Педагог как субъект саморазвития

 

Саморазвитие и самореализация педагога в профессиональной деятельности

По мнению С. В. Беловой, профессия педагога предполагает «задание» — сделать себя счастливым [7]. Если принять гуманистическую мысль о том, что основная потребность человека заключается в реализации себя, своих возможностей и творческого потенциала, то непременной составляющей счастья, удовлетворенности жизнью можно считать самореализацию педагога в своей профессиональной деятельности.

Вспомните характеристики полноценно функционирующего человека, по К. Роджерсу, или само актуализирующейся личности, по А. Мас- лоу. Вызывает ли у Вас принятие образ такого человека? Как Вы думаете, счастливы ли такие люди?

Проблема самореализации лежит в плоскости взаимоотношений между человеком и человеческим родом. По мнению Д. А. Леонтьева, самореализация человека представляет собой процесс опредмечивания его сущностных сил, который может принимать форму созидания объектов материальной и духовной культуры или полагания себя в форме личностных вкладов в других людях [51]. Мотивационной основой самореализации выступает стремление человека транслировать свою личность абстрактным другим, социуму, человечеству в целом, трансцен- дируя пространственные и временные границы существования индивида, что позволяет ему приобрести личное бессмертие путем приобщения к бессмертию рода [там же].

Самореализация педагога в своей профессиональной деятельности неизбежно предполагает взаимодействие с другими людьми. В первую очередь, это взаимодействие с воспитанниками, трансляция им своей личности, «вклады» в их личностное становление. Таким образом, самореализация педагога сопряжена с развитием ученика, личностный рост и саморазвитие которого могут рассматриваться как объективные результаты этого процесса.

Для того чтобы педагог мог эффективно реализовать свои возможности и творческий потенциал, ему необходимо, по крайней мере, иметь представление о своих возможностях. Поэтому самопознание выступает когнитивной основой самореализации.

Приведите примеры из собственного опыта, когда недостаток знаний о себе «сужал» возможности самореализации.

Но человек не только стремится реализовать то, что он имеет, он стремится к развитию, расширению своего потенциала, чтобы приобрести возможность самореализоваться на более высоком уровне, чтобы усилить весомость «вклада» в человечество. Путь к этому — саморазвитие.

Поскольку любое развитие человека осуществляется за счет его собственных структур, а значит, может быть признано саморазвитием, необходимо уточнить это понятие. В контексте обсуждаемых вопросов, саморазвитие педагога понимается как специфическая активность человека по изменению себя, которая предполагает:

  • — основанное на самопознании, своей жизненной философии, идеалах и ценностях определение целей и осознанное управление этим процессом со стороны самого субъекта саморазвития;
  • — самоорганизацию своего личностного образовательно-развивающего пространства (Н. М. Борытко, Н. К. Сергеев);
  • — в качестве результата позитивные изменения человека, проявляющиеся в том числе, в ценностно-смысловой сфере и самосознании, ведущие к эволюции целей и характера деятельности по саморазвитию.

Необходимое условие саморазвитиявзаимодействие с собой, предметным миром и другими людьми. Взаимодействие с миром позволяет человеку не только актуализировать, реализовать накопленный потенциал, но и приобрести новый опыт, расширить свои возможности, получить эмоциональную поддержку. Взаимодействие с собой — это внутренний диалог, форма существования сознания, направленного на самого себя. Оно предполагает «встраивание» нового опыта в собственную картину мира, рефлексию, принятие и осмысление собственного опыта с позиции «Я-идеального» (личностного и профессионального) и «Я-высшего» (как части бесконечного мира), а также трансформацию представлений об этих «Я» через изменение или обогащение представлений о себе в мире и о мире в себе.

В процессе взаимодействия с миром и собой человек накапливает опыт, позволяющий ему развиваться и формирующий его как субъекта саморазвития. К его основным аспектам такого опыта можно отнести:

  • — опыт самопознания, самопонимания и самоопределения, предполагающий формирование, рефлексию и развитие образа себя, его когнитивных и эмоциональных компонентов, а также нахождение и осознание смыслов своей деятельности;
  • — опыт автономности и самостоятельности, что проявляется в свободе самовыражения, в отсутствии конформистской зависимости от мнения окружающих;
  • — опыт самоконтроля и самоуправления, реализации возможности быть руководителем самого себя;
  • — опыт самореализации, проявляющийся в созидании объектов материальной и духовной культуры или в полагании себя в форме личностных вкладов в других людях [51];
  • — опыт диалога как способа преодоления своего ограниченного «Я» и отождествления с общими глобальными ценностями [7].
Читать статью  Как избавиться от лени: 10 лучших способов советы психологов

Насколько эти аспекты представлены в структуре Вашего опыта? Какие аспекты опыта выполняют базовую роль для накопления других?

Важнейшим условием, позволяющим педагогу стать субъектом саморазвития, является достижение определенного уровня личностного и профессионального самосознания, характеризующегося принятием себя, осознанием собственных идеалов и ценностей, стремлением к самореализации. По мере того, как человек познает себя, мир, других людей, развиваются различные стороны его личности, формируется его жизненная философия, осознается смысл жизни, своя общественная ценность, педагог достигает профессионального мастерства, творчески самореализуясь.

Содержание

Стратегия современного педагогического образования зависит во многом от профессионально-личностного развития и саморазвитии учителя. Образ педагога, представленный в целях педагогического образования, выступает как модель конечного результата деятельности – педагога-профессионала способного легко ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, действовать ответственно и профессионально в условиях решения актуальных образовательных задач.

Характер современной профессиональной деятельности учителя требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого является первостепенность индивидуальности мышления над единомыслием, образовательных интересов человека над обычной учебной программой, саморазвития, самонаучения над унифицированным усвоением, «передачей» знаний.

Понимание личностно-профессионального развития педагога сегодня позволяют изучать его, как итог профессионально-педагогической подготовки, как обретение индивидуальности, неповторимости, духовности, субъектности. Это проявляется в различных аспектах, а именно — в способности к самостоятельному осмыслению и трактовке педагогических процессов; в целесообразности, обоснованности, свободе действий в ситуациях воспитания и обучения; в оригинальности выбора и сочетания средств, форм, позиций, приемов деятельности; в умении осознанно влиять на изменение ситуации, в которой эта деятельность осуществляется. Именно эти факты позволяют утверждать, что тема, выбранного нами реферата «Личностное развитие современного учителя», является, на сегодняшний день, актуальной и теоретически значимой.

1. Педагог как субъект учебной деятельности

Педагог на всех этапах развития и становления выступает прежде всего, как субъект учебной деятельности учебном заведении, которая организуется как: «1) деятельность, предоставляющая свободу выбора методов решения учебно-познавательных задач на различных уровнях творческой активности; 2) совместная продуктивная деятельность преподавателя и будущего педагога, взаимообогащающая их; 3) деятельность в которой формируется рефлексия, стимулируется осознание и выработка ее целей смыслов; 4) становление индивидуального стиля деятельности, основанного на осознании своей уникальности, самоценности и установке на самоизменение, саморазвитие; 5) творческая деятельность, ориентированная на выработку каждым студентом осознанных планов, прогнозов и сценариев своей профессиональной жизнедеятельности в будущем» 1 .

В дальнейшем, педагог также выступает как субъект целенаправленной деятельности по совершенствованию своей профессиональной квалификации, повышению личностного профессионально-педагогического потенциала, необходимого для педагогического творчества, включая его высший уровень — разработку и создание авторских педагогических систем 2 .

В тоже время, нельзя понимать субъектность учителя только как способность к сугубо прикладным действиям, «гуманитарное понимание смысла деятельности воспитателя связано с представлениями о личности в целом, но не с совокупностью ролей, функций, качеств» 3 .

Культурологические ценности образования позволяют определять ценность личности педагога, как духовного субъекта культуры, способного к творчеству, самосовершенствованию, преобразованию себя для решения задач усложняющейся креативной педагогической деятельности, развитию и проявлению отношений, системы смыслов, духовности, нравственности, гуманности.

Колесникова И.А. замечает, что логика подготовки специалистов в сфере «человек-человек» идет не от освоения отдельных операций, функций, видов деятельности к их суммированию, и, наоборот — от формирования интегративных качеств к их конкретизации, освоению и выражению в индивидуально-творческих нормах 1 .

Механизм профессионально-личностного саморазвития и развития определен Н.К. Сергеевым как специфическая самоорганизация педагогом своего личностного образовательно-развивающего пространства, в котором он выступает как субъект профессионального становления и саморазвития 2 . Происходит также принятие и освоение им технологий и содержания современного образования, выработка индивидуально-творческого профессионального почерка, авторской педагогической системы и при этом индивидуально-личностный мир педагога является специфическим источником последней, ее целевых, содержательных, процессуальных характеристик.

Читать статью  Жизненное самоопределение воспитанников детских домов и школ-интернатов как средство подготовки к самостоятельной жизни

Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

профессиональное саморазвитие / педагог / непрерывное образование / психолого-педагогическая поддержка / тренинг. / professional self-development / teacher / continuous education / psychology and pedagogical support / training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. А. Боброва, О. В. Чурсинова

В данной статье анализируются понятие профессионального саморазвития педагога , его структура, а также факторы, влияющие на данный процесс. Кроме того, авторы рассматривают основные способы и направления профессионального саморазвития педагога , обеспечивающие непрерывность его образования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. А. Боброва, О. В. Чурсинова

Диагностика готовности субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических работников к профессиональному саморазвитию

Формирование опыта педагогической рефлексии у студента как основы непрерывного саморазвития в будущей педагогической профессии

Профессиональное саморазвитие студентов в контексте компетентностно-деятельностного подхода к обучению

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT of the TEACHER AS CONDITION OF ITS CONTINUOUS EDUCATION

In this article the concept of professional self-development of the teacher , his structure, and also the factors influencing this process are analyzed. Besides, authors consider the main ways and the directions of professional self-development of the teacher providing a continuity of his education.

Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО

И.А. Боброва, канд. пед. наук, доцент О.В. Чурсинова, канд. психол. наук, доцент

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия, г. Ставрополь)

Аннотация. В данной статье анализируются понятие профессионального саморазвития педагога, его структура, а также факторы, влияющие на данный процесс. Кроме того, авторы рассматривают основные способы и направления профессионального саморазвития педагога, обеспечивающие непрерывность его образования.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, педагог, непрерывное образование, психолого-педагогическая поддержка, тренинг.

В современном обществе достаточно актуальна проблема непрерывного саморазвития педагога с целью повышения уровня его профессионального мастерства. Поиск новых подходов к решению обозначенной проблемы задает необходимость проектирования процесса личностно-профессионального саморазвития педагога.

Важным условием педагогической профессии является непрерывность образования, осуществляющаяся в течение всей жизни, обеспечивающая целостность и единство системы образования, создание условий для саморазвития и самообразования педагога [1].

Профессиональное саморазвитие педагога можно охарактеризовать как непрерывный процесс качественного, самостоятельного, целенаправленного раскрытия педагогом своих потенциальных возможностей и способностей, позволяющий наиболее эффективно осуществлять различные виды профессиональной деятельности.

На профессиональное саморазвитие педагога оказывает влияние ряд факторов. Так В.Л. Блинова и Ю.Л. Блинова в своем исследовании выделяют 2 группы факторов:

1. Факторы, способствующие процессу саморазвития педагога: эмоциональная устойчивость, навыки конгруэнтного взаи-

модействия, мотивация достижений, ас-сертивность, мотивация саморазвития, открытость новому опыту, наличие социального интеллекта, поведенческая гибкость.

2. Факторы, препятствующие саморазвитию педагога: отсутствие ответственности, ригидность мышления, способности к самопознанию, личностная тревожность и страх новизны, наличие психологических защит, барьеры, создаваемые другими людьми [2].

В структуре профессионального саморазвития педагога можно выделить следующие компоненты:

— Самосознание, включающее отношение педагога к себе как к профессионалу своего дела, осознание себя, своих интересов и переживаний;

— Самооценка, характеризующаяся осознанием личных и профессиональных качеств, их объективной оценкой;

— Самоорганизация, проявляющаяся в оценке, контроле, корректировки педагогом себя как субъекта деятельности; регуляции действий, целесообразности их проявления; постановки целей и выбором соответствующих практических действий для их достижения;

— Самоуправление, включающее рефлексию собственной педагогической деятельности и прогнозирование результатов

Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи, дополняя, и оказывая влияние, друг на друга.

Определим основные способы профессионального саморазвития педагога:

1. Помощь методических объединений отдельным педагогам в проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории с учетом стажа, уровня профессионализма, координации деятельности по реализации проекта саморазвития, обеспечение доступности профессионально-развивающих ресурсов, организации мониторинга процесса саморазвития на основе сравнения самодиагностики и экспертных оценок, обобщение результатов саморазвития в продуктах педагогического творчества и др.

2. Реализация психолого-педагогической поддержки, представляющей собой систему социально-психологических и психолого-педагогических способов и методов, способствующих самоопределению педагога в процессе формирования его способностей, ценностных ориентаций и самосознания.

Читать статью  Как ошибки восприятия помогают нам покупать?

Основные направления психолого-педагогической поддержки — психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое сопровождение. В рамках психолого-педагогической поддержки применяются такие методы как просвещение, консультирование, диагностика, тренинг, коррекция.

Рассмотрим подробнее данные методы:

— Психологическое просвещение направлено на формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, создании условий для полноценного удовлетворения познавательных интересов в сфере психологии, а также своевременного предупреждения возможных профессиональных деформаций и психологических срывов.

— Психологическое консультирование, сопровождающееся оказанием помощи педагогу в самопознании, формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, про-

фессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию.

— Диагностика профессионального саморазвития педагога, осуществляемая для выявления ресурсных возможностей педагога, выявления проблем профессионального саморазвития. С этой целью формируется банк специализированных методик, тестов и анкет (методика «Измерение мотивации достижения» А. Мехрабиана, тест «Готовность к саморазвитию, методика «Оценка реализации потребности педагога в самореализации», методика «Изучение удовлетворенности педагогами своей профессиональной деятельностью» Н.В. Жу-рина, Е.И. Ильина, тест САТ (самоактуа-лизационный тест) и др.).

— Тренинговая работа, позволяющая в относительно короткий срок смоделировать и включить педагога в специально смоделированные интерактивные ситуации, способствующие апробации имеющегося опыта, его рефлексии, посредством получения обратной связи от других участников, мобилизации личностного потенциала, приобретению и отработке новых элементов опыта, пересмотру взглядов, установок и др.

Так «Тренинг профессионального саморазвития педагога» включает в себя такие методы как: групповые дискуссии, метод мозгового штурма, ролевые и деловые игры, мини-лекции, упражнения и др.

Тренинг состоит из нескольких блоков:

а) «Профессиональная направленность педагога» («История о белом медведе» и

б) «Самопознание» направлен на осознание педагогом своих индивидуальных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности («Кто я?», «Ищем секрет», «Конверт откровений», «Ода себе»);

в) «Саморазвитие» направлен на осознание педагогом себя в системе педагогического общения и оптимизацию межличностных отношений с субъектами образовательной деятельности («Превращение

проблем в цели», «Перекрестный допрос»).

— Психологическая коррекция, направлена на исправление тех особенностей индивидуально-личностного и профессионального развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели профессионала. Кроме того, психокоррекция применяется в ситуациях преодоления различного рода барьеров, встающих перед педагогами при выполнении профессиональной деятельности.

3. Курсы повышения квалификации,

действенный способ профессионального саморазвития педагога.

4. Создание индивидуальных программ саморазвития: портфолио педагога, план саморазвития педагога, банк педагогического опыта, аттестация учителей, конкурсы профессионального мастерства.

Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога включает в себя как самообразовательную деятельность, так и осуществляется современной системой образования, предоставляющей все необходимые возможности для непрерывного образования педагога.

представляющие собой эффективный и

1. Балева В.В. Профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. — 2016. — Т. 2. — №1. -С. 58-65.

2. Блинова В.Л., Блинова Ю.Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2009. — 222 с.

3. Чудина Е.Е. Концепция профессионального саморазвития учителя как условие реализации профессионального стандарта педагога // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — Волгоград: Инновационный центр развития образования и науки. — 2015. — С. 93-95.

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT of the TEACHER AS CONDITION OF ITS

I.A. Bobrova, candidate of pedagogical sciences, associate professor O.V. Chursinov, candidate of psychology sciences, associate professor

Stavropol regional institute for the development of education, training and retraining of educators

Abstract. In this article the concept of professional self-development of the teacher, his structure, and also the factors influencing this process are analyzed. Besides, authors consider the main ways and the directions of professional self-development of the teacher providing a continuity of his education.

Keywords: professional self-development, teacher, continuous education, psychology and pedagogical support, training.

Источник https://studme.org/327790/pedagogika/samorazvitie_samorealizatsiya_pedagoga_professionalnoy_deyatelnosti

Источник https://studfile.net/preview/3821516/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samorazvitie-pedagoga-kak-uslovie-ego-nepreryvnogo-obrazovaniya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Достопримечательности Аланьи
Next post Валютные вклады Почтобанка