Российская Академия Образования

 

Человечность как фактор саморазвития личности

Международная конференция «Развитие научного наследия профессора Н.Н.Обозова в работах его коллег и учеников»

Всероссийская конференция по юридической психологии с международным участием «Коченовские чтения 2022. Психология и право в современной России»

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

IV Международная научно-практическая конференция «Психология одаренности и творчества»

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

Международная студенческая олимпиада по клинической психологии «Психология и медицина» (финал)

IХ Международная конференция студентов и молодых ученых «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия»

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Всероссийский онлайн форум с международным участием «Супервизия в России (психологическая и непсихологическая практика)»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

Человечность как фактор саморазвития личности

Автор

/module/item/name

«Человечность как фактор саморазвития личности» — под таким названием в Психологическом институте РАО 4 июня прошел Круглый стол в связи с 60-летием слепоглухого доктора психологических наук Александра Васильевича Суворова, обладателя многочисленных регалий и наград:

— действительный член Международной академии информатизации при ООН,
— почётный международный доктор гуманитарных наук в Саскуаханском университете (США),
— ведущий научный сотрудник Лаборатории Психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института гуманитарных технологий Московского Городского психолого-педагогического университета,
— профессор кафедры педагогики Университета Российской академии образования ,
— кавалер медали I степени имени Г.И.Челпанова,
— кавалер почётной золотой медали имени Льва Толстого,
— кавалер памятной медали, посвящённой международному году добровольцев, учреждённому Генеральной Ассамблеей ООН,
— лауреат Всероссийского конкурса «Добрая дюжина»,
— кавалер Почётного юбилейного (80 лет) знака Союза пионерских организаций — Федерации детских организаций,
— рыцарь Свердловского областного Детского ордена милосердия,
— кавалер ОРДЕНА «БУРАТИНО».

Тема этого Круглого стола не случайна – так называлась докторская диссертация юбиляра, которую он защитил в 1996 году, посвятив ее своей матери — Марии Тихоновне Суворовой.

Этот Круглый стол организовала и вела доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института, руководитель научно-исследовательской группы психологии общения и реабилитации личности Наталия Львовна Карпова.

В составе этой группы до сих пор работает Александр Васильевич, лишенный не только слуха и зрения, но и чувствительности ног. Однако этот многолетний букет болезней не мешает ему жить полнокровной жизнью. Брайлевский органайзер, четырехколесные ходунки, постоянный сопровождающий – Олег Гуров и собственная сила жажды жизни – верные спутники Суворова.

Для столь неординарного события были заказаны два прекрасных переводчика жестового языка Марина Котова (слева) и Инесса Беликова.

Также в переводе помогала кандидат психологических наук Ирина Владимировна Саломатина (справа)…

…и Родион Терехов.

Огромное им всем спасибо от глухих, слабовидящих и слепоглухих участников Круглого стола!

Но самая большая доля адского труда в тот вечер выпала на Олега Гурова, который без перерыва переводил (!) почти четыре часа. Ведущая заседания Стола Наталия Карпова представила Гурова как приемного сына Суворова, назвав его «радостью, опорой и надеждой Александра Васильевича».

Это был не сухой, официальный вечер… Суворов – человек известный в профессорских и университетских кругах, с нетипичной судьбой слепоглухого, а потому …

…и гости приехали самые разные.

Молодые волонтеры из Региональной (Мари Эл) общественной организации инвалидов «Детский орден милосердия» спели песню «Моя Россия» на жестовом языке. В этой организации Суворов является одним из авторов создания уникальной методики работы с детьми-инвалидами, направленной на совместную деятельность и совместное общение их со здоровыми детьми.

Слева направо: Н.Кисельникова, А.Суворов, О.Гуров, Н.Карпова:

Приветствие выдающегося русского психолога, академика РАО Алексея Александровича Бодалёва зачитала зав. лабораторией научных основ психологического консультирования и психотерапии ПИ РАО, к.психол.н. Н.В.Кисельникова:

— И самым главным в этом процессе определения своего места в жизни было то, что Вы, Александр Васильевич, на оптимальном уровне решили для себя, что для Вас самое важное – это найти свое призвание. И оно представляется для Вас в том, чтобы себе самому всеми доступными способами вбирать в свой внутренний мир являющие себя по-разному основные ценности жизни и культуры и затем непременно делать их достоянием, прежде всего, тех, кто по разным причинам лишен этой возможности.

Было зачитано и поздравление от ведущего научного сотрудника Психологического института, доктора психологических наук, действительного члена Международной педагогической академии Виля Эмануиловича Чудновского, где были такие слова:

— Когда думаю о том, что сделал в своей жизни психолог и педагог Суворов, возникает мысль о том, что он проявил не меньше воли, мужества, мудрости, чем его полный тезка – знаменитый полководец. Психолог Суворов стал полководцем судеб многих детей, подростков, взрослых.

После оглашения длинного списка регалий А.В. Суворова заместитель директора Психологического института доктор психологических наук, академик РАО Сергей Борисович Малых отметил:

— Александр Васильевич взял новый рубеж – 60 лет! У него много достижений и наград. И в дальнейшем он будет столь же успешным! Руководство института представило Суворова к Золотой медали Российской академии образования.

Наталия Карпова в своем выступлении, говоря, что сотрудничает с А.В.Суворовым уже 20 лет, подчеркнула:

— Суворов всегда являл свою высочайшую РАБОТОспособность и работоСПОСОБНОСТЬ. За прошедшие годы Александр Васильевич не утратил ни одного из своих замечательных качеств: он также много работает, отличается большой отзывчивостью ко всем добрым начинаниям и четкой нравственной гражданской позицией, участвуя в комиссиях по образованию при Государственной Думе, встречаясь со студентами и преподавателями многих вузов, социальными работниками и журналистами.

Председатель Московского отделения Российского психологического общества, доктор психологических наук, руководитель группы диагностики творчества, главный научный сотрудник Психологического института Диана Борисовна Богоявленская:

— Я Сашу знаю более 30 лет. Тема его докторской диссертации лично им выстрадана. Московское психологическое общество сделало А.В.Суворова своим Почетным членом.

Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ Дмитрий Алексеевич Леонтьев, руководитель научного издательства «Смысл», в своем выступлении провел глубокий анализ соотношения феноменов увлеченности и вовлеченности в зарубежной и отечественной философии психологии. Он подчеркнул, что только вовлеченность позволяет человеку устанавливать связь между миром, собой и тем, что есть в нем самом. Юбиляр – тому яркий пример.

Студентки факультета дефектологии Марийского государственного педагогического университета зачитали приветствие от руководства факультета и вручили подарки от Регионального отделения Детского ордена милосердия.

Из выступления директора Уральского центра дополнительного образования, профессор, доктор педагогических наук Зинаиды Алексеевны Галагузовой:

— На нашем факультете педагогического образования знают и любят Александра Васильевича. Он читал нам лекции о социальной педагогике. От него впервые узнала о Загорской школе. Я специально прилетела из Екатеринбурга, чтобы лично поздравить юбиляра.

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, создатель «Российского открытого университета», преобразованного позже в «Университет Российской академии образования» Борис Михайлович Бим-Бад:

— Из 60 лет сорок лет я присутствую в судьбе нашего юбиляра. То как преподаватель, то как советник в учебе и творчестве, то как работодатель и издатель, то как помощник в решении житейских проблем. Короче, как старший друг. Сашина мама Мария Тихоновна была удивительной женщиной. Она жалела всех и не умела жалеть себя. Даже не подозревая о том, Мария Тихоновна стала первым и главным учителем Саши, пробудив в нем любовь к книге. Практически непрерывное и интенсивное чтение Саши развило его удивительное языковое чутье. Наряду с ясностью мысли в этом – причина успеха его публицистики.

Никто и никогда не достигал столь высоких результатов в условиях глубокой сенсорной депривации, как Саша Суворов.

Старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, кандидат психологических наук, первый директор организации слепоглухих «Ушер-Форум» Ирина Владимировна Саломатина подчеркнула:

— Мария Тихоновна Суворова на уровне материнской интуиции собирала вокруг сына разных замечательных людей, не только тех, кто интересовался слепоглухотой. Она звонила, приглашала, готовила вкусные пельмени и салаты, пела песни. Невозможно было оставаться равнодушной к судьбе ее сына. Она была участницей всех социальных событий. Саша, ты счастлив! Потому что у тебя была такая мама!

Депутат Государственной думы (Совета федерации), заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, Вице-президент Всероссийского общества слепых, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Олег Николаевич Смолин:

— В жизни всегда есть место подвигу! И у меня была такая же мама как у Суворова, которая сделала всё, чтобы человек состоялся в жизни. Воспитание детей — это самая долгосрочная перспектива на всю жизнь. Образование – это не сфера услуг, а область самореализации. Александр Васильевич неоднократно принимал участие в общественном движении и всегда поддерживал нашу позицию, что образование – не сфера обслуживания, а важнейшее государственное дело. Опыт Загорского детского дома – это опыт мирового значения!

Заведующая кафедрой специальной психологии факультета «Клиническая и специальная психопатия» МГППУ, кандидат психологических наук Татьяна Александровна Басилова:

— Я благодарна судьбе, которая более 40 лет назад привела меня в экспериментальную группу слепоглухих, где Саша Суворов и его товарищи готовились к поступлению в вуз, и где я познакомилась не только с ними, но и с их замечательными учителями, которые вскоре стали и моими. Благодаря общению с Александром Ивановичем Мещеряковым, Раисой Афанасьевной Мареевой, Аллой Яковлевной Акшониной, Галиной Васильевной Васиной, Эвальдом Васильевичем Ильенковым, Феликсом Трофимовичем Михайловым, Людмилой Филипповной Обуховой и многими, многими другими. Мы научились шире смотреть на мир, отстаивать свою точку зрения и помогать друг другу в любых обстоятельствах.

Координатор БАНО «Ушер-форум» Елена Сильянова выступила с презентацией на тему «Путь к самореализации слепоглухих через клубы общения»:

— Для тех, кто вдруг лишился возможности видеть и пользоваться слухом, кто лишился привычных мелочей, очень важен пример того, кто, оказавшись в таком же положении, не остановился, а добился успеха. Александр Васильевич для нас пример, чего может добиться слепоглухой человек в формировании нового менталитета.

Постоянный переводчик жестового языка клуба общения слепоглухих на Якиманке Марина Николаевна Котова:

— Первый раз увидела Сашу Суворова по телевизору 35 лет назад. Про него сказали, что он — единственный из слепоглухих, кто прочитал все 3 тома «Капитала» Маркса. Я очень удивилась и запомнила его тогда.

Но, пользуясь возможностью, хочу также обратить вниманием всех на то, что у нас в стране до сих пор не узаконена категория инвалидов слепоглухих – есть только категории глухих и слепых, что не учитывает специфики двойной сенсорной депривации, а это наглядно даже в работе переводчика.

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Елена Львовна Гончарова рассказала о годах общения (1971-1976) на факультете психологии МГУ с четверкой выпускников Загорского детского дома (А.Суворов, Ю.Лернер, С.Сироткин, Н.Корнеева):

— В числе сотрудников лаборатории обучения и воспитания слепоглухих НИИ Дефектологии, которой руководил А.И. Мещеряков, мы с Т.А. Басиловой обеспечивали ребят материалами, напечатанными по Брайлю, сопровождали в Университет, переводили на лекциях и разного рода встречах, помогали каждому из студентов в решении разнообразных житейский проблем. Среди этой четверки Александр был самым молодым. Он порой уходил самостоятельно путешествовать по улицам Москвы, в метро, чем вызывал страх и опасение за его жизнь у старших товарищей. Но время показало, что уже тогда он начал свой эксперимент «слепоглухой в мире зрячеслышащих», который неустанно и успешно продолжает и по сей день, подавая пример жизнестойкости и активного участия в жизни не только людям с ограниченными возможностями здоровья, но и всем зрячеслышащим.

Главный редактор журнала слепоглухих «Ваш собеседник» Наталья Борисовна Кремнева:

— Именно Сашу я считаю моим спасителем. Когда оглохла, было очень трудно, вообще не знала, как общаться. А Суворов тогда занимался, осваивал компьютер в библиотеке слепых. И мы стали там встречаться с ним. Он меня «натаскивал» в дактиле, вообще очень поддержал тогда морально. Говорили много и обо всем. Он просто заряжал своим оптимизмом. Вот наглядный пример активной человечности. В то время еще не было «Ушер-Форума».

Читать статью  Жалобы и нытье. Как освободиться от привычки жаловаться?

Преподаватель Московского Института психоанализа, председатель Координационного Совета профессиональной Гильдии психологов, куратор программы по логотерапии Института Виктора Франкла (Вена. Австрия) Светлана Владимировна Штукарёва преподнесла юбиляру удивительный подарок – выпуклую деревянную картину:

— Эту картину можно пощупать руками, а разные породы дерева, из которых она сделана, пахнут по-разному… Руководство Института психоанализа пригласило Александра Васильевича читать лекции студентам, чему я очень рада.

Другим удивительным подарком стала плетенная корзиночка с ландышами, врученная студентами, в которую юбиляр уткнулся головой, вдыхая аромат цветов.

… О чем говорил сам А.В. Суворов в своем выступлении? О многом…

О превращении бесчеловечности в человечность… О разных видах одиночества… О выдающихся слепоглухих личностях мира Элен Келлер (США) и Ольге Скороходовой (Россия)… И интересен был такой его ответ:

— Журналисты мне часто задают глупый вопрос: Какая у меня любимая книга? Я – книгоголик, библиофил. Читаю по 24 часа… Но могу сказать, какая самая добрая книга в моей жизни — А.И.Мещеряков «Слепоглухие дети».

Этим большим янтарным «Орденом Буратино» Александр Васильевич Суворов удостоен за педагогическую доброту к детям. Свою специализацию по диплому МГУ «детская психология, преподаватель детской психологии», полученного в 1976 году, Александр Васильевич Суворов полностью оправдал в течение своей жизни, посвятив ее Загорскому дому слепоглухих детей.

Текст и фото: Александры Базоевой, корреспондента газеты «Мир глухих», члена Союза журналистов Москвы.

Автор

Суворов Александр Васильевич

доктор психологических наук, профессор. Ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета. Научный руководитель Регионального Детского ордена милосердия. Почетный член Московского психологического общества. Президент Сообщества семей слепоглухих.
Москва

Российская Академия Образования

Защита состоится “__”________________1996 г. в_____часов на заседании Диссертационного совета Д-018.03.01, по присуждению ученой степени доктора психологических наук при Психологическом Институте РАО по адресу:103009, Москва, Моховая д.9, корп “В”.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Психологического Института

Автореферат разослан “__”________________________1996 г.

Ученый секретарь Диссертационного Совета, доктор психологических наук, профессор А.В.ЗАХАРОВА

Общая характеристика диссертации актуальность темы исследования

В современной общемировой экстремальной ситуации проблема реализации человечности в образе жизни человечества становится поистине проблемой жизни и смерти.

Необходимость гуманизации человеческих отношений, гуманистического переустройства человеческого общества, всегда остро осознавали многие мыслители. В частности, Эрих Фромм в книге «Иметь или быть?» к наиболее «радикальным гуманистам», независимо от религиозной или атеистической их ориентации, относит Будду, Христа, Экхарта, Маркса, Альберта Швейцера, многих других, в том числе себя самого.

Фромм фактически развивает учение Маркса об отчуждении человека от его собственной человеческой, родовой сущности, то есть от универсальности отношений с миром, в котором человек только и может существовать, но с которым человек до сих пор находился преимущественно в одном из всего бесконечного разнообразия возможных отношений, а именно в отношении обладания. Речь шла у Маркса не просто о примитивном «перераспределении» «вещественных богатств» на началах примитивной «справедливости», как его «поняли» вульгаризаторы, а о потребительстве человека (человечества) по отношению к миру, которым он «живет», и об опасности самоуничтожения человечества вместе с исковерканной (а не преобразованной!) им частью мира, -самоуничтожения именно в результате потребительства, хищничества, коверкания мира и себя вместо осторожного, ответственного преобразования. Маркс был против сведе`ния всего бесконечного универсального многообразия отношений человека с миром к одному лишь примитивному отношению обладания. Преемственность Маркса и Фромма видна уже из самого названия книги последнего — «Иметь или быть?». Так Фромм формулирует марксову основную дилемму: обладать — или реализовать все богатство отношений с миром, реализовать универсальную родовую сущность человечества как разумной формы жизни. (В философской традиции, когда говорят о «человеке», обычно имеют в виду «человечество». В психологии по понятным причинам это не так: «человек: здесь — единичный представитель человечества, индивид; о личности разговор особый, чуть ниже.)

В контексте бегло очерченной глобальной проблемы гуманизации отношений мирового сообщества с миром человечность должна стать смыслом жизни «каждого живого человека» (Э.В. Ильенков). Конкретизировать психологическое значение и содержание проблемы смысла жизни с опорой прежде всего на исследования В. Франкла попытался В.Э. Чудновский, который предложил понимание психологического значения смысла жизни как «системы сдержек и противовесов», позволяющей субъекту сохранять относительную самостоятельность, автономию и по отношению к «внутреннему» (своим влечениям, сиюминутным капризам), и по отношению к «внешнему» (разного рода влияниям извне, прежде всего социальным); в соответствии с этим В.Э. Чудновский понимает смысл жизни как «буферный» психологический механизм.

Названные и многие другие исследователи (в том числе В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный и П.А. Сорокин) единодушны в том, что речь идет о выживании человечества, и что проблема выживания ставится и обостряется именно антигуманным характером человеческой деятельности, направленностью социального «прогресса» в сторону «технократического фашизма» (термин Э. Фромма), — в конечном счете в сторону коверкания, а не преобразования мира, — коверкания, результатом которого может быть только самоуничтожение человечества вместе со всей вовлеченной в его деятельность частью природы. Отсюда требование глобальной гуманизации жизни человечества, гуманистической ориентации социального прогресса на всех уровнях, во всех областях, — от техники — до образования, от математики — до поэзии, от химии — до музыки.

С этих позиций главной психолого-педагогической проблемой приходится признать проблему реализации человечности абсолютно каждым человеком как по отношению к самому себе, так и по отношению к окружающим людям, к миру в целом. Только при этом условии «каждого живого человека» можно было бы признать полноценной, а не ущербной личностью, — то есть, по Э.В. Ильенкову, такой «человеческой индивидуальностью», которая способна стать и быть «полномочным представителем рода человеческого», носителем общечеловеческой культуры (для Э.В. Ильенкова само собой разумелось, что культура вообще может быть только человечной, нравственной; он и определяет культуру как все, что сделано человеком для (а не против!) человека; иное он не признавал ни за культуру, ни вообще за нечто достойное названия и звания «человеческого»).

Проблема реализации человечности в жизни каждого оборачивается проблемой личностного качества каждого. И к наивысшему качеству приводит тот вариант саморазвития личности, содержание которого -пожизненная конкретизация человечности субъектом в своих отношениях с самим собой и с окружающими людьми. Под «конкретизацией человечности» имеется в виду реализация (или хотя бы упорно возобновляемые попытки реализации, воля к реализации) ответственности за себя перед своей совестью; реализация стремления помочь, а не навредить; готовность — лишь бы не навредить — проверить любые этические нормы на адекватность единичной ситуации, в которой догматическое (некритическое) применение этих норм может привести к прямо противоположному результату — к бесчеловечности вместо человечности, к человеческому жертвоприношению, то есть к принесению интересов живого человека (вплоть до самых жизненно значимых), интересов сохранения межличностного (семейного, дружеского), социального, экологического благополучия, равновесия, — в жертву морально-этической абстракции.

Понятие человечности можно как-то конкретно определить только в соотнесении с понятием гуманизма. Гуманизм — это мировоззренческая система, антропокосмическая (термин Н.Г. Холодного) картина мира. Высшей ценностью и точкой отсчета в этой системе является человечество в неразрывном единстве (а в конечном счете в диалектическом тождестве) с окружающим миром, место человечества во вселенной, сохранение, дальнейшее существование человечества внутри вселенной и вместе с ней. Самоценность человечества не может не иметь космического масштаба: как писал Маркс, «человек живет природой», то есть человечество существует, в принципе может существовать лишь внутри вселенной и до тех пор, пока существует вселенная; поэтому одновременно с самоценностью человечества приходится признавать самоценность всего мира, всего космоса, всей вселенной, — уж во всяком случае той, непрерывно расширяющейся, ее части, которая непосредственно вовлечена в деятельность человечества и которую В.И. Вернадский назвал «ноосферой», а Э.В. Ильенков — «очеловеченной» (или «антропоморфизированной») природой.

Отсюда — гуманистическая этика, в основе которой лежит категория космической (в пределе) ответственности, реализуемой в конкретном образе жизни каждого разумного существа, только через эти единичные, индивидуально-неповторимые образы жизни и осуществляемой. Ответственность диссертантом понимается очень широко, — как важнейшая характеристика разумности человечества и человеческих существ. Ответственность предполагает долженствование, долг сохранения человеческой жизни и природы, окружающей и включающей в себя человечество, вовлеченной человечеством в свою жизнедеятельность. Ответственность — это долг любви как в узком смысле (долг сохранения жизни и здоровья близких), так и в широком (долг сохранения условий существования человечества, а значит, сохранения природы). Словом, ответственность — это космический и индивидуальный долг любви, предполагающий диалектическое отождествление космического и индивидуального.

Логическим следствием понимания категории космической ответственности как основы гуманистической этики оказывается переосмысление категорий разума и безумия: что ответственно — то разумно, что безответственно — то безумно. То же самое с категориями совести и бессовестности:

совесть предполагает ответственное, следовательно разумное, отношение к себе и ко всему миру, а бессовестность — безответственное, следовательно безумное. (Определяя категорию ответственности, диссертант использовал обзор дефиниций ответственности в начале книги К. Муздыбаева «Психология Ответственности»; в этом обзоре есть и дефиниция совести, близкая к данной диссертантом.)

Человечность является практической реализацией гуманизма, с одной стороны, а с другой — предпосылкой, практической основой, опорой для формирования, выработки гуманистического мировоззрения. То есть между гуманизмом и человечностью точно такое же диалектическое соотношение, как в классической марксистской гносеологии — между познанием и практикой: «Практика — источник, цель и критерий истинности познания». Перефразируя приведенную формулу, можно сказать: «Человечность — источник, цель и критерий истинности гуманистического мировоззрения».

Человечность — категория, вбирающая в себя множество аспектов, и прежде всего — описательные и оценочные; психологи обычно выделяют в человечности, как и в других сложных личностных образованиях, генетический, рациональный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Категория человечности, в предельно широком философском смысле, используется для обозначения трансмировой природы человека как разумного (потенциально, если не актуально) существа, — природы, которой не обладает помимо человека ни одно существо из всех нам пока известных.

Вообще же, если бы пришлось объяснять ребенку, что такое человечность, диссертант ответил бы: доброта. А дальше можно конкретизировать как угодно подробно и сложно.

В контексте намеченной гуманистической этики, в контексте категорий ответственности, разума и совести, диссертант интерпретирует и исходное для него понимание Э.В Ильенковым категории личности. Личность понимается Э.В. Ильенковым как «человеческая индивидуальность», которая, в отличие от зоологической (биологической) индивидуальности, фокусирует, замыкает на себя, интериоризирует (то есть воплощает в своей человеческой, социальной (в отличие от физиологической) жизнедеятельности) и в течение всего своего жизненного цикла реализует человеческую («родовую») сущность, под которой в соответствии с «Тезисами о Фейербахе» К. Маркса Э.В. Ильенков имеет в виду «ансамбль» (в общепринятом переводе у Маркса -«совокупность») «всех общественных отношений», — то есть универсальность, в конечном счете космическую, отношений человечества с миром. В книге «Об идолах и идеалах» Ильенков, характеризуя нормальную, то есть всесторонне и гармонично развитую, личность, говорит, что такое гармоничное развитие как раз и предполагает максимально достижимую для каждого индивида («каждого живого человека») и как можно более полно реализуемую универсальность отношений с самой собой и с окружающим миром. Таким образом, если реализация универсальности человечеством совпадает с реализацией космической миссии человечества как разумной формы жизни, то реализация универсальности «каждым живым человеком», превращение «каждого живого человека в личность», и именно нормальную, всестороннюю, гармоничную, — совпадает с реализацией высшей миссии каждого из нас в качестве разумного существа.

Иначе говоря, личность как «человеческая индивидуальность», воплощающая в себе социальную сущность рода человеческого, — это родовое существо, а соответствующая особь биологического вида homo sapiens — существо только видовое (хотя реально речь может идти об одном и том же «существе»). Каждый из нас — видовое существо вне «ансамбля всех общественных отношений», а внутри этого «ансамбля» -родовое существо.

В данном диссертационном исследовании особое внимание уделяется человечности именно в качестве источника формирования гуманистической системы убеждений. Намечается, таким образом, следующая поэтапность:

А) изначальная стихийная практика человечности;

Б) осознание этой практики вплоть до уровня формирования гуманистической, антропокосмической картины мира, с соответствующими этическими выводами из нее;

В) сознательная реализация сложившегося (и непрерывно эволюционирующего, конкретизируемого) гуманистического мировоззрения в собственном образе жизни, в межличностном общении, во взаимодействии личности со всем окружающим и включающим ее в себя миром.

Читать статью  Роль инновационной деятельности педагога в совершенствовании его профессионального опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Реализация человечности — как стихийная, так и сознательная -происходит внутри процесса саморазвития личности. Речь идет именно о саморазвитии в том смысле, что личность — как «человеческая индивидуальность», как носитель и полномочный представитель родовой, общечеловеческой сущности, — есть результат ее личных усилий во всем главном, принципиальном для ее существования среди себе подобных. Это не значит, что мы «саморазвиваемся» в одиночку. Наоборот, ошеломляющая диалектическая красота заключается в том, что никакое единичное саморазвитие невозможно без переплетения со множеством других единичных саморазвитий, без взаимопроникновения этих процессов. Таким образом, речь идет о диалектическом тождестве развития и саморазвития, о совпадении противоположностей, то есть противоположно — навстречу друг другу — направленной активности субъектов общения. Специфика диалектического отождествления в том и состоит, что одно предполагает, а не отменяет другое, — развитие предполагает саморазвитие и без него неосуществимо, но и саморазвитие неосуществимо без развивающего участия других людей в этом процессе. Да и вообще речь идет не о двух разных процессах, а об одном и том же процессе, рассматриваемом с позиций разных его участников.

Стихийная практика человечности (на этапе ее формирования, на этапе первоначального становления человечного образа жизни) в процессе развития-саморазвития может осуществляться по-разному. В одном случае человечность формируется в порядке реакции на бесчеловечность, — чужую и собственную. В другом случае фактором саморазвития личности в гуманистическом направлении может и должна быть именно взаимная человечность — сначала по отношению к само`й личности, и ответная по отношению к окружающим людям, — а не взаимная жестокость. Первый механизм диссертант назвал бы негативным и даже катастрофическим, потому что, во-первых, переживание бесчеловечности — само по себе психотравма, психологическая катастрофа, а во-вторых — следствием этой катастрофы совсем не обязательно должна стать человечность; катастрофа может сломать неокрепшую психику, а не только закалить ее, и если сломает — бесчеловечность принимается как «норма» человеческих отношений или, в лучшем случае, как неизбежное зло, которому остается только покориться. Второй механизм — формирование человечности человечностью же, — диссертант считает единственно нормальным. Оба противоположных механизма — негативный и позитивный — существуют, всегда существовали эмпирически, параллельно и переплетаясь. Следовательно, оба можно изучать.

По существу, теоретической основой всей работы лауреатов Государственной Премии СССР за 1980 год И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова со слепоглухонемыми детьми является именно диалектическое тождество развития и саморазвития. Альфа и Омега их психолого-педагогической практики — собственная активность слепоглухонемого ребенка, которая, однако, никакого «саморазвивающего» эффекта никогда не даст, если не будет специально направляться, стимулироваться, провоцироваться педагогом. Поэтому, постоянно подчеркивая решающее значение собственной детской активности, И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, а вслед за ними Э.В. Ильенков, не менее настойчиво подчеркивают значение процесса «целенаправленного формирования психики».

С учетом всего вышесказанного актуальность темы исследования более чем очевидна.

Он сделал Александра СУВОРОВА инвалидом и. профессором

. Такого интервью у меня еще не было. На мягкой сухой ладони собеседника я пальцем пишу каждое слово — букву за буквой. Надо стараться выводить письмена однообразно, чтобы человек понял вопрос, поэтому очень редко удается взглянуть ему в лицо. Одинаково чертить буквы не получается, и оттого, а также из-за отсутствия нормального визуального контакта я путаюсь, забываю вопросы, теряюсь и злюсь. Однако вопреки ожиданию мой собеседник понимает меня практически с полуслова, лишь иногда переспрашивает своим громким, низким и каким-то механическим голосом. Я отвечаю утвердительно пожатием кисти или пишу на ладони букву “н”, а ответы записываю на диктофон: мой визави говорит довольно четко и правильно, хотя и без каких-либо интонаций.

Это один из способов общения с внешним миром доктора психологических наук, профессора кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования, почетного международного доктора гуманитарных наук, кавалера золотой медали имени Льва Толстого, рыцаря Детского ордена милосердия Александра Суворова. Второй способ — чтение электронной почты и компьютерных файлов с помощью специального дисплея, преобразующего электрические сигналы в бегущую объемную строку знаков азбуки Брайля. Общаться иначе с ним можно только через переводчика, владеющего специальной дактильной азбукой (в отличие от языка зрячих глухонемых, это “язык прикосновений”).

НЕДУГ ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО

Мы беседуем с Александром Суворовым в его обшарпанной, бедной, совсем не профессорской квартире в многоэтажном доме на северной окраине Москвы. Вместе с профессором здесь живут его младшие сестра и брат. Родные по мере сил помогают ученому, а он содержит их на свою скромную (чуть более семи тысяч рублей) зарплату и немногочисленные гонорары.

— Я ослеп в трехлетнем возрасте, а оглох — в девятилетнем, — говорит Суворов. — Место нормальных зрительно-слуховых ощущений занял внутренний мир. И потому с детства творчество стало смыслом моей жизни. Сначала, конечно, это была игра-фантазирование; затем — первые опыты стихосложения, публицистика и, наконец, наука.

. Он родился 3 июня 1953 в городе Фрунзе (ныне Бишкек), в те годы — столице Киргизской ССР. Рос в простой, совсем не интеллигентской семье: отец, Василий Суворов, был милиционером, вышел на пенсию в звании старшины. Мама, Мария Суворова, имела среднее специальное образование, тридцать шесть лет проработала электротехником на участке Фрунзенского отделения железной дороги.

В трехмесячном возрасте Сашу отдали в ясли, в три года — в детский сад. На четвертом году жизни ребенок вдруг потерял зрение — почти до полной слепоты, сохранилось лишь видение света без возможности разбирать контуры. Поэтому в 1960 году Суворов поступил во фрунзенскую школу слепых. Увлекался музыкой, учился играть на баяне. Но напасти не закончились. В 1962 году девятилетний Саша стал терять слух, который сохранился примерно на том же уровне, что и зрение. До сих пор Александр Васильевич любит музыку. Только чтобы услышать ее, приходится включать звук магнитолы на максимальную громкость и плотно привязывать к ушам мощные динамики. Суворов уверяет, что до сих пор причины его внезапной слепоглухоты врачам неизвестны. Установили ее сами родители Александра. Как выяснилось только в 60-е годы, детдомовцы Василий и Мария Суворовы были довольно близкими родственниками — по данным разных источников, двоюродными или троюродными братом и сестрой. Кровосмешение сказалось не только на здоровье первенца Саши — второй сын Василий родился умственно отсталым. С раннего детства очень слабым было здоровье и младшей сестры профессора — Ольги.

В сентябре 1964 года Александра привезли в Загорск, в детский дом для слепоглухонемых детей. Другого учебного заведения для таких инвалидов в СССР тогда не было, да и сейчас сергиево-посадский интернат один на всю Россию и СНГ. Несмотря на все увещевания и утешения, одиннадцатилетний мальчик очень тяжело переживал разлуку с родным домом:

“Чувство обиды, одиночества сопровождалось ощущением кровавого налета на всех окружающих предметах и людях, и чудилось, что кровью равнодушия пропитаны солнечные восходы и закаты” (из статьи “Об ильенковской религиозной философии”).

БОЛЬШОЙ СОВЕТСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

В феврале 1971 года Суворов вместе с тремя другими воспитанниками детдома был переведен в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. Эксперимент, задачей которого было доказать возможность полной социальной адаптации слепоглухих (возможность их обучения в вузах, способность к научной работе), стал возможен благодаря энтузиазму группы ученых: доктора психологических наук Александра Мещерякова, доктора философских наук Эвальда Ильенкова, а также академика Алексея Леонтьева “со товарищи”.

Это был уникальный психологический эксперимент. Вместе с Суворовым МГУ тогда окончили еще трое слепоглухонемых: Наталья Корнеева, Юрий Лернер и Сергей Сироткин. Государство, Советский Союз, выделило на их обучение в течение пяти лет большие деньги; к каждому из четырех необычных студентов был приставлен переводчик, владеющий дактильной азбукой.

— Нас в течение семи месяцев серьезно готовили к обучению в университете, — вспоминает Суворов. — В сентябре 1971 года я начал учиться на факультете философии МГУ в качестве стажера. Но зимнюю сессию сдавал уже на факультете психологии, так как на философском факультете принимать у меня экзамены отказались. В летнюю сессию 1972 года одновременно сдавал экзамены за первый курс и вступительные, и полноправным студентом факультета психологии стал со второго курса. Причина всех этих сложностей — моя собственная инфантильность: в припадке абсолютной честности я стремился формально окончить среднюю школу, хотя нас готовы были принять (и приняли) в МГУ вне конкурса, без аттестата зрелости, ориентируясь на наш фактический уровень интеллектуального развития. Наше обучение в МГУ было экспериментальным, и многие формальности можно было обойти с разрешения Минвуза.

Из всех питомцев Загорского интерната, отобранных для участия в эксперименте, один Суворов добился признания “здоровых” коллег, сумел вырваться из замкнутого мирка инвалидов, работать не только для них, — хотя, конечно, немалая часть его методик и сочинений посвящена дефектологии. Он объясняет это просто: “Мне крупно повезло в том отношении, что я оглох поздно — в педагогическом смысле. Потеряй я слух одновременно со зрением, мы с вами могли бы и не беседовать сегодня”.

Троих авторов эксперимента, особенно Эвальда Ильенкова, Александр Васильевич до сих пор считает своими духовными родителями. “Их уже нет в живых, но я постоянно беседую с ними. Они стали моей совестью. И я никогда не перестану терзаться чувством вины за то, что, пока они были живы, я недостаточно был с ними человечен”.

В 1977 году Суворов окончил факультет психологии МГУ и стал младшим научным сотрудником НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне — Психологический институт Российской академии образования).

Суворов выбрал себе специальность на стыке философии, психологии и педагогики — педагогическую антропологию. Это наука о тайнах человеческой природы: о природе лидерства, тирании, агрессивности, о природе человеческой низости и подвига. В мае 1994 года он защитил кандидатскую диссертацию на тему “Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты”. А через два года стал доктором психологии. Его докторская диссертация называлась “Человечность как фактор саморазвития личности”.

ТВОРЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. В ОПАСНОСТИ

Еще в Загорском интернате для слепоглухонемых Суворов освоил “зрячую” машинопись. Он мог самостоятельно перепечатывать свои брайлевские, то есть написанные рельефно-точечным шрифтом слепых, рукописи “по-зрячему”: “При этом я не позволял себе халтурить и ничего, кроме писем, не писал без брайлевского черновика”.

Между тем в ходе работы над кандидатской диссертацией надо было создавать десятки вариантов одного и того же текста — по Брайлю, потом “по-зрячему”, потом опять по Брайлю. В “зрячем” тексте появлялись обидные опечатки, менявшие смысл на противоположный, и только в обратном “переводе” они становились известны автору. “Можно сказать, что, помогая мне в работе над авторефератом кандидатской диссертации, мама надорвалась. И это ускорило развязку — перед самой моей защитой у нее произошел инсульт. ” (Мама ученого умерла 4 февраля 1997 года.)

Подлинная “творческая революция”, как сам Суворов называет эту перемену, наступила в его деятельности лишь в конце января 1995 года. Тогда в Республиканском центре компьютерных технологий Всероссийского общества слепых он освоил компьютер со специальной приставкой, что сделало возможным защиту докторской диссертации меньше чем через два года после защиты кандидатской. В центре за Суворовым было зарезервировано собственное рабочее место. Там он написал помимо диссертации множество статей, а в августе 1995 года в издательстве университета Российской академии образования вышла в свет его первая книга “Школа взаимной человечности”. Сейчас его книги — а их более двух десятков — переведены на большинство европейских языков. Среди них не только психологические, педагогические и философские исследования, но и стихи. Которые, правда, больше напоминают рифмованные философские трактаты.

— Собственный компьютер появился у меня через год, — рассказывает Александр Васильевич. — В октябре 1996 года в Останкинском телецентре мне подарили специальный компьютер для слепых “Давид-486” (класса “ноутбук”) и компьютерную приставку “Инка” к любому обычному компьютеру. Все эти подарки стоили сумасшедших денег — 24 тысячи дойчмарок. Я получил возможность работать на компьютере дома. Технику в рабочем состоянии поддерживает компьютерный центр Всероссийского общества слепых.

Приставка, подключенная к системному блоку с CD-ROM, открывает Суворову доступ к недоступной ему раньше философской и педагогической литературе, фантастике, историческим исследованиям. Сейчас у Суворова, благодаря американской программе помощи инвалидам, есть бесплатный доступ в Интернет — правда, из-за особенностей брайлевского дисплея он может пользоваться только услугами электронной почты.

Читать статью  Как понять, чего ты хочешь?

По моей просьбе ученый прерывает свой рассказ, чтобы продемонстрировать свою технику в действии. Суворов кладет руки на тактильный дисплей — только так он может “видеть” написанное. Профессор очень быстро читает чье-то письмо, — его пальцы буквально летают вдоль черной строки, где из выступающих и с шумом опадающих пластиковых шипов возникают объемные символы. Набранное на обычной клавиатуре самим Суворовым автоматически конвертируется в файлы вида “только текст”. К системному блоку подключен и самый обычный монитор — для удобства зрячих техников, которым приходится обслуживать компьютер. Когда Суворов работает, экран четко разделен на две части. В верхней — фрагмент обычного интерфейса программы Lexicon. А внизу видна бегущая по абсолютно черному полю строка разноцветных символов, отдаленно похожих на буквы. Это то, что чувствует сейчас на своем дисплее Суворов.

— Однако вся моя техника сейчас буквально дышит на ладан, — говорит Александр Васильевич. — Специалисты уверены, что обычный ремонт уже не поможет. А на капитальный ремонт и замену приставки требуется в сумме примерно 6 тысяч долларов. Я обращаюсь к читателям вашей газеты: помогите! Без компьютера я не смогу работать, а значит — незачем жить.

“ДЕТСКАЯ ВЕШАЛКА”

Так прозвали Суворова сами малыши — за любовь профессора к детям. Взаимную. Работать с ребятами он начал еще в 1981 году. Первой экспериментальной площадкой для суворовских педагогических методик стал родной Загорский интернат. В июле 1987 года Александр Васильевич впервые в жизни побывал в обычном пионерском лагере “Салют” в Лужском районе Ленинградской области. “Ездил с целью проверить возможности адаптации слепоглухого педагога среди зрячеслышащих ребят. Адаптация моя прошла настолько успешно, что меня пригласили в этот лагерь на следующий год, уже с загорскими ребятами”. С тех пор содержанием его работы стала организация общения детей-инвалидов (первоначально слепоглухих) со здоровыми детьми.

Методику Суворова заметили сразу. Уже в июне 1994 года он стал преподавать в школах актива Детского ордена милосердия (в Свердловской области и Подмосковье). Эти школы по названию книги профессора стали называться “Школами взаимной человечности”. Его спецкурс по совместной педагогике был включен в программу факультета дефектологии МГПУ им. Ленина. А в январе 1995 года комитет “Дети России” наградил Суворова медалью “Орден милосердия” — как одного из победителей всероссийского конкурса “Добрая дюжина”. Сейчас Суворов продолжает практические занятия с подростками.

— С детьми я не только работаю, в основном я с ними дружу, — говорит Александр Васильевич. — Между прочим, я недавно отказался от участия в зарубежной психологической конференции, когда обнаружил, что из-за этого мне придется потерять неделю пребывания в детском оздоровительном лагере. Я рассказал об этом одному мальчику: “Теперь меня не скоро снова за границу позовут”. А он ответил: “Зато я всегда позову тебя на улицу”. И честное слово, это гораздо лучше поездки за границу! А!

— Вы ведь никогда не были женаты? — обращаюсь я к Александру Васильевичу. — Почему?

— Потому что боялся потерять или любимого человека, или самого себя. И еще — я стою на той позиции, что браков лиц с наследственной инвалидностью лучше бы не допускать. Пусть лучше занимаются онанизмом, чем плодить новых и новых инвалидов от рождения.

Если кто-то хочет помочь профессору в покупке новой техники, его координаты в редакции.

«БОЛЬШОЙ СОВЕТСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»

В 1971 году в НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР начали эксперимент, который должен был подтвердить, что слепоглухие люди могут обучаться в вузах и заниматься научной работой. О судьбе “большого советского эксперимента” рассказала “Солидарности”
его участница — кандидат психологических наук, завлабораторией психологического изучения детей и диагностики НИИ коррекционной педагогики РАО РФ Елена ГОНЧАРОВА.

Основателем экспериментальной лаборатории изучения и обучения слепоглухих детей в Москве стал Иван Соколянский, один из родоначальников системы специального образования на Украине. Свою работу он начал еще в 1923 году, когда основал в городе Умани клинику для слепоглухих детей. Она просуществовала всего 15 лет, и была закрыта по приказу Наркомпроса Украины — слепоглухие тогда были признаны необучаемыми. Судьба самого Соколянского сложилась не просто — в тридцатые годы его дважды сажали за “буржуазный национализм”, в то время он был уже директором харьковского НИИ дефектологии. Перед Великой Отечественной ученого приглашают на работу в Москву, в научно-практический институт специальных школ. После эвакуации он вернулся в столицу и продолжил свою работу уже в НИИ дефектологии. Из его прежних слепоглухих учеников после войны в живых осталось только двое. Четверо умерли в оккупации, остальные погибли в блокадном Ленинграде.

Но лабораторию по изучению и обучению слепоглухих детей удалось организовать не сразу, официально она была признана только в 1950 году. В начале в ней работали только Соколянский и его бывшая ученица, сама — слепоглухая, Ольга Скороходова. Потом сотрудников стало больше, а вот первый ученик появился в ней только в 1955-ом. Жили в небольшом здании рядом с институтом, и дети, и педагоги.

До самой смерти ученого, он и его соратники добивались открытия специальной школы для слепоглухих. Ученый умер в 1960 году, а еще через несколько лет, в 63-ем, последователям Соколянского — Александру Мещерякову, Ольге Скороходовой и другим сотрудникам лаборатории, удалось добиться открытия детского дома для слепоглухих детей в подмосковном Загорске (ныне Сергиев Посад). Здесь в последствии и обучались Александр Суворов и его будущие сокурсники по экспериментальной группе слепоглухих студентов МГУ.

НЕОБЫЧНЫЕ СТУДЕНТЫ

В 1971 году на психологическом факультете МГУ появилась необычная четверка студентов. Елена Гончарова рассказывала, что первое время сотрудникам лаборатории приходилось сидеть на лекциях возле каждого слепоглухого студента, передавая слова преподавателя дактильной (пальцевой) азбукой на ладонь своего подопечного. К концу дня у педагога немели руки. Поступали и по-другому. Сотрудники лаборатории, которую после смерти Соколянского возглавил доктор психологических наук Александр Мещеряков, приходили на лекции с магнитофонами, а потом отдавали текст на расшифровку секретарям, незрячим, которые перепечатывали его рельефно-точечным шрифтом Брайля. В таком виде студенты могли прочесть лекцию.

Потом стало еще легче. Для обучения стали применять телетактор, который передавал печатный текст рельефно-точечной азбукой. И наоборот: напечатанная азбукой Брайля речь студентов в виде текста появлялась на экране монитора педагога. Преподаватели получили возможность общаться со студентами самостоятельно и даже проводить семинары и обсуждения. На телетакторе одновременно могли заниматься несколько человек. Через шесть лет эксперимент закончился, и четверо дипломированных слепоглухих психологов покинули стены МГУ. Дальнейшая судьба у каждого сложилась по-своему.

ЛЮДИ И СУДЬБЫ

История Александра Суворова известна, а вот его однокурсница, Наташа Корнеева по окончании института вышла замуж, стала матерью. Но обо всем по порядку.

Первые признаки болезни дочери родители Наташи заметили в два с половиной года. Девочка стала плохо видеть и слышать. До девяти лет она почти полностью потеряла зрение, училась в школе для слепых. Но через два года об учебе пришлось забыть — Наташа перестала слышать. Годом позже она уже занималась в экспериментальной группе при НИИ дефектологии. Вскоре в Загорске открылся специальный детский дом, и Наташа переехала в Подмосковье. Потом окончила МГУ и вышла замуж за человека с нормальным зрением и слухом. В необычной семье — две дочери без проблем со здоровьем. Но обеим девочкам с детства знакома жестовая речь, иначе мама Наташа просто не смогла бы с ними общаться. Елена Гончарова рассказывала, как в семье Крылатовых (фамилия мужа Наташи) смотрели диафильмы. Младшая дочка крутила ручку диапроектора, старшая по буквам передавала текст с экрана на руку матери, а Наташа озвучивала его. Так мама “читала” детям сказки. Теперь дочери Корнеевой уже взрослые, а недавно Наталья стала бабушкой.

Случай другого однокурсника Суворова, Сережи Сироткина, педагоги считали самым трудным. Снижение зрения и слуха обнаружилось в раннем возрасте, а видеть мальчик перестал уже в пять лет. Остатки слуха имелись, но Сережа до шести лет не говорил. Обучением Сережи руководил сам профессор Соколянский. Ребенка отдали в детский сад для глухих детей, потом была школа, тоже для глухих, и наконец — Загорский детский дом и МГУ. Супругой Сергея стала зрячая и слышащая женщина, Эльвира Шакенова. Несколько лет назад она умерла. Сейчас Сергей заведует сектором слепоглухих в институте реабилитации слепых при Президиуме Всероссийского общества слепых. С помощью слухового аппарата может слышать речь знакомого человека на расстоянии двух-трех метров и даже по телефону, если ему хорошо знаком предмет разговора.

Юра Лернер, самый старший из участников экспериментального обучения, потерял зрение и частично оглох в четыре года — после перенесенного менингита. Потом слух исчез полностью, и мальчик стал обучаться при школе слепых с помощью дактилологии и шрифта Брайля. В Загорский детский дом он попал семнадцатилетним юношей, а еще через восемь лет поступил в МГУ. Юра увлекался скульптурой, и его дипломная работа была посвящена занятиям этим искусством со слепоглухими людьми. После вуза жил с родителями, а потом в доме престарелых в Переделкине, но при материальной поддержке семьи. Несколько месяцев назад Юрия не стало, но на Новодевичьем кладбище стоит памятник профессору Мещерякову, отлитый по бюсту, сделанному руками Юрия Лернера.

СУДЬБА ЭКСПЕРИМЕНТА

Эксперимент группового обучения в вузе слепоглухих студентов в России больше не проводился. По мнению Елены Гончаровой, причин несколько. Во-первых, конечно, финансовый вопрос. Для каждого студента нужен и помощник, и секретарь, и множество различного оборудования для обучения. Правда, в некоторых вузах, например в МГТУ им. Баумана, есть группы для обучения неслышащих людей. К тому же в современном мире и обычным абитуриентам трудно поступить в вуз, а слепоглухим — тем более. Вторая проблема — сами ребята: каждый выбирает профессию по душе, насильно всех на одном факультете не соберешь, а из-за одного человека начинать такую программу невозможно. Есть и третья причина, пояснение которой можно найти в интернате для слепоглухих детей в Сергиевом Посаде.

Теперь он разместился в современном здании, где, по словам Елены Гончаровой, есть все условия для развития детей с нарушениями зрения и слуха. Теперь интернат принимает детей, у которых такие нарушения сочетаются с нарушениями в эмоционально-волевой, интеллектуальной, двигательной сфере. Естественно, такой ребенок не осилит вузовскую программу. Напомню, все ребята — участники эксперимента были слепоглухими не от рождения и в остальном развивались нормально. Именно при такой форме недуга, так называемой поздней слепоглухоте, и возможно успешное обучение в институте. Многие выпускники оканчивают ПТУ, техникумы, получают профессию. Есть и такие, кто заочно обучается в институтах, но их единицы, и, как правило, у них не полная потеря зрения и слуха. Все зависит от семьи, от того, сколько родители смогли вложить сил и средств в ребенка.

Кроме интерната в Сергиевом Посаде, в институте коррекционной педагогики продолжает работать лаборатория, основанная Соколянским. Теперь там изучают и создают средства для обучения не только для слепоглухих детей, но и для детей с другими сложными нарушениями. В Москве есть санаторная школа № 65 для глухих, она принимает глухих и слабослышащих детей с различными дополнительными нарушениями, в том числе и слепоглухих. Да и во многих коррекционных школах и интернатах создают подобные группы.

Специалистов для работы с такими детьми до сих пор не готовят ни в одном отечественном вузе. Работают дефектологи разных специальностей, а особенностям методик обучаются прямо на практике, под руководством опытных специалистов.

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий

Источник https://psy.su/feed/3315/

Источник https://studfile.net/preview/1814325/

Источник https://www.solidarnost.org/thems/sudba-cheloveka/sudba-cheloveka_497.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Международное семейное право
Next post Сущность депозитных операций. Классификация депозитных источников привлечения средств