Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личностипрезентация по химии по теме

 

Содержание

Проблемное обучение как способ активизации познавательной деятельности обучающихся

В течение последнего десятилетия в России происходило коренное изменение жизни общества и функционирования государства. В настоящее время образование ориентировано не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Главным результатом образования является развитие функционально грамотной личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Важным является формирование у учащихся компетентности в решении проблем, то есть способность ставить и решать определенные типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные задачам методы и формы презентации результатов, оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на саморазвитие.

Для достижения новых результатов образования необходимы новые подходы к организации процесса обучения, новая система взаимодействия между учителем и учеником (переход от позиции «я учу тебя» к позиции «мы с тобой учимся вместе). Это означает, что каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педаго­гический опыт и ответить для себя на вопрос «Как обучать в новых условиях?».

Актуальность методической темы «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся» заключается в выборе современных методов и технологий обучения младших школьников.

Отсюда целью своей работы считаю: создать педагогические условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся посредством применения методов и приемов проблемного обучения.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

  • Провести анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
  • Изучить особенности технологии проблемно-диалогического обучения, методы постановки учебной проблемы, методы поиска решения учебной проблемы.
  • Отобрать наиболее эффективные приемы и формы организации учебной деятельности учащихся посредством проблемного обучения.
  • Провести мониторинг качества обучения учащихся на основе диагностических материалов.

Данная работа и практический материал может быть использован учителями начальных классов, а также при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Глава I. Организация учебного процесса на основе технологии проблемно-диалогического обучения

1.1. Сущность проблемного обучения в начальной школе

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение по сравнению с традиционным дает тройной эффект усвоения знаний. Во-первых, нельзя не понимать то, что открыл сам. Во-вторых, деятельность создает мощное развитие памяти, внимания, речи, творческих способностей. В-третьих, деятельность воспитывает активную личность, учит высказывать своё мнение, доказывать свои догадки. Данное обучение можно отнести к здоровьесберегающим, т.к. дети работают на интересе, а значит, не нужно себя заставлять, значит, нервные нагрузки снижаются.

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций

Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые «проводят» учеников через два звена научного творчества — постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена — выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.

Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке? В Образовательной системе «Школа 2100» предлагается так называемый проблемно-диалогический метод, который, кстати, можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего, — на уроках изучения нового материала. Самое главное — чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.

Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением», которые представлены в виде таблицы.

Приёмы создания проблемной ситуации по Е.А.Мельниковой

Таблица 1

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой»;
б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
б) доказать, что задание учениками не выполнено

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.

Предлагаются следующие варианты.

  • Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
  • Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?

Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Следовательно, учитель выводит учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Таблица 2

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1 о фактах: Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях: что вас удивило? Сколько существует точек зрения?
Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?
Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается. Чем это задание не похоже на предыдущие?
Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?

Читать статью  10 советов для самосовершенствования

Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?

Следующий метод учебной проблемы — подводящий диалог.

Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.

Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Сравнительная характеристика диалогов

Таблица 3

Побуждающий

Подводящий

отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика

система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли

— мысль ученика делает скачок к неизвестному
— переживание учеником чувства риска
— возможны неожиданные ответы учеников
— прекращается с появлением нужной мысли ученика

— пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
— переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
— почти не возможны неожиданные ответы учеников
— не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

развитие творческих способностей

развитие логического мышления

Если подводящий диалог подвел (в смысле — не придумался), сообщаем тему в готовом виде, но с добавкой мотивирующего приема к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

Учебную проблему можно поставить тремя методами. Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй — подводящий к теме диалог. Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.

Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

1.2. Технология проблемно-диалогического обучения. Создание проблемной ситуации на уроке

Технология проблемно-диалогического обучения

Методы постановки учебной проблемы Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему — значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  • создания проблемной ситуации;
  • побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
  • побуждения к формулированию учебной проблемы;
  • принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуа­цию — значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое созда­ется приемами 1 и 2. Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие — между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется прием 3. В сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противо­речие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4,5,6. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие — в сути задания. Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

1.2.1. Постановка проблемных задач (вопросов)

Проблемные вопросы по природоведению:

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения.

Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т.д.

— Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев — живой организм.

— Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т.д.

— Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

— На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?

— Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?

— Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?

— Что случится, если растения исчезнут?

— Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?

— Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

— Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?

— Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т.д.

Проблемные вопросы по русскому языку:

1) Являются ли родственными (однокоренными) слова:

— Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?

— Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?

— Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?

— Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

2) Что объединяет записанные слова? Какое из них «лишнее»?

— Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)

— Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)

— Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль — имя сущ. женского рода, остальные — мужского)

Постановка проблемных задач по математике:

Это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.

  1. В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе? — Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
  2. Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути).

Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:

— Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).

Читать статью  Пять познавательных YouTube-каналов для саморазвития

1.2.2.Задачи с заведомо допущенными ошибками

Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Иногда предлагаю «найти ошибки» в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.

Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти «верное» решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.

1.2.3. Задачи с противоречивыми данными

— На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)

1.2.4. Нестандартные тексты задач

— Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из «Задачника» Г.Остера.

1.2.5. Творческие задачи

— Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

1.3. Структура проблемного урока

Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах. Таким образом, из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности: проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения — на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта — на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице.

Таблица 4

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

З
Н
А
Н
И
Е

Постановка учебной проблемы

— формирование вопроса или темы урока

— открытие субъективно нового знания

— выражение нового знания в доступной форме

— представление продукта учителю и классу

Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке? В Образовательной системе «Школа 2100» предлагается так называемый проблемно-диалогический метод, который, кстати, можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего — на уроках изучения нового материала. Самое главное — чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.

Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности
презентация по химии по теме

Какую деятельность осуществляет ребенок в школе? На этот вопрос ответить не так просто, как кажется. С од­ной стороны, раз учится в школе, значит, и деятель­ность у него учебная. И с этим трудно спорить. С дру­гой стороны, в теории деятельности это совсем не так. Чтобы сделать яснее все дальнейшие рассуждения и более точно описать проектную деятельность, надо сопо­ставить учебную и проектную деятельность: является ли проектная разновидностью учебной, или это разные дея­тельности? Данный вопрос кажется теоретическим и отстраненным, но его прояснение необходимо для пони­мания всей дальнейшей информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
opyt_raboty_problemnoe_obuchenie_kak_sredstvo.ppt883.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности Доводы, до которых человек Додумывается сам, Обычно убеждают его больше, Нежели те, которые пришли В голову к другим. Б.Паскаль

Экспериментальное исследование эффективности разработанных методических подходов к проблемному обучению химии Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ №16, всего экспериментом было охвачено 80 школьников

Цель эксперимента: проверка верности выдвинутой гипотезы исследования Особенности эксперимента Необходимость исследования эффективности разработанных методических подходов через призму её влияния на развитие личности школьников Задачи эксперимента: -определение путей выявления изменений в структуре личности школьника; -поиск соответствующих методов обработки экспериментальных данных.

Анализ устных, письменных и творческих работ учащихся Мониторинг Анкетирование Психологическое тестирование Целенаправленное наблюдение на уроках Методы сбора данных

Результаты диагностики (сентя брь 2005-2006 уч год)

Развивающее обучение Проблемное обучение Активная самостоятельная деятельность учащихся Проблемные ситуации Творческое владение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей

Он намечает несколько способов разделения проблемных ситуаций 1) При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования; 2) При организации практической деятельности учащихся; 3) При побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этих явлениях; 4) При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлениям; 5) При исследовательских занятиях; 6) При выдвижении гипотез, предположений, формулировки выводов и их опытная проверка; 7) Организация межпредметных связей; часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемных ситуаций ( при обработке навыков, повторении пройденного и т. д); в этом случае следует использовать факты и данные наук ( учебных предметов), имеющие связь с изучаемым материалом; 8) Варьирование задачи, переформулировка. Классификация М.И.Махмутова

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Выявить уровень знаний и представлений учащихся по теме Новые сведения для разрешения системы проблемных ситуаций Выявление интеллектуальных возможностей учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения Изложение материала учителем Самостоятельная работа с учебником Другой источник Практическая работа

При изучении нового материала Метод выдвижения гипотез, предположений, формулировки выводов и их опытная проверка При проведении практических занятий Метод проблемного эксперимента При закреплении знаний Использование проблемных ситуаций, побуждающих учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этих явлениях

Самостоятельная работа «Электролитическая диссоциация» Формула соли Лакмус Фенолфталеин Реакция Какие ионы AlCl 3 красный — кислая H + Na 2 CO 3 синий малиновый щелочная OH — NaCl фиолетовый — нейтральная H + =OH —

Результаты опроса учащихся по теме «Углерод»

Простая дифференциация O 2 , HCl, H 2 SO 4 , CO, NaCl, K, CH 4 , H 2 O, CO 2 , NH 3 , F 2 , Ca, N 2 , CuSO4, CaCO 3 , O 3 , Fe, Ca 3 (PO 4 ) 2 , CH 3 COOH, B, HNO 3 , MgO. Вещества Простые Сложные

Сложная дифференциация Cr 2 O 3 , Fe 2 O 3 , H 2 CO 3 , Cr 2 O 3 , SO 3 , BeO, HCl, Na 2 O, H 2 SiO 3 , NaHCO 3 , Ca(OH) 2 , Al 2 O 3 , Al(OH) 2 Cl, Al 2 (SO 4 ) 3 , Na 2 HPO 4 , Be(OH) 2 , Zn(OH) 2 , Cu(NO 3 ) 2 , NaCl, H 3 PO 4 , HNO 3 , CH 3 COOH, Cu(OH)Cl, H 2 SO 4 , P 2 O 5 , NH 4 OH, CaO, ZnO, FeO, CuO, BaO, Na 2 KPO 4 , Zn(OH)NO 3 Вещества Кислоты Соли Основания Оксиды

Cr 2 O 3 , Fe 2 O 3 , H 2 CO 3 , Cr 2 O 3 , SO 3 , BeO, HCl, Na 2 O, H 2 SiO 3 , NaHCO 3 , Ca(OH) 2 , Al 2 O 3 , Al 2 (SO 4 ) 3 , Na 2 HPO 4 , Be(OH) 2 , Zn(OH) 2 , Cu(NO 3)2 , NaCl, H 3 PO 4 , HNO 3 , CH 3 COOH, Cu(OH)Cl, H 2 SO 4 , P 2 O 5 , NH 4 OH, CaO, ZnO, FeO, CuO, BaO, Zn(OH)NO 3 . Сложнейшая дифференциация

Результаты диагностики (январь 2006-2007 уч год)

Результаты качества знаний и обученности учащихся Проблемное обучение способствует активизации обучения и освоению нового содержания образования, повышению успеваемости школьников. Применение в учебном процессе систем проблемных ситуаций помогает мне выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы,- формировать у учащихся самостоятельное, творческое мышление.

Внеурочная деятельность по химии Кол-во учащихся посещающих факультативы по химии (по выбору) Кол-во учащихся участвующих в конференции «Юность. Наука. Культура» Кол-во учащихся сдающих экзамен по химии 9 класс 11класс 9класс 11класс 9класс 11класс 2005-2006 уч.год 18 12 1 1 4 8 2006-2007уч год 25 11 2 1 12 5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самоопределение, саморазвитие и самореализация личности как цель и результат гуманистического воспитания

Презентация к педсовету.

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности

В статье говорится о стимулировании учебно-познавательной деятельности, прилагаются компоненты для активизации деятельности учащихся.

Читать статью  Как стать мудрее в жизни. Как быть мудрым человеком независимо от возраста
Воспитание Оренбуржца 21 века «Саморазвитие и самореализация личности в процессе воспитания и обучения»

Методическая разработка программы развития классного коллектива, представленная на Областной конкурс проектов инновационной деятельности классных руководителей Номинация «Школа .

Условия для саморазвития и самореализации личности

Как создать условия для саморазвития и самореализации личности.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в педагогической науке, так и в образовательной практике. В. Я. Сухомлинский в свое время писал: «Для некоторой части .

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять.

Презентация и доклад на тему «Проблемное обучение»

Презентация и доклад на тему

Любой учебный курс имеет свои внутрикурсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса биологии.

1. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

· начинает воспринимать себя по-иному;

· более полно принимает себя и свои чувства;

· становится более уверен в себе и автономен;

· ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

· становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;

· начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.

Т.о. первая проблема – изменившийся социальный заказ школе (от человека знающего, к человеку умеющему).

2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества. [5 ]. Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Из истории Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дью и (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Основное понятие

Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность обучающихся по разрешению проблем

Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей:

· Первая цель — сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков

Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Особенности проблемного обучения

— самостоятельное усвоение новых понятий путем решения учебных проблем.

— средство формирования мировоззрения

— связи обучения с жизнью

— разнообразие самостоятельных работ обучающихся .

— подвижная взаимосвязь элементов

— эмоциональная активность ученика

Основные признаки проблемного обучения:

— особым образом организованная деятельность обучающихся , предполагающая стимулирование их самостоятельности и творчества в познании;

— организация содержания обучения, при которой учебный материал не преподносится «в готовом виде», а требует от ученика самостоятельного поиска, «домысливания» содержания учебного материала до целостной системы знаний и умений;

— деятельность педагога, выстроенная на основе принципа проблемности (создание для обучающихся ситуаций затруднения).

Общие функции проблемного обучения

— усвоение школьниками системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы они могли применять новые знания на практике;

— развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности;

— формирование мышления учеников, основанного на выявлении и сопоставлении фактов ;

создание условий для всестороннего развития личности

При проблемном обучении

(кто-то подсчитал. )

• воспроизведение усвояемого материала улучшается в 2 раза,

• актуализация знаний в 2,6 раза,

• успешность применения знаний в новых условиях – в 3 раза,

• решение сложных творческих задач – в 7 раз.

Слайд № 10

Виды проблемного обучения

• Первый вид («научное» творчество)

• Второй вид (практическое творчество)

• Третий вид (художественное творчество)

Слайд № 11

Организация проблемного обучения

Чем же отличается традиционный урок

от проблемно-диалогического урока?

Традиционный урок

1.Проверка д/з учителем.

2. Объявление темы учителем.

3. Объяснение темы учителем.

4. Закрепление знаний учениками.

Слайд № 12

Проблемно-диалогический урок

1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.

2. Актуализация учениками своих знаний.

3. Поиск решения проблемы учениками.

4. Выражение решения.

5. Применение знаний учениками.

Слайд № 13

Методы проблемного обучения:

ü частично – поисковый или эвристический

ü проблемного изложения

ü исследовательский

Слайд № 14

Этапы проблемного обучения

I этап — постановка проблемной ситуации.

II этапперевод проблемной ситуации в психологическую .

На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

III этап — поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия . Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь.

IV этап — появление идеи решения.

V этап — реализация найденного решения .

Слайд № 15

Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

• наблюдение (в том числе и летнее)

• эксперимента, практических и лабораторных работ

• решение логических задач

• просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков

• участие в научно- исследовательской работе

• использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, географии, экологии, литературы

Слайд № 16-20 (примеры)

СЛАЙД № 21-23,25

Слайд № 24

. Принципиально важно при этом:

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос :

1.Осмыслить задание.

2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ.

5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

Слайд №26-29 Приёмы создания проблемных ситуаций

Слайд № 30

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:

1. На основе дискуссионной деятельности:

— – семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности:

практические занятия (коллективная работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами :

Источник https://urok.1sept.ru/articles/686031

Источник https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/03/25/problemnoe-obuchenie-kak-sredstvo-samorazvitiya-i-samorealizatsii

Источник https://znanio.ru/media/prezentatsiya_i_doklad_na_temu_problemnoe_obuchenie-36998-2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Комплекс упражнений в воде для обучения плаванию детей дошкольного возраста
Next post 10 надежных облигаций с высокой ставкой, которые обыгрывают вклады