Упражнения на овладение комплексным плаваниемметодическая разработка по физкультуре (5 класс)

 

16. «Комплексный метод» обучения плаванию: причины возникновения, задачи, содержание, особенности.

Преподавателями Ленинградского института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта в 1928 г. был разработан и получил широкое распространение так называемый «комплексный метод» обучения плаванию. Этот метод характеризовался тем, что занимающиеся распределялись по группам, однородным по возрасту, полу и подготовленности. Были введены подготовительные упражнения для освоения обучающихся с необычной для них средой — водой. Обучение плаванию начиналось с подготовительных упражнений и изучения способа плавания кроль. После ознакомления с основами техники этого способа, продолжая его дальнейшее изучение, приступали к параллельному обучению способу брасс, а затем и обучению плаванию кролю на спине. Четкое построение получили уроки плавания. Урок включал ознакомление с техникой плавания на суше и изучение ее в воде. Рекомендовалось начинать обучение плаванию с детского возраста. В основе «комплексного метода» лежало параллельное обучение нескольким способам плавания. Учебные группы комплектовались с учетом пола, возраста и степени плавательной подготовки. На каждом уроке ученики знакомились с плавательными движениями на суше и изучали их в воде. Обучение начиналось с освоения незнакомой водной среды посредством выполнения ряда основных упражнений. Далее, продолжая изучать кроль, они параллельно с этим осваивали способ брасс, а затем и кроль на спине. В «комплексном методе», из существовавшей ранее системы обучения, были исключены поддерживающие средства (удочки, пояса). В то же время прием скольжения нашел полное применение и дальнейшее развитие. Таким образом, наряду с методом раздельного обучения вновь стал применяться метод целостного освоения плавательных движений.

17. Место и значение плавания в системе физического воспитания.

В системе физического воспитания плавание представлено как:

1) массовое средство разностороннего физического воспитания и жизненно необходимый навык, овладеть которым должен каждый гражданин с детских лет;

2) массовое средство оздоровления, закаливания, активного отдыха населения;

3) средство профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны;

4) вид массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений, нормативные требования по плаванию включены в государственные программы по физическому воспитании. Для общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. По плаванию присваиваются спортивные разряды и звания, начиная от юношеского разряда и до звания «Мастер спорта международного класса». Спортивная работа по плаванию проводится спортивными детско-юношескими школами, спортивными клубами, другими физкультурно — спортивными организациями.

18.Обучение стартовому прыжку с тумбочки: последовательность формирования навыка, выбор, обоснование упражнений и методических приемов.

Обучение старту в плавании. Выполнять старт с тумбочки сложнее, чем из воды. Но, не смотря на это лучше всего вначале изучать именно старт с тумбочки. Задолго до начала обучения старту в плавании в программу тренировок нужно включать упражнения не суше, близкие по согласованию движений к старту из воды. Для этого подойдут прыжки с места в высоту и в длину, кувырок прыжком и другие упражнения.

Стартовый прыжок лучше всего имитировать при прыжках в высоту, обращая внимание на правильное выполнение начального положения и на согласование движений ног и рук. Вначале после объяснения и показа нужно имитировать старт в плавании (стартовый прыжок) самостоятельно без команды, а освоив все движения – по команде как индивидуально, так и в группах, соревнуясь с партерами в быстроте и качестве выполнения. Такого же правила следует придерживаться, изучая старт в воду.

Многие новички бояться выполнять старт в плавании. Они боятся погружаться в воду не только вниз головой, но и ногами. Именно поэтому перед тем, как обучать детей старту с тумбочки, необходимо ознакомить их с более легкими подготовительными упражнениями. К примеру, прыжки с бортика с опорой на одну из рук, спад и прыжок с бортика, и другие упражнения.

Для обучения старту в плавании, а точнее для того, чтобы обучить тренирующихся хорошему отталкиванию со старта и правильной траектории полета, будет полезно давать им упражнения в прыжке с тумбочки бассейна и с бортика (головой и ногами вниз) через дюралюминиевый или буковый шест, постепенно удаляя его от поверхности воды. Или же от края тумбочки, бортика бассейна.

Упражнения для обучения старта в плавании – старт с тумбочки.

Читать статью  Как ребенку или взрослому начинать обучение плаванию: в группе или индивидуально с тренером?

Из начального положения (на суше), которое принимает пловец по команде «на старт», тренирующийся должен имитировать движения при прыжках вверх (в полете руки за головой, ноги вместе).

Спад в воду головой вниз (падение без толчка) с борта бассейна из различных начальных положений: стоя в глубоком наклоне (ноги прямые, кисти касаются стоп, в падении руки за голову). В упоре присев (во время падения руки за голову, ноги выпрямляются). Сидя (стопы упираются в край пенного корытца, руки вытянуты перед собой, ладони направлены в воду). Такие же упражнения, только со стартовой тумбочки. Стартовый прыжок из установленного начального положения, стоя на тумбочке и на борту бассейна; также по команде. Старт с последующим скольжением и первыми плавательными движениями.

Упражнения на овладение комплексным плаванием
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Результаты обучения, достигаемые в ходе изучения темы:

• развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учетом устойчивых познавательных интересов и профессиональных предпочтений;

• освоение социальных норм и правил поведения в обществе, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися и взрослыми в процессе образовательной деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в различных ситуациях.

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• формирование умения самостоятельно планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать собственные возможности ее решения, определять наиболее эффективные способы достижения результатов

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и оценку своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и другими обучающимися, умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета, овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств человека, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения;

• овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;

• расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей систем организма, расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности, формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;

• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма, освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах, обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.

Читать статью  Надолго задержать дыхание под водой и не умереть. 5 простых шагов⁠⁠

Использование современных образовательных технологий на занятии:

  • Здоровьесберегающие технологии (применение упражнений направленных на улучшение координации и гибкости).
  • Технологии коллективного обучения (разделение на 4 группы по 3-4 учащихся, работающих совместно над представленным видео метериалом, в процессе просмотра которого, возникает необходимость включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей, устанавливая социальные контакты с членами коллектива).
  • Технологии разноуровнего обучения (представленный видеоматериал ориентирован на возраст и индивидуальные особенности обучающихся).
  • Технология проблемного обучения (учащимся рекомендовано выполнение, представленных на видео, двигательных действий расставить в последовательности ориентированной на их собственное усмотрение).
  • Компьютерные технологии (использование ЭОР в образовательном процессе).

Время проведения урока: 16.00-16.45

Место проведения: Спортивный зал ОУ

Необходимый инвентарь: свисток, 4 планшета, дополнительное оборудование — музыкальная колонка.

ИТАК, ВЫ ХОТИТЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАТЬСЯ В КОМПЛЕКСНОМ ПЛАВАНИИ

Самая трудная задача для пловца — добиться мирово­го уровня мастерства в комплексном плавании. Этот вид плавания требует от спортсмена разносторонней подготов­ленности: выносливости стайера, умения выполнять раз­нообразные повороты, высокого тактического мастерства, хорошо развитого чувства ритма и высокой скорости во всех способах плавания. Спортсмен, добившийся успеха в комплексном плавании, ценится гораздо выше, чем пловец, добившийся побед или установивший рекорды в одном из способов.

И, несмотря на это, любители и специалисты плавания во многих странах по непонятным причинам смотрят на комплексное плавание как на какое-то второстепенное де­ло. Тренеры с трудом находят учеников, желающих серь­езно посвятить себя комплексному плаванию.

Возможно, это происходит оттого, что комплексное пла­вание было включено в программу олимпийских игр лишь после 1960 года.

В США этот вид плавания был включен в националь­ные чемпионаты задолго до того, как он появился в про­грамме олимпийских игр. Американцы накопили много­летний опыт в отборе и тренировке представителей комп­лексного плавания, что создало им определенные преимущества перед пловцами других стран.

Большинство выдающихся американских спортсменов, специализирующихся в комплексном плавании, сначала добились успеха в отдельных способах плавания. Основ­ной принцип подготовки американских пловцов в комп­лексном плавании состоит в том, что тренеры готовят пловцов к высшим результатам в каждом способе. Идеаль­ный вариант, разумеется,— найти спортсмена, который занимает лидирующее положение в мировом плавании в брассе, баттерфляе, плавании на спине и кроле и который имеет хороший результат в плавании на 1500 м вольным стилем. Большинство сильнейших спортсменов США, спе­циализирующихся в комплексном плавании, участвовали в финалах чемпионата страны по меньшей мере в одном из четырех способов плавания. Кроме того, американские тре’

яеры постоянно стараются выставлять представителей комплексного плавания в соревнованиях отдельными спо­собами, особенно теми, которые являются у спортсмена отстающими.

Следует учитывать, что спортсмены, специализирую­щиеся в комплексном плавании, имели слабые места в ка­ком-то способе. Например, у Донны де Вероны, выдающей­ся американской спортсменки, выступавшей на дистанции 400 м комплексного плавания, вначале результат в брассе был равен только 1 минуте 26 секундам. Впоследствии она улучшила это время на 5 секунд и ее результат в ком­плексном плавании резко вырос.

Я считаю, что комплексное плавание улучшает резуль­таты пловца во всех способах.

Подготовка спортсменов, занимающихся комплексным плаванием, основывается на тех принципах, которые были описаны в разделах, посвященных отдельным способам плавания. Необходимо стремиться к тому, чтобы постепен­но улучшать технику каждого способа. Соответственно должны улучшаться и результаты. У меня спортсмены, выступающие в этом виде соревнований, проплывают на тренировке около 8000 метров в день или около 36 000 мет­ров в неделю, что приблизительно соответствует объему, выполняемому спортсменами, специализирующимися в од­ном способе. Этот метраж разбивается на 10 тренировок. Из них четыре тренировки могут быть посвящены слабей­шему способу плавания, а в остальных трех способах про­водится по две тренировки. Но эту программу можно, разумеется, изменять. Если, например, пловец готовится к ответственным соревнованиям или к попытке побить ми­ровой рекорд, можно провести пять тренировок в сильней­шем способе плавания для того, чтобы быть уверенным в хорошем результате на ключевом отрезке. Остальные пять тренировок распределяются по оставшимся способам. На­до сказать, что, определяя программу тренировки в ком­плексном плавании, тренер должен во многом полагаться на опыт и интуицию, так как планировать здесь гораздо сложнее, чем при тренировке в отдельном способе плава­ния. Со специализирующимися в комплексном плавании я предпочитаю целиком посвящать тренировочное занятие одному способу плавания, однако немного использую и Другие способы, например в конце тренировки — плавание в форме спринтерских ускорений. Иначе в недельном цик­ле получаются слишком большие паузы между способами

плавания. Обычно надо применять все способы также и во время разминки и в заключительной части занятия. В конце каждой недели спортсмен стартует в соревнова­ниях либо в каком-то способе, либо на дистанции ком­плексного плавания.

Читать статью  Комплекс упражнений в воде для обучения плаванию детей дошкольного возраста

Все способы плавания важны, и было бы грубейшей ошибкой считать, что высокий результат в одном из них может обеспечить успех в комплексном плавании. Многие тренеры при таком подходе уделяют особое внимание брас­су. Однако, если внимательно сравнить результаты их уче­ников на отдельных отрезках дистанции комплексного плавания с результатами выдающихся спортсменов, пред­ставителей комплексного плавания США, станет ясно, что дело далеко не в слабом брассе.

Австралийские пловцы, например, все теряют на от­резке, проплываемом на спине. Очевидно, это происходит оттого, что этот способ многими считается легким. Трене­ры говорят иногда, что хороший кролист всегда может хорошо проплыть и на спине. Однако тот факт, что пла­вание на спине является «перевернутым» кролем, еще да­леко не обеспечивает высокой скорости в обоих способах.

Типичная программа утреннего тренировочного заня­тия для занимающихся комплексным плаванием в моей группе выглядит следующим образом. Сначала спортсме­ны проплывают для разминки 400 метров брассом; затем 30 раз по 50 метров брассом с паузой отдыха в 10 секунд. При этом спортсмен старается удержать скорость в преде­лах 43—44 секунд на каждом отрезке. Затем следуют 8 от­резков по 50 метров, проплываемых кролем при помощи рук (ноги связаны). Спортсмен выполняет это упражне­ние в минутном режиме (1 мин. отводится на проплывание отрезка и на отдых), с улучшением результата от отрезка к отрезку, обращая особое внимание на технику выполне­ния гребка. После этого проплываются 400 метров брассом при помощи ног с максимальной скоростью (около 6 ми­нут 30 секунд — 7 минут). Затем следует серия из 8— 16 отрезков по 50 метров, проплываемых со старта всеми способами, причем слабому способу может быть посвящено большее количество отрезков. Заключительная часть заня­тия проплывается другим способом, например на спине или кролем.

Вечерняя тренировка также начинается с проплывания 400 метров брассом для разминки. Далее следует плавание 8 раз по 200 метров, где первые 100 метров проплываются

брассом, а вторые — на спине. Пауза отдыха между от­резками составляет 1 минуту, а заданное время в подгото­вительном периоде может быть 3 минуты (с последующим улучшением по мере повышения уровня тренированности пловца). Точно так же на этих 200-метровых отрезках мо­гут сочетаться баттерфляй с плаванием на спине или брасс с кролем. После этого пловец проплывает серию 100-мет­ровых отрезков брассом при помощи ног с минутным от­дыхом и заданным временем в пределах 1 минуты 40 се­кунд — 1 минуты 45 секунд. Затем следует серия 50-мет­ровых отрезков на время с максимальной скоростью, но со связанными ногами. Пауза отдыха между отрезками увеличивается до 2—3 минут. После них спортсмен про­плывает отрезки по 25 метров 20—30 раз со старта или с толчка различными способами. И, наконец, следует за­ключительная часть, проплываемая каким-либо одним способом.

В тот день, когда мы занимаемся с целью совершенст­вования скоростных качеств, тренируясь на отрезках, про­плываемых со старта (обычно это бывает в вечерней тре­нировке), выполняются 8—9 стартов всеми способами пла­вания. Перерыв между отрезками составляет 4—5 минут, и спортсмен получает задание показать определенный ре­зультат в каждом старте. Такие тренировки продолжаются в течение всего периода подготовки. Еженедельные старты помогают нам контролировать ход подготовки спортсмена и выявлять его слабые места. Программа не меняется до самого периода сужения перед ответственными соревнова­ниями. В период сужения тренировка строится аналогично образцам, приведенным для пловцов на средние и длинные Дистанции. Пловцам, специализирующимся в комплексном плавании, выносливость нужна в большей степени, чем скорость, хотя и скорость играет существенную роль. По­этому основная задача тренировки — достичь как можно более высокого уровня и выносливости и скорости.

При любой возможности мои спортсмены, занимающие­ся комплексным плаванием, тренируются в каждом спосо­бе плавания вместе с лучшими мастерами этих способов. Если тренировка посвящена кролю, спортсмены плавают вместе с сильнейшими кролистами. Девушки плавают вме­сте с юношами, что создает лучшие условия конкуренции.

Большое значение имеет в комплексном плавании так­тика. Тренер и спортсмен должны точно знать, в каком способе пловец менее подготовлен, какой способ требует

больших затрат энергии. Спортсмен должен быть приучен не теряться, когда в каком-либо способе соперник уходит вперед.

Источник https://studfile.net/preview/16460024/page:7/

Источник https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2021/12/27/uprazhneniya-na-ovladenie-kompleksnym-plavaniem

Источник https://studopedia.ru/10_21265_itak-vi-hotite-spetsializirovatsya-v-kompleksnom-plavanii.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Как саморазвиваться и самосовершенствоваться девушке: пошаговая инструкция
Next post 1285 красивых цитат про семью