Упражнения на овладение комплексным плаваниемметодическая разработка по физкультуре (5 класс)
16. «Комплексный метод» обучения плаванию: причины возникновения, задачи, содержание, особенности.
Преподавателями Ленинградского института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта в 1928 г. был разработан и получил широкое распространение так называемый «комплексный метод» обучения плаванию. Этот метод характеризовался тем, что занимающиеся распределялись по группам, однородным по возрасту, полу и подготовленности. Были введены подготовительные упражнения для освоения обучающихся с необычной для них средой — водой. Обучение плаванию начиналось с подготовительных упражнений и изучения способа плавания кроль. После ознакомления с основами техники этого способа, продолжая его дальнейшее изучение, приступали к параллельному обучению способу брасс, а затем и обучению плаванию кролю на спине. Четкое построение получили уроки плавания. Урок включал ознакомление с техникой плавания на суше и изучение ее в воде. Рекомендовалось начинать обучение плаванию с детского возраста. В основе «комплексного метода» лежало параллельное обучение нескольким способам плавания. Учебные группы комплектовались с учетом пола, возраста и степени плавательной подготовки. На каждом уроке ученики знакомились с плавательными движениями на суше и изучали их в воде. Обучение начиналось с освоения незнакомой водной среды посредством выполнения ряда основных упражнений. Далее, продолжая изучать кроль, они параллельно с этим осваивали способ брасс, а затем и кроль на спине. В «комплексном методе», из существовавшей ранее системы обучения, были исключены поддерживающие средства (удочки, пояса). В то же время прием скольжения нашел полное применение и дальнейшее развитие. Таким образом, наряду с методом раздельного обучения вновь стал применяться метод целостного освоения плавательных движений.
17. Место и значение плавания в системе физического воспитания.
В системе физического воспитания плавание представлено как:
1) массовое средство разностороннего физического воспитания и жизненно необходимый навык, овладеть которым должен каждый гражданин с детских лет;
2) массовое средство оздоровления, закаливания, активного отдыха населения;
3) средство профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны;
4) вид массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений, нормативные требования по плаванию включены в государственные программы по физическому воспитании. Для общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. По плаванию присваиваются спортивные разряды и звания, начиная от юношеского разряда и до звания «Мастер спорта международного класса». Спортивная работа по плаванию проводится спортивными детско-юношескими школами, спортивными клубами, другими физкультурно — спортивными организациями.
18.Обучение стартовому прыжку с тумбочки: последовательность формирования навыка, выбор, обоснование упражнений и методических приемов.
Обучение старту в плавании. Выполнять старт с тумбочки сложнее, чем из воды. Но, не смотря на это лучше всего вначале изучать именно старт с тумбочки. Задолго до начала обучения старту в плавании в программу тренировок нужно включать упражнения не суше, близкие по согласованию движений к старту из воды. Для этого подойдут прыжки с места в высоту и в длину, кувырок прыжком и другие упражнения.
Стартовый прыжок лучше всего имитировать при прыжках в высоту, обращая внимание на правильное выполнение начального положения и на согласование движений ног и рук. Вначале после объяснения и показа нужно имитировать старт в плавании (стартовый прыжок) самостоятельно без команды, а освоив все движения – по команде как индивидуально, так и в группах, соревнуясь с партерами в быстроте и качестве выполнения. Такого же правила следует придерживаться, изучая старт в воду.
Многие новички бояться выполнять старт в плавании. Они боятся погружаться в воду не только вниз головой, но и ногами. Именно поэтому перед тем, как обучать детей старту с тумбочки, необходимо ознакомить их с более легкими подготовительными упражнениями. К примеру, прыжки с бортика с опорой на одну из рук, спад и прыжок с бортика, и другие упражнения.
Для обучения старту в плавании, а точнее для того, чтобы обучить тренирующихся хорошему отталкиванию со старта и правильной траектории полета, будет полезно давать им упражнения в прыжке с тумбочки бассейна и с бортика (головой и ногами вниз) через дюралюминиевый или буковый шест, постепенно удаляя его от поверхности воды. Или же от края тумбочки, бортика бассейна.
Упражнения для обучения старта в плавании – старт с тумбочки.
Из начального положения (на суше), которое принимает пловец по команде «на старт», тренирующийся должен имитировать движения при прыжках вверх (в полете руки за головой, ноги вместе).
Спад в воду головой вниз (падение без толчка) с борта бассейна из различных начальных положений: стоя в глубоком наклоне (ноги прямые, кисти касаются стоп, в падении руки за голову). В упоре присев (во время падения руки за голову, ноги выпрямляются). Сидя (стопы упираются в край пенного корытца, руки вытянуты перед собой, ладони направлены в воду). Такие же упражнения, только со стартовой тумбочки. Стартовый прыжок из установленного начального положения, стоя на тумбочке и на борту бассейна; также по команде. Старт с последующим скольжением и первыми плавательными движениями.
Упражнения на овладение комплексным плаванием
методическая разработка по физкультуре (5 класс)
Результаты обучения, достигаемые в ходе изучения темы:
• развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учетом устойчивых познавательных интересов и профессиональных предпочтений;
• освоение социальных норм и правил поведения в обществе, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в различных ситуациях.
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• формирование умения самостоятельно планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать собственные возможности ее решения, определять наиболее эффективные способы достижения результатов
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и оценку своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и другими обучающимися, умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета, овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств человека, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения;
• овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
• расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей систем организма, расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности, формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма, освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах, обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.
Использование современных образовательных технологий на занятии:
- Здоровьесберегающие технологии (применение упражнений направленных на улучшение координации и гибкости).
- Технологии коллективного обучения (разделение на 4 группы по 3-4 учащихся, работающих совместно над представленным видео метериалом, в процессе просмотра которого, возникает необходимость включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей, устанавливая социальные контакты с членами коллектива).
- Технологии разноуровнего обучения (представленный видеоматериал ориентирован на возраст и индивидуальные особенности обучающихся).
- Технология проблемного обучения (учащимся рекомендовано выполнение, представленных на видео, двигательных действий расставить в последовательности ориентированной на их собственное усмотрение).
- Компьютерные технологии (использование ЭОР в образовательном процессе).
Время проведения урока: 16.00-16.45
Место проведения: Спортивный зал ОУ
Необходимый инвентарь: свисток, 4 планшета, дополнительное оборудование — музыкальная колонка.
ИТАК, ВЫ ХОТИТЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАТЬСЯ В КОМПЛЕКСНОМ ПЛАВАНИИ
Самая трудная задача для пловца — добиться мирового уровня мастерства в комплексном плавании. Этот вид плавания требует от спортсмена разносторонней подготовленности: выносливости стайера, умения выполнять разнообразные повороты, высокого тактического мастерства, хорошо развитого чувства ритма и высокой скорости во всех способах плавания. Спортсмен, добившийся успеха в комплексном плавании, ценится гораздо выше, чем пловец, добившийся побед или установивший рекорды в одном из способов.
И, несмотря на это, любители и специалисты плавания во многих странах по непонятным причинам смотрят на комплексное плавание как на какое-то второстепенное дело. Тренеры с трудом находят учеников, желающих серьезно посвятить себя комплексному плаванию.
Возможно, это происходит оттого, что комплексное плавание было включено в программу олимпийских игр лишь после 1960 года.
В США этот вид плавания был включен в национальные чемпионаты задолго до того, как он появился в программе олимпийских игр. Американцы накопили многолетний опыт в отборе и тренировке представителей комплексного плавания, что создало им определенные преимущества перед пловцами других стран.
Большинство выдающихся американских спортсменов, специализирующихся в комплексном плавании, сначала добились успеха в отдельных способах плавания. Основной принцип подготовки американских пловцов в комплексном плавании состоит в том, что тренеры готовят пловцов к высшим результатам в каждом способе. Идеальный вариант, разумеется,— найти спортсмена, который занимает лидирующее положение в мировом плавании в брассе, баттерфляе, плавании на спине и кроле и который имеет хороший результат в плавании на 1500 м вольным стилем. Большинство сильнейших спортсменов США, специализирующихся в комплексном плавании, участвовали в финалах чемпионата страны по меньшей мере в одном из четырех способов плавания. Кроме того, американские тре’
яеры постоянно стараются выставлять представителей комплексного плавания в соревнованиях отдельными способами, особенно теми, которые являются у спортсмена отстающими.
Следует учитывать, что спортсмены, специализирующиеся в комплексном плавании, имели слабые места в каком-то способе. Например, у Донны де Вероны, выдающейся американской спортсменки, выступавшей на дистанции 400 м комплексного плавания, вначале результат в брассе был равен только 1 минуте 26 секундам. Впоследствии она улучшила это время на 5 секунд и ее результат в комплексном плавании резко вырос.
Я считаю, что комплексное плавание улучшает результаты пловца во всех способах.
Подготовка спортсменов, занимающихся комплексным плаванием, основывается на тех принципах, которые были описаны в разделах, посвященных отдельным способам плавания. Необходимо стремиться к тому, чтобы постепенно улучшать технику каждого способа. Соответственно должны улучшаться и результаты. У меня спортсмены, выступающие в этом виде соревнований, проплывают на тренировке около 8000 метров в день или около 36 000 метров в неделю, что приблизительно соответствует объему, выполняемому спортсменами, специализирующимися в одном способе. Этот метраж разбивается на 10 тренировок. Из них четыре тренировки могут быть посвящены слабейшему способу плавания, а в остальных трех способах проводится по две тренировки. Но эту программу можно, разумеется, изменять. Если, например, пловец готовится к ответственным соревнованиям или к попытке побить мировой рекорд, можно провести пять тренировок в сильнейшем способе плавания для того, чтобы быть уверенным в хорошем результате на ключевом отрезке. Остальные пять тренировок распределяются по оставшимся способам. Надо сказать, что, определяя программу тренировки в комплексном плавании, тренер должен во многом полагаться на опыт и интуицию, так как планировать здесь гораздо сложнее, чем при тренировке в отдельном способе плавания. Со специализирующимися в комплексном плавании я предпочитаю целиком посвящать тренировочное занятие одному способу плавания, однако немного использую и Другие способы, например в конце тренировки — плавание в форме спринтерских ускорений. Иначе в недельном цикле получаются слишком большие паузы между способами
плавания. Обычно надо применять все способы также и во время разминки и в заключительной части занятия. В конце каждой недели спортсмен стартует в соревнованиях либо в каком-то способе, либо на дистанции комплексного плавания.
Все способы плавания важны, и было бы грубейшей ошибкой считать, что высокий результат в одном из них может обеспечить успех в комплексном плавании. Многие тренеры при таком подходе уделяют особое внимание брассу. Однако, если внимательно сравнить результаты их учеников на отдельных отрезках дистанции комплексного плавания с результатами выдающихся спортсменов, представителей комплексного плавания США, станет ясно, что дело далеко не в слабом брассе.
Австралийские пловцы, например, все теряют на отрезке, проплываемом на спине. Очевидно, это происходит оттого, что этот способ многими считается легким. Тренеры говорят иногда, что хороший кролист всегда может хорошо проплыть и на спине. Однако тот факт, что плавание на спине является «перевернутым» кролем, еще далеко не обеспечивает высокой скорости в обоих способах.
Типичная программа утреннего тренировочного занятия для занимающихся комплексным плаванием в моей группе выглядит следующим образом. Сначала спортсмены проплывают для разминки 400 метров брассом; затем 30 раз по 50 метров брассом с паузой отдыха в 10 секунд. При этом спортсмен старается удержать скорость в пределах 43—44 секунд на каждом отрезке. Затем следуют 8 отрезков по 50 метров, проплываемых кролем при помощи рук (ноги связаны). Спортсмен выполняет это упражнение в минутном режиме (1 мин. отводится на проплывание отрезка и на отдых), с улучшением результата от отрезка к отрезку, обращая особое внимание на технику выполнения гребка. После этого проплываются 400 метров брассом при помощи ног с максимальной скоростью (около 6 минут 30 секунд — 7 минут). Затем следует серия из 8— 16 отрезков по 50 метров, проплываемых со старта всеми способами, причем слабому способу может быть посвящено большее количество отрезков. Заключительная часть занятия проплывается другим способом, например на спине или кролем.
Вечерняя тренировка также начинается с проплывания 400 метров брассом для разминки. Далее следует плавание 8 раз по 200 метров, где первые 100 метров проплываются
брассом, а вторые — на спине. Пауза отдыха между отрезками составляет 1 минуту, а заданное время в подготовительном периоде может быть 3 минуты (с последующим улучшением по мере повышения уровня тренированности пловца). Точно так же на этих 200-метровых отрезках могут сочетаться баттерфляй с плаванием на спине или брасс с кролем. После этого пловец проплывает серию 100-метровых отрезков брассом при помощи ног с минутным отдыхом и заданным временем в пределах 1 минуты 40 секунд — 1 минуты 45 секунд. Затем следует серия 50-метровых отрезков на время с максимальной скоростью, но со связанными ногами. Пауза отдыха между отрезками увеличивается до 2—3 минут. После них спортсмен проплывает отрезки по 25 метров 20—30 раз со старта или с толчка различными способами. И, наконец, следует заключительная часть, проплываемая каким-либо одним способом.
В тот день, когда мы занимаемся с целью совершенствования скоростных качеств, тренируясь на отрезках, проплываемых со старта (обычно это бывает в вечерней тренировке), выполняются 8—9 стартов всеми способами плавания. Перерыв между отрезками составляет 4—5 минут, и спортсмен получает задание показать определенный результат в каждом старте. Такие тренировки продолжаются в течение всего периода подготовки. Еженедельные старты помогают нам контролировать ход подготовки спортсмена и выявлять его слабые места. Программа не меняется до самого периода сужения перед ответственными соревнованиями. В период сужения тренировка строится аналогично образцам, приведенным для пловцов на средние и длинные Дистанции. Пловцам, специализирующимся в комплексном плавании, выносливость нужна в большей степени, чем скорость, хотя и скорость играет существенную роль. Поэтому основная задача тренировки — достичь как можно более высокого уровня и выносливости и скорости.
При любой возможности мои спортсмены, занимающиеся комплексным плаванием, тренируются в каждом способе плавания вместе с лучшими мастерами этих способов. Если тренировка посвящена кролю, спортсмены плавают вместе с сильнейшими кролистами. Девушки плавают вместе с юношами, что создает лучшие условия конкуренции.
Большое значение имеет в комплексном плавании тактика. Тренер и спортсмен должны точно знать, в каком способе пловец менее подготовлен, какой способ требует
![]() |
больших затрат энергии. Спортсмен должен быть приучен не теряться, когда в каком-либо способе соперник уходит вперед.
Источник https://studfile.net/preview/16460024/page:7/
Источник https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2021/12/27/uprazhneniya-na-ovladenie-kompleksnym-plavaniem
Источник https://studopedia.ru/10_21265_itak-vi-hotite-spetsializirovatsya-v-kompleksnom-plavanii.html