Роль саморазвития в педагогике

 

Содержание

Саморазвитие как категория педагогики физической культуры и спорта

Описание возможностей детерминации категории «саморазвитие» в модели знаний педагогики физической культуры и спорта. Рассмотрение особенностей решения задач развития в конструктах самореализации личности в условиях соблюдения норм культуры и права.

РубрикаПедагогика
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления09.09.2017
Размер файла16,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Саморазвитие как категория педагогики физической культуры и спорта

Похоруков Олег Юрьевич,

Дробышев Владимир Владимирович,

Свинаренко Владимир Геннадьевич

саморазвитие самореализация личность спорт

В статье описаны возможности детерминации категории «саморазвитие» в модели знаний педагогики физической культуры и спорта. Особенности решения задач развития в конструктах самореализации и социализации личности определяются условиями соблюдения норм культуры и права. Необходимость подготовки будущих педагогов по физической культуре к решению задач саморазвития личности определяют условия успешности в выбранном направлении деятельности и общения.

Особенности детерминации категории «саморазвитие» в модели профессионального образования педагогов по физической культуре и тренеров по избранному виду спорта определяются качеством включения личности педагога в систему детерминант и проблем современного образования.

Теория и практика организации нагрузок на физическую подготовленность студенток, занимающихся аэробикой, [1] один из примеров качественного решения задачи педагогического взаимодействия в структуре высшего образования.

Другой задачей может быть в нашей ситуации определена задача подготовки будущего педагога по физической культуре к реализации идеи здоровьесбережения [2, 3], успешность решения такого рода задач и проблем определяются модифицируемыми условиями сотрудничества и самовыражения.

В модели непрерывного образования могут быть определены задачи качества профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности [4], задачи моделирования и уточнения категориального и понятийного аппарата педагогики [5-25].

Научное исследование [26] определяет особенности продуктивного поиска педагога-исследователя в системной детерминации и оптимизации возможностей продуцирования и конкурентоспособной борьбы за лучшие условия взаимодействия и сотрудничества.

Работы [27-33] определяют специфику и возможности продуктивных решений в модели непрерывного образования педагогических работников.

Определим категорию «саморазвитие» в модели научного знания, непосредственно связанного с физической культурой и спортом, выделив в системном поиске три направления — широкий, узкий и локальный смыслы.

Саморазвитие обучающегося на уроках физической культуры (широкий смысл) — продукт качественного включения обучающегося в систему приоритетов и ориентиров персонифицированного самоутверждения личности через достижения в выделенной плоскости отношений и способов решения задач (различные виды физической культуры и спорта, определяющие повышение качества социализации личности через персонифицированные достижения).

Саморазвитие обучающегося на уроках физической культуры (узкий смысл) — процесс персонифицированного принятия личностью обучающегося особенностей формирования опыта здоровьесберегающих и акмепроективных способов самоорганизации в модели культуры, спорта, науки, образования и прочих направлений деятельности, непосредственно и опосредованно связанных с физическим воспитанием, физической культурой и спортом.

Саморазвитие обучающегося на уроках физической культуры (локальный смысл) — процедура модификации сознания личности, определимая через прямое и косвенное включение личности в систему приоритетов и норм культуру, гарантирующих личности обучающегося высокие достижения, переделяемые в объективных научно-педагогических условиях через формулу «в здоровом теле здоровый дух».

Саморазвитие обучающегося ДЮСШ (широкий смысл) — продукт персонифицированного выбора обучающегося ДЮСШ, определяемый и модифицируемый через способность личности качественно ставить задачи и цели в структуре различных достижений, непосредственно связанных с выбранным видом спорта и спортом в целом.

Саморазвитие обучающегося ДЮСШ (узкий смысл) — процесс качественного продуктивного поиска в модели качественно-количественных изменений во внутриличностном самопознании и самоорганизации условий продуктивного выбора и сотрудничества.

Саморазвитие обучающегося ДЮСШ (локальный смысл) — процедура формирования приоритетов достижений в модели занятий спортом в ДЮСШ, гарантирующая личности успешное решение акмеперсонифицированных задач.

Саморазвитие педагога по физической культуре (широкий смысл) — продукт становления педагогов модели педагогической деятельности, гарантирующий формирование потребностей в новых достижениях и новообразованиях собственного развития, предопределяющих в единстве интеллектуального, физического, социального высокие по идеалам и ресурсам продукты сотрудничества и общения, самоидентификации и самореализации, самоутверждения и социализации.

Саморазвитие педагога по физической культуре (узкий смысл) — процесс качественно-количественных изменений, определяющих в структуре персонифицированного целеполагания получение новых результатов акмепроектирования и акместановления, качество и особенности которых связаны с физической культурой и спортом, методикой преподавания физической культурой и педагогикой высших достижений.

Саморазвитие педагога по физической культуре (локальный смысл) — процедура оптимизации условий качественно-количественного преобразования внутреннего мира личности, определяющего все нюансы ситуативных изменений во внешней сфере деятельности, гарантирующей успешное решение определяемых противоречий и задач.

Выделенные модели будут использованы в структуре продуктивного поиска средств развития физической культуры в модели современного образования.

Варинов В. В., Чеснова Е. Л., Козырева О. А. Влияние различных способов организации нагрузок на физическую подготовленность студенток, занимающихся аэробикой // European Social Science Journal. 2011. №8. С.172-178.

Грецкая К. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Подготовка будущего педагога по физической культуре к реализации идеи здоровьесбережения как социально-педагогическая проблема // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 20 сент. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.11-13.

Грецкая К. С., Похоруков О. Ю., Острякова С. В. Педагогические условия реализации идей здоровьесбережения в работе со слушателями курсов переподготовки // Наука третьего тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 сентября 2014г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.112-114.

Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Качество профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-108.

Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Некоторые возможности уточнения категории «социализация» в структуре педагогического взаимодействия // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 34-36.

Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.

Дробышев В.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Возможности изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12582

Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791

Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. С.1110-1114.

Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222

Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки — 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189

Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.

Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С.54-73.

Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.

Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.

Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555

Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. №12 (165). С.129-135.

Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.

Читать статью  Дисциплина и удовольствие: с чего начать саморазвитие и как потом не бросить

Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.

Косолапов А. В., Зауэр Н. Г., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» в структуре изучения основ профессионально-педагогического знания // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.226-228.

Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650

Похоруков О.Ю., Домилложоннов Х.Б., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые возможности детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки будущих учителей физической культуры // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5008

Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994

Похоруков О.Ю., Омельченко М.Г., Свинаренко В.Г. Некоторые способы постановки и решения проблемных и продуктивных задач в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6159

Похоруков О.Ю., Содиков А.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «обучение» в модели подготовки будущего педагога // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5137

Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Некоторые детерминанты развития и саморазвития личности в модели современного образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70186

Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Педагогические технологии моделирования и проектирования анкет в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5906

Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Некоторые особенности использования исторического подхода в изучении социально-педагогического знания // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/08/7016

Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Педагогические условия социализации и самореализации личности в карате // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16002

Чернопазов Р. В., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности продуктивного самосовершенствования в постановке и верификации задач самореализации будущего педагога по ФК // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.104-106.

Шеянов П. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности педагогического моделирования в детерминации основ педагогического взаимодействия // Актуальные проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.228-230.

Южанин М. С., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Педагогическая поддержка как форма педагогического сотрудничества и взаимодействия // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 58-60.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Самосовершенствование и самопознание на уроках физической культуры. Воспитание самоуверенности и уверенности в своих действиях и силах. Особенности формирования воли. Роль физической культуры в самооценке. Духовное и нравственное воспитание человека.

реферат [47,8 K], добавлен 06.10.2013

Значение специальных знаний при освоении физической культуры. Организация преподавания физической культуры в высших учебных заведениях. Самовоспитание и самосовершенствование обучающихся физической культуре. Роль физической культуры в жизни человека.

дипломная работа [99,9 K], добавлен 07.07.2015

Физкультура как часть общей культуры общества и как цель физического воспитания, ее структура и задачи. Методы формирования физической культуры личности, направленные на приобретение знаний, на овладение двигательными навыками и на их совершенствование.

курсовая работа [51,3 K], добавлен 17.07.2012

Характеристика основных ценностей физической культуры и спорта, разработка инновационных подходов к их познанию личностью и обществом. Обязательные педагогические ценности учителя физкультуры и порядок исследование понятия «ценность» в теории спорта.

курсовая работа [33,1 K], добавлен 23.11.2009

Здоровый образ жизни как целостная система. Российское законодательство в области развития физической культуры и спорта. Организация социальной работы по формированию здорового образа жизни у подростков. Повышение эффективности физического воспитания.

реферат [26,2 K], добавлен 22.02.2013

Теоретическое обоснование формирования системы знаний у школьников в сфере физической культуры. Определение уровня сформированности знаний в сфере физической культуры у школьников. Экспериментальное обоснование методики работы со школьниками на уроках.

дипломная работа [131,8 K], добавлен 26.06.2012

Требования, которые предъявляются к учителю физической культуры. Главные функции и интересы учителя. Психологические тесты по изучению особенностей характера. Анализ характера конкретного учителя физической культуры, его особенности как профессионала.

Роль саморазвития в педагогике

Роль саморазвития в педагогике

Саморазвитие в педагогике играет важную и нужную роль, поскольку это позволяет педагогу совершенствовать свои знания в разных отраслях жизни, а это, безусловно, отражается и на учениках.

Сама по себе педагогика подразумевает под собой воспитательный процесс с целью духовного и творческого развития, т.е. педагогика помогает стать человеку удовлетворенным жизнью, собой, а также помогает найти взаимосвязь общества с природой.

Саморазвитие в педагогике нельзя рассматривать, как какой-то один фактор, способствующий развитию, поскольку саморазвитие в педагогике – это целый ряд таких факторов, которые влияют не только на профессиональную деятельность педагога, а еще и на его личную жизнь и на его внутренние ощущения.

Саморазвитие в педагогике важно для разностороннего развития учеников, поскольку именно педагог закладывает в учениках все необходимые знания. Педагогу необходимо развивать в своих учениках чувство прекрасного, учить правилам нормального поведения в обществе и помочь самореализоваться, а вера в себя и в свои силы способна заставить учеников принимать обдуманные и взвешенные решения, которые необходимо принимать каждый день.

Саморазвитие в педагогике напрямую связано с достойным уровнем образования, ведь для того, чтобы помочь ученику самому заниматься саморазвитием, необходимо знать, как наладить глубокие и доверительные отношения с учениками, а без этого сделать это будет сложно.

Саморазвитие в педагогике необходимо и для педагога, и для ученика. Саморазвитие необходимо каждому индивидууму, поскольку это помогает больше познавать себя. С помощью саморазвития можно наладить практически все жизненно необходимые сферы.

Это финансовая сторона жизни, легкий контакт с окружающими людьми, умение слушать, обучаться, принимать самостоятельные решения, которые приведут к желаемому результату. Педагогу необходимо постоянно заниматься саморазвитием для того, чтобы уметь и хотеть научить всему этому своих учеников.

Для саморазвития необходим учитель и наставник, который будет передавать свои знания и умения другому человеку, тем самым, помогая ему определиться с жизнью и узнать все необходимые аспекты для нормального общения и адекватного восприятия происходящих событий. А ученики, дети не смогут самостоятельно прийти к тому, что верно и правильно.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «САМОРАЗВИТИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засмолина Наталья Петровна

В статье осуществлен реферативный обзор психолого-педагогической литературы, рассмотрены научные представления известных ученых о категории « саморазвитие ». Актуальность проблемы исследования определена включенностью понятия « саморазвитие » в требования федерального государственного образовательного стандарта к планируемым образовательным результатам. В качестве методов исследования выбраны теоретический анализ, систематизация и обобщение. Их выбор в основном обусловлен теоретическими задачами работы. Новизна проведенного исследования состоит в обозначении « саморазвития » личности в качестве ценностной составляющей педагогического процесса, определяющей средства для преодоления разнонаправленности процессов воспитания, обучения, развития, социализации обучающихся. Обращается внимание на тот факт, что формирование готовности и способности к саморазвитию личности возможно в рамках не только парадигмы саморазвития , но и теории воспитания. В процессе воспитания показана необходимость акцентировать внимание педагогов на развитие самостоятельности обучающегося, включение сложных педагогических ситуаций в воспитательную деятельность, повышение уровня увлеченности творчеством и развитие рефлексивной оценки возможностей личности. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что саморазвитие является процессом внутренней и внешней деятельности человека, направленной на формирование « самости » в условиях его контакта с окружающим миром и на основе самоуправляющих механизмов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Засмолина Наталья Петровна

PEDAGOGICAL MEANING OF THE CONCEPT “SELF-DEVELOPMENT”

The article provides an abstract review of psychological and pedagogical literature, considers scientific ideas of famous scientists about the category “self-development”. The relevance of the research problem is determined by the inclusion of the concept “self-development” in the requirements of the federal state educational standard to the planned educational results. Theoretical analysis, systematization and generalization were chosen as methods of research. The choice is mainly determined by the theoretical objectives of the study. The novelty of the study consists in the designation of “self-development” of personality as a value component of the pedagogical process determining the means for overcoming the multidirectional processes of education, training, development, socialization of students. The article stresses that the formation of readiness and ability to personal self-development is possible not only within the paradigm of self-development, but also within the theory of education. In the process of upbringing the necessity of drawing teachers’ attention to the development of student’s independence, inclusion of difficult pedagogical situations into the educational activity, increase of creativity enthusiasm level and development of reflexive evaluation of persons abilities is shown. The received results allow us to draw a conclusion that the selfdevelopment is a process of internal and external activity of the person directed on formation of “self’ in the conditions of his contact with the surrounding world and on the basis of self-governing mechanisms.

Читать статью  Творческое саморазвитие личности студентов (некоторые аспекты проблемы)

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «САМОРАЗВИТИЕ»»

УДК 37.041 DOI 10.37972/chgpu.2021.113.4.019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «САМОРАЗВИТИЕ»

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Аннотация. В статье осуществлен реферативный обзор психолого-педагогической литературы, рассмотрены научные представления известных ученых о категории «саморазвитие». Актуальность проблемы исследования определена включенностью понятия «саморазвитие» в требования федерального государственного образовательного стандарта к планируемым образовательным результатам. В качестве методов исследования выбраны теоретический анализ, систематизация и обобщение. Их выбор в основном обусловлен теоретическими задачами работы. Новизна проведенного исследования состоит в обозначении «саморазвития» личности в качестве ценностной составляющей педагогического процесса, определяющей средства для преодоления разнонаправлен-ности процессов воспитания, обучения, развития, социализации обучающихся. Обращается внимание на тот факт, что формирование готовности и способности к саморазвитию личности возможно в рамках не только парадигмы саморазвития, но и теории воспитания. В процессе воспитания показана необходимость акцентировать внимание педагогов на развитие самостоятельности обучающегося, включение сложных педагогических ситуаций в воспитательную деятельность, повышение уровня увлеченности творчеством и развитие рефлексивной оценки возможностей личности. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что саморазвитие является процессом внутренней и внешней деятельности человека, направленной на формирование «самости» в условиях его контакта с окружающим миром и на основе самоуправляющих механизмов.

Ключевые слова: самость, саморазвитие, управляемое саморазвитие, неуправляемое саморазвитие

PEDAGOGICAL MEANING OF THE CONCEPT «SELF-DEVELOPMENT»

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

Abstract. The article provides an abstract review of psychological and pedagogical literature, considers scientific ideas of famous scientists about the category «self-development». The relevance of the research problem is determined by the inclusion of the concept «self-development» in the requirements of the federal state educational standard to the planned educational results. Theoretical analysis, systematization and generalization were chosen as methods of research. The choice is mainly determined by the theoretical objectives of the study. The novelty of the study consists in the designation of «self-development» of personality as a value component of the pedagogical process determining the means for overcoming the multidirectional processes of education training, development, socialization of students. The article stresses thai the formation of readiness and ability to personal self-development is possible not only within the paradigm of self-development, but also within the theory of education. In the process of upbringing the necessity of drawing teachers’ attention to the development of student’s independence, inclusion of difficult pedagogical situations into the educational activity, increase of creativity enthusiasm level and development of reflexive evaluation of persons abilities is shown. The received results allow us to draw a conclusion that the self-development is a process of internal and external activity of the person directed on formation of «self’ in the conditions of his contact with the surrounding world and on the basis of self-governing mechanisms.

Keywords: self. self-de>elopment, controlled self-development, uncontrolled self-de>eIopment

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin /Вестник ЧГПУим. И. Я. Яковлева. 2021. № 4(113)

Введение. Мысль Сократа «Познай самого себя», высказанная им еще в Античности, создала проблемное поле для устойчивого научного интереса к сущности феномена «саморазвитие». Впервые появившись в гуманистической психологии, понятие «саморазвитие личности» в дальнейшем стало не только предметом исследования в разных областях знания, таких как философия, психология, педагогика и др., но и планируемым личностным результатом, заложенным в федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) общего образования. В соответствии с требованиями ФГОС современная система воспитания должна формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Основанием для формирования «самости» на уровне основного общего образования во ФГОС определена мотивация и ее развитие к обучению и познанию [8], на уровне среднего общего образования — общечеловеческие ценности и идеалы гражданского общества [9]. В рекомендациях ЮНЕСКО саморазвитие включено в состав ключевых суперкомпетентностей школьной образовательной практики как автономиза-ционная компетентность, включающая умение саморазвития и самопрезентации, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность [10, с. 17].

Актуальность исследуемой проблемы. Социально-практическая актуальность исследуемой нами проблемы обусловлена тем, что сегодня реальная педагогика переживает комплекс противоречий в области воспитания. Одним из таких противоречий в системе образования Д. И. Фельдштейн называет перенос акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному развитию [13]. Кроме того, в системе воспитания современной школы активно происходят процессы «усреднения» личности обучающегося, не в полном объеме создаются педагогические условия для воспитания человека как субъекта собственного развития, недостаточно действуют механизмы педагогической поддержки саморазвития личности ребенка с опорой на его потребности, способности и на развитие выраженной направленности его интересов.

В очерченном круге проблем мы видим серьезное несоответствие создаваемых школой педагогических условий требованиям ФГОС — формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Поэтому цель нашей работы заключается в раскрытии смысла понятия «саморазвитие» с точки зрения педагогики.

Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели нами был осуществлен реферативный обзор психо лого-педагогической литературы, раскрывающей сущность и содержание феномена «саморазвитие». Мы использовали теоретический анализ, систематизацию и обобщение в качестве основных методов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Саморазвитие как понятие педагогики до сих пор не имеет однозначной и раскрывающей его полный смысл трактовки, хотя, по нашему мнению, и обладает обширным научным потенциалом.

П. Ф. Каптерев отмечал, что «не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать» [4, с. 355]. По мнению Ф. Дистервега, для процесса целостного развития личности человека важно «знание и познание человеческой природы и присущих ей законов развития, а также правильного понимания особенностей личности» [6, с. 59]. Саморазвитие личности как часть ее «субъективной реальности», по В. И. Слободчикову, является одной из таких особенностей — это его «внутренний мир», «самость», «индивидуальность». Выдающийся педагог своего времени В. Я. Стоюнин обращает наше внимание на важное условие для саморазвития — свободу. Он пишет, что «следует предоставить столько свободы для самодеятельности ребенка и его самостоятельному размышлению, чтобы ребенок мог узнать свои силы и средства» [6, с. 147]. Н. И. Пирогов считает, что важно дать «выработаться и развиться внутреннему человеку. дать ему время и средства подчинить себе наружного. » [6, с. 71]. Такое подчинение является многогранным, так как включает в себя разные формы проявления

«самости»: самопознание (В. Г. Маралов), самоактуализацию (А. Маслоу), самореализацию (К. Роджерс), самоопределение (Л. И. Акатов), самосознание (Б. Г. Ананьев), саморазвертывание (Л. С. Выготский), самоорганизацию (Е. А. Сергиенко), самоизменение (В. Н. Сагатовский), самоутверждение (Н. Е. Харламенкова) и др.

Сущность понятия «саморазвитие» личности, представленная В. И. Слободчиковым, разрабатывалась им в рамках антропологической парадигмы. Ученый видит развитие субъективной реальности человека в выходе в режим саморазвития, т. е. режим становления субъекта, который является автором и хозяином своей жизни. Согласно ученому, саморазвитие есть «сознательное изменение и стремление сохранить в неизменности самого себя, свою субъектность». В. И. Слободчиков определяет саморазвитие как «принцип периодизации развития субъективной реальности в интервале индивидуальной жизни, адекватный базовым ценностям европейской культуры» [9]. С точки зрения Л. Н. Куликовой, саморазвитие проявляется как «интегративный процесс целенаправленного творческого изменения личностью собственных . особенностей для наиболее успешного достижения своих жизненных целей и более эффективного выполнения своего человеческого, социального предназначения» [5, с. 250]. Русский мыслитель В. Г. Белинский считал, что «назначение человека — развить лежащее в его натуре зерно духовных средств, стать вровень с самим собой» [6, с. 87]. Таким образом, сущность саморазвития личности мы понимаем как свободную активную целенаправленную деятельность субъекта, детерминированную его сознательным стремлением сформировать в себе различные виды «самости» на основе самоуправляющих механизмов.

Г. К. Селевко отмечает, что к самоуправляющим механизмам личности, входящим в модель структуры качеств личности (по И. П. Иванову), относятся четыре интегральные группы качеств (психогенные факторы развития): потребности, способности, направленность, Я-концепция. Саморазвитие выступает здесь в качестве основания для всех четырех качеств: в удовлетворении потребности — через самоактуализацию, в формировании способности — посредством самоизменения, в определении направленности — благодаря саморазвертыванию и самоутверждению, в Я-концепции — через самоопределение и самореализацию и др. [8].

Читать статью  Типичные проблемы самосовершенствования личности

Формирование готовности и способности к саморазвитию личности возможно не только в рамках парадигмы саморазвития, но и теории воспитания. Парадигма саморазвития заключается в том, что процессами саморазвития и самосовершенствования личности можно педагогически управлять. В технологии саморазвития личности А. А. Ухтомского -Г. К. Селевко определены управляемое (самовоспитание, самоизменение, самоуправление, самостроительство, самосовершенствование) и неуправляемое саморазвитие (совершающееся само по себе, независимо от воли человека). По мнению Г. К. Селевко, в педагогической практике «саморазвитие и самосовершенствование — это процессы управляемого личностью своего развития, в котором в субъектных нуждах, целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности» [8, с. 59].

В аспекте работ школы Л. И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи» рассматривается развитие личности ребенка, опосредованное детским коллективом. Ученый считает, что потребность в самообразовании и самовоспитании присуща любому нормально развивающемуся ребенку. Готовность и способность к саморазвитию зависят от биологически и социально обусловленных особенностей учащегося и соотносятся со стремлением и его расположенностью к творчеству. В связи с этим важнейшей заботой педагога Л. И. Новикова видит, с одной стороны, развитие самосознания обучающегося, с другой — создание благоприятных условий для творческого развития всех детей. С точки зрения ученого, для саморазвития личности ребенка в процессе воспитания необходимо усиление степени развития его самостоятельности, включение сложных педагогических ситуаций в воспитательную деятельность (по А. С. Макаренко), повышение

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin /Вестник ЧГГГУим. И. Я. Яковлева. 2021. № 4(113)

уровня его увлеченности творчеством, развитие рефлексивной оценки своих возможностей. Важная роль в этом механизме принадлежит детскому коллективу, а также (реально действующему) классному и школьному самоуправлению [7].

Выводы. Реферативный обзор психолого-педагогической литературы показал, что «саморазвитие» рассматривается учеными по-разному: в психологии — как интегративный процесс целенаправленного творческого изменения, режим становления субъектности, основание для психогенных факторов развития; в педагогике — как процесс управления личностью своим развитием, процесс опосредованного управления детским коллективом развитием личности обучающегося, основа и источник самовоспитания и самообразования, деятельность индивида по обогащению своих возможностей.

Саморазвитие понимается нами как процесс внутренней и внешней деятельности человека, направленной на формирование различных форм «самости» в условиях контакта с окружающим миром и на основе самоуправляющих механизмов. Такая деятельность характеризуется не только направленностью и содержанием, но и согласованностью ее структурных компонентов между собой (мотивации, целей, способов, средств и т. д.) в условиях и скорости развития современного общества. В педагогической реальности саморазвитие личности выступает в качестве ценностной составляющей педагогического процесса, определяющей средства для преодоления разнонаправленности процессов воспитания, обучения, развития, социализации обучающихся. В логике данного утверждения в педагогике современной школы в качестве одной из основных задач важно выдвигать не только задачу формирования готовности обучающихся к саморазвитию, но и задачу научения способом саморазвития на протяжении всей жизни человека и приучения к рефлексии опыта саморазвития как механизму самоуправления в рамках общественно-значимого и культурно-исторического опыта развития общества. Поэтому педагогический смысл понятия «саморазвитие» мы видим в создании условий, обеспечивающих педагогическую поддержку, сопровождение [1] и стимулирование процесса саморазвития личности обучающегося.

1. Аракчеева С. А. Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к саморазвитию // Ярославский педагогический вестник. -2018,-№2.-С. 60-66.

2. Блинова В. Л. Теоретическая модель формирования готовности личности к саморазвитию // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2015. — Т. 2, вып. 1(5).-С. 16-20.

3. Демакова И. Д., Шустова И. Ю. Системный подход как условие эффективного применения исследовательских методов в теории воспитания // Образование и саморазвитие. — 2021. — Т. 16, № 3. — С. 249-260.

4. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / сост. П. А. Лебедев ; АПН СССР. — М. : Педагогика, 1982. — 704 с.

5. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. — Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 1997. — 313 с.

6. Мудрость великих педагогов. — М. : Абрис, 2018. — 256 с.

7. Новикова Л. И. Педагогика воспитания : избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика ; сост. Е. И. Соколова. — М., 2009. — 336 с.

8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : учеб.-метод, пособие : в 2 т. Т. 2. — М. : НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.

9. Слободчиков В. И. Психология становления и развития человека в образовании (доклад) [Электронный ресурс]. — URL : https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-stanovleniya-i-razvitiya-cheloveka-v-obrazovanii-doklad/viewer (дата обращения : 01.03.2021).

10. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М. : НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изм. и доп. от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. [Электронный ресурс]. — URL : https://base.garant.ru/55170507/ 53fö9421bb-daf741eb2dlecc4-ddb4c33/(дата обращения : 11.02.2021).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) с изм. и доп. от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г. [Электронный ресурс]. — URL : https://base.garant.ru/70188902/8ef641 d3b80fffl-1 d34bel 6ce9bafc6e0/ (дата обращения : 11.02.2021).

13. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. — 2010. — № 5. — С. 3-14.

Статья поступила в редакцию 04.11.2021

1. Arakcheeva S. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya gotovnosti podrostkov k samorazvitiyu // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. — 2018. — № 2. — S. 60-66.

2. Blinova V. L. Teoreticheskaya mode! formirovaniya gotovnosti lichnosti k samorazvitiyu // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. — 2015. — T. 2, vyp. 1(5).-S. 16-20.

3. Demakova I. D., Shustova I. Yu. Sistemnyj podhod kak uslovie effektivnogo primeneniya issledovatel’skih metodov v teorii vospitaniya // Obrazovanie i samorazvitie. — 2021. — T. 16, № 3. — S. 249-260.

4. Kapterev P. F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya / sost. P. A. Lebedev ; APN SSSR. — M. : Pe-dagogika, 1982.-704 s.

5. Kulikova L. N. Problemy samorazvitiya lichnosti. — Habarovsk : Izd-vo HGPU, 1997. -313 c.

6. Mudrost’ velikih pedagogov. — M. : Abris, 2018. — 256 s.

7. Novikova L. I. Pedagogika vospitaniya : izbrannye pedagogicheskie trudy / pod red. N. L. Selivanovoj, A. V. Mudrika ; sost. E. I. Sokolova. — M., 2009. — 336 c.

8. Selevko G. K. Enciklopediya obrazovatel’nyh tekhnologij : ucheb.-metod. posobie : v 2 t. T. 2. — M. : Nil shkol’nyh tekhnologij, 2006. — 816 s.

9. Slobodchikov V. I. Psihologiya stanovleniya i razvitiya cheloveka v obrazovanii (doklad) [Elektronnyj resurs], — URL https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-stanovleniya-i-razvitiya-cheloveka-v-obrazovanii-doklad/viewer (data obrashcheniya : 01.03.2021).

10. Universal’nye kompetentnosti i novaya gramotnost’: chemu uchit’ segodnya dlya uspekhazavtra. Predvaritel’nye vyvody mezhdunarodnogo doklada о tendenciyah transformacii shkol’nogo obrazovaniya /1. D. Frumin, M. S. Dobryakova, K. A. Barannikov, I. M. Remorenko; Nacional’nyj issledovatel’skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. — M. : NIU VShE, 2018. — 28 s.

11. Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897) с izm. i dop. ot: 29 dekabrya 2014 g., 31 dekabrya 2015 g., 11 dekabrya 2020 g. [Elektronnyj resurs], — URL : https://base.garant.ru/55170507/53f89421bb-daf741eb2dlecc4-ddb4c33/ (data obrashcheniya : 11.02.2021).

12. Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart srednego obshchego obrazovaniya (utv. pri-kazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413) с izm. i dop. ot: 29 dekabrya 2014 g., 31 dekabrya 2015 g., 29 iyunya 2017 g., 24 sentyabrya, 11 dekabrya 2020 g. [Elektronnyj resurs], — URL : https://base.garant.ru/ 70188902/8ef641 d3b80fffl-1 d34be 16ce9bafc6e0/ (data obrashcheniya : 11.02.2021).

13. Fel’dshtejn D. I. Psihologo-pedagogicheskie problemy postroeniya novoj shkoly v usloviyah znachimyh izmenenij rebenka i situacii ego razvitiya // Obrazovanie i nauka. — 2010. — № 5. — S. 3-14.

Источник https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00822067_0.html

Источник https://www.poznaysebia.com/2015/04/03/rol-samorazvitiya-v-pedagogike/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-smysl-ponyatiya-samorazvitie

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Советы и рекомендации, чем и как убрать ржавчину с кузова автомобиля своими руками
Next post Чем опасны кредитные карты