рулеткой. Дается три попытки.
  • Подтягивание на высокой перекладине (мальчики-юноши) низкой перекладине (девочки-девушки) кол-во раз – выполняется из положения вис хватом, руки на ширине плеч. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибание рук подборок выше перекладины.
  • Бросок набивного мяча 1 кг (для оценки уровня скоростно-силовых и координационных способностей).

Обучающийся садится на линию, ноги врозь. Двумя руками держит набивной мяч, руки вверх, прогибаясь назад, отводя руки, выпрямляется и выполняет бросок. Дается три попытки, засчитывается лучшая.

Тренировка юных пловцов в учебно-тренировочных группах 2-3-го года обучения

Спортивная тренировка по плаванию представляет собой единый целенаправленный педагогический процесс, продолжающийся в течение многих лет и посвященный достижению наивысших результатов. Она предусматривает не только повышение физического развития юного пловца, совершенствование его техники и тактики, но и воспитание морально-волевых качеств.

Учебно-тренировочная работа состоит из теоретической подготовки, общей и специальной физической подготовки, плавательной и морально волевой подготовки.

Первые несколько лет занятий в бассейне, когда организм ребенка еще не оформился, основной задачей является изучение техники спортивных способов плавания и постепенное повышение тренированности средствами общей плавательной подготовки, общей и специальной физической подготовки. В это время еще не ведется тренировка в определенном способе плавания на избранную дистанцию, а закладывается основа для такой специализации в будущем. Юные пловцы занимаются гимнастикой, лыжами, легкой атлетикой, различными спортивными играми, а также изучают подготовительные упражнения в воде, осваивают и совершенствуют технику всех спортивных способов плавания, стартов и поворотов, знакомятся с играми и развлечениями на воде, учебными прыжками, нырянием, элементами игры в водное поло, фигурным плаванием. Применяя все многообразие средств общей плавательной подготовки, тренер постепенно подводит своих учеников к достижению результатов первого разряда на нескольких дистанциях в двух или трех способах плавания.

Одной из главных особенностей подготовки юных пловцов является многолетнее планирование тренировочного процесса. Перспективным планом предусматривается постепенное повышение уровня физических и функциональных возможностей пловцов от одного спортивного сезона к другому. При такой планомерной тренировке создаются условия для всесторонней физической подготовки, овладения техникой плавания и достижения высоких спортивных результатов.

Подготовку юного пловца ни в коем случае нельзя форсировать, так как в результате этого не только прекращается спортивный рост, но и ухудшается его здоровье. Нельзя спешить с подготовкой пловца, особенно первые годы занятий, когда организм ребенка еще полностью не сформирован.

Второй год занятий.

В течение сентября и октября дети посещают бассейн 3 раза в неделю и повторяют тренировочную программу конца первого года обучения.

Следующие три месяца — ноябрь, декабрь, январь — объем каждого занятия в бассейне постепенно повышается. В конце каждой тренировки перед упражнениями в плавании с задержкой дыхания добавляется плавание на 200 м в полной координации. В первый день тренировки проплывается 200 м кролем на груди, во второй день — 200 м кролем на спине и в третий день тренировки — 200 м брассом.

Повышается интенсивность плавания при помощи ног с доской: в последних 200 м делаются ускорения по 25 м на каждые 100 м.

К проплыванию отрезков с задержкой дыхания добавляется плавание с ускорением при помощи рук кролем на груди, дельфином и брассом. Возвращаясь обратно, занимающиеся могут плыть при помощи рук на спине.

Февраль, март, апрель — объем тренировочного занятия продолжает увеличиваться и доводится до 2000 м. Занятия в это время строятся по 3-дневной схеме первого года занятий:

1-й день тренировки — кроль на груди и на спине (см. «Первый год занятий»).

Добавить: проплывание в полной координации 100 м кролем на груди сразу после упражнений 4 х 100 м для кроля на груди и 100 м на спине после упражнений 4 х 100 м для кроля на спине.

2-й день тренировки — дельфин.

1. Проплывание в полной координации — 100 м кролем на груди сразу после упражнений 4 х 100 м для кроля на груди.

2. Плавание дельфином в слитной двухударной координации с паузой в положении руки впереди — 200 м. Вдох во время остановки.

3. Плавание дельфином в слитной двухударной координации с паузой в положении руки у бедер — 300 м. Вдох во время остановки.

3-й день тренировки — брасс.

1. Проплывание в полной координации кролем на спине 100 м после упражнений 4 X 100 м для кроля на спине.

2. Проплывание 200 м брассом на технику чередовать с проплыванием 2 X 50 м при помощи ног или 2 X 50 м в полной координации с ускорением. Ускорение делается на 10-12 м в начале или конце дистанции 50 м.

В течение этих трех месяцев плавание на небольшие отрезки с задержкой дыхания и ускорениями проводится 2 раза в каждом занятии: первый раз сразу после плавания упражнениями 4 X 100 м и 100 м в полной координации, второй раз в конце урока после проплывания на технику в полной координации 200 м.

В зимние месяцы к занятиям в бассейне прибавляются занятия на лыжах — в воскресенье.

В конце второго года занятий — в мае — одну-две недели дается плавание на скорость. Каждый урок проплывается один раз 25 м каким-либо способом. Следующую неделю занимающиеся проплывают всеми способами 50 м — каждый урок одним способом. Проплывание этих отрезков после небольшой разминки в первой половине урока позволяет подготовиться к итоговой курсовке за год.

На втором году занятий не нужно разрешать занимающимся плавать в полной координации кролем на груди и на спине более чем на 200 м.

При проплывании больших дистанций портится техника плавания, появляются ошибки, которые легко заучиваются, так как на большой дистанции ошибка повторяется много раз. Поэтому дистанции, проплываемые в полной координации, нужно увеличивать только тогда, когда они преодолеваются без погрешностей в технике. По этой же причине на втором году занятий не рекомендуется проплывать дельфином в полной координации более 50 м.

Нагрузка в уроке изменяется в зависимости от необходимости. Так, 200 м в полной координации могут плыть два одинаково сильных спортсмена один за другим. Такая расстановка сил обострит борьбу и увеличит нагрузку. Если тренер хочет дать группе свободное плавание без соревнования, то занимающихся нужно пускать на дистанцию не по силам, а слабого пловца с сильным.

В конце года проводится итоговая курсовка: на каждой тренировке занимающиеся проплывают всеми способами одну дистанцию. В программу курсовки включается плавание 3 х 50 м и 100 м одним из способов. Каким способом стартовать на 100 м, решает тренер (обычно тем, техникой которого занимающийся овладел лучше всего).

Наблюдения врачей и физиологов в течение второго года занятий показали, что дети 9-11 лет вполне справляются с предлагаемыми им тренировочными нагрузками. Спокойное проплывание до 2000 м в течение 90 мин. с отдыхом между отдельными заданиями вызывало вполне благоприятные сдвиги как в сердечно-сосудистой, так и дыхательной системах юных пловцов. Вместе с тем у небольшой части детей, нерегулярно посещавших бассейн, после проплывания в уроке 2000 м наблюдались отклонения от нормы как в состоянии центральной нервной системы, так и в вегетативных функциях. Таким образом, проплывание в одном уроке до 2000 м принесет пользу только тем пловцам 9-11 лет, которые систематически посещают занятия. В противном случае объем тренировочного занятия надо снижать до 1500 м и постепенно, в результате регулярного посещения, довести до 2000 м.

Трехразовая тренировка в течение недели по 90 мин. оказывала благоприятное влияние на функциональное состояние организма юных пловцов. Однако к концу недели наблюдалось некоторое утомление даже перед началом занятий в результате занятий в общеобразовательной школе и бассейне. При таком утомлении обычная в другие дни нагрузка часто вызывала отрицательные изменения. Поэтому в последний тренировочный день недели следует давать нагрузку меньше, чем в другие дни.

В детской спортивной школе ГЦОЛИФКа на втором году обучения была сделана попытка ввести ежедневные занятия в бассейне. Во время мартовских каникул юные пловцы в течение 10 дней занимались в бассейне ежедневно. В обычные тренировочные дни выполнялась планируемая нагрузка по трехдневной схеме тренировки. В дополнительные три дня занимающиеся проплывали до 800 м всеми способами, а в оставшееся время (урок, так же как и тренировочные дни, продолжался 90 мин. в воде) проводились игры, развлечения и прыжки в воду, а также элементы водного поло. Следовательно, объем тренировок в эти дни был значительно снижен по сравнению с основными днями занятий.

Наблюдения физиологов показали, что ежедневные занятия даже для детей 12-14 лет (имевших такой же стаж занятий в бассейне, как и 9-11-летние) были преждевременны. За 10 дней ежедневных тренировок в бассейне в функциональном состоянии организма детей произошли резкие отрицательные сдвиги. После каникул ухудшилась концентрация и подвижность нервных процессов, понизилась возбудимость и лабильность двигательного аппарата, наблюдалось увеличение частоты пульса, аритмия сердечной деятельности, повышение кровяного давления.

Отрицательные изменения в организме занимающихся были настолько существенными, что полное восстановление функций до нормального состояния продолжалось в течение трех недель.

Таким образом, полученные данные говорят о том, что одной из особенностей организма детей является быстрое изменение функционального состояния. Ежедневные занятия в бассейне вызывали перевозбуждение центральной нервной системы, что привело к быстрому переходу оптимального состояния в пессимальное. Это говорит о том, как важно быть осторожным при определении нагрузок для подростков.

Из сказанного не следует делать вывод, что на втором году занятий детям надо тренироваться 3 раза в неделю. Проверенная объективными методиками исследования тренировочная нагрузка оказалась непосильной для детей данной подготовленности. Каждый тренер может сравнить нагрузку, планируемую для своих учеников, с той нагрузкой, которая оказалась непосильной для обследованной группы занимающихся. Тем более, что ежедневные занятия в бассейне во время каникул проводятся во многих детских спортивных школах плавания. Для детей данной подготовленности при проведении ежедневных тренировок в бассейне следовало бы уменьшить продолжительность каждого занятия и общий объем работы.

Однократное проплывание на курсовках в полную силу отрезков 25 м, 50 м и дистанции 100 м на втором году обучения после небольшой разминки не вызывает отрицательных изменений в организме занимающихся.

Третий год занятий.

В сентябре и октябре занятия проводятся 4 раза в неделю: 3 раза в бассейне и один раз (в воскресенье) в лесу, парке или на стадионе. (Эти занятия прекращаются в конце осени из-за плохой погоды) В бассейне юные пловцы продолжают тренироваться по схеме второго года занятий.

Содержание тренировочных занятий соответствует прошлому году до марта месяца.

Следующие три месяца — ноябрь, декабрь, январь — продолжается освоение техники плавания кроля на груди, на спине и дельфина на более совершенном и высоком уровне техники. Для этого занимающиеся сначала разучивают, а потом выполняют на каждом занятии новые упражнения для кроля на груди, на спине и дельфина. С ноября месяца к трем занятиям в бассейне прибавляется четвертый «скоростной день».

1-й день тренировки — кроль на груди и на спине.

1. Плавание при помощи ног кролем на груди и на спине с различными положениями рук — 5 х 100 м (см. «Первый год занятий»).

2. Плавание в координации двухударного дельфина при помощи движений ног дельфином и гребковых движений одной руки кролем, другая рука у бедра. Вдох выполняется в сторону прижатой руки во время гребка рукой — 100 м.

3. Плавание в координации двухударного дельфина при помощи движений ног дельфином и гребковых движений одной руки кролем, другая вытянута вперед. Вдох в сторону гребущей руки в конце гребка одновременно со вторым ударом ногами. Возвращать голову в и. п. одновременно с первым ударом ногами, опусканием плеч и вкладыванием руки в воду. Во время вдоха не поворачиваться на бок — 100 м.

Выполняя второе и третье упражнение, менять положение рук на каждом повороте. Эти упражнения применяются для совершенствования согласования движений при плавании дельфином. Однако выполнять их легче, чем плавать дельфином в полной координации, и занимающийся делает меньше ошибок. Пловцы овладевают согласованием движений без труда, не искажая техники дельфина. Выполняя упражнения, необходимо помнить, что гребок рукой согласуется с движениями туловища, головы и ног. Тренер должен внимательно следить за тем, чтобы пловец не сгибал ноги в тазобедренных суставах и не опускал бедра. Необходимо объяснить ученикам, что движение бедра вниз — результат некоторого расслабления в тазобедренных суставах, а движение бедра вверх-разгибание, активное движение.

Эти упражнения помогают также совершенствовать технику плавания кролем, в особенности быстрое и мощное начало гребка плечом.

4. Плавание в координации двухударного дельфина при помощи движений ног дельфином и поочередных гребковых движений руками кролем. Вдох впереди одновременно с третьим промежуточным ударом ног и руками, прижатыми к бедрам, — 100 м.

Это упражнение приучает делать вдох в конце гребка руками, а третий дополнительный удар ногами не нарушает непрерывности движений ног.

Читать статью  Как плавать в бассейне, чтобы держать тело в форме?

5. Плавание, в координации двухударного дельфина, одна рука вытянута вперед, другая у бедра. Сделать вдох в сторону прижатой руки одновременно с ударом ног, сменить положение рук одновременно с ударом ног, поворотом головы и опусканием плеч. В этом положении сделать третий промежуточный удар ногами. Продолжать плавание — удар ногами и вдох в сторону прижатой руки, второй удар на смену рук и третий в положении одна рука вытянута, другая прижата — 100 м.

6. Упражнения для кроля на груди — 4 х 100 м (см. «Первый год занятий»).

7. Проплыть 200 м кролем на груди.

8. Выполнить упражнения 2, 3, 4, 5 из этого урока, но на спине.

9. Упражнения для кроля на спине — 4 х 100 м (см. «Первый год занятий»),

10. Проплыть 200 м кролем на спине.

11. Плавание при помощи ног с доской — 500 м.

12. Проплывание отрезков с задержкой дыхания при помощи рук и в полной координации кролем на груди. Возвращаясь обратно, плыть кролем на спине.

13. Игры и развлечения на воде.

Первые 1,5-2 месяца занимающиеся постепенно осваивают новые упражнения. Поэтому упражнения 4 X 100 м для кроля и 4 х 100 м для кроля на спине в уроках не выполняются или выполняются частично. Через 1,5-2 месяца урок выполняется всеми занимающимися полностью.

2-й день тренировки — дельфин.

1. Проплыть 500 м, чередуя каждые 50 м плавание дельфином в полной координации с плаванием дельфином при помощи ног, руки вытянуты вперед или прижаты к бедрам.

2. Плавание дельфином в слитной двухударной координации, с остановкой — паузой — руки впереди. Во время остановки вдох — 200 м.

3. То же, но останавливать руки у бедер. Вдох вовремя остановки — 300 м.

4. Проплыть 4 х 100 м упражнениями для дельфина (см.1-й день тренировки, упражнения 2, 3, 4,5).

5. Проплыть 4 х 100 м упражнениями для кроля на груди.

6. Плавание кролем на груди — 2 х 100 м.

7. Плавание при помощи ног дельфином с доской — 500 м.

8. Проплывание дельфином отрезков с задержкой дыхания при помощи рук и в полной координации.

9. Старты, повороты, прыжки в воду.

Постепенно (без принуждения) отрезки, проплываемые с задержкой дыхания, увеличиваются до 20, 25 м. Занимающийся плывет, задерживая дыхание, пока это ему не трудно. Как только плыть становится тяжело, он должен остановиться.

3-й день тренировки — брасс.

1. Проплыть 500 м, чередуя каждые 50 м плавание при помощи ног с плаванием при помощи рук брассом.

2. Проплыть 500 м брассом.

3. Проплыть 4 х 100 м упражнениями для дельфина на спине.

4. Проплыть 4 х 100 м упражнениями для кроля на спине.

5. Плавание 200 м на спине.

6. Плавание при помощи ног брассом с доской — 500 м.

7. Плавание при помощи ног брассом 4 х 50 м с ускорением на последних 10 м; или то же самое, но с дыханием через одно, два, три движения ног; или 2 х 50 м брассом в полной координации с ускорением к концу отрезка.

8. Игры, развлечения, прыжки в воду.

4-й день тренировки — «скоростной день».

В гимнастическом зале выполняется короткая 15-минутная разминка вместо обычного занятия в течение 30 мин. В нее включаются броски мячей с ускорениями на месте и в движении и упражнения с резиновыми амортизаторами также с ускорениями к концу каждого упражнения. Такая короткая интенсивная разминка в зале хорошо подготавливает пловцов к выполнению основной части урока.

Занятие в воде проводится поперек бассейна длиной приблизительно 12,5 м в течение 60 мин.

Первые 5 мин. дается плавание поперек бассейна (примерно 6 м) всеми способами на скорость с выполнением поворотов. Это служит разминкой перед занятием в воде. Выполнять повороты на скорости всеми способами плавания в этот день тренировки обязательно. Совершенствовать технику поворотов можно также в конце урока.

Занимающиеся плавают втроем или вчетвером (бассейн примерно 12,5 м) по команде преподавателя, затем получают небольшую передышку и балуются в воде, ожидая очередной команды преподавателя. В тройки и четверки подбирают учеников равных по силам, поэтому весь урок занимающиеся соревнуются между собой.

Следующие 15 мин проводится плавание при помощи ног:

1. Каждая тройка плывет 4 раза с ускорением при помощи ног кролем на спине; 2 раза руки вытянуты, 2 раза одна рука вытянута, другая прижата.

2. Каждая тройка плывет 4 раза при помощи ног кролем на груди с прижатыми руками: с ускорением, с задержкой дыхания, с нырянием.

3. Каждая тройка плывет 4 раза при помощи ног кролем на груди с вытянутыми руками: с ускорением, задержкой дыхания, нырянием.

4. То же, но одна рука вытянута, другая прижата: с ускорением, задержкой дыхания, нырянием. Плавать так, чтобы все время поворачивать голову для вдоха в ту сторону, где находится тренер.

5. Проплыть 4 раза при помощи ног дельфином с прижатыми руками: с ускорением, задержкой дыхания, нырянием.

6. Проплыть 4 раза так же, но с вытянутыми вперед руками.

7. Проплыть 4 раза так же, но одна рука вытянута, другая прижата.

8. Проплыть 4 раза при помощи ног дельфином на спине, руки вытянуты вперед, с ускорением.

30 мин — плавание при помощи рук и в полной координации:

1. Проплыть 10-12 раз при помощи рук кролем на спине с ускорением, задержкой дыхания.

2. Проплыть 10-12 раз кролем на спине с задержкой дыхания, с ускорением.

3. Проплыть 10-12 раз при помощи рук кролем на груди с задержкой дыхания, с ускорением.

4. Проплыть 10-12 раз кролем на груди с задержкой дыхания, с ускорением.

5. Проплыть 12-15 раз дельфином с задержкой дыхания, с ускорением.

Для плавания в полной координации и при помощи рук требуется больше времени, так как тренер после проплывания каждого отрезка делает замечания, касающиеся техники. Уменьшается темп плавания, увеличивается время остановок. Плавание каждым способом занимает в среднем по 10 мин. В оставшееся время можно провести игру на воде. Плавание поперек бассейна проводится без секундомера.

В «скоростной день» прекрасно совершенствуется качество быстроты, тем более что занимающиеся мало устают и быстро восстанавливают силы. «Скоростной день», проведенный за день до соревнований, способствует успешному выступлению участников, показывающих свои лучшие результаты. На февраль, март, апрель остается прежняя схема тренировки, но один раз в неделю добавляется плавание под контролем секундомера на 100, 200 или 400 м всеми способами. Таким образом, первую неделю занимающиеся проплывают один раз 100 м кролем на груди, вторую неделю-100 м на спине, третью неделю — 100 м дельфином, четвертую 100 м брассом. Следующие три недели в таком же порядке проплывается дистанция 200 м всеми способами (без дельфина) и три недели дистанция 400 м. После этого дистанция, проплываемая под контролем секундомера, уменьшается в обратном порядке — снова три недели занимающиеся затрачивают на проплывание 200 м и четыре недели проплывают 100 м всеми способами.

В день, когда проводится плавание под контролем секундомера, меняется содержание и объем урока. Занятие начинается с небольшой разминки на 600 м.

1-й день тренировки проплыть:

1) 200 м при помощи ног кролем с прижатыми и вытянутыми руками;

2) 4 х 50 м упражнениями для кроля или кроля на спине в зависимости от дистанции, проплываемой под контролем секундомера;

3) 200 м кролем на груди или на спине также в зависимости от способа плавания;

4) 2 раза — 12, 15-м с задержкой дыхания кролем на груди или на спине.

2-й день тренировки проплыть:

1) 200 м при помощи ног дельфином с прижатыми и вытянутыми руками;

2) 200 м кролем на груди;

3) 200 м дельфином в двухударной слитной координации, останавливая руки у бедер. Во время остановки — вдох;

4) проплыть 2 раза с задержкой дыхания дельфином.

3-й день тренировки проплыть:

1) 200 м при помощи ног брассом;

2) 200 м, чередуя каждые 50 м плавание брассом при помощи ног с плаванием при помощи рук;

3) 200 м брассом.

Плавание первых 100 м, за которыми следуют 200 и 400 м, проводится с поворота, чтобы занимающиеся, выполняющие первый раз упражнение, особенно не перегружались. Все остальные дистанции, в том числе и заключительные 100 м (выполняемые после дистанции 400 и 200 м), проплываются со старта. После того как плавание под контролем секундомера в уроке заканчивается, занимающиеся, не выходя из воды, продолжают урок и проплывают: 1.500 м при помощи ног с доской (способ плавания соответствует дню тренировки), 2.8 х 100 м упражнениями (см. ПГ год занятий, 1, 2, 3-й день тренировки), 3.200 м в полной координации.

В заключение проводятся игры, развлечения и прыжки в воду.

В конце года все занимающиеся участвуют в курсовке 4 х 100 м всеми способами. Курсовка продолжается четыре урока. Каждое занятие участники стартуют в одном способе плавания. Перед заплывами на время занимающиеся делают разминку (600 м), после курсовки проплывают 500 м при помощи ног или играют, прыгают в воду, развлекаются в воде.

В конце третьего года юные пловцы успешно выполняют III разряд по плаванию. Те из них, которые показывают результаты выше III разряда, участвуют в первенстве детских спортивных школ, городов.

Общий метраж отрезков, проплываемых в каждом занятии, для детей этого возраста на третьем году занятий может быть доведен до 2500 м, а в день тренировки дельфином несколько уменьшен.

Рабочая программа по плаванию

Программа по плаванию составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР, допущенной Государственным Комитетом РФ по ФКиС, издательства «Советский спорт», Москва, 2004 год.

Настоящая программа предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных группах (СОГ), в группах начальной подготовки (ГНП), учебно-тренировочных группах (УТГ).

Программа рассчитана на детей возраста 7-18 лет. Срок реализации данной программы 5 лет. Система оценивания, безоценочная. Участники программы, группы НП-1, три часа в неделю (117 часов в год, 39 недель) и НП-2, 5 раз в неделю (195 часов в год, 39 недель).

Материальная база: плавательный бассейн «Металлист», тренажерный зал.

Новизна программы заключается в том, что она направлена на решение ни одной задачи обучения, а комплексного подхода обучения и оздоровления учащихся школы.

Вопросы физического развития школьников представлены, как основа профилактики нарушений. Лечебное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, является частью всего лечебного комплекса.
Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребенком индивидуально, развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности.

  • Формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
  • Профессиональное самоопределение;
  • Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);
  • Достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков.

Задачи программы различаются в зависимости от этапа подготовки.

Этап начальной подготовки (НП). На этап зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Если число желающих заниматься превышает план комплектования, тренерский совет спортивной школы может принять решение о спортивной ориентации детей на занятия плаванием в группах НП или СОП на основе комплексной оценки соответствия двигательных способностей, мотивации и особенностей телосложения требованиям плавания. Продолжительность этапа 2-3 года. На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладения основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Основные задачи подготовки:

  • Улучшение состояния здоровья и закаливание;
  • Устранение недостатков физического развития;
  • Привлечение максимально-возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;
  • Овладение жизненно необходимых навыков плавания;
  • Обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;
  • Приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
  • Воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

· Поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.

Учебно-тренировочные группы (УТГ) формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, проявивших способности к спортивному плаванию, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Продолжительность этапа 4-5 лет. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической подготовке.

Основные задачи подготовки:

  • Укрепление здоровья, закаливание;
  • Устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
  • Освоение и совершенствование уровня общей и специальной физической подготовленности; гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости;
  • Формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;
  • К концу этапа – определение предрасположенности к спринтерским или стайерским дистанциям;
  • Воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; профилактика вредных привычек.

Основными формами и методами учебно-тренировочной работы в спортивных школах являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участие в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кинокольцовок, кино- или видео записей, просмотра соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора; медико-восстановительные мероприятия, участие в конкурсах и смотрах. Спортсмены старших возрастных групп должны участвовать в судействе соревнований и могут привлекаться к проведению отдельных частей тренировочного занятия в качестве помощника тренера.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

· В результате изучения программы обучающийся должен знать:

  • Названия плавательных упражнений.
  • Способы плавания и предметы для обучения.
  • Влияние плавания на состояние здоровья.
  • Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.

· Каждый ученик должен уметь: проплыть вольным стилем 15 метров и владеть: тремя любыми видами плавания.

Источник https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/03/09/rabochaya-programma-plavanie-utg-1-y-god

Источник https://studbooks.net/742083/turizm/trenirovka_yunyh_plovtsov_uchebno_trenirovochnyh_gruppah_goda_obucheniya

Источник https://infourok.ru/material.html?mid=187463

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Что происходит с вашим телом, когда вы пропускаете тренировки?
Next post Как нужно принимать автомобиль после малярно-кузовного ремонта.